Military Review

Blucher about the sun. Part of 2

9
Blucher about the sun. Part of 2



Blucher was still creative in kind. For example, on the eve of the assault on Volochaevka, he sent a letter to the commander of the white forces, Major-General Viktor Molchanov, starting out quite unusually: “What kind of sun do you prefer, the general, the Japanese or the rising sun of the new Russian statehood?”

But the experienced Major General Molchanov (he lived until 1975, and died safely in San Francisco, having written several books of memoirs) did not heed Blucher's passionate calls and began to resist, was eventually broken and left the Country of Soviets in time. Here is how events developed in stages in February.

First of all, it was necessary to seize red station Olgohta, to turn it into a springboard for deploying an attack on Volochaevka.



On February 5, the second regiment of the Reds, supported by the 3 battery and armored train No. XXUMX, broke into the station and occupied it. Molchanov gave the order to repel the station from the Reds, but they held firmly, repelling the attacks. They were waiting for their reinforcements, but they were only able to get help in five days, because Blucher had an idea that took time to implement.

On the eve of the assault Volochaevka Blucher convened a meeting of commanders. He wanted to once again discuss the plan of the upcoming operation. Suddenly, for all he had the idea to use the experience of Perekop, and he ordered the commander of the consolidated assault brigade, Pocus, to form assault platoons, which could be reduced to assault columns with the task of breaking through the obstacles. Assault columns provide grenades, scissors, cats and axes. "

Again, it took time for the subordinate commanders to follow these instructions from Blucher. And only by December 10 all preparations were finally completed, and the commander gave the order for the offensive. On the night of February 10, the NRA troops began to develop, and in the morning the battle began for Volochaevka.

The combined Pokus brigade, the partisan detachments of Petrov-Teterin and Shevchuk began an immediate assault on the Volochaev fortifications, and the Transin-Baikal group of Tomin went along the Amur, bypassing the left flank to strike at the nearest rear of the Whites and surround it in Khabarovsk.

The first men approached the wire obstacles the soldiers of the sixth regiment and rushed to the assault. To cut the wire, there was a shortage of scissors, and the men with rifle butts tore at the barbed wire, dug frozen ground with bayonets and pulled out stakes under heavy crossfire from white machine guns and armored trains (one of them was the Kappelevz armored train).



In the center of the White fortifications stormed the team of the Red intelligence officers of the special Amur regiment, but it was also stuck. Twice the commander of the sixth regiment, Zakharov, led his fighters to attack, but strong fire blocked their path. The only tank that supported the advancing Reds was hit on the way to the barriers.

To continue the attack the red parts could not. “The fighters lay in front of the wire, buried in the snow. The fight gave no results. Losses were big. Over 400 man dropped out that day. By night the frost increased, the blizzard rose. All night and all the next day the red ones lay in the open air, ”the participants in the battles recall.

Blücher decides to regroup the troops the next day and prepare them for a new offensive.

By the evening of February 11, railway bridges were restored and armored trains pulled up to the front. At dawn 12 February three gun shots of the armored train No. 9 served for the new red attack. After an hour of artillery training, the fighters went on the attack again. White armored trains opened hurricane flank fire. Then artillerymen came to the aid of the Red infantry. The white armored trains retreated. This made it possible for an armored train of the Reds No. 8 to move forward, break into the White’s disposition and open fire. This allowed the lying red fighters to rise again in the attack.

At the same time, Blücher demanded from Tomin, who crashed the whites on the right flank and freed the Upper and Lower Spasskoe strongholds, "in the most decisive way to come to the aid of the Joint Infantry Brigade ... and strike at the rear of the enemy's volochayevsky group. The strike must be swift and decisive. ” The strike time was not indicated in the order, only general formulations. Tomina's bypass column went to the rear of the whites and set fire to a wooden bridge a few kilometers from Volochaevka.

The February 12 People’s Revolutionary Army Revolutionary Field Headquarters report states that “The combined rifle brigade, having surrounded Volochaevka by February 11 evening, today launched a decisive attack, acting on the right flank of the 6 and 3 regiments, and simultaneously striking The 4 Cavalry Regiment from Danilovka in 11 hours 32 minutes took Volochaevka. The resistance was so great that our units, rushing to the fortifications of the enemy, were shot with canister, hanging on a wire. ”



Order of the Red Banner and honorary revolutionary weapons “T” was awarded to the military regiment brigade Vasily Tregubenkov (RVSR Order No. 82 from 1923) for being “under the Volochaevka 12 station in February 1922, when our units approached the first row of wire obstacles in person, he by example, dragging fighters behind him, despite the fierce fire of the enemy, rushed to the wire barriers, which contributed to the success of our units in this area of ​​the battle. ”

Volochaevka was taken.

And Blucher's journey in the Far East in 1922 was completed.

February 14 Reds liberated Khabarovsk.



And in July, 1922, Blucher was recalled to Moscow. In August of the same year, he was appointed commander-commissar of the first rifle corps stationed in Petrograd and its surroundings. He also becomes commandant of the Petrogradsky fortification district. For two years, Blücher has worked in this position and is sent to the East again. But it is different история.
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Andryukha G
    Andryukha G 25 December 2015 07: 10
    10
    From the heroes of bygone times there are sometimes no names left.
    Those who have taken a difficult fight have simply become land and grass.
    Only the formidable valor of them settled in the hearts of the living.
  2. parusnik
    parusnik 25 December 2015 08: 07
    +4
    Spassk assault nights, Volochaev days ...
  3. aszzz888
    aszzz888 25 December 2015 08: 32
    +4
    In the early eighties of the last century (and indeed it’s already past!) He studied in Khabarovsk. He lived in an apartment ... a former one of the secretaries of the headquarters of Blucher. Quiet, modest, pretty woman in years. Her name was Musa Pavlovna. Surname, unfortunately forgotten. I was surprised at her memory. She talked a lot about the life of Blucher and his family. You will not find such facts in print.
    She lived alone, very modestly. She earned money by renting a room. Is Muza Pavlovna alive?
  4. wertin
    wertin 25 December 2015 10: 46
    0
    Yes sir! In Khabarovsk in 1983-84 I had to visit the restaurant of the Intourist hotel. I noticed an elderly woman who often dined there. It turned out to be Glafira Lukinichna, the last wife of Blucher. I could not resist and went up to her. A completely simple woman. We talked a little, but didn't bother me too much. Then several times I saw her again in the same place. She always greeted and smiled.
  5. Aleksander
    Aleksander 25 December 2015 10: 58
    +1
    The article’s author’s interest in this character is surprisingly deservedly devoured by the same system that he created. It was on the basis of his denunciations that his two wives, a daughter, a sibling with his wife, were shot, this is the main thing that clearly characterizes his deeds ....
    1. Heimdall49
      Heimdall49 25 December 2015 11: 54
      +1
      Well, then it is, but Blucher was not the last person in terms of talent among the red commanders. Interesting to read.
      1. Allax
        Allax 5 January 2016 18: 57
        0
        Well, I don’t know about "not the last in talent." As far as I understood from the article, Blucherov's idea of ​​using the experience of Perekop only led to the fact that his soldiers lay in the snow all day in the open air and white machine guns. And the situation was saved by a roundabout maneuver of Tomina, who hit the white in the rear.
  6. moskowit
    moskowit 25 December 2015 12: 22
    +2
    The photo that opens the article is not at all suitable for an article about Blucher. It depicts the "Officer" armored train, which operated on other theaters, and exclusively in the White Army. Half of the lettering and emblem are easy to read. The hero of Polina Efimova's articles, showed his military leadership talents in other theaters of military operations of our vast country ...

    "... Formed on August 7, 1918 after the capture of Yekaterinodar by the Volunteer Army from the armored areas left by the retreating troops of the Red Army on the left bank of the Kuban. In view of the fact that the Red Army blew up the bridge across the Kuban and white armored trains remained on the right bank of the river, for a time it became the main armored train Volunteer Army. Initially, it consisted of one open platform with a three-inch cannon of the 1900 model and two machine-gun armored platforms. The first commander of the armored train was the captain of Kharkovtsev ... "(from Wikipedia).
  7. Nross
    Nross 25 December 2015 15: 16
    0
    It was a disaster not only for the entire Russian people, but for the whole of Russia.

    Some said that the aristocracy is the basis of statehood, while others say that it is better without it. (This is by the way about the results of Yeltsin’s privatization) ....

    How strongly those affairs of the past days resemble the Belarusian-Russian-Ukrainian relations of the past 25 years. Apparently, indeed, the Anglo-Saxons, incl. and in Weimar Germany, more than effective "diplomacy". Everything is superimposed on the social aspect, and more than ever it is similar to today's Russia (except that demography is not to hell).

    Sometimes you are amazed at how weak and stupid a person is who is capable of believing the admonitions of "enemies" and the sweet speeches of "friends" who advocate that a brother should kill a brother ...
  8. sledge
    sledge 25 December 2015 16: 27
    +1
    Good article
  9. The comment was deleted.

Блюхер о солнце. Часть 2

Блюхер о солнце. Часть 2


Блюхер был всё же творческой натурой. Например, накануне штурма Волочаевки он направил командующему белыми войсками генерал-майору Виктору Молчанову письмо, начав его весьма необычно: «Какое солнце предпочитаете, вы, генерал, японское или восходящее солнце новой русской государственности?»

Но опытный генерал-майор Молчанов (он прожил до 1975 года и благополучно скончался в Сан-Франциско, написав несколько книг мемуаров) не внял страстным призывам Блюхера и стал оказывать сопротивление, в конечном итоге был сломлен и вовремя покинул Страну Советов. Вот как поэтапно развивались события в феврале.


Прежде всего красным необходимо было овладеть станцией Ольгохта, чтобы превратить её в плацдарм для развёртывания наступления на Волочаевку.

Блюхер о солнце. Часть 2


5 февраля второй полк красных при поддержке 3-й батареи и бронепоезда №8 ворвался на станцию и занял её. Молчанов отдал приказ отбить у красных станцию, но те держались стойко, отбивая атаки. Они ждали подкрепления своих, но помощь смогли прийти к ним только через пять дней — потому, что у Блюхера возникла идея, на реализацию которой потребовалось время.

Накануне штурма Волочаевки Блюхер собрал совещание командиров. Он хотел ещё раз обсудить план предстоящей операции. Неожиданно для всех у него возникает идея использовать опыт Перекопа, и он приказал командиру сводной штурмовой бригады Покусу «сформировать штурмовые взводы, которые свести в штурмовые колонны, имеющие задачей прорыв заграждений. Штурмовые колонны снабдить гранатами, ножницами, кошками и топорами».

Опять понадобилось время, чтобы нижестоящие командиры выполнили эти указания Блюхера. И только к 10 декабря все приготовления, наконец, были закончены, и главком отдал приказ о наступлении. В ночь на 10 февраля войска НРА начали развёртываться, а утром начался бой за Волочаевку.

Сводная бригада Покуса, партизанские отряды Петрова-Тетерина и Шевчука начали непосредственный штурм волочаевских укреплений, а Забайкальская группа Томина направилась вдоль Амура в обход левого фланга для удара по ближайшему тылу белых и окружения его в районе Хабаровска.

Первыми подошли к проволочным заграждениям бойцы шестого полка и бросились на штурм. Чтобы перерезать проволоку, не хватало ножниц, и бойцы прикладами рвали колючую проволоку, штыками копали промёрзшую землю и вытаскивали колья под сильным перекрёстным огнём из пулемётов и бронепоездов белых (один из них — бронепоезд «Каппелевец»).

Блюхер о солнце. Часть 2


В центре укрепления белых штурмовала команда красных разведчиков особого Амурского полка, но и она застряла. Дважды командир шестого полка Захаров водил своих бойцов в атаку, но сильный огонь преграждал им путь. Единственный танк, который оказывал поддержку наступающим красным частям, на подходе к заграждениям был подбит.

Продолжать атаку красные части уже не могли. «Бойцы лежали перед проволокой, зарывшись в снег. Бой не дал никаких результатов. Потери были большими. Более 400 человек выбыло в тот день из строя. К ночи мороз усилился, поднялась пурга. Всю ночь и весь следующий день красные лежали под открытым небом», — вспоминают участники боёв.

Блюхер решает на следующий день перегруппировать войска и подготовить их к новому наступлению.

К вечеру 11 февраля были восстановлены железнодорожные мосты и к фронту подтянулись бронепоезда. На рассвете 12 февраля три орудийных выстрела бронепоезда № 9 послужили для новой красной атаки. После часовой артиллерийской подготовки бойцы пошли снова в атаку. Бронепоезда белых открыли ураганный фланговый огонь. Тогда на помощь красной пехоте пришли артиллеристы. Бронепоезда белых отступили. Это дало возможность бронепоезду красных № 8 двинуться вперёд, ворваться в расположение белых и открыть огонь. Это позволило лежащим красным бойцам снова подняться в атаку.

Одновременно Блюхер потребовал от Томина, разбившегося белых на правом фланге и освободившего опорные пункты Верхне- и Нижне-Спасское, «самым решительным образом прийти на помощь Сводной стрелковой бригаде… и нанести удар в тыл волочаевской группе противника. Удар должен быть скорым и решительным». Время удара в приказе не указывалось, лишь общие формулировки. Обходная колонна Томина вышла в тыл белых и подожгла деревянный мост в нескольких километрах от Волочаевки.

В оперативной сводке полевого штаба Народно-революционной армии от 12 февраля говорится, что «Сводная стрелковая бригада, окружив к вечеру 11 февраля Волочаевку, сегодня перешла в решительную атаку, действуя на правом фланге 6-м и 3-м стрелковыми полками, и одновременно ударом 4-го кавалерийского полка со стороны Даниловки в 11 часов 32 минуты заняла Волочаевку. Сопротивление было настолько велико, что наши части, бросаясь на укрепления противника, расстреливались картечью, повисая на проволоке».

Блюхер о солнце. Часть 2


Орденом Красного Знамени и почётным революционным оружием «Т» был награждён военкомбриг сводной стрелковой Василий Трегубенков (Приказ РВСР № 82 от 1923 года) за то, что в бою «под станцией Волочаевкой 12 февраля 1922 года, когда наши части под покровом ночи подошли к первому ряду проволочных заграждений, он, личным примером увлекая за собой бойцов, невзирая на яростный огонь противника, бросился на проволочные заграждения, чем способствовал успеху наших частей на этом участке боя».

Волочаевка была взята.

А путь Блюхера на Дальнем Востоке в 1922 году завершался.

14 февраля красные освободили Хабаровск.

Блюхер о солнце. Часть 2


А в июле 1922 года Блюхера отозвали в Москву. В августе этого же года его назначают командиром-комиссаром первого стрелкового корпуса, стоящего в Петрограде и его окрестностях. Он также становится комендантом Петроградского укрепительного района. Два года Блюхер работает в этой должности и снова его отправляют на Восток. Но это другая история.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. Андрюха Г 25 декабря 2015 07:10
    От героев былых времен не осталось порой имен.
    Те, кто приняли трудный бой, стали просто землей и травой.
    Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
  2. parusnik 25 декабря 2015 08:07
    Штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни...
  3. a.s.zzz888 25 декабря 2015 08:32
    В начале восьмидесятых прошлого века (а ведь действительно уже прошлого!) учился в г.Хабаровске. Проживал на квартире... бывшего одного из секретарей штаба Блюхера. Тихая, скромная, миловидная уже в годах женщина. Звали её Муза Павловна. Фамилию, к сожалению подзабыл. Удивлялся её памяти. Она многое рассказывала о жизни Блюхера и его семьи. Таких фактов не встретишь в печати.
    Жила одна, очень скромно. Подрабатывала тем, что сдавала комнату. Жива-ли, Муза Павловна?
  4. wertin 25 декабря 2015 10:46
    Так точно! В Хабаровске в 1983-84 годах приходилось бывать в ресторане гостиницы "Интурист". Обратил внимание на пожилую женщину, частенько там обедавшую. Это оказалась Глафира Лукинична, последняя жена Блюхера. Не удержался и подошел к ней. Совершенно простая женщина. Немного поговорили, но особо не стал надоедать. Потом несколько раз видел её снова там же. Всегда здоровалась и улыбалась.
  5. Aleksander 25 декабря 2015 10:58
    Удивителен интерес автора статьи к этому персонажу, которого вполне заслуженно сожрала та же система, которую он создавал. Именно на основании его доносов были расстреляны две его жены, дочь, родной брат с женой-вот это и есть главные, ярко его характеризующие деяния....
    1. Heimdall49 25 декабря 2015 11:54
      Ну так то оно да, но Блюхер не последний был человек по уровню дарований среди красных полководцев. Интересно почитать.
      1. Allax 5 января 2016 18:57
        Ну не знаю, насчёт "непоследнего по уровню дарований". Насколько я понял из статьи, Блюхеровская идея использовать опыт Перекопа привела лишь к тому, что его солдаты целый день лежали в снегу под открытым небом и пулемётами белых. А положение спас обходной манёвр Томина, ударившего белым в тыл.
  6. moskowit 25 декабря 2015 12:22
    Фотография открывающая статью, совсем не подходит для статьи о Блюхере. На ней изображён бронепоезд "Офицеръ", который оперировал на других ТВД, и исключительно в Белой Армии. Половина надписи и эмблема легко читаются. Герой статей Полины Ефимовой, свои полководческие дарования проявлял на других театрах военных действий нашей огромной страны...

    "...Сформирован 7 августа 1918 года после взятия Добровольческой армией Екатеринодара из бронеплощадок, оставленных отступающими войсками РККА на левом берегу Кубани. Ввиду того, что Красная Армия взорвала мост через Кубань и белые бронепоезда остались на правом берегу реки, на время стал основным бронепоездом Добровольческой Армии. Первоначально состоял из одной открытой платформы с трехдюймовым орудием образца 1900 года и двух пулеметных бронеплощадок. Первый командир бронепоезда — капитан Харьковцев..." (из Википедии).
  7. Nross 25 декабря 2015 15:16
    То была катастрофа не только всего русского народа, но и всей России.

    Одним сказали, что аристократия - основа государственности, другим, что лучше без неё. (это к слову о результатах ельцинской приватизации)....

    Как же это сильно те дела минувших дней напоминают белорусско-российско-украинские отношения последних 25 лет. Видать и вправду у англосаксов, в т.ч. и в веймарской германии, более чем эффективная "дипломатия". Всё накладывается на социальный аспект, и как никогда он похож на сегодняшнюю Россию(разве что демография ни к чёрту).

    Порой поражаешься, на сколько же слаб и глуп человек, способный поверить увещеваниям "врагов" и сладким речам "друзей", ратующих за то, чтобы брат убил брата....
  8. санёк 25 декабря 2015 16:27
    Хорошая статья
  9. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня