Military Review

Serbian 12,7-mm sports rifle LK M12 "Zastava"

16
Armory Serbia’s industry after the cessation of military-technical cooperation with the Soviet Union began to develop its own models of small arms, which were no longer copied and were not compilations of Soviet systems, but were weapons of their own design. In particular, Serbian arms designers managed to develop and mass-produce high-precision large-caliber sniper rifles - 12,7 mm, produced by Zastava Arms. It is worth noting that this Serbian company has been represented on the arms market for more than 160 years, it was founded in 1853.


The first model of a 12,7-mm sniper rifle (cartridges 12,7 x 108 mm), which received the designation Zastava M93 "Crna strela" (black arrow, Serb.), Was born at the height of the civil war in the former Yugoslavia. It became a peculiar response of the Serbs to the famous Croatian “hand gun” RT-20 of 20 mm caliber, which was designed by Ratko Jankovic for firing on Serbian observation devices tanks and the fight against lightly armored vehicles. The first batch was released already in 1994 and was baptized in the framework of an armed conflict with Croatian troops and the Croatian Ministry of Internal Affairs. Later, this rifle was used by the Serbs during the fighting in Kosovo in 1998-1999, as well as during the armed conflict in Macedonia in 2001. Officially, after a number of improvements, it was adopted by the Serbian army in 1998.

Hastily developed during the 1993, this rifle, of course, was not the best model of weapons in its class, but allowed at that time to close the empty niche in the weapons system of the Serbian units. Practically 10 years after that, the rifle underwent significant processing and improvements, to then appear on the market as a completely new product, which received the new name Zastava M12 "Crna koplje" (black spear, Serb.). Mass production of this rifle was deployed in the 2012 year.



The rifle is available in two versions: under the standard Soviet cartridge 12,7x108 mm and in the export version under the standard NATO cartridge - 12,7x99 mm (.50BMG). Rifles differed from each other in barrel length and weight, respectively. The Soviet cartridge rifle was distinguished by the presence of a barrel with a length of 1007 mm and a weight of 13,46 kg, a rifle for a NATO cartridge was smaller and lighter, the barrel - 840,5 mm, weight - 12,93 kg. It should be noted that M12 was a development of the previous model, but due to the wide use of new titanium alloys and some design changes, Serbian gunsmiths managed to reduce the total weight of the weapon by about 2,5 kg, which is important.

This large-caliber sniper rifle is serially produced from the 2012 of the year, while the production of the M93 was also not discontinued. These rifles are designed to destroy enemy manpower, which is protected by an NIB — by means of individual armor protection — or is located behind light shelters, or destroying / disabling unarmored and lightly armored enemy equipment at a distance of up to 1800 meters.

The sniper rifle operates according to the principle of a free Mauser type sliding shutter that locked the barrel bore on 3 combat stops: one was located in the rear, the other two in the front. The barrel of a rifle is heavy, made by cold forging, the barrel is chrome-plated. The longitudinal valleys located on its outer surface were designed to better cool the rifle and reduce its weight. A massive muzzle brake compensator was installed on the muzzle of the barrel, which, according to the developers, provides the damping of 62% recoil force when fired.

Zastava LK M12 rifle at IWA & OutdoorClassics in Nuremberg, photo all4shooters.com


In front of the barrel was a folding front sight, and a rear sight was mounted on the forearm, together they formed an additional open (mechanical) aiming device in addition to a rifle-sight mounted rifle scope. The barrel of the weapon was made of steel, and in its front part on the right side there was a folding handle for carrying the rifle for short distances, as well as a mount for folding double-back bipods. A two-position safety lock was located inside the trigger guard just behind the trigger.

The rifle turned out quite successful and is not only in service with the Serbian army, but also supplied for export. Over time, Zastava Oruzhje presented a sports version of this rifle on the market, which was designated as Zastava LK M12. This rifle is available only in the version for the NATO cartridge 12,7x99 mm (.50BMG), unlike its military version. At the same time, the sniper rifle remained almost identical to the one in service with the Serbian army. The rifle's mass is 13 kg, its total length is 1520 mm, the capacity of the 5 magazine ammunition. This sample of small arms can be interesting both to sports shooters for long distances, and to weapon collectors who collect copies of military samples of weapons.

Structurally, the Zastava LK M12 sniper rifle is a small-arms shop with a longitudinally sliding butterfly valve like a Mauser rifle. The cold stem is chrome-plated on the inside. The rifle is equipped with a two-chamber highly effective muzzle brake, which, together with the buffer device located in the butt, significantly reduces the recoil when fired, journalists of the specialized resource all4shooters.com note. The tubular butt of a sniper rifle LK M12 is made of aluminum. It can be adjusted, equipped with a cheek and an additional lower support, which can also be adjusted in height and fold into the butt. The bipod mount, located on the console in front of the receiver, is standardized, which allows you to mount different types of bipods on the weapon, in accordance with the preferences of a particular shooter.



The triggering force of this rifle is customizable and can vary in size from 5 to 15 N, which is selected based on the individual capabilities of the shooter. It is also possible to change the position of the trigger. The design of the weapon has a safety device that, in the on position, blocks the firing mechanism. Mechanical sighting devices, unlike its military "sister", this sniper rifle does not have. At the same time on the upper part of the receiver was installed standard Picatinny rail MIL-STD-1913, which is made as a single part and is designed for mounting a variety of optical sights. If necessary, a folding mechanical sight can be mounted on the rifle, which is adjusted in 400 meters.

The scope of delivery of this rifle includes tools and accessories, a spare magazine, a carrying case / carrying case for weapons, a bag for storing spare parts, a magazine pouch, a manual for weapons and earplugs. By order, this large-caliber sports rifle can be equipped with a Versa bipod and a Valiant 4-16x56 optical sight.

Information sources:
https://www.all4shooters.com/ru/strelba/ruzhya/2015-novosti/Zastava-LK-M12-krupnokalibernaya-sportivnaya-vintovka
http://sniper-weapon.ru/serbiya/285-krupnokalibernaya-snajperskaya-vintovka-m12-crno-koplje
http://www.zastava-arms.rs/en/militaryproduct/anti-materiel-rifle-m12-black-spear (Застава Оружје)
Author:
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. SokolfromRussia
    SokolfromRussia 14 December 2015 07: 12 New
    0
    Great text, thanks!
  2. carabiner sks
    carabiner sks 14 December 2015 11: 29 New
    +4
    An interesting caliber, however, for a sports rifle is 12,7 mm.
    1. Lenhard
      Lenhard 14 December 2015 11: 57 New
      +2
      Sport at the Serbs such a Kosovo-shoot
      1. Roman1970
        Roman1970 14 December 2015 14: 59 New
        0
        Quote: Lenhard
        Sport at the Serbs such a Kosovo-shoot

        No, the caliber is clearly not for sports ...
        1. Lt. Air Force stock
          Lt. Air Force stock 14 December 2015 23: 58 New
          0
          Quote: Roman1970
          No, the caliber is clearly not for sports ...

          Well, if the African jeep safari is considered a sport then yes. Such a rifle will probably fill up with one shot of an elephant.
    2. avdkrd
      avdkrd 14 December 2015 15: 10 New
      +1
      Quote: carbine sks
      An interesting caliber, however, for a sports rifle is 12,7 mm.

      With tongue removed. For biathlon probably ....
      1. alex-cn
        alex-cn 15 December 2015 07: 08 New
        0
        It seems that the British have the discipline of "shooting a mile" there and the calibers are not particularly specified and the method of manufacture, so what, maybe there?
      2. Black Colonel
        Black Colonel 15 December 2015 09: 51 New
        0
        With tongue removed. For biathlon probably ....
        Rather, for paintball.
    3. Berthan
      Berthan 29 January 2016 21: 19 New
      0
      What sport - such a caliber)
  3. the47th
    the47th 14 December 2015 14: 07 New
    0
    The rifle is called the Black Spear, and in the exhibition photo in English is the Black Arrow. With knowledge of English at the Serbian marketers a jamb.
  4. moskowit
    moskowit 14 December 2015 16: 48 New
    +1
    The author automatically transferred the name from the first source submitted for review. Well, I didn’t look ... With whom it does not happen ...
    And so, imagine, before in the program of ski competitions or at the birth of biathlon there were so-called "ski patrol races". These "patrols" (just military crew) for armaments and such a "sports" rifle ... well, the target can be put on 1000-1500 meters. It’s interesting to get. What do you think???
  5. KBR109
    KBR109 14 December 2015 17: 38 New
    +1
    We also have a good 2A72 sports rifle chambered for 30 to 165. laughing It is a pity she does not enjoy popularity in biathlon ... request
    1. Black Colonel
      Black Colonel 15 December 2015 09: 55 New
      0
      We also have a good 2A72 sports rifle chambered 30 by 165
      After googling, I realized that I had bought it! good +
  6. Massik
    Massik 14 December 2015 18: 53 New
    0
    Sports ??? They would have done it right away like a cannon with a bed and handwheels of adjustments, which we can hope for.
  7. Dam
    Dam 14 December 2015 19: 14 New
    0
    It looks very good, especially considering the year of development. Sorry for those characteristics. But it would be nice for our series to launch something similar. And then there are a lot of developments, but in the army they are not particularly visible
  8. ASALA
    ASALA April 10 2016 19: 26 New
    0
    Long, but it will ...

Сербская 12,7-мм спортивная винтовка LK M12 «Zastava»

Оружейная промышленность Сербии после прекращения военно-технического сотрудничества с Советским Союзом приступила к разработке собственных моделей стрелкового оружия, которые уже не копировали и не были компиляциями советских систем, а представляли собой оружие собственной конструкции. В частности, сербским конструкторам-оружейникам удалось разработать и запустить в серийное производство высокоточные снайперские винтовки крупного калибра — 12,7 мм, выпуском которых занимается компания «Застава Оружие». Стоит отметить, что данная сербская компания представлена на оружейном рынке уже более 160 лет, она была основана еще в 1853 году.

Первая модель 12,7-мм снайперской винтовки (патроны 12,7х108 мм), которая получила обозначение Zastava M93 «Crna strela» (черная стрела, серб.), появилась на свет в самом разгаре гражданской войны в бывшей Югославии. Она стала своеобразным ответом сербов на знаменитую хорватскую «ручную пушку» RT-20 калибра 20 мм, которая была сконструирована Ратко Янковичем для ведения огня по приборам наблюдения сербских танков и борьбы с легкобронированной техникой. Первая партия была выпущена уже в 1994 года и приняла боевое крещение в рамках вооруженного конфликта с хорватскими отрядами и МВД Хорватии. Позднее данная винтовка использовалась сербами во время боевых действий в Косово в 1998-1999 годах, а также во время вооруженного конфликта в Македонии в 2001 году. Официально после ряда доработок она была принята на вооружение сербской армии в 1998 году.

Спешно разработанная в течение 1993 года данная винтовка, безусловно, не являлась лучшим образцом оружия в своем классе, но позволила на тот момент закрыть свободную нишу в системе вооружения сербских частей. Практически 10 лет после этого винтовка подвергалась значительной переработке и улучшениям, чтобы затем предстать на рынке уже совершенно новым продуктом, который получил новое название Zastava M12 «Crna koplje» (черное копье, серб.). Серийное производство данной винтовки было развернуто в 2012 году.


Сербская 12,7-мм спортивная винтовка LK M12 «Zastava»


Винтовка выпускается в двух вариантах: под стандартный советский патрон 12,7х108 мм и в экспортном варианте под стандартный патрон НАТО — 12,7х99 мм (.50BMG). Винтовки отличались друг от друга длиной ствола и соответственно весом. Винтовка под советский патрон отличалась наличием ствола длиной 1007 мм и весила 13,46 кг, винтовка под натовский патрона была компактнее и легче, ствол — 840,5 мм, вес — 12,93 кг. Стоит отметить, что M12 была развитием предыдущей модели, но за счет широкого использования новых титановых сплавов и некоторых изменений конструкции сербским оружейникам удалось уменьшить общую массу оружия примерно на 2,5 кг, что немаловажно.

Данная крупнокалиберная снайперская винтовка серийно производится с 2012 года, при этом производство М93 также не было прекращено. Данные винтовки предназначены для поражения живой силы противника, которая защищена СИБ — средствами индивидуальной бронезащиты — или находится за легкими укрытиями, или уничтожения/выведения из строя небронированной и легкобронированной техники противника на дальности до 1800 метров.

Снайперская винтовка работает по принципу свободно скользящего затвора «маузеровского» типа, который запирал канал ствола на 3 боевых упора: один был расположен в задней части, два других в передней. Ствол винтовки тяжелый, выполнен методом холодной ковки, ствол хромировался. Продольные долы, расположенные на его внешней поверхности, были предназначены для лучшего охлаждения винтовки и уменьшения ее веса. На дульный срез ствола был установлен массивный дульный тормоз-компенсатор, который, по словам разработчиков, обеспечивает гашение 62% силы отдачи при выстреле.

Сербская 12,7-мм спортивная винтовка LK M12 «Zastava»
Винтовка Zastava LK M12 на выставке IWA & OutdoorClassics в Нюрнберге, фото all4shooters.com


В передней части ствола находилась складная мушка, а на цевье был установлен целик, вместе они образовывали дополнительное открытое (механическое) прицельное приспособление в дополнение к штатно устанавливаемому на винтовку оптическому прицелу. Ствольная коробка оружия была выполнена из стали, а в ее передней части с правой стороны располагалась складывающаяся вбок ручка для переноски винтовки на небольшие расстояния, а также узел крепления складных двухопорных сошек. Двухпозиционный предохранитель располагался внутри спусковой скобы сразу за спусковым крючком.

Винтовка получилась достаточно удачной и состоит не только на вооружении сербской армии, но и поставляется на экспорт. Со временем компания «Застава oружје» представила на рынке спортивный вариант данной винтовки, который получил обозначение Zastava LK M12. Данная винтовка доступна только в исполнении под натовский патрон 12,7x99 мм (.50BMG), в отличие от своего военного варианта. При этом снайперская винтовка осталась практически идентична той, что стоит на вооружении сербской армии. Масса винтовки составляет 13 кг, общая длина — 1520 мм, емкость магазина 5 патронов. Данный образец стрелкового оружия может быть интересен как спортивным стрелкам на дальние дистанции, так и коллекционерам оружия, которые собирают копии военных образцов оружия.

Конструктивно снайперская винтовка Zastava LK M12 представляет собой магазинное стрелковое оружие с продольно-скользящим поворотным затвором по типу винтовки Маузера. Холоднокованый ствол изнутри покрыт хромом. На винтовке установлен двухкамерный высокоэффективный дульный тормоз, который совместно с буферным устройством, расположенным в прикладе, значительно снижает отдачу при выстреле, отмечают журналисты специализированного ресурса all4shooters.com. Трубчатый приклад снайперской винтовки LK M12 выполнен из алюминия. Он может регулироваться, оснащен щекой и дополнительной нижней опорой, которая также может регулироваться по высоте и складываться внутрь приклада. Узел крепления сошек, находящийся на консоли в передней части ствольной коробки, является стандартизированным, что позволяет крепить на оружие разные виды сошек, в соответствии с предпочтениями конкретного стрелка.

Сербская 12,7-мм спортивная винтовка LK M12 «Zastava»


Усилие спуска данной винтовки настраиваемое и может изменяться на величину от 5 до 15 Н, что подбирается исходя из индивидуальных возможностей стрелка. Также возможно изменение положения спускового крючка. В конструкции оружия предусмотрен предохранитель, который во включенном положении блокирует ударно-спусковой механизм. Механических прицельных приспособлений в отличие от своей военной «сестры» данная снайперская винтовка не имеет. При этом на верхней части ствольной коробки была установлена стандартная планка Пикатинни MIL-STD-1913, которая выполнена как ее единая часть и предназначена для монтажа разнообразных оптических прицелов. При необходимости на винтовку можно установить складывающийся механический прицел, который отрегулирован с шагом 400 метров.

В комплект поставки данной винтовки включен инструмент и принадлежности, запасной магазин, чехол/футляр для переноски оружия, сумка для хранения ЗиП, подсумок для магазинов, руководство по эксплуатации оружия и беруши. По заказу данная крупнокалиберная спортивная винтовка может комплектоваться сошками Versa и оптическим прицелом Valiant 4-16x56.

Источники информации:
https://www.all4shooters.com/ru/strelba/ruzhya/2015-novosti/Zastava-LK-M12-krupnokalibernaya-sportivnaya-vintovka
http://sniper-weapon.ru/serbiya/285-krupnokalibernaya-snajperskaya-vintovka-m12-crno-koplje
http://www.zastava-arms.rs/en/militaryproduct/anti-materiel-rifle-m12-black-spear (Застава Оружје)
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. SokolfromRussia 14 декабря 2015 07:12
    Отличный текст, спасибо !
  2. карабин скс 14 декабря 2015 11:29
    Интересный калибр, однако, для спортивной винтовки - 12,7 мм.
    1. Ленхард 14 декабря 2015 11:57
      Спорт у сербов такой- косоваров отстреливать
      1. Роман1970 14 декабря 2015 14:59
        Цитата: Ленхард
        Спорт у сербов такой- косоваров отстреливать

        Нет, калибр явно не для спорта...
        1. Лт. запаса ВВС 14 декабря 2015 23:58
          Цитата: Роман1970
          Нет, калибр явно не для спорта...

          Ну если Африканское сафари на джипах считать спортом то да. Такая винтовка наверное с одного выстрела слона завалит.
    2. avdkrd 14 декабря 2015 15:10
      Цитата: карабин скс
      Интересный калибр, однако, для спортивной винтовки - 12,7 мм.

      С языка сняли. Для биатлона наверное....
      1. алекс-сп 15 декабря 2015 07:08
        Вроде у англичан есть дисциплина " стрельба на милю" там и калибры особо не оговариваются и способ изготовки, так-что, может туда?
      2. Чёрный Полковник 15 декабря 2015 09:51
        С языка сняли. Для биатлона наверное....
        Скорее, для пейнтбола.
    3. BERTRAN 29 января 2016 21:19
      Какой спорт - такой и калибр)
  3. the47th 14 декабря 2015 14:07
    Винтовка называется "Черной копьё", а на выставочном фото на английском "Черная Стрела". Со знанием английского у сербских маркетологов косяк.
  4. moskowit 14 декабря 2015 16:48
    Автор автоматически перенёс название из первого, представленного для ознакомления источника. Ну что же, не посмотрел...С кем не бывает...
    А так, представляете, раньше в программе лыжных соревнований или при зарождении биатлона были, так называемые "гонки лыжных патрулей". Вот этим "патрулям" (как раз боевой расчёт) на вооружение и такую "спортивную" винтовку... ну мишень можно поставить на 1000-1500 метров. Интересно получиться. Как вы думаете???
  5. KBR109 14 декабря 2015 17:38
    У нас тоже есть неплохая спортивная винтовка 2А72 под патрон 30 на 165. laughing Жаль в биатлоне она популярностью не пользуется... request
    1. Чёрный Полковник 15 декабря 2015 09:55
      У нас тоже есть неплохая спортивная винтовка 2А72 под патрон 30 на 165
      После гуглинга понял, что купился! good +
  6. Marssik 14 декабря 2015 18:53
    Спортивная??? Делали бы уж сразу как пушку со станиной и маховичками регулировок ,чего на стрелка надеяться.
  7. Damm 14 декабря 2015 19:14
    Очень неплохо выглядит , особенно учитывая год разработки. Жалко нет тех характеристик . Но хорошо бы и нашим в серию что то похожее пустить. А то много разработок , а в армии пока особо не видно их
  8. ASALA 10 апреля 2016 19:26
    Длинная ,но пойдет...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня