Боевая анкета-10: Школа боевого самбо Н.И. Борисова



Ученики Николая Ивановича Борисова говорят, что после обучения у него они уже не могли обучаться у кого-либо другого - более грамотного тренера им найти не удалось. С одной стороны Борисов был подготовленным рукопашником с опытом работы в разных странах мира, с другой - преподавателем, имеющим физкультурно-педагогическое образование, с третьей - умным и интересным человеком. О направлении Н.И. Борисова рассказали его ученики - Валерий Валентинович Волостных и Василий Геннадьевич Егоров (продолжатель дела Николая Ивановича).




1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении

- Прикладная система боевого самбо, основанная на биомеханике и естественных движениях.

2. Девиз стиля (школы, направления)

- "Жить и убивать надо весело!", "Напрягаться не надо!", "Драки не будет!"(Н.И. Борисов) - имеется в виду, что нельзя тратить время на драку, так как противников может быть несколько. Надо максимально быстро нейтрализовать противника. Второе значение - уход с линии атаки, чтобы противник пролетел мимо тебя, провалившись.

3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал)

- От Николая Ивановича, которого научило государство, а еще от его отца, который был инструктором у знаменитого В. Маргелова. Маргелову была поставлена задача создать мобильные войска, которые решали бы тактические вопросы в неглубоком тылу противника. И он начал подбирать инструкторов, которые прошли "гражданскую", умеют убивать и быстро учат убивать других.
Борисов сначала занимался спортивным самбо по наставлению отца, потом его заметили "стратеги войны" и прибрали к рукам. Он прошел 5 контрреволюций: в Венгрии, Польше, Чехословакии, Румынии и Югославии, выполняя спецзадания по сбору и доставке информации. Потом понял, что это не его и стал потихоньку отходить, вернувшись к спортивному самбо, в котором достиг званий "заслуженный мастер спорта СССР" и "заслуженный тренер СССР".
Его приглашали тренировать личных телохранителей в Лаос, Камбоджу, Вьетнам.
В 1990 году Николай Иванович открыл первую школу боевого самбо.

Вторая основа - биомеханика, естество движения. Никаких напряженных блоков, лишь понимание движения и себя. Будешь ли ты выполнять движение с мыслями о страхе, или с мыслями о ловкости? Как ты будешь управлять своей внутренней силой? Напряжешься - расколешься. Обмякнешь как пьяный - не сломаешься.

Система по происхождению ближе к зафронтовым "нелегалам", работавшим в пределах 150 км от линии фронта.
Система отрабатывалась на живых людях, изучалось, какие удары какой силы могут принести наибольший вред. Стояла задача - создать такую методику, с помощью которой можно научить особо одаренных людей за 3 месяца.

4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести


- Более мягкое, свободное, "плясовое" отношение к себе и к миру. Когда все легко. Когда человеку трудно, он плясать не может. Будет "бычиться", рычать и ругаться матом.
Еще спокойствие вместо дерганности и истерик. Умение поспешать не поспешая. Будешь работать спокойно - успокоишь любую взвинченную ситуацию. Надо научиться думать, раскачивать ситуацию, а не умничать. Человек учится принимать мгновенные решения.
Уметь сохранять равновесие - физическое и душевное. Скользить по жизни легко и непринужденно. Без лишних эмоций.
Уметь чувствовать движение, управлять своим телом.
Отношение к жизни Борисова срисовывалось теми, кто у него занимался.
Внешне боец может быть не накачанным. Это невидимое оружие. Сам Николай Иванович был невысоким, пухлым, с толстой шеей.

5. Методика обучения

- Обезьяний метод - Борисов показывал, ученики повторяли.

Применялась стрессовая методика для наработки рефлекса.
Например, человек делает кувырок, вскакивает и напарник тут же его атакует. Причем, напарник может по заданию бить по-настоящему. Тогда возникает мини-стресс.

6. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т.д.)

- Удары со временем должны становиться все менее размашистыми, все более короткими и незаметными. Основные цели - "лицо и яйцо" (по выражению Н.И. Борисова). Все должно быть элементарно.

7. Тактика направления

- Система атакующая стратегически. Нападающему только кажется, что он атакует.
Есть принципы:
- уход с линии атаки
- сохранение равновесия - управляя своим равновесием, научишься управлять и равновесием противника
- прилипания - если работать в схватке на расстоянии, это оборонительная техника; надо "прилипать" к противнику - а для этого надо приблизиться к нему, то есть, напасть на него. Надо образовать с противником один центр тяжести.
- вариативности - мышлений, действий.

И другие принципы. Для этого на тренировках стараются как можно больше разнообразить свои движения, повысить интеллект движений. Можно делать красиво, как в балете, а можно рублено, как уголовники.

Для развития импровизации, спонтанности действий в бою существует спецгимнастика, в которую вкрапляются боевые связки.

8. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?

- Спаррингов нет. Желающие выступают на соревнованиях Федерации боевого самбо России.

9. Физподготовка (общая и специальная) - в том числе работа с отягощениями, свободными весами, своим весом

- Час разминки (спецгимнастики), потом отработка техники (в идеале в режиме высокой интенсивности).
Стандартная работа с гирей. Вес - 32 кг., например. Не перебарщивая с количеством повторений, чтобы не закрепощаться и не травмировать позвоночник.
СФП входит в разминку, проводится в общем комплексе.

10. Работа против группы

- Принцип простой - умеешь работать с одним, сумеешь и с группой. Если нападение не внезапное, конечно же. Стратегический принцип в таком случае - сохранение равновесия. Он выполняется за счет тактических методов, которые опять же нарабатываются на разминке. При этом выведение противников из равновесия.

11. Работа против оружия/с оружием

- Умеешь защищаться от ножа, сможешь работать и с ножом, не задумываясь. Для работы с оружием и безоружной работы используются одни и те же движения конечностей и корпуса. Общая биомеханика, общая моторика.

12. Работа на земле (в партере)

- Есть (узлы и рычаги). Только без спортивных ограничений, что делает технику высокотравматичной.

13. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.)

- Направление Н.И. Борисова - это вьюрковая работа, на оси вращения, с тычковыми ударами. Она одинакова, что на суше, что в воде. А так любая ситуация нестандартна. Стандартные даются при обучении, как пример. Противники обычно подлые и хитрые. Нужно уметь мыслить вариативно, разнообразно. Выигрывает тот, кто мыслит шире.

14. Психологическая подготовка

- В спецчастях резали животных для закалки психики. И наблюдали, сможет ли человек это сделать. Все просто. В итоге человек готов выполнить любой приказ. Если нет, его отчисляют. То есть, производится отбор.
У нас это делается через соревнования.

15. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.)

- В любом случае будет эффект, если тренер не будет просто делать на этом коммерцию. А вообще на тренировках возникают микроразрывы, и если человек не обращает внимания на это, организм вырабатывает больше тестостерона, что полезно для здоровья.
В любом случае физическая активность полезна для здоровья. Человек становится более ловким, координированным.

16. Уникальные особенности направления (стиля, школы)

- В том, что единственная открытая школа, в которой ведется преподавание по такой методике. Это направление шире, чем борьба. Иногда жизнь ставит в такую ситуацию, когда либо ты, либо тебя. И это направление помогает научиться тому, как отстоять свои интересы.

17. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя в помощью данного направления)

- Обычно ученик не может объяснить, как все произошло. Это по нашему мнению самое лучшее. Когда ты сделал, сработал как надо, а нож или пистолет нападающего у тебя в руке. И ты уже после сам стоишь и думаешь - как это произошло?
Одного из учеников, Антона Гопаца, даже показывали по ТВ-Центру после того, как он оборонился на улице, в сквере у метро Орехово.
Ребята, бывало, привозили отобранные у агрессоров ножи. Выходили и против троих. И всегда говорили, что школа Борисова - работает.
Подробнее о школе Н.И. Борисова можно узнать здесь: https://vk.com/schoolofborisov
Автор:
Михаил Диденко
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти