Стратегические колебания Азербайджанской Республики
Длительное время не удается урегулировать противоречия между Арменией и Азербайджаном по вопросу принадлежности Нагорного Карабаха.
Этот конфликт имеет исторические корни. В двадцатом веке трижды (в 1905, 1918, 1991 годах) Нагорный Карабах становился ареной жесточайших и кровавых армяно-азербайджанских боев. Только вмешательство советской армии позволило в 1921 году осуществить прекращение открытого военного противостояния сторон. Решением советского правительства Нагорная Карабахская область вошла в состав Азербайджана. Карабах был наделен правом широкой областной автономии (НКАО). Но административные границы карабахской области не совпадали с этническими границами – большинство населения НКАО составляли армяне. Далее, в результате административно-территориальных изменений на территории Азербайджана, НКАО от Армении был отделен Лачинским коридором. В советское время Армения неоднократно обращалась с просьбой присоединения НКАО к армянской территории, но безрезультатно. В 60-х годах нерешенность этой проблемы привела к многочисленным массовым беспорядкам. Населением НКАО выражалось недовольство в части экономической дискриминации области и попытке руководства Азербайджана изменить демографический баланс населения, увеличив число азербайджанцев, проживающих в Нагорном Карабахе.
Непрерывно продолжающиеся попытки воссоединения «этнических земель» приводили к гибели мирных жителей, военнослужащих и сотрудников МВД с обеих сторон.
В результате боевых действий в настоящее время армянскими военнослужащими контролируется несколько районов Азербайджана, прилегающих к Нагорному Карабаху (Нагорно-Карабахская Республика - НКР - была создана в границах НКАО в 1991 году). Это стало возможным из-за непрофессиональных действий военного руководства и неподготовленности азербайджанской армии.
Армянская сторона готова освободить эти районы в обмен на признание независимости НКР. Лачинский коридор, являющийся стратегически важным объектом Нагорного Карабаха, находится под контролем войск НКР. Именно через этот горный коридор Арменией оказывается продовольственная и военная помощь НКР.
В то же время азербайджанские военные подразделения располагаются на части территорий Нагорного Карабаха.
Необходимо признать, что перемирие, заключенное в 1994 году, остановило войну и спасло жизни армянских и азербайджанских военнослужащих.
Но недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал заявление о том, что, если переговоры по урегулированию конфликта будут безрезультативными, Азербайджан оставляет за собой право силового решения проблемы. Это означает, что в регионе опять вспыхнет война.
В результате переговоров, ведущихся вот уже семнадцать лет, усилий посредников (Минская группа ОБСУ, Россия) стороны не пришли к компромиссному решению по вопросу Нагорного Карабаха. Баку считает Нагорный Карабах составной частью Азербайджана, но готов предоставить НКР культурную автономию. Данная уступка не устраивает ни Степанакерт, ни Армению.
При оценке возможности заключения соглашения по карабахскому конфликту необходимо учитывать геополитическую, геоэкономическую и геостратегическую ситуации, сложившиеся в регионе. На осуществимость установления мира и стабильности в регионе влияют военные доктрины таких стран, как Грузия, Армения и Азербайджан, а также России, Турции и Ирана, имеющих стратегические интересы в данном регионе.
Руководство Азербайджана уделяет большое внимание укреплению своих вооруженных сил. Но в настоящее время азербайджанская армия реально значительно уступает по боеготовности армянским вооруженным силам, поэтому у Еревана значительно больше шансов победить в военном противостоянии.
В то же время Азербайджан до сих пор не определился со своей военно-политической стратегией поведения в регионе, хотя поддерживает идею интеграции в военной политике в целях всеобщей безопасности.
На принятие Баку решения по выработке военной доктрины влияют события, произошедшие в последние годы в регионе:
- осложнение ситуации после грузинского военного конфликта в 2008 году;
- укрепление и усиление военного присутствия России на территории региона (Россия является главой регионального военного блока);
- улучшение вооружения и подготовки армии Армении;
- отсутствие решения проблемы Нагорного Карабаха;
- отсутствие стабильности на Южном Кавказе;
- присутствие и влияние России в регионе;
- непрекращающиеся попытки Ирана дестабилизировать ситуацию на границе с Азербайджаном и наличие ядерного потенциала у Ирана;
- отсутствие у Баку военно-политических союзников;
- наличие у Азербайджана слабого военного потенциала и полное отсутствие осознанной стратегии.
К сожалению, в руководстве Азербайджана есть люди, способные спровоцировать военное столкновение, несмотря на неготовность армии к боевым действиям.
В Армении хорошо понимают, что военный конфликт между двумя странами очень опасен не только для всего кавказского региона, но и то, что военное решение проблем может нарушить хрупкое равновесие во всем евроазиатском регионе. В Дагестане, соседствующем с Азербайджаном, активизировались боевики, которые обязательно воспользовались бы военным столкновением для усиления террористических акций, включая участие в конфликте в качестве наемников. Кроме Дагестана в конфликт может быть втянута также Чечня. Такой сценарий очень беспокоит Москву, для которой ситуация на Кавказе - зона особого внимания. Кроме того, Армения является важнейшим стратегическим партнером России в этом регионе. Для сохранения мира в Нагорном Карабахе Россия как посредник прилагает усилия к активизации переговоров по выработке взаимоприемлемого решения и недопущению военного конфликта.
Опасение России вызывает и то, что давним союзником Азербайджана является Турция, которая вряд ли останется в стороне, если вооруженные силы Баку будут терпеть поражение при военном столкновении.
Поэтому в данной ситуации самым лучшим для всех сторон выходом является продолжение переговорного процесса в надежде, что все-таки удастся прийти к соглашению и в регионе наступит прочный мир.
Информация