Military Review

For the victory over the Ottoman Porte

9
Speaking of Russia's military successes during the reign of Catherine II, we first of all recall the triumph of the Russian weapons over the Ottoman Porto. Cahul and Chesma, Kinburn and Ochakov, Focsani and Rymnik, Izmail, finally - these are the most glorious milestones of victory. The first of the two Russian-Turkish wars of the final third of the eighteenth century is our today's story.



Medal "For the victory at Kagul"

The Turkish state, this political parasite on the body of the Byzantine Empire that was slaughtered by it (and here, as usual, did not go without the help of the crusaders who were the first to conquer and plunder the treasury of antiquity - Constantinople), in the middle of the century of interest to us Western Europe, the spread of militant Islamism, but still posed some danger to others.

That is why her country, a semi-wild, barbaric country in the sense of refined Europeans, was intrigued from the banks of the Seine, the Thames, the Danube and the Spree and tried, not without success, to incite the northern neighbor. Given that then, as now, the Turks behaved insidiously and unpredictably: after all, to some extent they inherited the imperial spirit of Byzantium, they certainly wanted to play the role of a great Eurasian power. But one desire, naturally, is not enough.

The country that continued to exist in the coordinates of the Middle Ages, has lagged behind in its development. The giant land army, the huge fleet of Turkey, with all their quantitative superiority, were qualitatively inferior to any probable European enemy, including Russia. Yes, in Petersburg they still remembered the unsuccessful Prut campaign of Peter.

Although, even if cut off from the Black Sea, the Russian state, in the event of a war with Turkey, would not have limited itself, as before, mainly to land actions somewhere far from Istanbul Ukraine. Now, taking advantage of the gratitude of the Danes and the temporary, due to the moment favored by England, its modern battleships could be swiftly transferred from the Baltic to the Mediterranean, where in the rear of the Turks, and in addition also in threatening proximity to the sultan's harem, for centuries the Greek fire faded away resistance.

However, the erdogans of that time did not want to notice the obvious. They directed their foggy hookah on the eyes of their recent enemy - Poland. Torn apart by intrigues, Rzecz Pospolita, at least in the face of the representatives of the so-called Bar Confederation (the city of Bar in Podolia, but a different interpretation is appropriate, because it led, of course, the gentry), in its centuries-old hatred of Russia, as well as from opposition to to Catherine the henchman, King Stanislav II, Augustus Poniatowski was ready to surrender in a political sense to anyone, even if the Istanbul sultan was in a protectorate.

The reason for the war was, as they would say now, a border incident. A detachment of pro-Russian right-wing Ukrainians, in pursuit of Polish confederates, approached Balta, a Podolsk town in Turkish territory, and, after the Turks refused to hand over Poles, knocked out both of them. The rash actions of the Haidamaks, who responded to the cruelty of the enemies by almost more cruelty, caused irritation in St. Petersburg: the armed action was soon suppressed. But to Sultan Mustafa III, all this turned out to be just right: on September 25 (October X. NUMX) 6, he declared war on Russia.

The fighting initially wore too cautious. Small Russian troops in March next year occupied Azov and Taganrog. The main army, commanded by Prince Alexander Golitsyn, was twice shipped across the border Dniester, timidly approached Khotin, and both times returned to the left bank of the river: both the numerical superiority of the enemy and the insecurity of the Russian commander affected. In August, the emboldened Turks decided to cross the river themselves.


Medal "For the sea victory at Chesme. 24 June 1770 G. "

They were repulsed with such losses that they left Khotyn and in complete disarray fled to Iasi. Golitsyn was fired as a field marshal, but replaced by the more decisive Peter Rumyantsev, the hero of the Battle of Kunersdorf.

Indeed, it was impossible to make a better choice: Rumyantsev led the way so that soon the Turkish army, numerous and slow, began to suffer one defeat after another. The campaign of the next year, 1770, was marked for Russia with brilliant victories: June 17 (28) at Ryadoy Grave, 7 (18) July 1770 at Larga and finally 21 July (1 August) 1770 at Kagul. The last battle in which Rumyantsev, leading relatively small forces (about 30 thousand people), with minimal personal losses to pieces fell the 150-thousandth Turkish army of vizier Ivazade Khalil Pasha, put him among the greatest generals not only domestic, but and world stories.

In this battle, there was one particularly dramatic moment: 10, thousands of janissaries, violently attacked and upset the square of Lieutenant-General Pyotr Plemyannikov. Seeing that the soldiers of the Astrakhan and Moscow regiments were leaving the building in panic, throwing banners, Rumyantsev rode to them, shouting “Guys, stop!” Stopped the runners and led them forward again. From the flank of the 1-I Grenadier Division hit the enemy with bayonets.

Russian artillery properly poured them grapeshot. Janissaries were stabbed with a part, and the rest of the cavalry were driven back to the retranshement. The next morning, the defeated and demoralized Turkish army melted away like fog, scattered in flight, leaving the train and all the guns.

Later, complaining about Rumyantsev to the highest degree of the Order of St. George and the rank of Field Marshal, Catherine noted in her rescript: “Your one word“ stop! ”Paved the way for new glory, because at that time it was hardly heard that in any people by the same people and in the same place, a torn-up quarant was again formed, in the mind of the enemy, and so that at that very hour, going forward, he had to participate in the victory. ”

Rumyantsev officers received various degrees of "St. George". The lower ranks did not go unnoticed: “In memory of the victory of our first 21 army last July at Cahul, the victory over the enemy was complete, we were commanded to make special medals, and we all graciously favor all noncommissioned officers and privates to give this sign their courage and the service rendered to us and to the fatherland were carried on a blue ribbon in a buttonhole ”. We note in particular that, unlike in previous times, the medal has now become exclusively soldier (and sailor, as will be discussed later) award.

Its design (the author of the stamp - the famous carver-medalist Timofey Ivanov) in this case is extremely simple. On the obverse - a portrait of the empress with a circular signature. On the back side in large letters: “Cahul”, and below - the date in three lines (of course, in the old style).

All were made and sent to the army 18 thousand copies of the medal. They could not be enough for everyone, because according to the list submitted to the Military Collegium, 29 157 of the lower ranks participated in the battle from our side. There is no information that the shortage was filled later.

Whether some mistake has crept in here, or, more likely, considerations of prestige brought to the point of absurdity, however, in the monument of authorship by Antonio Rinaldi, soon erected and still standing in Tsarskoye Selo, everyone can read what turned the Turkish Vizier into flight to the river Danube "the Russian army number seventeen thousand." The usual, unfortunately, thing: the great feat, they forgot the heroes themselves.

But back to the theater of war, now the Mediterranean. As was to be expected, having rounded Europe, the Russian fleet headed out of the Baltic (20 battleships, 6 frigates, 1 bomber ship, 26 auxiliary ships, about 8 thousands of landing forces) under the nominal command of Count Alexei Orlov, brother of the Empress favorite, - The so-called First Archipelago Expedition began.

In March, 1770, the 1 squadron (Admiral Gregory Spiridov) had already cruised into the Aegean Sea. Gradually, new forces approached. There were several energetic clashes, as a result of one of them, brigadier Ivan Hannibal (the eldest son of “arap Peter the Great”) took the landing of Navarin with a blow (do not confuse this battle with the large naval battle of 1827). And in June it came even to a serious fight.

The Day of the Chesme Battle - 7 July in a new style - is now celebrated as the Day of Military Glory of Russia. The Turkish fleet (16 battleships, 6 frigates, 6 shebeks, 13 galleys and 32 small ships), sheltered after the generally unresolved Chios battle in the Chesmen Bay under the protection of coastal batteries, was destroyed by a sudden attack of the Russians (9). 3 frigate, bombardier ship, 17 – 19 auxiliary ships and transports) right on the roadstead.


The destruction of Turkish fleet in Chesme Bay

On the eve of late evening, Russian ships bombarded the Turks with brandy hulls, cylindrical shells filled with incendiary substance, and so successfully that one of the enemy battleships exploded, and then - around two o'clock in the morning - the firefighters entered the bay and headed, despite the storm attack, to the Turkish ships, setting them on fire. Soon the irrepressible flames engulfed the enemy fleet. By some miracle, only one 80-gun battleship Rhodes was taken out of the fire and captured. The rout was complete.

Aleksey Orlov, who showed himself a little later, when he seduced and insidiously took from sunny Livorno to the gloomy casemate of Petropavlovka, the notorious Princess Tarakanova, but for Chesma, however, he received a first-degree George, 100,000 rubles “for the correction of the crew” gold. chain from the Admiralty and a prefix to the names: Chesmensky. In addition, he was awarded a personalized gold medal with his own image on the obverse and a pathetic inscription:

"The winner and the fighter of the Turkish fleet."

One of the silver copies of this award, along with “George” of the II degree and the title of admiral, went to Captain Samuel Greig, the true hero of the Chesme battle. Samuel Karlovich (as he began to be called in the Russian manner) heroically commanded in battle a detachment of firefighters, setting fire to them with his own hands. Well, again, the usual thing.

And what simple sailors and soldiers landing?

“Wishing to express the Monarchs Our pleasure to Our fleet now in the Archipelago, for providing us with the tomo 24 and 25 of July last, important for us and the Fatherland to victory and extermination of the fleet, we commanded the Most Graciously commanding Our Admiralty Collective to arrange a service for us in order to defend the fleet in the Archivelago. for guns, taken ships and other awards, who therefore had a chance to deserve; Moreover, we still complain to everyone who was on it at the time of this happy incident, both sea and land lower ranks of silver, in this case they made medals and deign that they would wear them on a blue ribbon in his buttonhole in memory. ”

The design of the award (the author is still the same Timofey Ivanov) is as follows: on the obverse - the profile of the empress and the corresponding signature, on the reverse - the images of four Russians (foreground) and five burning Turkish ships, the fortress walls (the signature under them: “Chesme”), and under the edge: “CHESME. 1770 OF THE YEAR JULY 24 D. ”. The inscription at the top: “WAS” is very witty. That is, they say, was the Turkish fleet, but swum, or rather, burned.

The Chesme and Kagul defeats did not mean a final catastrophe for Turkey. The hostilities dragged on until 1774. During this time, the Russian army under the command of General-in-Chief Prince Vasily Golitsyn stormed the Perekop (Turkish) wall and captured the Crimea in sixteen days. The Russian fleet continued to raid the Turkish coast, Rumyantsev crossed the Danube. The last action finally led to the defeat of Ports.

Under the terms of Kyuchuk-Kaynardzhi peace treaty, the Crimean Khanate gained independence from Turkey, and Russia — the most important outpost on the Black Sea — Kerch, the right to have a military fleet here and to allow free passage of ships through the Bosphorus and Dardanelles. Another important right of Russia was officially recognized - to patronize the Orthodox Danube principalities.

On this occasion, a diamond shape (master - Samoyla Yudin) was made commemorative medals for soldiers with the empress on the obverse. On the reverse, in the upper part, there is a laurel wreath and an inscription in it: “WINNER”, and in the lower half there are four lines: “CONCLUDED MIR - S PORTO - 10 JULY - 1774. g. "

The medal was issued on the orange-black ribbon of the St. George Order, although there is information that they wore it on the blue St. Andrew's ribbon.

Field Marshal Rumyantsev was awarded with an addition to his last name: Transdanubia, and a personal gold medal with the inscription: "To the winner and the conciliator." His officers received orders, orders. And who was honored with golden weapons, like Suvorov.
About him - next time.
Author:
Originator:
http://историк.рф/special_posts/за-победу-над-оттоманской-портой/
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. karevik
    karevik 10 January 2016 08: 37
    +7
    The conclusion from our past relations with the Turks - the slightest stirring with a weapon against us - immediately beat them so that they would again have their teeth flaked and wash them! These are Asians, and they understand only power and ruthlessness to them.
    1. 97110
      97110 10 January 2016 18: 24
      0
      Quote: karevik
      These are asians

