Military Review

M41 Howitzer Motor Carriage Self-Propelled Artillery Mounting (USA)

2
Since the early forties, the American defense industry has been actively engaged in the creation of new self-propelled artillery installations with various weapons. As a basis for such armored vehicles used medium Tanks and cars of other classes. In particular, several promising combat vehicles, including self-propelled guns, were created on the basis of the light tank M24 Chaffee. Not all projects of such machines reached serial production and were able to get into the troops, but some developments turned out to be very successful. So, the M41 Howitzer Motor Carriage self-propelled guns, also known under the unofficial name of Gorilla, were among the first to go into the series.


It should be noted, the M41 HMC self-propelled gun did not appear immediately. The technical assignment for the creation of a promising self-propelled gun with a howitzer armament caliber 155 mm appeared at the end of 1942, but the project did not immediately receive the approval of the military. In accordance with the requirements, the prospective ACS should have been able to accompany tank units and support them with fire. As a basis for the new armored vehicle, the chassis of the light tank M5 Stuart was proposed. On it should have mounted howitzer type M1 and a set of necessary equipment.

The project is promising self-propelled guns received the designation T64. The development of the new machine did not take long: the preliminary project was approved already in December of 42. Soon all the remaining design work was carried out, which made it possible to proceed to the construction and testing of new equipment. According to reports, the T64 project proposed to use the basic layout ideas already worked out within the framework of the M12 GMC ACS project. For example, in order to make room for a cannon installation, it was planned to transfer the engine of the base tank from the stern to the central part of the hull.


M41 HMC prototype in the Aberdeen Museum. Photo of Wikimedia Commons


In the first months of 1943, the first prototype of the ACS T64 came to the test and, in general, showed itself well. The existing chassis of the serial tank did not have significant shortcomings, which could open the way for the new self-propelled gun. However, the military department decided otherwise. A proposal to develop a so-called. Light Combat Team - a family of armored vehicles for various purposes, built on the basis of a common chassis. In order to achieve the highest possible performance, it was decided to build a new family based on the new light tank M24 Chaffee.

At the end of 1943, a new project was launched with the designation T64E1, the purpose of which was to transfer the artillery part of the base T64 to a new tank chassis. In doing so, the M24 tank chassis should be redesigned accordingly. Work on the new project began in January of 44, and, due to a number of circumstances, lasted until the end of the year. The design of the ACS T64E1 was completed only in December.

Armored "Chaffee" had a typical layout for American tanks of the time. In front of the case were installed transmission units and located control compartment. At the stern, the engine was mounted, which was connected to the transmission with a long drive shaft. The latter, in turn, took place under the floor of the fighting compartment. Saving such a layout when installing 155-mm guns was impossible, so the authors of the T64 and T64E1 projects resorted to significant design modifications already tested on earlier equipment with similar weapons. Due to the lack of a tower with weapons, the engine was moved to the central part of the body, shortening the drive shaft. This method was released large volume in the stern of the hull, which is given under the open fighting compartment.

The body of the ACS, as in the case of the base tank, was made of armor parts with thickness from 15 to 38 mm. According to others, the maximum thickness of self-propelled armor does not exceed 12,7 mm. T64E1 retained the basic features of the base machine body, but received some new units. The frontal projection was protected by three inclined sheets. The central engine compartment was covered with a horizontal roof. In the stern provided frontal and side sheets felling. Due to the correct layout of the units, the bottom of the hull was the floor of the fighting compartment. The hull also had a folding feed sheet connected to the vomer.

M41 Howitzer Motor Carriage Self-Propelled Artillery Mounting (USA)
Self-propelled aft. Photo Aviarmor.net


Prospective self-propelled gun T64E1 equipped with two petrol engines Cadillac 44T24 110 horsepower installed in the middle of the hull. Through the driveshaft, two hydraulic clutches, two planetary gearboxes, double differential, a de-multiplier and a mechanical gearbox, the engine torque was transmitted to the front drive wheels. In order to simplify and reduce the cost of mass production, it was decided not to make fundamental changes to the composition of the power plant. In fact, only the location of the engine has changed, due to the need to install new weapons.

The undercarriage of the base tank M24 Chaffee passed to the T64E1 ACS without any changes. On each side of the hull there were six dual road wheels with individual torsion bar suspension. Also, part of the road wheels was equipped with additional shock absorbers. Due to the relatively small diameter of the rollers, the upper branch of the caterpillar was supported by four rollers (on each side). The drive wheels were located in the front of the hull, guides - in the stern. The chassis track consisted of 86 tracks 586 mm wide.

In the aft compartment of the hull it was proposed to mount racks for ammunition and installation for the gun. To simplify the design, these two products were combined into a common unit. A rack with cells for ammunition was connected to the bottom and sides of the hull, and the gun mount was located on its cover. With the help of manual drives, the calculation could point the gun at 20 ° 30 'to the left or 17 ° to the right of the machine axis horizontally, and the vertical pickup angles were limited to -5 ° and + 45 °. In the cells of the combat compartment rack there was a place for 22 shots of separate captive charging.

As the main weapons for the T64E1, an 155 mm howitzer M1 (also known as M114) was proposed. This gun was equipped with a rifled barrel length 24,5 caliber and had a piston gate. The barrel was mounted on hydropneumatic recoil devices. For use with the M1 howitzer, several types of high-explosive, smoke, chemical, lighting, etc. projectiles were offered. The maximum initial velocity of the shells reached 564 m / s, the maximum firing range was of the order of 14,95 km.


M41 HMC diagram, front-right view. Picture M24chaffee.com


In the fighting compartment, it was also proposed to carry additional armament for self-defense, consisting of two Thompson submachine guns and three M1 carbines. Stationary machine gun on the turret was not provided.

Like other American-made ACSs of the time, built on the chassis of existing tanks, the promising T64E1 was unable to fire on the move. For shooting, one had to take a position and fix oneself on it. To keep the armored vehicle in place it was proposed to use a feed coulter. This device consisted of two support beams and a blade with stops for digging into the ground. Given the experience of previous projects, the coulter was not equipped with a hydraulic actuator, but with a manual winch. After arriving at the position, the crew had to lower the coulter and then take it back, digging it into the ground. Before leaving the position, it was necessary to move forward and then raise the vomer.

The crew of the self-propelled gun T64E1 was to consist of five people: the driver, the commander and three gunners. For obvious reasons, all crew members took part in the shooting of the main weapon.

Due to the preservation of the main units of the base armored vehicle, the forward-looking self-propelled gun was little different in size and weight from the Chaffee tank. The length of the ACS reached 5,8 m, width 2,85 m, height - about 2,4 m. The combat weight reached 19,3 t.


Scheme M41 HMC, rear-left view. Picture M24chaffee.com


Maintaining the basic power plant, as well as a slight increase in the weight of the machine made it possible to achieve sufficiently high mobility characteristics. The self-propelled speed on the highway reached 55 km / h, the power reserve reached 160 km. There remained the possibility of overcoming various obstacles with parameters at the level of the tank M24.

To work with ACS T64E1, several types of ammunition carriers were offered. Initially with self-propelled guns it was planned to use a T22E1 type conveyor based on T64E1. In the stern of the T22 were placed racks for placing ammunition. Later, it was decided to abandon the T22E1 and use the new machine M39. In practice, not only specialized tracked vehicles, but also ordinary trucks were often used along with ACS.

The use of the finished chassis not only affected the speed of project development, but also reduced the time required for the construction of the prototype. The design work was completed at the beginning of the winter 1944 of the year, and already in December the first prototype of the promising ACS T64E1 with howitzer armament was assembled. Soon the car came to the test, where it showed the correctness of the chosen solutions, and also confirmed the calculated characteristics. Testing experienced cars were conducted at the Aberdeen Proving Ground.

The presented sample fully complied with the requirements, and after the tests was adopted for service. The order of adoption was signed on 28 June 1945 of the year. Self-propelled gun received the official designation M41 Howitzer Motor Carriage. Shortly after the start of operation, the new military equipment, like other armored vehicles before it, received an unofficial nickname: Gorilla ("Gorilla"). Perhaps this nickname was to some extent associated with the unofficial name of the M12 ACS, also known as "King Kong."


Combat use of self-propelled guns, rack compartment rack is clearly visible. Photo Aviarmor.net


Without waiting for the end of the test, the US Army signed the first contract for the supply of machines T64E1 / M41. Already in May, Massey-Harris, the company engaged in the construction of M45 Chaffee light tanks, received an order for the production of 250 serial self-propelled guns. This fact allowed to a certain extent to simplify and accelerate the construction of self-propelled guns.

The streamlined process for the production of tanks allowed the contractor to immediately begin building new self-propelled guns. However, until the end of World War II, only 85 combat vehicles of a new type were manufactured. Later, the start of production did not allow the "Gorillas" to get to the war, but the troops still began to master the new technology. According to several sources, after the end of the war, it was decided to abandon the further construction of self-propelled guns. Army handed 85 built machines, and the production of the rest was canceled.

A number of M41 HMCs were transferred by the United States to foreign countries. There is information about the transfer of one self-propelled gun to the British military, which should have been tested and studied. Also, a part of the built cars was sent to France, where it was put into service and exploited for a certain time, until a new equipment of a similar class appeared.

The M41 Howitzer Motor Carriage ACS appeared too late to enter World War II. Nevertheless, the world was still restless, because of what this technique was still able to participate in the hostilities. In 1950, most of the M41 was sent to Korea to participate in the war that began there. Despite the relatively small number, self-propelled guns were actively used on all sectors of the front and provided a complete solution of the tasks. As expected at the development stage, self-propelled artillery installations clearly demonstrated their advantages over towed guns.


SAU M41 in the Chinese Museum. Photo The.shadock.free.fr


The intensity of the Gorilla operation in Korea is well illustrated by the fact that it was this kind of equipment, which was part of the 92 battalion of the field artillery, made two “anniversary” shots at the enemy, which were 150000 and 3000000 in the course of the campaign. At the same time, artillery units armed with M41 suffered some losses. At least one such self-propelled gun in relatively good condition even became a trophy of the enemy.

The Korean War turned out to be the first and last armed conflict in the career of the ACN M41 HMC. The operation of this technology continued until the mid-fifties, after which it was considered unpromising. Due to the moral and physical obsolescence of the chassis and weapons, further use of ACS Gorilla did not make sense. In the second half of the fifties, all available cars of this type were written off. Most of them went for recycling.

According to reports, only two self-propelled artillery mounts of the M41 Howitzer Motor Carriage type have survived to our time. One of them - according to some sources, is the first prototype - is stored in the museum of the Aberdeen Proving Ground. Another copy is in the Beijing Military Museum (China). Probably, this machine was used in the Korean War and became a trophy of the Chinese troops, after which it was transferred to the museum.


On the materials of the sites:
http://historyofwar.org/
http://aviarmor.net/
http://m24chaffee.com/
http://militaryfactory.com/
http://globalsecurity.org/
http://the.shadock.free.fr/
Author:
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Imperialkolorad
    Imperialkolorad 25 December 2015 12: 19
    +4
    A series of articles for art lovers?
  2. Volga Cossack
    Volga Cossack 25 December 2015 17: 01
    +1
    Little King Kong ........ I liked the series. even though I am not a tanker computer))))) thanks!

Самоходная артиллерийская установка M41 Howitzer Motor Carriage (США)

С начала сороковых годов американская оборонная промышленность активно занималась созданием новых самоходных артиллерийских установок с различным вооружением. В качестве основы для подобной бронетехники использовались средние танки и машины иных классов. В частности, несколько перспективных боевых машин, в том числе и САУ, было создано на базе легкого танка M24 Chaffee. Не все проекты подобных машин дошли до серийного производства и смогли попасть в войска, но некоторые разработки оказались весьма удачными. Так, одними из первых в серию пошли САУ M41 Howitzer Motor Carriage, также известные под неофициальным названием Gorilla.

Следует отметить, самоходка M41 HMC появилась не сразу. Техническое задание на создание перспективной САУ с гаубичным вооружением калибра 155 мм появилось еще в конце 1942 года, однако проект не сразу получил одобрение военных. В соответствии с требованиями, перспективная САУ должна была иметь возможность сопровождать танковые соединения и поддерживать их огнем. В качестве основы для новой бронемашины было предложено шасси легкого танка M5 Stuart. На нем следовало смонтировать гаубицу типа M1 и набор необходимого оборудования.

Проект перспективной самоходки получил обозначение T64. Разработка новой машины не заняла много времени: предварительный проект был одобрен уже в декабре 42-го. Вскоре были выполнены все оставшиеся проектные работы, что позволило перейти к строительству и испытаниям новой техники. По имеющимся данным, в проекте T64 предлагалось использовать основные компоновочные идеи, уже отработанные в рамках проекта САУ M12 GMC. К примеру, для освобождения места для размещения орудийной установки планировалось перенести двигатель базового танка из кормы в центральную часть корпуса.


Самоходная артиллерийская установка M41 Howitzer Motor Carriage (США)
Прототип M41 HMC в Абердинском музее. Фото Wikimedia Commons


В первых месяцах 1943 года первый прототип САУ T64 вышел на испытания и, в целом, неплохо себя показал. Существующее шасси серийного танка не имело значительных недостатков, что могло открыть новой самоходке дорогу в войска. Тем не менее, военное ведомство решило иначе. Появилось предложение о разработке т.н. Light Combat Team – семейства бронетехники различного назначения, построенного на базе общего шасси. С целью достижения максимально возможных характеристик было решено строить новое семейство на базе нового легкого танка M24 Chaffee.

В конце 1943 года стартовал новый проект с обозначением T64E1, целью которого был перенос артиллерийской части базовой T64 на новое танковое шасси. При этом следовало соответствующим образом переработать шасси танка M24. Работы по новому проекту начались в январе 44-го и в силу ряда обстоятельств продлились до конца года. Проектирование САУ T64E1 завершилось только в декабре.

Бронемашина «Чаффи» имела типичную для американских танков того времени компоновку. В передней части корпуса устанавливались агрегаты трансмиссии и располагалось отделение управления. В корме монтировался двигатель, соединявшийся с трансмиссией при помощи длинного карданного вала. Последний, в свою очередь, проходил под полом боевого отделения. Сохранение подобной компоновки при установке 155-мм орудия было невозможным, поэтому авторы проектов T64 и T64E1 прибегли к значительным доработкам конструкции, уже опробованным на более ранней технике с аналогичным вооружением. Ввиду отсутствия башни с вооружением двигатель перенесли в центральную часть корпуса, укоротив карданный вал. Таким методом был освобожден крупный объем в корме корпуса, который отдали под открытое боевое отделение.

Корпус САУ, как и в случае с базовым танком, изготавливался из броневых деталей толщиной от 15 до 38 мм. По другим данным, максимальная толщина брони самоходки не превышала 12,7 мм. T64E1 сохранила основные черты корпуса базовой машины, но получила некоторые новые агрегаты. Лобовая проекция защищалась тремя наклонными листами. Центральный моторный отсек прикрывался горизонтальной крышей. В корме предусматривались лобовой и бортовые листы рубки. За счет правильной компоновки агрегатов днище корпуса являлось полом боевого отделения. Также корпус имел откидной кормовой лист, соединенный с сошником.

Самоходная артиллерийская установка M41 Howitzer Motor Carriage (США)
Кормовая часть самоходки. Фото Aviarmor.net


Перспективную самоходку T64E1 оснастили двумя бензиновыми двигателями Cadillac 44T24 мощностью по 110 л.с., установленными в средней части корпуса. Через карданный вал, две гидромуфты, две планетарные коробки передач, двойной дифференциал, демультипликатор и механическую коробку передач крутящий момент двигателей передавался на передние ведущие колеса. С целью упрощения и удешевления серийного производства было решено не вносить кардинальные изменения в состав силовой установки. Фактически изменилось только расположение двигателя, связанное с необходимостью установки нового вооружения.

Ходовая часть базового танка M24 Chaffee перешла к САУ T64E1 без каких-либо изменений. На каждом борту корпуса имелось по шесть сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Также часть опорных катков оснащалась дополнительными амортизаторами. Ввиду сравнительно малого диаметра опорных катков верхняя ветвь гусеницы поддерживалась четырьмя роликами (на каждом борту). Ведущие колеса располагались в передней части корпуса, направляющие – в корме. Гусеница шасси состояла из 86 траков шириной 586 мм.

В кормовом отделении корпуса предлагалось монтировать стеллажи для боеприпасов и установку для орудия. Для упрощения конструкции эти два изделия были объединены в общий агрегат. С днищем и бортами корпуса соединялся стеллаж с ячейками для боеприпасов, а на его крышке располагалась орудийная установка. При помощи ручных приводов расчет мог наводить орудие на 20° 30’ влево или 17° вправо от оси машины по горизонтали, а вертикальные углы наводки были ограничены -5° и +45°. В ячейках стеллажа боевого отделения имелось место для 22 выстрелов раздельного картузного заряжания.

В качестве основного оружия для T64E1 предлагалась 155-мм гаубица M1 (также известна под обозначением M114). Это орудие оснащалось нарезным стволом длиной 24,5 калибра и имело поршневой затвор. Ствол монтировался на гидропневматических противооткатных устройствах. Для использования гаубицей M1 предлагались снаряды нескольких типов, осколочно-фугасные, дымовые, химические, осветительные и т.д. Максимальная начальная скорость снарядов достигала 564 м/с, максимальная дальность стрельбы – порядка 14,95 км.

Самоходная артиллерийская установка M41 Howitzer Motor Carriage (США)
Схема M41 HMC, вид спереди-справа. Рисунок M24chaffee.com


В боевом отделении также предлагалось перевозить дополнительное вооружение для самообороны, состоявшее из двух пистолетов-пулеметов Thompson и трех карабинов M1. Стационарный пулемет на турели не предусматривался.

Как и другие САУ американской разработки того времени, построенные на шасси существующих танков, перспективная машина T64E1 не могла вести огонь на ходу. Для стрельбы следовало занимать позицию и закрепляться на ней. Для удержания бронемашины на месте предлагалось использовать кормовой сошник. Это устройство состояло из двух опорных балок и отвала с упорами для заглубления в грунт. Учитывая опыт предыдущих проектов, сошник оснащался не гидроприводом, а ручной лебедкой. После прибытия на позицию экипаж должен был опускать сошник и затем сдавать назад, заглубляя его в грунт. Перед уходом с позиции требовалось сдвинуться вперед, а затем поднять сошник.

Экипаж самоходки T64E1 должен был состоять из пяти человек: водителя, командира и трех артиллеристов. По понятным причинам, в стрельбе из основного оружия принимали участие все члены экипажа.

За счет сохранения основных агрегатов базовой бронемашины перспективная самоходка по габаритам и весу мало отличалась от танка «Чаффи». Длина САУ достигала 5,8 м, ширина 2,85 м, высота – около 2,4 м. Боевая масса достигала 19,3 т.

Самоходная артиллерийская установка M41 Howitzer Motor Carriage (США)
Схема M41 HMC, вид сзади-слева. Рисунок M24chaffee.com


Сохранение базовой силовой установки, а также незначительное увеличение веса машины позволило достичь достаточно высоких характеристик подвижности. Скорость самоходки на шоссе доходила до 55 км/ч, запас хода достигал 160 км. Оставалась возможность преодоления различных препятствий с параметрами на уровне танка M24.

Для совместной работы с САУ T64E1 предлагались транспортеры боеприпасов нескольких типов. Изначально с самоходками планировалось применять транспортер типа T22E1 на базе T64E1. В кормовой части T22 размещались стеллажи для размещения боеприпасов. В дальнейшем было принято решение отказаться от T22E1 и применять новые машины M39. На практике вместе с САУ нередко использовались не только специализированные гусеничные машины, но и обычные грузовики.

Применение готового шасси не только сказалось на скорости разработки проекта, но и сократило время, необходимое для строительства прототипа. Проектные работы завершились в начале зимы 1944 года, и уже в декабре был собран первый прототип перспективной САУ T64E1 с гаубичным вооружением. Вскоре машина вышла на испытания, где показала правильность выбранных решений, а также подтвердила расчетные характеристики. Проверки опытной машины велись на Абердинском полигоне.

Представленный образец полностью соответствовал предъявленным требованиям, и после испытаний был принят на вооружение. Приказ о принятии на вооружение был подписан 28 июня 1945 года. Самоходка получила официальное обозначение M41 Howitzer Motor Carriage. Вскоре после начала эксплуатация новая военная техника, как и другие бронемашины до нее, получила неофициальное прозвище: Gorilla («Горилла»). Возможно, это прозвище в некоторой мере было связано с неофициальным названием САУ M12, также известной как «Кинг-Конг».

Самоходная артиллерийская установка M41 Howitzer Motor Carriage (США)
Боевое применение САУ, хорошо виден стеллаж боевого отделения. Фото Aviarmor.net


Не дожидаясь конца испытаний, американская армия подписала первый контракт на поставку машин T64E1/M41. Уже в мае 45-го заказ на производство 250 серийных самоходок получила компания Massey-Harris, занимавшаяся строительством легких танков M24 Chaffee. Этот факт позволил в определенной мере упростить и ускорить строительство самоходок.

Налаженный процесс производства танков позволил фирме-подрядчику сразу начать строительство новых САУ. Тем не менее, до конца Второй мировой войны было изготовлено лишь 85 боевых машин нового типа. Позднее начало производства не позволило «Гориллам» попасть на войну, однако войска все же начали осваивать новую технику. Согласно ряду источников, после окончания войны было решено отказаться от дальнейшего строительства самоходок. Армии передали 85 построенных машин, а производство остальных было отменено.

Некоторое количество M41 HMC было передано Соединенными Штатами зарубежным государствам. Имеются сведения о передаче одной самоходки британским военным, которые должны были испытать и изучить ее. Также часть построенных машин была отправлена во Францию, где ее приняли на вооружение и эксплуатировали в течение определенного времени, пока не появилась новая техника схожего класса.

САУ M41 Howitzer Motor Carriage появились слишком поздно, чтобы попасть на Вторую мировую войну. Тем не менее, в мире по-прежнему было неспокойно, из-за чего эта техника все же смогла поучаствовать в боевых действиях. В 1950 году большую часть M41 отправили в Корею для участия в начавшейся там войне. Несмотря на сравнительно малое количество, самоходки активно применялись на всех участках фронта и обеспечивали полноценное решение поставленных задач. Как и предполагалось на стадии разработки, самоходные артиллерийские установки наглядно демонстрировали свои преимущества перед буксируемыми орудиями.

Самоходная артиллерийская установка M41 Howitzer Motor Carriage (США)
САУ M41 в китайском музее. Фото The.shadock.free.fr


Интенсивность эксплуатации «Горилл» в Корее хорошо иллюстрирует тот факт, что именно подобная техника, входившая в состав 92-го батальона полевой артиллерии, сделала два «юбилейных» выстрела по врагу, которые были 150000-м и 3000000-м в ходе кампании. При этом артиллерийские соединения, вооруженные M41, понесли некоторые потери. Как минимум, одна такая самоходка в сравнительно хорошем состоянии даже стала трофеем противника.

Корейская война оказалась первым и последним вооруженным конфликтом в карьере САУ M41 HMC. Эксплуатация этой техники продолжалась до середины пятидесятых годов, после чего ее посчитали бесперспективной. Ввиду морального и физического устаревания шасси и вооружения дальнейшее применение САУ Gorilla не имело смысла. Во второй половине пятидесятых все имевшиеся в наличии машины этого типа были списаны. Большая их часть отправилась на утилизацию.

По имеющимся данным, до нашего времени дожили только две самоходные артиллерийские установки типа M41 Howitzer Motor Carriage. Одна из них – по некоторым данным, это первый прототип – хранится в музее Абердинского полигона. Еще один экземпляр находится в пекинском Военном музее (Китай). Вероятно, эта машина использовалась в Корейской войне и стала трофеем китайских войск, после чего была передана музею.


По материалам сайтов:
http://historyofwar.org/
http://aviarmor.net/
http://m24chaffee.com/
http://militaryfactory.com/
http://globalsecurity.org/
http://the.shadock.free.fr/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. ImperialKolorad 25 декабря 2015 12:19
    Серия статей для любителей арты?
  2. казак волгский 25 декабря 2015 17:01
    маленький кинг - конг ........ а серия понравилась. хоть я и танкист не компутерной))))) спасибо!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня