Как в России тренируют операторов военных беспилотников?

20
Как в России тренируют операторов военных беспилотников?


Строго говоря, тема беспилотной авиации для нашей страны вовсе не нова. Крылатыми ракетами в СССР занялись сразу после Великой Отечественной (с копирования «летающей мотоциклетки» ФАУ-1), и ныне мы занимаем в этой сфере лидирующие позиции в мире. А что такое крылатая ракета, как не беспилотный самолет? В СССР же был построен космический челнок «Буран», который задолго до Boeing X-37 слетал в беспилотном режиме на орбиту и вернулся.

Реактивные и одноразовые

Отечественные БПЛА с разведывательными функциями тоже имеют давнюю историю. В середине 1960-х на вооружение строевых частей начали поступать тактические беспилотные самолеты-разведчики (ТБР-1) и дальние беспилотные самолеты-разведчики (ДБР-1), ставшие развитием беспилотных самолетов-мишеней. Это была серьезная авиатехника совсем не компактных размеров. ТБР весил почти три тонны, мог летать на высоте до 9000 м со скоростью до 900 км/ч, для чего был оснащен турбореактивным двигателем. Цель — фоторазведка при дальности полета 570 км. Пуск осуществлялся с направляющих под углом 20 градусов к горизонту, а для разгона применялись пороховые ускорители. ДБР-1 и вовсе летал на сверхзвуке (до 2800 км/ч) и имел дальность до 3600 км. Взлетная масса — более 35 т! При всем этом у разведывательных БПЛА первого поколения была неважная точность выхода к заданному объекту, и эти аппараты — тяжелые, турбореактивные — были… одноразовыми, а потому применение их оказалось делом накладным.


БПЛА «Гранат-4» Самый «дальнобойный» аппарат в комплексе «Наводчик-2». Он оснащен бензиновым мотором, а корпус выполнен из композитных материалов. Вес аппарата — порядка 30 кг, дальность — около 100 км.

В середине 1970-х на вооружение Советской армии поступил беспилотный разведывательный комплекс ВР-3, основой которого стал турбореактивный БПЛА «Рейс». Это уже была многоразовая система, предназначенная для ведения воздушной разведки объектов и местности в тактической глубине в интересах сухопутных войск и ударной авиации. Самолет был полегче своих одноразовых предшественников — взлетная масса 1410 кг, имел маршевую скорость до 950 км/ч и техническую дальность полета 170 км. Нетрудно подсчитать, что даже при полной заправке полет «Рейса» мог длиться не более десяти минут. Аппарат способен вести фото-, телевизионную и радиационную разведку с передачей данных на командный пункт почти в реальном времени. Посадка БПЛА осуществлялась по команде бортовой автоматической системы управления. Стоит заметить, что «Рейс» до сих пор стоит на вооружении армии Украины и применялся в так называемой АТО.

В 1980-е годы в мире стало развиваться третье поколение БПЛА — легких недорогих дистанционно управляемых аппаратов с разведывательными функциями. Нельзя сказать, что СССР остался в стороне от этого процесса. Работы по созданию первого отечественного мини-ДПЛА были начаты в 1982 году в НИИ «Кулон». К 1983 году был разработан и прошел летные испытания ДПЛА многоразового применения «Пчела-1М» (комплекс «Строй-ПМ»), предназначенный для ведения телевизионной разведки и постановки радиоэлектронных помех средствам связи, работающим в УКВ-диапазоне. Но потом началась перестройка, а за ней 90-е, которые для развития отечественной беспилотной авиации оказались потерянными. К началу нового тысячелетия старые советские наработки морально устарели. Пришлось срочно пускаться вдогонку.


В тренажерном классе военнослужащие, проходящие обучение в коломенском Центре, осваивают управление БПЛА пока что в виртуальном пространстве. Лишь пройдя подготовку на тренажере, оператор допускается к управлению реальным аппаратом. На такое обучение может уйти от 2,5 до 4 месяцев.

Для настоящих авиаторов

В старинном русском городе Коломне, рядом с музеем-фабрикой знаменитой яблочной пастилы расположился Государственный центр беспилотной авиации МО. Это, как сейчас принято говорить, главный российский центр компетенции по обучению и переподготовке техников и операторов, управляющих БПЛА военного назначения. Предшественником центра был Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов — структура, которая под разными названиями и с разными пунктами дислокации существует уже три десятка лет. Но именно сейчас БПЛА попали в сферу особого внимания военного руководства страны. Об этом говорит хотя бы тот факт, что доставшийся в наследство Центру военный городок (раньше он принадлежал Коломенскому артиллерийскому училищу, созданному еще при Александре I) активно перестраивается и обустраивается. Часть зданий сносят (вместо них будут построены другие), часть капитально реконструируют. На территории части будут возведены новый клуб и стадион. Через Центр проходит вся поступающая в войска беспилотная техника, специалисты Центра подробно ее изучают, а затем передают свои знания курсантам, приезжающим в Коломну со всей страны.

Для работы с БПЛА (по крайней мере с теми, что приняты на снабжение в наших Вооруженных силах) требуются усилия трех специалистов. Во-первых, это оператор управления аппаратом — он задает курс полета, высоту, производит маневры. Во-вторых, это оператор управления целевой нагрузкой — в его задачу входит непосредственно ведение разведки с помощью тех или иных сенсорных блоков (видео/ИК/радиоразведка). В-третьих, готовит БПЛА к полету и осуществляет пуск техник беспилотного аппарата. Подготовка всех этих трех категорий военнослужащих и ведется в стенах Центра. И если место техника всегда рядом с «железом», то операторы первоначально обучаются в классах за дисплеями тренажеров. Интересно, что оператор управления собственно аппаратом меняет курс БПЛА, вычерчивая линии на электронной карте местности, в то время как картинку с камеры в реальном времени получает оператор управления целевой нагрузкой.


BirdEye 400 («Застава») предназначен для разведки целей, корректировки огня, обнаружения мест падения других БПЛА. Радиус действия — 10 км. Продолжительность полета — 1 ч. Взлетный вес — 5,5 кг.

В отличие от армии США, где в операторы БПЛА последнее время стали приглашать геймеров-авиасимуляторщиков, в наших ВС пока сохраняется консервативный подход. У геймеров, считают в Центре, нет того опыта общения с реальной стихией, который имеют настоящие пилоты, весьма предметно представляющие себе поведение ЛА в неблагоприятных метеоусловиях. У нас пока считается, что для управления БПЛА больше подходят люди с профессиональной авиационной подготовкой — бывшие пилоты и штурманы. Срок обучения в Центре варьируется от 2,5 до 4 месяцев и зависит от размеров, дальности и функциональной нагрузки летательного аппарата.


Запуск аппарата BirdEye 400 производится с помощью резиновых жгутов. «Птичка» с электромотором быстро взмывает в небо и действительно становится похожей на птицу. Еще немного — и аппарат исчезнет из виду


Пока малые формы


В американском фильме «Хорошее убийство» рассказывается о судьбе оператора БПЛА Reaper — этому человеку, находящемуся на пункте управления в США, приходилось наносить ракетные удары по людям на другом конце земного шара. Начальство, чьи приказы герой фильма был обязан выполнять, считало этих людей террористами. Человеческая драма разворачивается на фоне очень красиво и эффектно показанных сцен дистанционной войны с помощью ударных БПЛА. Нашим военнослужащим оказаться на месте героя «Хорошего убийства» в ближайшем будущем, к счастью или к сожалению, вряд ли суждено. Прототипы ударных беспилотников в нашей стране сейчас активно разрабатываются, некоторые из них уже выходят на испытания, но до принятия их на вооружение пока далеко. Постперестроечный «разрыв» отбросил Россию в сфере военной беспилотной авиации лет на 10−15 назад по сравнению с Западом, и что-то наверстывать мы начинаем только сейчас. Отсюда пока еще не очень широкая номенклатура БПЛА, применяющихся в нашей армии.

Когда стало ясно, что быстро подтянуть отечественные технологии к минимальным современным требованиям не получится, наша оборонная промышленность решила наладить сотрудничество с одним из мировых лидеров в разработке БПЛА военного назначения — с Израилем. Согласно договору, заключенному в 2010 году с компанией Israel Aerospace Industries Ltd., на Уральском заводе гражданской авиации началось лицензионное производство легкого носимого аппарата BirdEye 400 и разведывательного БПЛА среднего класса SEARCHER под названиями «Застава» и «Форпост» соответственно. «Форпост», кстати, единственный принятый у нас на снабжение аппарат (БПЛА принимаются в наших ВС «на снабжение», как боеприпасы, а не «на вооружение», как боевая техника), который взлетает и садится по-самолетному, то есть с разбегом и пробегом. Все остальные запускаются с катапульт, а приземляются на парашюте. Это говорит о том, что пока в нашей армии эксплуатируются БПЛА в основном небольшого размера с малой полезной нагрузкой и сравнительно небольшим радиусом действия.

Показателен в этом смысле комплект БПЛА из комплекса «Наводчик-2». Тут применяются четыре аппарата под общим названием «Гранат» и с индексами от 1 до 4.


БПЛА — хоть и малоразмерная, но все же авиация. Как и в большой авиации, перед полетом идет тщательная подготовка всех узлов и систем к работе. Оранжевый мешок на снимке — это оболочка специальной подушки, которая перед посадкой надуется и смягчит удар об землю.

«Гранаты» 1 и 2 — это легкие (2,4 и 4 кг) носимые БПЛА небольшого радиуса действия (10 и 15 км) с электромоторами. «Гранат-3» — аппарат с радиусом действия до 25 км, и в качестве силовой установки в нем использован бензиновый двигатель, как и в «Гранате-4». Последний имеет дальность до 120 км и может нести на себе разного рода полезную нагрузку: фото/видеокамеру, ИК-камеру, оборудование РЭБ и пеленга сотовой связи. Пункт управления «Гранатом-4», в отличие от «младших» моделей, базируется в кунге армейского грузовика «Урал». Тем не менее этот БПЛА, равно как и его собрат по классу «Орлан-10», запускаются с металлических направляющих с помощью резинового жгута.

Все четыре «Граната» произведены российской компаний «Ижмаш — беспилотные системы», что, конечно, является шагом вперед по сравнению с клонированием израильских аппаратов. Но, как признают в Центре, до полного импортозамещения в этой области еще далеко. Такие хайтек-компоненты, как микросхемы или оптические системы, приходится покупать за рубежом, и даже компактные бензиновые моторы нужных параметров наша промышленность пока не освоила. При этом в области программного обеспечения наши конструкторы демонстрируют мировой уровень. Осталось доработать «железо».

Растворившиеся в небе


Практические занятия по управлению БПЛА проходят на полигоне, расположенном на окраине Коломны. В день посещения Центра здесь отрабатывалось управление легкими носимыми аппаратами — BirdEye 400 (он же «Застава») и «Гранатом-2». Пуск с резинового жгута — и вскоре аппарат исчезает в небе. Только тут понимаешь главное преимущество БПЛА этого класса — малозаметность. Оператор же, сидящий под тентом, в небо не смотрит. Перед ним пульт управления, который условно можно назвать «ноутбуком», и вся информация о местоположении БПЛА отражается на экране. Оператору приходится лишь активно работать стилусом. Когда BirdEye спускается на небольшую высоту и становится видимым, его можно спутать с хищной птицей, нарезающей круги в поисках добычи. Только скорость явно побольше птичьей. И вот команда на посадку — раскрывается парашют, и БПЛА приземляется, смягчая удар о землю с помощью надутой «подушки безопасности».



Большинство принятых на снабжение Российской армии БПЛА взлетают с помощью катапульт и садятся на парашюте. Исключение составляет БПЛА «Форпост» (производимый по лицензии израильский SEARCHER), который требует аэродрома для взлета и посадки.

Конечно, нашей армии нужны БПЛА большей дальности, с большим радиусом действия, с большей полезной нагрузкой, с ударными функциями. Рано или поздно они встанут в строй и обязательно прибудут в Коломну. Здесь будут учить работать с ними. Но пока идет активное изучение имеющегося арсенала. Тема военных беспилотников в России явно на подъеме.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 декабря 2015 06:54
    В настоящее время БПЛА нужны почти всем службам и родам войск.
    Как в гражданскую - если висит аэростат над линией фронта, значит цели замеченные им будут поражены артиллерией.
    Сейчас время другое, и другое техническое оснащение в войсках. Так что, пусть обучаются лучше. Боюсь, что обучение может пригодится не только на учениях.
  2. +2
    12 декабря 2015 07:09
    нужная и актуальная ВУС. Доброй учебы- пригодится- это точно....
  3. 0
    12 декабря 2015 08:19
    Интересно развивают дальше технологию на примере автоматической посадки «Бурана»?
  4. +3
    12 декабря 2015 08:21
    Интересно, а наши военные не смотрят на класс т.н. FPVшников, уже вот лет 10 как управляющих любительскими моделями по камере? Что в общем-то примерно то же самое что и БПЛА, но без ударных возможностей?

    Ведь на самом деле управлять большим самолётом это не совсем то же такое что управлять моделью. А опыта управления именно по видео у FPVшников поболе будет.
    1. +1
      12 декабря 2015 20:33
      Цитата: Skiff_spb
      Интересно, а наши военные не смотрят на класс т.н. FPVшников, уже вот лет 10 как управляющих любительскими моделями по камере? Что в общем-то примерно то же самое что и БПЛА, но без ударных возможностей?


      в статье пишут -
      в наших ВС пока сохраняется консервативный подход. У геймеров, считают в Центре, нет того опыта общения с реальной стихией, который имеют настоящие пилоты, весьма предметно представляющие себе поведение ЛА в неблагоприятных метеоусловиях. У нас пока считается, что для управления БПЛА больше подходят люди с профессиональной авиационной подготовкой — бывшие пилоты и штурманы.

      Значит, пока достаточно бывш.пилотов-штурманов.
      Как потребности вырастут-будут привлекать и других...
      1. 0
        13 декабря 2015 13:28
        Я считаю, что тренажёры, конечно, обязательны, но оператор БПЛА должен иметь некоторый опыт управления реальным ЛА. Речь идёт о небольшом налёте с инструктором на лёгких учебных машинах с поршневым и реактивным двигателем, на вертолётах.
  5. 0
    12 декабря 2015 08:49
    набирают из геймеров авиасимуляторов... laughing
    1. +1
      12 декабря 2015 09:46
      Зря смех. Симуляторы есть весьма продвинутые с т.з. физики.
      Сам когда начинал, готовился по ИЛ-2 от 1с. Древний такой симулятор. Пульт зацеплял через конвертер, управление перевешивал на него, сложность "реал" и вперёд.

      Конечно, первый полёт на модели сильно отличался от игрушки, но все базовые навыки и понимание уже были.
      1. 0
        12 декабря 2015 10:34
        Цитата: Skiff_spb
        Сам когда начинал, готовился по ИЛ-2 от 1с

        Помню такую игруху) управление-вся клава. Чтобы повернуть самолет надо было наклонить самолет, увеличить тангаж и что еще сотворить))
        Бросил так и не полетав- проще уже живьем научиться летать
    2. 0
      12 декабря 2015 10:35
      Цитата: PSih2097
      набирают из геймеров авиасимуляторов...

      Угу, так вот откуда ноги растут)) и белорусы впереди планеты всей) Волд оф Танк-Аир-Сшип. Готовые кадры
  6. 0
    12 декабря 2015 09:45
    Читал и ждал упоминания барражирующего боеприпаса тактического звена типа Switchblad'a, нет, увы, только разведка, кстати управлять через ноут не совсем то, что управлять через очки типа FatShark.
  7. 0
    12 декабря 2015 13:55
    К какому виду вооружённых сил относятся эти "войска"? Кто занимается научным обеспечением, обоснованием ТТХ, разрабатывает вопросы тактики боевого применения и разведывательного обеспечения видов ВС?
    1. 0
      12 декабря 2015 23:17
      Тактическая беспилотная авиация должна относиться Сухопутным Войскам. В зависимости от тактических возможностей, беспилотники должны передаваться в батальон - полк - дивизию. На уровне дивизии должен быть организован командный пункт, совмещающий управление силами войсковой ПВО и армейской авиации, приданной данной дивизии. В структуре дивизии необходимо иметь мощные радиолокационные средства контроля воздушной обстановки, работающие как в интересах войсковой ПВО, так и в интересах авиации СВ.
  8. -1
    12 декабря 2015 15:48
    Строго говоря, тема беспилотной авиации для нашей страны вовсе не нова. Крылатыми ракетами в СССР занялись сразу после Великой Отечественной (с копирования «летающей мотоциклетки» ФАУ-1), и ныне мы занимаем в этой сфере лидирующие позиции в мире.


    Дальше можно не читать....К сведению автора- мы занимали лидирующие позиции в 70-х,затем ужасающий провал.
    1. 0
      13 декабря 2015 02:48
      Беспилотники 1969-ых с традиционными аналоговыми системами управления и современные с цифровыми системами управления на базе микроэлектромеханических систем (MEMS) - две большие разницы. Произошла революция, которая отменила всё, что было до этого. По сути, возникла целая отрасль науки и техники. Потребителей тоже очень много. Однако по своей физике БПЛА является летательным аппаратом, поэтому разработкой оптимальных конструкций ЛА на первых порах должны заниматься авиационные специалисты.
  9. +1
    12 декабря 2015 16:25
    Нужно объявить авиамоделизм "военно-прикладным видом спорта", тогда и операторов можно будет готовить еще на "гражданке".
    1. +1
      13 декабря 2015 13:33
      Потребителей услуг, предоставляемых БПЛА очень много: военные, МЧС, пограничники, лесники, природоохранники, коммунальщики, МВД, метеорологи, Ростехнадзор. Список можно продолжать. Необходима централизация этого дела. Чем раньше это произойдёт, тем скорее будет результат и ниже затраты.
  10. +3
    12 декабря 2015 17:56
    Двигатели ротакс импортные ,нужны свои могут и не продать немцы
  11. 0
    12 декабря 2015 18:45
    Хочу продать идею- не знаю кому: самый БЕСПИЛОТНЫЙ БЕСПИЛОТНИК это БУМЕРАНГ с видеокамерой. Область применения- передний край. В железе это просто распотрошённый смартфон приклеенный на бумеранг. Батарейка нужна на 1 минуту полёта. После возвращения в руки хозяина аппарат подключается через USB к ноутбуку, сливает "кувыркающееся кино" и дальше задача для самых крутых программистов: склеить новое кино из которого убрано двухосевое вращение. Не нужен ПИЛОТ-оператор, не сработает радиопротиводействие, перехват проблематичен.
    1. 0
      13 декабря 2015 13:35
      В рыночной экономике всё продаётся на рынке. Или на базаре. Смотря где Вы проживаете.
  12. 0
    15 декабря 2015 13:58
    Цитата: Лекс.
    ,нужны свои могут и не продать немцы

    Мне казалось, что их в Канаде делают, и уж савсем не вериться, что китайцы их не клонировали еще!
  13. 0
    2 апреля 2016 21:51
    А при чем тут геймеры... есть АВИАМОДЕЛИСТЫ и люди летающие FPV, то есть по камере... Это уже готовые операторы БПЛА их и обучать не надо вовсе!!! Авиамодель и БПЛА АБСОЛЮТНО идентичны, вся разница в видео и специальной аппаратуре...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»