      Still Asians? How Elbrus became the highest peak in Europe, Baku - the capital of the European Games, coffee - the middle kind, I doubt the borders of Asia. Maybe something there is our Duma or the UN adopted them, but we don’t even know?
      1. Klos
        Klos 10 January 2016 19: 40
        0
        ... Turkish clubs in the UEFA Champions League, in the basketball Euroleague; European Championship football, volleyball, etc. etc. Today, Russians played with the Turkish national team at the European Championships in water polo. 29: 0. laughing
    2. Klos
      Klos 10 January 2016 19: 30
      0
      It seems to me that both then and now some cleverly manipulate the Turks. am
  2. ALEA IACTA EST
    ALEA IACTA EST 10 January 2016 13: 14
    0
    The Germans only got a couple of times and fell silent, but these ... fool
    1. 97110
      97110 10 January 2016 18: 26
      +1
      Quote: ALEA IACTA EST
      The Germans only got a couple of times and fell silent, but these ... fool

      The second is understandable - in 1945. Then the first - in 1242? But what about the Berlin taken from Frederick? Doesn't that count?
  3. natakor1949
    natakor1949 10 January 2016 17: 15
    +2
    Over my long life I read hundreds of times in documentary or fiction about our valiant military operations in the fight against all kinds of enemies - always takes pride in the RUSSIAN WAR. The Turks were never a worthy adversary, the bits were mercilessly the Russian army in all ages. And so the time passed, their new generation grew up and again they wanted to test the Russians for maturity. Turks, pity you, read your own or world history before jumping on us, or do you want something else to give Russia from your lands?
  4. Warrior2015
    Warrior2015 15 January 2016 22: 49
    0
    Unfortunately, Turkey today is not at all a backward army of the Ottoman Ports of the 18 century. Then, as if in a parallel branch, they were sorting out the variants of the air operation against Turkey, and so far they understood that our General Staff is right and Putin personally decided not to bring the matter before the war - it turns out that if we win, it will be very big losses. For now ... but what will be years after 2 ...

    Regarding the article, I will give a very little-known fact. Frederick II, who deservedly received the nickname "The Great", personally considered Count Rumyantsev the GREAT commander of his modern era, MORE GREAT than himself, and by the way, he also considered Frederick II a great commander (who lost only 5 battles out of 30 major ones, of which, by the way, 3 - Russian troops). So, this German king-commander ALL LIFE dreamed of repeating Rumyantsev's BRILLIANT TRIPLE victory (Larga-Ryabaya Mogila-Cahul) and did not even come close to this, which he sadly admitted to the Russian field marshal in his personal correspondence.

    That's how it is ... The greatest commander of Europe only seeks to repeat the exploits of the Russian commander, and he, by his own admission, did not succeed ... Out of great respect for Count Rumyantsev during his visit to Berlin, the King of Prussia ordered to conduct " maneuvers "- to repeat, so to speak, the Cahul victory in natural size, although he did not manage to scrape together more troops than a third of the Turkish army ... hi
  5. Spnsr
    Spnsr 15 December 2016 00: 48
    0
    I apologize somewhat to the author, but let's call the Turks Turks from the beginning of the 20th century, and Ukraine too, from the Ukrainian SSR, Byzantium, in which the Ottomans seized power, by the Ataman empire, which is also called in some presentation of history, and history may take more ordered view!

За победу над Оттоманской Портой

Говоря о военных успехах России в эпоху правления Екатерины II, мы прежде всего вспоминаем триумф русского оружия над Оттоманской Портой. Кагул и Чесма, Кинбурн и Очаков, Фокшаны и Рымник, Измаил, наконец, — вот славнейшие вехи победы. Первой из двух русско-турецких войн заключительной трети XVIII столетия посвящён сегодняшний наш рассказ.

За победу над Оттоманской Портой

Медаль «За победу при Кагуле»

Турецкое государство, этот политический паразит на теле умерщвлённой им Византийской империи (и тут, как водится, не обошлось без содействия обуянных безумной жаждой наживы крестоносцев, первыми покоривших и разграбивших сокровищницу античности — Константинополь), в середине интересующего нас века хоть уже и не угрожало больше Западной Европе распространением воинствующего исламизма, однако ещё представляло некоторую опасность для окружающих.


Именно поэтому её, полудикую, варварскую в понимании утончённых европейцев страну, интриганы с берегов Сены, Темзы, Дуная и Шпрее пытались, и не без успеха, натравить на северного соседа. При том, что тогда, как и сейчас, турки вели себя коварно и непредсказуемо: они ведь в какой-то мере наследовали имперский дух Византии, желали непременно играть роль великой евразийской державы. Но одного желания, естественно, мало.

Страна, продолжавшая существовать в координатах Средневековья, отстала в своём развитии катастрофически. Гигантская сухопутная армия, огромный флот Турции при всём их количественном превосходстве качественно уступали любому вероятному европейскому противнику, включая Россию. Да, в Петербурге ещё помнили неудачный Прутский поход Петра.

Хотя, пусть и отрезанная от Чёрного моря, русская держава в случае войны с Турцией не ограничилась бы, как прежде, в основном сухопутными действиями где-то в далёкой от Стамбула Украине. Теперь, пользуясь благодарностью датчан и временной, обусловленной моментом благосклонностью Англии, её современные линейные корабли могли быть оперативно переброшены с Балтики на Средиземноморье, где в тылу у турок, да вдобавок ещё и в угрожающей близости к султанскому гарему веками тлел не погашенный никакими зверствами огонь греческого сопротивления.

Однако эрдоганы того времени не хотели замечать очевидные вещи. Они устремляли затуманенные кальяном взоры на своего недавнего врага — Польшу. Раздираемая интригами, Речь Посполитая, по крайней мере в лице представителей так называемой Барской конфедерации (по городу Бар в Подолии, но и другое толкование вполне уместно, ибо верховодила, разумеется, шляхта), в своей многовековой ненависти к России, а равно из оппозиции к ставленнику Екатерины королю Станиславу II Августу Понятовскому готова была отдаться в политическом смысле кому угодно, хотя бы и стамбульскому султану в протекторат.

Поводом для войны стал, как сказали бы сейчас, пограничный инцидент. Отряд прорусски настроенных правобережных украинцев, преследуя польских конфедератов, приблизился к Балте, подольскому городку на турецкой уже территории, и после отказа турок выдать «ляхов» выбил и тех и других вон из города. Опрометчивые действия гайдамаков, отвечавших на жестокость враги едва ли не большей жестокостью, вызвали раздражение в Петербурге: вооружённое выступление было вскоре подавлено. Но султану Мустафе III всё это оказалось как раз на руку: 25 сентября (6 октября н.с.) 1768 года он объявил войну России.

Боевые действия поначалу носили чересчур осторожный характер. Небольшие русские отряды в марте следующего года заняли Азов и Таганрог. Главная же армия под командованием князя Александра Голицына дважды переправлялась через пограничный Днестр, робко подступала к Хотину и оба раза возвращалась на левый берег реки: сказывалось как численное превосходство противника, так и неуверенность русского командующего в собственных силах. В августе осмелевшие турки решились сами перейти реку.

За победу над Оттоманской Портой

Медаль «За морскую победу при Чесме. 24 Июня 1770 г.»

Они были отбиты с такими потерями, что оставили Хотин и в полном беспорядке бежали в Яссы. Голицына произвели в генерал-фельдмаршалы, но заменили на более решительного Петра Румянцева, героя кунерсдорфской битвы.

И впрямь, нельзя было сделать выбора лучше: Румянцев повёл дело так, что вскоре турецкая армия, многочисленная и неповоротливая, начала терпеть одно поражение за другим. Кампания следующего, 1770 года, ознаменовалась для России блистательными победами: 17 (28) июня при Рябой Могиле, 7 (18) июля 1770 при Ларге и, наконец, 21 июля (1 августа) 1770 при Кагуле. Последнее сражение, в котором Румянцев, предводительствуя относительно небольшими силами (около 30 тыс. человек), с минимальными собственными потерями в пух и прах разнёс 150-тысячную турецкую армию визиря Иваззаде Халил-паши, поставило его в ряд величайших полководцев не только отечественной, но и мировой истории.

В этом бою был один особенно драматичный момент: 10 тыс. янычар яростно атаковали и привели в расстройство каре генерал-поручика Петра Племянникова. Увидев, что солдаты Астраханского и Московского полков покидают в панике строй, бросая знамёна, Румянцев поскакал к ним, криком «Ребята, стой!» остановил бегущих и снова повёл вперёд. С фланга 1-я гренадерская дивизия ударила на неприятеля в штыки.

Русская артиллерия хорошенько всыпала им картечью. Янычар частью перекололи, а остальных кавалеристы погнали обратно в ретраншемент. Утром следующего дня разбитая и деморализованная турецкая армия растаяла подобно туману, рассеялась в бегстве, бросив обоз и все орудия.

Позднее, жалуя Румянцева высшей степенью ордена Святого Георгия и званием генерал-фельдмаршала, Екатерина отмечала в своём рескрипте: «Одно ваше слово “стой!” проложило путь новой славе, ибо по сие время едва ли слыхано было, чтоб в каком-либо народе, теми же людьми и на том же месте вновь формировался разорванный однажды каре, в виду неприятеля, и чтоб еще в тот же час, идучи вперед, имел он участие в победе».

Румянцевские офицеры получили различные степени «Святого Георгия». Не остались без внимания и нижние чины: «В память одержанной первою нашею армиею 21 минувшего июля при Кагуле совершенной над неприятелем победы, повелели мы сделать особливые медали, и оными всемилостивейше жалуем всех бывших на сей баталии унтер-офицеров и рядовых, дабы они сей знак храбрости их и оказанной чрез то нам и отечеству услуги носили на голубой ленте в петлице». Отметим особо, что в отличие от прежних времён медаль стала теперь исключительно солдатской (и матросской, о чём будет рассказано далее) наградой.

Дизайн её (автор штемпеля — известный резчик-медальер Тимофей Иванов) в данном случае предельно прост. На аверсе — портрет государыни с круговой подписью. На оборотной стороне крупными буквами: «Кагулъ», а ниже — дата в три строки (разумеется, по старому стилю).

Всего было изготовлено и отослано в армию 18 тыс. экземпляров медали. Их не могло хватить на всех, так как по ведомости, представленной в Военную коллегию, в битве с нашей стороны участвовало 29 157 нижних чинов. Сведений о том, что недостачу восполнили позднее, не имеется.

Вкралась ли тут какая-то ошибка или, что вероятнее, взяли верх доведённые до абсурда соображения престижа, однако на монументе авторства Антонио Ринальди, вскоре воздвигнутом и по сию пору стоящем в Царском Селе, каждый может прочитать, что обратило-де турецкого визиря в бегство до реки Дуная «русское воинство числом семнадцать тысяч». Обычное, к сожалению, дело: возвеличивая подвиг, забыли самих героев.

Но вернёмся на театр военных действий, теперь уже средиземноморский. Как и следовало ожидать, сюда, обогнув Европу, направился из Балтики русский флот (20 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль, 26 вспомогательных судов, около 8 тыс. человек десанта) под номинальным командованием графа Алексея Орлова, брата фаворита императрицы, — началась так называемая Первая Архипелагская экспедиция.

В марте 1770 года 1-я эскадра (адмирал Григорий Спиридов) уже крейсировала в Эгейском море. Постепенно подходили новые силы. Произошло несколько энергичных столкновений, в результате одного из них бригадир Иван Ганнибал (старший сын «арапа Петра Великого») взял ударом десанта Наварин (не следует путать этот бой с крупным Наваринским морским сражением 1827 года). А в июне дело дошло даже до серьёзной драки.

День Чесменской баталии — 7 июля по новому стилю — отмечается ныне как День воинской славы России. Турецкий флот (16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судна), укрывшийся после, в общем-то, нерешённого Хиосского боя в Чесменской бухте под защитой береговых батарей, был уничтожен внезапной атакой русских (9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирский корабль, 17–19 вспомогательных судов и транспортов) прямо на рейде.

За победу над Оттоманской Портой

Уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте

Накануне до позднего вечера русские корабли обстреливали турок брандскугелями, цилиндрической формы снарядами, начинёнными зажигательным веществом, причём так удачно, что один из вражеских линкоров взорвался, а затем — было около двух часов ночи — в бухту вошли брандеры и направились, несмотря на ураганный обстрел, к турецким кораблям, поджигая их. Вскоре неудержимое пламя охватило неприятельский флот. Из огня каким-то чудом вывели и взяли в плен только один 80-пушечный линкор «Родос». Разгром был полный.

Алексей Орлов, более проявивший себя несколько позднее, когда он обольстил и коварно увёз из солнечного Ливорно в мрачный каземат Петропавловки пресловутую княжну Тараканову, именно за Чесму, однако, получил «Георгия» I степени, сто тыс. рублей «на поправление экипажа», золотую цепь от Адмиралтейства и приставку к фамилии: Чесменский. Кроме того, ему вручили именную золотую медаль с собственным его изображением на аверсе и пафосной надписью:

«Победитель и истребитель турецкого флота».

Одна из серебряных копий этой награды вместе с «Георгием» II степени и званием адмирала досталась капитану Сэмюэлю Грейгу, истинному герою Чесменского сражения. Самуил Карлович (так он стал зваться на русский манер) геройски командовал в бою отрядом брандеров, поджигая их собственными руками. Ну, повторимся опять, обычное дело.

А что простые матросы и солдаты десанта?

«Желая изъявить Монаршее Наше удовольствие находящемуся теперь в Архипелаге Нашему флоту, за оказанную им тамо 24 и 25 прошедшего Июля важную Нам и Отечеству услугу победою и истреблением неприятельского флота, Всемилостивейше повелеваем Мы Нашей Адмиралтейской Коллегии учинить находящимся на оном чинам предписанные Морским Уставом за флаги, за пушки, взятые корабли и прочее награждения, кто какое потому имел случай заслужить; сверх же того жалуем Мы еще всем находившимся на оном во время сего счастливого происшествия, как морским, так и сухопутным нижним чинам серебряные, на сей случай сделанные медали и соизволяем, чтобы они в память того носили их на голубой ленте в петлице».

Дизайн награды (автор — всё тот же Тимофей Иванов) таков: на аверсе — профиль императрицы и соответствующая подпись, на реверсе — изображения четырёх русских (передний план) и пяти горящих турецких кораблей, крепостные стены (подпись под ними: «Чесме»), а под обрезом: «ЧЕСМЕ. 1770 ГОДА IЮЛЯ 24 Д.». Весьма остроумна надпись вверху: «БЫЛЪ». То есть, мол, был турецкий флот, да сплыл, вернее, сгорел.

Чесменское и кагульское поражения ещё не означали для Турции окончательной катастрофы. Военные действия затянулись до 1774 года. За это время русская армия под командованием генерал-аншефа князя Василия Голицына штурмовала Перекопский (Турецкий) вал и за шестнадцать дней захватила Крым. Русский флот продолжал совершать набеги на турецкое побережье, Румянцев переправился через Дунай. Последнее действие привело наконец к поражению Порты.

По условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора Крымское ханство получало независимость от Турции, а Россия — важнейший форпост на Чёрном море — Керчь, право иметь здесь военный флот и осуществлять свободный проход судов через Босфор и Дарданеллы. Было официально признано и другое важное право России — покровительствовать православным дунайским княжествам.

По такому случаю изготовили ромбовидной формы (мастер — Самойла Юдин) памятные медали для солдат с императрицей на аверсе. На реверсе же, в верхней части, — лавровый венок и надпись в нём: «ПОБЕДИТЕЛЮ», а в нижней половине четыре строки: «ЗАКЛЮЧЕНЪ МИРЪ — СЪ ПОРТОЮ — 10 ИЮЛЯ — 1774. г.».

Медаль выдавалась на оранжево-чёрной ленте Георгиевского ордена, хотя есть сведения, что носили её и на голубой Андреевской ленте.

Генерал-фельдмаршал Румянцев награждён был добавкой к фамилии: Задунайский, и персональной золотой медалью с надписью: «Победителю и примирителю». Его офицеры получили чины, ордена. А кто удостоился и золотого оружия, как Суворов.
О нём — в следующий раз.
Автор: Максим ЛАВРЕНТЬЕВ
Первоисточник: http://историк.рф/special_posts/за-победу-над-оттоманской-портой/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. karevik 10 января 2016 08:37
    Вывод из наших былых отношений с турками - малейшее шевеление с оружием против нас - сразу же бить их так,что бы вновь у них зубы сыпались и крвь они умывалисьь! Это же азиаты,а они понимают только силу и безжалостность к ним.
    1. 97110 10 января 2016 18:24
      Цитата: karevik
      Это же азиаты

      Все ещё азияты? Как стал Эльбрус высочайшей вершиной Европы, Баку - столицей Европейских игр, кофе - среднего рода, сомневаюсь я в границах Азии. Может чего-нибудь там наша Дума или ихнее ООН напринимали, а мы то и не знаем?
      1. Klos 10 января 2016 19:40
        ...турецкие клубы в Лиге чемпионов УЕФА, в баскетбольной Евролиге; Чемпионат Европы по футболу,волейболу и т.д. и т.п.Сегодня на ЧЕ по водному поло россиянки со сборной Турции играли.29:0.Наверняка предварительно читали эту статью laughing
    2. Klos 10 января 2016 19:30
      Сдаётся мне, что и тогда, и сейчас кое-кто ловко манипулирует турками. am
  2. ALEA IACTA EST 10 января 2016 13:14
    Немцы всего пару раз получили и притихли, а эти... fool
    1. 97110 10 января 2016 18:26
      Цитата: ALEA IACTA EST
      Немцы всего пару раз получили и притихли, а эти... fool

      Второй понятно - в 1945. Тогда первый - в 1242? А как же отнятый у Фридриха Берлин? Это не в счёт?
  3. natakor1949 10 января 2016 17:15
    За свою долгую жизнь сотни раз читала в документальной или художественной литературе о наших доблестных военных действиях в борьбе со всевозможным врагом - всегда гордость берёт за РОССИЙСКОЕ ВОИНСТВО. Турки никогда не были достойным противником, биты нещадно были русской армией во все века. И вот прошло время, выросло новое их поколение и снова захотелось им проверить Россиян на зрелость. Турки, жаль вас, почитайте свою или мировую историю, прежде чем прыгать на нас, или хотите ещё что-нибудь подарить России от своих земель?
  4. Ратник2015 15 января 2016 22:49
    К сожалению Турция сегодня - это вовсе не отсталая армия Османской Порты 18 века. Тут как то в параллельной ветке разбирали варианты воздушной операции против Турции и пока поняли, что верно наш Генштаб и лично Путин решили не доводить дело до войны - по всему выходит что если мы и побеждаем, то очень большими потерями. Пока... а вот что будет годика через 2...

    Касательно статьи - приведу очень малоизвестный факт. Фридрих II, заслуженно получивший прозвание "Великий", лично считал графа Румянцева ВЕЛИЧАЙШИМ полководцем современной ему эпохи, БОЛЕЕ ВЕЛИКИМ чем он сам, и кстати тот также считал Фридриха II великим полководцем (который проиграл всего 5 сражений из 30 крупных, из них кстати 3 - русским войскам). Так вот, этот немецкий король-полководец ВСЮ ЖИЗНЬ мечтал повторить БЛИСТАТЕЛЬНУЮ ТРОЙНУЮ победу Румянцева (Ларга-Рябая Могила-Кагул) и даже близко не приблизился к этому, о чём горестно признался русскому фельдмаршалу в личной переписке.

    Вот так как то... Величайший полководец Европы всего только стремится повторить подвиги русского полководца и ему это, по его собственному признанию, так и не удалось... От огромного уважения графу Румянцеву во время его визита в Берлин король Пруссии повелел провести "большие манёвры" - повторить так сказать Кагульскую победу в натуральном размере, хотя ему не удалось наскрести больше войск чем в треть турецкой армии... hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня