Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)

Летом 1942 года на вооружение американской армии была принята самоходная артиллерийская установка M12 Gun Motor Carriage, вооруженная 155-мм пушкой M1917/18. Несколько первых серийных машин этой модели были отправлены на полигоны и военные базы для проверок и подготовки личного состава. Прочие серийные самоходки, по приказу командования, сразу направлялись на хранение. Лишь в конце 1943 года, в ходе подготовки к будущей высадке в Нормандии, командование вспомнило об имеющихся бронемашинах. Обследование этой техники показало, что ее эксплуатация возможна только после некоторой модернизации. Кроме того, было решено разработать новую САУ для замены имеющихся.

Пожалуй, главной проблемой САУ M12, изученных в конце 1943 года, было использованное шасси. Проект стартовал еще в начале сороковых годов и основывался на самой новой технике того времени. Шасси M12 GMC представляло собой переработанный танк M3 Lee со всеми имеющимися преимуществами и недостатками. В будущей высадке в Европе не планировалось использовать «Ли», из-за чего у самоходок могли возникнуть проблемы с обслуживанием. Требовалась аналогичная техника на базе более новых танков M4 Sherman. В самом конце 43-го появился приказ о разработке САУ на базе танка «Шерман», вооруженной 155-мм орудием типа M1A1 или M2. Проект получил обозначение T83 Gun Motor Carriage.

Опыт испытаний и некоторой эксплуатации самоходок M12 показал, что их общий облик отвечал всем предъявляемым требованиям и обеспечивал выполнение всех поставленных задач. По этой причине при разработке проекта T83 было решено использовать все существующие идеи, касающиеся компоновки агрегатов и архитектуры боевой машины. Подобный подход к проектированию в некоторой мере облегчался тем фактом, что базовые танки M3 и M4, несмотря на все отличия, имели схожую компоновку с кормовым расположением двигателя и передним трансмиссионным отделением.


Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)
Одна из сохранившихся САУ M40 GMC. Фото Wikimedia Commons


В качестве основы для САУ T83 было взято шасси среднего танка M4A3, отвечавшее всем требованиям как с точки зрения характеристик, так и по новизне. Кроме того, танки этой модели строились большой серией и активно эксплуатировались войсками. Таким образом, в обозримом будущем полностью исключалась нехватка запчастей для ремонта и обслуживания.

В новом проекте предлагалось использовать основные компоновочные решения, заимствованные у предыдущего. Так, в передней части корпуса следовало оставить отделение управления и агрегаты трансмиссии. За ними планировалось установить двигатель, убранный из кормы, а кормовая часть корпуса отдавалась для размещения боевого отделения. Такая компоновка обеспечивала оптимальное размещение вооружения, а также позволяла обойтись без кардинальных переделок корпуса.

Корпус базового танка сохранил некоторые агрегаты, но часть его деталей пришлось переделать. Нижняя лобовая деталь корпуса имела толщину от 51 до 108 мм. Прочие элементы корпуса имели толщину до 25,4 мм. Использованная броня защищала от пуль стрелкового оружия, а также могла выдерживать попадания некоторых артиллерийских орудий. Тем не менее, по уровню защиты T83 заметно уступала танку M4, что было связано с предполагаемым способом боевого применения. Огонь прямой наводкой и столкновения с вражеской бронетехникой не считались ее главной задачей.

В передней части корпуса САУ, как и в случае с базовым танком, располагались отделение управления и отсек трансмиссии. В отделении управления разместили два рабочих места для механика-водителя и командира. Позади них находился моторный отсек, в котором расположили бензиновый радиальный двигатель Continental R975 C4 мощностью 340 л.с. Примечательно, что на танке M4A3 применялся двигатель иной модели. В связи с изменением общей компоновки машины некоторым доработкам подверглась трансмиссия. Двигатель соединялся с механизмами в передней части корпуса при помощи карданного вала, который имел меньшую длину в сравнении с агрегатами «Шермана». Аналогичные компоновочные решения использовались и в проекте M12 GMC.

Карданный вал двигателя соединялся с пятискоростной механической коробкой передач и иными агрегатами, передающими крутящий момент на передние ведущие колеса. Органы управления остались прежними: водитель располагал двумя рычагами тормозов, рычагом переключения передач, а также набором педалей.

Самоходка T83 получила ходовую часть на основе подвески типа HVSS. Она оснащалась тремя тележками с двумя опорными катками на каждом борту, оснащавшимися амортизаторами с горизонтальными пружинами. Уже в ходе испытаний базового танка подвеска HVSS показала свои преимущества перед иными системами, такие как меньшая удельная нагрузка на грунт или большая надежность.

Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)
Серийная самоходка. Фото Militaryfactory.com


В кормовой части корпуса, на месте моторного отсека танка, поместили площадку для вооружения, боекомплекта и расчета. Ширина площадки соответствовала ширине нижней части корпуса, а на надгусеничных полках располагались стеллажи для боекомплекта и различного имущества. При этом борта корпуса и боевого отделения были выполнены в виде единых панелей с менее высокой передней частью.

В передней части боевого отделения разместили установку для монтажа 155-мм орудия M1A1 или M2. Механизмы установки оснащались ручными приводами и позволяли наводить орудие в пределах горизонтального сектора шириной 36° и устанавливать углы возвышения от -5° до +45°.

Главным оружием САУ T83 должна была стать 155-мм пушка M1/2, также известная под именем Long Tom. Это орудие создавалось в тридцатых годах в качестве замены для пушки GPF, состоявшей на вооружении со времен Первой мировой войны. За счет использования некоторых новых решений и изменения ряда параметров удалось повысить ряд характеристик и тем самым обеспечить превосходство над существующим оружием. Таким образом, перспективная самоходка T83 должна была отличаться от M12 в лучшую сторону как по удобству эксплуатации, связанному с базовым шасси, так и по огневым характеристикам.

Орудия M1A1 и M2 оснащались 155-мм стволами длиной 45 калибров. Канал ствола имел 48 правосторонних нарезов с шагом 3,875 м. Пушка имела раздельно-гильзовое заряжание и оснащалась поршневым затвором. Собственный вес орудия в конфигурации для установки на САУ превышал 4350 кг. Для использования с M1A1 или M2 предлагались несколько типов снарядов: осколочно-фугасный M101 весом 42,95 кг, бронебойный с фугасным зарядом M112B1 весом 45,35 кг и дымовой M104 весом 44,53 кг. При использовании наиболее крупного метательного заряда максимальная начальная скорость снаряда (осколочно-фугасного или дымового) достигала 853 м/с. Максимальная дальность стрельбы превышала 23,7 км. Натренированный расчет мог вести огонь с темпом до 1 выстрела в минуту.

Для наведения орудия расчет располагал несколькими прицельными приспособлениями. Имелись телескопический прицел для стрельбы прямой наводкой, а также панорамный прицел и квадрант для ведения огня с закрытых позиций. Такой состав прицельного оборудования был заимствован у САУ M12, а также соответствовал предполагаемому способу боевого применения новых машин. Считалось, что такая техника должна работать как на переднем крае, так и на закрытых позициях, чему способствовала большая дальность стрельбы.

Внутри боевого отделения удалось разместить достаточно большое количество креплений для боезапаса. Возимый боекомплект САУ T83 состоял из 20 снарядов различных типов. Для увеличения боезапаса предлагалось прибегать к помощи грузовиков или специальных транспортеров на базе самоходки.

Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)
Кормовая часть музейной машины. Фото Afvdb.50megs.com


Разработка проекта T83 GMC велась параллельно с модернизацией имеющихся M12, что привело к заимствованию некоторых относительно новых идей. Так, M12 изначально имела не слишком надежный гидравлический привод кормового сошника. В ходе модернизации она получила систему с тросом и лебедкой, которая обеспечивала относительное удобство подъема и опускания сошника. T83 получила аналогичное упорное устройство. Для сохранения стабильного положения при стрельбе она получила опускаемый сошник с тросовым механизмом подъема. На верхней части креплений сошника установили металлическую плиту, увеличивавшую площадку боевого отделения во время стрельбы. В транспортном положении эта плита являлась кормовой стенкой боевого отделения.

Экипаж перспективной самоходки состоял из восьми человек. Двое, механик-водитель и командир, располагались на своих местах в передней части корпуса. Расчет орудия состоял из шести человек. Во время марша они должны были находиться в кормовом боевом отделении, а при участии в боевой работе некоторые номера расчета спускались на землю и занимались подготовкой боеприпасов, либо работали с транспортером снарядов.

Как и в случае с M12, дополнительное вооружение, установленное на бронемашине, не предусматривалось. В случае столкновения с противником экипажу самоходки предлагалось использовать личное оружие, а также ручные и винтовочные гранаты.

Несмотря на широкое использование существующих узлов и агрегатов, новая САУ заметно отличалась от базового танка своими габаритами и весом. Длина (без пушки) составляла 7,12 м, ширина – 3,15 м, высота (по верхней точке орудийной установки) – 3,3 м. Боевая масса составляла 37 т, что было связано с применением достаточно тяжелой пушки.

Использованный 340-сильный двигатель не мог обеспечить 37-тонной машине высокие показатели подвижности. Тем не менее, и при имеющихся характеристиках T83 GMC могла передвигаться по шоссе и пересеченной местности. Максимальная скорость на хорошей дороге достигала 35-40 км/ч. При этом, однако, движение на скоростях порядка 40 км/ч могло продолжаться лишь в течение небольшого времени. Запаса топлива хватало на 160 км пути по шоссе. Обеспечивались пересечение рва шириной 2,3 м, подъем на склон крутизной 60% или на 61-см стенку. Неглубокие (до 1 м) водные преграды можно было пересекать вброд.

Параллельно с самоходной артиллерийской установкой T83 создавался транспортер боеприпасов, получивший обозначение T30. Он разрабатывался на базе САУ и имел схожую конструкцию. Главное отличие этой машины заключалось в отсутствии кормового сошника и орудия в боевом отделении, на месте которого располагалось стеллажи для большого количества боеприпасов. В дальнейшем, в ходе развития самоходных артиллерийских систем, была создана модификация машины T30, предназначенная для перевозки снарядов различных калибров. От исходной версии она отличалась применением универсальных стеллажей для 105-, 155-, 203- и 240-мм снарядов.

Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)
M40 в боевом положении с опущенным сошником и поднятым орудием. Фото Vn-parabellum.com


Разработка проекта T83 GMC стартовала в январе 1944 года, но вскоре столкнулась с рядом трудностей административного характера. Несмотря на очевидные выгоды от строительства и использования самоходной артиллерии, командование американских сухопутных войск не желало финансировать создание и сборку подобной техники. Тем не менее, командование артиллерии и бронетанковых войск смогло отстоять перспективную идею, благодаря чему, в частности, удалось начать строительство опытной самоходки.

В марте 44-го завершилась разработка проекта, после чего компания Pressed Steel Car получила заказ на строительство опытного образцы T83. В конце весны эта машина вышла на испытания и вскоре показала все свои положительные качества. Использование решений, отработанных в ходе предыдущего проекта, позволило сразу создать достаточно совершенный образец военной техники. Благодаря этому уже к середине лета САУ T83 была готова к принятию на вооружение и серийному строительству.

По настоянию артиллерийского командования, в июле 1944 года, вскоре после высадки в Нормандии, был размещен заказ на т.н. ограниченное производство нового артиллерийского комплекса, состоящего из самоходки T83 и транспортера T30. Планировалось построить по 304 машины двух типов. Сборку этой техники получили специалистам Pressed Steel Car.

Выполнение первого заказа столкнулось с заметными трудностями. Для использования на фронте требовалось максимально возможное количество танков M4 Sherman, что накладывало определенные ограничения на строительство техники на его базе. По этой причине летом и осенью было построено несколько транспортеров T30, после чего их производство фактически остановилось. Военные и ответственные лица от промышленности посчитали, что имеющиеся шасси следует использовать для строительства самоходок, а производством вспомогательной техники можно пожертвовать. Следует отметить, именно после этого появилось предложение о создании универсального транспортера боеприпасов, способного перевозить различные снаряды калибра от 105 до 240 мм. По результатам споров, анализов и консультаций в декабре 1944 года заказ на производство T30 отменили. Универсальный вариант транспортера вообще не пошел в серию.

В январе Pressed Steel Car завершила выполнение первого контракта и передала заказчику все 304 САУ новой модели. После недолгих войсковых испытаний и некоторых бюрократических процедур самоходку приняли на вооружение. В марте 1945 года T38 была принята на вооружение под обозначением M40 Gun Motor Carriage. В дальнейшем появилось и неофициальное прозвище. Его самоходка унаследовала от использованного орудия: Long Tom.

После завершения строительства первой партии было решено заказать еще 296 самоходных артиллерийских установок, доведя их общее количество до 600 единиц. В силу определенных обстоятельств до конца боевых действий в Европе было построено лишь семь машин второй партии. После окончания войны на Европейском ТВД сборка техники продолжилась, новые машины сходили с конвейера до конца 1945 года.

С февраля по декабрь 1945 года компания Pressed Steel Car построила 144 САУ M40 GMC, после чего сборку такой техники прекратили. В общей сложности за год с лишним армия получила 448 бронемашин с 155-мм орудиями и несколько транспортеров боеприпасов.

Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)
САУ M43 HMC на базе M40. Фото Wikimedia Commons


САУ первой партии были переданы войскам в начале 45-го, и вскоре после этого часть техники отправилась на фронт. Самоходки сводились в батареи по четыре машины, объединявшиеся в дивизионы. Впервые M40 приняли участие в боях в конце февраля, во время сражений на подходах к Кельну. Там эта техника решала задачи непосредственной поддержки наступающих войск огнем прямой наводкой, а также обстреливала цели с закрытых позиций, находясь на некотором удалении от переднего края. Активное применение новых САУ позволило усилить полевую и гаубичную артиллерию, а также повысить мобильность соединений.

M40 GMC с определенной активностью использовались до конца боев в Европе, после чего все остававшиеся в строю машины этого типа были возвращены в США или распределены между «европейскими» соединениями американской армии.

Уже после окончания войны в Европе самоходки M40 стали основой для новых машин типа M43, вооруженных 203-мм орудиями. По заказу армии, переоборудование с установкой нового вооружения прошли 48 серийных M40. Также на базе M40 разрабатывалась самоходка с 250-мм минометом. Эта машина была построена лишь в одном экземпляре.

После окончания Второй мировой войны артиллерийские подразделения американской армии продолжили эксплуатацию машин M40 GMC. В течение некоторого времени списание этой техники не считалось целесообразным, из-за чего она оставалась в войсках до начала пятидесятых годов. Это позволило самоходкам M40 принять участие в Корейской войне. Некоторое количество такой техники использовалось в ходе боев на Корейском полуострове. Кроме того, в этом конфликте американские войска применяли САУ M43. Как и во время Второй мировой войны, эта техника использовалась для обстрела объектов противника с больших расстояний, а также для непосредственной поддержки войск на поле боя.

В послевоенный период некоторое количество американских машин было передано британской армии, где они получили обозначение 155 mm SP M40 Cardinal. Эксплуатация этой техники продолжалась до появления более новых образцов с повышенными характеристиками.

Поздние модификации среднего танка M4 Sherman эксплуатировались Соединенными Штатами до второй половины пятидесятых годов. После этого началось массовое списание устаревшей техники, под которое попали и самоходки типа M40. Они более не отвечали современным требованиям, а также имели недостаточный ресурс, и поэтому со временем были списаны. Подавляющее большинство M40 Gun Motor Carriage было утилизировано за ненадобностью. До нашего времени дожило не более десятка машин, которые являются экспонатами музеев в США, Великобритании и Германии.


По материалам сайтов:
http://afvdb.50megs.com/
http://vn-parabellum.com/
http://militaryfactory.com/
http://battletanks.com/
http://wwiivehicles.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. gla172 24 декабря 2015 13:32
    Ну ,не охота принижать матрасников ,но наша ИСУ 152 по всем параметрам выигрывает.....
  2. NIKNN 24 декабря 2015 22:01
    Цитата: gla172
    Ну ,не охота принижать матрасников ,но наша ИСУ 152 по всем параметрам выигрывает.....

    Разные у них задачи и соответственно каждая в своей нише выполняет лучше специальные задачи. М40 вообще для использования непосредственно в боевых порядках не предназначена хотя и комплектовалась
    Имелись телескопический прицел для стрельбы прямой наводкой,
    , но что такое
    Натренированный расчет мог вести огонь с темпом до 1 выстрела в минуту.
    request
  3. gla172 25 декабря 2015 09:49
    Цитата: NIKNN
    Разные у них задачи и соответственно каждая в своей нише выполняет лучше специальные задачи.


    Ну на счёт разных задач я бы поспорил,просто у СУ шире спектр решаемых задач.Единственное по дальнобойности уступает,но компенсируется бронезащитой.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня