Прошлое и будущее Рюкю. Родина карате не теряет надежды на избавление от американских баз

Японию очень часто пытаются представить одним из немногих моноэтничных государств современного мира. Действительно, в Японии подавляющее большинство населения составляют японцы, а иностранная миграция в эту страну несравнима по масштабам с иммиграцией в Европу, США, Австралию, Новую Зеландию и многие другие регионы и страны мира. И все же Япония также сталкивается со своими внутренними проблемами в сфере межэтнических отношений, о которых японские власти предпочитают не говорить. Во-первых, речь идет о проблеме айнов, населяющих остров Хоккайдо и подвергающихся дискриминации со стороны японских властей. Во-вторых, нельзя не обратить внимание и на проблему архипелага Рюкю, которая имеет очень серьезное значение для территориальной целостности японского государства. Учитывая, что айнское население Северной Японии в значительной степени оказалось ассимилированным и в настоящее время растущий интерес к айнской проблематике носит скорее этнографический характер, именно проблема архипелага Рюкю и рюкюсцев остается ключевой для сферы межэтнических отношений в Японии. Кто из нас не слышал о всемирно известном боевом искусстве «карате». Карате принято считать японским единоборством, но это — некоторая неточность. Хотя действительно карате получило распространение и популяризовалось в современном мире именно благодаря Японии, оно имеет не японское, а окинавское происхождение. Окинава -крупнейший остров архипелага Рюкю. Именно на Окинаве во второй половине ХХ века развернулось мощное движение за ликвидацию американских военных баз и вывод американских войск с территории острова. Да и история того же карате, кстати, неразрывно связана с национально-освободительной борьбой жителей Окинавы против Японии, в XVII веке подчинившей острова архипелага Рюкю своему политическому влиянию.

Острова Рюкю — Япония или нет?

Напомним, что архипелаг Рюкю, называемый еще Ликейскими островами, располагается в Восточно-Китайском море, к юго-западу от Японии. Если описывать положение островов Рюкю, то они находятся примерно между Японией и Тайванем. В настоящее время острова Рюкю входят в состав японского государства, а их обитателей — рюкюсцев — часто относят к японцам. Между тем, это мнение ошибочно. По крайней мере, многие известные этнологи говорят о том, что аборигены островов Рюкю представляют собой отдельную этническую общность, хотя и близкородственную японцам. В настоящее время рюкюсцы отличаются от японцев, в первую очередь, языком. На островах Рюкю распространены рюкюские языки, входящие в японо-рюкюскую языковую семью. К рюкюским языкам относятся амами-окинавский язык (окинавское и амамийское наречия — на островах Окинава и Амами), сакисимский язык (миякоское наречие на островах Мияко, яэямское наречие — на островах Яэяма) и йонагунский язык (распространен на острове Йонагуни). В настоящее время рюкюские языки постепенно вытесняются даже из бытового оборота жителей острова. Редко можно услышать, чтобы на местных наречиях говорили представители молодого и даже среднего поколения. Тем не менее, рюкюские языки остаются родными для миллиона человек, большую часть которых составляют пожилые люди. Молодежь если и учит рюкюские языки, то только в том случае, если воспитывается дедушками и бабушками. Естественно, что рюкюские языки сохраняют свое присутствие в сельской местности на наименее урбанизированных островах. На крупнейшем острове Окинава местный окинавский язык практически полностью вытеснен японским языком. Следует отметить, что рюкюские языки достаточно отдалены не только от японского языка, но и друг от друга — их носители обычно не в состоянии понять друг друга. Поэтому практически на всем протяжении средневековой и новой истории архипелага языком официальных документов и межнационального общения образованной части рюкюсцев оставался классический китайский язык. Лишь около полутора столетий назад, после окончательного покорения островов Японией, на Рюкю стал проникать японский язык, который к настоящему времени является главным языком официальных документов и межнационального общения на островах архипелага Рюкю.


Субтропические острова Рюкю уникальны не только своей природой, в силу географического расположения архипелага отличающейся от природы собственно Японии, но и тем, что развивались совершенно в ином, чем «материковая» Япония направлении. История архипелага Рюкю, возникшей на нем рюкюской государственности, взаимоотношений Рюкю с соседними странами, не часто становится темой научных исследований, а уж публицистических статей и подавно. Между тем, острова Рюкю имеют богатую и древнюю традицию собственной государственности, без рассмотрения которой невозможно понять смысл современных центробежных тенденций на островах Рюкю. Ведь многие рюкюсцы до сих пор не считают себя японцами и видят необходимость в развитии национально-освободительной борьбы за отделение от Японии или, по крайней мере, за предоставление архипелагу статуса широкой автономии. Разумеется, если бы острова Рюкю не имели бы традиций собственной государственности, а народ Рюкю — исторической памяти, то вопрос о возможном отделении от Японии никогда бы и не возник. Но, несмотря на упорные попытки, Японии пока не удалось окончательно ассимилировать рюкюсцев и стереть у них память о национальной государственности. Как известно, формирование японской государственности началось еще до нашей эры и, по данным историков, охватывало период от III в. до н.э. и до III в. н.э. Японская государственность формировалась на основе сельскохозяйственной общины, а сельское хозяйство долгое время оставалось основой японской экономики. Другое дело — острова Рюкю. Здесь государственность развивалась на основе торговли раковинами, причем формирование институциональной структуры рюкюского государства происходило гораздо медленнее, чем в Японии. Этим историческим отставанием, в частности, и была обусловлена большая слабость государства Рюкю по сравнению с его северным соседом. Поскольку острова Рюкю изначально в большей степени были ориентированы на морскую торговлю, они установили тесные связи со странами Юго-Восточной Азии и с Китаем. На многие столетия Китай превратился в важнейшего экономического партнера и политического покровителя островов Рюкю.

Прошлое и будущее Рюкю. Родина карате не теряет надежды на избавление от американских баз


«Королевство Центральной Горы»

Развитие рюкюской культуры также происходило под влиянием Китая. Дипломатические отношения Рюкю с Китаем были установлены в 1372 году, а в первой половине XV в. остров Окинава объединился под властью королевской династии Сё (выделяют Первую и Вторую династии Сё). Еще в XIII—XIV вв. на Окинаве существовали княжества Хокудан («Северная Гора»), Нандзан («Южная Гора») и Тюдзан («Центральная Гора»). Данные княжества находились в вассальной зависимости от Китая, что не мешало им вести ожесточенную междоусобную борьбу за доминирование на острове. Наиболее сильным из трех государств было княжество Тюдзан, основанное в 1314 году девятнадцатилетним феодалом Тамагусуку, который смог объединить разрозненные феодальные владения центральной части острова Окинава и подавить сопротивление мелких правителей. В южной части Окинавы возникло княжество Нандзан. Его создал Офусато, правивший в селении Одзато. Несмотря на то, что княжество Нандзан было самым маленьким из трех феодальных государств Окинавы, оно обладало развитой экономикой и вело активную торговлю с другими странами. Наконец, третьим государственным образованием на Окинаве было княжество Хокудзан, основанное князем Хандзи. Хотя Хокудзану повезло с территорией — оно было самым крупным из феодальных владений острова, в то же время княжество оставалось наименее населенным и гораздо менее развитым в экономическом отношении, чем его соседи. Хокудзан поддерживал торговые связи с государствами Малайского архипелага, но в целом значительно уступал и Нандзану, и Тюдзану по уровню жизни населения и экономическим возможностям. Неудивительно, что именно Хокудзан стал первым объектом захватнического интереса усилившихся правителей княжества Тюдзан. В 1416 году верх в междоусобной борьбе трех окинавских государств взяло княжество Тюдзан. Сын его правителя принц Хаси захватил Хокудзан, а в 1421 г., унаследовав от своего отца престол княжества, получил от китайского императора Чжу Ди титул вана, то есть — короля, и фамилию Сё (по-китайски — «Шан»). В 1429 г. ван Сё Хаси захватил третье княжество острова — Нандзан, объединив всю Окинаву под своей властью. Именно Хаси построил замок Сюри и порт Наха. К концу XV в. ванам Окинавы удалось установить контроль над всей южной частью островов Рюкю, а к 1571 г. они установили свою власть также и над северными островами Амами и Осима. Официальным названием Рюкюского королевства, использовавшимся во всех внешнеполитических документах, оставалось «королевство Тюдзан».
Временем наивысшего расцвета рюкюской государственности стал период с середины XV по начало XVII вв. (время правления Второй династии Сё в 1469-1609 гг.).

Прошлое и будущее Рюкю. Родина карате не теряет надежды на избавление от американских баз
— рюкюский морской караван

Длительное время королевство Рюкю играло ключевую роль в организации торговли между Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что способствовало экономическому процветанию этого островного государства. Рюкю вело торговлю с Китаем, Японией, Кореей, Вьетнамом, островами Малайского архипелага, Сиамом. Активному участию рюкюских купцов в морской торговле в Азиатско-Тихоокеанском регионе способствовала политика запрета морской торговли, проводившаяся китайской династией Мин. Так как Рюкюское королевство находилось в вассальных отношениях с Китаем и платило дань династии Мин, на корабли рюкюского флота запрет морской торговли не действовал. Более того, китайские власти позволили открыть рюкюскую торговую факторию в Цюаньчжоу. Весомые позиции Рюкю в морской торговле региона способствовали и повышению авторитета этого небольшого государства во внешнеполитических отношениях. Так, правители Рюкю часто выступали в роли посредников на переговорах между китайскими и японскими представителями. Помимо культурных связей с Китаем, с середины XVI века Рюкюское королевство развивало связи и с Японией. В частности, в Японию стали отправляться на учебу рюкюские буддийские монахи. Вместе с тем, рюкюские правители не уделяли должного внимания развитию военного и военно-морского дела, а также строительству оборонительных сооружений на островах. Впоследствии этот нюанс развития рюкюской государственности очень негативно отразился на королевстве. Сначала Рюкю потеряло привилегии в морской торговле и было постепенно вытеснено с роли главного торгового посредника между Китаем и странами южных морей. Рюкюсцев уже во второй половине XVI в. вытеснили предприимчивые европейские купцы, опиравшиеся на поддержку хорошо вооруженных военных кораблей с обученными военному делу экипажами. Затем королевство Рюкю не смогло противостоять внешнему вторжению — в 1609 г. на архипелаг вторглись войска влиятельного южнояпонского клана Сацума. Собственно говоря, конфликты с могущественным северным соседом сопровождали Рюкюское королевство на протяжении практически всей его истории. Так, в 1450 г. японский князь Хосокава Кацумото захватил корабль, принадлежавший Рюкюскому королевству. С 1527 г. японские пираты стали совершать регулярные грабительские рейды на Окинаву, для защиты которой королям Рюкю пришлось возвести две крепости. В 1588 г. японский сегун Тоётоми Хидэёси потребовал от Рюкюского королевства участия в походе Японии на Корею, но правитель Рюкю Сё Нэй не подчинился требованию сегуна и прервал с Японией дипломатические отношения.

Японское и китайское в жизни Рюкю

В начале XVII века даймё (правитель) феодального владения Сацума, что на юге Японии, обратил внимание на королевство Рюкю, расположенное к югу от его владений. Богатое королевство, к тому же не обладавшее сильной армией, вызвало вполне понятный интерес у японского владетеля. В 1603 г. даймё потребовал от Рюкюского королевства подчиниться Японии, однако Сё Нэй отказался, после чего даймё Симадзу Тадацунэ обратился к сегуну Токугаве и взял у него разрешение на проведение вооруженной операции против Рюкюского королевства. Весной 1609 г. войска Сацумы вторглись на территорию острова Окинава. Хорошо вооруженные и подготовленные японские самураи достаточно быстро разгромили окинавское ополчение, взяли штурмом замок Сюри и захватили в плен рюкюского вана Сё Нэя.

Прошлое и будущее Рюкю. Родина карате не теряет надежды на избавление от американских баз
— король Сё Нэй

Нэй был отправлен в Японию сроком на два года. В 1611 г. плененному правителю Рюкю разрешили вернуться домой, но при этом заставили подписать мирный договор с Японией, в соответствии с которым Рюкюское королевство признавало свой вассалитет по отношению к Сацуме. Острова Амами и Осима вошли в состав Сацумы, а остальная часть архипелага Рюкю осталась под управлением рюкюских ванов. Кстати, это разделение сохранилось и до сих пор — в современной Японии острова Амами и Осима входят в состав префектуры Кагосима, а остальная часть архипелага — в состав Окинавы. Примечательно, что после установления зависимости от Сацумы, Рюкюское королевство не освободилось и от вассальных обязательств по отношению к Китаю. Рюкюским ванам пришлось платить двойную дань — китайскому императору и сацумскому даймё. В 1615 г. серьезно ухудшились отношения Китая и Японии, после чего Китай закрыл свои порты для японского флота. Рюкюское королевство оказалось практически единственным торговым посредником между Японией и Китаем. Прекрасно понимая стратегическую значимость Рюкю для японо-китайской торговли, даймё Сацумы потребовал от ванов Рюкю играть роль независимого государства. Для маскировки в Рюкюском королевстве были введены запреты на японский язык, японские имена и одежду, а японцам запрещалось посещать территорию Рюкюского королевства без специального разрешения. Однако китайское руководство все равно получило информацию об истинном положении дел в Рюкюском королевстве. Тем не менее, учитывая важность японо-китайской торговли, обе стороны делали вид, что Рюкюское королевство является независимым государством.

Таким образом, Рюкю получило особый статус, находясь и под контролем японского княжества Сацума, и имея вассальные обязательства по отношению к Китаю. Впрочем, если обязательства по отношению к Японии были вполне серьезными и заключались в ежегодной уплате внушительной дани, то рюкюская зависимость от Китая скорее носила церемониальные функции. На протяжении достаточно длительного отрезка времени, с XVII по XIX вв., Рюкюское королевство сохраняло и аутентичную систему управления и культуру, отличавшуюся как от японской, так и от китайской. Многие японские историки рассматривают Рюкю этого периода как «иностранное государство в составе японской конфедерации».
Следует отметить, что вассальные обязательства по отношению к княжеству Сацума не стали препятствием для дальнейшего развития самобытной рюкюской культуры. Настоящим центром культуры и образования архипелага Рюкю стала окинавская деревня Кумэ. Здесь было создано единственное в государстве учебное заведение, в котором преподавались китайская философия и литература. Студенты из Кумэ отправлялись для дальнейшего продолжения образования в Китай — в провинцию Фуцзянь и в Пекин. Так что, несмотря на вассалитет по отношению к Японии, именно китайская культура оставалась главным источником влияния на культуру островов Рюкю. Конфуцианская философия, китайская литература и китайский язык считались обязательными предметами для изучения образованной молодежью из знатных семей. Именно учеными Кумэ были написаны первые книги по истории Рюкюского королевства. Кстати, несмотря на вассалитет по отношению к японскому княжеству Сацума, рюкюское руководство сохраняло полную автономию в вопросах внутренней политики и администрирования, руководствуясь не японской, а китайской моделью организации управления.

Прошлое и будущее Рюкю. Родина карате не теряет надежды на избавление от американских баз
— замок Сюри, резиденция рюкюских королей

Прокитайские настроения были очень сильны среди рюкюской знати, которая считала Китай культурной страной, а Японию — «страной варваров». На Рюкю господствовало отношение к Китаю как к источнику всех положительных моментов в жизни острова, начиная с религии и философии и заканчивая многочисленными бытовыми и хозяйственными заимствованиями. С китайским культурным влиянием на островах Рюкю связывается и история рюкюских боевых искусств, известных как «тотэ», или «окинава-тэ». Именно на островах Рюкю произошло формирование и развитие всемирно известного карате — под влиянием проникших на острова стилей китайского ушу, практиковавшихся в провинции Фуцзянь, имевшей наиболее развитые торговые и культурные связи с Окинавой. Первым учителем карате историки называют некоего Сакугаву, который обучался в Китае, а позже открыл собственную школу боевых искусств на Окинаве. Большинство первых мастеров карате, закладывавших основы этого боевого искусства и популяризовавших его в японском обществе, также по своему происхождению были выходцами с острова Окинава. К примеру, Мацумура Сокон служил телохранителем у рюкюского вана Сё Ко, затем — у вана Сё Ику и у последнего рюкюского монарха Сё Тая.

Подчинение Рюкю Японии

Революция Мэйдзи в Японии способствовала усилению национальных политических амбиций. Преодоление феодальной раздробленности поставило перед японским правительством и задачу по решению политического статуса островов Рюкю. Поскольку японское руководство стремилось к установлению полного господства на островах, было решено включить Рюкю в состав Японии, тем самым уничтожив рюкюскую государственность. В 1871 г. в Японии был ликвидирован институт ханов — автономных княжеств, вместо которых создавались префектуры. Государство Рюкю, находившееся в вассальной зависимости от княжества Сацума, было временно подчинено префектуре Кагосима, хотя и сохраняло статус отдельной административной единицы. Тем временем, произошел трагический случай, послуживший официальным поводом для ликвидации рюкюской государственности. В ноябре 1871 г. 54 рыбака с островов Рюкю были убиты на острове Тайвань местными племенами гаошань (аборигены, близкие к индонезийским народам). Ответным действием Японии стало давление на Рюкю, чтобы государство вошло в состав Японии — якобы для собственной безопасности рюкюсцев. В 1872 г. японское правительство вынудило власти Рюкю официально обратиться к императору Японии с просьбой о переименовании государства Рюкю в княжество Рюкю — Рюкюхан. Так ван Рюкю Сё Тай получил статус японского дворянина — кадзоку и стал князем Рюкюского княжества, подчиненного в административном отношении министерству иностранных дел Японии. После того, как Рюкю было формально включено в состав Японии, в 1874 г. японское правительство отправило на остров Тайвань военную экспедицию. Одновременно Япония предъявила Китаю требование выплаты контрибуции и признание статуса рюкюсцев как «народа, зависимого от японского государства». Таким образом, Пекинским протоколом был впервые подтвержден статус Рюкю как территории, входящей в состав Японии, а жителей Рюкю — как граждан Японии.

В мае 1875 г. японское правительство определилось и с кандидатурой чиновника, ответственного за дальнейшую интеграцию Рюкю в состав японского государства. Им стал Мацуда Митиюки (1839-1882) — выходец из самурайской семьи Кубо, которая приходилась вассалами Тоттори-хану провинции Инаба. Еще в детстве Митиюки был отдан в фамилию Мацуда в качестве приемного сына, а в 1868 г. Митиюки, к этому времени серьезно интересовавшийся политикой и поддержавший революцию Мэйдзи, поступил на государственную службу. Он работал в должностях писаря Императорской канцелярии и заместителя судьи в суде города Киото. В 1871 году он был назначен председателем префектуры Оцу, а в1872 г. — первым председателем префектуры Сига. В марте 1875 года Мацуда был переведён в Министерство внутренних дел Японии и назначен старшим секретарём. В этом качестве он и возглавил переговорный процесс с представителями рюкюского княжества. В июле 1875 г. Мацуда Митиюки передал руководству княжества Рюкю список японских требований. Во-первых, Япония требовала прекращения отправки посольств из Рюкю в Китай, уплаты дани Цинской империи и получения ярлыков на правление от цинских императоров. Во-вторых, княжество Рюкю должно было принять японский девиз правления «Мэйдзи» вместо китайского девиза правления. В-третьих, князь Рюкю Сё Тай должен был в ближайшее время лично прибыть в столицу Японии с посольством благодарности и богатыми дарами. Однако рюкюское руководство, несмотря на очевидное силовое превосходство Японии, отвергло эти требования, унижающие достоинство правящей рюкюской династии. В январе 1879 г. Мацуда Митиюки вновь прибыл на Рюкю и повторно озвучил указанные выше требования, но и в этот раз рюкюский князь отказался покориться Японии. В марте 1879 г. Мацуда вновь прибыл на Окинаву во главе отряда из 300 японских солдат и 160 полицейских. 11 марта 1879 г. Мацуда Митиюки официально объявил о ликвидации княжества Рюкю и превращении его в префектуру Окинава. К 31 марта Мацуде удалось склонить рюкюскую знать к сдаче замка Сюри — главного военного укрепления острова, после чего суверенная государственность архипелага Рюкю была окончательно ликвидирована. После сдачи замка Сюри последний ван Рюкю Сё Тай (на фото) покинул Окинаву и выехал в Токио. Он прожил там еще более 20 лет и умер в 1901 г. в своей усадьбе в Токио. Прошлое и будущее Рюкю. Родина карате не теряет надежды на избавление от американских баз

Естественно, что аннексия островов Рюкю вызвала значительное недовольство местного населения. Некоторые представители рюкюской знати отправились в Китай — пожаловаться на поведение японских захватчиков и заручиться поддержкой китайского императора, который не желал терять власть над архипелагом и, тем более, терпеть «плевок в лицо» со стороны Японии. Китайский генералитет высказался о необходимости начала боевых действий против Японии, но министр иностранных дел Китая Ли Хунчжан попытался разрешить возникший конфликт с помощью привлечения стороннего посредника. Им стал бывший президент США Улисс Грант, как раз находившийся в это время в Китае. В июле 1879 г. Улисс Грант прибыл в Японию и предложил японскому правительству вступить в переговоры с китайской стороной и решить вопрос о принадлежности островов Рюкю мирным путем. Поскольку японское правительство пока тоже не стремилось к войне с Китаем, оно внимательно отнеслось к предложению Улисса Гранта. В октябре 1880 г. бывший американский президент предоставил японской и китайской сторонам свой план раздела сфер влияния на Рюкю. Согласно плану Гранта, острова Мияко и Яэяма оставались под управлением Китая, а взамен на эту уступку Китай признавал режим наибольшего благоприятствования в торговле для японской стороны. Но китайское правительство не поддержало план Гранта, поскольку сочло его невыгодным для Пекина. Китайская империя не собиралась расставаться с большей частью архипелага Рюкю, поэтому к соглашению между странами прийти не удалось. Тем не менее, и на открытое военное противостояние с Японией Цинский Китай не решился. Окончательно вопрос о принадлежности островов Рюкю был решен только по итогам японо-китайской войны 1894-1895 гг. Кстати, после поражения Китая в этой войне, под управление Японии перешли также остров Тайвань и архипелаг Пэнху.

Движение за независимость Окинавы и американские базы

Несмотря на создание префектуры Окинава и формальное вхождение островов Рюкю в состав японского государства, архипелаг долгое время оставался периферийным и наиболее отсталым регионом страны. Достаточно сказать, что до 1912 года японское правительство не производило практически никаких изменений в системе администрирования, налогов и сборов, организации хозяйства на островах Рюкю. Этим объяснялось существенное отставание архипелага от остальной Японии по целому ряду показателей — социально-экономических, социально-демографических, культурных. Низкий уровень жизни населения Окинавы и других островов способствовали росту миграции населения в другие районы Японии, а также на Гавайские острова и в Соединенные Штаты Америки. Во время Второй мировой войны Окинава стала единственным японским островом, на территории которого развернулись крупномасштабные бои между вооруженными силами США и Японии. Жертвами битвы за Окинаву стали сотни тысяч мирных рюкюсцев. После завершения Второй мировой войны архипелаг Рюкю был отторгнут от Японии и находился до 1972 года в зоне американской военной оккупации. На территории Окинавы были размещены американские военные базы, а в 1961-1962 гг. на территории Окинавы проводились испытания биологического оружия американской армии. Длительное время американское руководство не знало, какую именно стратегию будущего островов Рюкю реализовать на практике — так, среди американских политиков раздавались голоса в поддержку идеи о возрождении рюкюской государственности. В конце концов, в 1972 г. было решено передать архипелаг Рюкю обратно — под управление Японии. Тем не менее, американские военные базы не были выведены с территории Окинавы и вплоть до настоящего времени на территории острова располагается 14 американских военных баз. В целом, американские военные базы занимают почти 18% от общей площади острова Окинава. Естественно, что присутствие американских военных вызывает резкое недовольство со стороны населения Окинавы, поскольку наличие баз приносит им скорее вред, чем пользу. Здесь идет речь и о вреде для экологии, и о тлетворном влиянии присутствия американских военных на местное население (рост алкоголизма, проституции, преступности неразрывно связан с легкими деньгами и присутствием значительного по численности американского военного контингента). С 1972 года и возвращения Окинавы под управление Японии, на острове возникло мощное Движение за независимость Окинавы (на фото — его флаг).

Прошлое и будущее Рюкю. Родина карате не теряет надежды на избавление от американских баз Отметим, что вплоть до настоящего времени мнение рюкюсцев относительно будущего архипелага существенно различается. Можно говорить о наличии двух полярных точек зрения. Первая из них заключается в безоговорочном признании японского суверенитета над островами Рюкю. Согласно этой точке зрения, рюкюское население рассматривается как составная часть японского народа. На «японизацию» рюкюсцев нацелена официальная японская пропаганда, под эту идею подводятся этнолингвистические исследования, направленные на признание рюкюских языков диалектами японского языка, а самих рюкюсцев — японцами. Аналогичная ситуация наблюдается, кстати говоря, и на северном японском острове Хоккайдо, где потомкам местных аборигенов айнов также усиленно внушается мысль об изначальной принадлежности айнов к японскому народу и, соответственно, об отсутствии различий между айнами и японцами. Безусловно, что прояпонские настроения на архипелаге имеют под собой и вполне понятные утилитарные основания. Действительно, Япония является богатым и развитым государством, поэтому находясь в составе Японии, население островов Рюкю имеет возможность пользоваться всеми благами, доступными японским гражданам. Тем более, что за полтора столетия японского управления архипелагом Рюкю, значительная часть его жителей действительно была ассимилирована. Многие рюкюсцы носят японские имена и говорят исключительно на японском языке. Важную роль в «японизации» рюкюсцев сыграла система образования на островах, созданная по японским стандартам и действовавшая в интересах утверждения японского языка, японской культуры и японских ценностей среди населения Рюкю.

С другой стороны, достаточно значительная часть населения островов Рюкю придерживается идеи о необходимости или желательности отделения от Японии. Так, согласно данным проведенного опроса, 24,9% опрошенных респондентов считают, что Окинава и Рюкю в целом должны получить политическую независимость, если это будет разрешено японским государством. Но 20,5% опрошенных окинавцев считают, что независимость должна быть получена в любом случае, даже если правительство Японии будет выступать против отделения архипелага. Это свидетельствует о наличии сильных сепаратистских тенденций на острове. В основе национально-освободительного движения рюкюсцев находится, во-первых, стремление к восстановлению исторической справедливости — самобытной и уникальной рюкюской государственности, существовавшей на протяжении столетий и ликвидированной в результате японской аннексии. Во-вторых, сторонники независимости Рюкю руководствуются и опасениями, что дальнейшее пребывание в составе Японии фактически уничтожит самобытную рюкюскую культуру, языки и идентичность рюкюсцев, так как процессы ассимиляции и полного растворения в «японском мире» на островах Рюкю очень сильны. Наконец, еще одним фактором возникновения на острове Окинава сильного национального движения является проводимая Японией проамериканская внешняя политика. Жители Окинавы считают японское правительство виновным за присутствие на острове американских военных баз, приносящих немало проблем для населения острова. Также много претензий предъявляется и по поводу неудовлетворительного социально-экономического положения островов Рюкю. Ведь префектура Окинава является самым неблагополучным в экономическом и социальном отношении регионом Японии. Здесь — самый низкий в стране уровень жизни населения, меньше средняя продолжительность жизни, выше уровень распространения различных заболеваний.

Прошлое и будущее Рюкю. Родина карате не теряет надежды на избавление от американских баз


Настоящий пик антиамериканских настроений на Окинаве пришелся на середину 1990-х гг. и стал поворотным моментом в истории окинавско-японских взаимоотношений. Началось все с того, что в 1995 г. группа американских военнослужащих изнасиловала окинавскую школьницу. Трое военнослужащих одной из американских баз похитили и изнасиловали 12-летнюю девочку. Инцидент вызвал волну протестов со стороны местного населения. Двое насильников были осуждены на десять, а один — на шесть с половиной лет лишения свободы. Тем не менее, сторонники независимости Окинавы подчеркивают, что американские военнослужащие уже после 1972 года, когда острова Рюкю были возвращены под японскую юрисдикцию, совершили на территории Окинавы 4700 преступлений, включая 110 изнасилований и 12 убийств. Причем это данные только за период с 1972 по 1997 годы. Изнасилования местных девушек остаются наиболее распространенным видом преступлений со стороны американских военнослужащих, которые длительное время находятся на острове без нормального общения с женским полом, а кроме того несут в себе высокомерное отношение к окинавцам как к «туземцам» захваченной американцами территории. Жители Окинавы боятся отпускать своих дочерей-подростков без сопровождения взрослых, так как случаи изнасилований американскими солдатами происходят очень часто. Естественно, что претензии в сложившейся ситуации местное население предъявляет не только американскому командованию, но и японским властям, поскольку именно последние, по мнению окинавцев, виновны в разгуле американской преступности на острове. Кроме того, окинавцы часто с обидой говорят о том, что жители других японских островов совершенно неосведомлены о проблемах Окинавы. Присутствие американских военных баз не кажется им чем-то негативным, поскольку они рассматривают их скорее как источник дополнительного финансирования и рабочих мест. Между тем, люди, у которых от преступных действий американских военных пострадали родные, переполнены отчаянием, наблюдая полное безразличие японского правительства к реальным интересам своего населения. После того, как официальный Токио в конце концов ответил отказом на требования убрать американские военные базы с Окинавы и перенести их в другую часть Японии, сепаратистские настроения на архипелаге Рюкю усилились в еще большей степени.

Антиамериканские настроения, господствующие на Окинаве, идут вразрез с официальной политикой японского правительства, носящей подчеркнуто проамериканский характер. Если бы японское правительство решило вопрос с пребыванием на Окинаве американских военных баз, то, возможно, общественная поддержка рюкюского сепаратистского движения была бы существенно ниже. Однако нежелание Токио удовлетворять интересы своих граждан — жителей Окинавы, толкает последних на путь общественного недовольства и размышлений, не будет ли островам Рюкю гораздо лучше жить вне Японии? «Базы не исчезнут до тех пор, пока мы находимся под контролем японского правительства, которое подчиняется США», — заявил на пресс-конференции профессор Университета Рюкоку Ясукацу Мацусима — представитель Независимого общества изучения народов Рюкю. Это общество выступает за достижение независимости островов Рюкю, поскольку именно с обретением политического суверенитета его сторонники связывают и избавление от американских военных баз, и улучшение условий жизни населения архипелага. Действует на острове и Партия независимости Рюкю, которая также, как следует из названия, добивается достижения архипелагом политического суверенитета.

Говоря о движении за независимость Рюкю не следует забывать и о возрождении интереса к островам со стороны Китая. В ряде китайских газет опубликованы статьи, обвиняющие Японию в аннексии королевства Рюкю, которое ранее всегда считалось вассальным по отношению к Китаю. Некоторые китайские издания прямо заявляют, что Япония не имеет права на обладание островами Рюкю. Однако сами рюкюсцы относятся к подобным заявлением китайских средств массовой информации скорее с опаской -они не хотят находиться в составе Японии из-за американских военных баз, но и подчинение островов Китаю их также не прельщает.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://vistanews.ru/, http://www.japanfocus.org/, http://www.ru.jal.com/, http://nihon.my1.ru/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. parusnik 22 декабря 2015 07:52
    Японцы в плане экспансии молодцы..Где ступила нога японского солдата..всё уже Япония..и не важно кто на этой земле живет..рюкюсцы?..отпечаток ноги японца есть,значит не рюкюсцы, а японцы..алеуты?..каки таки алеуты- японцы, корейцы..тож понимашь японцы..Главное во время с оружием прийти..Спасибо, Илья..
    1. mishastich 22 декабря 2015 09:11
      Хорошие учителя были. Из Португалии и Британии.
  2. Fei_Wong 22 декабря 2015 15:26
    Ну мы тоже в своё время неплохо этак скромненько своей ногой ступили... На весь Урал и Сибирь, увеличив территорию России В РАЗЫ. Вот это я понимаю экспансия. А не пара-тройка жалких островков.
  3. tacet 22 декабря 2015 16:36
    На сколько серьёзно движение за независимость Рюкю ? Столь же крупное движение как "Армия освобождения Техаса "?
    НЕ раздуваем ли из мухи слона ?
    1. voyaka uh 22 декабря 2015 16:52
      В самой России призыв к любому сепаратизму, к самостоятельности - серьезное
      уголовное преступление, караемое реальным сроком в тюрьме, если не ошибаюсь?
      1. ибирус 22 декабря 2015 18:28
        следует обратить внимание, что призывы к отделению раздаются там, где есть что-то интересное в недрах.
  4. Type 63 22 декабря 2015 19:47
    Даешь Окинавскую народную республику!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня