Military Review

Armored recovery vehicle BREM-D

4
Since the beginning of the seventies, the Soviet defense industry has been actively engaged in the subject of armored repair and recovery vehicles for various branches of the armed forces. As a result of this, several samples of similar equipment appeared on the basis of existing tanks and infantry fighting vehicles. In addition, in 1984, the development of a similar machine for the airborne troops began. In accordance with the strategies existing at that time, the Airborne Forces were to be one of the first to go into battle with the enemy and, as a result, were to suffer losses in equipment. Thus, to ensure the repair of damaged cars, paratroopers needed their own ARV with the possibility of parachute landing.


The development of the Armored repair and recovery vehicle, amphibious assault vehicle (BREM-D) was launched in 1984 year. The creation of this machine was entrusted to the design office of the Volgograd Tractor Plant. The BTR-D amphibious armored personnel carrier, which was required to install a set of special equipment, should be taken as the basis for the new technology. Like other BREM vehicles for airborne troops had to carry out the evacuation of damaged equipment to the places of collection and repair, as well as participate in its further restoration. In accordance with these requirements, the composition of special means was determined. It is noteworthy that a set of equipment was offered that resembles that used on other BREM.

For maximum unification with existing equipment and simplify operation, as well as to enable parachute landing, promising BREM-D decided to build on the basis of an armored personnel carrier BTR-D, produced in large quantities in the interests of the Airborne Forces. During the development of a new project, the design of an armored personnel carrier was noticeably reworked due to the updated purpose of the vehicle. At the same time, the placement of the main units remained the same, while other volumes were occupied by new equipment.


General view of the BREM-D with a raised crane. Photo Russian-power. Rf


BREM-D, with certain changes, retained the overall layout of the base machine. In front of the hull there was a department of management with crew jobs, behind which they provided a compartment for special equipment. Feed, as before, was given under the engine compartment. The changes were in some modifications associated with the installation of new equipment. In addition, part of the special equipment was proposed to be mounted on the roof of the case.

The body of the evacuation vehicle was to consist of a set of rolled sheets of aluminum armor and provide protection against small arms. weapons. According to the project, BREM-D was supposed to carry weapons for self-defense. The base BTR-D was equipped with two course machine guns in special installations of the front sheet. In the draft BREM-D, it was decided to leave only the left installation with one machine gun. In the stern of the hull, behind the engine room, placed the installation with four smoke grenade launchers.

The crew BREM-D consists of three people. The driver, who is also a crane operator and scaffold, is located in the center of the front of the case. To his left is a specialist in electrical equipment, and for the driver provides for the place of the commander, who is assigned the duties of fitter and welder. All crew members have their own hatches with periscopic devices for monitoring the environment. The commander's hatch is equipped with a searchlight for working in the dark. If necessary, the crew of the car can be reinforced by an additional repairman. His place is to the right of the driver.

The power plant of the repair and recovery vehicle is located in the stern and is designed as a unit of relatively small height. The basis of the power plant is a diesel engine 5Д20 power 240 hp Engine-coupled manual transmission, transmitting torque to the stern drive wheels. Tracked undercarriage was borrowed from the base armored vehicle unchanged. She retained six track rollers with individual hydropneumatic suspension on each side. It is possible to change the clearance by adjusting the pressure in the suspension cylinders.


The sample in the museum Kubinka. Photo Ruskompas.ru


In accordance with the technical assignment, BREM-D had to carry out the evacuation and towing of damaged light armored vehicles to the assembly sites, for which she received a set of special equipment. A lower coulter-dozer with a width of 1550 mm is placed on the lower front plate to carry out excavation work and to ensure a stable position of the machine when using a traction winch. The winch itself is located in the engine room.

The hydraulically driven mechanical winch is equipped with a 105 cable with a length of m and is intended for pulling stuck vehicles. Without any accessories, the winch develops traction up to 4 tf. It is possible to install a triple polyspast, with which the thrust is increased to 12 ton. The winch cable is issued forward through a special pipe in the frontal part of the hull, which ensures the solution of the assigned tasks, but does not require the construction of a complex system of blocks that carry the cable through the roof of the hull.

In the middle part of the hull at the left side, behind the crew seats, provides for the supporting device of a crane. The crane is equipped with a frame frame boom and allows lifting loads weighing up to 1,1 t. The maximum lifting height of the load is 3,8 m, the maximum boom reach is 2 m. The crane can move objects within a sector of width 150 °. In the transport position, the boom is placed along the body by turning back. The characteristics of the crane are calculated taking into account the use of various types of amphibious assault forces during the maintenance and repair of combat vehicles.

BREM-D has the ability to tow damaged light equipment, which is equipped with a reinforced towing device on the stern sheet. It is proposed to install a double semi-rigid device with internal shock absorption. In addition, it is possible to tow using standard cables with koushs.


Museum car from a different angle. Photo of Wikimedia Commons


Inside the case, behind the crew seats and special equipment, there are racks with tools, spare parts, etc. So, on the starboard side there are seven boxes for spare parts and fastenings for four canisters with fuel and lubricants. There are also racks for several outboxes with tools. On the left side there are two more boxes for welding and other equipment. The BREM-D capabilities allow you to transport tools and spare parts with a total weight of up to 1320 kg. At the same time, unlike other domestic BREM, the landing vehicle does not have a cargo platform on the roof.

A characteristic feature of the assault armor is the use of aluminum armor, which affected the composition of the equipment BREM-D. To perform various cutting and welding operations, this machine received welding equipment that allows it to work with both steel and aluminum alloys. The power supply of welding equipment is carried out with the help of a regular electric generator of the machine type VG-7500.

Being a deep modernization of the armored personnel carrier BTR-D, the repair and recovery vehicle has similar characteristics. Its length (with a light-reflecting shield) is 5,89 m, width –2,63 m. The height, taking into account the folded crane, does not exceed 1,82 m. mm

240-strong diesel engine provides BREM-D high power density - about 30 HP per ton of weight. This allows you to keep driving performance at the level of the base armored personnel carrier. The maximum speed of the repair vehicle on the highway reaches 60 km / h, on an unpaved road acceleration to 35-40 km / h is possible. If necessary, it is possible to drive in reverse at a speed of the order of 5-7 km / h. In the aft part of the machine, two water cannons are provided, with the help of which it is able to move through water at a speed of up to 8-9 km / h. When driving on a highway, the power reserve reaches 500 km. When towing a damaged vehicle, the speed and power reserve characteristics are reduced and depend on a number of factors.


BREM-D with a raised crane. In the foreground part of the additional equipment. Photo Russian-power. Rf


An important feature of the BREM-D is the ability to parachute landing using existing parachute systems. For this, the machine must be equipped with a set of special equipment and loaded onto military transport aircraft. Due to its relatively small size, the assault evacuation vehicles can be transported by An-12, An-22 and Il-76 aircraft. Thus, together with military equipment, repair vehicles can be delivered to the landing site.

The development of the BREM-D project was completed in the mid-eighties. Soon, on the basis of the existing armored personnel carrier a prototype was made, which was tested. Various checks and tests continued until the end of the eighties. The decision to adopt a new airborne vehicle for the airborne troops was taken in 1989 year. Soon began mass production of this technology.

One of the advantages of using the existing chassis was the possibility of building a BREM on the basis of the available armored personnel carriers. According to some sources, the assembly of repair and recovery vehicles was carried out in this way. Armored vehicles that needed to be repaired, underwent rehabilitation and received new equipment, were delivered to the armored repair plant in Kaunas. Volgograd Tractor Plant, as far as is known, did not participate in the production of a new type of equipment.

Exact information about the volume of issue of "Armored repair and recovery vehicles, amphibious" is not available. Some sources claim that Kaunas experts assembled a total of eight of these machines. Apparently, the first prototype used in the tests is also included in this number. It can be assumed that such a small number of cars produced was associated with the organizational structure of the Airborne Forces. In the late eighties, the Airborne Forces had seven airborne divisions and three separate regiments. Thus, after the construction of the first prototype, one BREM-D could be ordered for the repair battalions of all divisions.

Armored recovery vehicle BREM-D
BREM-D, operated by the armed forces of Ukraine. Photo Lostarmour.info


A small amount of serial equipment did not allow the repair units of the Airborne Forces to deploy full-scale operation of the BREM-D. In addition, the collapse of the Soviet Union hit the number of available technology. In the airborne troops of independent Russia, according to some sources, no more than five repair vehicles remained. At least one of the BREM-D went to the armed forces of Ukraine. There is evidence of the operation of this machine during the civil war as an aid to the repair and loading of various goods.

Currently, one of the copies of the BREM-D (probably an experimental copy) is stored in the Central Museum of Armored Weapons and Equipment in Kubinka. The rest of the equipment available to the Airborne Forces of Russia, apparently, is still in operation and is located at various bases. The exact fate of cars inherited by foreign countries is unknown.

The project of the landing BREM-D is of particular interest. The airborne troops really need such a technique, allowing the evacuation and repair of damaged military vehicles. However, due to certain reasons, repair and recovery vehicles were not built in a large series and were not widely used. Rumors are currently circulating about a possible continuation of work in this direction. According to them, in the foreseeable future, domestic designers must create a promising BREM for the Airborne Forces based on the newest BTR-MD "Shell" armored personnel carrier or BMD-4 airborne combat vehicle. Whether these rumors correspond to reality is unknown. It is quite possible that as part of the renewal of the assault vehicle fleet, it will indeed be decided to build new repair and recovery vehicles.


On the materials of the sites:
http://armoredgun.org/
http://army-guide.com/
http://russianarms.su/
http://desantura.ru/
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. igordok
    igordok 16 December 2015 08: 25
    0
    Somehow I never caught my eye. In Pskov, trucks with a winch located at the rear were used to evacuate BMD. Maybe so as not to spoil the asphalt. They will lift the front part of the BMD, and sometimes even the tracks will be removed, and at a decent speed in part, for repair.
    1. Malkor
      Malkor 16 December 2015 15: 32
      +1
      trucks with a winch located at the back - this is KETL
  2. Kapralwdw
    Kapralwdw 16 December 2015 08: 36
    +1
    our repair functions were performed by the BRM on the basis of Zil and dragged and evacuated by simple BTRD. ATTENTION SUCH CARS ARE VERY NEEDED FOR REPAIR DIVISIONS!
  3. zoriprit
    zoriprit 16 December 2015 17: 43
    0
    alas, the traction capabilities of the BTRD-BREM-d are minimal ... the weight of the traction machine is too small .. there are generally problems on asphalt, especially in winter. groups from the landfill (Dubrovichi) with a coupler of 2 cars. No matter what you say, the clutch steel (caterpillar) -asphalt is very small compared to rubber (wheel) -asphalt.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д

С начала семидесятых годов советская оборонная промышленность активно занималась тематикой бронированных ремонтно-эвакуационных машин для разных родов войск. В результате этого появилось несколько образцов подобной техники на базе существующих танков и боевых машин пехоты. Кроме того, в 1984 году началась разработка аналогичной машины для воздушно-десантных войск. В соответствии с существовавшими в то время стратегиями, ВДВ должны были идти в бой с противником одними из первых и, как следствие, должны были нести потери в технике. Таким образом, для обеспечения ремонта поврежденных машин десантникам требовалась собственная БРЭМ с возможностью парашютного десантирования.

Разработка «Бронированной ремонтно-эвакуационной машины, десантной» (БРЭМ-Д) стартовала в 1984 году. Создание этой машины было поручено конструкторскому бюро Волгоградского тракторного завода. В качестве основы для новой техники следовало взять десантный бронетранспортер БТР-Д, на который требовалось установить набор специальной техники. Как и другие БРЭМ, машина для ВДВ должна была выполнять эвакуацию поврежденной техники к местам сбора и ремонта, а также участвовать в ее дальнейшем восстановлении. В соответствии с этими требованиями был определен состав специальных средств. Примечательно, что был предложен набор оборудования, напоминающий использованные на других БРЭМ.

Для максимальной унификации с существующей техникой и упрощения эксплуатации, а также для обеспечения возможности парашютного десантирования перспективную БРЭМ-Д решили строить на базе бронетранспортера БТР-Д, в больших количествах выпускавшегося в интересах ВДВ. В ходе разработки нового проекта конструкция бронетранспортера была заметно переработана в связи с обновленным предназначением машины. При этом размещение основных агрегатов осталось прежним, а иные объемы были заняты новым оборудованием.


Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д
Общий вид БРЭМ-Д с поднятым краном. Фото Русская-сила.рф


БРЭМ-Д, с определенными изменениями, сохранила общую компоновку базовой машины. В передней части корпуса осталось отделение управления с рабочими местами экипажа, за которым предусмотрели отсек для специального оборудования. Корма, как и ранее, отдавалась под моторно-трансмиссионное отделение. Изменения заключались в некоторых доработках, связанных с установкой нового оборудования. Кроме того, часть специальной аппаратуры предлагалось монтировать на крыше корпуса.

Корпус ремонтно-эвакуационной машины должен был состоять из набора катаных листов алюминиевой брони и обеспечивать защиту от пуль стрелкового оружия. По проекту, БРЭМ-Д должна была нести вооружение для самообороны. Базовый БТР-Д оснащался двумя курсовыми пулеметами в специальных установках лобового листа. В проекте БРЭМ-Д было решено оставить только левую установку с одним пулеметом. В кормовой части корпуса, позади машинного отделения, расположили установку с четырьмя дымовыми гранатометами.

Экипаж БРЭМ-Д состоит из трех человек. Механик-водитель, также являющийся крановщиком и такелажником, располагается в центре передней части корпуса. Слева от него находится специалист по электрооборудованию, а за водителем предусматривается место командира, на которого возложены обязанности слесаря-монтажника и сварщика. Все члены экипажа имеют собственные люки с перископическими приборами для наблюдения за окружающей обстановкой. Командирский люк оснащен прожектором для работы в темное время суток. При необходимости экипаж машины может быть усилен дополнительным ремонтником. Его место находится справа от водителя.

Силовая установка ремонтно-эвакуационной машины располагается в корме и выполнена в виде блока сравнительно небольшой высоты. Основой силовой установки является дизельный двигатель 5Д20 мощностью 240 л.с. С двигателем сопряжена механическая трансмиссия, передающая крутящий момент на кормовые ведущие колеса. Гусеничная ходовая часть была заимствована у базового бронетранспортера без изменений. Она сохранила по шесть опорных катков с индивидуальной гидропневматической подвеской на каждом борту. Предусмотрена возможность изменения клиренса за счет регулировки давления в цилиндрах подвески.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д
Образец в музее Кубинки. Фото Ruskompas.ru


В соответствии с техническим заданием, БРЭМ-Д должна была выполнять эвакуацию и буксировку поврежденной легкой бронетехники к местам сбора, для чего получила набор специального оборудования. На нижнем лобовом листе размещается сошник-бульдозер шириной 1550 мм для выполнения земляных работ и обеспечения стабильного положения машины при использовании тяговой лебедки. Сама лебедка располагается в машинном отделении.

Механическая тяговая лебедка с гидроприводом оснащается тросом длиной 105 м и предназначается для вытаскивания застрявшей техники. Без дополнительных приспособлений лебедка развивает тяговое усилие до 4 тс. Имеется возможность установки тройного полиспаста, при помощи которого тяга увеличивается до 12 тс. Трос лебедки выдается вперед через специальный патрубок в лобовой части корпуса, что обеспечивает решение возложенных задач, но не требует усложнения конструкции системой блоков, переводящих трос через крышу корпуса.

В средней части корпуса у левого борта, позади мест экипажа, предусматривается опорное устройство подъемного крана. Кран оснащается стрелой рамной конструкции и позволяет поднимать грузы весом до 1,1 т. Максимальная высота подъема груза составляет 3,8 м, максимальный вылет стрелы – 2 м. Кран может перемещать объекты в пределах сектора шириной 150°. В транспортном положении стрела укладывается вдоль корпуса поворотом назад. Характеристики подъемного крана рассчитаны с учетом использования при обслуживании и ремонте боевых машин десанта различных типов.

БРЭМ-Д имеет возможность буксировки поврежденной легкой техники, для чего оснащается усиленным буксирным устройством на кормовом листе. На него предлагается устанавливать двойное полужесткое приспособление с внутренней амортизацией. Кроме того, имеется возможность буксировки при помощи стандартных тросов с коушами.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д
Музейная машина с другого ракурса. Фото Wikimedia Commons


Внутри корпуса, позади мест экипажа и специальной аппаратуры, располагаются стеллажи с инструментом, запчастями и т.д. Так, по правому борту устанавливаются семь ящиков для запасных частей и крепления для четырех канистр с горюче-смазочными материалами. Также предусматриваются стеллажи для нескольких выносных ящиков с инструментами. На левом борту имеются еще два ящика для сварочного и другого оборудования. Возможности БРЭМ-Д позволяют перевозить инструмент и ЗИП общим весом до 1320 кг. При этом, в отличие от других отечественных БРЭМ, десантная машина не имеет грузовой платформы на крыше.

Характерной особенностью бронетехники десанта является использование алюминиевой брони, что сказалось на составе оборудования БРЭМ-Д. Для выполнения различных операций резки и сварки эта машина получила сварочное оборудование, позволяющее работать как со сталью, так и с алюминиевыми сплавами. Энергоснабжение сварочного оборудования осуществляется при помощи штатного электрогенератора машины типа ВГ-7500.

Являясь глубокой модернизацией бронетранспортера БТР-Д, ремонтно-эвакуационная машина имеет схожие характеристики. Ее длина (с волноотражательным щитком) составляет 5,89 м, ширина –2,63 м. Высота с учетом сложенного крана не превышает 1,82 м. Боевая масса задавалась на уровне 8 т. При помощи систем управления подвеской водитель-механик может изменять клиренс в пределах 100-450 мм.

240-сильный дизельный двигатель обеспечивает БРЭМ-Д высокую удельную мощность – порядка 30 л.с. на тонну веса. Это позволяет сохранить ходовые характеристики на уровне базового бронетранспортера. Максимальная скорость ремонтной машины на шоссе достигает 60 км/ч, на грунтовой дороге возможен разгон до 35-40 км/ч. При необходимости возможно движение задним ходом со скоростью порядка 5-7 км/ч. В кормовой части машины предусматриваются два водомета, при помощи которых она способна двигаться по воде со скоростью до 8-9 км/ч. При движении по шоссе запас хода достигает 500 км. При буксировке поврежденной техники характеристики скорости и запаса хода сокращаются и зависят от ряда факторов.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д
БРЭМ-Д с поднятым краном. На переднем плане часть дополнительного оборудования. Фото Русская-сила.рф


Важной особенностью БРЭМ-Д является возможность парашютного десантирования с использованием существующих парашютных систем. Для этого машина должна оснащаться набором специального оборудования и загружаться на борт военно-транспортных самолетов. Благодаря сравнительно малым размерам, ремонтно-эвакуационные машины десанта могут перевозиться самолетами Ан-12, Ан-22 и Ил-76. Таким образом, вместе с боевой техникой к месту высадки могут быть доставлены и ремонтные машины.

Разработка проекта БРЭМ-Д была завершена в середине восьмидесятых годов. Вскоре на базе существующего бронетранспортера изготовили опытный образец, который прошел испытания. Различные проверки и испытания продолжались до конца восьмидесятых годов. Решение о принятии новой машины на вооружение воздушно-десантных войск было принято в 1989 году. Вскоре началось серийное производство этой техники.

Одним из плюсов использования существующего шасси была возможность строительства БРЭМ на базе имеющихся в наличии бронетранспортеров. Согласно некоторым источникам, сборка ремонтно-эвакуационных машин осуществлялась именно таким образом. На бронетанковый ремонтный завод в г. Каунас поступали бронемашины, нуждающиеся в ремонте, которые проходили восстановление и получали новое оборудование. Волгоградский тракторный завод, насколько известно, не участвовал в выпуске техники нового типа.

Точные сведения об объемах выпуска «Бронированных ремонтно-эвакуационных машин, десантных» отсутствуют. В некоторых источниках утверждается, что каунасские специалисты собрали всего восемь таких машин. По-видимому, первый опытный образец, использовавшийся в испытаниях, также входит в это число. Можно предположить, что столь малое количество выпущенных машин было связано с организационной структурой ВДВ. В конце восьмидесятых в ВДВ имелось семь воздушно-десантных дивизий и три отдельных полка. Таким образом, после строительства первого прототипа по одной БРЭМ-Д могло быть заказано для ремонтных батальонов всех дивизий.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д
БРЭМ-Д, эксплуатируемая вооруженными силами Украины. Фото Lostarmour.info


Малое количество серийной техники не позволило ремонтным подразделениям ВДВ развернуть полномасштабную эксплуатацию БРЭМ-Д. Кроме того, по количеству имеющейся техники ударил распад Советского Союза. В воздушно-десантных войсках независимой России, по некоторым данным, осталось не более пяти ремонтных машин. Как минимум, одна из БРЭМ-Д досталось вооруженным силам Украины. Имеются свидетельства эксплуатации этой машины в ходе гражданской войны в качестве вспомогательного средства для проведения ремонта и погрузки различных грузов.

В настоящее время один из экземпляров БРЭМ-Д (вероятно, опытный экземпляр) хранится в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в г. Кубинка. Остальная техника, имеющаяся у ВДВ России, по-видимому, до сих пор эксплуатируется и находится на различных базах. Точная судьба машин, доставшихся зарубежным государствам, неизвестна.

Проект десантной БРЭМ-Д представляет определенный интерес. Воздушно-десантным войскам действительно необходима подобная техника, позволяющая осуществлять эвакуацию и ремонт поврежденных боевых машин. Тем не менее, в силу определенных причин ремонтно-эвакуационные машины не строились большой серией и не получили большого распространения. В настоящее время циркулируют слухи о возможном продолжении работ в этом направлении. Согласно им, в обозримом будущем отечественные конструкторы должны создать перспективную БРЭМ для ВДВ на базе новейшего бронетранспортера БТР-МД «Ракушка» или боевой машины десанта БМД-4. Соответствуют ли эти слухи действительности – неизвестно. Вполне возможно, что в рамках обновления парка десантной техники действительно будет решено строить и новые ремонтно-эвакуационные машины.


По материалам сайтов:
http://armoredgun.org/
http://army-guide.com/
http://russianarms.su/
http://desantura.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. igordok 16 декабря 2015 08:25
    Как то ни разу не попадалось на глаза. В Пскове для эвакуации БМД использовали грузовики с лебедкой, расположенной сзади. Может, чтоб не портить асфальт. Приподнимут переднию часть БМД, а иногда даже и гусеницы снимут, и на приличной скорости в часть, на ремонт.
    1. Malkor 16 декабря 2015 15:32
      грузовики с лебедкой, расположенной сзади - это КЭТЛ
  2. Kapralwdw 16 декабря 2015 08:36
    у нас функции ремонта выполняли БРМ на базе Зила а таскали и эвакуировали простыми БТРД. ХОТЯ ТАКИЕ МАШИНЫ ОЧЕНЬ НУЖНЫ РЕМОНТНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ!
  3. zoriprit 16 декабря 2015 17:43
    увы но тяговые возможности БТРД-БРЭМ-д минимальны... слишком мал вес тяговой машины.. по асфальту особенно зимой вообще проблемы.Иной раз приходилось тягать машины уч. группы с полигона(Дубровичи) сцепкой из 2х машин.Что ни говори но сцепление сталь(гусеница)-асфальт очень маленькое по сравнением резина(колесо)-асфальт.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня