Проект семейства бронетехники Ajax/Scout SV (Великобритания)

16
В настоящее время министерство обороны Великобритании готовится к началу эксплуатации большого количества перспективной бронетехники, построенной в рамках нового проекта. На данный момент основу техники британских сухопутных войск составляют машины семейства CVR(T), создававшиеся еще в конце шестидесятых годов прошлого века. Ввиду морального и физического устаревания такая техника более не может полноценно решать поставленные задачи в условиях современных конфликтов. Как следствие, официальный Лондон принял решение о замене имеющихся бронемашин. Результатом текущих работ должно стать принятие на вооружение нескольких типов техники семейства Scout SV, недавно получившего новое название Ajax.

Необходимо отметить, что Великобритания достаточно давно собралась модернизировать парк бронетехники. Понимание необходимости его обновления появилось еще в восьмидесятых годах. Позже концепции обновления сухопутных войск менялись и корректировались, но новая техника пока не дошла до войск. После войны за Фолькленды и «Бури в пустыне» были сформированы первые требования к перспективной технике. С учетом опыта участия в югославской операции НАТО британские военные изменили требования. Текущая программа в современном виде стартовала именно в конце девяностых годов.

Проект семейства бронетехники Ajax/Scout SV (Великобритания)
Прототип машины Ajax, представленный в 2015 году. Фото Defence-blog.com


Непосредственным предшественником проекта Scout SV стала программа FRES (Future Rapid Effective System – «Перспективная система быстрого эффекта»). В рамках этой программы планировалось создать семейство современной бронетехники различных классов для вооружения мотопехоты, разведчиков и т.д. Предполагалось, что сухопутные войска получат возможность быстрого развертывания на театре военных действий, в том числе на удаленном. Также предлагалось уделить особое внимание разведывательным машинам, работа которых позволила бы повысить ударный потенциал войск.

В качестве основы для перспективной техники программы FRES рассматривались несколько разработок зарубежных компаний. Так, в середине двухтысячных годов к программе присоединилась компания General Dynamics European Land Systems со своим предложением. Работы по программе FRES продолжались до конца прошлого десятилетия. Вскоре после выдачи обновленных требований к технике, состоявшейся в конце 2008 года, было принято решение коренным образом изменить программу. По результатам очередного этапа работ стартовала разработка нового проекта, который к настоящему времени стал основой программы обновления материальной части.

Еще во время существования программы FRES европейские компании-разработчики вооружений и техники предложили несколько существующих проектов, которые при необходимости можно было бы доработать. Так, BAE Systems включилась в программу с проектом CV90, а европейское отделение General Dynamics предложило британцам свою новую бронемашину ASCOD 2. В течение некоторого времени заказчик изучал документацию по предложениям и принимал решение.


Трехмерное изображение "Аякса". Рисунок General Dynamics UK


В 2010 году был оглашен выбор: перспективную бронетехнику решили строить на основе существующего проекта ASCOD 2. Компания BAE Systems предприняла попытку опротестовать решение военных и «продавить» свой проект, однако она не увенчалась успехом. После оглашения выбора был подписан контракт стоимостью 500 млн фунтов стерлингов, в соответствии с которым компания General Dynamics должна была доработать существующий проект ASCOD 2 в соответствии с предъявляемыми требованиями, а также построить и испытать несколько машин-прототипов.

Проект ASCOD 2, измененный в соответствии с требованиями вооруженных сил Великобритании, получил новое название – Scout Specialist Vehicle или Scout SV. Использование в качестве основы для Scout SV готового проекта позволило ускорить работы по адаптации к требованиям. Проектные работы завершились к концу 2012 года. Через несколько месяцев завершились предварительные испытания с использованием демонстрационного прототипа. После этого стартовало строительство нескольких опытных машин с различным оборудованием, за которым последовали их испытания.

Главной задачей проекта Scout SV является создание и массовое строительство бронетехники нескольких типов, предназначенной для решения различных задач. Производство этой техники позволит заменить устаревшие имеющиеся машины, что должно благотворно сказаться на боеспособности армии. Кроме того, ожидаются некоторые преимущества, прямо связанные с высокой степенью унификации всей новой техники.


Бронемашина Ares. Рисунок General Dynamics UK


Изначально в рамках проекта Scout SV планировалось закупить более 1000 бронемашин в нескольких конфигурациях. Согласно первоначальным планам, поставки следовало осуществлять в два этапа: Block 1 и Block 2. В первый контракт (Block 1) предполагалось включить разведывательно-ударные бронемашины, бронетранспортеры, а также ремонтно-эвакуационную технику. По второму контракту предлагалось строить командно-штабные, санитарные и разведывательные машины. Также не исключалась возможность появления третьей серии, Block 3, в которую должна была войти модификация Scout SV с крупнокалиберным артиллерийским орудием.

В начале осени 2014 года министерство обороны Великобритании скорректировало свои планы. В связи с определенными трудностями было решено полностью отказаться от Block 3. Кроме того, отмечалось, что точные планы на «блок-2» пока отсутствуют. Таким образом, актуальными остались только планы на первую серию. При этом, однако, Block 1 претерпел определенные изменения. Часть машин, которые планировалось строить в рамках второй серии, перенесли в первую.

В начале сентября 2014 года было объявлено о подписании контракта на строительство серийных машин семейства Scout SV. Согласно запланированному соглашению, компания General Dynamics должна будет поставить 589 единиц бронетехники общей стоимостью 3,5 млрд фунтов стерлингов. Предполагается, что войска получат машины девяти модификаций, построенных на основе трех различных базовых образцов. Базовые машины семейства максимально унифицированы, но в их конструкции присутствуют определенные различия, связанные с поставленными задачами. Конкретные модификации, в свою очередь, будут отличаться составом специального оборудования.


Прототип "Ареса". Фото Wikimedia Commons


Изначально перспективные бронемашины носили простые названия в виде аббревиатур, но в сентябре 2015 года им присвоили собственные имена. Всю технику семейства назвали в честь древнегреческих божеств и героев. Так, базовая машина с пушечной башней получила название Ajax. Это же название теперь предлагается использовать и для обозначения всего семейства, которое ранее называлось Scout SV.

Таким образом, на данный момент семейство Ajax и планы на его поставку выглядят следующим образом. Предложены три базовые машины: Ajax с пушечным вооружением, бронетранспортер PMRS (Protected Mobility Recce Support) и специальный вариант PMRS для выполнения дополнительных задач. Бронемашины семейства «Аякс» будут построены в количестве 245 единиц. 198 будут выполнены в разведывательно-ударной конфигурации. Также планируется строительство 23 машин управления огнем и 24 разведывательных с аппаратурой для наблюдения.

Существующий заказ подразумевает строительство 256 боевых машин серии PRMS: 59 бронетранспортеров Ares, 112 машин управления Athena, а также 34 разведывательные машины Ares и 51 машины инженерной разведки Argus. На базе платформы PRMS также предлагается построить 88 специальных вспомогательных машин. Войска должны получить 50 ремонтных машин типа Apollo и 38 эвакуационных Atlas.


Прототип машины Ares на выставке. Фото General Dynamics UK


В соответствии с существующими планами, первые серийные машины семейства Ajax будут переданы войскам в 2017 году. Выполнение первого заказа завершится в середине следующего десятилетия. Летом этого года Минобороны Великобритании сообщило о планах по развертыванию производства. Ранее предполагалось, что сборка требуемой техники будет осуществляться заводом компании General Dynamics в Испании, однако теперь решено перенести его на британские предприятия. В дополнение к существующему предприятию General Dynamics UK планируется приобрести еще один завод. За поставку электронных систем будет отвечать британское отделение компании Thales.

Разработкой проекта Scout SV/Ajax занималось английское отделение компании General Dynamics European Land Systems. В качестве основы для него был взят проект ASCOD 2, восходящий к более раннему ASCOD совместной австрийско-испанской разработке. Несколько сотен машин базового семейства ASCOD в настоящее время эксплуатируются Австрией и Испанией. Теперь доработанные варианты этой техники должны поступить на вооружение британской армии.

Являясь непосредственным развитием проекта ASCOD 2, Ajax наследует основные особенности его концепции, а также использует часть готовых агрегатов. Фактически «британское влияние» заключается в составе вооружения, бортового оборудования и некоторых иных узлов и агрегатов, связанных с решением поставленных задач. Также именно по желанию британских военных на базе существующего проекта были разработаны несколько машин различного назначения.


"Арес" на трассе полигона. Фото General Dynamics UK


Основным элементом проекта Ajax является универсальное гусеничное шасси с набором бронезащиты, на котором могут монтироваться различные боевые модули, специальное оборудование и т.д. Такое шасси представляет собой самоходную машину с классической для современной бронетехники компоновкой. В передней части корпуса располагается силовая установка с трансмиссией. В небольшом отсеке слева от нее находится отделение управления. Средняя и кормовая части корпуса отдаются под боевое и десантное отделение или специальное оборудование.

Силовая установка должна основываться на дизельном двигателе MTU немецкого производства мощностью порядка 600 л.с. С двигателем предлагается соединить автоматическую трансмиссию Renk 256B, аналогичную использованной на ASCOD/ASCOD 2. Гусеничная ходовая часть без изменений заимствуется из базового проекта. Она имеет по семь опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Предполагается, что использование силовой установки и ходовой части, аналогичных примененным в базовом проекте, позволит сохранить подвижность техники на прежнем уровне. Таким образом, максимальная скорость будет достигать 65-70 км/ч, а машина сохранит возможность преодолевать различные препятствия. Возможность плавания, как и ранее, не предусматривается.

Корпус предлагается оснащать комбинированной броней, обеспечивающей всеракурсную защиту от стрелкового оружия. Кроме того, как и предшественники, Ajax/Scout SV получат набор дополнительных навесных модулей бронирования, обеспечивающих защиту от малокалиберных артиллерийских снарядов. Еще одним дополнительным средством защиты должны стать дымовые гранатометы с возможностью применения осколочных боеприпасов.


Командно-штабная машина Athena. Рисунок General Dynamics UK


Внутри корпуса планируется размещать места для двух или трех членов экипажа и нескольких десантников или других специалистов. Также предусматриваются места для установки боевых модулей разных типов, в том числе оснащенных дистанционным управлением. Все машины семейства должны получить унифицированные элементы электронного оборудования. Аппаратуру предлагается строить по открытой архитектуре и оснащать набором необходимых элементов. Предполагается, что машины смогут собирать данные с различных средств наблюдения и датчиков, хранить ее, а также передавать другим экипажам или командному пункту.

Все машины нового семейства будут иметь нормальную боевую массу на уровне 35-38 т. За счет использования дополнительного оборудования этот параметр может быть увеличен до 40-42 т.

Набор специального оборудования и вооружения будет зависеть от типа перспективной машины. Так, в варианте Ajax предлагается использовать двухместную башню с пушечным вооружением, разрабатываемую британским отделением компании Lockheed Martin. В новой башне планируется установить перспективное автоматическое орудие калибра 40 мм с телескопическим боеприпасом. Также башня получит современную систему управления огнем, прицельное оборудование, аппаратуру для ведения наблюдения и разведки и т.д. 245 машин «Аякс» будут строиться в трех конфигурациях, отличающихся друг от друга составом аппаратуры наблюдения и связи.


Разведывательно-инженерная машина Argus. Рисунок General Dynamics UK


Машины линейки PMRS/Ares предлагаются в качестве бронетранспортеров и иной техники со специальным оборудованием. От базового «Аякса» они отличаются отсутствием пушечной башни и иным составом оборудования. На крыше «Ареса», «Афины» и т.д. планируется устанавливать пулеметный боевой модуль с дистанционным управлением. Характерной чертой машины Ares является малый объем кормового десантного отделения: в нем располагаются лишь четыре места для бойцов с вооружением. По имеющимся данным, такая конфигурация бронемашины не является бронетранспортером в полном смысле слова и предназначается для доставки к месту выполнения задач небольших групп «специалистов» с необходимым оружием или вооружением. В частности, «Арес» будет использоваться для перевозки расчетов противотанковых ракетных комплексов.

Машины на базе PMRS будут отличаться друг от друга составом экипажа, электроники и т.д. К примеру, командно-штабная «Афина» получит экипаж из шести человек: водителя, командира и четырех специалистов, отвечающих за связь и управление. Эта линейка должна будет решать задачи поиска целей, обработки данных и, при необходимости, самостоятельно бороться с некоторыми целями, используя встроенное или переносное вооружение.

Любопытной особенностью проекта Scout SV/Ajax является подход к созданию ремонтных машин. Вместо единой БРЭМ проект подразумевает использование отдельных ремонтной и эвакуационной машин. Первая должна нести набор инструментов для обслуживания поврежденной техники, а вторая получит кран, системы вытаскивания и буксировки, а также иное оборудование для работы с поврежденной техникой на поле боя.


Ремонтная машина Apollo. Рисунок General Dynamics UK


К настоящему времени компания General Dynamics построила и испытала несколько опытных машин семейства Ajax. В прошлом году был представлен прототип бронетранспортера PMRS/Ares. Осенью 2015 года был показан опытный «Аякс» в конфигурации боевой машины с пушечным вооружением. В ближайшее время должны появиться несколько новых прототипов прочей техники семейства, успешное завершение испытаний которых позволит приступить к серийному строительству.

Сейчас занятые в проекте Ajax/Scout SV компании готовятся к началу серийного производства новой техники. Первые образцы машин, вероятно, будут построены на испанских предприятиях, после чего строительство развернется в Великобритании. По некоторым данным, британские предприятия возьмут на себя 80% сборочных работ, остальные 20% будут выполняться компаниями-субподрядчиками из других стран.

Строительство первой партии серийных бронемашин семейства «Аякс» должно начаться в следующем году. Это позволит передать первую партию заказчику в течение 2017 года. За несколько лет компания General Dynamics должна выйти на максимальные темпы производства, что позволит к середине следующего десятилетия построить 589 бронемашин. Поставки бронетехники новых моделей позволят заменить устаревшие машины семейства CVR(T) с заметным ростом боеспособности подразделений. Следует отметить, текущие планы по перевооружению имеют некоторые любопытные особенности, такие как непропорционально большое количество командно-штабных машин Athena (112 из 589 – 19% от всего заказа) и необычно малое количество десантников у Ares. Тем не менее, британские военные заказали именно такую технику, которая, по-видимому, полностью соответствует предъявляемым требованиям.

В настоящее время семейство бронетехники Ajax является главной надеждой сухопутных войск Великобритании. За следующие десять лет планируется поставить почти шесть сотен новых машин, которые придут на смену устаревшей технике. В дальнейшем возможен новый заказ подобной техники. Насколько удачным окажется планируемое обновление парка бронетехники – покажет время. В полной мере «Аяксы» смогут показать себя лишь к концу текущего десятилетия.


По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://military-today.com/
http://armyrecognition.com/
http://defence-blog.com/
http://thinkdefence.co.uk/
http://generaldynamics.uk.com/
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    22 декабря 2015 10:36
    Прослеживается определённая схожесть!
    1. +1
      22 декабря 2015 21:21
      в чем схожесть?
      1. 0
        23 декабря 2015 18:16
        Как в чём: большая железная фиговина, две гусеницы, колёс (катков) вообще не видно, а ездит. Ржунимугу от некоторых коментов.laughing
  2. +2
    22 декабря 2015 10:48
    Давно пора британцам Уорриор менять. Странное сходство с Курганцем, учитывая, что английскую машину уже несколько лет показывают, не придётся ли Курганца импортозамещать?
    1. 0
      22 декабря 2015 16:54
      Цитата: Maksus
      Давно пора британцам Уорриор менять. Странное сходство с Курганцем, учитывая, что английскую машину уже несколько лет показывают, не придётся ли Курганца импортозамещать?

      В чем простите сходство с Уорриер? Только в том, что обе БМП?
      Совершенно разная идеология от принципиального подхода (Курганец плавающий), до состава вооружения и защищенности. У Уорриор даже не стояла задача обеспечить защиту от РПГ с бортов, не говоря о активной защите. Пушки 30мм лишена стабилизации и вообще имеет массу нареканий от отсутствия в составе подкалиберного снаряда и заканчивая невозможностью бороться с танкоопасными целями (пехоте).
      1. 0
        22 декабря 2015 22:13
        Не сУорриором у Курганца сходство, а с этой новой машиной. Курганец плавает только с экранами, может и этот сможет. А Уорриор все же не полноценная БМП, он создавался как замена БТР, вот этого FV432.
  3. +2
    22 декабря 2015 13:04
    непропорционально большое количество командно-штабных машин Athena (112 из 589 – 19% от всего заказа)
    А мне кажется- что как раз ничего необычного, раз уж в последнее время всё чаще говорят о сетецентрической войне.
    Как там в википедии:Сетецентрическая война ориентирована на повышение боевых возможностей перспективных формирований в современных войнах и вооруженных конфликтах за счет достижения инфокоммуникационного превосходства, объединения участников боевых действий в единую сеть.
  4. +1
    22 декабря 2015 13:13
    Да нет , все современные танки похожи друг на друга. Вот и БМП так же. Одинаковые условия и инженерный подход.
    Мы в "тренде" hi
  5. +3
    22 декабря 2015 15:51
    Показательный момент для сайта "Военное обозрение" - в статье про новую технику 4(!!!) коммента, про хохлов и прочую шнягу - несколько страниц. Деградация на лицо.
    1. +4
      22 декабря 2015 16:30
      Цитата: Maksus
      Деградация на лицо.

      А ведь предлагали убрать "политику" нафиг подальше.Однако request
  6. +3
    22 декабря 2015 16:12
    Надо заметить, что семейство Скаут-SV не предназначено для замены БМП Уорриор FV510, которые будут модернизироваться и оснащаться новой(аналогичной) башней с 40-мм пушкой. Скауты предназначены для замены семейства ББМ CVR(T), включающего БРМ Скорпион, Симитэр, БТР Спартан, КШМ Султан, БРЭМ Самсон и СЭМ(санитарно-эвакуационная) Самаритан, состоящих на вооружении отдельных бронекавалерийских (разведывательных) полков, и, мотопехотных бат-ов на БМП и танковых полков, где по 6 БРМ Симитэр и по 8 БРМ Скорпион соответственно (разведвзводы), часть же КШМ в них, это машины Султан, чем и объясняется "непропорционально большое количество командно-штабных машин Athena (112 из 589 – 19% от всего заказа)".
    Арес - это БТР для разведгрупп (до 4-6 чел.), и не предназначен для стрелковых отделений (9 чел.).
  7. 0
    22 декабря 2015 17:56
    Уважаемые,не понятно,если хотели разведывательную,тогда почему не плавает?,если хотели полноценный БМП ,то количество десанта маленькое,плюс вес 35-40 тонн и всего лишь защита от стрелкового оружия,то же вызывает вопрос,разделение на эвакуционную и ремонтную ,при этом видимых примуществ нет,отсутствие птур,как то не вписывается данная машина в условия современных боевых действий
    1. 0
      22 декабря 2015 22:15
      Посмотрите фильм Войны пентагона( или Пентагоновские войны), там достаточно неплохо показано как из БМП хотели сделать все что угодно, кроме БМП.
  8. +2
    22 декабря 2015 18:34
    А что в британской армии плавает? по пальцам...: авто Столвэт 6x6, БТР РХБ-разведки(немецкий Фукс 6х6), легкий транспортер Сьюпакэт-ATMP 6x6 и сочленные гусеничные транспортеры Бронко и Bv206, есть ещё амфибия инженерных войск (брошюра) :
    http://www.gdels.com/brochures/bridge_m3.pdf
    О выносных ПТРК мотопехоты слышали, таких как NLAW (0.6-1км - отделений) и Джавелин (2-2,5км - ротные) ?
    Цитата: avdkrd
    У Уорриор даже не стояла задача обеспечить защиту от РПГ с бортов...

    Если только в "голом" виде, впрочем, как и Курганец.
    Уорриор в 90-е, в бывшей СФРЮ :


    Цитата: avdkrd
    ...имеет массу нареканий от отсутствия в составе подкалиберного снаряда и заканчивая невозможностью бороться с танкоопасными целями (пехоте).

    В БК 30х170-мм пушки Рарден (L21A1) входят бронебойные подкалиберные снаряды (APSE), фугасно-зажигательные (HEI) и бронебойные подкалиберные с отделяющимся поддоном (APDS, 1175 м/с, у двух первых - 1070 м/с).
    1. +1
      22 декабря 2015 21:23
      мне одному кажется, что применение таких тяжелых машин на ТВД с водными преградами предполагает полное превосходство в небе.
  9. 0
    31 декабря 2015 01:17
    Да, полностью контролировать небо и чтобы не стреляли по нему снарядами)