Military Review

Self-propelled artillery installation M40 Gun Motor Carriage (USA)

1
In the summer of 1942, the M12 Gun Motor Carriage self-propelled artillery gun, armed with an M155 / 1917 18-gun, was adopted by the American army. The first few production vehicles of this model were sent to landfills and military bases for inspections and training of personnel. Other serial self-propelled guns, on the orders of the command, immediately sent to storage. Only at the end of 1943, in preparation for a future landing in Normandy, did the command recall the available armored vehicles. A survey of this technology has shown that its operation is possible only after some modernization. In addition, it was decided to develop a new ACS to replace the existing ones.


Perhaps the main problem with the M12 self-propelled guns, studied at the end of 1943, was the used chassis. The project started back in the early forties and was based on the latest technology of the time. The M12 GMC chassis was a redesigned M3 Lee tank with all the advantages and disadvantages. In the future landing in Europe, it was not planned to use the “Lee”, which is why self-propelled guns could have problems with maintenance. It required a similar technique based on newer tanks M4 Sherman. At the very end of the 43rd there was an order to develop self-propelled guns based on the Sherman tank, armed with a 155 mm gun of the M1A1 or M2 type. The project received the designation T83 Gun Motor Carriage.

Experience in testing and some exploitation of the M12 self-propelled gun showed that their overall appearance met all the requirements and ensured the fulfillment of all the tasks assigned. For this reason, when developing the T83 project, it was decided to use all existing ideas concerning the layout of the units and the architecture of the combat vehicle. This approach to design was facilitated to some extent by the fact that the base tanks M3 and M4, despite all the differences, had a similar layout with aft engine and front engine compartment.


One of the surviving ACS M40 GMC. Photo of Wikimedia Commons


As a basis for the T83 ACS, the M4A3 medium tank chassis was taken, which met all the requirements both in terms of performance and novelty. In addition, the tanks of this model were built in a large series and actively exploited by the troops. Thus, in the foreseeable future, the lack of spare parts for repair and maintenance was completely eliminated.

In the new project, it was proposed to use the basic layout solutions borrowed from the previous one. So, in front of the body should leave the control compartment and transmission units. Behind them it was planned to install the engine, removed from the stern, and the stern of the hull was given to accommodate the fighting compartment. This arrangement ensured optimal placement of weapons, and also allowed to do without radical modifications of the hull.

The hull of the base tank retained some units, but some of its parts had to be redone. The lower frontal part of the body had a thickness from 51 to 108 mm. Other hull elements were up to 25,4 mm thick. Used armor protected from rifle bullets weaponsand could also withstand hitting some artillery shells. However, in terms of protection, the T83 was noticeably inferior to the M4 tank, which was associated with the intended method of combat use. Direct fire and collisions with enemy armored vehicles were not considered its main task.

In front of the SAU hull, as in the case of the base tank, the control compartment and the transmission compartment were located. In the department of management placed two jobs for the driver and the commander. Behind them was the engine compartment, in which the gasoline engine Continental R975 C4 hp was placed. It is noteworthy that the engine M340A4 used an engine of a different model. Due to the change in the overall layout of the machine, some modifications have been made to the transmission. The engine was connected to the mechanisms in the front of the case with a propeller shaft, which was shorter in comparison with the Sherman units. Similar layout solutions were used in the M3 GMC project.

The propeller shaft of the engine was connected to a five-speed manual gearbox and other units transmitting torque to the front drive wheels. The controls remained the same: the driver had two brake levers, a gear shift lever, and a set of pedals.

Self-propelled gun T83 received chassis based on the type of suspension HVSS. It was equipped with three carts with two road wheels on each side, equipped with shock absorbers with horizontal springs. Already during the tests of the base tank, the HVSS suspension showed its advantages over other systems, such as a lower specific load on the ground or greater reliability.

Self-propelled artillery installation M40 Gun Motor Carriage (USA)
Serial self-propelled gun. Photo Militaryfactory.com


In the stern of the hull, in place of the engine compartment of the tank, they placed a platform for weapons, ammunition and crew. The width of the platform corresponded to the width of the lower part of the hull, and shelves for ammunition and various property were located on the fences. In this case, the sides of the hull and the fighting compartment were made in the form of single panels with a less high front part.

In front of the fighting compartment placed the installation for mounting 155-mm guns M1A1 or M2. The installation mechanisms were equipped with manual drives and made it possible to direct the instrument within the horizontal sector 36 ° wide and set elevation angles from -5 ° to + 45 °.

The main weapon of the T83 ACS was to be the 155-mm M1 / 2 gun, also known as the Long Tom. This gun was created in the thirties as a replacement for the GPF cannon, which has been in service since the First World War. Due to the use of some new solutions and changes in a number of parameters, it was possible to increase a number of characteristics and thereby ensure superiority over existing weapons. Thus, the promising self-propelled T83 self-propelled gun had to differ from the M12 for the better both in terms of ease of operation associated with the base chassis and fire performance.

The M1A1 and M2 cannons were equipped with 155-mm shafts with a length of 45 gauges. The barrel bore had 48 right-sided grooves with a pitch of 3,875 m. The gun had a separate-cartridge loading and was equipped with a piston gate. The dead weight of the gun in the configuration for installation on the ACS exceeded 4350 kg. Several types of shells were offered for use with M1A1 or M2: M101 high-explosive fragmentation weight 42,95 kg, armor-piercing with explosive charge M112B1 weighing 45,35 kg and smoke M104 weighing 44,53 kg. When using the largest propellant charge, the maximum initial velocity of the projectile (high-explosive or smoke) reached 853 m / s. The maximum firing range exceeded 23,7 km. A trained calculation could fire at a rate of up to a 1 shot per minute.

For aiming the gun, the calculation had several sights. There were a telescopic sight for direct fire, as well as a panoramic sight and a quadrant for firing from closed positions. This composition of sighting equipment was borrowed from the M12 ACS, and also corresponded to the intended method of combat use of the new machines. It was believed that such a technique should work both at the forefront and in closed positions, aided by a long firing range.

Inside the fighting compartment managed to place a sufficiently large number of mounts for ammunition. A self-propelled gun SAS T83 consisted of 20 shells of various types. To increase the ammunition, it was proposed to resort to using trucks or special conveyors based on self-propelled guns.


Aft part of the museum car. Photo Afvdb.50megs.com


The development of the T83 GMC project was carried out in parallel with the modernization of existing M12, which led to the borrowing of some relatively new ideas. So, M12 initially had a not very reliable hydraulic drive of the feed coulter. In the course of the modernization, she received a system with a cable and a winch, which provided the relative convenience of raising and lowering the opener. T83 received a similar stubborn device. To maintain a stable position when shooting, she received a lowered coulter with a rope-like lifting mechanism. A metal plate was installed on the upper part of the opener mounts, which increased the area of ​​the fighting compartment during the shooting. In the transport position, this plate was the aft wall of the fighting compartment.

The crew of a promising self-propelled gun consisted of eight people. The two, the driver and commander, were located in front of the hull. The calculation of the instrument consisted of six people. During the march, they were supposed to be in the aft fighting compartment, and when they participated in combat work, some calculation numbers went down to the ground and were engaged in preparing ammunition, or working with a projectile conveyor.

As in the case of the M12, additional weapons installed on the armored vehicle, was not provided. In the event of a collision with an enemy, the self-propelled crew was asked to use personal weapons, as well as hand and rifle grenades.

Despite the widespread use of existing components and assemblies, the new ACS was markedly different from the base tank in its dimensions and weight. The length (without a gun) was 7,12 m, width - 3,15 m, height (at the upper point of the gun mount) - 3,3 m. The combat weight was 37 t, which was associated with the use of a rather heavy gun.

Used 340-strong engine could not provide 37-ton machine with high mobility. However, even with the available characteristics, the T83 GMC could move on a highway and rough terrain. The maximum speed on a good road reached 35-40 km / h. At the same time, however, the movement at speeds of the order of 40 km / h could continue only for a short time. The fuel supply was enough for 160 km of the way on the highway. An intersection of a moat with a width of 2,3 m, ascent to the slope of a steep 60% or to a 61-cm wall was provided. Shallow (up to 1 m) water barriers could be crossed ford.

In parallel with the self-propelled artillery installation T83, an ammunition transporter was created, designated T30. It was developed on the basis of ACS and had a similar design. The main difference of this machine was the absence of a stern coulter and gun in the fighting compartment, in the place of which there were racks for a large number of ammunition. Later, during the development of self-propelled artillery systems, a modification of the T30 vehicle was created, designed to transport shells of various calibers. It differed from the original version by using universal shelves for 105-, 155-, 203- and 240-mm projectiles.


M40 in a combat position with a low coulter lowered and a raised tool. Photo Vn-parabellum.com


The development of the T83 GMC project started in January of 1944, but soon faced a number of administrative difficulties. Despite the obvious benefits from the construction and use of self-propelled artillery, the command of the US ground forces did not want to finance the creation and assembly of such equipment. Nevertheless, the command of artillery and armored forces was able to defend a promising idea, thanks to which, in particular, it was possible to begin the construction of an experimental self-propelled gun.

In March, 44-th completed the development of the project, after which the company Pressed Steel Car received an order for the construction of prototypes T83. In late spring, this car came to the test and soon showed all its positive qualities. The use of solutions worked out in the course of the previous project made it possible to immediately create a fairly advanced model of military equipment. Due to this, already by the middle of the summer the ACS T83 was ready for commissioning and serial construction.

At the insistence of the artillery command, in July 1944, shortly after the landing in Normandy, an order was placed for the so-called. limited production of a new artillery complex consisting of T83 self-propelled guns and a T30 transporter. It was planned to build two types of 304 machines. This equipment was assembled by the specialists of Pressed Steel Car.

Execution of the first order faced noticeable difficulties. For use at the front required the maximum possible number of tanks M4 Sherman, which imposes certain restrictions on the construction of equipment at its base. For this reason, in the summer and autumn, several T30 transporters were built, after which their production actually stopped. The military and industry officials considered that the existing chassis should be used for the construction of self-propelled guns, and the production of auxiliary equipment can be sacrificed. It should be noted that it was after this that a proposal appeared to create a universal ammunition transporter capable of transporting various shells of caliber from 105 to 240 mm. According to the results of disputes, analyzes and consultations in December 1944, the order for production of T30 was canceled. Universal version of the conveyor did not go to the series.

In January, Pressed Steel Car completed the first contract and handed over to the customer all 304 SAUs of the new model. After short military tests and some bureaucratic procedures, self-propelled guns were adopted. In March, 1945, the T38, was put into service under the designation M40 Gun Motor Carriage. In the future, an informal nickname appeared. His self-propelled gun inherited from the used guns: Long Tom.

After the construction of the first batch was completed, it was decided to order another 296 self-propelled artillery, bringing their total to 600 units. Due to certain circumstances, until the end of hostilities in Europe, only seven vehicles of the second batch were built. After the end of the war at the European theater, the assembly of machinery continued, new cars left the assembly line until the end of 1945.

From February to December 1945, the company Pressed Steel Car built 144 ACS M40 GMC, after which the assembly of such equipment was stopped. In total, over a year the army received 448 armored vehicles with 155-mm guns and several ammunition transporters.


ACS M43 HMC based on M40. Photo of Wikimedia Commons


The ACS of the first batch was handed over to the troops at the start of the 45, and soon after that part of the equipment went to the front. Self-propelled guns were reduced to batteries of four cars, united in divisions. For the first time M40 took part in the battles at the end of February, during the battles on the approaches to Cologne. There, this technique solved the tasks of direct support of the attacking troops with direct fire, and also bombarded targets from closed positions, being at some distance from the front edge. The active use of new self-propelled guns allowed us to strengthen field and howitzer artillery, as well as to increase the mobility of compounds.

M40 GMC with a certain activity was used until the end of the fighting in Europe, after which all remaining machines of this type were returned to the United States or distributed among the "European" units of the American army.

After the end of the war in Europe, M40 self-propelled guns became the basis for new M43-type vehicles armed with 203-mm guns. By order of the army, re-equipment with the installation of new weapons were 48 serial M40. Also on the basis of M40 developed self-propelled gun with 250-mm mortar. This car was built only in one copy.

After the end of World War II, the artillery units of the American army continued to operate the M40 GMC machines. For some time, the write-off of this technique was not considered expedient, which is why it remained in the army until the early fifties. This allowed M40 self-propelled guns to take part in the Korean War. A number of such equipment was used during the fighting on the Korean Peninsula. In addition, in this conflict, American troops used ACN M43. As during World War II, this technique was used to fire at enemy targets from long distances, as well as to directly support troops on the battlefield.

In the postwar period, a number of American cars were transferred to the British army, where they received the designation 155 mm SP M40 Cardinal. The operation of this technique continued until the appearance of new models with enhanced characteristics.

Late modifications of the M4 Sherman medium tank were operated by the United States until the second half of the fifties. After that, a massive write-off of outdated equipment began, under which self-propelled guns like M40 fell. They no longer met modern requirements, and also had an insufficient resource, and therefore were written off over time. The vast majority of M40 Gun Motor Carriage was disposed of as unnecessary. Up to our time no more than a dozen cars survived, which are exhibits of museums in the USA, Great Britain and Germany.


On the materials of the sites:
http://afvdb.50megs.com/
http://vn-parabellum.com/
http://militaryfactory.com/
http://battletanks.com/
http://wwiivehicles.com/
Author:
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. gla172
    gla172 24 December 2015 13: 32 New
    0
    Well, not a desire to belittle mattresses, but our ISU 152 wins in all respects .....
  2. NIKNN
    NIKNN 24 December 2015 22: 01 New
    +4
    Quote: gla172
    Well, not a desire to belittle mattresses, but our ISU 152 wins in all respects .....

    Different tasks and accordingly each in its niche performs better special tasks. M40 is generally not intended for use directly in battle formations, although it was equipped
    There was a telescopic sight for direct fire,
    but what is
    A trained crew could fire at a rate of up to 1 round per minute.
    request
  3. gla172
    gla172 25 December 2015 09: 49 New
    0
    Quote: NIKNN
    Different tasks and accordingly each in its niche performs better special tasks.


    Well, at the expense of different tasks, I would argue, it is just that the control system has a wider range of tasks. The only one in range is inferior, but compensated by armor protection.

Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)

Летом 1942 года на вооружение американской армии была принята самоходная артиллерийская установка M12 Gun Motor Carriage, вооруженная 155-мм пушкой M1917/18. Несколько первых серийных машин этой модели были отправлены на полигоны и военные базы для проверок и подготовки личного состава. Прочие серийные самоходки, по приказу командования, сразу направлялись на хранение. Лишь в конце 1943 года, в ходе подготовки к будущей высадке в Нормандии, командование вспомнило об имеющихся бронемашинах. Обследование этой техники показало, что ее эксплуатация возможна только после некоторой модернизации. Кроме того, было решено разработать новую САУ для замены имеющихся.

Пожалуй, главной проблемой САУ M12, изученных в конце 1943 года, было использованное шасси. Проект стартовал еще в начале сороковых годов и основывался на самой новой технике того времени. Шасси M12 GMC представляло собой переработанный танк M3 Lee со всеми имеющимися преимуществами и недостатками. В будущей высадке в Европе не планировалось использовать «Ли», из-за чего у самоходок могли возникнуть проблемы с обслуживанием. Требовалась аналогичная техника на базе более новых танков M4 Sherman. В самом конце 43-го появился приказ о разработке САУ на базе танка «Шерман», вооруженной 155-мм орудием типа M1A1 или M2. Проект получил обозначение T83 Gun Motor Carriage.

Опыт испытаний и некоторой эксплуатации самоходок M12 показал, что их общий облик отвечал всем предъявляемым требованиям и обеспечивал выполнение всех поставленных задач. По этой причине при разработке проекта T83 было решено использовать все существующие идеи, касающиеся компоновки агрегатов и архитектуры боевой машины. Подобный подход к проектированию в некоторой мере облегчался тем фактом, что базовые танки M3 и M4, несмотря на все отличия, имели схожую компоновку с кормовым расположением двигателя и передним трансмиссионным отделением.


Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)
Одна из сохранившихся САУ M40 GMC. Фото Wikimedia Commons


В качестве основы для САУ T83 было взято шасси среднего танка M4A3, отвечавшее всем требованиям как с точки зрения характеристик, так и по новизне. Кроме того, танки этой модели строились большой серией и активно эксплуатировались войсками. Таким образом, в обозримом будущем полностью исключалась нехватка запчастей для ремонта и обслуживания.

В новом проекте предлагалось использовать основные компоновочные решения, заимствованные у предыдущего. Так, в передней части корпуса следовало оставить отделение управления и агрегаты трансмиссии. За ними планировалось установить двигатель, убранный из кормы, а кормовая часть корпуса отдавалась для размещения боевого отделения. Такая компоновка обеспечивала оптимальное размещение вооружения, а также позволяла обойтись без кардинальных переделок корпуса.

Корпус базового танка сохранил некоторые агрегаты, но часть его деталей пришлось переделать. Нижняя лобовая деталь корпуса имела толщину от 51 до 108 мм. Прочие элементы корпуса имели толщину до 25,4 мм. Использованная броня защищала от пуль стрелкового оружия, а также могла выдерживать попадания некоторых артиллерийских орудий. Тем не менее, по уровню защиты T83 заметно уступала танку M4, что было связано с предполагаемым способом боевого применения. Огонь прямой наводкой и столкновения с вражеской бронетехникой не считались ее главной задачей.

В передней части корпуса САУ, как и в случае с базовым танком, располагались отделение управления и отсек трансмиссии. В отделении управления разместили два рабочих места для механика-водителя и командира. Позади них находился моторный отсек, в котором расположили бензиновый радиальный двигатель Continental R975 C4 мощностью 340 л.с. Примечательно, что на танке M4A3 применялся двигатель иной модели. В связи с изменением общей компоновки машины некоторым доработкам подверглась трансмиссия. Двигатель соединялся с механизмами в передней части корпуса при помощи карданного вала, который имел меньшую длину в сравнении с агрегатами «Шермана». Аналогичные компоновочные решения использовались и в проекте M12 GMC.

Карданный вал двигателя соединялся с пятискоростной механической коробкой передач и иными агрегатами, передающими крутящий момент на передние ведущие колеса. Органы управления остались прежними: водитель располагал двумя рычагами тормозов, рычагом переключения передач, а также набором педалей.

Самоходка T83 получила ходовую часть на основе подвески типа HVSS. Она оснащалась тремя тележками с двумя опорными катками на каждом борту, оснащавшимися амортизаторами с горизонтальными пружинами. Уже в ходе испытаний базового танка подвеска HVSS показала свои преимущества перед иными системами, такие как меньшая удельная нагрузка на грунт или большая надежность.

Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)
Серийная самоходка. Фото Militaryfactory.com


В кормовой части корпуса, на месте моторного отсека танка, поместили площадку для вооружения, боекомплекта и расчета. Ширина площадки соответствовала ширине нижней части корпуса, а на надгусеничных полках располагались стеллажи для боекомплекта и различного имущества. При этом борта корпуса и боевого отделения были выполнены в виде единых панелей с менее высокой передней частью.

В передней части боевого отделения разместили установку для монтажа 155-мм орудия M1A1 или M2. Механизмы установки оснащались ручными приводами и позволяли наводить орудие в пределах горизонтального сектора шириной 36° и устанавливать углы возвышения от -5° до +45°.

Главным оружием САУ T83 должна была стать 155-мм пушка M1/2, также известная под именем Long Tom. Это орудие создавалось в тридцатых годах в качестве замены для пушки GPF, состоявшей на вооружении со времен Первой мировой войны. За счет использования некоторых новых решений и изменения ряда параметров удалось повысить ряд характеристик и тем самым обеспечить превосходство над существующим оружием. Таким образом, перспективная самоходка T83 должна была отличаться от M12 в лучшую сторону как по удобству эксплуатации, связанному с базовым шасси, так и по огневым характеристикам.

Орудия M1A1 и M2 оснащались 155-мм стволами длиной 45 калибров. Канал ствола имел 48 правосторонних нарезов с шагом 3,875 м. Пушка имела раздельно-гильзовое заряжание и оснащалась поршневым затвором. Собственный вес орудия в конфигурации для установки на САУ превышал 4350 кг. Для использования с M1A1 или M2 предлагались несколько типов снарядов: осколочно-фугасный M101 весом 42,95 кг, бронебойный с фугасным зарядом M112B1 весом 45,35 кг и дымовой M104 весом 44,53 кг. При использовании наиболее крупного метательного заряда максимальная начальная скорость снаряда (осколочно-фугасного или дымового) достигала 853 м/с. Максимальная дальность стрельбы превышала 23,7 км. Натренированный расчет мог вести огонь с темпом до 1 выстрела в минуту.

Для наведения орудия расчет располагал несколькими прицельными приспособлениями. Имелись телескопический прицел для стрельбы прямой наводкой, а также панорамный прицел и квадрант для ведения огня с закрытых позиций. Такой состав прицельного оборудования был заимствован у САУ M12, а также соответствовал предполагаемому способу боевого применения новых машин. Считалось, что такая техника должна работать как на переднем крае, так и на закрытых позициях, чему способствовала большая дальность стрельбы.

Внутри боевого отделения удалось разместить достаточно большое количество креплений для боезапаса. Возимый боекомплект САУ T83 состоял из 20 снарядов различных типов. Для увеличения боезапаса предлагалось прибегать к помощи грузовиков или специальных транспортеров на базе самоходки.

Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)
Кормовая часть музейной машины. Фото Afvdb.50megs.com


Разработка проекта T83 GMC велась параллельно с модернизацией имеющихся M12, что привело к заимствованию некоторых относительно новых идей. Так, M12 изначально имела не слишком надежный гидравлический привод кормового сошника. В ходе модернизации она получила систему с тросом и лебедкой, которая обеспечивала относительное удобство подъема и опускания сошника. T83 получила аналогичное упорное устройство. Для сохранения стабильного положения при стрельбе она получила опускаемый сошник с тросовым механизмом подъема. На верхней части креплений сошника установили металлическую плиту, увеличивавшую площадку боевого отделения во время стрельбы. В транспортном положении эта плита являлась кормовой стенкой боевого отделения.

Экипаж перспективной самоходки состоял из восьми человек. Двое, механик-водитель и командир, располагались на своих местах в передней части корпуса. Расчет орудия состоял из шести человек. Во время марша они должны были находиться в кормовом боевом отделении, а при участии в боевой работе некоторые номера расчета спускались на землю и занимались подготовкой боеприпасов, либо работали с транспортером снарядов.

Как и в случае с M12, дополнительное вооружение, установленное на бронемашине, не предусматривалось. В случае столкновения с противником экипажу самоходки предлагалось использовать личное оружие, а также ручные и винтовочные гранаты.

Несмотря на широкое использование существующих узлов и агрегатов, новая САУ заметно отличалась от базового танка своими габаритами и весом. Длина (без пушки) составляла 7,12 м, ширина – 3,15 м, высота (по верхней точке орудийной установки) – 3,3 м. Боевая масса составляла 37 т, что было связано с применением достаточно тяжелой пушки.

Использованный 340-сильный двигатель не мог обеспечить 37-тонной машине высокие показатели подвижности. Тем не менее, и при имеющихся характеристиках T83 GMC могла передвигаться по шоссе и пересеченной местности. Максимальная скорость на хорошей дороге достигала 35-40 км/ч. При этом, однако, движение на скоростях порядка 40 км/ч могло продолжаться лишь в течение небольшого времени. Запаса топлива хватало на 160 км пути по шоссе. Обеспечивались пересечение рва шириной 2,3 м, подъем на склон крутизной 60% или на 61-см стенку. Неглубокие (до 1 м) водные преграды можно было пересекать вброд.

Параллельно с самоходной артиллерийской установкой T83 создавался транспортер боеприпасов, получивший обозначение T30. Он разрабатывался на базе САУ и имел схожую конструкцию. Главное отличие этой машины заключалось в отсутствии кормового сошника и орудия в боевом отделении, на месте которого располагалось стеллажи для большого количества боеприпасов. В дальнейшем, в ходе развития самоходных артиллерийских систем, была создана модификация машины T30, предназначенная для перевозки снарядов различных калибров. От исходной версии она отличалась применением универсальных стеллажей для 105-, 155-, 203- и 240-мм снарядов.

Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)
M40 в боевом положении с опущенным сошником и поднятым орудием. Фото Vn-parabellum.com


Разработка проекта T83 GMC стартовала в январе 1944 года, но вскоре столкнулась с рядом трудностей административного характера. Несмотря на очевидные выгоды от строительства и использования самоходной артиллерии, командование американских сухопутных войск не желало финансировать создание и сборку подобной техники. Тем не менее, командование артиллерии и бронетанковых войск смогло отстоять перспективную идею, благодаря чему, в частности, удалось начать строительство опытной самоходки.

В марте 44-го завершилась разработка проекта, после чего компания Pressed Steel Car получила заказ на строительство опытного образцы T83. В конце весны эта машина вышла на испытания и вскоре показала все свои положительные качества. Использование решений, отработанных в ходе предыдущего проекта, позволило сразу создать достаточно совершенный образец военной техники. Благодаря этому уже к середине лета САУ T83 была готова к принятию на вооружение и серийному строительству.

По настоянию артиллерийского командования, в июле 1944 года, вскоре после высадки в Нормандии, был размещен заказ на т.н. ограниченное производство нового артиллерийского комплекса, состоящего из самоходки T83 и транспортера T30. Планировалось построить по 304 машины двух типов. Сборку этой техники получили специалистам Pressed Steel Car.

Выполнение первого заказа столкнулось с заметными трудностями. Для использования на фронте требовалось максимально возможное количество танков M4 Sherman, что накладывало определенные ограничения на строительство техники на его базе. По этой причине летом и осенью было построено несколько транспортеров T30, после чего их производство фактически остановилось. Военные и ответственные лица от промышленности посчитали, что имеющиеся шасси следует использовать для строительства самоходок, а производством вспомогательной техники можно пожертвовать. Следует отметить, именно после этого появилось предложение о создании универсального транспортера боеприпасов, способного перевозить различные снаряды калибра от 105 до 240 мм. По результатам споров, анализов и консультаций в декабре 1944 года заказ на производство T30 отменили. Универсальный вариант транспортера вообще не пошел в серию.

В январе Pressed Steel Car завершила выполнение первого контракта и передала заказчику все 304 САУ новой модели. После недолгих войсковых испытаний и некоторых бюрократических процедур самоходку приняли на вооружение. В марте 1945 года T38 была принята на вооружение под обозначением M40 Gun Motor Carriage. В дальнейшем появилось и неофициальное прозвище. Его самоходка унаследовала от использованного орудия: Long Tom.

После завершения строительства первой партии было решено заказать еще 296 самоходных артиллерийских установок, доведя их общее количество до 600 единиц. В силу определенных обстоятельств до конца боевых действий в Европе было построено лишь семь машин второй партии. После окончания войны на Европейском ТВД сборка техники продолжилась, новые машины сходили с конвейера до конца 1945 года.

С февраля по декабрь 1945 года компания Pressed Steel Car построила 144 САУ M40 GMC, после чего сборку такой техники прекратили. В общей сложности за год с лишним армия получила 448 бронемашин с 155-мм орудиями и несколько транспортеров боеприпасов.

Самоходная артиллерийская установка M40 Gun Motor Carriage (США)
САУ M43 HMC на базе M40. Фото Wikimedia Commons


САУ первой партии были переданы войскам в начале 45-го, и вскоре после этого часть техники отправилась на фронт. Самоходки сводились в батареи по четыре машины, объединявшиеся в дивизионы. Впервые M40 приняли участие в боях в конце февраля, во время сражений на подходах к Кельну. Там эта техника решала задачи непосредственной поддержки наступающих войск огнем прямой наводкой, а также обстреливала цели с закрытых позиций, находясь на некотором удалении от переднего края. Активное применение новых САУ позволило усилить полевую и гаубичную артиллерию, а также повысить мобильность соединений.

M40 GMC с определенной активностью использовались до конца боев в Европе, после чего все остававшиеся в строю машины этого типа были возвращены в США или распределены между «европейскими» соединениями американской армии.

Уже после окончания войны в Европе самоходки M40 стали основой для новых машин типа M43, вооруженных 203-мм орудиями. По заказу армии, переоборудование с установкой нового вооружения прошли 48 серийных M40. Также на базе M40 разрабатывалась самоходка с 250-мм минометом. Эта машина была построена лишь в одном экземпляре.

После окончания Второй мировой войны артиллерийские подразделения американской армии продолжили эксплуатацию машин M40 GMC. В течение некоторого времени списание этой техники не считалось целесообразным, из-за чего она оставалась в войсках до начала пятидесятых годов. Это позволило самоходкам M40 принять участие в Корейской войне. Некоторое количество такой техники использовалось в ходе боев на Корейском полуострове. Кроме того, в этом конфликте американские войска применяли САУ M43. Как и во время Второй мировой войны, эта техника использовалась для обстрела объектов противника с больших расстояний, а также для непосредственной поддержки войск на поле боя.

В послевоенный период некоторое количество американских машин было передано британской армии, где они получили обозначение 155 mm SP M40 Cardinal. Эксплуатация этой техники продолжалась до появления более новых образцов с повышенными характеристиками.

Поздние модификации среднего танка M4 Sherman эксплуатировались Соединенными Штатами до второй половины пятидесятых годов. После этого началось массовое списание устаревшей техники, под которое попали и самоходки типа M40. Они более не отвечали современным требованиям, а также имели недостаточный ресурс, и поэтому со временем были списаны. Подавляющее большинство M40 Gun Motor Carriage было утилизировано за ненадобностью. До нашего времени дожило не более десятка машин, которые являются экспонатами музеев в США, Великобритании и Германии.


По материалам сайтов:
http://afvdb.50megs.com/
http://vn-parabellum.com/
http://militaryfactory.com/
http://battletanks.com/
http://wwiivehicles.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. gla172 24 декабря 2015 13:32
    Ну ,не охота принижать матрасников ,но наша ИСУ 152 по всем параметрам выигрывает.....
  2. NIKNN 24 декабря 2015 22:01
    Цитата: gla172
    Ну ,не охота принижать матрасников ,но наша ИСУ 152 по всем параметрам выигрывает.....

    Разные у них задачи и соответственно каждая в своей нише выполняет лучше специальные задачи. М40 вообще для использования непосредственно в боевых порядках не предназначена хотя и комплектовалась
    Имелись телескопический прицел для стрельбы прямой наводкой,
    , но что такое
    Натренированный расчет мог вести огонь с темпом до 1 выстрела в минуту.
    request
  3. gla172 25 декабря 2015 09:49
    Цитата: NIKNN
    Разные у них задачи и соответственно каждая в своей нише выполняет лучше специальные задачи.


    Ну на счёт разных задач я бы поспорил,просто у СУ шире спектр решаемых задач.Единственное по дальнобойности уступает,но компенсируется бронезащитой.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня