Проект самоходного миномета T38 (США)

3
Строительство нескольких типов бронетехники на базе общего шасси позволяет решить ряд важных проблем, связанных с их производством и эксплуатацией. Тем не менее, далеко не всегда подобные проекты с максимальной степенью унификации оказываются удачными и приводят к перевооружению войск. Так, на заключительном этапе Второй мировой войны американское командование начало несколько проектов разработки перспективной бронетехники различного назначения на базе новейшего легкого танка M24 Chaffee. В семейство, получившее условное обозначение Light Combat Team, планировалось включить боевые машины различного назначения, в том числе и самоходный миномет, который, однако, так и не дошел до серийного производства, оставшись в единственном экземпляре.

Следует отметить, проект самоходного миномета на базе танка «Чаффи» не был первой подобной разработкой, созданной в середине сороковых годов. С 1942-43 года предпринимались попытки создать подобную боевую машину на шасси существующих средних танков и т.п. техники, однако в силу тех или иных причин они не увенчались успехом. К примеру, до конца 1944 года продолжались работы над проектами T27 и T29, которые в итоге были закрыты из-за массы проблем различного характера. Тем не менее, войска по-прежнему нуждались в самоходном миномете, результатом чего стал приказ о начале нового проекта.

Проект самоходного миномета T38 (США)
Общий вид самоходного миномета T38


В соответствии с техническим заданием от мая 1945 года, компания-разработчик должна была использовать шасси вспомогательной машины T13 и смонтировать на нем миномет калибра 4,2 дюйма. Такой вариант бронемашины получил название T35. Вскоре появилось предложение, заключавшееся в применении разрабатывавшегося в то время перспективного шасси T16, в результате чего проект T35 переработали соответствующим образом. Тем не менее, разработка машины T16 затягивалась и точные сроки появления готового гусеничного шасси были под вопросом. 13 сентября того же года был подписан приказ о начале разработки самоходного миномета T38 на базе САУ M37 HMC, уже запущенной в серию. Через несколько недель проект T35 был закрыт за ненадобностью.

Разработка нового проекта T38 была поручена компании York Safe and Lock Company (г. Йорк, Пенсильвания). В рамках нового проекта компания-разработчик должна была изменить конструкцию базовой самоходной гаубицы с целью установки требуемого миномета. При этом следовало представить комплект специального оборудования, путем установки которого базовая САУ могла бы «превращаться» в самоходный миномет. Характерной чертой проекта T38, стартовавшего уже после окончания Второй мировой войны стали крайне неспешные темпы реализации. На разработку проекта, основанного на готовой технике, ушло несколько лет. Документация для строительства первого прототипа была передана Детройтскому арсеналу только осенью 1948 года.


Вид сзади-сбоку


В качестве базы для самоходного миномета T38 была взята существующая САУ M37, вооруженная 105-мм гаубицей. В ходе разработки проекта было решено снять с базовой машины ряд специального оборудования и установить в боевом отделении новые агрегаты. При этом конструкция шасси претерпевала минимальные изменения, связанные исключительно с установкой нового вооружения. Компоновка машины, силовая установка, трансмиссия и т.д. заимствовались из базового проекта без доработок.

Самоходная артиллерийская установка M37 Howitzer Motor Carriage основывалась на доработанном шасси легкого танка M24 Chaffee. Она сохраняла общую компоновку танка, но отличалась расположением и размером боевого отделения. Как у большинства американских бронемашин того времени, шасси M37 имело трансмиссионный отсек в передней части корпуса, позади которого размещалось отделение управления с местами механика-водителя и его помощника. За отделением управления находилось крупное боевое отделение, выполненное в виде открытой сверху броневой рубки. В кормовой части рубки располагался кожух, внутри которого устанавливались двигатель, радиатор и элементы топливной системы. Двигатель и трансмиссия соединялись при помощи карданного вала, проходящего через боевое отделение.

Корпус САУ M37 сваривался из набора броневых листов толщиной до 12,7 мм, которые обеспечивали защиту от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Его лобовая часть состояла из трех наклонных листов, позади которых располагался лобовой лист рубки. Сама рубка изготавливалась из нескольких листов и занимала всю среднюю и кормовую части корпуса, прикрывая экипаж со всех сторон. В передней правой части рубки имелся цилиндрический агрегат с рабочим местом помощника водителя и кольцевой турелью для пулемета.


Правый борт


В кормовом отсеке корпуса находились два бензиновых двигателя Cadillac 44T24 мощностью по 110 л.с., при помощи карданного вала соединявшиеся с носовым трансмиссионным отсеком. Механическая трансмиссия обеспечивала вращение передних ведущих колес. Ходовая часть имела пять пар опорных катков с торсионной подвеской и дополнительными амортизаторами на двух передних и двух задних парах. Для упрощения производства техники ходовая часть заимствовалась у базового танка без каких-либо изменений.

Проект T38 подразумевал демонтаж 105-мм гаубицы M4 с установкой M5, благодаря чему освобождался достаточно большой объем в передней части рубки. Кроме того, демонтировалась маска орудия в лобовом листе. Образовавшееся окно предложили закрывать броневым листом изогнутой формы толщиной 12,7 мм. Кроме того, на нем предусмотрели крепления для прямоугольной опорной плиты нового миномета. При необходимости стрельбы с грунта плиту следовало снимать и использовать по прямому назначению. В транспортном положении она должна была немного повышать уровень защиты лобовой проекции.

В центральной части боевого отделения новой машины предлагалось монтировать специальную установку для миномета M2 калибра 4,2 дюйма (107 мм). Основным элементом этой установки была поворотная платформа с механизмами вертикальной наводки. Установленный на ней миномет можно было наводить в горизонтальной плоскости в пределах 90° от оси машины и фиксировать в нескольких заданных положениях. Винтовая конструкция с ручным приводом позволяла осуществлять вертикальную наводку в пределах от +45° до +60°.


Вид спереди. Хорошо видна опорная плита миномета, закрепленная на лобовом листе


Миномет M2 имел нарезной ствол калибра 107 мм и заряжался с дула. Метательный заряд воспламенялся самонаколом. Расчет миномета мог вести огонь с темпом до 5 выстрелов в минуту в течение некоторого времени после начала стрельбы. При продолжительной стрельбе скорострельность заметно сокращалась.

Для использования в составе вооружения машины T38 миномет M2 не претерпевал никаких изменений, благодаря чему сохранялась возможность стрельбы не только при установке на шасси, но и с земли. В последнем случае миномет следовало демонтировать с установки боевого отделения, а также снимать с лобовой части рубки опорную плиту. Далее миномет опускался на землю и собирался в исходной носимой конфигурации.

Базовая самоходка M37 HMC имела стеллажи для боекомплекта, расположенные вдоль бортов рубки. При переделке в T38 подобные устройства для перевозки боеприпасов сохранились, однако были немного доработаны для транспортировки минометных мин. Имевшиеся свободные объемы позволили довести возимый боекомплект до 140 мин.


Кормовая часть T38. На корпусе установлены дуги для тента, кормовая дверь открыта


В номенклатуру боеприпасов миномета M2 входили 107-мм мины нескольких типов: осколочно-фугасные, дымовые и химические. Боеприпасы весом от 11,1 до 13 кг, в зависимости от типа метательного заряда, имели начальную скорость до 250 м/с и могли лететь на дальность до 4-4,4 км. Основным боеприпасом считалась осколочно-фугасная мина M3 с зарядом взрывчатого вещества весом 3,64, который обеспечивал ей промежуточное положение между артиллерийскими снарядами калибра 105 и 155 мм.

В качестве дополнительного вооружения для защиты от пехоты или авиации противника самоходный миномет T38 должен был использовать крупнокалиберный пулемет M2HB. Это оружие монтировалось на установке T107, расположенной на «башне» помощника водителя. Также допускалось использование личного оружия экипажа, состоявшее из карабинов и пистолетов-пулеметов.

Согласно проекту, экипаж перспективной самоходки должен был состоять из шести человек. Водитель и его помощник располагались на своих местах в передней части корпуса. Остальные четверо управляли вооружением и размещались на своих местах в рубке.


Вид на машину сверху. Хорошо видна компоновка рубки


За счет отсутствия серьезных изменений в конструкции шасси, корпуса и т.д. самоходный миномет T38 и базовая артиллерийская установка M37 имели схожие габариты. Длина перспективной машины составляла 5,5 м, ширина 3 м и высота (по зенитному пулемету) – 2,84 м. Отказ от крупной и тяжелой гаубицы и установка сравнительно легкого миномета с механизмами наведения привели к сокращению боевой массы. В случае с T38 этот параметр равнялся 17,5 т против 21 т у базовой M37.

Осенью 1948 года компания York Safe and Lock передала Детройтскому арсеналу комплект документации для строительства прототипа новой боевой машины. В качестве основы для опытной бронемашины была взята серийная самоходка M37 GMC, построенная в 1945 году. С этой САУ сняли орудие и его установку, а также удалили прицельные приспособления и другие агрегаты, применявшиеся с исходной гаубицей. Образовавшееся отверстие в лобовом листе закрыли полудюймовой броневой плитой, а в боевом отделении установили механизмы для крепления и наведения миномета M2.

Изготовление прототипа миномета T38 не заняло много времени. Уже в декабре 1948 года его отправили на Абердинский полигон. В течение нескольких следующих месяцев специалисты полигона занимались проверкой новой боевой машины, определяя ее сильные и слабые стороны. Какие-либо сведения об обнаружении серьезных недостатков конструкции отсутствуют. Тем не менее, это не было поводом для оптимистичных оценок.


Миномет на поворотной установке на полу боевого отделения


В апреле 49-го первый прототип T38 отправили на базу Форт-Беннинг для проведения дальнейших испытаний. Основной задачей при этом было определение боевых качеств самоходных минометов и их перспектив с точки зрения применения в вооруженных конфликтах. Тем не менее, эти испытания не состоялись. По неким причинам командование решило прекратить развитие проекта T38 и закрыть его. Единственный прототип такой боевой машины, переоборудованный из серийной самоходки, в дальнейшем использовался в испытаниях другой военной техники на базе САУ M37.

Точные причины отказа от дальнейшего развития самоходного миномета T38 неизвестны. Учитывая дальнейшее развитие американских самоходных артиллерийских систем, можно предположить, что проект T38 был закрыт из-за устаревшего шасси. Он основывался на агрегатах САУ M37, которые, в свою очередь, представляли собой развитие легкого танка M24, созданного еще во времена Второй мировой войны. По-видимому, перспективные минометы планировалось эксплуатировать в течение достаточно длительного времени, а техника на базе танка «Чаффи» должна была оставаться в строю не более чем до середины пятидесятых годов ввиду морального и физического устаревания. Таким образом, самоходный миномет T38 не представлял большого интереса для войск из-за устаревающего шасси с недостаточными характеристиками.

После завершения испытаний опытный образец самоходного миномета T38 лишился своего вооружения и в дальнейшем, по некоторым данным, применялся в качестве основы для новых прототипов. Неудача проекта T38 не сказалась на дальнейшем развитии самоходных артиллерийских систем. Уже в начале пятидесятых годов стартовал новый проект создания сразу нескольких самоходных минометов с вооружением разных калибров. К середине десятилетия новые проекты привели к принятию на вооружение нескольких новых боевых машин, в том числе и оснащенных 107-мм минометами. Проект T38, в свою очередь, остался в истории как интересная, но бесперспективная разработка, на судьбе которой сказался неудачный выбор базовой машины.


По материалам:
http://afvdb.50megs.com/
http://vn-parabellum.com/
http://historyofwar.org/
Hunnicutt R.T. Stuart. A History of the American Light Tank, Volume 1. Navato, CA. Presidio Press, 1992
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 декабря 2015 12:35
    На рубку помощника водителя всегда обращаешь внимание. Бросается в глаза.
  2. 0
    29 декабря 2015 17:38
    Тупиковая ветка...
    1. 0
      29 декабря 2015 20:36
      Уважаемый,а как же 120мм "Сани" на базе МТЛ-Б?Уже наше время.