Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка»

В 1985 году была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-2, построенная на базе боевой машины пехоты БМП-1 и предназначенная для обслуживания подобной техники. Тем не менее, буквально через пару лет потребовалась новая машина этого класса. В 87-м на вооружение была принята БМП-3, отличавшаяся от предшественников рядом параметров, в том числе габаритами и боевой массой. По этой причине вскоре стартовала разработка перспективной БРЭМ на базе новой боевой машины пехоты, которая могла бы полноценно решать все поставленные задачи.

Разработкой новой БРЭМ занимался «Курганмашзавод», ранее создавший базовую БМП-3. Техническое задание подразумевало использование готового шасси, на которое следовало установить набор специального оборудования для решения основных задач. Новая БРЭМ, как и другая техника этого класса, должна была получить возможность вытаскивания и эвакуации поврежденной легкой бронетехники, а также участвовать в дальнейшем ее ремонте. Характеристики машины должны были позволять обслуживать легкую бронетехнику различных типов, в первую очередь БМП-3. Проект новой ремонтно-эвакуационной машины получил обозначение БРЭМ-Л и собственное имя «Беглянка».

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка»
Общий вид БРЭМ-Л. Фото Wikimedia Commons



Предъявляемые требования сказались на списке специального оборудования, предлагавшегося для установки на новой машине. Примечательно, что в новом проекте был использован опыт разработки и эксплуатации подобной техники. Как следствие, БРЭМ-Л получила сошник-отвал, подъемный кран, тяговую лебедку, а также набор различных инструментов и дополнительного оборудования. При этом специальное оснащение машины было адаптировано к работе с техникой последних моделей.

Будучи дальнейшим развитием базовой БМП-3, ремонтно-эвакуационная БРЭМ-Л сохраняет большое количество ее узлов и агрегатов. Также сохраняется общая компоновка, однако отдельные отсеки корпуса претерпевают значительные изменения, связанные с установкой нового оборудования. Так, отделение управления с рабочим местом механика-водителя по-прежнему располагается в середине передней части корпуса. Рядом с ним предусматриваются места для двух других членов экипажа. Боевое отделение корпуса отдается под дополнительные места экипажа и некоторое специальное оборудование. Силовая установка, как и ранее, располагается в корме корпуса и имеет малую высоту.

Корпус ремонтно-эвакуационной машины имеет минимальные отличия от агрегатов базовой БМП-3. Он изготавливается из катаной алюминиевой брони и обеспечивает противопульную всеракурсную защиту. Лобовая проекция корпуса выдерживает попадания снарядов малокалиберных артиллерийских орудий. Поскольку БРЭМ-Л должна работать в условиях переднего края и постоянного риска атак противника, предусматривается некоторое вооружение. В центре корпуса, сбоку от командирской башенки, располагаются шесть дымовых гранатометов. На случай атаки живой силы противника командир располагает пулеметом ПКТМ с боекомплектом 1000 патронов.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка»
Компоновка машины. Рисунок Armor.kiev.ua


Экипаж БРЭМ-Л состоит из трех человек: командира, механика-водителя и сцепщика-такелажника. При необходимости экипаж может быть усилен двумя ремонтниками. Водитель располагается в передней части корпуса, по центру. Справа от него находится еще одно рабочее место, а командир располагается позади него, у правого борта. Место командира оснащается башенкой. Дополнительные сиденья располагаются внутри бывшего боевого отделения и закреплены на бортах. Экипаж располагает набором приборов наблюдения, обеспечивающих вождение и слежение за обстановкой как днем, так и в темное время суток.

В кормовой части корпуса размещен многотопливный двигатель УТД-29Т мощностью 500 л.с. Крутящий момент двигателя при помощи механической трансмиссии передается на кормовые ведущие колеса. Ходовая часть заимствована у базовой БМП-3 без каких-либо изменений конструкции. В ее составе имеется по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Некоторые катки усилены дополнительными амортизаторами.

Одной из основных задач БРЭМ-Л «Беглянка» является эвакуация поврежденной бронетехники с поля боя. Для выполнения подобных операций машина оснащена набором специального оборудования. Основными средствами эвакуации являются буксирное приспособление, тяговая лебедка и сошник-бульдозер. С их помощью экипаж может подготовить рабочую площадку, а затем взять поврежденную технику на буксир, в том числе и после ее вытаскивания из грязи.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка»
Передняя часть машины. Сошник опущен. Фото Russianarms.ru


На нижней лобовой детали корпуса ремонтно-эвакуационной машины располагаются крепления для подвижного сошника. Это устройство имеет ширину 3150 мм, оснащается гидравлическими приводами и предназначается для земляных работ или вытаскивания застрявшей техники. Врезаясь в грунт, сошник удерживает БРЭМ-Л на месте и тем самым обеспечивает правильное использование мощности тяговой лебедки, не позволяя машине сдвигаться.

Механическая тяговая лебедка с гидравлическим приводом располагается в центральной части машины. Это устройство оснащается тросом с рабочей длиной 150 м и может развивать тяговое усилие до 14-16 т. При помощи блоков, направляющих и роликов в лобовой части корпуса трос лебедки выдается вперед. Крепление троса к буксируемой технике осуществляется при помощи коуша. По некоторым данным, лебедка может использоваться вместе с полиспастом, который в несколько раз увеличивает ее тяговое усилие.

На кормовом листе крепится буксирное приспособление, состоящее из двух штанг с амортизацией. В транспортном положении оно закрепляется на кормовом листе, в рабочем откидывается и присоединяется к буксировочным крюкам поврежденной техники. Буксирное приспособление позволяет БРЭМ-Л тянуть за бронетехнику массой до 12-15 т со скоростью до 20 км/ч. Производителем заявлена возможность буксировки как по суше, так и на воде.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка»
Вид справа сверху. Фото Russianarms.ru


В передней части корпуса, на левом борту, размещается опорно-поворотное устройство крановой установки. Для подъема и перемещения различных грузов БРЭМ-Л должна использовать подъемный кран с гидравлическими и механическими приводами. Максимальный вылет стрелы достигает 4,85 м, однако при этом значительно сокращается максимальная высота подъема. Нормальная грузоподъемность составляет 5 тс. При оснащении двойным полиспастом кран способен поднять до 11 т груза. В транспортном положении стрела крана укладывается вдоль корпуса. В рабочем положении стрела способна разворачиваться в любом направлении. Конструкция крана и ходовой части позволяет ремонтно-эвакуационной машине перемещаться по ровной площадке с грузом на крюке. Характеристики крана позволяют использовать его при замене башен и силовых блоков БМП-3, а также старых машин этого класса.

«Беглянка» построена на базе БМП-3 и предназначается для ремонта подобных машин. По этой причине она получила набор специального оборудования и инструментов, предназначенных для ремонта машин пехоты и техники на их базе. Машина перевозит электросварочные аппараты, позволяющие резать и сваривать различные металлические детали. В связи с особенностями корпуса БМП-3 ремонтная машина получила возможность резать и сваривать не только сталь, но и алюминиевые сплавы. Сварочные работы осуществляются вручную.

ЗИП, инструменты и т.д. перевозятся как внутри бронекорпуса, так и на специальной грузовой платформе. На крыше корпуса, позади командирской башенки, предусматривается металлическая платформа с возможностью открывания правого и заднего бортов. При движении по суше на платформу можно поместить до 1,7 т груза, по воде – до 0,3 т. Кроме того, на правом борту около командирской башни имеется крепление для газового баллона, применяемого в некоторых ремонтных работах.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка»
Процесс замены силовго блока на БМП-3. Фото Kurganmash.ru


Полная боевая масса БРЭМ-Л составляет 18,7 т. Габариты остались на уровне базовой машины: длина 7,64 м, ширина 3,15 м, высота по крыше – 2,35 м. Сохранение размеров и веса на уровне базовой машины в сочетании со «старой» силовой установкой позволило сохранить и ходовые характеристики. На шоссе ремонтно-эвакуационная машина разгоняется до 70 км/ч, максимальная скорость задним ходом достигает 20 км/ч. При движении по грунтовой дороге скорость не превышает 50 км/ч. Имеется возможность пересечения водных преград вплавь при помощи двух водометов в корме. В таком случае (без дополнительной нагрузки) машина может двигаться со скоростью до 9 км/ч. При движении по шоссе запас хода составляет 600 км.

Скорость движения с поврежденной техникой на буксире зависит от множества параметров. При этом средняя скорость буксирования не превышает 20 км/ч и может ограничиваться состоянием агрегатов эвакуируемой техники. Скорость движения на воде с плавающей машиной на буксире так же значительно меньше максимальной.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка»
Подъем застрявшей машины. Фото Kurganmash.ru


Состав специального оборудования БРЭМ-Л определялся с учетом опыта разработки и эксплуатации предыдущих отечественных машин аналогичного назначения. Благодаря этому новая ремонтно-эвакуационная машина получила возможность выполнения всех поставленных задач, связанных с транспортировкой и ремонтом поврежденной боевой техники. За счет применение некоторых более мощных в сравнении с БРЭМ-2 агрегатов удалось повысить тяговое усилие лебедки и характеристики буксировки, благодаря чему была обеспечена возможность обслуживания поврежденных БМП-3, которые отличаются от БМП-1/2 иными габаритами и большим весом.

Разработка проекта «Беглянка» стартовала только в конце восьмидесятых, что, среди прочего, сказалось на распространении этой техники. Серийное производство новых ремонтно-эвакуационных машин началось достаточно поздно, из-за чего они поступили на вооружение только российской армии. Сведения о наличии подобной техники в других странах, образовавшихся после распада СССР, отсутствуют. Таким образом, в течение некоторого времени вооруженные силы России оставались единственным эксплуатантом БМП-3 и новейших БРЭМ на их базе.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка»
БРЭМ-Л сухопутных войск Венесуэлы на параде, 4 февраля 2012 г. Фото Militaryphotos.net


В дальнейшем были подписаны несколько контрактов на поставку этой техники третьим странам, ставшие дополнением к заказам на БМП-3. Так, Объединенные Арабские Эмираты, владеющие одним из крупнейших зарубежных парков БМП-3, в общей сложности приобрели порядка 85 ремонтно-эвакуационных машин. В начале текущего десятилетия некоторое количество БРЭМ-Л было поставлено Венесуэле. Информация о возможности новых заказов на БМП-3 и БРЭМ-Л пока не поступала.

В настоящее время российские вооруженные силы располагают несколькими сотнями боевых машин пехоты БМП-3 и другой техники на их базе. Помимо базовых БМП-3 эксплуатируются разведывательная машина БРМ-3К «Рысь», самоходное артиллерийское орудие 2С31 «Вена», машины противотанкового комплекса «Хризантема-С» и т.д. Эта техника строится на унифицированных шасси и имеет схожие характеристики, благодаря чему для ее обслуживания может использоваться ремонтно-эвакуационная машина «Беглянка». Таким образом, БРЭМ-Л сейчас отвечает за полноценную эксплуатацию достаточно большого количества сравнительно старой и современной военной техники. Это позволяет предполагать, что ремонтные машины этого типа в обозримом будущем будут продолжать свою службу, и закончат ее не ранее, чем будут списаны последние образцы техники на базе БМП-3. Эти события, по понятным причинам, не относятся к ближайшему будущему.


По материалам сайтов:
http://kurganmash.ru/
http://skbm.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://russianarms.ru/
http://armoredgun.org/
http://old.redstar.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. podpolkovnik 15 декабря 2015 09:39
    Кирилл, спасибо!
    Как и всегда - познавательно и интересно!
  2. gallville 15 декабря 2015 12:05
    В настоящее время российские вооруженные силы располагают несколькими сотнями боевых машин пехоты БМП-3 и другой техники на их базе. Помимо базовых БМП-3 эксплуатируются разведывательная машина БРМ-3К «Рысь», самоходное артиллерийское орудие 2С31 «Вена», машины противотанкового комплекса «Хризантема-С» и т.д. Эта техника строится на унифицированных шасси и имеет схожие характеристики, благодаря чему для ее обслуживания может использоваться ремонтно-эвакуационная машина «Беглянка».

    В свете трудностей курганского завода МО нужно принять волевое решение. Либо дальше ждать ГИ и серию Курганца либо начать заказывать бригадные комплекты бмп-3 (Драгун) и машин на базе бмп-3. На подачки от ремонта бмп-2 и прочего завод придется реанимировать. Так что выберет МО: Курганец через несколько лет на "мертвом" заводе или бмп-3 (Драгун) и поддержку производства?
    1. cosmos111 15 декабря 2015 17:55
      Цитата: gallville
      Либо дальше ждать ГИ и серию Курганца либо начать заказывать бригадные комплекты бмп-3 (Драгун) и машин на базе бмп-3

      здравая МЫСЛЬ good

      это позволит перейти на массовый вытуск БМП 3(Драгун)уже в 1916 году...
      международная ситуация -это диктует...
  3. казак волгский 15 декабря 2015 13:16
    бмп - трешка хорошая машина . в ожидании Курганца думаю нужно войска всем семейством трешки насытить - особенно БРМ рысь нужна.
  4. Zaurbek 15 декабря 2015 16:58
    Вот у нас кто то названия придумывает!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня