Самоходная артиллерийская установка M12 GMC (США)

3
После начала Второй мировой войны конструкторам из Соединенных Штатов пришлось активизировать работы по созданию новых систем вооружения и военной техники. В связи с началом войны в Европе и последующим втягиванием США в конфликт появилось множество новых типов военной техники, одним из которых стала самоходная артиллерийская установка M12 Gun Motor Carriage. Эта боевая машина представляет определенный интерес как с технической, так и с исторической точки зрения. Создание САУ M12 фактически поставило точку в длительной эпопее, начавшейся еще во время Первой мировой.

Еще на заключительном этапе Первой мировой войны американские инженеры создали САУ на базе французской 155-мм пушки GPF конструкции капитана Филуа (обозначение армии США M1917/18) и одного из имевшихся в наличии гусеничных тракторов. Эта разработка позволила немного повысить мобильность артиллерии на поле боя, но все же не решала весь спектр поставленных задач. В двадцатых и тридцатых годах работы в этом направлении продолжились, но тоже не увенчались особыми успехами. Сложности технического характера нередко сочетались с административными проблемами. Как следствие, концепция 155-мм орудия на самоходном шасси не получала развития, а артиллерийские соединения продолжали использовать буксируемые орудия и конную тягу.

Ситуация изменилась только в 1940 году. Новости из Европы заставили американских военных изменить свои взгляды на материальную часть войск. Успешные германские операции в Польше и Франции показали всю важность механизированных войск и самоходной техники. В связи с этим американское военное ведомство решило начать модернизацию артиллерийских соединений, целью которой был отказ от конной тяги и постепенный переход на тягачи и самоходные артиллерийские установки. В частности, имеющиеся 155-мм пушки M1917/18 предлагалось использовать именно в составе САУ.


Первый прототип, 1941 г. Фото Alternathistory.com


В 1940 году в США был разработан новый танк M3 Lee, отличавшийся достаточно удачным гусеничным шасси и мощным вооружением, включавшим две пушки и пулеметы. Эта разработка заинтересовала командование артиллерии, результатом чего стало предложение, касавшееся технического облика перспективной САУ с 155-мм орудием. Согласно новому предложению, новая бронемашина должна была иметь шасси танка M3 и оснащаться пушкой M1917/18. Это позволило упростить разработку САУ, а также найти применение старым пушкам, имевшим хорошие характеристики, но не отличавшимся высокой мобильностью.

Новый проект получил обозначение T6 Gun Motor Carriage (T6 GMC) и сохранял это название до принятия на вооружение. Проектные работы стартовали в конце 1940 года и продолжались до лета 41-го. В июне 1941 года Департамент вооружений военного ведомства США поручил Рок-Айлендскому арсеналу изготовить опытный образец перспективной самоходки. Ввиду наличия других заказов и загрузки имеющихся мощностей заказ был выполнен только зимой следующего года. Прототип T6 GMC выкатили из сборочного цеха в феврале 42-го.

Проект самоходной пушки T6 представлял большой интерес для армии, но его разработка и доводка была связана с некоторыми трудностями. Несмотря на использование готового шасси, часть узлов и агрегатов пришлось разрабатывать с нуля. Позже некоторые новые детали показали себя не с самой лучшей стороны. В частности, проблемы с гидравликой могли лишить машину хода. Тем не менее, работы продолжались до полного решения всех проблем.


Кормовая часть прототипа. Фото Alternathistory.com


В качестве основы для перспективной САУ было взято шасси танка M3 Lee, которое пришлось заметно переработать. У базового танка в передней части располагалась часть агрегатов трансмиссии, связанная с кормовым моторно-трансмиссионным отделением при помощи карданного вала. Над валом располагалось боевое отделение. Из-за необходимости освобождения объема в кормовой части корпуса, который предлагалось использовать для установки 155-мм орудия, двигатель пришлось перенести в среднюю часть корпуса. В связи с этим карданный вал был укорочен и располагался под другим углом к горизонтали. Вместе с двигателем в среднюю часть корпуса «переехали» несколько кормовых топливных баков.

Кардинальным изменениям подверглась верхняя часть корпуса, находящаяся выше гусениц. Из-за перемещения двигателя и необходимости максимального снижения линии огня была спроектирована новая верхняя часть корпуса. Исходный наклонный лобовой лист заменили деталью меньших размеров, расположенную под небольшим углом к горизонтали. За ней располагался наклонный лист со смотровыми люками отделения управления. Среднюю часть корпуса выполнили в виде коробчатой конструкции с горизонтальной крышей и вентиляционными решетками.

По бокам от основной части корпуса на надгусеничных полках разместили ящики для перевозки боекомплекта и иного имущества. В кормовой части машины, на месте бывшего моторно-трансмиссионного отделения, находилась крупная ниша, пол которой располагался ниже уровня надгусеничных полок. По бокам ее прикрывали несколько щитков с дополнительными ящиками.


Моторное отделение с радиальным двигателем. Фото Afvdb.50megs.com


Корпус предлагалось собирать из броневых листов толщиной от 12,7 до 50 мм. Наиболее толстые детали располагались в лобовой части корпуса и должны были защищать машину от обстрела спереди.

Силовая установка и трансмиссия САУ T6 почти не отличались от соответствующих агрегатов базового танка M3 Lee. В средней части корпуса расположили радиальный бензиновый двигатель Wright (Continental) R975 EC2 мощностью 350 л.с. При помощи карданного вала, проходящего через отделение управления, двигатель соединялся с агрегатами трансмиссии, обеспечивавшими вращение передних ведущих колес. За исключением укороченного карданного вала трансмиссия была унифицирована с базовым танком.

Ходовая часть T6 GMC сохранила по шесть опорных катков на каждом борту. Катки были сблокированы попарно и оснащались пружинной подвеской. В верхней части тележек предусматривались поддерживающие ролики. Ведущие колеса цевочного зацепления располагались в передней части корпуса, направляющие – в корме.

Расчеты показывали, что имеющаяся ходовая часть не сможет удержать самоходку на месте при выстреле из мощного орудия калибра 155 мм. Из-за этого ее дополнили набором специальных средств. На корме корпуса расположили сошник с гидравлическими цилиндрами для подъема и опускания. Кроме того, перед стрельбой под переднюю часть гусениц предлагалось подкладывать специальные башмаки.


Схема модернизированной M12, доработанной по проекту 1943 г. Рисунок Alternathistory.com


На кормовой площадке корпуса расположили тумбовую установку с U-образными креплениями для орудия. Конструкция установки позволяла наводить орудие в пределах горизонтального сектора шириной 28°. Вертикальные углы наводки – от -5° до +30°. В составе артиллерийской установки использовалась пушка M1917/18 с люлькой типа M4. Для наведения орудия предлагались телескопический прицел M53, панорамный M6, а также артиллерийский квадрант типа M1918A1.

Орудия семейства M1917 оснащались стволом калибра 155 мм длиной 36,4 калибра. Полная длина пушки превышала 6 м. Орудие оснащалось винтовым затвором, при открывании сдвигаемым вправо. Применялось раздельное заряжание. В боекомплект входили три типа боеприпасов: осколочно-фугасный M101 весом 42,96 кг, бронебойный с дополнительным зарядом взрывчатого вещества M112B1 весом 42,36 кг и дымовой M104 весом 44,5 кг. Снаряды использовались с унифицированной гильзой с метательным зарядом. В боевом отделении САУ T6 помещалось всего 10 выстрелов раздельного заряжания. Часть боеприпасов закреплялась на полу боевого отделения, остальные располагались в бортовых ящиках.

Орудие M1917/18 имело достаточно высокие характеристики. При оптимальном угле возвышения фугасный снаряд летел на дальность до 18,4 км, а бронебойный с дистанции 1000 ярдов (914 м) при угле встречи 60° пробивал до 119 мм гомогенной брони. Такие характеристики орудия в теории позволяли уничтожать бронетехнику и укрепления противника огнем прямой наводкой с расстояния порядка 1-1,5 км. На практике нередко огонь велся и с больших дистанций.

Самоходная артиллерийская установка M12 GMC (США)
Общий вид обновленного боевого отделения. Рисунок Alternathistory.com


Экипаж самоходки состоял из шести человек. Механик-водитель и его помощник должны были располагаться в отделении управления внутри корпуса. Еще четверо членов экипажа в бою и на марше находились в боевом отделении. Их задачей было обслуживание орудия и ведение огня по противнику. Проект T6 не предусматривал дополнительного вооружения для самообороны. Для этих целей экипаж должен был применять собственные карабины M1, а также ручные и винтовочные гранаты.

Средства внутренней и внешней связи имели необычный состав. Радиостанция или переговорное устройство для экипажа отсутствовали. При этом, однако, имелись телефон и комплект сигнальных флажков для связи с другими экипажами на огневой позиции во время совместной боевой работы.

Из-за применения оригинального сошника и старого орудия перспективная САУ T6 отличалась от танка M3 как по габаритам, так и по массе. Общая ее длина составляла 6,77 м, ширина – 2,68 м, высота – 2,88 м. Боевая масса достигала 26786 кг. Имеющаяся силовая установка позволяла развивать на шоссе скорость до 38 км/ч, запаса топлива хватало на 192 км пути.


Прототип транспортера T14/M30. Фото Afvdb.50megs.com


Первый прототип САУ T6 был построен в феврале 1942 года. Вскоре стартовали его испытания, площадкой для которых стал Абердинский полигон. Первые проверки не выявили никаких заметных проблем силовой установки, ходовой части или вооружения. Тем не менее, проявились недостатки сошника и его гидропривода. После одного из выстрелов гидравлические цилиндры вышли из строя, из-за чего врезавшийся в грунт сошник оказался заблокирован в нижнем положении. Самоходка потеряла возможность передвижения. По этой причине пришлось перерабатывать конструкцию всего упорного устройства, как сошника, так и его приводов. В дальнейшем этот узел вновь подвергся доработкам, направленным на упрощение конструкции и повышение надежности.

Исправление недостатков сошника позволило продолжить испытания, которые завершились успехом. Вскоре должен был стартовать второй этап проверок, во время которого начались споры о дальнейшей судьбе новой САУ. Департамент вооружений предложил заказать полсотни новых боевых машин, не дожидаясь окончания их испытаний, но руководство военного ведомства потребовало провести все необходимые проверки и лишь после этого принимать окончательное решение.

До мая 1942 года американские специалисты занимались дополнительными проверками перспективной САУ, причем упор был сделан на работу силовой установки и ходовой части. С точки зрения подвижности T6 GMC мало отличалась от танка M3 Lee. При этом имелись значительные преимущества перед буксируемой артиллерией. В ходе одной из проверок экипаж T6 «снялся с места» и переместился на другую позицию в 6 милях от исходной, затратив на все операции 35 минут. Гусеничный тягач с буксируемой пушкой M1917/18 смог выполнить аналогичную задачу лишь за три часа.


Компоновка кормового отделения транспортера. Рисунок Alternathistory.com


По результатам второго этапа испытаний было рекомендовано опять доработать конструкцию сошника, улучшить системы наводки, оптимизировать эргономику боевого отделения и внести некоторые другие небольшие изменения. Ликвидация последних недостатков заняла буквально пару месяцев, благодаря чему уже в июле 1942 года САУ T6 рекомендовали к принятию на вооружение. В конце августа ее приняли на вооружение под обозначением 155 mm Gun Motor Carriage M12. К этому времени компания Pressed Steel Car уже занималась выполнением первого заказа на серийное строительство T6/M12.

Одновременно с принятием на вооружении САУ было рекомендовано разработать специальный транспорт боеприпасов на аналогичном шасси. Эта машина получила рабочее обозначение T14. Транспортер боеприпасов выполнили на основе исходного проекта T6. Более того, прототип этой машины был изготовлен из первого опытного образца самоходки. Из ее боевого отделения удалили орудие, вместо которого установили стеллаж для боеприпасов. Размеры боевого отделения позволили разместить 40 снарядов и такое же количество гильз с метательным зарядом. На бортах кормы T14 установили кольцевую турель для пулемета M2, предлагаемого для самообороны. Вместо сошника на корме корпуса транспортера установили откидной борт с лебедкой для подъема. Машина T14 была чуть короче базовой T6 и отличалась меньшей боевой массой – 20,7 т.

Первый заказ на строительство 50 САУ M12, размещенный в середине лета 42-го, был выполнен к середине осени. К этому времени Pressed Steel Car успела начать производство транспортеров T14, принятых на вооружение под обозначением M30 (по некоторым данным, этот индекс появился только в 1944 году). В августе появился второй заказ на 50 самоходок, который выполнялся до весны 43-го. Производство транспортеров боеприпасов завершилось в этот же период, но точное их количество неизвестно. По разным данным, было изготовлено от 70-75 до 90-100 машин. В последнем случае каждая самоходка могла получить по собственному транспортеру.


САУ M12 GMC ведет огонь. Франция, 1944 г. Фото Militaryfactory.com


Начало службы самоходок M12 было необычным. Несколько серийных машин отправили на полигоны Эри и Форт-Брэгг, где велись дополнительные проверки и подготовка будущих экипажей. Лишь несколько САУ успели попасть на полигон. Прочим повезло меньше: в соответствии с приказом командования, их прямо с завода отправляли на хранение. Такое решение официально объяснялось необходимостью дополнительной подготовки личного состава.

О самоходных артиллерийских установках M12 GMC вспомнили только в конце 43-го. К этому времени американское командование получило подробные сведения о применении крупнокалиберной артиллерии на полях сражений в Европе, что повлияло на его планы. Было решено задействовать M12 в грядущей высадке в Нормандии. Начались дополнительные проверки с целью установления состояния и перспектив техники.

Оказалось, что новейшие самоходки уже успели устареть. Армия полным ходом осваивала средние танки M4 Sherman и постепенно отказывалась от M3 Lee. Танки «Ли», в свою очередь, не должны были воевать в Европе, из-за чего могли возникнуть проблемы со снабжением самоходок необходимыми запчастями. После анализа плюсов и минусов существующей техники, а также ее перспектив в грядущих боях было решено доработать M12 с целью повышения характеристики и обеспечения некоторой унификации со строевой техникой.


Стрельба с использованием наклонной рампы. Фото Alternathistory.com


Переделка САУ стартовала в самом конце 1943 года. Сошники машин лишились гидропривода: поднимать и опускать их предлагалось при помощи простой и надежной ручной лебедки. Опорные балки сошника для большего удобства соединили металлической лестницей. Тележки со сдвоенными опорными катками танка M3 заменили аналогичными агрегатами нового «Шермана». Перед прицельными приборами появился 19-мм броневой щиток. Также были изменены типы некоторого дополнительного оборудования, что в некоторых случаях привело к перекомпоновке агрегатов. Наконец, машина получила П-образные крепления для тента.

В грядущей высадке в Нормандии должны были участвовать шесть дивизионов, вооруженных M12 GMC. Для их вооружения заказали модернизацию 75 серийных машин: по четыре для каждой из трех батарей дивизиона плюс три резервные. Работы стартовали в феврале 44-го и завершились в мае. По неким причинам модернизацию прошли 74 машины, что, однако, позволило укомплектовать все соединения. К концу июля самоходки переправили в Европу.

72 САУ M12 с транспортерами боеприпасов M30 были сведены в шесть отдельных дивизионов, которые при необходимости придавались корпусам. Огневая мощь и подвижность машин позволяли этим соединениям участвовать как в наступательных, так и в оборонительных операциях. Имелась возможность непосредственной поддержки войск огнем прямой наводкой и стрельбы с закрытых позиций, в том числе контрбатарейной. Нередко артиллеристам приходилось уничтожать долговременные огневые точки противника. Бетонные сооружения эффективно уничтожались с расстояния не более 1800 м.


Один из сохранившихся образцов САУ M12. U.S. Army Ordnance Training and Heritage Center, Абердин. Фото Afvdb.50megs.com


Шесть отдельных дивизионов в основном воевали на территории Франции. За несколько месяцев боев экипажи самоходок успели отработать эффективное боевое применение техники, а также выработать некоторые новые методики. К примеру, для повышения дальности огня в войсковых мастерских изготавливались специальные деревянные наклонные рампы. Въезжая на такую конструкцию, M12 GMC увеличивала фактический угол возвышения ствола и благодаря этому могла атаковать цели на большей дальности, чем позволяли механизмы наведения орудия.

Уже после начала участия в боях самоходка M12, как и многие другие образцы техники, получила неофициальное прозвище. За высокую мощность орудия ее прозвали «Кинг-Конгом», в честь известного киногероя, отличавшегося исполинскими размерами и огромной силой.

Самоходные артиллерийские установки M12 с орудиями M1917/18 с теми или иными успехами использовались на Западноевропейском ТВД до самого конца Второй мировой войны. Вскоре после победы над Германией карьера этих машин закончилась, чему поспособствовало моральное и физическое устаревание техники и вооружения. В мае 1945 года командование признало САУ M12 ограниченно годной к использованию, а в конце лета ее назвали окончательно устаревшей. Базовые шасси и силовая установка танка M3 Lee даже после внедрения отдельных элементов танка M4 не соответствовали современным требованиям. Схожие проблемы были и у пушки времен Первой мировой.

Несмотря на достаточно высокие боевые характеристики, самоходка M12 GMC более не соответствовала требованиям военных и не могла решать поставленные задачи. Уже в начале 1945 года была разработана САУ T83 на базе танка «Шерман» с орудием M2, в основе которой лежали те же идеи, что и в случае с T6/M12. Немного позже ее приняли на вооружение под названием M40 GMC. Ставшие ненужными M12 были выведены из эксплуатации, списаны и утилизированы. Сохранились лишь несколько образцов, которые сейчас являются музейными экспонатами.


По материалам сайтов:
http://militaryfactory.com/
http://afvdb.50megs.com/
http://alternathistory.com/
http://globalsecurity.org/
http://historyofwar.org/
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    23 декабря 2015 06:34
    спасибо! было интересно. Это ее Джи Ай - Кинг - Конгом прозвали????
  2. +1
    23 декабря 2015 17:23
    Спасибо, давно хотел почитать про эту машину. А Кинг-Конгом, по-моему, называли несколько САУ.
  3. 0
    24 декабря 2015 07:03
    Спасибо! интересная статья