Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Предел прочности

В работе над советскими ракетами не было мелочей

Рассказов о главных конструкторах и глобальных победах много, куда меньше информации о тех, чьими руками и талантом невероятные идеи воплощались в металл. Собеседник «ВПК» – Марина Демерцева, специалист по расчетам прочности, работавшая в днепропетровском КБ «Южное» с первых дней его существования. Орден Ленина, два «Знака Почета», 30 лет стажа на одном из самых секретных предприятий СССР.

– Марина Федоровна, как вы вообще оказались в Днепропетровске?


– После окончания МАИ в 1948 году я работала в НИИ-88 в Подлипках. Тогда этот созданный сразу после войны институт занимался всеми направлениями реактивного оружия. С конца войны сотни наших инженеров работали на территории Германии, собирая всю возможную информацию о немецких реактивных разработках. Королев вел тематику баллистических ракет, исследуя и развивая наработки по немецкой «Фау-2», я же работала у Евгения Синильщикова, и нашей специализацией были зенитные и крылатые ракеты, немецкие «Вассерфаль» и «Шметтерлинг».

Предел прочности

Сотрудники ОКБ-586 на праздничной демонстрации. Вторая слева – Марина Демерцева, в центре – Василий Будник

Однако в 1950 году все подразделение Синильщикова было переведено в Химки, в конструкторское бюро С. Лавочкина. А меня оставили у Королева – приходили из институтов молодые инженеры, но у них не было ни специализации, ни опыта. А я к тому времени, имея в НИИ-88 стаж два года, считалась неплохим и опытным прочнистом. И меня пригласили в сектор прочности, который возглавлял Сергей Охапкин.

Полгода я проработала у Королева, и однажды в сектор, это было в июне, кажется, зашла одна женщина увольняться. Выяснилось, что их с мужем переводят на новое место работы – в Днепропетровск, обещают там обеспечить жильем. Более того, она уже там побывала и взахлеб рассказывала, какую увидела красоту: Днепр широченный, акации в цвету! А я сама из Узбекистана, эту белую акацию мы в детстве ели горстями... Ну и квартира. В Москве нам с мужем ничего не светило, оставались бы в общежитии. Гена был старше меня, но еще учился в МАИ, успев повоевать на истребителе, получив инвалидность и вновь поднявшись в небо с протезом ноги.

Я к Охапкину – так и так, хочу поехать. Он отвечает, что рад бы меня у себя оставить, но понимает, что в ближайшее время жилья предложить не сможет. И сам позвонил Василию Буднику, формировавшему группу в нашем НИИ, чтобы меня включили в список. Так я и попала в Днепропетровск, последней из первого списка конструкторов, направленных на создаваемое серийное производство нового вида оружия – ракеты Р-1. Немного раньше к новому месту работы отправилась группа двигателистов, набранная главным образом в КБ-456 Валентина Глушко.

– «Переселение народов» чем вам запомнилось?

– Мы выехали из Подлипок 5 августа 1951 года на маленьком автобусе – Василий Сергеевич Будник, наша группа из 13 человек и представитель первого отдела – секретчик. Ехали два дня с ночевкой в Орле. Вначале поселились в гостинице, но буквально в первые дни Будник отвез нас к уже построенному дому на улице Философской, 36/38, показал квартиры. Некоторое время мы ждали, пока закончат отделку, а потом заселились. Специально для привоза вещей из Подлипок Василий Будник заказал два вагона, отправил туда людей, чтобы все собрали и погрузили. Сейчас это смешно, но тогда в этих вагонах привезли и корни саксаула – великолепное топливо для кухонных печей, газа в доме еще не было...

Будник ехал в Днепропетровск на должность главного конструктора СКБ завода 586. Автозавод, на базе которого разворачивалось серийное производство, начали строить еще в 1944 году и к моменту перепрофилирования уже успел выпустить несколько опытных машин. Соответственно какие-то цехи были, но для серийного производства ракет нужно было построить еще многое. Потому точно так же, как при эвакуации заводов в 1941 году, разработка и производство велись параллельно со строительством корпусов. До сих пор помню присказку: «Нет больше грязи, чем на ДАЗе».

Приехав впервые на будущее место работы, мы увидели стройплощадку, вместо проходных – дощатые будочки с вахтерами. Разместилось наше КБ в бытовках – своеобразной трехэтажной постройке, образующей одну из стен цеха. Вначале обжили один этаж, потом с прибытием новых сотрудников занимали все новые помещения. Нас оформили уже 7 августа, взяли подписку о неразглашении, выдали пропуска. Первое совещание прошло в кабинете главного инженера автозавода.

К нам перешла часть сотрудников заводского автомобильного КБ, большинство рабочих тоже оказались «автомобилистами». Надо сказать, специалистами они были превосходными, потому если и возникали проблемы при освоении абсолютно новых для них изделий, все решалось быстро и спокойно. Цех, где собирались двигатели, был построен, а вот баки вначале изготавливались по сути на улице – ни крыши, ни стен.

– То есть времени на раскачку не дали?

– Задача перед КБ и заводом стояла конкретная: уже к январю первое изделие в металле должно быть готово к испытаниям. Слово «ракета» нам не то что вслух, даже мысленно произносить не разрешалось.

Тогда как-то не задумывались, но сейчас понятно, что Василий Будник при создании серийного КБ держал в уме, что настанет время и собственных разработок. Мы были не просто наемными работниками – он делал все, чтобы мы поскорее почувствовали себя единым коллективом, командой. На это работало и то, что мы жили в одном доме, досуг проводили вместе плюс Василий Сергеевич старался организовать совместные выезды: арендовался катер и мы всем колхозом в воскресенье отправлялись на какой-нибудь из днепровских островов или автобусом ехали на экскурсию – смотреть Днепрогэс и Хортицу.

Первопроходцами мы были недолго – начали прибывать и молодые специалисты из разных вузов Москвы, Ленинграда, Саратова, Казани...

– Что заставляло людей работать с таким напряжением? Говорят, Королев был крут. А остальные?

– С Королевым я была знакома еще по Подлипкам, но и тогда для всех нас это была величина. Общения на короткой ноге у него с рядовыми сотрудниками не наблюдалось. Считается, что все его боялись, и наверное, в этом есть доля правды. Хотя по сути это был не страх. Мы же все дети своего времени и понимали: этот человек отвечает за все, он волен росчерком пера решить судьбу любого из нас и при этом его судьба полностью зависит от того, как сработаем мы. Это и есть дисциплина. Да, строгая. Но осмысленная, и мы принимали ее без каких-либо сомнений.

Приходишь каждое утро в первый отдел получать свой портфель с документами – у нас на столах на ночь ничего не оставалось – и должен как можно раньше приступить к работе. График был очень жесткий, просто выйти из комнаты и пройтись по своим делам немыслимо. На проходную вовремя – само собой, так еще и табельщица в КБ, внутренний учет. А тогда и часы-то не у всех были, роскошью считались. А табельщицы, как на подбор, вредные: малейшее опоздание фиксировалось и тут же передавалось в кадры. Но мы принимали это как норму, на жизнь не жаловались.

– Серийное КБ вовсе не было пределом мечтаний Будника, насколько я знаю…

– Едва работа над первым серийным изделием перешла в штатный режим, когда не требовалось постоянное вмешательство конструкторов и технологов, Василий Сергеевич начал нас нагружать созданием собственных разработок. Он был сторонником ракет, позволяющих длительное хранение в заправленном состоянии, что было невозможно в королевской Р-1. «Единичка» и последующие «двойка» (Р-2) и «пятерка» (Р-5) заправлялись непосредственно перед запуском, что для использования на боевом дежурстве в войсках крайне неудобно.

Предел прочности

«Парк ракет» в Днепропетровске
демонстрирует лишь малую часть
продукции ЮМЗ. Фото: m.gorod.dp.ua

Потому в Днепропетровске начались работы над ракетой, где окислителем был состав на основе азотной кислоты. Топливные компоненты из-за агрессивности тоже не позволяли хранить ракету больше месяца, но и это военные считали подарком. По сути именно эти работы и сделали КБ в Днепропетровске главным по военному ракетостроению.

К изделиям для армии требования предъявлялись очень суровые. Нам, прочнистам, приходилось решать задачи со множеством неизвестных. Фактически тогда же и создавались «ракетные» нормы прочности. По самолетам такие нормы уже давно существовали, а по ракетам делали мы. Это огромная и конструкторская, и научная работа – создать изделие с минимальным собственным весом, с максимальной нагрузкой, выдерживающее помимо стартовых напряжений, с чего мы начинали, и транспортировочные условия плюс учет усталости металла при длительном хранении. О двойном запасе прочности речь с самого начала не шла, но ответственные узлы проектировались с коэффициентом 1,5, где было можно – 1,3. Эти цифры брались не с потолка, вместе с конструкторскими велось огромное количество экспериментальных работ.

Со временем задачи ставились все сложнее, мы рассчитывали прочность изделий вплоть до вариантов их использования в условиях ядерного нападения. Когда начинались первые эксперименты с математическим моделированием, вычислительный комплекс в КБ занимал целый этаж.

С 1951 и до апреля 1954 года мы работали под руководством Василия Будника. Это было уже большое КБ, со своими собственными наработками. А потом главным конструктором назначили Михаила Кузьмича Янгеля. Будник был очень хорошим конструктором, отличным организатором, но Янгель, если можно так сказать, – это пик, вершина профессионального уровня. Будник стал его первым заместителем, что наверняка задело его самолюбие. Но в то время в верхах на обиды внимания никто не обращал. Это действительно была гонка, в которой все личное вообще не бралось в расчет. Нам казалось несправедливым, что на место руководителя, создавшего все фактически с нуля, придет другой человек. Но так было лишь до появления Янгеля.

– Очаровал?

– Не то слово. Когда он начал работать, когда стали открываться новые темы, реализовываться казавшиеся совершенно невозможными идеи, отношение к Михаилу Кузьмичу переменилось. Его действительно все очень любили, и он этого заслуживал.

Разработка каждого нового изделия – это цепочка идей, изобретений, конструкторских новаций и технологических решений. Причем дело было поставлено так, что творчество по сути вменялось в обязанность каждому сотруднику. Не знаю, возможно ли это где еще, но наше КБ было сообществом изобретателей.

Для наших изделий другие предприятия выполняли огромное количество заказов, и это все тоже новое, на многолетние исследования времени не было. К примеру, рассчитываем кронштейны-опоры, на которых ракета стоит в шахте. Новый сплав, определенные характеристики. Разработали конструкцию, испытали – все отлично, штатно, изделие уходит в серию, размещается в пусковых шахтах. Стоять там ракетам много лет, но вдруг года через полтора сообщают: в кронштейнах стали появляться усталостные трещины. А ракеты на боевом дежурстве, их много и принимать решение нужно незамедлительно. Первое, что мы сделали, – специальные кожухи, взявшие на себя часть нагрузки штатных кронштейнов. То есть проблему уже установленных ракет решили, а потом взялись за сплав. Исследовали его по всем показателям, вместе с изготовителями меняли состав... В результате добились того, что получили практически идеальный материал по сочетанию веса, прочности и надежности. Аналогичная ситуация возникала, когда начинали работать с титановыми сплавами. Материалы потрясающие, но капризные, очень требовательные к технологии обработки.

– Понятно, что проблем – и плановых, и внезапных – было в избытке. Плюс цейтнот. Как удавалось справляться?

– Главное, что не было ситуаций, когда мы оставались с проблемами одни. Отношения смежников вроде «мы свое дело сделали, а там уж разбирайтесь сами» если и возникали, то пресекались на корню. Как единый организм работало не только КБ, а вся система. Специалисты из разных ведомств из десятков городов по всему Союзу понимали, что дело общее.

Командировки были нашей повседневной жизнью, и куда бы ни приезжали к коллегам, везде чувствовалось, что попали к своим. Я до сих пор ощущаю себя очень счастливым человеком – пришлось работать со столькими талантливыми людьми над огромным количеством изделий. Каждый следующий шаг умножал число проблем. Увеличение числа ступеней, шахтное размещение, минометный старт, работа над космическими носителями... Спросить было не у кого, мы шли первыми в этой области. Временами уставала ужасно – возишься по дому, а в голове: приборный отсек, обтекатель, переходный отсек и в каждом куча деталей, все клепаное... Десятки наименований и нельзя упустить слабое звено, все должно быть абсолютно надежным. Иногда решения по несколько дней искали, как все сделать наилучшим образом. Впрочем, чутье работало – порой по одному виду детали уже становилось понятно, что штатно она работать не будет. Но все равно догадки нужно подтверждать расчетами.

– Совсем недавно заговорили, что КБ «Южное» работало на Луну…

– Да, в советской лунной программе нам тоже довелось поучаствовать. Нашему КБ досталась разработка так называемого блока Е – модуля, который должен был доставить обитаемый отсек с космонавтом на поверхность Луны, а затем вернуть его на орбиту для последующей стыковки с основным кораблем и возвращения на Землю. В архиве завода даже есть фотография, где я изображена с этим блоком при температурных прочностных испытаниях. У нас нельзя было обеспечить все требуемые режимы, потому мы вместе с образцом изделия отправились в один из институтов Новосибирска и работали там. Рассматривалось 14 расчетных случаев: на темной или на светлой стороне Луны будут происходить взлет и посадка, на какую поверхность, с какими возможными скоростями... И какие температуры в каждом случае будут воздействовать на модуль, как поведут себя в том или ином случае все элементы конструкции. Было два основных двигателя нашей разработки с донной защитой, два рулевых, вокруг рамы располагались тороидальный бак и шаровые баки, выше – приборный отсек, а сверху крепления для обитаемого отсека. Но отсек для космонавта разрабатывали и делали не мы. К сожалению, лунная программа была закрыта после того, как американцы нас опередили. Но мы свою часть программы отработали полностью, модуль трижды испытывался в беспилотном варианте на орбите Земли и все прошло безукоризненно.

– Вы начинали с достаточно простой ракеты Р-1… А какие задачи решали тридцать лет спустя?

– Очень интересная история была с выбором ракеты-носителя для проекта «Морской старт». КБЮ в середине 70-х годов была поручена разработка ракеты-носителя среднего класса. Для вариантов, рассчитанных на максимальную полезную нагрузку (в том числе для проекта пилотируемого многоразового корабля «Заря»), разработали необычный алгоритм запуска – ракета не просто устанавливалась на пусковой стол, а крепилась к нему специальным образом. Двигатель запускался, и лишь после того, как он набирал мощность значительно больше веса ракеты, крепление разрывалось. Этим обеспечивалась улучшенная стабилизация ракеты в процессе разгона и что главное – увеличение массы полезной нагрузки. На базе этого же носителя для проекта «Энергия» – «Буран» в Днепропетровске изготавливались разгонные блоки-«боковушки» с двигателями производства фирмы Глушко.

И когда в середине 90-х заговорили об американо-российско-украинско-норвежском проекте «Морской старт», наши наработки оказались весьма кстати – вариант крепления носителя к платформе, хоть и разрабатывался совсем с иными целями, в данном случае оказался незаменимым. Очень жаль, что «Морской старт» приостановил свою работу – от него благосостояние Южмаша и КБЮ зависело очень сильно.
Автор: Марина Демерцева, Алексей Песков
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/28490


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 44
  1. Ami du peuple 20 декабря 2015 13:02
    Как единый организм работало не только КБ, а вся система. Специалисты из разных ведомств из десятков городов по всему Союзу понимали, что дело общее.

    Какую же великую страну мы просрали, в которой жили и созидали такие замечательные люди. Простите нас..
    1. Haettenschweiler 20 декабря 2015 13:05
      Цитата: Ami du peuple
      Какую страну мы


      - Старая-старая "песня о главном". Ничего уже не изменишь - в прошлом. Но в наших силах изменить будущее. Как ни банально, но даже те, кто сейчас у власти, и разворовывает страну, рано или поздно отправятся кормить червей. Главное, чтобы те, кто занял их место были хоть немного другими.
      1. cniza 20 декабря 2015 13:14
        Цитата: Haettenschweiler
        Главное, чтобы те, кто занял их место были хоть немного другими.


        Всё зависит от нас , никто не придёт и не будет делать за нас. Прививок мы получили достаточно , примеров и ошибок выше крыши , осталось поработать как следует.
        1. avg 20 декабря 2015 13:34
          Вот не как не могу понять, как у таких людей выросли такие внуки-укропы, откуда у них такая отстраненность, даже неприязнь к жизни и делам их дедов и родителей, почему они впитали самое пакостное от наших врагов.
          avg
          1. Ежак 20 декабря 2015 14:24
            Цитата: avg
            как у таких людей выросли такие внуки-укропы,

            Это же так просто, в какой среде вращаешься, те привычки и перенимаешь.
            Цитата: avg
            откуда у них такая отстраненность, даже неприязнь к жизни и делам их дедов и родителей

            Оттуда. Нынешняя молодёжь потихоньку становится не производителями, а потребителями, чья жизненная задача заключена в поисках места, где хорошо(много) платят, и можно ничего не делать весь день.
            1. аксакал 20 декабря 2015 15:04
              Цитата: Ежак
              Оттуда. Нынешняя молодёжь потихоньку становится не производителями, а потребителями, чья жизненная задача заключена в поисках места, где хорошо(много) платят, и можно ничего не делать весь день.

              ну извините, будь я таким
              высококвалифицированным спецом,
              меньше чем за полмиллиона в месяц бы не поехал, а они поехали и работали! честь им и респект!
              1. Ежак 20 декабря 2015 15:51
                Цитата: аксакал
                меньше чем за полмиллиона в месяц бы не поехал,

                Ну, сначала проблема жилья там возникла плотно. А потом, с учётом того времени и зарплаты были не очень высоки. Слишком часто в те времена не спрашивали, хочешь ты или нет. Вот тебе направление, явишься, доложишь. Это сегодня только институт окончил, уже требования предъявляет. Не имея конкретной специализации. В статье хорошо об этом сказано. Так и в СССР было. Давали общую информацию, а после выпуска народ приобретал специальность конкретно.
              2. V.ic 20 декабря 2015 17:22
                Цитата: аксакал
                меньше чем за полмиллиона в месяц бы не поехал

                Поехал бы! В Магадан... и даже даром.
          2. Sirocco 20 декабря 2015 15:44
            Цитата: avg
            Вот не как не могу понять, как у таких людей выросли такие внуки-укропы,

            Одна из причин, это то что в 90-е, все были заняты выживанием, зарабатыванием бабла, и как правило, детей бросали на произвол, на бабок и дедок. Был свидетелем и участником, вытаскивал пацана из под поддона с кирпичем на стройке рядом с домом, в середине 90-х, задавило с переломом позвоночника, пацан умер, а родители где? правильно на заработках в Польше были.
            Кто виноват в этой ситуации? в первую очередь государство.
            Мы не далеко ушли, с нашими скелетами в шкафу, и системой образования.
          3. goncharov.62 20 декабря 2015 17:58
            "как у таких людей выросли такие внуки-укропы" - У меня в Днепре друг-знакомый-товарищ-враг? (теперь не знаю сам)был нач. отдела телеметрии на Южмаше. "Мы вам не братья", "Украина-не Россия! Ездили в Львив в мае 2014 - так я устал смотреть, как он прыгает вокруг статуи бандеры... А отец похоронен в России,ё , слов нет!!!
          4. WINovikov 20 декабря 2015 18:24
            Вот не как не могу понять, как у таких людей выросли такие внуки-укропы...
            А как у наших правителей и эффективных менеджеров выросли такие дети и внуки?
            Или в своём глазу...
      2. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
    2. кил 31 20 декабря 2015 13:09
      То есть времени на раскачку не дали?

      – Задача перед КБ и заводом стояла конкретная: уже к январю первое изделие в металле должно быть готово к испытаниям. Слово «ракета» нам не то что вслух, даже мысленно произносить не разрешалось.
      Вот, как надо. Времена были точно такие-же. "Запад считает нас врагом, введены всевозможные санкции" правда разруха в стране сейчас по меньше. Это ответ на статью ниже ветке.
    3. кокосов тима 20 декабря 2015 13:10
      Правительство Украины ввело мораторий на выплату 507 миллионов долларов США, которые две украинские компании — это КБ "Южное" и компания "Укравтодор" — должны российским банкам. Это банкротство
      1. Постороннний 20 декабря 2015 16:27
        Это частный долг. К банкротству Окраины не имеет отношения.
    4. Монос 20 декабря 2015 13:42
      Какую же великую страну мы просрали


      А сейчас мы, типо, "бомжи"? Простите, но горевать не время. Надо работать. Строить и восстанавливать. После Отечественной, в конце концов, было хуже.
      1. 79807420129 20 декабря 2015 15:50
        Цитата: Монос
        Какую же великую страну мы просрали


        А сейчас мы, типо, "бомжи"? Простите, но горевать не время. Надо работать. Строить и восстанавливать. После Отечественной, в конце концов, было хуже.

        Да нет мы конечно не бомжи и как бы скептики к этому не поакались,далековато нам до бомжей,но все таки возможности СССР пока были больше чем сейчас у России,вы правы,что бы чего то достичь,надо работать.А Южмаш жалко,"Стилет" и "Воевода "ведь ихние разработки,а сейчас печки буржуйки производят.
    5. андрей юрьевич 20 декабря 2015 15:35
      Цитата: Ami du peuple
      Какую же великую страну мы просрали,

      увы,мой друг...увы... crying
    6. sinoptic 21 декабря 2015 12:40
      Цитата: Ami du peuple
      Какую же великую страну мы просрали, в которой жили и созидали такие замечательные люди. Простите нас.

      Не нужно посыпать голову пеплом. Раньше сумели построить и сейчас построим! Все будет хорошо.
      Не забывайте, что ВПК - это та "золотая корова" что угробила СССР. У нас было лучшее оружие, а в магазинах колбасы не хватало. Я за ВПК, но с умом.
      Вообще, главное сохранить, не потерять себя в этом мире, и вроде бы это у нас получилось.
      Я критично отношусь к Путину (его эконом.политика) но именно возрождение нашего национального стержня - его величайшая заслуга. Спасибо ему.
      Что происходит с теми кто теряет себя, свой национальный стержень мы видим на примере Украины.
  2. venaya 20 декабря 2015 13:03
    К сожалению, лунная программа была закрыта после того, как американцы нас опередили

    Не опередили, не опередили нас и этому уже существуют доказательства.
    Сколько трудов положили люди на алтарь выживания страны? Таких статей нужно как можно больше.
  3. avvg 20 декабря 2015 13:03
    Да,на Украине сегодня пропили,прожирали все наследие СССР.. Украина- это печальное наследие Атлантиды
  4. Александр72 20 декабря 2015 13:06
    Да, были люди, было предприятие и ракеты тоже ... были. А теперь украинцам только и остается что мечтать о былой трудовой славе ЮМЗ. Когда-то о нем писали такое:
    осударственное предприятие «Производственное объединение Южный машиностроительный завод им. А.М.Макарова» (далее – ЮЖМАШ) – один из мировых научно-производственных комплексов, осуществляющих серийное производство образцов современной ракетно-космической техники. Многие из них являются воплощением научно-конструкторских разработок, аналогов которым по замыслу и исполнению нет в мире.
    За 65 лет на предприятии создано четыре поколения ракет-носителей (РН) и несколько типов космических аппаратов (КА, спутники). В настоящее время создается пятое поколение РН и новое поколение КА. В осуществление известного всему миру международного проекта «Морской старт» ЮЖМАШ изготовил двухступенчатую экологически чистую ракету-носитель под названием «Зенит». По программе этого проекта произведено более двух десятков пусков РН с Тихого Океана со специально разработанной плавучей платформы, выведших на околоземную орбиту несколько десятков спутников разных стран (Россия, США и др.). С целью запуска таких РН с космодрома «Байконур» создано совместное предприятие «Наземный старт».
    В рамках конверсии ЮЖМАШ в сотрудничестве с российскими предприятиями модернизировал два типа стратегических двухступенчатых ракет-носителей (установлен разгонный блок, произведены необходимые доработки) для вывода на орбиту коммуникационных космических аппаратов
    В настоящее время создается ракета-носитель новой модификации, разработанная в результате совместного украинско-бразильского проекта запуска спутников с космодрома «Алькантара», Бразилия.
    Благодаря успехам, достигнутым ЮЖМАШем в области освоения космоса, Украина заслуженно закрепила статус мировой космической державы. По результатам проведенных пусков, составляющих 11% к общемировым, ЮЖМАШ может претендовать на одно из мест в пятерке ведущих ракетно-космических предприятий.

    А теперь после разрыва обширных связей с Россией, автохтонам только и остается, что выпускать на ЮМЗ всяко-разные трактора.
    Кстати, трактора производства ЮМЗ и в советское время считались худшими из всех производимых в СССР, белорусские МТЗ и липецкие Т-40 были намного лучше - у нас на ЮМЗ-6 ставили только вспомогательное оборудование и сажали как правило либо самых нерадивых, либо самых молодых трактористов - такое своеобразное наказание. Сейчас же трактора ЮМЗ и вовсе самое настоящее д...мо.
    Честь имею.
    1. пролетарий 20 декабря 2015 13:56
      Да сейчас и это фактически не существует.
  5. EvgNik 20 декабря 2015 13:16
    Спасибо за статью. Что то, конечно знал, но вот конкретики не было. И почаще надо молодёжи напоминать как всё было.
  6. Горный стрелок 20 декабря 2015 13:17
    Хорошие воспоминания замечательного специалиста. Все было в СССР - и НИИ месяцами "на картошке" держали сотрудников, и "Буран" в автомате делали.
    Жаль ИМПЕРИЮ. Бездари и халявщики у руководства развалят любое дело.
    1. V.ic 20 декабря 2015 17:42
      Цитата: Горный стрелок
      Жаль ИМПЕРИЮ. Бездари и халявщики у руководства развалят любое дело.

      Дело не только в "бездарях и халявщиках", а ещё и целях развития. Ленин и Троцкий вбросили в массы лозунг "миг"овой г"еволюции"... Сталину пришлось много поработать, чтобы пристроить г"еволюционег"ов на стройки социализма. Сталина убили и вновь к власти прорвались троцкисты Хрущёвского замеса. Трепло кукурузное вновь наобещал народу коммунизм, хотя "Лукич" обещал оный ещё участникам третьего съезда РКСМ. При отсутствии в руководстве СССР руководителей сталинского масштаба Политбюро ЦК КПСС оседлал Мойша-меченый обещавший народу отдельную квартиру каждой семье к 2000-му году. Заметьте постоянной понижение планки: от мировой революции через коммунизм в отдельно взятом "лагере" к отдельной квартире. Сейчас планка ещё ниже и прозаичнее: просто выживать и выжить олигархическому государству и выживающему в нём бывшему советскому народу.
  7. lukke 20 декабря 2015 13:18
    но еще учился в МАИ, успев повоевать на истребителе, получив инвалидность и вновь поднявшись в небо с протезом ноги.
    мда уж, вот так вот будничными словами о Людях(наравне с Маресьевым), имена которых к сожалению не на слуху. Зато каждый знает киркорова, пугачеву и т.д. при чем из ящика не вылезают - на всех каналах. А мы потом удивляемся почему молодежь много знает про барби и бэтмена, но ничего не знает про комсомольцев и т.д.
  8. тол100в 20 декабря 2015 13:20
    Как ни печально, но ЮЖМАШа больше нет!
  9. NordUral 20 декабря 2015 13:33
    Лучшие годы нашей страны и народа.
  10. Zomanus 20 декабря 2015 13:33
    Хорошая статья. Реально страна жила как единый организм.
  11. dchegrinec 20 декабря 2015 13:34
    Порой хочется отмотать время назад, да этим , кто устроил раздел такой мощной страны как СССР, как бы это мягко сказать без матов, чилимов наставить и отправить куда нибудь лесозаготовкой заниматься, а не политикой.
  12. Прадед Зевса 20 декабря 2015 13:39
    Просто очевидно что власти укроины держат слово данное заполным кураторам,и усердно вгоняют экономику в каменный век ликвидируя целые отросли производства и уничтожая науку.
  13. ruskih 20 декабря 2015 14:07
    Замечательная статья.Вы правы,что страна жила как единый организм.Сердце кровью обливалось,когда на подобных заводах начинали выпускать электрогрелки. Вот выдержка из статьи к 50 летию нашего завода:"Заложили завод на окраине города, сейчас это промышленный квартал между центром и спальным районом. Молодые инженеры ехали из Москвы и Ленинграда, потом кадры стали готовить в местном политехе. Про такие предприятия Визбор пел «Зато мы делаем ракеты».

    Ракетного производства в Бресте никогда не было. Но здесь выпускали их сердце и мозг – вычислительные машины для управления пусками баллистических ракет с подводных лодок, а также комплексы для стратегической авиации.

    Виталий Штейнберг, главный конструктор научно-исследовательского института «Аргон» (Москва): «Очень важным был заказ Минрадиопрома для авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения. Прототип есть у американцев – система «Авакс» – с большой антенной на фюзеляже самолёта».

    В лучшие годы на предприятии работали 13 тысяч человек – попасть сюда считалось престижным. После БЭМЗ в Бресте стали строить и другие крупные производства. Такой размах отразился и на демографии – население приграничного городка за полвека выросло втрое. После распада Союза специалистам высокого класса пришлось перестраиваться с секретных военных заказов на мирную продукцию – электросчётчики, магнитофоны, телевизоры, бытовые компьютеры.(http://ont.by/news/our_news/0089458)
    Да ,гремевшее когда-то на весь Союз предприятие пережило конверсию (состоящую, как здесь говорят, из двух слов – «конвульсия» и «диверсия»).
  14. злой партизан 20 декабря 2015 14:47
    Завидую ракетчикам первых поколений лютой завистью! Сам был знаком с некоторыми из них. Ни кого уж из них не осталось...Здоровья Вам Дорогая Марина Демерцева love
    1. андрей юрьевич 20 декабря 2015 15:49
      Цитата: злой партизан
      Завидую ракетчикам первых поколений лютой завистью! Сам был знаком с некоторыми из них.

      меру знай! Королёв С.П. в 1966 ушёл,тебе ж 3 года было! laughing может и Вернера фон Брауна знавал? laughing(вот я оттянулся !!! laughing laughing laughing ,это тебе за все унижения!) drinks
      1. злой партизан 20 декабря 2015 16:24
        Цитата: андрей юрьевич
        Королёв С.П. в 1966 ушёл,тебе ж 3 года было! может и Вернера фон Брауна знавал?
        Если учтешь разницу в возрасте, то у тебя все сойдется yes Я даже знал человека, который в 17 лет пришел работать в Реактивный Институт. Знал и Лангемака и Королева. А они постарше Фон Брауна будут wink .
        drinks
  15. Бывший комбат 20 декабря 2015 15:46
    П.и.н.д.о.с.ы достигли своей цели разрушена страна теперь разрушается инфраструктура, уничтожается кадровый потенциал безумие глупых людей дорвавшихся до власти зашкаливает ... Умеют п.и.н.д.о.с.ы устраивать ВЕЗДЕ РАЗРУХУ, чтоб самим процветать. И обижаться незачто - сами болваны все разрушили и теперь добиваем остатки ... а строить ... строить слишком трудно для таких бездарей, что сейчас принимают решения ... Славянской цивилизации приходит конец ... как и индейцы будем в резервациях ...
    1. kotvov 20 декабря 2015 17:21
      Славянской цивилизации приходит конец ... как и индейцы будем в резервациях ...,,
      за первые предложения-плюс,а за последнее,не боись,прорвемся.
    2. sherp2015 20 декабря 2015 17:31
      Цитата: Бывший комбат
      . Славянской цивилизации приходит конец .


      А вот х...р им англосаксам на воротник!
  16. garik647 20 декабря 2015 16:11
    Цитата: Haettenschweiler
    - Старая-старая "песня о главном". Ничего уже не изменишь - в прошлом. Но в наших силах изменить будущее. Как ни банально, но даже те, кто сейчас у власти, и разворовывает страну, рано или поздно отправятся кормить червей. Главное, чтобы те, кто занял их место были хоть немного другими.

    Ничего не изменишь...все в прошлом...вокруг ворюги...пессимист из Вас прямо лезет из всех дыр! Это не ностальгированная статья, а воспоминание о тех нелегких и одновременно счастливых (для многих ученых) днях...Ну а кому поперек горла история своего народа, значит тот явный или скрытый враг всего русского!
  17. лексей2 20 декабря 2015 17:46
    Какую же великую страну мы просрали

    Ну...за всех говорить не надо.
    Массу рядовых коммунистов просто обманули.Как и весь народ.
    И не важно каких результатов достигла система.Если смогли вот взять...и спустить флаг.
    И печальнее всего-русский народ приучили жить в условиях постоянной турбулентности.
    Испытать такое предательство как в 1917 и в 1991?Да какой народ такое выдержет?
    C такой внутренней политикой-неизбежен "контрольный выстрел".
    Путин многое сделал чтобы страна отошла от края.Но даже он не всесилен.
    Будем надеяться на лучшее.
  18. Ал_орисо 20 декабря 2015 19:00
    Нам нужно вернуть былую мощь и славу. Предыдущее поколение не зря потратило жизни.
  19. archimer 20 декабря 2015 21:35
    Чем бы ответили лучшие асы СССР!
    1. Баракуда 20 декабря 2015 22:05
      Только крыльевые пулеметы убрали,И запас прочности в хвостовом оперении. В пике мессерам проигровали.
  20. Starik72 21 декабря 2015 00:28
    Поставил бы этой статье сотню плюсов,если бы можно было. Вот бы такие статьи да в наших СМИ печатать,да поболее,что бы молодое поколение,знало как МЫ работали и жили. Я оптимист по натуре и верю в то,что когда нибудь МЫ вернёмся на этот путь,по которому жили и работали,но произойдёт это лишь тогда,когда МЫ от мало до велико,перестанем поклоняться ЗОЛОТОМУ ТЕЛЬЦУ или по простому ДЕНЬГАМ !
  21. Волька 21 декабря 2015 05:40
    сентиментально да, осталось только настальжи по ушедшему СССР, все было, все работало как часики, люди были заняты делом и любили его, верили в то, что делали, в то, что действительно полезны для всех и своему государству тоже...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня