Проект самоходного миномета T94 Mortar Motor Carriage (США)

В ходе подготовки к высадке в Европе американские военные и оборонная промышленность создали несколько типов новой техники, в том числе ряд самоходных артиллерийских установок. Успешное применение этих машин на европейских фронтах показало правильность принятого решения, в связи с чем появилось предложение о продолжении развития линейки новых САУ с широким использованием существующих идей и техники. Весной 1945 года это предложение привело к старту проекта T94 Mortar Motor Carriage.

К весне 45-го на Западноевропейском ТВД американскими сухопутными войсками использовались САУ M12 GMC и M40 GMC с орудиями калибра 155 мм, построенные на базе существующих средних танков. Подобная техника хорошо зарекомендовала себя и наглядно продемонстрировала все преимущества самоходной артиллерии перед буксируемой. Результатом этого стало предложение расширить список имеющихся в войсках самоходок при помощи новой боевой машины. На этот раз артиллерийское управление военного ведомства предложило построить 10-дюймовый самоходный миномет. Подобная техника могла значительно повысить огневую мощь артиллерийских соединений, а также кардинально повысить их мобильность.

Новый проект разработки САУ стартовал 15 марта 1945 года, когда военное ведомство одобрило начало работ по перспективной теме. Техническое задание к проекту было определено следующим образом. Основой для самоходного миномета должно было стать шасси самоходки T83 (M40 GMC), разработанное на базе среднего танка M4A3 Sherman. Эти шасси уже строились серийно и хорошо показали себя как на испытаниях, так и в условиях реальных боев. На шасси следовало установить 250-мм дульнозарядный миномет T5E2, который планировалось разработать в рамках отдельного проекта.


Проект самоходного миномета T94 Mortar Motor Carriage (США)
Макет самоходного миномета T94 MMC, вид сбоку


Использование готового шасси, как считалось, помогло бы упростить и ускорить выпуск новой техники. При этом боевая машина должна была нести новый миномет крупного калибра, при помощи которого можно было достичь высоких показателей огневой мощи. С учетом имеющегося опыта боев Второй мировой войны техника подобного облика представляла большой интерес для войск.

Разработка проекта T94 MMC не заняла много времени. Достаточно быстро был создан набор нового оборудования, позволявший «превратить» базовую САУ T83/M40 GMC в самоходный миномет. Основная часть нового оборудования должна была устанавливаться в кормовом боевом отделении корпуса. Кроме того, предлагались некоторые другие нововведения, такие как вспомогательное вооружение и т.д. При этом основные узлы и агрегаты корпуса, а также его компоновка не должны были изменяться для сохранения требуемой степени унификации.

Основой для миномета T94 стало шасси САУ M40, созданное на базе танка «Шерман». Оно заметно отличалось от базовой машины, а также имело некоторые особенности, прямо связанные с предлагаемой ролью. Так, в рамках создания САУ T83/M40 был использован опыт предыдущего проекта, касавшийся компоновки агрегатов корпуса. Главное отличие от танка M4A3 при этом заключалось в расположении двигателя. Его перенесли из кормового отсека в центр корпуса, что позволило освободить заметный объем в корме, в котором расположилось боевое отделение. Трансмиссия, в свою очередь, осталась в передней части корпуса. В рамках проекта T83 была изменена форма корпуса: появилась лобовая часть, состоящая из двух наклонных листов, и горизонтальная крыша. Борта корпуса, в свою очередь, имели меньшую высоту в передней части и увеличенную в задней.

Защита самоходного миномета T94, как и в случае с базовой САУ, должна была обеспечиваться набором броневых деталей, заимствованных у танка «Шерман» и разработанных для самоходки. Защита лобовой проекции выполнялась за счет крупной литой крышки трансмиссионного отсека и нескольких наклонных листов, соединенных с ней. Толщина лобовой брони достигала 2 дюймов (около 51 мм). Прочие агрегаты корпуса имели меньшую толщину и должны были защищать экипаж и агрегаты от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.

В центральном отсеке корпуса располагался радиальный бензиновый двигатель Continental R975-C4 мощностью 400 л.с. При помощи карданного вала, укороченного в сравнении с валом «Шермана», двигатель соединялся с передним трансмиссионным отсеком. Размещенное в последнем оборудование предназначалось для вращения передних ведущих колес. Самоходка T94 должна была оснащаться подвеской на основе тележек с парой опорных катков на каждой. На каждом борту предусматривалось по три тележки с амортизаторами типа HVSS, оснащенными горизонтально расположенными пружинами.

Проект самоходного миномета T94 Mortar Motor Carriage (США)
Вид спереди. Вместо миномета установлен деревянный макет


В корме корпуса предусматривался сошник, выполнявший функции упора при стрельбе. Ввиду большой отдачи базовая САУ M40 перед ведением огня должна была опускать сошник и заглублять его в землю, тем самым снижая нагрузку на ходовую часть и сохраняя стабильное положение. В очередной раз предлагалось оснащать сошник механизмом подъема на основе ручной лебедки. Для большего удобства работы артиллеристов на опорах сошника предусматривалась металлическая плита. При поднятом сошнике она служила кормовым листом боевого отделения, при опущенном – дополнительной площадкой.

В корме корпуса T94 находилось открытое сверху и сзади (при опущенном сошнике с площадкой) боевое отделение. В его передней части предусматривалась установка для монтажа орудия. Конструкция установки позволяла наводить оружие в пределах достаточно широкого сектора вертикальной плоскости, а также поворачивать на небольшой угол от продольной оси машины. При этом в транспортном положении миномет должен был опускаться вперед и вниз, почти ложась на крышу моторного отсека.

Для использования на боевой машине T94 MMC предлагался гладкоствольный миномет T5E2 калибра 10 дюймов (250 мм) с заряжанием с дула. Это оружие должно было давать артиллерийским подразделениям высокую огневую мощь, что позволяло выполнять задачи, с которыми не могли справиться другие новейшие САУ с орудиями калибра 155 мм. Тем не менее, готовый образец изделия T5E2 на момент старта проекта T94 отсутствовал, что соответствующим образом сказалось на ходе строительства первого образца перспективной машины, а также повлияло на судьбу проекта.

Характерной особенностью 250-мм миномета был сравнительно длинный ствол, который мог значительно усложнить работу с оружием. Из-за большого веса боеприпасов и невозможности ручного заряжания с дула ввиду его расположения на большой высоте авторам проекта пришлось разработать ряд нового оборудования, предназначенного для установки в боевом отделении. На одной установке с орудием предлагалось смонтировать специальное устройство, обеспечивающее подъем мины на нужную высоту и последующую ее загрузку в ствол. Эта система представляла собой складную (для транспортировки) раму с подвижной платформой, выполняющей транспортировку мины на нужную высоту. Тип приводов неизвестен.

В кормовой части правого бортового листа предлагалось установить дополнительный кран для перегрузки мин с транспортной машины на стеллажи боевого отделения или на устройство заряжания. Кран состоял из вертикальной стойки и горизонтальной стрелы с подвижной грузовой тележкой для подъема боеприпасов. Устройства крепления крана позволяли поворачивать стрелу в нужном направлении и выполнять различные операции по перегрузке боеприпасов или заряжанию оружия.

Ввиду ряда особенностей работы миномета и его обслуживания в проекте T94 MMC предусматривались некоторые другие нововведения, связанные с компоновкой боевого отделения. В частности, на правом борту, возле крана, предлагалось установить складную площадку, по-видимому, для оператора крана. Также была изменена конструкция стеллажей для возимого боекомплекта.

По опыту боев в Европе было предложено оснастить самоходный миномет набором вспомогательного вооружения для самообороны. Для этого на лобовом листе корпуса установили дымовой гранатомет калибра 51 мм, а на люке помощника водителя на крыше корпуса появились крепления для крупнокалиберного пулемета.

Вскоре после завершения проектных работ, по-видимому, к середине 1945 года, началось строительство первого макета перспективного самоходного миномета. Такая машина с неполным составом оборудования была собрана на базе серийной САУ M40 GMC. Ввиду отсутствия работоспособного экземпляра миномета сборщикам первого образца T94 Mortar Motor Carriage пришлось обойтись его деревянным макетом. Кроме того, часть иного оборудования перспективной самоходки так же была выполнена в виде демонстрационных макетов. По имеющимся данным, макет самоходного миномета так же не получил полноценный пулемет. В такой конфигурации макет мог участвовать в ходовых испытаниях, а также применяться для отработки эргономики боевого отделения.

Проект самоходного миномета T94 Mortar Motor Carriage (США)
Вид сзади на боевое отделение. Хорошо видны механизм подъема мин и кран


Работы по созданию 250-мм миномета T5E2 затягивались, из-за чего в течение нескольких месяцев ходовой макет оставался без полноценного вооружения. К моменту появления макета T94 MMC боевые действия в Европе завершились, а война на Тихом океане подходила к концу. Дальнейшее будущее нового самоходного миномета оказались предметом споров.

Различные работы в рамках проекта T94 продолжались в течение нескольких месяцев, до января 1946 года. Отсутствие готового миномета, а также изменение взглядов на облик перспективной самоходной артиллерии серьезно затрудняли продолжение разработки. В самом начале 46-го было принято окончательное решение, поставившее точку в проекте. Войскам более не требовалась техника с максимальной степенью унификации с существующими образцами. Кроме того, было решено строить новые самоходные артиллерийские установки на основе перспективных шасси. Самоходный миномет T94 не в полной мере вписывался в новые концепции, из-за чего от дальнейшего развития этого проекта отказались. Единственный макет был разобран за ненадобностью.

Проект самоходного миномета T94 Mortar Motor Carriage стал дальнейшим развитием идей, заложенных в САУ M12. При этом подобная концепция появилась еще раньше, но первые рабочие образцы самоходок с крупнокалиберными орудиями на танковых шасси появились лишь в начале сороковых годов. До полей сражений в Европе смогли добраться несколько образцов такой техники. Кроме того, часть подобных машин принимала участие в более поздних конфликтах, таких как Корейская война. Тем не менее, САУ T94 появилась слишком поздно, а проблемы с вооружением оказывали на проект дополнительное негативное влияние. В итоге она стала последним представителем своего семейства, основывавшегося на идеях и решениях проекта M12 и строившегося на базе средних танков. В дальнейшем развитие самоходной артиллерии велось с применением новых концепций и идей.


По материалам:
http://historyofwar.org/
http://forum.valka.cz/
http://militaryfactory.com/
Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank. Navato, CA. Presidio Press, 1994
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. казак волгский 25 декабря 2015 17:04
    дульное заряжание для такого калибра????? что - то перемудрили......... наш - Шаврина и то казнозарядный был - хотя и буксируемый.......да и калибр поменьше.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня