Самоходная артиллерийская установка M43 Howitzer Motor Carriage (США)

2
В ходе подготовки к грядущей высадке в Нормандии военные и инженеры Соединенных Штатов начали активные работы по развитию самоходной артиллерии. С конца 1943 года они занимались модернизацией САУ M12, а также разработкой аналогичной машины M40 с другим орудием и на ином шасси. В дальнейшем было решено начать несколько новых проектов, целью которых было создание самоходных артиллерийских установок с повышенной огневой мощью. Один из этих проектов привел к появлению САУ типа M43 HMC.

К началу боевых действий во Франции сухопутные войска США располагали ограниченным парком самоходных артиллерийских установок, калибр которых не превышал 155 мм. Для решения боевых задач, требующих большей огневой мощи, нужна была соответствующая техника. Расчеты показывали, что использование существующих наработок позволит повысить характеристики техники за счет применения орудий большего калибра. Результатом этого стало формирование требования к перспективной САУ с 8-дюймовым (203 мм) орудием. Заказ на разработку был размещен в ноябре 1944 года. Проект получил рабочее обозначение T89.

Согласно техническому заданию, перспективная САУ должна была основываться на шасси самоходки T83/M40, представлявшего собой доработанное шасси среднего танка M4A3 Sherman. На это шасси следовало установить гаубицу M115 калибра 203 мм. Танки «Шерман» и самоходки M40 уже строились серийно, а необходимые гаубицы состояли на вооружении с 1940 года. Все это позволяло сравнительно быстро завершить проектирование, а затем начать производство новых боевых машин. Подобный подход полностью оправдался: разработка проекта T83 завершилась в первых месяцах 1945 года.


Общий вид M43 HMC. Фото Wikimedia Commons


Основным элементом бронемашины T89 стал корпус САУ M40 с набором всего необходимого оснащения. Он представлял собой переработанный корпус существующего танка M4, спроектированный с учетом особенностей применения. Расчеты показали, что замена орудия на более мощное не потребует значительных переработок корпуса или его агрегатов. Таким образом, базовая бронемашина претерпела лишь незначительные изменения, обусловленные необходимостью усиления кормовой части для установки 203-мм орудия.

Корпус сохранил существующую конструкцию и по-прежнему собирался из нескольких деталей разных форм, размеров и толщины. Лобовая проекция корпуса защищалась нижней деталью, являвшейся кожухом трансмиссионного отсека, толщиной до 4 дюймов (около 10 см). Верхняя лобовая деталь располагалась под большим углом к вертикали и имела толщину 12,7 мм. Корпус имел вертикальные борта с увеличенной кормовой частью и горизонтальную крышу. В кормовой части предусматривалось боевое отделение, выполненное в виде открытой сверху и сзади рубки.

Компоновка корпуса была аналогична предыдущим самоходкам того времени. В передней части корпуса располагались агрегаты трансмиссии, из-за которых нижняя лобовая деталь имела характерный внешний вид. Позади них находилось отделение управления с местами механика-водителя и командира. В центральной части корпуса предусматривалось моторное отделение. Двигатель соединялся с трансмиссией при помощи карданного вала, проходящего через отделение управления. Корма отдавалась под боевое отделение с орудием и боекомплектом.

Шасси сохранило радиальный авиационный двигатель Continental R975 C4 мощностью до 400 л.с. В трансмиссию входила пятискоростная механическая коробка передач и другие агрегаты, связывавшие двигатель с передними ведущими колесами. За исключением двигателя и его расположения, по силовой установке и сопутствующим агрегатам машина T89 были унифицирована с танком Sherman. Одновременно с этим достигалась полная унификация с САУ M40.


Боковая проекция машины. Рисунок Wardrawings.be


В сравнении с базовым проектом не претерпела изменений и ходовая часть. На каждом борту крепилось по три тележки с двумя опорными катками и одним поддерживающим роликом на каждой. Самоходка оснащалась пружинной подвеской типа HVSS с горизонтальным расположением упругих элементов. По конструкции ходовой части перспективная T89 не отличалась от M40 и M4A3.

Для удержания САУ на месте во время стрельбы и передачи мощного импульса отдачи на грунт в корме машины располагался усиленный сошник. Опускать его в рабочее положение перед стрельбой и поднимать в транспортное предлагалось при помощи ручной лебедки. На кронштейнах для крепления сошника предусматривался лист, который увеличивал размеры площадки для работы расчета.

На кормовой площадке корпуса разместили установку типа M17 с креплениями для орудия и механизмами наведения в двух плоскостях. Механизмы с ручными приводами позволяли поворачивать орудие на угол до 18° от оси машины в горизонтальной плоскости и поднимать ствол по вертикали от -5° до +45°. Кроме орудийной установки в боевом отделении предусматривались стеллажи для перевозки 16 снарядов раздельного заряжания, а также места для посадки артиллеристов во время движения.

Использованная гаубица M115 имела калибр 203 мм и оснащалась стволом длиной 25,3 калибра. Имелись гидропневматические противооткатные устройства, уменьшавшие силу отдачи, передаваемую на корпус самоходки. Орудие оснащалось поршневым затвором. За счет меньшей длины ствола гаубица M115, имея больший калибр, отличалась от пушек M1/2, использовавшихся на M40, немного меньшим весом.

Самоходная артиллерийская установка M43 Howitzer Motor Carriage (США)
Самоходка в боевом положении. Фото Militaryfactory.com


В боекомплект гаубицы M115 входили два типа осколочно-фугасных снарядов, M106 и Mk 1A1 весом по 90,7 кг. Также предусматривались несколько вариантов метательного заряда с разным весом. При начальной скорости до 595 м/с снаряды могли лететь на расстояние до 16,9 км.

Возимый боекомплект T89 состоял всего из 16 снарядов с метательными зарядами. Расширять возможности этой техники предлагалось при помощи транспортных автомобилей. Кроме того, вместе с новой САУ должен был работать доработанный вариант транспортера боеприпасов T30, созданного на базе T83/M40. В конце 1944 года был предложен модернизированный вариант этой машины, в кормовом отделении которого находились универсальные крепления для снарядов калибра от 105 до 250 мм. Таким образом, подобные машины могли работать с САУ различных типов и давать им возможность ведения огня в течение длительного времени.

Несмотря на использование нового орудия, состав экипажа остался прежним. В отделении управления должны были располагаться механик-водитель и командир. Расчет орудия состоял из шести человек, находившихся в боевом отделении. В их обязанности входили различные операции по обслуживанию орудия и ведению огня.

Самоходка T89, являясь модернизированным вариантом M40, имела схожие габариты. Длина машины (без учета орудия) составляла 7,12 м, ширину 3,15 м и высоту (по верхней точке орудийной установки) – 3,3 м. Боевая масса машины составляла 36 т. Отсутствие значительных отличий в весовых параметрах, а также в конструкции ходовой части и силовой установки позволило сохранить подвижность новой САУ на базе предыдущей M40. Максимальная скорость на шоссе достигала 40 км/ч, запас хода – 160 км. Сохранялась возможность преодоления рва шириной 2,3 м, подъема на склон крутизной 60% или 61-см стенку, а также движения вброд через водоем глубиной до 1 м.


САУ M43 на учениях, 1946 год. Фото Yuripasholok.livejournal.com


Разработка проекта T89 заняла всего несколько недель. В первых месяцах 1945 года компания Pressed Steel Car, занимавшаяся строительством новых самоходок, получила заказ на сборку опытного образца новой боевой машины. Вскоре после завершения строительства опытная САУ T89 вышла на испытания, площадкой для которых стал Абердинский полигон. Испытания не выявили никаких серьезных проблем. Как орудие, так и шасси уже прошли весь комплекс необходимых проверок и доработок, благодаря чему смогли избавиться от всех значительных недостатков.

В марте 1945 года прототип T89 завершил прохождение испытаний, что позволило военным и промышленности начать планирование серийного производства перспективной техники. В августе самоходка T89 была принята на вооружение под обозначением M43 Howitzer Motor Carrier. По некоторым данным, решение о серийном производстве новой техники было принято сразу после завершения испытаний, после чего на заводе Pressed Steel Car началась сборка малой серии M43.

Производство серийных M43 HMC продолжалось до конца Второй мировой войны (по другим данным, до конца 1945 года). За это время было построено 48 бронемашин с гаубицами M115. Согласно некоторым источникам, как минимум, часть (или все) САУ M43 были изготовлены не с нуля, а перестроены из имевшихся в наличии серийных M40 GMC. После окончания войны (либо в конце 45-го) дальнейшее строительство самоходок отменили.

По имеющимся данным, САУ M43 появились слишком поздно, из-за чего не успели принять участие во Второй мировой войне. Эта техника начала поступать в артиллерийские части только в начале лета 1945 года, когда бои в Европе уже завершились. Несмотря на это, войска начали полноценную эксплуатацию новейшей техники. После освоения новые машины неоднократно использовались в различных учениях и маневрах. Кроме того, в дальнейшем машинам M43 HMC удалось принять участие в боях.


M43 в Корее, 13 августа 1952 г. Фото Wikimedia Commons


После начала войны в Корее вооруженные силы Соединенных Штатов отправили на театр военных действий различную военную технику, в числе которой оказались самоходные артиллерийские установки на базе танка «Шерман». Бронемашины M40 GMC и M43 HMC активно применялись для обстрела удаленных целей с закрытых позиций. При этом использовались методики, отработанные во время Второй мировой войны расчетами «старых» самоходок.

Эксплуатация САУ M43 продолжалась до второй половины пятидесятых годов. В это время американские войска начали списывать устаревшую технику времен Второй мировой, остававшуюся в строю. Сухопутные войска отказывались от старых танков M4 Sherman и различной бронетехники на их базе. Как результат, все M40 и M43 были списаны. В нескольких музеях США хранятся, как минимум, три экземпляра самоходок M43 HMC.


По материалам:
http://afvdb.50megs.com/
http://militaryfactory.com/
http://vn-parabellum.com/
Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank. Navato, CA. Presidio Press, 1994
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    23 декабря 2015 06:36
    Спасибо ! интересный цикл .
  2. +2
    23 декабря 2015 09:09
    Кирилл в ударе!