Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка»
Разработкой новой БРЭМ занимался «Курганмашзавод», ранее создавший базовую БМП-3. Техническое задание подразумевало использование готового шасси, на которое следовало установить набор специального оборудования для решения основных задач. Новая БРЭМ, как и другая техника этого класса, должна была получить возможность вытаскивания и эвакуации поврежденной легкой бронетехники, а также участвовать в дальнейшем ее ремонте. Характеристики машины должны были позволять обслуживать легкую бронетехнику различных типов, в первую очередь БМП-3. Проект новой ремонтно-эвакуационной машины получил обозначение БРЭМ-Л и собственное имя «Беглянка».
Предъявляемые требования сказались на списке специального оборудования, предлагавшегося для установки на новой машине. Примечательно, что в новом проекте был использован опыт разработки и эксплуатации подобной техники. Как следствие, БРЭМ-Л получила сошник-отвал, подъемный кран, тяговую лебедку, а также набор различных инструментов и дополнительного оборудования. При этом специальное оснащение машины было адаптировано к работе с техникой последних моделей.
Будучи дальнейшим развитием базовой БМП-3, ремонтно-эвакуационная БРЭМ-Л сохраняет большое количество ее узлов и агрегатов. Также сохраняется общая компоновка, однако отдельные отсеки корпуса претерпевают значительные изменения, связанные с установкой нового оборудования. Так, отделение управления с рабочим местом механика-водителя по-прежнему располагается в середине передней части корпуса. Рядом с ним предусматриваются места для двух других членов экипажа. Боевое отделение корпуса отдается под дополнительные места экипажа и некоторое специальное оборудование. Силовая установка, как и ранее, располагается в корме корпуса и имеет малую высоту.
Корпус ремонтно-эвакуационной машины имеет минимальные отличия от агрегатов базовой БМП-3. Он изготавливается из катаной алюминиевой брони и обеспечивает противопульную всеракурсную защиту. Лобовая проекция корпуса выдерживает попадания снарядов малокалиберных артиллерийских орудий. Поскольку БРЭМ-Л должна работать в условиях переднего края и постоянного риска атак противника, предусматривается некоторое вооружение. В центре корпуса, сбоку от командирской башенки, располагаются шесть дымовых гранатометов. На случай атаки живой силы противника командир располагает пулеметом ПКТМ с боекомплектом 1000 патронов.
Экипаж БРЭМ-Л состоит из трех человек: командира, механика-водителя и сцепщика-такелажника. При необходимости экипаж может быть усилен двумя ремонтниками. Водитель располагается в передней части корпуса, по центру. Справа от него находится еще одно рабочее место, а командир располагается позади него, у правого борта. Место командира оснащается башенкой. Дополнительные сиденья располагаются внутри бывшего боевого отделения и закреплены на бортах. Экипаж располагает набором приборов наблюдения, обеспечивающих вождение и слежение за обстановкой как днем, так и в темное время суток.
В кормовой части корпуса размещен многотопливный двигатель УТД-29Т мощностью 500 л.с. Крутящий момент двигателя при помощи механической трансмиссии передается на кормовые ведущие колеса. Ходовая часть заимствована у базовой БМП-3 без каких-либо изменений конструкции. В ее составе имеется по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Некоторые катки усилены дополнительными амортизаторами.
Одной из основных задач БРЭМ-Л «Беглянка» является эвакуация поврежденной бронетехники с поля боя. Для выполнения подобных операций машина оснащена набором специального оборудования. Основными средствами эвакуации являются буксирное приспособление, тяговая лебедка и сошник-бульдозер. С их помощью экипаж может подготовить рабочую площадку, а затем взять поврежденную технику на буксир, в том числе и после ее вытаскивания из грязи.
На нижней лобовой детали корпуса ремонтно-эвакуационной машины располагаются крепления для подвижного сошника. Это устройство имеет ширину 3150 мм, оснащается гидравлическими приводами и предназначается для земляных работ или вытаскивания застрявшей техники. Врезаясь в грунт, сошник удерживает БРЭМ-Л на месте и тем самым обеспечивает правильное использование мощности тяговой лебедки, не позволяя машине сдвигаться.
Механическая тяговая лебедка с гидравлическим приводом располагается в центральной части машины. Это устройство оснащается тросом с рабочей длиной 150 м и может развивать тяговое усилие до 14-16 т. При помощи блоков, направляющих и роликов в лобовой части корпуса трос лебедки выдается вперед. Крепление троса к буксируемой технике осуществляется при помощи коуша. По некоторым данным, лебедка может использоваться вместе с полиспастом, который в несколько раз увеличивает ее тяговое усилие.
На кормовом листе крепится буксирное приспособление, состоящее из двух штанг с амортизацией. В транспортном положении оно закрепляется на кормовом листе, в рабочем откидывается и присоединяется к буксировочным крюкам поврежденной техники. Буксирное приспособление позволяет БРЭМ-Л тянуть за бронетехнику массой до 12-15 т со скоростью до 20 км/ч. Производителем заявлена возможность буксировки как по суше, так и на воде.
В передней части корпуса, на левом борту, размещается опорно-поворотное устройство крановой установки. Для подъема и перемещения различных грузов БРЭМ-Л должна использовать подъемный кран с гидравлическими и механическими приводами. Максимальный вылет стрелы достигает 4,85 м, однако при этом значительно сокращается максимальная высота подъема. Нормальная грузоподъемность составляет 5 тс. При оснащении двойным полиспастом кран способен поднять до 11 т груза. В транспортном положении стрела крана укладывается вдоль корпуса. В рабочем положении стрела способна разворачиваться в любом направлении. Конструкция крана и ходовой части позволяет ремонтно-эвакуационной машине перемещаться по ровной площадке с грузом на крюке. Характеристики крана позволяют использовать его при замене башен и силовых блоков БМП-3, а также старых машин этого класса.
«Беглянка» построена на базе БМП-3 и предназначается для ремонта подобных машин. По этой причине она получила набор специального оборудования и инструментов, предназначенных для ремонта машин пехоты и техники на их базе. Машина перевозит электросварочные аппараты, позволяющие резать и сваривать различные металлические детали. В связи с особенностями корпуса БМП-3 ремонтная машина получила возможность резать и сваривать не только сталь, но и алюминиевые сплавы. Сварочные работы осуществляются вручную.
ЗИП, инструменты и т.д. перевозятся как внутри бронекорпуса, так и на специальной грузовой платформе. На крыше корпуса, позади командирской башенки, предусматривается металлическая платформа с возможностью открывания правого и заднего бортов. При движении по суше на платформу можно поместить до 1,7 т груза, по воде – до 0,3 т. Кроме того, на правом борту около командирской башни имеется крепление для газового баллона, применяемого в некоторых ремонтных работах.

Процесс замены силовго блока на БМП-3. Фото Kurganmash.ru
Полная боевая масса БРЭМ-Л составляет 18,7 т. Габариты остались на уровне базовой машины: длина 7,64 м, ширина 3,15 м, высота по крыше – 2,35 м. Сохранение размеров и веса на уровне базовой машины в сочетании со «старой» силовой установкой позволило сохранить и ходовые характеристики. На шоссе ремонтно-эвакуационная машина разгоняется до 70 км/ч, максимальная скорость задним ходом достигает 20 км/ч. При движении по грунтовой дороге скорость не превышает 50 км/ч. Имеется возможность пересечения водных преград вплавь при помощи двух водометов в корме. В таком случае (без дополнительной нагрузки) машина может двигаться со скоростью до 9 км/ч. При движении по шоссе запас хода составляет 600 км.
Скорость движения с поврежденной техникой на буксире зависит от множества параметров. При этом средняя скорость буксирования не превышает 20 км/ч и может ограничиваться состоянием агрегатов эвакуируемой техники. Скорость движения на воде с плавающей машиной на буксире так же значительно меньше максимальной.

Подъем застрявшей машины. Фото Kurganmash.ru
Состав специального оборудования БРЭМ-Л определялся с учетом опыта разработки и эксплуатации предыдущих отечественных машин аналогичного назначения. Благодаря этому новая ремонтно-эвакуационная машина получила возможность выполнения всех поставленных задач, связанных с транспортировкой и ремонтом поврежденной боевой техники. За счет применение некоторых более мощных в сравнении с БРЭМ-2 агрегатов удалось повысить тяговое усилие лебедки и характеристики буксировки, благодаря чему была обеспечена возможность обслуживания поврежденных БМП-3, которые отличаются от БМП-1/2 иными габаритами и большим весом.
Разработка проекта «Беглянка» стартовала только в конце восьмидесятых, что, среди прочего, сказалось на распространении этой техники. Серийное производство новых ремонтно-эвакуационных машин началось достаточно поздно, из-за чего они поступили на вооружение только российской армии. Сведения о наличии подобной техники в других странах, образовавшихся после распада СССР, отсутствуют. Таким образом, в течение некоторого времени вооруженные силы России оставались единственным эксплуатантом БМП-3 и новейших БРЭМ на их базе.

БРЭМ-Л сухопутных войск Венесуэлы на параде, 4 февраля 2012 г. Фото Militaryphotos.net
В дальнейшем были подписаны несколько контрактов на поставку этой техники третьим странам, ставшие дополнением к заказам на БМП-3. Так, Объединенные Арабские Эмираты, владеющие одним из крупнейших зарубежных парков БМП-3, в общей сложности приобрели порядка 85 ремонтно-эвакуационных машин. В начале текущего десятилетия некоторое количество БРЭМ-Л было поставлено Венесуэле. Информация о возможности новых заказов на БМП-3 и БРЭМ-Л пока не поступала.
В настоящее время российские вооруженные силы располагают несколькими сотнями боевых машин пехоты БМП-3 и другой техники на их базе. Помимо базовых БМП-3 эксплуатируются разведывательная машина БРМ-3К «Рысь», самоходное артиллерийское орудие 2С31 «Вена», машины противотанкового комплекса «Хризантема-С» и т.д. Эта техника строится на унифицированных шасси и имеет схожие характеристики, благодаря чему для ее обслуживания может использоваться ремонтно-эвакуационная машина «Беглянка». Таким образом, БРЭМ-Л сейчас отвечает за полноценную эксплуатацию достаточно большого количества сравнительно старой и современной военной техники. Это позволяет предполагать, что ремонтные машины этого типа в обозримом будущем будут продолжать свою службу, и закончат ее не ранее, чем будут списаны последние образцы техники на базе БМП-3. Эти события, по понятным причинам, не относятся к ближайшему будущему.
По материалам сайтов:
http://kurganmash.ru/
http://skbm.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://russianarms.ru/
http://armoredgun.org/
http://old.redstar.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Информация