Шпионская история

Шпионская история


Кто сдал немцам координаты Горьковского автозавода во время Великой Отечественной и почему лишь спустя 30 лет нашли предполагаемого информатора

Город Горький во время ВОВ сильно пострадал из-за своей открытости. В 1930-е годы на его оборонных предприятиях работали иностранцы, в том числе из «дружественной» Германии. Один из этих людей в военные годы — генерал люфтваффе, вероятно, «сдал» немцам Горьковский автозавод, из-за чего тот был почти полностью разрушен. Официально известно: разведчики приезжали в город и после войны, так что «шпиономания» 1950-х здесь могла быть оправданной.


Немец в городе


В 40-е годы каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка изготавливались в Горьком.

— Город Горький, являясь одним из наиболее важных индустриальных центров страны, был также и одной из основных мишеней для фашистской авиации, — рассказывает РП Владимир Сомов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политики России ННГУ имени Лобачевского. — В течение трех военных лет, с 1941-го по 1943-й, на Горьковскую область было совершено 47 налетов, в которых участвовало 811 самолетов.

Первый налет произошел 4 ноября 1941 года. Тогда мишенью немцев стал Горьковский автозавод. Как писали заводчане в дневниках и своих воспоминаниях, самолеты летали так низко, что на их крыльях можно было различить свастику. От них отделялись и с завыванием летели на землю бомбы.

Василий Лапшин, который во время войны работал на Горьковском автозаводе в должности главного энергетика, с 1 декабря 1940 года и на протяжении всей войны вел свой дневник. После бомбежки он пишет: «Утром были видны обгоревшие трупы, части тела, разбросанные вокруг. Жутко было смотреть на эту картину».

Как следует из дневника Лапшина, автозаводчане быстро перестроились и привыкли к воздушным тревогам. Во время стрельбы рабочие продолжали работать за станками. А пол на заводе заливали водой, чтобы от падения горящих фрагментов здания не начался пожар.

В июне 1943 года, готовясь к наступлению под Курском, немецкое командование решило нанести массированный удар по промышленным центрам Поволжья. В связи с этим решено было закамуфлировать стратегически важные строения города. В Кстовском районе, недалеко от современного села Федякова, из стекла и фанеры соорудили так называемый «ложный объект» — огромный муляж ГАЗа для обмана немецкой авиации. Но бомбили немцы все равно настоящий завод.

Как рассказывала директор музея ГАЗ Наталья Колесникова, «вечером 4 июня 45 двухмоторных бомбардировщиков «Хейнкель-111» из эскадрилий KG-27 и KG-55 поднялись с аэродромов в районе Орла и Брянска, взяв курс на Горький… Из 45 самолетов к городу прорвались 20. Они повесили на парашютах примерно 80 осветительных ракет. Стало светлее, чем даже днем. Сбросили 289 фугасных бомб, 260 из них — на автозавод. В первый налет из строя были выведены главный конвейер автозавода, рессорный цех, кузница № 3. В районе оказались разрушенными несколько домов и больница. Вспыхнули десятки пожаров, нарушилась подача воды, связь».

За этим последовали еще два налета: в ночь с 5 на 6 июня, в котором участвовало 80 «хейнкелей», и в следующую ночь — 157. В этот третий, самый жуткий налет было разрушено 12 цехов, склады, депо, но больше всего пострадал колесный цех. Именно он был сверхважным объектом. Здесь изготавливались, в частности, колеса для пушек, катки для всех танков Т-34, корпуса снарядов для реактивных установок «Катюша» и многое другое. Не случайно Берии, приезжавшему инкогнито на завод в июне 1943 года, Сталин поручил немедленно, любой ценой восстановить колесный цех. Специалисты тогда дали заключение, что на это потребуется несколько лет. Однако героическими усилиями людей завод был восстановлен за 100 дней и ночей, к концу октября 1943 года.

Но почему все-таки немцы целенаправленно бомбили ГАЗ, а не камуфляж? Позже выяснилось, что здесь ранее работал человек, который снабжал врагов секретной информацией.

Шпионская история

Стенд, посвященный горьковчанам-участникам ВОВ. «Мозаика» выполнена из снимков участников Вечного полка. Фото: Ольга Абрамова / «Русская планета»


— Сохранились воспоминания Чинченко, одного из ветеранов завода (Федор Демьянович Чинченко, лауреат Государственной премии, пятикратный лауреат ВДНХ, Почетный гражданин Нижнего Новгорода. — РП): в 1943 году он был заместителем начальника колесного цеха. Он никак не мог понять, почему автозавод бомбили так ожесточенно, при том, что он тщательно маскировался, — консультирует РП Марина Марченко, заместитель директора общественно-политического архива Нижегородской области, — И лишь в сентябре 1976-го, когда Чинченко был в Берлине на совещании СЭВ (Совет экономической взаимопомощи. — РП), он встретил бывшего работника штаба воздушного корпуса дальней авиации Германии господина Нидерера.

«Он показал нам фото, в центре которого я увидел моего бывшего начальника на ГАЗе Леопольда Финка, — вспоминал потом Чинченко на встрече ветеранов, посвященной 50-летию восстановления Горьковского автозавода. — На снимке он был в генеральской форме. А на автозаводе до войны он проектировал все подземные коммуникации, а потом работал у нас заместителем начальника ОТК завода (ОТК — Отдел технического контроля. — РП). Так что знал все об автозаводе 1932-1937 годов». Этот факт приводится в книге историков Анны Горевой и Алексея Вдовина «Все для Победы».

Работал Леопольд Финк по контракту, подписанному Молотовым. А в 1937 году его вместе с семьей в 24 часа выслали из СССР. О дальнейшей его судьбе мало что известно. По словам Чинченко, в 1943 году он командовал в Германии корпусом стратегической авиации. С тех самых пор следы Финка обрываются. На совещании СЭВ он не присутствовал. Может, погиб во время войны, попал в плен или, как представитель немецкого командования, получил большой срок. А может, дожил почти до наших дней…

Скупали карты и литературу


— Думаю, эта «шпионская» история вполне могла произойти на самом деле, — рассуждает Владимир Сомов. — А на строительстве автозавода действительно были задействованы иностранные специалисты. В том числе и немецкие. Напомню, что между СССР и Германией до войны существовал договор о сотрудничестве. Вполне возможно, что этот самый Финк действительно по контракту трудился у нас какое-то время, а с началом войны снабдил немцев известной ему информацией. Либо это огромный просчет наших спецслужб. Кстати, у нас в регионе были подобные случаи. Поэтому это отчасти оправдывает и репрессии, и «шпиономанию» в годы войны.

Горький всегда был лакомым куском для разного рода «вражеских лазутчиков».

— Наш город до 1990-х не случайно был закрытым, — отмечает Марина Марченко. — Почему к нам не пускали иностранцев? Потому что у нас было много предприятий оборонного комплекса, которые выпускали вооружение. Зарубежные специалисты все же приезжали к нам работать по контракту. Но пребывали они здесь только в определенных границах. В начале 1990-х годов статус «закрытого города» был снят, и Нижний стал доступен для посещений иностранцами.

Как отмечает историк Александр Осипов в книге «Из истории Нижегородских спецслужб», в 1956 году Горький посетили 78 иностранцев из капиталистических стран, в их числе находились 22 установленных разведчика. А в 1957 году — уже 245 гостей из капиталистических стран, в том числе 26 официальных разведчиков из состава дипломатического корпуса. «Находясь в городе, иностранцы покупали в магазинах различные карты, справочники, военную, научную и техническую литературу, книги, характеризующие экономику СССР и отдельных районов, — пишет Осипов. — Иностранные разведчики не только изучали военные объекты со стороны, но и пытались проникнуть туда. Передвигаясь по городу и области на такси, иностранцы интенсивно опрашивали водителей такси, задавая им, в частности, вопросы о численности населения Горького, материальном положении граждан, названии некоторых предприятий, прежних названиях улиц города».

В итоге беспардонные действия визитеров вынудили руководство страны 4 августа 1959 года издать постановление Совета министров СССР «О закрытии города Горького для посещения иностранцами».
Автор: Ольга Абрамова
Первоисточник: http://rusplt.ru/society/shpionskaya-istoriya-20068.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Ал_орисо 15 декабря 2015 11:24
    Странно почему этого Финка выслали, а не сослали.
    1. Consul-t 15 декабря 2015 11:32
      Вообще при начале военных действий и нападения Германии, всех немецких спецов надо было не высылать в Германию, а контролировать здесь.
      Наши разве не понимали, что эти спецы хороший материал для их разведки?
      И мы сами выпустили, то есть слили информацию немцам.
      В результате погибло много рабочих завода и потребовались неимоверные усилия по восстановлению цехов и завода в целом.
      1. Алексей_К 15 декабря 2015 13:29
        Цитата: Consul-t
        Вообще при начале военных действий и нападения Германии, всех немецких спецов надо было не высылать в Германию, а контролировать здесь.

        Дайте ссылку, где Вы об этом прочитали. В статье об этом ни одного слова нет. И ещё интересно, а как через линию фронта спецов передавали? Первый раз о таком вообще слышу.
    2. Алексей_К 15 декабря 2015 13:33
      Цитата: Ал_орисо
      Странно почему этого Финка выслали, а не сослали.

      У СССР и Германии в то время были договора о сотрудничестве. Их спецы работали и учились в СССР, а наши спецы - в Германии. Сталин не хотел ухудшать отношения между странами. Хотел продлить мирное сосуществование двух полярных по идеологии систем.
      1. Комментарий был удален.
      2. ranger 15 декабря 2015 14:06
        Занятно, как можно было засекретить координаты громадного з-да, который проектировался и строился на протяжении целого ряда лет при непосредственном участии не только и не столько германских спецов, но в первую очередь, американских фирм (Форд).
        Существовал целый городок для иностранных специалистов, в котором перебывали сотни иностранцев...
        Кстати, прототипами знаменитых полуторок и эмок были американские модели и США после запуска производства еще в течение 5 лет оказывали з-ду техническую поддержку..
        Так что координаты завода никаким секретом быть не могли, они были давно известны тем для кого они представляли интерес...
        А то что бомбили завод, а не макет, так это вопрос к тем кто строил макет и тем кто занимался вопросами маскировки..
        В тему, в воспоминаниях ГСС, генерал-полковника В.Решетникова приводится эпизод, в ВОВ когда настоящий аэродром, на котором базировался его полк, был замаскирован, а неподалеку сооружен такой же ложный.
        Тем не менее, немцы все таки отбомбились по настоящему аэродрому, а на ложный сбросили деревянную бомбу...
        Это к вопросу о настоящих секретах и мнимых и шпионах настоящих и выдуманных...
        1. veteran66 16 декабря 2015 19:38
          Цитата: ranger
          Занятно, как можно было засекретить координаты громадного з-да, который проектировался и строился на протяжении целого ряда лет при непосредственном участии не только и не столько германских спецов, но в первую очередь, американских фирм (Форд).

          поражает также беззубость нашей ПВО, когда несколько десятков бомбардировщиков сравнивают с землёй беззащитный завод, сравните с налётами союзников до тысячи самолётов одновременно и огромные потери при этом, а эффект практически никакой. Как можно бросать людей на произвол, заставляя работать под бомбами? Народная власть, блин!
  2. 34 регион 15 декабря 2015 11:27
    Читая о событиях прошлых проецирую на сегодняшние реалии. НКО собирает информацию. Авиация бомбит частное предприятие. Дерипаска говорит: Цеха разрушены. Денег на восстановление нет. И? Здравствуй белый и пушистый писец?
    1. плоХОЙ 15 декабря 2015 11:38
      Цитата: 34 регион
      Читая о событиях прошлых проецирую на сегодняшние реалии. НКО собирает информацию. Авиация бомбит частное предприятие. Дерипаска говорит: Цеха разрушены. Денег на восстановление нет. И? Здравствуй белый и пушистый писец?
      ..если проецировать на сегодня..то если запахнет жареным тех дерипасок уже давно здесь не будет..они в каких нибудь лондонах и куршевелях будут очко шампанским подмывать..а мы сиволапые будем воевать и работать..
      1. Riv 15 декабря 2015 12:34
        Есть нюанс: в лондонах Дерипаска будет никем и ничем. На булочку с икрой денег у него конечно хватит, но не более. Когда говорят: "Ваша элита держит деньги в наших банках" - у меня встречное предложение: "Попробуйте у нее эти деньги отнять. Тогда и узнаете, чья это элита."
        Riv
        1. 34 регион 15 декабря 2015 12:56
          Несмотря на отъёмы денег наша (не наша) элита деньги упорно вывозит. А почему Европа так быстро пала перед Гитлером? Может бизнес понял, что сопротивление это потеря денег. Ведь Франция неплохо жила под оккупацией. Почему выстоял Союз? Не было частного бизнеса. Разбитый завод не мог пожаловаться на отсутствие средств на восстановление. А сегодня? Я банкрот. У меня нет денег. Думаете в случае войны будет по другому? Тут даже тебе разбомбят дом и ты его тупо не восстановишь. Нет средств. Или опять государство будет помогать олигархам, а те тупо качать бабло себе в карман? Кто сегодня в бизнесе содержит бомбоубежища? А зачем? Кругом друзья! Да и расходы на содержание бомбоубежища. А вдруг завтра банкротство или кризис? Да и вообще бомбоубежище непрофильный актив.
          1. Riv 15 декабря 2015 13:39
            Как бы вам объяснить попроще...
            Видите-ли: Великая Отечественная - это не первая и не последняя война, которую вела Россия. Александр Васильевич в эпоху дремучего крепостного права, с солдатами, набранными из тех же крепостных и Европы и Турции всякие ставил в те позы, в какие хотел. Он что, обладал какими то особыми технологиями?
            В Первую Мировую Россия постоянно теряла территорию, но при этом всю войну демонстрировала рост производства.
            С другой стороны афганская война заметных результатов так и не дала, хотя техническое превосходство у СССР очевидно имелось.

            То есть не все зависит от способа производства.

            И к слову: бомбоубежища в городах и на предприятиях никуда не делись. Да, они частью переданы на балансы местных муниципалитетов, а частью используются как хозяйственные помещения, но они не разрушены. Только на учете они в МЧС, а не в Гражданской обороне. В чрезвычайной ситуации подготовить их - дело пары дней.
            Riv
  3. qwert_s 15 декабря 2015 11:31
    Зато сейчас свобода! Кругом братья, партнеры!
  4. individ 15 декабря 2015 11:46
    Так вот их недобитки сейчас уже в новом поколении шипят на Россию, как внутри, так и во вне во главе с США.
  5. Logos 15 декабря 2015 12:36
    вопросы о численности населения Горького, материальном положении граждан, названии некоторых предприятий, прежних названиях улиц города».

    Статья - весьма яркий образец советской подозрительности и маразма, когда в любом любопытствующем туристе подозревают зловредного шпиона и врага
    1. 34 регион 15 декабря 2015 12:58
      И какой маразм если были и акты саботажа и диверсий?
    2. пушкарь 15 декабря 2015 23:11
      Цитата: Logos
      вопросы о численности населения Горького, материальном положении граждан, названии некоторых предприятий, прежних названиях улиц города».

      Статья - весьма яркий образец советской подозрительности и маразма, когда в любом любопытствующем туристе подозревают зловредного шпиона и врага
      Украинский шпион получил 11 лет. http://uralpolit.ru/news/urfo/01-12-2015/69861
  6. voyaka uh 15 декабря 2015 17:16
    А что самолет-разведчик Рама не мог пролететь и просто сфоткать заводы?

    Если бы был саботаж на заводе, диверсии - тут другое дело.
    А так, я думаю, обычная воздушная разведка.
    1. stalkerwalker 15 декабря 2015 17:22
      Цитата: voyaka uh
      А что самолет-разведчик Рама не мог пролететь и просто сфоткать заводы?

      Согласен.
      В инете можно найти карты аэрофотосьёмок люфтваффе практически всех городов европейской части СССР.
      www.retromap.ru
  7. Ратник2015 15 декабря 2015 23:16
    Так как я сам нижегородец (бывший горьковчанин) и интересуюсь историей авиации, то могу сказать что :

    во первых - действительно, бред шпиономании был ужасный - в СССР как в довоенный, так и в послевоенный период, и наш город был действительно похож на некий сумрачный закрытый мегаполис. А воздушная разведка немцев прекрасно всё выявила - я лично видел фотографии, всё видно до мельчайших деталей...

    во вторых - как ни странно это прозвучит, но Люфтваффе выйграли воздушную войну, даже тогда когда на земле Вермахт стал проигрывать. Лето 1943 года - кончился Североафриканский ТВД, союзники открывают второй фронт на Сицилии, немцев громят у Курска, отгоняют из Краснодара, а Люфты без напрягов ОДИНОЧНЫМИ часто самолётами бомбят заводы в глубине СССР !

    в третьих - ужасает невероятная жестокость по отношению к собственным гражданам коммунистического руководства - про это обычно не пишут, но вообще то по воспоминаниям очевидцев (дед моей жены был среди тех кого бомбили, а один из моих дедов сражался в Волжской военной флотилии, в частности пытался отбивать как раз воздушные атаки, а его сестра была зенитчицей в женской роте ПВО) - работать людей заставляли вплоть до начала уже непосредственных бомбовых ударов "дабы не срывать производство"(т.е. запрещали эвакуироваться когда получали известие о налёте) и отсюда огромные жертвы среди рабочих (например так немцы не поступали со своими рабочими, когда их бомбили союзники). Далее - воздушную тревогу по городу часто объявляли в самый последний момент ("дабы не создавать паники"), уже когда самолёты выходили на цели и отсюда множество жертв среди простого гражданского населения.

    в четвёртых - наблюдалась отвратительная работа всех средств ПВО. Вплоть до осени 1943 года, когда немцы просто прекратили рейды, ни полки истребителей ПВО не могли нормально оборонять город, ни батареи зениток нормально стрелять (их не обучали, небыло ни целеуказателей, ни каких то средств технического обнаружения), единственной нормальной защитой Горького с воздуха были некоторое количество зениток на кораблях Волжской флотилии, прошедших горнило Сталинграда, переброшенных в Горький позже и имевших боевой опыт...
  8. Каплей 16 декабря 2015 08:23
    Во время Великой Отечественной войны в городе Горьком работала радиостанция "имени Коминтерна", так вот фашистские самолеты летали по радиокомпасам, имея курс на город. Так было и в Глазко, например. Затем стали выключать эти станции в период налета фашистской авиации. Честь имею.
  9. Серый 43 16 декабря 2015 21:58
    Но блин!!!! Восстановили цех за 100 дней!!!! Дней!!! Трудно представить сколько сил положили для этого
  10. Andrey591 17 декабря 2015 16:52
    " Специалисты тогда дали заключение, что на это потребуется несколько лет." Завод построили с "нуля" за 1.5 года, а тут один цех восстановить.
  11. Ратник2015 22 декабря 2015 19:19
    Цитата: Каплей
    Во время Великой Отечественной войны в городе Горьком работала радиостанция "имени Коминтерна", так вот фашистские самолеты летали по радиокомпасам, имея курс на город.
    Это по сути не играло никакой роли, у немцев были великолепные данные аэрофотосъемки, а русла Волги и Оки дают непревзойдённые ночные ориентиры, т.к. блестят при свете Луны при абсолютном затемнении.

    Вот что интересно, так это почему огромные силы авиации ПВО не могли даже в 1943 году отгонять от горьковских заводов фашистские самолёты в ночных рейдах...

    Цитата: Серый 43
    Восстановили цех за 100 дней!!!! Дней!!! Трудно представить сколько сил положили для этого
    А что тут думать - был приказ круглосуточные работы; любая причина отказа не принималась, сразу - расстрел. Сохранились приказы такие в рассекреченных архивах. А очевидцы очень хорошо запомнили расстрельные рвы, куда публично отводили "дезеритовавших"... Вот такие вот гуманные методы обращения со своим же населением... По рассказам переживших войну особенно рабочих возмутил случай с одной инструментальщицей, которую приговорили к расстрелу из-за невыхода на работу, а у неё дома заболели два ребёнка. Это вызвало восстание (засекреченное по сути до сих пор), рабочие пошли стеной просто с лопатами и ломами, НКВДисты с завода бежали, приехала комиссия и после этого драконовские методы "коммунистического строительства" были наконец если не отменены, то всё же смягчены...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня