Аэродром Дзёмги

Аэродром Дзёмги


Среди жителей Комсомольска-на-Амуре, название «Дзёмги» в первую очередь ассоциируется с Ленинским городским округом, так между собой комсомольчане называют этот район города. Само же слово «Дзёмги» - нанайского происхождения и переводится как «Берёзовая роща». До начала строительства города в 1932 году в этом районе находилось стойбище коренных жителей Приамурья - нанайцев.

Целью строительства нового дальневосточного города на берегу Амура было создание крупного оборонно-промышленного центра и освоение малозаселённых территорий. Ещё на этапе проектирования, в районе села Пермское, на месте которого стал строиться город, было предусмотрено возведение авиационного, судостроительного и металлургического заводов (Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина).


Первоначально место для строительства авиационного завода №126, несмотря на предупреждения местного населения, оказалось выбрано неудачно. Высокий осенний паводок 1932 года частично уничтожил складированные строительные материалы и затопил подготовленный для закладки фундамента главного корпуса котлован и взлётно-посадочную полосу строящегося аэродрома.

Руководством стройки были сделаны соответствующие выводы и новую заводскую площадку и взлётно-посадочную полосу перенесли на более возвышенное место на 5 км северней от прежнего места.

Большой вклад в дело строительства завода, да и всего Комсомольска-на-Амуре внесли военные строители. Они начали прибывать в конце 1934 года, часть из них при отсутствии транспортного сообщения в зимнее время добиралась до места строительства на лыжах по льду Амура. Тот, кто знаком с дальневосточным климатом, безусловно, оценит этот без преувеличения подвиг, притом, что расстояние между Комсомольском-на-Амуре и Хабаровском составляет приблизительно 400 км.

К концу 1935 года строители возвели несколько основных и вспомогательных цехов, после чего начался монтаж оборудования. Одновременно велась подготовка к сборке самолётов. Первым, построенным в 1936 году в Комсомольске самолётом, стал дальний разведчик Р-6 (АНТ-7), спроектированный А.Н. Туполевым. Этот самолёт имел много общего с первым советским цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком-монопланом ТБ-1. По меркам конца 30-х годов Р-6, безусловно, считался устаревшим, но он позволил накопить дальневосточным авиастроителям необходимый опыт. К моменту готовности к вылету первого построенного Р-6 взлётная заводская полоса была ещё не закончена. Поэтому для проведения испытаний самолёт оснастили поплавками и произвели взлёт с водной поверхности реки Амур.

Аэродром Дзёмги

Разведчик Р-6


К сожалению точных данных относительно даты ввода в эксплуатацию заводской взлётно-посадочной полосы найти не удалось. Скорей всего это случилось во второй половине 1936 года. Во всяком случае, большая часть построенных в Комсомольске самолётов Р-6 имела колёсные шасси. В общей сложности до конца 1937 года на заводе было собрано 20 машин. Несколько оставшихся на заводе Р-6 в 1938 году использовались при выполнении регулярного авиасообщения между Комсомольском-на-Амуре и Хабаровском. В конце 30-х на Дземгах начал действовал аэроклуб, в котором имелось четыре самолета По-2.

В мае 1936 года на завод пришло указание наладить производство дальних бомбардировщиков конструкции С.В. Ильюшина ДБ-3, по тем временам это был достаточно совершенный самолёт, соответствующий уровню зарубежных аналогов. Несмотря на многочисленные объективные и субъективные трудности в 1938 году коллектив завода сумел сдать военным 30 самолётов. В 1939 году на заводе построили уже 100 бомбардировщиков. В первые месяцы 1941 года началось строительство торпедоносцев ДБ-3Т и ДБ-3ПТ. В дальнейшем произошел постепенный переход на производство ДБ-3Ф (Ил-4).

Аэродром Дзёмги

Памятник Ил-4 на территории завода


За годы войны производственные мощности авиазавода и производительность труда на предприятии существенно увеличились. Годовой объем сданных самолётов за этот период возрос более чем в 2,5 раза, при этом численность рабочих осталась на довоенном уровне. Всего завод №126 в Комсомольске-на-Амуре поставил фронту 2757 бомбардировщиков Ил-4.

В середине 1945 года, в связи с переходом на «мирные рельсы» началась подготовка к освоению серийного выпуска самолета Ли-2. Этот самолёт представлял собой советскую лицензионную версию американского транспортно-пассажирского самолёта DC-3 (С-47) фирмы «Дуглас». Первая партия самолетов была выпущена в 1947 году. За два года в общей сложности построено 435 самолетов Ли-2, из которых 15 — в пассажирском варианте.

В конце 1947 года в воздух впервые поднялся реактивный истребитель МиГ-15. Этот самолет, получивший впоследствии широкую известность, создан в конструкторском бюро А.И. Микояна и М.И. Гуревича. В 1949 году на авиазаводе в Комсомольске началась подготовка к его строительству.

В 1952 году в серию запущен более совершенный МиГ-17. Налаживание производства реактивных истребителей потребовало качественного обновления производственных мощностей авиационного завода, масштабного строительства новых производственных мощностей и реконструкции существующих. Поставка истребителей МиГ-17Ф за рубеж стала экспортным дебютом завода.

К тому моменту заводская взлётно-посадочная полоса уже не соответствовала современным требованиям. Для испытаний и нормальной эксплуатации современных реактивных крылатых машин требовалась ВПП с твёрдым покрытием. Постройка бетонной ВПП совпала по времени с началом процесса освоения производства нового сверхзвукового самолёта ОКБ П.О. Сухого.

Весной 1958 года военной приёмке были переданы первые сверхзвуковые Су-7. Начало производства боевых машин марки «Су» шло с большими трудностями, которые коллектив завода с честью преодолел. За время серийного производства Су-7 разработано 15 модификаций этого самолёта. Наибольшее распространение получили истребители бомбардировщики Су-7Б и Су-7БМ. В 1964 году начались их экспортные поставки.

Эволюционной линией развития Су-7 стал истребитель-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-17. Крыло изменяемой стреловидности позволяло улучшить взлётно-посадочные характеристики и выбирать оптимальную стреловидность в зависимости от профиля полёта, но в тоже время такая схема существенно усложняла конструкцию самолёта.

Аэродром Дзёмги

Линия сборки Су-17


Строительство различных модификаций Су-17 для ВВС СССР и экспортных вариантов Су-20, Су-22, Су-22М на заводе, который стал именоваться «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» продолжалось до начала 90-х. Параллельно с производством истребителей-бомбардировщиков на заводе велась сборка противокорабельных крылатых ракет П-6 и «Аметист» для вооружения подводных лодок. По кооперации в Новосибирск поставлялись хвостовые части фюзеляжа с оперением и поворотные части крыла для Су-24.

В 1984 году начались поставки серийных Су-27. Одними из первых истребители Су-27 начали осваивать пилоты 60-го иап. Этот истребительный авиаполк, прикрывавший Комсомольск-на-Амуре в течение длительного времени, делил ВПП с заводом.

Первые истребители И-16 появились на Дзёмгах в 1939 году, тогда эта истребительная авиационная часть входила в состав 31-й авиационной бригады. В начале 1945 года полк был полностью перевооружен на истребители Як-9. В ходе Советско-японской войны пилоты истребительного авиаполка с Дзёмог принимали участие в Сунгарийской наступательной операции и Южно-Сахалинской операции.

В 1951 году полк окончательно перешел с поршневых истребителей на реактивные МиГ-15. В первой половине 1955 года их сменили истребители МиГ-17, которые вскоре дополнили барражирующие истребители-перехватчики Як-25 с РЛС «Изумруд».

В 1969 году 60-й иап был перевооружен на сверхзвуковые перехватчики Су-15, летавшие с аэродрома Дземги около 20 лет. В 70-е годы на Дзёмгах некоторое время базировались перехватчики Як-28П, но принадлежали ли они 60-му иап или другой авиационной части, установить не удалось. Во всяком случае, в начале 90-х на базе хранения, расположенной на аэродроме Хурба под Комсомольском, Як-28П имелись.

Несмотря на то, что 60-й иап перешёл на Су-27 одним из первых, истребители-перехватчики Су-15 на Дзёмгах использовались ещё в 1990 году. Особенно большое впечатление производили ночные полёты, когда Су-15, взлетающие на форсаже со струями пламени, бьющими из реактивных двигателей, буквально вонзались в темное небо как ракеты. Незадолго до вывода Су-15 из эксплуатации можно было наблюдать весьма сложные фигуры высшего пилотажа, которые лётчики крутили на мало подходящих для ведения манёвренного воздушного боя машинах, неподалёку от аэродрома - над Старой площадкой и рекой Амур.

В августе 2001 года в ходе очередного реформирования вооруженных сил 60-й истребительный авиаполк был объединен с 404-м «Таллиннским» ордена Кутузова III степени истребительным авиационным полком. В результате объединения был образован 23-й «Таллиннский» истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк, базирующийся на аэродроме Дзёмги. 23-й иап стал головным для многих новых и модернизированных машин марки «Су».

Самолёт Су-27 стал базовым для целого семейства одноместных и двухместных истребителей, таких как: Су-27СК, Су-27СКМ, Су-33, Су-27СМ, Су-30МК, Су-30МК2, Су-30М2, Су-35С. Машины, созданные на базе Су-27, широко поставлялись на экспорт и в настоящее время являются основным истребителем ВВС России. Специалисты Комсомольского авиазавода внесли большой вклад в дело налаживания производства Су-27СК в КНР, на авиазаводе в городе Шеньян.

В 90-е годы на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в рамках программы конверсии оборонной промышленности начались работы по гражданской авиационной тематике. До этого основной продукцией предприятия считались боевые самолёты, а для населения выпускались катера марки «Амур», велосипеды и стиральные машины.

В сентябре 2001 года совершил первый полёт Су-80. На этапе проектирования предполагалось, что в пассажирском варианте он заменит на местных авиалиниях Як-40 и Ан-24, а в грузовом Ан-26.

Аэродром Дзёмги

Су-80


Достоинствами турбовинтового Су-80 принято считать хорошие взлетно-посадочные характеристики и способность летать с необорудованных аэродромов. Это позволяло эксплуатировать Су-80 с неподготовленных аэродромов и коротких, в том числе грунтовых полос. В случае необходимости имелась возможность быстрого переоборудования из пассажирского варианта в грузовой. Су-80 должен был обеспечить приемлемый по современным меркам уровень комфорта для пассажиров и высокую транспортную эффективность авиаперевозок при минимальных эксплуатационных расходах. При необходимости самолёт мог быть использован в качестве лёгкого военно-транспортного или патрульного. Наличие грузовой рампы на Су-80 позволяет осуществлять перевозку автомобильной техники и стандартных авиационных контейнеров.

Самолёт Су-80 прошел заводские приемосдаточные испытания на КнААПО и готовился к передаче в ОКБ на доводочные испытания, но вскоре программу остановили. По официальной версии это связано с использованием импортных узлов и агрегатов - двигателей американского производства и французских генераторов. Но как представляется, Су-80 стал неинтересен заводу и разработчику ввиду подготовки к производству, сулящего большие выгоды, ближнемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100.

Аэродром Дзёмги

Бе-103


Та же участь постигла легкий самолёт-амфибию Бе-103. Его производство продолжалось с 1997 по 2004 год. Несколько машин этого типа было продано в США и Канаду. В данный момент выпуск Бе-103 прекращен, и все работы по нему свёрнуты. На территории завода до сих пор находится 16 амфибий, которые не нашли покупателя.

19 мая 2008 года с взлётной полосы аэродрома Дзёмги в воздух впервые поднялся ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Он разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) при участии иностранных компаний Thales, PowerJet и B/E Aerospace. Доля иностранных комплектующих в этом самолёте весьма велика.

Аэродром Дзёмги

Самолёт Sukhoi Superjet 100 на выставочной площадке аэродрома Дзёмги во время празднования 80-летнего юбилея авиационного завода (фото автора).

В 2011 году начались поставки авиалайнера российским и иностранным заказчикам. В настоящее время произведено более 100 единиц «Суперджет-100».

В январе 2013 года авиазавод в качестве филиала вошел в ОАО Компания «Сухой» и стал называться филиал ОАО Компании «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» (КнААЗ). За годы работы завода на нём построено более 12 000 самолетов различного назначения. С начала 60-х годов предприятие является основным производителем боевых самолётов марки «Су». Наряду с производством новой техники на КнААЗ ведётся ремонт и модернизация ранее выпущенных машин, состоявших на вооружении истребительных авиационных полков ВВС и ВМС России.

За последние десять лет в войска передано несколько десятков капитально отремонтированных и модернизированных Су-27СМ. Истребители Су-27СМ3 строились на базе экспортного Су-27СК. В отличие от истребителей Су-27С и Су-27П, которые изначально поступали в наши ВВС, модернизированные истребители Су-27СМ и Су-27СМ3 имеют более совершенную систему управления вооружением и новые радиолокационный прицельный комплекс и оптико-электронную прицельную систему. На этих самолётах установлены многофункциональные мониторы, система индикации на лобовом стекле и новая нашлемная система целеуказания. Модернизированные истребители способны применять управляемое вооружение класса «воздух-поверхность», в том числе и ПКР. Су-27СМ3 имеет усиленную конструкцию планера и новые двигатели АЛ-31Ф-М1 с тягой 13 500 кгс. До появления Су-35С истребители Су-27СМ и Су-27СМ3 были самыми совершенными одноместными боевыми машинами в составе российских ВВС.

Аэродром Дзёмги

Истребитель Су-27СМ на аэродроме Дзёмги (фото автора)


Начиная с 2002 года, на КнААЗ прошли ремонт и модернизацию девятнадцать палубных истребителей Су-33, входящих в состав авиагруппы (279-й киап) единственного на данный момент российского авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В будущем запланирована модернизация ещё нескольких Су-33.

Путём глубокой модернизации на базе учебно-боевого Су-27УБ создан двухместный истребитель Су-30. Этот самолёт по сравнению с Су-27 имеет большую дальность полёта и более совершенное БРЭО. На КнААЗ строились следующие его модификации: Су-30МК, Су-30МК2, Су-30МКК, Су-30МКВ, Су-30МК2-V, Су-30М2. Все варианты, кроме последнего, являются экспортными. По состоянию на конец 2014 года в ВВС РФ поставлено 16 истребителей Су-30М2.

В октябре 2008 года с полосы аэродрома Дзёмги поднялся в воздух истребитель Су-35С, построенный на КнААЗ в Комсомольске-на-Амуре. В 2009 году Министерство обороны РФ заказало 48 многофункциональных истребителей Су-35С.

Во многом повторилась история тридцатилетней давности с вводом в строй и доводкой истребителя Су-27. Истребительный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Дзёмги, вновь стал головным при вводе в эксплуатацию нового истребителя. Это вполне оправданно, учитывая, что завод-производитель располагается в шаговой доступности. В случае необходимости это даёт возможность производить ремонт и доработку пока ещё «сырого» Су-35С в заводских условиях, с участием представителей КБ.

Аэродром Дзёмги

Истребители Су-35С на аэродроме Дзёмги (фото автора)


Истребители Су-35С постройки 2010- 2013 годов, состоящие на вооружении 23-го иап на Дзёмгах, имеют двухцветную схему окраски с голубым низом и темно-серым верхом. Су-35С представляет собой дальнейший вариант развития истребителя Су-27. При его создании учтён многолетний опыт эксплуатации Су-27 и существенно увеличены боевые возможности. Планер истребителя Су-35С по сравнению с Су-27 усилен и увеличен объём топливных баков. Новый истребитель имеет передовую информационно-командную систему, БРЛС с пассивной ФАР «Н035 Ирбис», а также новые двигатели АЛ-41Ф1 с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги.

Аэродром Дзёмги


В конце января 2010 года с Дзёмог впервые поднялся в воздух прототип истребителя пятого поколения ПАК ФА Т-50, построенный на КнААЗ. В настоящее время для испытаний построено девять лётных прототипов и два образца для прохождения наземных и прочностных испытаний.

Аэродром Дзёмги

Спутниковый снимок Google earth: самолёт Т-50 на территории КнААЗ


Таким образом, взлетно-посадочная полоса и инфраструктура аэродрома Дзёмги активно используется как авиастроительным заводом, так и истребительным полком. В составе авиационного парка КнААЗ имеются самолёты: Ту-154, Ан-12, Су-80, Бе-103. До недавнего времени заводом эксплуатировались спарки Су-17УМ3, используемые в тренировочных целях. Примечательным фактом является то, что истребители-бомбардировщики Су-17 всех модификаций официально сняты с вооружения ВВС России в конце 90-х. Поддержание в лётном состоянии Су-17УМ3, производство которых завершилось на Комсомольском авиазаводе более 25 лет назад, было возможно благодаря наличию квалифицированного технического персонала и большого запаса запасных частей.

Аэродром Дзёмги

Спутниковый снимок Google earth: стоянка авиатехники на территории КнААЗ


В боевом составе 23-го иап имеются истребители: Су-27СМ, Су-30М2 и Су-35С. В ноябре 2015 года в рамках выполнения гособоронзаказа очередная партия Су-35С была передана военным. Согласно планам Минобороны РФ к началу 2016 года в 23-м иап на аэродроме Дземги должно быть: 16 Су-27СМ, 3 Су-30М2 и 24 Су-35С.

Аэродром Дзёмги

Спутниковый снимок Google earth: самолёты 23-го иап на аэродроме Дзёмги


На территории аэродрома регулярно проводятся авиационные праздники, на которых демонстрируются различные виды авиационной техники и проводятся показательные полёты.

Аэродром Дзёмги

Выставка авиационной техники во время празднования 80-летнего юбилея авиационного завода (фото автора)


Крайний из них посвящён празднованию 80-летнего юбилея Комсомольского-на-Амуре авиационного завода 16 августа 2014 года (Авиационный праздник, посвящённый 80-летнему юбилею Комсомольского-на-Амуре авиационного завода).

Аэродром Дзёмги


Во время показательных полётов случился инцидент, который вполне мог закончиться аварией или даже катастрофой. Су-35С, принадлежащий 23-му иап б/н 08 «красный», при посадке из-за ошибки пилота коснулся законцовкой крыла бетонной взлетно-посадочной полосы. К счастью всё обошлось без серьёзных последствий и многие зрители даже не поняли, что произошло.

К сожалению не все инциденты с авиационной техникой на аэродроме Дзёмги заканчивались столь благополучно. 19 октября 1987 года при попытке взлететь в сложных погодных условиях разбился принадлежавший КнААПО транспортный Ан-12БК. Как было установлено комиссией, проводившей расследование, основными причинами катастрофы стали некачественная очистка ВПП от снега и перегруз самолёта. При взлёте дул сильный попутный ветер, видимость из-за тёмного времени суток была ограниченной.
В результате самолет, оторвавшись от полосы в самом её конце задел стойками шасси за антенны радиотехнического оборудования аэродрома и, собрав забор ограждения, врезался в гараж, в котором находились автомобили-топливозаправщики, после чего взорвался. В катастрофе погибли 5 членов экипажа и 4 пассажира.

Относительно недавно 27 апреля 2009 года во время рулежки и скоростной пробежки сошел с полосы и столкнулся с препятствием опытный образец Су-35. В результате аварии самолёт полностью разрушился и сгорел. Лётчик-испытатель успел катапультироваться и не пострадал. К счастью существенного влияния этот инцидент на сроки прохождения испытаний и процесс запуска в серийное производство не оказал.

Аэродром Дзёмги согласно реестру Федерального агентства воздушного транспорта классифицируется как международный. Он оборудован двумя станциями ближней навигации (РСБН), курсо-глиссадной системой 1 категории, обзорными РЛС, светосигнальными системами. Размеры ВПП составляют 2480×80 м. Аэродром может принимать практически все типы воздушных судов до Ан-124 «Руслан» включительно.

Аэродром совместного базирования Дзёмги играл, и без сомнения будет в дальнейшем играть большую роль в обеспечении обороноспособности нашей страны. Его значение особенно возросло после того, как во время «реформирования» и «придания нового облика» вооруженным силам было «оптимизировано» значительное количество авиационных частей и ликвидировано около половины военных аэродромов на Дальнем востоке.


По материалам:
http://bastion-karpenko.narod.ru/KNAAPO.html
http://www.dv-reclama.ru/b/knaapo/
http://superjet.wikidot.com
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 59
  1. Добрый кот 14 декабря 2015 06:54
    Спасибо, познавательно !
  2. Wedmak 14 декабря 2015 07:16
    Бе-103 не так давно заказал Китай, 13 штук в сборе и 10 комплектов.
    http://www.kp.ru/online/news/2217753/
    Предполагается передача технологии изготовления и продажа лицензии как я понял, так как китайцы сами хотят их собирать.
    1. Bongo 14 декабря 2015 07:22
      Цитата: Wedmak
      Бе-103 не так давно заказал Китай, 13 штук в сборе и 10 комплектов.
      http://www.kp.ru/online/news/2217753/
      Предполагается передача технологии изготовления и продажа лицензии как я понял, так как китайцы сами хотят их собирать.


      Было бы не плохо, для КнААЗ это уже всё равно "мёртвый проект". Построенные в прошлом Бе-103 стоят уже почти 10 лет "мёртвым грузом" под открытым небом. Жаль конечно, что Су-80 похерили, как-то был внутри салона и в кабине посидел - приятный и на мой взгляд востребованный аппарат.
      Впрочем, не до Бе-103 и Су-80 сейчас. На заводе в последнее время работают в несколько смен, в том числе и по выходным. До Нового года надо "закрыть" гособоронзаказ.
      1. древний 14 декабря 2015 10:47
        Цитата: Bongo
        На заводе в последнее время работают в несколько смен, в том числе и по выходным.


        Серёжа,"крайний" и в "крайнее время"(!!!!) soldier
        Статья очень и очень good Только,+! drinks
        С уважением, soldier
        1. ССИ 14 декабря 2015 12:46
          Приветствую тебя, старенький!!! fellow
          1. древний 14 декабря 2015 16:03
            Цитата: ССИ
            Приветствую тебя, старенький!!


            Привет,Серёжа! drinks
      2. ССИ 14 декабря 2015 12:45
        Цитата: Bongo
        Жаль конечно, что Су-80 похерили, как-то был внутри салона и в кабине посидел - приятный и на мой взгляд востребованный аппарат.

        А супер не только Су-80 похерил... Практически ВСЮ гражданскую авиацию, прости меня...
        1. древний 14 декабря 2015 16:06
          Цитата: ССИ
          Практически ВСЮ гражданскую авиацию, прости меня...


          Ох как по теме good Слышал новость о.."входных дверях на МС-21" wassat "Местные посмотрели" и...."ухи поели" angry ..точно..."влили автопром в авиапром" wassat
          Про плоскости вообще не буду, а "одобрямсам" .."стреляться придётся"...но..что интерсно....лазерное шоу по "выкатке" уже проплачено и люди.."обозначены"...о как belay
  3. Fitter65 14 декабря 2015 07:55
    Комсомольск-на-Амуре и авиазавод это не разделимо.В тяжёлые 90-е во многом благодаря заводу город и выжил.Немного из доброго старого. статье однозначно +
  4. амурец 14 декабря 2015 08:15
    Спасибо!Сергей.2-й пост у нас был недалеко от аэродрома в районе Радищева Ленинградской возле молокозавода.Вот с этого поста красиво смотрелось как Су-15 на форсаже взлетали.В ту пору,когда я служил город чётко делился на три района:Амурсталь,город и Дзёмги.Управление полка стояло на Радищева-Сусанина.Да вопрос? Когда я служил,мы были на на заводе и вот там я слышал разговор,что вторую половину завода в годы войны эвакуировали из западных регионов,но я ни где не смог найти подтверждения,ни что завод эвакуировали,ни откуда это произошло.Может тебе что-либо известно?
    1. gjv 14 декабря 2015 11:00
      Цитата: амурец
      Когда я служил,мы были на на заводе и вот там я слышал разговор,что вторую половину завода в годы войны эвакуировали из западных регионов,но я ни где не смог найти подтверждения,ни что завод эвакуировали,ни откуда это произошло.

      Есть книга об истории КнААЗ - Рогинко А.Н., Васильев А.А. Крылатая слава комсомольских авиастроителей. Комсомольск-на-Амуре, 2014. Она краткая конечно, 57 страниц всего. В книге тоже не нашёл упоминания о таком факте. На сайте завода в разделе История об этом тоже не упоминается. Возможно и успели привезлти несколько ценных станков, однако пол-завода вряд ли. request
      gjv
    2. Комментарий был удален.
    3. Bongo 15 декабря 2015 09:53
      Цитата: амурец
      Когда я служил,мы были на на заводе и вот там я слышал разговор,что вторую половину завода в годы войны эвакуировали из западных регионов,но я ни где не смог найти подтверждения,ни что завод эвакуировали,ни откуда это произошло.Может тебе что-либо известно?

      Нет, в первый раз такое слышу request Возможно какое-то оборудование с эвакуированных предприятий и поступало, но с запада эвакуированные предприятия здесь точно не разворачивали.
  5. Fitter65 14 декабря 2015 08:35
    Про эвакуацию в Комсомольск из западных регионов честно говоря ни разу не слышал даже учитывая что одно время очень плотно общался с сотрудниками Экспоцентра,может сСергей что слышал...
    Это тоже Дземги...
  6. УВБ 14 декабря 2015 08:46
    Приношу автору свои извинения, случайно спросонья минус статье поставил, прошу не учитывать!
  7. Fitter65 14 декабря 2015 08:48
    и это тоже Дземги в добрые 70-е...
  8. Fitter65 14 декабря 2015 09:03
    ...Дзёмги в октябре 2014г...
  9. Фалкон 14 декабря 2015 09:14
    Цитата: Bongo
    До появления Су-35С истребители Су-27СМ и Су-27СМ3 были самыми совершенными одноместными боевыми машинами в составе российских ВВС.


    Сергей, спасибо! Справедливости ради - хочу отметить Миг-29СМТ, мог бы поспорить с Су-27СМ3 в эффективности.
    Конечно много нареканий на него и отказов (Алжир например) было. Но их то добрую партию в Курск отправили, по моему больше чем СМ3



    Цитата: Bongo
    В сентябре 2001 года совершил первый полёт Су-80. На этапе проектирования предполагалось, что в пассажирском варианте он заменит на местных авиалиниях Як-40 и Ан-24, а в грузовом Ан-26


    Да мелковат он для Ан-24/26. Для них предназначался Ан-140 - вот это действительно потеря, хорошая машинка была (правда движок проблемный)
    Су-80 это что - то между Ан-2 и Ан-24. Я думаю скорее рассчитывали очередную замену Ан-2.
    Много проектов этот дедушка обломил laughing
    Непобедим!
    1. амурец 14 декабря 2015 10:19
      Цитата: Фалкон
      Много проектов этот дедушка обломил

      Кирилл!В Благовещенске Ан-3 появился,с американским движком,каким не знаю.Тот же Ан-2 с турбовинтовым движком
      1. Фалкон 14 декабря 2015 10:43
        Цитата: амурец
        Кирилл!В Благовещенске Ан-3 появился,с американским движком,каким не знаю.Тот же Ан-2 с турбовинтовым движком


        Да, слышал про Ан-3 конечно. Керосин для ТВД дешевле, чем авиационный бензин для Аш-62. Кажется в этом дело все.

        Хотя с Ан-3 не особо еще понятно. Больно то его на поток не поставили.
      2. VovanFalcon 14 декабря 2015 14:02
        С амеровским движком не АН-3, новосибирцы сделали два экземпляра модификаций, один так и идет Ан-2М, а вот со вторым названием сложней, не могу вспомнить(ну там и от Ан-2 только укороченный фюзеляж остался). А Ан-3 пытались выпускать у нас в Омске, на "Полёте", движок там ТВД-20, наш российский (скорее даже советский).
        1. Фалкон 14 декабря 2015 14:33
          Цитата: VovanFalcon
          С амеровским движком не АН-3, новосибирцы сделали два экземпляра модификаций, один так и идет Ан-2М, а вот со вторым названием сложней, не могу вспомнить(ну там и от Ан-2 только укороченный фюзеляж остался).


          C амеровским HONEYWELL там, на сколько я помню, была модернизация старых. Т.е. не новые а замена движка на старых машинах + кап ремонт


    2. древний 14 декабря 2015 10:54
      Цитата: Фалкон
      Справедливости ради - хочу отметить Миг-29СМТ, мог бы поспорить с Су-27СМ3 в эффективности.
      Конечно много нареканий на него и отказов (Алжир например) было.


      При всём моём к вам уважении...именно по критериям "боевой эффективности" СМТ ну не как не может "конкурировать" с СМ3,даже не смотря на свой "французский фарш" wink Единственный пока + это возможность использовать "почти импортные ракеты" Р-77 wassat
      Ну и Алжирцы нарекания высказали не по отказам..так как их очень мало,а потому,что "всунули туфту" soldier
      Ну и СМТ они все "приписаны" к Курску, про наши "доморощенные" пока одни.."разговоры" bully
      1. Фалкон 14 декабря 2015 11:01
        Цитата: древний
        При всём моём к вам уважении...именно по критериям "боевой эффективности" СМТ ну не как не может "конкурировать" с СМ3,даже не смотря на свой "французский фарш" Единственный пока + это возможность использовать "почти импортные ракеты" Р-77


        Не спорю, Вам виднее hi
        Там кажется РЛС посильнее в плане работы по земле, но может ошибаюсь, с СМ3 вообще не знаком.

        Цитата: древний
        Ну и Алжирцы нарекания высказали не по отказам..так как их очень мало,а потому,что "всунули туфту"


        Да да, именно это имел ввиду drinks
        1. древний 14 декабря 2015 11:04
          Цитата: Фалкон
          Там кажется РЛС посильнее в плане работы по земле, но может ошибаюсь, с СМ3 вообще не знаком.


          А вот РЛС как раз на 29-м при работе чисто по земле и на фоне земли..как раз лучше,чем на СМ3 drinks
          1. Фалкон 14 декабря 2015 11:12
            Цитата: древний
            А вот РЛС как раз на 29-м при работе чисто по земле и на фоне земли..как раз лучше,чем на СМ3


            Да, я про 29-й и говорю. Он более многофункционален, чем СМ3.

            Пользуясь случаем, хочу задать Вам вопрос не совсем по теме. feel
            Если Вы знакомы с обеими машинами, кто все же маневреннее в БВБ? если брать без ОВТ hi
            1. древний 14 декабря 2015 16:10
              Цитата: Фалкон
              Если Вы знакомы с обеими машинами, кто все же маневреннее в БВБ? если брать без ОВТ


              На малых и средних высотах однозначно 29-й soldier

              На больших на равных, но...на 27-м ограничение по перегрузке (по СДУ) 7,5 recourse
              1. РЕВКОМ 14 декабря 2015 16:17
                Цитата: древний
                На малых и средних высотах однозначно 29-й soldier

                На больших на равных, но...на 27-м ограничение по перегрузке (по СДУ) 7,5

                Приветствую drinks
                Выходит ,что эти самолёты лучше применять в смешанных группах, в качестве страховки одного другим.? или это не так?
                1. Фалкон 14 декабря 2015 18:31
                  Цитата: РЕВКОМ
                  Выходит ,что эти самолёты лучше применять в смешанных группах, в качестве страховки одного другим.? или это не так?


                  В группе, не совсем разумно наверное. Боевой радиус очень разный.

                  Ходила шутка, что 29-й создан для защиты собственного аэродрома wink
                  Маленький боевой радиус.
                  На СМТ частично решили эту проблему - бак за кабиной пилота поставили (над брюхом), на фото видно, что он горбатенький

                  и штангу дозаправки.
                  Все таки он фронтовой истребитель.

                  27-й перехватчик. Это дальше уже пошли МФУ, ИБ, ударники и т.д. Большой радиус, приличная боевая нагрузка.
                  Разные они, группа не получится.

                  В прочем, думаю Тов. Древний лучше объяснит... wink
              2. ССИ 14 декабря 2015 16:44
                Цитата: древний
                на 27-м ограничение по перегрузке (по СДУ) 7,5

                А что так мало? У "маленьких" ведь энигрек до 9...
                1. древний 14 декабря 2015 18:15
                  Цитата: ССИ
                  А что так мало? У "маленьких" ведь энигрек до 9...


                  На 29-м да, а здесь в диапазоне скоростей... bully именно такая "цифирка" по РЛЭ Т-10СК

                  1. Scraptor 15 декабря 2015 22:49
                    А буквы "СК" значат что?

                    У МиГ-29 планер разваливаеся от тех нагрузок которые выдерживает Су-27.
                    1. Scraptor 17 декабря 2015 03:38
                      Минусеры обосновать свои "антипатии" как то могут? laughing
                      Планер на первых МиГ-29 долгое время шел трещинами, на Сухих такого не наблюдалось.
              3. Фалкон 14 декабря 2015 18:21
                Цитата: древний
                На малых и средних высотах однозначно 29-й

                На больших на равных, но...на 27-м ограничение по перегрузке (по СДУ) 7,5


                Выходит не так и плохи 29-е, зря их запихнули за "большого брата".

                Хотя может ОВТ решает эти недостатки?
              4. Scraptor 17 декабря 2015 04:20
                Тех и других пилотаж хотябы сравнивали? МиГ-29 даже кобру делать не умеет, это статически устойчивый самолет, он его превосходит только в умении базироваться на грунтовки в прифронтовой полосе, затем и нужен.
                По пилотажу МиГ-29 чуть первоходит F-15, Cу-27 его превосходит качественно. С его низкотемпной 30мм пушкой с ограниченным боезапасом против скорострельной американской 20мм все равно обеим в групповом бою ловить нечего, особенно МиГ-29 даже в дуэльной ситуации.
                1. Фалкон 18 декабря 2015 14:27
                  Цитата: Scraptor
                  МиГ-29 даже кобру делать не умеет, это статически устойчивый самолет


                  airbus 320 / 380 / 350 тоже статически неустойчивые самолеты.

                  Цитата: Scraptor
                  По пилотажу МиГ-29 чуть первоходит F-15, Cу-27 его превосходит качественно.


                  Я смотрю Вы пилот, и на всех полетали. А как там F-35 и F-22 по пилотажу может тоже приоткроете завету тайны. Или графики перегрузок из РЛЭ F-15 выложите?

                  Цитата: Scraptor
                  А буквы "СК" значат что?


                  Точно, он коммерческий и поэтому у него другой планер fellow

                  Цитата: Scraptor
                  Планер на первых МиГ-29 долгое время шел трещинами, на Сухих такого не наблюдалось.


                  Это Вам Симонов сказал или откуда данные?

                  А ничего, что на 27-м крыло масштабированное от 29-го, так как свое не прошло испытаний.
  10. Uncle Lee 14 декабря 2015 10:17
    Построен комсомольцами в 30-х годах, КОМСОМОЛЬЦЕМ и остался. Статье +++++ hi
  11. andrei.yandex 14 декабря 2015 11:54
    Дальность без дозаправки Су-27 выше чем у Су-30.
  12. 505506 14 декабря 2015 12:38
    Автору:когда с первых строк встречаешь информацию,не соответствующую действительности,настораживает весь остальной текст(его правдивость). Название Дземги,никакого отношения к рощам не имеет. Это растиражированный штамп борзописцев. Понятно,что это,как бы ваше расшаркивание перед красивым. Но...Название это означает дом из дерева. Маленькие ляпы,вызывают большие вопросы. Просто в родной истории я шарю,чуть больше чем в авиации.
    1. zyablik.olga 15 декабря 2015 04:14
      Цитата: 505506
      Автору:когда с первых строк встречаешь информацию,не соответствующую действительности,настораживает весь остальной текст(его правдивость). Название Дземги,никакого отношения к рощам не имеет. Это растиражированный штамп борзописцев. Понятно,что это,как бы ваше расшаркивание перед красивым. Но...Название это означает дом из дерева. Маленькие ляпы,вызывают большие вопросы. Просто в родной истории я шарю,чуть больше чем в авиации.

      Рада за вас! Простите, но по моему мнению статья про авиацию, завод и аэродром, а не про нанайские названия. Такое впечатление, что вы просто решили выпендриться ? Если вы такой большой знаток нанайских названий, то тогда может быть опубликуете статью по топонимике Хабаровского края или хотя бы Комсомольского района? Мне действительно было бы интересно её почитать.
      1. 505506 15 декабря 2015 11:43
        Так к тому и написано,пишешь про авиацию,не лезь в топонимику. А лезешь,так квалифицированно лезь.
        1. Bongo 15 декабря 2015 11:55
          Цитата: 505506
          Так к тому и написано,пишешь про авиацию,не лезь в топонимику. А лезешь,так квалифицированно лезь.


          Знаете уважаемый, не хотел устраивать дрязги negative Но про "берёзовую рощу" даже в Краеведческом музее есть, не говоря про массу других источников. Прочитав ваш комментарий, позвонил знакомому нанайцу, у него 73 летняя бабушка живущая в Нергене ещё помнит язык. Так вот она сказала, что такого слова как "дом из дерева" в нанайском языке вообще нет. no
          Тогда мне стало интересно, и я "полез в дебри". Как оказалось перевод Дзёмги - «берёзовая роща» возник с «лёгкой руки» писателя Юрия Жукова. в самом деле слово это переводится как - шалаш или летний дом. Приношу вам по поводу неверной трактовки слова Дзёмги, свои глубокие извинения.
          Но с другой стороны, ваш менторский тон понимания не вызывает no и я абсолютно согласен с Ольгой:
          Цитата: zyablik.olga
          Простите, но по моему мнению статья про авиацию, завод и аэродром, а не про нанайские названия. Такое впечатление, что вы просто решили выпендриться ? Если вы такой большой знаток нанайских названий, то тогда может быть опубликуете статью по топонимике Хабаровского края или хотя бы Комсомольского района?
          1. 505506 15 декабря 2015 12:20
            Разговоры о топонимике,находятся вне охвата сайта. Знаю вас как постоянного участника tw,потому и написал,я о самолетах имею очень поверхностное представление,и поэтому обзорные статьи не новичков принимаю на веру. А тут ляп,который я вижу,как вы видите ляпы относительно техники. И,формально признав правоту высказывания,вы заканчиваете выпадом. По человечески понятно.по существу,не очень...
            1. Bongo 15 декабря 2015 13:02
              Цитата: 505506
              Разговоры о топонимике,находятся вне охвата сайта. Знаю вас как постоянного участника tw,потому и написал,я о самолетах имею очень поверхностное представление,и поэтому обзорные статьи не новичков принимаю на веру.

              Знаете, про Дзёмги я конечно "промотался", но - это на мой взгляд досадная мелочь. Очень сложно собирая и анализируя материал недопустить огрехов.
              Цитата: 505506
              А тут ляп,который я вижу,как вы видите ляпы относительно техники. И,формально признав правоту высказывания,вы заканчиваете выпадом. По человечески понятно.по существу,не очень...

              Спасибо, что поправили. Но вы свой первый комментарий перечитайте пожалуйста...Тон простите... negative Так, что как аукнется... Да, минус который вам кто-то влепил, я исправил.
              1. 505506 16 декабря 2015 03:52
                Возможно,был излишне резок. Примите извинения.
    2. SergeySh 15 декабря 2015 06:57
      Дзёмги - происходит от эвенкийского «дзюми», что означает «заброшенный чум». Нанайцы не строили "домов из дерева" так что не могло быть у них в языке такого обозначения )))))) Вы видимо перепутали с Хурбой (Хурба) тоже аэродром рядом с Комсомольском-на-Амуре, в переводе с нанайского жилище но не из дерева а в виде землянки.
  13. Волька 14 декабря 2015 13:28
    да, и это тоже история становления и развития ВВС РФ
  14. vinitskij2016 14 декабря 2015 13:30
    По моим подсчётам в 23 иап должно быть 27 самолётов Су-35С, т.е. начато формирование 3-ей зск.
  15. wei 14 декабря 2015 13:57
    здорово, так держать good
    а вот винтокрылым повезло меньше
    печальная новость
    Анатолий Сердюков вошел в совет директоров "Вертолетов России"

    о чем думают request любители грабель млин am
    wei
  16. alicante11 14 декабря 2015 14:05
    Завод мощный. Правда был там только один раз, на метеостанции. Но ехали на буханке до ВВП (от КПП :)) долго. И, все-таки, отрадно чувствовать хоть маленькую, но причастность к работе легендарного предприятия.
  17. Стойкость 14 декабря 2015 14:52
    "при посадке из-за ошибки пилота коснулся законцовкой крыла бетонной взлетно-посадочной полосы" - т.е. компьютер, который компенсирует ошибки пилота проспал? Ну, нам же так рассказывают про Су-35.
  18. Maksud 14 декабря 2015 15:16
    А ещё аэродром расположен неподалёку от жилых домов. Во время полётов зачастую складывается впечатление, что самолёт влетит в форточку, но пока ребята летают ( тьфу-тьфу) без аварий.
    Статья отличная. От себя добавлю фото с шоу на 80-летие завода.
  19. Maksud 14 декабря 2015 15:23
    В 1984 году начались поставки серийных Су-27. Одними из первых истребители Су-27 начали осваивать пилоты 60-го иап. Этот истребительный авиаполк, прикрывавший Комсомольск-на-Амуре в течение длительного времени, делил ВПП с заводом.

    23-й "Таллинский" истребительный полк в этом году отмечает 75 лет. Он сформирован 16 августа 1939 года в Комсомольске-на-Амуре, на Дзёмгах, как 60-ый авиаполк. Много турбулентных потоков, схваток, реформ, переформирований пережила наша авиация, и сейчас это 23-й "Таллиннский" истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк и авиационная база «Дзёмги»(http://www.kmslife.ru/news/detail.php?ID=14662).

    А ещё Дзёмги расшифровывают так: Далеко Забрался, Е...ут Морозы. Гибну. Иван. laughing

    У нас тут, действительно, холодновато. hi
    1. VIT101 16 декабря 2015 14:22
      "23-й "Таллинский" истребительный полк в этом году отмечает 75 лет."

      С нумерацией полка не все гладко. С 1948 по 1980 г.г. наименование 23 ИАП "50 лет СССР" носил полк, который дислоцировался во Ржеве. Это совсем другой полк, никакого отношения к 60-му и 404-му не имеющий.
  20. parafoiler 14 декабря 2015 19:11
    Максуд опередил с "телеграммой" Ивана! А сколько прыжков с парашютом мной выполнено на этой точке....... Соседям пламенный привет от хурбинца!!!
    1. амурец 15 декабря 2015 00:39
      Цитата: parafoiler
      Соседям пламенный привет от хурбинца!!!

      До октября 1970 года в Хурбе, на 24-х складах, стоял наш ЗРДН,а в районе нового аэродрома была запасная позиция. Потом нас перевели на Мылки,под Амурск.
  21. KIBL 14 декабря 2015 20:50
    Что так носятся с этим Сухой Super Jet,прям какой то главный спаситель всего гражданского авиапрома,что другие российские авиа КБ перестали существовать,ни в жизнь не поверю.К тому же в статье говорилось о большой доле импортных деталей в "Сушке"!
  22. SergeySh 15 декабря 2015 06:41
    У кого-то песочницы у кого-то су-35 и С-300 :)) Фотографии с Дзёмог :)
    1. SergeySh 15 декабря 2015 06:43
      Су-35 барбикюшница.
    2. SergeySh 15 декабря 2015 06:44
      27кажись, уже не помню.
    3. SergeySh 15 декабря 2015 06:45
      27-ой под брюхом.
    4. Maksud 16 декабря 2015 15:15
      Возьмём чуть крупнее план.
  23. ленивый 15 декабря 2015 14:19
    стоит ли автору пенять за "Дзёмги"-берёзовая роща, если об этом и в школе и в краеведческом музее рассказывали. Вспоминаю ,что когда взлетали су-15 в школе которая находилась достаточно далеко от курса взлёта шум перекрывал голос учителя или отвечающего ученика. я представляю как жилось жителям дома что прям по курсу взлёта посадки. Нынешние Сушки гораздо тише.
    1. Bongo 15 декабря 2015 14:24
      Цитата: ленивый
      Нынешние Сушки гораздо тише.

      Но не по сравнению с Хурбинскими Су-24М. wink
    2. Maksud 16 декабря 2015 15:17
      Ребята! Когда "сушки" взлетают или садятся, все машины на заводской стоянке начинают дружно вопить (срабатывает сигнализация).
  24. vkfriendly 18 декабря 2015 08:52
    В 86_м нас из учебки с Хурбы возили на этот аэродром ,как бесплатную рабсилу.Помню как в первый раз увидел настоящий боевой самолёт,сушка это была не могу сказать какая.И как он беззвучно планировал на небольшой высоте над полосой и потом с грохотом срывался в небо ощущения ещё те...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня