Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У

До настоящего времени бронетанковые подразделения российских вооруженных сил располагают только одним типом ремонтно-эвакуационных машин. В середине восьмидесятых годов начались поставки серийных машин БРЭМ-1, которые пока остаются основным представителем своего класса, а неоднократные попытки создать другие машины для эвакуации и ремонта танков еще не завершались успехом. К примеру, в девяностых годах был начат проект создания БРЭМ на базе основного танка Т-80У, однако получившаяся бронемашина не дошла до войск.

Проект перспективной ремонтно-эвакуационной машины с повышенными характеристиками стартовал в самом начале 1997 года. Омское Конструкторское бюро транспортного машиностроения получило задание разработать перспективную БРЭМ на базе одного из существующих танков. В качестве основы для машины был предложен танк Т-80У, в результате чего проект получил обозначение БРЭМ-80У. От конструкторов требовалось разработать БРЭМ с максимально возможными характеристиками, превосходящую существующую технику этого класса. При этом требовалось сохранить максимально возможную унификацию с базовым танком, что должно было упростить изготовление и эксплуатацию новых БРЭМ.

Омским инженерам пришлось столкнуться с рядом проблем, одной из которых являлись сроки. На разработку проекта и строительство опытной машины отводилось около полугода. Предполагалось, что первый прототип будет готов к выставке ВТТВ-97, на которой его продемонстрируют потенциальным заказчикам. Также работы осложнялись несколькими заметными изменениями технического задания, произошедшими во время разработки, а также техническими особенностями отечественной бронетехники. В частности, некоторые затруднения были связаны с малым объемом заброневого пространства, свойственного танкам советской и российской разработки.


Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Общий вид БРЭМ-80У. Фото Gurkhan.blogspot.ru


Тем не менее, несмотря на все проблемы, специалисты КБТМ успешно справились с поставленной задачей в кратчайшие сроки. Для этого, однако, приходилось форсировать работы. На проведение отдельных этапов проекта, такие как эскизное проектирование и т.д. уходило всего несколько недель. В результате всех работ предприятию-разработчику удалось выполнить требования заказчика и построить опытный образец перспективной БРЭМ-80У. Как позже показали испытания, по некоторым параметрам машина не только выполнила, но и превзошла требования технического задания.

Главной задачей проекта БРЭМ-80У было обеспечение превосходства новой машины над существующей техникой. Таким образом, перспективная ремонтно-эвакуационная машина должна была представлять собой прямой аналог существующей БРЭМ-1 со схожим составом оборудования, но отличаться от нее увеличенными характеристиками. Эта задача была решена за счет применения новых концептуальных и технических решений.

По общему облику и составу специального оборудования БРЭМ-80У и БРЭМ-1 почти не отличаются друг от друга. Машина на базе танка Т-80У, как и предшественник, имеет возможность вытаскивания застрявшей бронетехники и буксировки к месту ремонта. Также имеется возможность непосредственного участия в различных ремонтных работах, в том числе связанных с подъемом и транспортировкой крупных и сравнительно тяжелых грузов. Кроме того, предусматривается возможность выполнения некоторых земляных работ и осуществления мелкого ремонта бронетехники без сторонней помощи.

В качестве основы для новой БРЭМ был взят существующий основной танк, что сказалось на ряде ее особенностей. Так, силовая установка и ходовая часть танка Т-80У не претерпели заметных изменений. Броневой корпус, в свою очередь, подвергся самым серьезным доработкам, связанным с установкой набора нового оборудования. Примечательно, что после всех доработок БРЭМ-80У весит примерно столько же, сколько и базовый танк. Боевая масса обеих бронемашин находится на уровне 46 т.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Вид спереди. Фото Gurkhan.blogspot.ru


Для размещения всего необходимого специального оборудования конструкторам КБТМ пришлось изменить конструкцию корпуса базовой машины. Его нарастили при помощи специальной надстройки-рубки, начинающейся от увеличенного лобового листа и заканчивающейся перед моторно-трансмиссионным отделением. При этом надстройка выполнена асимметричной: ее правая часть имеет коробчатую форму, тогда как на левом борту предусматривается уступ для размещения крана.

На надгусеничных полках новым проектом предусматриваются два набора ящиков для хранения и перевозки различного инструмента, запчастей и т.д. На правом борту подобное оборудование проходит до кормы, почти не меняя габаритов и формы. Ящики левого, борта, в свою очередь, разработаны с учетом особенностей конструкции стрелы подъемного крана. Еще одно место для размещения крупного груза предусматривается позади надстройки.

По имеющимся данным, после таких доработок лобовая часть корпуса сохраняет комбинированную преграду, дополнительно оснащаемую встроенной динамической защитой. Благодаря этому лобовая проекция БРЭМ-80У оказывается защищена от различных орудий, а борта и корма обеспечивают защиту от малокалиберной артиллерии. Машина сохраняет систему защиты от оружия массового поражения и автоматическое противопожарное оборудование.

Внутри надстройки-рубки располагаются экипаж и часть специального оборудования, в первую очередь две лебедки для вытаскивания техники. Кормовая часть корпуса, как и у базового танка, отдается под силовую установку. Основой силовой установки является газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью до 1250 л.с. При помощи механической трансмиссии с гидравлической системой управления осуществляется передача крутящего момента на ведущие колеса кормового расположения.

Ходовая часть БРЭМ-80У заимствовалась у танка Т-80У без каких-либо изменений. В ее состав входит по шесть опорных катков с торсионной подвеской и дополнительными амортизаторами на некоторых парах. Гусеница металлическая, с резинометаллическим шарниром. Предусматривается установка асфальтоходных башмаков.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Вид спереди сверху. Фото Kollekstiya.ru


Экипаж БРЭМ-80У состоит из четырех человек: механика-водителя, командира, специалиста по системам и такелажника. Также в надстройке предусматривается пятое место, на котором может расположиться дополнительный специалист-ремонтник. При необходимости это место может использоваться для эвакуации членов экипажа поврежденной машины. Рабочие места экипажа оснащены собственными люками и перископическими смотровыми приборами. В темное время суток водитель должен использовать прибор ночного видения ТВН-5, а рабочее место командира оснащается комбинированным электронно-оптическим прибором ТКН-4С с двухплоскостной стабилизацией.

БРЭМ-80У имеет набор вооружения для самообороны. На командирском люке устанавливается крупнокалиберный зенитный пулемет НСВ-12,7. На лобовом листе, у левого борта, предусматривается установка с восемью дымовыми гранатометами. Кроме того, в распоряжении экипажа имеются несколько автоматов, ручные гранаты, сигнальный пистолет и т.д.

Для вытаскивания или буксировки поврежденной бронетехники новая ремонтно-эвакуационная машина должна была использовать тяговую лебедку большой мощности, расположенную внутри рубки. БРЭМ-80У получила новую тяговую лебедку с гидроприводом, отличающуюся от предшественников большей мощностью. Агрегат с тяговым и намоточным барабанами способен развивать усилие до 35 тс, которое при помощи полиспаста может быть увеличено до 140 тс. Важным отличием от лебедки БРЭМ-1 является увеличенная до 50 м/мин скорость выдачи троса, а также возможность изменения скорости намотки. Последняя может составлять 16 или 50 м/мин. Трос тяговой лебедки рабочей длиной 150 м выдается через окно в лобовом листе корпуса и проходит через пару специальных роликов.

Предусматривается вспомогательная лебедка с гидравлическим приводом, развивающая тяговое усилие до 1 тс. Она оснащается тросом длиной 330 м и способна наматывать его со скоростью до 60 м/мин.

На лобовой детали корпуса предусматриваются крепления для сошника-бульдозера шириной 3,3 м с возможностью заглубления до 450 мм. Это устройство управляется двумя гидроцилиндрами и предназначается для земляных работ и удержания машины на месте при выполнении некоторых других операций. Так, именно сошник должен стабилизировать положение машины при использовании тяговой лебедки и подъемного крана.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Общий вид машины. Рисунок Transmash-omsk.ru


На уступе надстройки левого борта располагается опорно-поворотное устройство подъемного крана, оснащенное гидроприводом. На нем шарнирно крепится стрела с двумя гидравлическими цилиндрами для подъема. Конструкция крана позволяет поворачивать стрелу в любом направлении. Обеспечивается подъем груза при вылете стрелы от 2,1 до 4,7 м. Высота подъема (по крюку) при этом составляет 3,6-6 м. Нормальная грузоподъемность крана – 18 тс. При помощи полиспаста возможно увеличение этого параметра до 25 тс.

Имеющиеся характеристика крана позволяют БРЭМ-80У выполнять различные грузоподъемные работы и участвовать в ремонте бронетехники. Грузоподъемность крана дает возможность менять силовые установки и демонтировать танковые башни. При этом машина способна перемещаться по площадке с грузом на крюке.

В кормовой части корпуса закрепляется буксирное приспособление, аналогичное применявшемуся ранее. Оно состоит из двух соединенных шарнирно штанг с внутренней амортизацией. С помощью этого устройства БРЭМ-80У способна буксировать все отечественные основные танки и другую технику аналогичной весовой категории.

Специальное оборудование, предназначенное для проведения мелкого ремонта бронетехники в полевых условиях, размещается в нескольких ящиках корпуса, а также на специальной грузовой платформе. Позади центральной части надстройки-рубки имеется место для размещения ящиков ЗИП и т.п. полезной нагрузки. На этой платформе может транспортироваться до 1,5 т груза. БРЭМ-80У несет набор различного инструмента, запчастей и т.д. Предусматривается собственный электрический сварочный аппарат.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе танка Т-80У имеет схожие с ним габариты и вес. Общая длина машины составляет 7,8 м, ширина (по бортовым экранам) – 3,57 м, высота (по крыше) – 2,57 м. Полная масса машины с максимальным грузом на платформе достигает 46 т. Благодаря этому, в частности, удалось сохранить высокую удельную мощность (около 27л.с. на тонну) и хорошую подвижность.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Стрела крана в транспортном положении. Фото Gurkhan.blogspot.ru


Высокая удельная мощность позволяет развивать скорость на шоссе до 70 км/ч. На сухих грунтовых дорогах средняя скорость не превышает 40-45 км/ч. Запас хода на грунтовой дороге заявлен на уровне 500 км. При необходимости длительных работ по вытаскиванию, буксировке или ремонту техники этот параметр сокращается соответствующим образом. Имеется возможность преодоления водных преград глубиной до 1,8 м без какой-либо предварительной подготовки. С оборудованием для подводного вождения допустимая глубина водоема увеличивается до 5 м.

В соответствии с первоначальным заданием от января 1997 года, опытный образец перспективной БРЭМ-80У должен был выйти из сборочного цеха к началу выставки ВТТВ-97. Ценой определенных усилий омским специалистам удалось успешно решить все имевшиеся проблемы и представить прототип новой специальной машины в установленные сроки. Благодаря этому первый показ новой отечественной разработки удалось провести в запланированные сроки, без каких-либо задержек.

Вскоре после первой демонстрации БРЭМ-80У появились сведения о существовании экспортного варианта проекта. От базовой версии, предназначенной для вооруженных сил России, он отличался некоторыми изменениями конструкции корпуса, силовой установки и т.д. Так, корпус экспортной ремонтно-эвакуационной машины предлагалось полностью выполнять из металла и не оснащать металлополимерными блоками, предусмотренными базовым проектом. Возможность использования встроенной динамической защиты не предусматривалась. Кроме того, экспортные машины должны были комплектоваться дополнительным газотурбинным энергоагрегатом, а в силовой установке предусматривались системы отбора мощности для дополнительного насосного агрегата.

В рамках проекта БРЭМ-80У специалистам КБТМ удалось решить несколько важных проблем, а также дать этой машине высокие характеристики. По параметрам тяговой лебедки и подъемного крана машина на базе Т-80У превосходит существующие строевые БРЭМ-1 и, как следствие, может более эффективно решать все поставленные задачи по эвакуации и ремонту техники. Для демонстрации больших возможностей машины и превосходства над существующей техникой организация-разработчик прибегала к эффектным показам. Так, характеристики тяговой лебедки демонстрировались путем одновременной буксировки по грунту трех тяжелых бронемашин. Скорость их перемещения не была высокой, но они все же двигались по направлению к ремонтно-эвакуационной машине.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Вид сзади. Хорошо видны транспортная платформа и буксирное приспособление. Фото Gurkhan.blogspot.ru


Высокие характеристики, хорошо освоенное в войсках шасси и некоторые другие характерные черты проекта БРЭМ-80У позволяли надеяться, что такая техника заинтересует вооруженные силы. Тем не менее, подобные машины до сих пор не стали предметом контракта на поставку. В силу определенных причин министерство обороны России не проявило интереса к такой технике. Вероятно, на решении сказались планы относительно будущего танков семейства Т-80. Большая часть этой бронетехники уже выведена из эксплуатации по тем или иным причинам, из-за чего закупка унифицированных с нею ремонтно-эвакуационных машин не имеет смысла.

Сведения о контрактах на поставку БРЭМ-80У третьим странам так же отсутствуют. Вероятно, это связано со сравнительно малым количеством танков семейства Т-80, поставленных зарубежным странам. Как следствие, они не нуждаются в унифицированных БРЭМ, пусть даже и с высокими характеристиками.

Прототип (или прототипы) БРЭМ-80У регулярно демонстрируются на различных выставках вооружений и военной техники, однако в последнее время лишь играет роль массовки, дополняющей более новые и перспективные машины. Российские военные и зарубежные вооруженные силы не проявили интерес к этой машине, из-за чего ее шансы стать предметом контракта вызывают большие сомнения. По-видимому, она так и не сможет занять свое место в ремонтных подразделениях армии.


По материалам сайтов:
http://transmash-omsk.ru/
http://gurkhan.blogspot.ru/
http://bastion-opk.ru/
http://armoredgun.org/
http://rus-guns.com/
http://kollektsiya.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. казак волгский 21 декабря 2015 06:40
    функциональная машина. жаль в серию не пошла.
    1. самоход 21 декабря 2015 09:28
      Цитата: казак волгский
      функциональная машина. жаль в серию не пошла

      да уж. кстати, "кровный брат" в Украине тоже не пошел
      БРЭМ-84 на базе танка Т-80УД от харьковчан
  2. La-5 21 декабря 2015 06:50
    Т-80 не стал основным танком СССР и России, теперь его вообще снимают с эксплуатации заменяя на Т-72 и Т-90, поэтому БРЭМ на базе Т-80 не нужна военным. Сейчас нужно делать БРЭМ на базе Арматы, которая заметно тяжелее предыдущих танков.
    1. макс702 21 декабря 2015 15:42
      Уже сделали.. По уму надо полностью переходить на платформу"Арматы" , а оставшееся подшаманивать и либо продавать либо на Грамотную консервацию. По поводу дороговизны этого решения и отсутствие денег , отвечу перефразированной цитатой " отсутствие денег не в карманах, а отсутствие денег в головах!"
  3. 31rus 21 декабря 2015 10:51
    Уважаемые,все правильно,будет "Армата",будет и новая БРЭМ,но данный тип техники востребован не только в военной сфере,МЧС с постоянной дислокацией,в местах где возможны крупные техногенные катастрофы,по примеру украинцев,это и пожарные танки,готовая машина и для восстоновительного поезда для ж/д,такой тип машин очень нужен,оснащать оборудованием(желательно модульным)и испльзовать
  4. gorsten79 21 декабря 2015 11:02
    Интересно,а сколько выпустили БРЭМ-1.А также МТУ-72

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня