Military Review

T38 self-propelled mortar project (USA)

3
The construction of several types of armored vehicles based on a common chassis allows you to solve a number of important problems associated with their production and operation. Nevertheless, these projects with a maximum degree of unification are far from always successful and lead to the rearmament of troops. So, at the final stage of World War II, the American command began several projects to develop promising armored vehicles for various purposes based on the latest light tank M24 Chaffee. The family, which received the Light Combat Team symbol, planned to include military vehicles for various purposes, including a self-propelled mortar, which, however, did not reach serial production, remaining in a single copy.


It should be noted that the project of a self-propelled mortar based on the Chaffee tank was not the first such development, created in the mid-forties. With the 1942-43, attempts have been made to create a similar combat vehicle on the chassis of existing medium tanks, etc. technology, however, due to certain reasons, they were not crowned with success. For example, until the end of 1944, work continued on the T27 and T29 projects, which were eventually closed due to a host of problems of a different nature. However, the troops still needed a self-propelled mortar, resulting in an order to start a new project.

T38 self-propelled mortar project (USA)
General view of the self-propelled mortar T38


In accordance with the technical task of May 1945, the company had to use the chassis of the auxiliary machine T13 and mount an 4,2 caliber inch mortar on it. This version of the armored car was named T35. Soon there was a proposal to use the promising T16 chassis that was being developed at that time, as a result of which the T35 project was reworked accordingly. Nevertheless, the development of the T16 machine was delayed and the exact timing of the appearance of the finished tracked chassis was questionable. 13 September of the same year, an order was signed to begin the development of a T38 self-propelled mortar based on the M37 HMC ACS, already launched into the series. A few weeks later the project T35 was closed as unnecessary.

The development of the new T38 project was entrusted to the York Safe and Lock Company (York, Pennsylvania). In the framework of the new project, the developer had to change the design of the base self-propelled howitzer in order to install the required mortar. In this case, it was necessary to submit a set of special equipment, by installing which the base ACS could “turn” into a self-propelled mortar. A characteristic feature of the T38 project, launched after the end of World War II, was the extremely slow pace of implementation. It took several years to develop a project based on finished equipment. Documentation for the construction of the first prototype was transferred to the Detroit arsenal only in the fall of 1948.


Rear-side view


As the base for the T38 self-propelled mortar, the existing ACN M37 armed with an 105-mm howitzer was taken. During the development of the project, it was decided to remove a number of special equipment from the base machine and install new units in the fighting compartment. At the same time, the chassis design underwent minimal changes associated exclusively with the installation of new weapons. The layout of the machine, power plant, transmission, etc. Borrowed from the basic project without modifications.

The M37 Howitzer Motor Carriage self-propelled gun mount was based on a modified M24 Chaffee light tank chassis. She retained the overall layout of the tank, but differed in the location and size of the fighting compartment. Like most American armored vehicles of the time, the M37 chassis had a transmission compartment in front of the hull, behind which was located the control compartment with the seats of the driver and his assistant. Behind the department of management there was a large fighting compartment, made in the form of an open-top armored cabin. In the aft cabin there was a casing inside which the engine, radiator and elements of the fuel system were installed. The engine and transmission were connected by means of a cardan shaft passing through the fighting compartment.

The M37 SAU hull was welded from a set of armor plates up to 12,7 mm thick, which provided protection against small-arms bullets. weapons and artillery shell fragments. Its frontal part consisted of three sloping sheets, behind which the frontal leaf was located. The cabin itself was made of several sheets and occupied the entire middle and aft parts of the hull, covering the crew from all sides. In the front right part of the cabin there was a cylindrical unit with a workplace assistant driver and a ring turret for a machine gun.


Starboard


In the aft compartment of the hull were two Cadillac 44T24 petrol engines with 110 horsepower each, connected to the forward transmission compartment with a propeller shaft. Manual transmission ensured the rotation of the front drive wheels. The chassis had five pairs of road wheels with a torsion bar suspension and additional shock absorbers on the two front and two rear pairs. To simplify the production of technology, the undercarriage was borrowed from the base tank without any changes.

The T38 project involved dismantling the M105 4-mm howitzer with the M5 installation, thereby releasing a large enough volume in front of the deckhouse. In addition, the mask was dismantled guns in the front sheet. The resulting window was proposed to close the curved armor plate with a thickness of 12,7 mm. In addition, it provided an attachment for a rectangular base plate of the new mortar. If necessary, firing from the ground plate should be removed and used for its intended purpose. In the transport position, it had to slightly increase the level of frontal projection protection.

In the central part of the combat compartment of the new machine, it was proposed to mount a special installation for the M2 mortar of the 4,2 caliber of inch (107 mm). The main element of this installation was a turntable with vertical guidance mechanisms. The mortar mounted on it could be guided in a horizontal plane within 90 ° from the axis of the machine and fixed in several predetermined positions. The manual screw design allowed vertical guidance ranging from + 45 ° to + 60 °.


Front view. Mortar baseplate mounted on front plate is clearly visible.


The M2 mortar had a rifled 107 mm caliber barrel and was charged from the barrel. The propellant charge was ignited by samokol. The mortar calculation could fire at a rate of up to 5 rounds per minute for some time after the start of shooting. With a long shooting rate significantly decreased.

For use as part of the armament of the T38, the M2 mortar did not undergo any changes, thereby maintaining the possibility of firing not only when mounted on the chassis, but also from the ground. In the latter case, the mortar should be dismantled from the installation of the fighting compartment, and also removed the base plate from the frontal part of the cabin. Next, the mortar fell to the ground and collected in the original wearable configuration.

The basic self-propelled gun M37 HMC had racks for ammunition located along the sides of the wheelhouse. When reworked at T38, such ammunition transportation devices remained, but were slightly modified for transporting mortar shells. Available free volumes allowed to bring the portable ammunition to 140 min.


Stern T38. On the body there are arches for an awning, aft door is open


The range of M2 mortar ammunition included 107-mm mines of several types: high-explosive, smoke and chemical mines. Ammunition weighing from 11,1 to 13 kg, depending on the type of propellant charge, had an initial speed of up to 250 m / s and could fly to a distance of 4-4,4 km. The primary ammunition was considered to be the M3 high-explosive fragmentation mine with an explosive charge of 3,64 weight, which provided it with an intermediate position between 105 and 155 caliber artillery shells.

As additional weapons to protect against infantry or aviation the enemy’s self-propelled mortar T38 was supposed to use a heavy machine gun M2HB. This weapon was mounted on the T107 installation, located on the "tower" of the assistant driver. Also allowed the use of personal weapons of the crew, consisting of carbines and submachine guns.

According to the project, the crew of a promising self-propelled gun was to consist of six people. The driver and his assistant were located in their seats in front of the case. The remaining four controlled weapons and placed in their places in the wheelhouse.


View of the car on top. Clearly visible layout cutting


Due to the absence of major changes in the design of the chassis, hull, etc. T38 self-propelled mortar and M37 base artillery mount had similar dimensions. The length of the prospective machine was 5,5 m, width 3 m and height (on an anti-aircraft machine gun) - 2,84 m. The refusal of a large and heavy howitzer and the installation of a relatively light mortar with guidance mechanisms led to a reduction in combat mass. In the case of T38, this parameter was equal to 17,5 t versus 21 t in the base M37.

In the autumn of 1948, York Safe and Lock handed over to the Detroit arsenal a set of documentation for building a prototype of a new combat vehicle. As a basis for an experienced armored vehicle, the M37 GMC serial self-propelled gun, built in the 1945 year, was taken. With this ACS they removed the gun and its installation, and also removed the sights and other units used with the original howitzer. The hole in the front plate was closed with a half-inch armor plate, and in the fighting compartment installed mechanisms for securing and pointing the mortar M2.

It didn't take long to make a prototype T38 mortar. Already in December, 1948, he was sent to the Aberdeen Proving Ground. Over the next few months, the test site specialists were checking the new combat vehicle, identifying its strengths and weaknesses. Any information on the detection of serious design flaws are missing. However, this was not a reason for optimistic estimates.


Mortar on the rotary installation on the floor of the fighting compartment


In April, the first prototype of the T49 was sent to Fort Benning base for further tests in April. The main task was to determine the combat qualities of self-propelled mortars and their prospects from the point of view of use in armed conflicts. However, these tests did not take place. For some reason, the command decided to stop the development of the project T38 and close it. The only prototype of such a combat vehicle, converted from a serial self-propelled gun, was later used in tests of other military equipment based on the M38 ACS.

The exact reasons for the refusal to further develop the T38 self-propelled mortar are unknown. Given the further development of American self-propelled artillery systems, it can be assumed that the T38 project was closed due to an outdated chassis. It was based on the M37 ACS units, which, in turn, were a development of the M24 light tank, created during the Second World War. Apparently, promising mortars were planned to be exploited for quite a long time, and the equipment based on the Chaffey tank had to remain in service no more than until the mid-fifties due to moral and physical obsolescence. Thus, the T38 self-propelled mortar was of little interest to the troops because of an aging chassis with insufficient characteristics.

After completion of the tests, the prototype T38 self-propelled mortar lost its weapons and later, according to some data, was used as the basis for new prototypes. The failure of the T38 project did not affect the further development of self-propelled artillery systems. Already in the early fifties, a new project was launched to create several self-propelled mortars with weapons of various calibers. By the middle of the decade, new designs led to the adoption of several new combat vehicles, including those equipped with 107-mm mortars. The T38 project, in turn, remained in stories as an interesting, but hopeless development, the fate of which was affected by the poor choice of the base machine.


Based on:
http://afvdb.50megs.com/
http://vn-parabellum.com/
http://historyofwar.org/
Hunnicutt RT Stuart. A History of the American Light Tank, Volume 1. Navato, CA. Presidio Press, 1992
Author:
Photos used:
Hunnicutt RT Stuart. A History of the American Light Tank, Volume 1
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. igordok
    igordok 29 December 2015 12: 35 New
    0
    You always pay attention to the wheelhouse of the assistant driver. It catches the eye.
  2. AX
    AX 29 December 2015 17: 38 New
    0
    Dead End ...
    1. 31rus
      31rus 29 December 2015 20: 36 New
      0
      Dear, what about the 120mm "Sled" on the basis of MTL-B? Already our time.

Проект самоходного миномета T38 (США)

Строительство нескольких типов бронетехники на базе общего шасси позволяет решить ряд важных проблем, связанных с их производством и эксплуатацией. Тем не менее, далеко не всегда подобные проекты с максимальной степенью унификации оказываются удачными и приводят к перевооружению войск. Так, на заключительном этапе Второй мировой войны американское командование начало несколько проектов разработки перспективной бронетехники различного назначения на базе новейшего легкого танка M24 Chaffee. В семейство, получившее условное обозначение Light Combat Team, планировалось включить боевые машины различного назначения, в том числе и самоходный миномет, который, однако, так и не дошел до серийного производства, оставшись в единственном экземпляре.

Следует отметить, проект самоходного миномета на базе танка «Чаффи» не был первой подобной разработкой, созданной в середине сороковых годов. С 1942-43 года предпринимались попытки создать подобную боевую машину на шасси существующих средних танков и т.п. техники, однако в силу тех или иных причин они не увенчались успехом. К примеру, до конца 1944 года продолжались работы над проектами T27 и T29, которые в итоге были закрыты из-за массы проблем различного характера. Тем не менее, войска по-прежнему нуждались в самоходном миномете, результатом чего стал приказ о начале нового проекта.

Проект самоходного миномета T38 (США)
Общий вид самоходного миномета T38



В соответствии с техническим заданием от мая 1945 года, компания-разработчик должна была использовать шасси вспомогательной машины T13 и смонтировать на нем миномет калибра 4,2 дюйма. Такой вариант бронемашины получил название T35. Вскоре появилось предложение, заключавшееся в применении разрабатывавшегося в то время перспективного шасси T16, в результате чего проект T35 переработали соответствующим образом. Тем не менее, разработка машины T16 затягивалась и точные сроки появления готового гусеничного шасси были под вопросом. 13 сентября того же года был подписан приказ о начале разработки самоходного миномета T38 на базе САУ M37 HMC, уже запущенной в серию. Через несколько недель проект T35 был закрыт за ненадобностью.

Разработка нового проекта T38 была поручена компании York Safe and Lock Company (г. Йорк, Пенсильвания). В рамках нового проекта компания-разработчик должна была изменить конструкцию базовой самоходной гаубицы с целью установки требуемого миномета. При этом следовало представить комплект специального оборудования, путем установки которого базовая САУ могла бы «превращаться» в самоходный миномет. Характерной чертой проекта T38, стартовавшего уже после окончания Второй мировой войны стали крайне неспешные темпы реализации. На разработку проекта, основанного на готовой технике, ушло несколько лет. Документация для строительства первого прототипа была передана Детройтскому арсеналу только осенью 1948 года.

Проект самоходного миномета T38 (США)
Вид сзади-сбоку


В качестве базы для самоходного миномета T38 была взята существующая САУ M37, вооруженная 105-мм гаубицей. В ходе разработки проекта было решено снять с базовой машины ряд специального оборудования и установить в боевом отделении новые агрегаты. При этом конструкция шасси претерпевала минимальные изменения, связанные исключительно с установкой нового вооружения. Компоновка машины, силовая установка, трансмиссия и т.д. заимствовались из базового проекта без доработок.

Самоходная артиллерийская установка M37 Howitzer Motor Carriage основывалась на доработанном шасси легкого танка M24 Chaffee. Она сохраняла общую компоновку танка, но отличалась расположением и размером боевого отделения. Как у большинства американских бронемашин того времени, шасси M37 имело трансмиссионный отсек в передней части корпуса, позади которого размещалось отделение управления с местами механика-водителя и его помощника. За отделением управления находилось крупное боевое отделение, выполненное в виде открытой сверху броневой рубки. В кормовой части рубки располагался кожух, внутри которого устанавливались двигатель, радиатор и элементы топливной системы. Двигатель и трансмиссия соединялись при помощи карданного вала, проходящего через боевое отделение.

Корпус САУ M37 сваривался из набора броневых листов толщиной до 12,7 мм, которые обеспечивали защиту от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Его лобовая часть состояла из трех наклонных листов, позади которых располагался лобовой лист рубки. Сама рубка изготавливалась из нескольких листов и занимала всю среднюю и кормовую части корпуса, прикрывая экипаж со всех сторон. В передней правой части рубки имелся цилиндрический агрегат с рабочим местом помощника водителя и кольцевой турелью для пулемета.

Проект самоходного миномета T38 (США)
Правый борт


В кормовом отсеке корпуса находились два бензиновых двигателя Cadillac 44T24 мощностью по 110 л.с., при помощи карданного вала соединявшиеся с носовым трансмиссионным отсеком. Механическая трансмиссия обеспечивала вращение передних ведущих колес. Ходовая часть имела пять пар опорных катков с торсионной подвеской и дополнительными амортизаторами на двух передних и двух задних парах. Для упрощения производства техники ходовая часть заимствовалась у базового танка без каких-либо изменений.

Проект T38 подразумевал демонтаж 105-мм гаубицы M4 с установкой M5, благодаря чему освобождался достаточно большой объем в передней части рубки. Кроме того, демонтировалась маска орудия в лобовом листе. Образовавшееся окно предложили закрывать броневым листом изогнутой формы толщиной 12,7 мм. Кроме того, на нем предусмотрели крепления для прямоугольной опорной плиты нового миномета. При необходимости стрельбы с грунта плиту следовало снимать и использовать по прямому назначению. В транспортном положении она должна была немного повышать уровень защиты лобовой проекции.

В центральной части боевого отделения новой машины предлагалось монтировать специальную установку для миномета M2 калибра 4,2 дюйма (107 мм). Основным элементом этой установки была поворотная платформа с механизмами вертикальной наводки. Установленный на ней миномет можно было наводить в горизонтальной плоскости в пределах 90° от оси машины и фиксировать в нескольких заданных положениях. Винтовая конструкция с ручным приводом позволяла осуществлять вертикальную наводку в пределах от +45° до +60°.

Проект самоходного миномета T38 (США)
Вид спереди. Хорошо видна опорная плита миномета, закрепленная на лобовом листе


Миномет M2 имел нарезной ствол калибра 107 мм и заряжался с дула. Метательный заряд воспламенялся самонаколом. Расчет миномета мог вести огонь с темпом до 5 выстрелов в минуту в течение некоторого времени после начала стрельбы. При продолжительной стрельбе скорострельность заметно сокращалась.

Для использования в составе вооружения машины T38 миномет M2 не претерпевал никаких изменений, благодаря чему сохранялась возможность стрельбы не только при установке на шасси, но и с земли. В последнем случае миномет следовало демонтировать с установки боевого отделения, а также снимать с лобовой части рубки опорную плиту. Далее миномет опускался на землю и собирался в исходной носимой конфигурации.

Базовая самоходка M37 HMC имела стеллажи для боекомплекта, расположенные вдоль бортов рубки. При переделке в T38 подобные устройства для перевозки боеприпасов сохранились, однако были немного доработаны для транспортировки минометных мин. Имевшиеся свободные объемы позволили довести возимый боекомплект до 140 мин.

Проект самоходного миномета T38 (США)
Кормовая часть T38. На корпусе установлены дуги для тента, кормовая дверь открыта


В номенклатуру боеприпасов миномета M2 входили 107-мм мины нескольких типов: осколочно-фугасные, дымовые и химические. Боеприпасы весом от 11,1 до 13 кг, в зависимости от типа метательного заряда, имели начальную скорость до 250 м/с и могли лететь на дальность до 4-4,4 км. Основным боеприпасом считалась осколочно-фугасная мина M3 с зарядом взрывчатого вещества весом 3,64, который обеспечивал ей промежуточное положение между артиллерийскими снарядами калибра 105 и 155 мм.

В качестве дополнительного вооружения для защиты от пехоты или авиации противника самоходный миномет T38 должен был использовать крупнокалиберный пулемет M2HB. Это оружие монтировалось на установке T107, расположенной на «башне» помощника водителя. Также допускалось использование личного оружия экипажа, состоявшее из карабинов и пистолетов-пулеметов.

Согласно проекту, экипаж перспективной самоходки должен был состоять из шести человек. Водитель и его помощник располагались на своих местах в передней части корпуса. Остальные четверо управляли вооружением и размещались на своих местах в рубке.

Проект самоходного миномета T38 (США)
Вид на машину сверху. Хорошо видна компоновка рубки


За счет отсутствия серьезных изменений в конструкции шасси, корпуса и т.д. самоходный миномет T38 и базовая артиллерийская установка M37 имели схожие габариты. Длина перспективной машины составляла 5,5 м, ширина 3 м и высота (по зенитному пулемету) – 2,84 м. Отказ от крупной и тяжелой гаубицы и установка сравнительно легкого миномета с механизмами наведения привели к сокращению боевой массы. В случае с T38 этот параметр равнялся 17,5 т против 21 т у базовой M37.

Осенью 1948 года компания York Safe and Lock передала Детройтскому арсеналу комплект документации для строительства прототипа новой боевой машины. В качестве основы для опытной бронемашины была взята серийная самоходка M37 GMC, построенная в 1945 году. С этой САУ сняли орудие и его установку, а также удалили прицельные приспособления и другие агрегаты, применявшиеся с исходной гаубицей. Образовавшееся отверстие в лобовом листе закрыли полудюймовой броневой плитой, а в боевом отделении установили механизмы для крепления и наведения миномета M2.

Изготовление прототипа миномета T38 не заняло много времени. Уже в декабре 1948 года его отправили на Абердинский полигон. В течение нескольких следующих месяцев специалисты полигона занимались проверкой новой боевой машины, определяя ее сильные и слабые стороны. Какие-либо сведения об обнаружении серьезных недостатков конструкции отсутствуют. Тем не менее, это не было поводом для оптимистичных оценок.

Проект самоходного миномета T38 (США)
Миномет на поворотной установке на полу боевого отделения


В апреле 49-го первый прототип T38 отправили на базу Форт-Беннинг для проведения дальнейших испытаний. Основной задачей при этом было определение боевых качеств самоходных минометов и их перспектив с точки зрения применения в вооруженных конфликтах. Тем не менее, эти испытания не состоялись. По неким причинам командование решило прекратить развитие проекта T38 и закрыть его. Единственный прототип такой боевой машины, переоборудованный из серийной самоходки, в дальнейшем использовался в испытаниях другой военной техники на базе САУ M37.

Точные причины отказа от дальнейшего развития самоходного миномета T38 неизвестны. Учитывая дальнейшее развитие американских самоходных артиллерийских систем, можно предположить, что проект T38 был закрыт из-за устаревшего шасси. Он основывался на агрегатах САУ M37, которые, в свою очередь, представляли собой развитие легкого танка M24, созданного еще во времена Второй мировой войны. По-видимому, перспективные минометы планировалось эксплуатировать в течение достаточно длительного времени, а техника на базе танка «Чаффи» должна была оставаться в строю не более чем до середины пятидесятых годов ввиду морального и физического устаревания. Таким образом, самоходный миномет T38 не представлял большого интереса для войск из-за устаревающего шасси с недостаточными характеристиками.

После завершения испытаний опытный образец самоходного миномета T38 лишился своего вооружения и в дальнейшем, по некоторым данным, применялся в качестве основы для новых прототипов. Неудача проекта T38 не сказалась на дальнейшем развитии самоходных артиллерийских систем. Уже в начале пятидесятых годов стартовал новый проект создания сразу нескольких самоходных минометов с вооружением разных калибров. К середине десятилетия новые проекты привели к принятию на вооружение нескольких новых боевых машин, в том числе и оснащенных 107-мм минометами. Проект T38, в свою очередь, остался в истории как интересная, но бесперспективная разработка, на судьбе которой сказался неудачный выбор базовой машины.


По материалам:
http://afvdb.50megs.com/
http://vn-parabellum.com/
http://historyofwar.org/
Hunnicutt R.T. Stuart. A History of the American Light Tank, Volume 1. Navato, CA. Presidio Press, 1992
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Hunnicutt R.T. Stuart. A History of the American Light Tank, Volume 1

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. igordok 29 декабря 2015 12:35
    На рубку помощника водителя всегда обращаешь внимание. Бросается в глаза.
  2. ТОПОР 29 декабря 2015 17:38
    Тупиковая ветка...
    1. 31rus 29 декабря 2015 20:36
      Уважаемый,а как же 120мм "Сани" на базе МТЛ-Б?Уже наше время.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня