Как в России тренируют операторов военных беспилотников?

Как в России тренируют операторов военных беспилотников?


Строго говоря, тема беспилотной авиации для нашей страны вовсе не нова. Крылатыми ракетами в СССР занялись сразу после Великой Отечественной (с копирования «летающей мотоциклетки» ФАУ-1), и ныне мы занимаем в этой сфере лидирующие позиции в мире. А что такое крылатая ракета, как не беспилотный самолет? В СССР же был построен космический челнок «Буран», который задолго до Boeing X-37 слетал в беспилотном режиме на орбиту и вернулся.

Реактивные и одноразовые


Отечественные БПЛА с разведывательными функциями тоже имеют давнюю историю. В середине 1960-х на вооружение строевых частей начали поступать тактические беспилотные самолеты-разведчики (ТБР-1) и дальние беспилотные самолеты-разведчики (ДБР-1), ставшие развитием беспилотных самолетов-мишеней. Это была серьезная авиатехника совсем не компактных размеров. ТБР весил почти три тонны, мог летать на высоте до 9000 м со скоростью до 900 км/ч, для чего был оснащен турбореактивным двигателем. Цель — фоторазведка при дальности полета 570 км. Пуск осуществлялся с направляющих под углом 20 градусов к горизонту, а для разгона применялись пороховые ускорители. ДБР-1 и вовсе летал на сверхзвуке (до 2800 км/ч) и имел дальность до 3600 км. Взлетная масса — более 35 т! При всем этом у разведывательных БПЛА первого поколения была неважная точность выхода к заданному объекту, и эти аппараты — тяжелые, турбореактивные — были… одноразовыми, а потому применение их оказалось делом накладным.

Как в России тренируют операторов военных беспилотников?

БПЛА «Гранат-4» Самый «дальнобойный» аппарат в комплексе «Наводчик-2». Он оснащен бензиновым мотором, а корпус выполнен из композитных материалов. Вес аппарата — порядка 30 кг, дальность — около 100 км.

В середине 1970-х на вооружение Советской армии поступил беспилотный разведывательный комплекс ВР-3, основой которого стал турбореактивный БПЛА «Рейс». Это уже была многоразовая система, предназначенная для ведения воздушной разведки объектов и местности в тактической глубине в интересах сухопутных войск и ударной авиации. Самолет был полегче своих одноразовых предшественников — взлетная масса 1410 кг, имел маршевую скорость до 950 км/ч и техническую дальность полета 170 км. Нетрудно подсчитать, что даже при полной заправке полет «Рейса» мог длиться не более десяти минут. Аппарат способен вести фото-, телевизионную и радиационную разведку с передачей данных на командный пункт почти в реальном времени. Посадка БПЛА осуществлялась по команде бортовой автоматической системы управления. Стоит заметить, что «Рейс» до сих пор стоит на вооружении армии Украины и применялся в так называемой АТО.

В 1980-е годы в мире стало развиваться третье поколение БПЛА — легких недорогих дистанционно управляемых аппаратов с разведывательными функциями. Нельзя сказать, что СССР остался в стороне от этого процесса. Работы по созданию первого отечественного мини-ДПЛА были начаты в 1982 году в НИИ «Кулон». К 1983 году был разработан и прошел летные испытания ДПЛА многоразового применения «Пчела-1М» (комплекс «Строй-ПМ»), предназначенный для ведения телевизионной разведки и постановки радиоэлектронных помех средствам связи, работающим в УКВ-диапазоне. Но потом началась перестройка, а за ней 90-е, которые для развития отечественной беспилотной авиации оказались потерянными. К началу нового тысячелетия старые советские наработки морально устарели. Пришлось срочно пускаться вдогонку.

Как в России тренируют операторов военных беспилотников?

В тренажерном классе военнослужащие, проходящие обучение в коломенском Центре, осваивают управление БПЛА пока что в виртуальном пространстве. Лишь пройдя подготовку на тренажере, оператор допускается к управлению реальным аппаратом. На такое обучение может уйти от 2,5 до 4 месяцев.

Для настоящих авиаторов

В старинном русском городе Коломне, рядом с музеем-фабрикой знаменитой яблочной пастилы расположился Государственный центр беспилотной авиации МО. Это, как сейчас принято говорить, главный российский центр компетенции по обучению и переподготовке техников и операторов, управляющих БПЛА военного назначения. Предшественником центра был Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов — структура, которая под разными названиями и с разными пунктами дислокации существует уже три десятка лет. Но именно сейчас БПЛА попали в сферу особого внимания военного руководства страны. Об этом говорит хотя бы тот факт, что доставшийся в наследство Центру военный городок (раньше он принадлежал Коломенскому артиллерийскому училищу, созданному еще при Александре I) активно перестраивается и обустраивается. Часть зданий сносят (вместо них будут построены другие), часть капитально реконструируют. На территории части будут возведены новый клуб и стадион. Через Центр проходит вся поступающая в войска беспилотная техника, специалисты Центра подробно ее изучают, а затем передают свои знания курсантам, приезжающим в Коломну со всей страны.

Для работы с БПЛА (по крайней мере с теми, что приняты на снабжение в наших Вооруженных силах) требуются усилия трех специалистов. Во-первых, это оператор управления аппаратом — он задает курс полета, высоту, производит маневры. Во-вторых, это оператор управления целевой нагрузкой — в его задачу входит непосредственно ведение разведки с помощью тех или иных сенсорных блоков (видео/ИК/радиоразведка). В-третьих, готовит БПЛА к полету и осуществляет пуск техник беспилотного аппарата. Подготовка всех этих трех категорий военнослужащих и ведется в стенах Центра. И если место техника всегда рядом с «железом», то операторы первоначально обучаются в классах за дисплеями тренажеров. Интересно, что оператор управления собственно аппаратом меняет курс БПЛА, вычерчивая линии на электронной карте местности, в то время как картинку с камеры в реальном времени получает оператор управления целевой нагрузкой.

Как в России тренируют операторов военных беспилотников?

BirdEye 400 («Застава») предназначен для разведки целей, корректировки огня, обнаружения мест падения других БПЛА. Радиус действия — 10 км. Продолжительность полета — 1 ч. Взлетный вес — 5,5 кг.

В отличие от армии США, где в операторы БПЛА последнее время стали приглашать геймеров-авиасимуляторщиков, в наших ВС пока сохраняется консервативный подход. У геймеров, считают в Центре, нет того опыта общения с реальной стихией, который имеют настоящие пилоты, весьма предметно представляющие себе поведение ЛА в неблагоприятных метеоусловиях. У нас пока считается, что для управления БПЛА больше подходят люди с профессиональной авиационной подготовкой — бывшие пилоты и штурманы. Срок обучения в Центре варьируется от 2,5 до 4 месяцев и зависит от размеров, дальности и функциональной нагрузки летательного аппарата.

Как в России тренируют операторов военных беспилотников?

Запуск аппарата BirdEye 400 производится с помощью резиновых жгутов. «Птичка» с электромотором быстро взмывает в небо и действительно становится похожей на птицу. Еще немного — и аппарат исчезнет из виду


Пока малые формы


В американском фильме «Хорошее убийство» рассказывается о судьбе оператора БПЛА Reaper — этому человеку, находящемуся на пункте управления в США, приходилось наносить ракетные удары по людям на другом конце земного шара. Начальство, чьи приказы герой фильма был обязан выполнять, считало этих людей террористами. Человеческая драма разворачивается на фоне очень красиво и эффектно показанных сцен дистанционной войны с помощью ударных БПЛА. Нашим военнослужащим оказаться на месте героя «Хорошего убийства» в ближайшем будущем, к счастью или к сожалению, вряд ли суждено. Прототипы ударных беспилотников в нашей стране сейчас активно разрабатываются, некоторые из них уже выходят на испытания, но до принятия их на вооружение пока далеко. Постперестроечный «разрыв» отбросил Россию в сфере военной беспилотной авиации лет на 10−15 назад по сравнению с Западом, и что-то наверстывать мы начинаем только сейчас. Отсюда пока еще не очень широкая номенклатура БПЛА, применяющихся в нашей армии.

Когда стало ясно, что быстро подтянуть отечественные технологии к минимальным современным требованиям не получится, наша оборонная промышленность решила наладить сотрудничество с одним из мировых лидеров в разработке БПЛА военного назначения — с Израилем. Согласно договору, заключенному в 2010 году с компанией Israel Aerospace Industries Ltd., на Уральском заводе гражданской авиации началось лицензионное производство легкого носимого аппарата BirdEye 400 и разведывательного БПЛА среднего класса SEARCHER под названиями «Застава» и «Форпост» соответственно. «Форпост», кстати, единственный принятый у нас на снабжение аппарат (БПЛА принимаются в наших ВС «на снабжение», как боеприпасы, а не «на вооружение», как боевая техника), который взлетает и садится по-самолетному, то есть с разбегом и пробегом. Все остальные запускаются с катапульт, а приземляются на парашюте. Это говорит о том, что пока в нашей армии эксплуатируются БПЛА в основном небольшого размера с малой полезной нагрузкой и сравнительно небольшим радиусом действия.

Показателен в этом смысле комплект БПЛА из комплекса «Наводчик-2». Тут применяются четыре аппарата под общим названием «Гранат» и с индексами от 1 до 4.

Как в России тренируют операторов военных беспилотников?

БПЛА — хоть и малоразмерная, но все же авиация. Как и в большой авиации, перед полетом идет тщательная подготовка всех узлов и систем к работе. Оранжевый мешок на снимке — это оболочка специальной подушки, которая перед посадкой надуется и смягчит удар об землю.

«Гранаты» 1 и 2 — это легкие (2,4 и 4 кг) носимые БПЛА небольшого радиуса действия (10 и 15 км) с электромоторами. «Гранат-3» — аппарат с радиусом действия до 25 км, и в качестве силовой установки в нем использован бензиновый двигатель, как и в «Гранате-4». Последний имеет дальность до 120 км и может нести на себе разного рода полезную нагрузку: фото/видеокамеру, ИК-камеру, оборудование РЭБ и пеленга сотовой связи. Пункт управления «Гранатом-4», в отличие от «младших» моделей, базируется в кунге армейского грузовика «Урал». Тем не менее этот БПЛА, равно как и его собрат по классу «Орлан-10», запускаются с металлических направляющих с помощью резинового жгута.

Все четыре «Граната» произведены российской компаний «Ижмаш — беспилотные системы», что, конечно, является шагом вперед по сравнению с клонированием израильских аппаратов. Но, как признают в Центре, до полного импортозамещения в этой области еще далеко. Такие хайтек-компоненты, как микросхемы или оптические системы, приходится покупать за рубежом, и даже компактные бензиновые моторы нужных параметров наша промышленность пока не освоила. При этом в области программного обеспечения наши конструкторы демонстрируют мировой уровень. Осталось доработать «железо».

Растворившиеся в небе


Практические занятия по управлению БПЛА проходят на полигоне, расположенном на окраине Коломны. В день посещения Центра здесь отрабатывалось управление легкими носимыми аппаратами — BirdEye 400 (он же «Застава») и «Гранатом-2». Пуск с резинового жгута — и вскоре аппарат исчезает в небе. Только тут понимаешь главное преимущество БПЛА этого класса — малозаметность. Оператор же, сидящий под тентом, в небо не смотрит. Перед ним пульт управления, который условно можно назвать «ноутбуком», и вся информация о местоположении БПЛА отражается на экране. Оператору приходится лишь активно работать стилусом. Когда BirdEye спускается на небольшую высоту и становится видимым, его можно спутать с хищной птицей, нарезающей круги в поисках добычи. Только скорость явно побольше птичьей. И вот команда на посадку — раскрывается парашют, и БПЛА приземляется, смягчая удар о землю с помощью надутой «подушки безопасности».


Как в России тренируют операторов военных беспилотников?

Большинство принятых на снабжение Российской армии БПЛА взлетают с помощью катапульт и садятся на парашюте. Исключение составляет БПЛА «Форпост» (производимый по лицензии израильский SEARCHER), который требует аэродрома для взлета и посадки.

Конечно, нашей армии нужны БПЛА большей дальности, с б? льшим радиусом действия, с большей полезной нагрузкой, с ударными функциями. Рано или поздно они встанут в строй и обязательно прибудут в Коломну. Здесь будут учить работать с ними. Но пока идет активное изучение имеющегося арсенала. Тема военных беспилотников в России явно на подъеме.
Автор: Олег Макаров, Валерий Фролов
Первоисточник: http://www.popmech.ru/weapon/230301-kak-v-rossii-treniruyut-operatorov-voennykh-bespilotnikov/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. a.s.zzz888 12 декабря 2015 06:54
    В настоящее время БПЛА нужны почти всем службам и родам войск.
    Как в гражданскую - если висит аэростат над линией фронта, значит цели замеченные им будут поражены артиллерией.
    Сейчас время другое, и другое техническое оснащение в войсках. Так что, пусть обучаются лучше. Боюсь, что обучение может пригодится не только на учениях.
  2. казак волгский 12 декабря 2015 07:09
    нужная и актуальная ВУС. Доброй учебы- пригодится- это точно....
  3. ewgen 12 декабря 2015 08:19
    Интересно развивают дальше технологию на примере автоматической посадки «Бурана»?
  4. Skiff_spb 12 декабря 2015 08:21
    Интересно, а наши военные не смотрят на класс т.н. FPVшников, уже вот лет 10 как управляющих любительскими моделями по камере? Что в общем-то примерно то же самое что и БПЛА, но без ударных возможностей?

    Ведь на самом деле управлять большим самолётом это не совсем то же такое что управлять моделью. А опыта управления именно по видео у FPVшников поболе будет.
    1. Rus2012 12 декабря 2015 20:33
      Цитата: Skiff_spb
      Интересно, а наши военные не смотрят на класс т.н. FPVшников, уже вот лет 10 как управляющих любительскими моделями по камере? Что в общем-то примерно то же самое что и БПЛА, но без ударных возможностей?


      в статье пишут -
      в наших ВС пока сохраняется консервативный подход. У геймеров, считают в Центре, нет того опыта общения с реальной стихией, который имеют настоящие пилоты, весьма предметно представляющие себе поведение ЛА в неблагоприятных метеоусловиях. У нас пока считается, что для управления БПЛА больше подходят люди с профессиональной авиационной подготовкой — бывшие пилоты и штурманы.

      Значит, пока достаточно бывш.пилотов-штурманов.
      Как потребности вырастут-будут привлекать и других...
      1. iouris 13 декабря 2015 13:28
        Я считаю, что тренажёры, конечно, обязательны, но оператор БПЛА должен иметь некоторый опыт управления реальным ЛА. Речь идёт о небольшом налёте с инструктором на лёгких учебных машинах с поршневым и реактивным двигателем, на вертолётах.
  5. PSih2097 12 декабря 2015 08:49
    набирают из геймеров авиасимуляторов... laughing
    1. Skiff_spb 12 декабря 2015 09:46
      Зря смех. Симуляторы есть весьма продвинутые с т.з. физики.
      Сам когда начинал, готовился по ИЛ-2 от 1с. Древний такой симулятор. Пульт зацеплял через конвертер, управление перевешивал на него, сложность "реал" и вперёд.

      Конечно, первый полёт на модели сильно отличался от игрушки, но все базовые навыки и понимание уже были.
      1. Господь Гнева 12 декабря 2015 10:34
        Цитата: Skiff_spb
        Сам когда начинал, готовился по ИЛ-2 от 1с

        Помню такую игруху) управление-вся клава. Чтобы повернуть самолет надо было наклонить самолет, увеличить тангаж и что еще сотворить))
        Бросил так и не полетав- проще уже живьем научиться летать
    2. Господь Гнева 12 декабря 2015 10:35
      Цитата: PSih2097
      набирают из геймеров авиасимуляторов...

      Угу, так вот откуда ноги растут)) и белорусы впереди планеты всей) Волд оф Танк-Аир-Сшип. Готовые кадры
  6. sa-ag 12 декабря 2015 09:45
    Читал и ждал упоминания барражирующего боеприпаса тактического звена типа Switchblad'a, нет, увы, только разведка, кстати управлять через ноут не совсем то, что управлять через очки типа FatShark.
  7. iouris 12 декабря 2015 13:55
    К какому виду вооружённых сил относятся эти "войска"? Кто занимается научным обеспечением, обоснованием ТТХ, разрабатывает вопросы тактики боевого применения и разведывательного обеспечения видов ВС?
    1. Активист СВ 12 декабря 2015 23:17
      Тактическая беспилотная авиация должна относиться Сухопутным Войскам. В зависимости от тактических возможностей, беспилотники должны передаваться в батальон - полк - дивизию. На уровне дивизии должен быть организован командный пункт, совмещающий управление силами войсковой ПВО и армейской авиации, приданной данной дивизии. В структуре дивизии необходимо иметь мощные радиолокационные средства контроля воздушной обстановки, работающие как в интересах войсковой ПВО, так и в интересах авиации СВ.
  8. Dimon19661 12 декабря 2015 15:48
    Строго говоря, тема беспилотной авиации для нашей страны вовсе не нова. Крылатыми ракетами в СССР занялись сразу после Великой Отечественной (с копирования «летающей мотоциклетки» ФАУ-1), и ныне мы занимаем в этой сфере лидирующие позиции в мире.


    Дальше можно не читать....К сведению автора- мы занимали лидирующие позиции в 70-х,затем ужасающий провал.
    1. iouris 13 декабря 2015 02:48
      Беспилотники 1969-ых с традиционными аналоговыми системами управления и современные с цифровыми системами управления на базе микроэлектромеханических систем (MEMS) - две большие разницы. Произошла революция, которая отменила всё, что было до этого. По сути, возникла целая отрасль науки и техники. Потребителей тоже очень много. Однако по своей физике БПЛА является летательным аппаратом, поэтому разработкой оптимальных конструкций ЛА на первых порах должны заниматься авиационные специалисты.
  9. Dragon-y 12 декабря 2015 16:25
    Нужно объявить авиамоделизм "военно-прикладным видом спорта", тогда и операторов можно будет готовить еще на "гражданке".
    1. iouris 13 декабря 2015 13:33
      Потребителей услуг, предоставляемых БПЛА очень много: военные, МЧС, пограничники, лесники, природоохранники, коммунальщики, МВД, метеорологи, Ростехнадзор. Список можно продолжать. Необходима централизация этого дела. Чем раньше это произойдёт, тем скорее будет результат и ниже затраты.
  10. Лекс. 12 декабря 2015 17:56
    Двигатели ротакс импортные ,нужны свои могут и не продать немцы
  11. дед_Костя 12 декабря 2015 18:45
    Хочу продать идею- не знаю кому: самый БЕСПИЛОТНЫЙ БЕСПИЛОТНИК это БУМЕРАНГ с видеокамерой. Область применения- передний край. В железе это просто распотрошённый смартфон приклеенный на бумеранг. Батарейка нужна на 1 минуту полёта. После возвращения в руки хозяина аппарат подключается через USB к ноутбуку, сливает "кувыркающееся кино" и дальше задача для самых крутых программистов: склеить новое кино из которого убрано двухосевое вращение. Не нужен ПИЛОТ-оператор, не сработает радиопротиводействие, перехват проблематичен.
    1. iouris 13 декабря 2015 13:35
      В рыночной экономике всё продаётся на рынке. Или на базаре. Смотря где Вы проживаете.
  12. Alexez 15 декабря 2015 13:58
    Цитата: Лекс.
    ,нужны свои могут и не продать немцы

    Мне казалось, что их в Канаде делают, и уж савсем не вериться, что китайцы их не клонировали еще!
  13. shimus 2 апреля 2016 21:51
    А при чем тут геймеры... есть АВИАМОДЕЛИСТЫ и люди летающие FPV, то есть по камере... Это уже готовые операторы БПЛА их и обучать не надо вовсе!!! Авиамодель и БПЛА АБСОЛЮТНО идентичны, вся разница в видео и специальной аппаратуре...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня