Боевая машина огнеметчиков-тяжелая (БМО-Т)

БМО-Т – это российская тяжелая боевая машина огнеметчиков, основное предназначение которой – это транспортировка личного состава огнеметного отделения при непосредственном боевом контакте с противником. Машина была принята на вооружение в 2001 году. Боевая машина огнеметчиков была создана на базе основного боевого танка Т-72. За счет этого лобовая броня обеспечивает хороший уровень защиты экипажа основного танка. Всего машина способна перевозить 9 человек (2 – экипаж, 7 – десант). Стоимость одной БМО-Т в ценах 2009 год составляла 12 322 050 рублей. Машина была показана на Международной выставке высокотехнологичной техники и вооружения в Омске в этом году, при этом какой-либо информации о машине представлено не было, в статичной экспозиции она не выставлялась.

БМО-Т производится на базе танкового шасси, без существенной переделки корпуса, кроме боевого отделения и крыши. В районе отделения управления и боевого отделения смонтирована специальная броневая надстройка коробчатой формы, стенки которой вместе с отделением управления образуют обитаемый отсек, в котором расположены места для экипажа: механика-водителя и командира, а также отделения гранатометчиков в составе 7 человек. Боекомплект пусковых труб РПО «Шмель» составляет 32 единицы, которые хранятся в обитаемом отсеке и дополнительной укладке на левой надгусеничной полке. РПО занимают значительный объем и при транспортировке хранятся в специальных стеллажах, имеющих быстроразъемное крепление.

Броневая защита лобовой части корпуса БМО-Т выполнена на уровне ОБТ Т-72, боковые надстройки изготовлены разнесенными с установкой в них динамической защиты, топливных баков и вспомогательного оборудования. Боковые стенки продлены от кормы до перегородки МТО и имеют внутренние секции под различное перевозимое оборудование. На борта корпуса могут устанавливаться дополнительные силовые экраны, оснащенные динамической защитой. Тяжелая боевая машина огнеметчиков обладает бронезащитой на уровне современных ОБТ, низким силуэтом и незначительной сложностью переделки базового танкового шасси. Масса машины составляет 43,9 тонн.


Боевая машина огнеметчиков-тяжелая (БМО-Т)

БМО-Т обеспечивает для огнеметчиков более высокий уровень защиты, комфорта, а также эргономичности условий работы по сравнению с машинами, которые создавались на базе БМП-1/2. БМО-Т может применяться в составе танковых соединений и мотопехотных бригад при борьбе с хорошо укрепленными огневыми точками противника, включая ДОТы. При этом машина может использоваться автономно, выполняя задачи по уничтожению отдельных групп противника и их временных оборонительных сооружений. БМО-Т обеспечивает десанту возможность безопасной высадки в условиях боя, через десантные люки, находящиеся в кормовой части броневой надстройки, одновременно с этим десант спереди и с бортов прикрыт бронированной надстройкой, боковыми стенками и поднятыми дверцами.

Описание конструкции, бронирование

В качестве базового гусеничного шасси выступает шасси танка Т-72 с его моторно-трансмиссионным отделением, ходовой частью и бронекорпусом, имеющим динамическую защиту и отделением управления. Люк механика-водителя имеет осевое расположение. Корпус БМО-Т вместо крыши боевого отделения танка имеет охватывающую его борта броневую надстройку, которая вместе с передним лобовым листом, бортами, днищем и моторной перегородкой образует совмещенное отделение управления с отсеком десанта, в котором размещаются командир машины и огнеметчики. На крыше надстройки со смещением влево находится проем с ОПУ – опорно-поворотным устройством, на котором смонтирована вращающаяся командирская башенка с люком и установленной зенитно-пулеметной установкой, имеющей дистанционное управление.

На неподвижном погоне опорно-поворотного устройства через кронштейны внутри отсека крепится сиденье командира машины. К бортам корпуса шасси крепятся сиденья огнеметчиков. Боекомплект огнеметов размещен по-походному в разнесенных стеллажах, имеющих быстроразъемное крепление. Один стеллаж находится справа от командирского сидения в поперечной плоскости БМО-Т, второй находится слева от командирского сидения вдоль борта со смещением в сторону отделения управления. Третий стеллаж находится в продольном сечении машины между сидениями десанта.

Боевая машина огнеметчиков-тяжелая (БМО-Т)

Люки для выхода десанта расположены на крыше надстройки и в задней ее части. На кормовом листе корпуса БМО-Т установлены подпружиненные подножки, которые обеспечивают более удобное десантирование и посадку огнеметчиков. Для того чтобы десантники могли наблюдать за происходящим на поле боя, в крыше надстройки установлены приборы наблюдения.

Наибольшая защита обеспечивается во фронтальной проекции, где лобовой лист корпуса базового танка переходит в переднюю стенку надстройки с разнесенной броней, встроенной динамической защитой и пакетами комбинированной брони. В лобовой проекции БМО-Т имеет противоснарядное бронирование. Если же говорить о защите с бортов, то она обеспечивается бортовыми плитами, имеющими динамическую защиту, а также полостями, которые заполнены топливными баками, аккумуляторными батареями, фильтровентиляционной установкой и пускорегулирующей аппаратурой. На внутренней стороне отделения десанта установлен противоосколочный подбой. По мнению разработчиков БМО-Т бортовое бронирование надежно защищает экипаж и десант от большинства современных противотанковых средств, используемых пехотинцами в ближнем бою.

Вооружение

Для борьбы с живой силой противника и самозащиты от низколетящих воздушных целей на БМО-Т установлена 12,7-мм пулеметная установка закрытого типа, имеющая дистанционное управление. В качестве основного вооружения используется зенитный 12,7 мм. пулемет НСВ. Его боекомплект составляет 1000 патронов. Помимо пулемета в машине перевозится 32 единицы 93-мм огнемета РПО-А «Шмель». Также для постановки дымовых завес используется 12 81-мм гранатометов системы 902А из состава комплекса электрооптической активной защиты от высокоточного вооружения «Штора».

Боевая машина огнеметчиков-тяжелая (БМО-Т)

Основным оружием десанта БМО-Т является реактивный пехотный огнемет «Шмель», созданный в 1976 году в Конструкторском бюро Приборостроения города Тулы. Огнемет был принят на вооружение в конце 80-х годов, сменив в войсках РПО «Рысь». РПО-А «Шмель» - это огнемет одноразового применения. Его ствол-контейнер используется для транспортировки и пуска одной капсулы, после выстрела контейнер можно выбрасывать. Внутри ствола расположена капсула, содержащая зажигательную смесь и пороховой двигатель. Во время выстрела пороховой двигатель разгоняет капсулу в канале ствола и, отделяясь от заряда, вылетает назад вместе с пороховыми газами от выстрела. Полет капсулы с зажигательной смесью стабилизируется при помощи ее хвостового оперения. Огнемет имеет прицельное приспособление рамочного типа с подвижным целиком, прицельная дальность стрельбы составляет 600 метров.

Основной разновидностью заряда является термобарический. Данный заряд предназначен для уничтожения укрытых огневых средства в полевых условиях, в городе, в горах, а также для разрушения различных укрытий, уничтожения автомобильной и легкобронированной техники. Боеприпас РПО-А при взрыве на открытой местности создает избыточное давление 0,4-0,8 кг/см2 на расстоянии 5 метров от эпицентра взрыва и до 4-7 кг/см2 - в помещении объемом до 90 кубометров. Ударная волна от взрыва может «затекать» в укрытия, окопы и т.д. В зоне детонационных превращений термобарической смеси полностью выгорает кислород, а температура доходит до 800 градусов Цельсия.

Средства наблюдения и связи

Для наблюдения за обстановкой на поле боя у командира машины имеются следующие приборы наблюдения:

Прибор наблюдения электрообогревный ТНПО-160;
Прибор наблюдения командира ТКН-3;
Осветитель ОУ-3ГК, имеющий инфракрасный светофильтр.

Боевая машина огнеметчиков-тяжелая (БМО-Т)

В распоряжении механика-водителя машины находятся следующие приборы наблюдения:

Прибор наблюдения ТНПА-65;
Прибор наблюдения механика-водителя электрообогревный ТНПО-168В;
Инфракрасная фара ФГ-125;
Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВНЕ-4Б.

Десантники имеют 2 прибора наблюдения ТНПА-65, 2 прибора наблюдения ТНП-165А, и 3 прибора наблюдения заднего вида ТНПТ-3.

Для обеспечения связи в машине используется радиостанция Р-174.

Двигатель и ходовая часть

В качестве силовой установки на боевой машине огнеметчиков установлен многотопливный двигатель В-84-1 или В-84М, который развивает мощность до 840 л.с. и способен разогнать машину до 60 км/ч при движении по шоссе и до 30-40 км/ч при движении по пересеченной местности. БМО-Т имеет несколько топливных баков. Объем носовых составляет – 347 литров, объем бортовых – 961 литр. Запас хода по шоссе составляет 712 км. Для удаления пыли из пылесборника применяется 2-ступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением. В нем в роли 1-й ступени выступает циклонный аппарат, а в роли 2-й специальные кассеты.

В качестве основной выступает воздушная система пуска, которая дублируется электрической. Помимо этого, для облегчения впрыска применяются системы подогрева впускного воздуха и форсуночный подогреватель масла и охлаждающей жидкости. В качестве воздушной системы силовой установки используется двухцилиндровый поршневой компрессор АК-150СВ, рабочее давление которого составляет 120-160 кгс/см.

Боевая машина огнеметчиков-тяжелая (БМО-Т)

Силовая передача выполнена механической с повышающим редуктором, соосными передачами и бортовыми коробками передач. Повышающий редуктор обладает приводами на стартер, компрессор и вентилятор системы охлаждения. Коробка передач механическая с гидравлическим включением фрикционов. БМО-Т имеет 8 передач – 7 передних и 1 заднюю.

В БМО-Т используется гусеничный движитель танка Т-72. Ведущие колеса находятся сзади. Гусеничная лента выполняется металлической с двумя типами шарниров: металлическими или резинометаллическими. Каждая гусеничная лента состоит из 97 звеньев. В качестве опорных катков выступают двухдисковые катки с наружной амортизацией, на каждый борт имеется по 6 катков. В качестве поддерживающих используются однобандажные катки с внутренней амортизацией – по 3 катка на каждый борт.

Подвеска выполнена индивидуальной торсионной, на 1, 2 и 5 опорных катках есть лопастные гидравлические амортизаторы.
Автор: Сергей Юферев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. vadimus 28 ноября 2011 09:01
    А чем не быход? У нас пол Сибири техникой старой заставлено. Построил заводик и клепай смесь супертехнологий на старые гусеницы. И места тебе рабочие и бреши можно залатать
    vadimus
    1. Vadivak 28 ноября 2011 19:19
      Цитата: vadimus
      У нас пол Сибири техникой старой заставлено


      Я не понял то Я сам из Питера, то у нас в Сибири, Вы из Питера а живете в Сибири так наверное?
      1. vadimus 28 ноября 2011 23:49
        У нас , это в России. И Питер и Сибирь всё это Россия, не так ли?
        vadimus
        1. Vadivak 30 ноября 2011 17:16
          Будете у нас на Колыме....
    2. ereke 28 ноября 2011 23:38
      Для таких боевых машин ненадо основного танкового завода и строить тоже новый не к чему. Их в других странах создают на танкоремонтных заводах при минимальных затратах. В РФ много танкоремонтных предприятий и в сибири в том числе.
      ereke
  2. dred 28 ноября 2011 10:37
    Согласен с последним коментом.Старую технику переоборудовали в новую технику.
    dred
    1. Алексей Приказчиков 28 ноября 2011 14:55
      Такое подойдет только для кагонибудь бомжовника, но не для нас.
      Алексей Приказчиков
    2. ereke 29 ноября 2011 00:02
      Года два назад, точнее уже три. Я так для интереса, изучал техническое состояние танкового парка РФ (только танкового, и техническое состояние, а не боевые качества)

      Из разных источников, следует по памяти- Из 10-ти с половиной тысяч танков, в строю находилось около 4 тысяч (2008 год) складированно в резерве со 100% боеготовностью ещё 3 тысяч, итого 7 тысяч. Остальные 3,5 тысяч. на складах, в консервации. Так вот если по годам выпуска танковой техники, то -60% танков это выпуска 80-х годов,остальные 70-годов. и немного , начиная с 2004 по 2006 начали выпускать малыми партиями Т-90 разных модификации. (в 90-х танки производились в РФ на экспорт)

      Все танки, реально устаревших и изношеных в РФ были отправленный на металалом в начале 90-х по договору между США и СССР-РФ о сокращений ОСНВ (понятное дело что под резку на металалом и переплавку, недавно или относительно недавно выпущеные танки никто отдовать небудет)

      Так если взять вероятного противника россии, США. то там такого же года выпуска танки , только большинство из них 4-го поколения а не 2-3-го поколения как в РФ, и в лучшем техническом состоянии. плохое техническое состояние танкового парка РФ обьясняется не изношенностью и не естественным устариванием металла техники, а в плохом техническом обслуживании и выполнения регламентных работ в экспуалатации и условиях хранения, а то и отсутствия таковых в течении длительного времени
      ereke
  3. Artemka 28 ноября 2011 14:06
    А что делать на новую нет денег, вернее они есть их воруют.
    Artemka
  4. Sergh 28 ноября 2011 20:08
    На броню сверху, ещё человек десять сядет. Для перевозки, чем не техника? Да порой экипаж с собой всякий скарб возит. Не пойму, чё вам ещё не хватает, чтоб летала ещё нЭзЭнько?
    Sergh
  5. potterz 28 ноября 2011 20:33
    Sergh чтоб летала ещё нЭзЭнько? + )))
  6. karnics 28 ноября 2011 21:07
    Отличная боевая машина, в условиях города даст фору 10 танкам, которые совершенно не приспособлены для городских боев, штурмовая батальной усиленный взводом огнемётчеков заменит 100 танков
    karnics
    1. ereke 28 ноября 2011 23:00
      Принятие на вооружение и серийнное производство,произошло по счастливой стечение обстоятельств. Об огнеметчиках позоботился один генерал Химических войск, которые организационно и входили в подчиненные к нему части.
      Этот боевой офицер служил ещё в афганистане и при Грачеве дорос до генерала хим. войск, видать по старой памяти Павел грачев и поднял его (сам Грачев командовал частями ВДВ в Афганистане в начале 80-х и весьма успешно за что получил высшие награды СССР)

      Генерал прошел и первую чеченскую компанию, и вот в одной из своих проверок ввереных ему подразделении огнеметчиков, он увидел как буквально накануне перед его инспекцией, на дороге чехи подбили БМП-2 с расчетом огнеметчиков, действуя малыми групами по 2-3 человека чехи всадили из РПГ в проезжавшую в колоне БМП-2 груженную "Шмелями" (а там их штук 30) и десантом-огнеметчиками. Пробить тонкокожую БМП со старенькой РПГ-7 из дальней дистанции несоставило труда, а вот фейрвейк получился на славу. мало того что БМП взорвалась разлетевшийся на кусочки вместе со всеми в нём сидящими, так от взрывной волны. досталось и проежавшим рядом "уралам", заодно ранив а некоторых похоронив и солдат-водителей из подразделении авто-бата вместе с их "уралами" Кто знает что такое шмель тот поймет, но на всяки случай скажу, капсюла внутри которого зодержится горючая смесь, с пороховым двигателем ускорителем заключена в контейнер (такая труба из композитных дешевых материалов), одноразовый, выстрелил и эту трубу можеж кому нибудь подарить на память. Понятное дело если таких шмелей в БМП много и сложеный они вместе, одно касание кумулятивной струи от ПГ из РПГ то новогодний салют! вам обеспечен

      Когда генерал со своей свитой подьехал он увидил удручающую картину- от БМП-2 остались дымящие останки (как от обглоданной волками лошади) . Видат генерала который хоть и повидал на своем веку немало, потрясла эта, картина Айвазовского, маслом до глубины души. Но факт остается фактом генерал переоценил сложившийся у него ценности на счет роли техники для пехоты. И с этой мыслю и ходил по бескрайним территориям России в поисках подходящего на счет защищенности.

      Случай не заставил себя долго ждать, на выставке вооружении в Омске в 2000 году, помимо прочей супер-пупер новинок бронетехники, Обходя со своей свитой ,разномастные экспонаты нового оружия, генерал увидел... то что и искал уже несколько лет! Это было переделанное из снятого с вооружения танка Т-55, БТР-Т. Генерал как ему и подобает, воскликнул, ХОЧУ ТАКУЮ ЖЕ! НО ПОЛУЧШЕ!. По его требованиям машину подогнали до нужного уровня и на базе более современных Т-72.

      Малого того генерал что обещал Омским из ОЗТМ, то и зделал. Бегая по всем кабинетам смежных министерств (в том числе и фингансового)лично без своей свиты и используя свои старо-новые связи, генералу удалось добится того чтобы новую разработку приняли на вооружение, мало того зная что в матушке россии все делается через жо-пу, (типа принять то приняли а вот производить не стали , как всегда денег нет) ему удалось пробить деньги на проект полностью и его серийнное производство все до копейки. Но правда все равно вышло через жо-пу, деньги выделели, Но...только для производства и обеспечением такими машинами подразделении огнеметчиков химических войск РФ

      Нет генерал не был добрым к своим солдатикам и "дядей самых честных правил", то бишь порядочным (брали и обогащались люди в чинах и погонах тогда поголовно в странах СНГ).

      Он просто был ко всему прочему все таки боевым офицером и как все офицеры прошедшие огонь и воду, мыслил подспудно, иногда овлекаясь от кабинетных интриг как боевой офицер. т.е не важно- новое с нуля и в масле ли это крутое на вид новинка-оружие или это старое отвечающим по эффективности в применении и решении задач оружии. Как и любой боевой офицер которое во время боевых действии привык мыслить- да хоть оптический прицел новый ставте на винтовку Ли-Энфилд образца 30 года, главное чтобы оно работало безатказно и как нужно и необходимо для выполнения поставленных задач

      И этого генерала, тоже можно понять, и породаваться его успехам (не нам а вам россиянам)
      ereke
  7. Товарищъ 29 февраля 2012 22:48
    Машина хорошая,но для огнеметчиков я бы приспособил колесную технику-гусеничная тяжеловата и медленна.Эту машину я бы мотострелкам на вооружение отдал...им она нужнее.
    Товарищъ
  8. zmey 5 декабря 2012 16:30
    Генерал молодец- хоть кто заботится о простых солдатах!
    но движок вперед поставить чтобы боевое отделение было попросторнее конструкторы б...ь не додумались (типа задача такая не ставилась?!)
    и еще, а что чертежей "Дракона" не осталось? а переработать под новые ракеты и новую электронику НУ ВАЩЕ НЕ ВАРИАНТ????
    Я поражаюсь странно-однобокой фантазии военных.
    zmey
  9. Zlyden.Zlo 7 декабря 2012 09:01
    zmey,
    все думаю упиралось в финансирование.
  10. romuchik 5 мая 2013 22:54
    Все правильно. Вот сделают Армату и на ее базе сделают БМО-Т и будет и мотор впереди и двери задние и все что нужно. Но БМО-Т нужны уже сейчас и правльно что сделали на базе т-72. Быстро и эффетивно. И уже есть. Вот бы в Сирию такую машину.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня