SIPRI Top 100: крупнейшие производители вооружений в 2014 году

В середине декабря Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) традиционно публикует свой последний в году крупный отчет. 14 декабря увидела свет обновленная версия рейтинга Top 100 крупнейших производителей вооружений и военной техники, отражающая состояние рынка в 2014 году. Шведские специалисты собрали все доступные данные о деятельности нескольких десятков компаний оборонной промышленности из множества стран и свели их в общий рейтинг. Рассмотрим новый доклад.

Общие тенденции


В пресс-релизе, традиционно сопровождающем публикацию рейтинга, организация-издатель отмечает основные тенденции на рынке, наблюдавшиеся в течение рассматриваемого периода. На этот раз SIPRI пишет, что 2014 год вновь отметился сокращением мирового рынка вооружений, из-за чего подобные тенденции сохраняются уже четвертый год подряд. В сравнении с 2013-м падение составило 1,5%, что позволяет считать его умеренным. Сокращения 2014 года больше всего ударили по компаниям Северной Америки и Западной Европы. Организации из других стран, в свою очередь, увеличили свои доходы и долю рынка.

SIPRI отмечает, что компании из Соединенных Штатов, как и ранее, сохраняют за собой лидирующие позиции в рейтинге. На американские компании приходится 54,4% от общих продаж фирм «Топ 100». При этом американские продажи за прошлый год упали на 4,1%. Похожие темпы падения уже наблюдались несколько лет назад, в 2012-13 годах. Лишь одна компания из США показывает рост. Lockheed Martin увеличила свои показатели на 3,9% до 37,5 млрд долларов, благодаря чему в очередной раз отстояла свое право на первое место. Аналитики SIPRI полагают, что такая ситуация в верхней части рейтинга сохранится. Не так давно «Локхид-Мартин» приобрела компанию Sikorsky Aircraft, что только увеличит отрыв от преследователей.


Общий объем мирового рынка вооружений в 2002-2014 годах


В Западной Европе рост показали только Германия (9,4%) и Швейцария (11,2%). В целом же западноевропейские продажи упали на 7,4%. Успехи немецкой и швейцарской промышленности связаны с ростом доходов компаний ThyssenKrupp (29,5%) и Pilatus Aircraft (24,6%).

Несмотря на экономические проблемы, российская оборонная промышленность продолжает демонстрировать рост доходов. Благодаря этому, в частности, количество российских компаний в SIPRI Top 100 увеличилось с 9 до 11. Список российских компаний в рейтинге пополнился холдингом «Высокоточные комплексы» и ОАО РТИ им. Минца. Некоторые изменения в списке российских компаний связаны с преобразованиями. Так, концерн «Созвездие» уступил свое место Объединенной приборостроительной корпорации, организованной в 2014 году.

Самый лучший рост среди российских предприятий показала корпорация «Уралвагонзавод», чей доход на военных контрактах вырос на рекордные 72,5%. Так же хорошо работает Концерн ПВО «Алмаз-Антей» с 23-процентным ростом доходов.

Отмечается, что рост доходов российской оборонной промышленности связан с увеличением государственных расходов на оборону и появлением новых заказов от третьих стран. Как результат, в 2014 году их продажи выросли на 48,4% в сравнении с показателями 2013-го. С точки зрения доходов своих компаний-участниц рейтинга Россия является несомненным мировым лидером.

Также в своем пресс-релизе специалисты SIPRI затронули тему украинских продаж. В связи с известными событиями показатели украинских предприятий падают. Компания «Укроборонпром» потеряла 50,2% продаж, из-за чего упала с 58 на 90 место. Другая украинская компания, «Мотор Сич», из-за падения продаж покинула рейтинг. Причиной этих событий называются вооруженный конфликт, потеря российского рынка, а также проблемы национальной валюты.

В 2013 году SIPRI ввел в свои рейтинги категорию Emerging producers («Новые производители»), целью которой является отслеживание достижений стран, еще не завоевавших заметную долю международного рынка. В 2014 году к этой категории отнесли Бразилию, Индию, Турцию и Южную Корею. Оборонная промышленность этих стран за 2014 год заработала 3,7% от общих доходов компаний «Топ 100», а их совокупный доход за этот период вырос на 5,1%.

От Турции в новый рейтинг вошли две компании: Aselsan и Turkish Aerospace Industry (TAI). Компания Aselsan увеличила продажи на 5,6%, однако упала с 66 места на 73-е. TAI, в свою очередь, показала рост в 15,1% и впервые вошла в рейтинг, попав на 89 место. Аналитики отмечают, что Турция стремится к сокращению зависимости от зарубежных компаний, а также ведет агрессивную экспортную политику. Все эти факторы способствуют росту продаж различных фирм, в первую очередь Aselsan и TAI, которые смогли попасть в новый рейтинг.

В рейтинг SIPRI Top 100 за 2014 год вошли полтора десятка азиатских компаний (без учета китайских), которые показывают неплохой рост. В частности, южнокорейские организации увеличили продажи на 10,5%.

Лидеры рынка

Международный рынок вооружений и военной техники давно поделен между крупными игроками, из-за чего верхняя часть рейтинга от SIPRI редко претерпевает серьезные изменения. Так, в первой десятке изменилась всего одна строчка. Французская компания Thales опустилась с 10 места на 12, дав возможность своим непосредственным «преследователям» подняться на строку выше. После этих изменений десятку лидеров замыкает американская компания L-3 Communications, а буквально на пороге первой десятки теперь располагается российский Концерн ПВО «Алмаз-Антей».


Изменения уровня доходов по странам в 2013-14 годах. Россия показывает рекордный рост


Лидером рейтинга, вот уже несколько лет подряд, является компания Lockheed Martin из США. Несмотря на общие негативные тенденции на рынке, ей удалось нарастить продажи с 35,49 млрд долларов в 2013 году до 37,47 миллиарда в 2014-м. На военные заказы при этом пришлось 82% доходов, а общий доход составил 45,6 миллиарда.

Второе место вновь осталось за фирмой Boeing, которая, однако, не делает ставку на военные контракты. Из 90,762 млрд долларов дохода на военные заказы пришелся лишь 31% – 28,3 миллиарда. Годом ранее военные продажи составляли 30,7 млрд долларов. Несмотря на заметное сокращение доходов от строительства военных самолетов, «Боинг» сохраняет второе место в рейтинге.

Тройку лидеров замыкает британская компания BAE Systems с военными продажами в 25,73 миллиарда из 27,395 млрд долларов общего дохода (94%). Как и «Боинг», она показала сокращение продаж, однако общая обстановка на рынке не сказалась на месте компании в рейтинге.

Четвертую строчку снова заняли американцы из Raytheon, заработавшие на военных заказах 21,37 млрд долларов. При этом на военную продукцию пришлось 94% продаж общей стоимостью 22,826 миллиарда. В течение 2014 года доходы компании упали: годом ранее они составляли 21,95 миллиарда.

Пятерку лидеров замыкает американская компания Northrop Grumman. В 2013-14 годах ее продажи военной продукции сократились с 20,2 до 19,66 млрд долларов. При этом на подобные заказы пришлось 82% от общих доходов в 23,979 млрд долларов.

Также в десятку лидеров, по подсчетам SIPRI, вошли компании General Dynamics (США), Airbus Group (Европа), United Technologies Corp. (США), Finmeccanica (Италия) и L-3 Communications (США). Их доходы на поставках продукции военного назначения составили от 18,6 (General Dynamics) до 9,81 (L-3 Communications) миллиарда. Заметный отрыв между разными компаниями, а также почти одновременные рост и падение показателей приводит к тому, что первая десятка почти не претерпевает изменений.

Российские компании

В рейтинге SIPRI Top 100 за 2014 год присутствуют 11 российских оборонных предприятий. При этом, однако, в отчете присутствуют 19 организаций. Дело в том, что в рейтинге «вне общего зачета» приведены данные по некоторым заводам и предприятиям, входящим в состав более крупных корпораций. Они не являются полноправными участниками рейтинга, но все же включены в итоговую таблицу с соответствующей пометкой, а их расположение определено в соответствии с основными финансовыми показателями. Россию в этот раз представляют восемь таких организаций.

Наилучшие результаты в 2014 году показал Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Продажи систем противовоздушной обороны и другой военной продукции общим объемом 8,840 млрд долларов позволили ему подняться на одну позицию в сравнении с 2013-м и занять 11 место. Рост доходов за год составил 800 миллионов. Общий доход Концерна за прошлый год – 9,208 млрд долларов, из которых на военные заказы пришлось 96%.

С 15 на 14 строчку поднялась Объединенная авиастроительная корпорация с годовым доходом 6,11 млрд долларов (80% от всех продаж объемом 7,674 миллиарда). В 2013 году авиастроители поставили продукцию общей стоимостью 5,53 миллиарда. Как и «Алмаз-Антей», ОАК показала высокий рост показателей в процентном отношении.

Вслед за ОАК идет Объединенная судостроительная корпорация, которой с 17 места удалось подняться на 15-е. Такому подъему поспособствовал рост доходов от военных контрактов с 5,11 до 5,98 миллиарда. На военные корабли пришлось 82% заказов, а общий доход за год составил 7,329 млрд долларов.

Холдинг «Вертолеты России» поднялся на три строчки и теперь находится на 23 месте. В прошлом году он поставила военной техники на 3,89 млрд долларов против 3,5 миллиарда в 2013 году. На военную технику пришлось 90% заказов, тогда как общие продажи составили 4,3 млрд долларов.

Впервые в рейтинге SIPRI присутствует Объединенная приборостроительная корпорация, образованная в прошлом году. Производство и продажа продукции военного назначения общей стоимостью 3,64 млрд долларов позволила ей стартовать с 24 места. Общий доход этой корпорации в прошлом году составил 4,019 миллиарда (91% на военных заказах).

На дюжину мест поднялась корпорация «Тактическое ракетное вооружение», теперь занимающая 34 строчку рейтинга. За год ее военные доходы увеличились с 2,23 до 2,81 млрд долларов (95% от общего дохода в 2,96 миллиарда).

Единственная российская организация, которой не удалось сохранить или улучшить свое место в рейтинге, – Объединенная двигателестроительная корпорация, сместившаяся с 36 на 38 место. Причиной такого падения может быть сокращение продаж на 120 млн долларов до 2,6 миллиарда. Тем не менее, на двигатели для военных самолетов приходится только 61% от общего дохода в 4,267 млрд долларов.

Очередной новичок в рейтинге, представляющий Россию, – холдинг «Высокоточные комплексы», стартующий с 39 места. Эта организация занимается только военной продукцией и в прошлом году продала продукцию общей стоимостью 2,35 млрд долларов.

Компания «Сухой» входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации, однако входит в рейтинг «вне конкурса». Доходы в 2,24 миллиарда (2,32 млрд долларов в 2013 году) позволили бы ей занять 45 место. Приводится интересная информация по поводу невоенных заказов: по данным SIPRI, фирма «Сухой» в прошлом году продала подобной продукции всего на 3 млн долларов.

Вместо «Сухого» на 45 месте расположился Концерн «Радиоэлектронные технологии» с продажами на уровне 2,24 млрд долларов. Подняться с 54 места на 45-е Концерну помог рост продаж с 1,85 миллиарда 2013 года. На военные контракты приходится 82% продаж общим объемом 2,731 миллиарда.

Шведские аналитики не располагают полной информацией о продажах российской корпорации «Уралвагонзавод», однако все же собрали имеющиеся данные и сделали выводы. По подсчетам SIPRI, в 2014 году эта организация продала военной продукции на 1,45 млрд долларов – на 510 миллионов больше, чем в 2013-м. Это позволило «Уралвагонзаводу» подняться с 80 места на 61-е. Интересно, что на военные заказы пришлось лишь 44% от всех доходов на уровне 3,317 млрд долларов.


Распределение доходов среди стран-участниц рейтинга


В рейтинге 2013 года на 85 месте располагался концерн «Созвездие». В 2014 году он вошел в состав Объединенной приборостроительной корпорации, из-за чего более не является самостоятельным участником рейтинга. Тем не менее, благодаря росту военных продаж с 910 до 1270 млн долларов (89% от общего дохода в 1,428 миллиарда) концерн «Созвездие» мог бы занять 66 место.

68 место могло бы остаться за корпорацией «Иркут», которая, тем не менее, входит в состав ОАК. Эта организация в прошлом году заработала 1,706 млрд долларов, из которых 73% или 1,24 миллиарда пришлось на военную технику. В сравнении с 2013 годом наблюдается падение показателей – за этот период «Иркут» заработал на военных заказах 1,37 миллиарда.

71 место могло занять Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО), являющееся подразделением Объединенной двигателестроительной корпорации. В прошлом году оно заработало 1170 млн долларов – на 70 миллионов больше, чем в 2013-м. Общий доход составил 1,272 млрд долларов (92% на военных заказах).

Завод «Севмаш», относящийся к Объединенной судостроительной корпорации, мог бы занять 75 место, заработав за прошлый год 1,04 миллиарда. Годовой рост военных доходов составил всего 10 млн долларов. В общей сложности «Севмаш» выполнил заказы стоимостью 1,339 млрд долларов – 78% пришлось на военные контракты.

Строчкой ниже могла расположиться компания «МиГ», входящая в состав ОАК. В 2013 и 2014 годах она заработала 950 и 1020 млн долларов соответственно. При этом все заказы касались только военной техники.

Предприятие «Звездочка» из состава ОСК в прошлом году заработало на военных контрактах 990 млн долларов, что позволило бы ему занять 80 место.

«Адмиралтейские верфи» выполнили заказы общим объемом 900 миллионов (на 40 миллионов больше, чем в 2013-м). На военные корабли пришлось 95% доходов общим объемом 946 миллионов. Такие показатели позволили бы заводу рассчитывать на 87 место.

Впервые в «Топ 100» на 91 месте вошла организация РТИ им. Минца, занимающаяся производством радиоэлектроники. В 2013-14 годах она улучшила свои доходы с 780 до 840 млн долларов (45% от всех контрактов общей стоимостью 1,844 миллиарда). Примечательно, что в 2013 году эта организация едва не попала в рейтинг, остановившись на 101 месте. Теперь же она поднялась на десяток позиций и стала полноправным участником «соревнования».

***

По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, основные тенденции на международном рынке вооружений и военной техники остаются без изменений. Общие показатели рынка падают, доля некоторых стран растет, а продажи других сокращаются. При этом, несмотря на все эти тенденции, десятка лидеров остается почти без изменений, а предприятия российской оборонной промышленности в основном показывают уверенный рост. Хорошей демонстрацией этого роста является увеличение количества российских предприятий с 9 до 11, а также вхождение нескольких организаций «вне конкурса».

К сожалению, на обработку данных и составление рейтинга производителей вооружений у SIPRI уходит слишком много времени. Доклад публикуется только к концу года, следующего за рассматриваемым. Таким образом, изменения рынка в этом году, а также новые показатели отечественных и зарубежных предприятий будут сведены в новый рейтинг и опубликованы лишь через год. Тем не менее, до этого SIPRI опубликует несколько других отчетов о состоянии мирового рынка вооружений, а это означает, что в течение следующего года специалисты и интересующаяся общественность не останутся без пищи для размышлений.


Пресс-релиз о выходе докладе:
http://sipri.org/media/pressreleases/2015/SIPRI-Top-100-December-2015

Полный текст доклада:
http://books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1512.pdf
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти