Military Review

GOELRO - the beginning of big victories and the Great Victory

20
GOELRO - the beginning of big victories and the Great Victory



22 December 1921 The 9th All-Russian Congress of Soviets, meeting in Moscow at the Bolshoi Theater, approved the decree of the Council of People's Commissars “On electrification of RSFSRR” - the plan of electrification. Today, on the 95 anniversary of the beginning of electrification, or rather, the beginning of the implementation of the first unified state plan for the development of the national economy based on the electrification of the country, we cannot but remember its significance.

The abbreviation GOELRO stands for “The State Commission for Electrification of Russia”, the creation of which 21 of February 1920 of the year was signed by Vladimir Lenin. The commission was headed by Gleb Krzhizhanovsky - a graduate of the St. Petersburg Institute of Technology and the author of the project of the Elektroperedacha thermal power plant located near Moscow (now - Klasson State District Power Plant), built in the 1912 year.

Krzhizhanovsky, Leonid Krasin, Robert Klasson and many other creators of the plan worked in the Society of Electric Lighting, created in 1886 in St. Petersburg. The company united scientists and merchants in the “electrification of the whole country” business, most of its shareholders were foreigners, first of all, the Siemens concern. Even then, the first large-scale construction projects for power plants and power lines were being developed.

What did not have been enough before the revolution, if the implementation of GOELRO had to take the hungry, poor and cold power of the Soviets at the very beginning of the Civil War - in January 1918, the 1st All-Russian Conference of Electrical Industry Workers was held, which proposed the creation of a body to manage energy construction? But the main thing was missing - a centralized plan for the development of industry. Each owner, including a powerful “foreign lobby,” pulled the blanket over himself, and it was impossible to put the construction of industrial enterprises and energy facilities united in a single network into one framework.

It is impossible to deny the development of energy before the revolution - it was going at a rather fast pace, and the domestic electrical engineering school was considered one of the best in the world. So, by the year 1896 the number of power plants increased to 35, and the efficiency of such stations approached 25% (in modern combined-cycle power plants it reaches 60%). However, they all belonged to private owners, including 12 - the Electric Lighting Society. In terms of power generation, despite its faster growth (20 − 25%) than in other countries, Russia ranked eighth in the world, lagging behind not only the leading United States, but even tiny Belgium. In terms of quality, Russia was not inferior to the leading countries, but in the same year, 1913 in Russia produced only 14 kW per capita. h, whereas in the US - 236 kWh.

There were a lot of problems. For example, all power plants built in Russia are in Moscow, St. Petersburg, Kiev, Baku, Riga, etc. had a limited number of consumers and were not energy related. There was no single system in their development - the values ​​of their current and frequency (20, 40 or 50 Hz) had a huge variation. There were single-phase and three-phase networks ...

At the All-Russian Electrotechnical Congresses, which took place as many as seven from 1900 to 1913, they tried to solve problems, and at the height of World War I (in 1915), Krzhizhanovsky, Director of Electricity Transmission Station, made a report on the problems of the use of coal and peat near Moscow. In their report, they outlined the basic principles of energy construction, which became the basis of the GOELRO plan, and there were discussions and resolutions were adopted. But the plan was impossible to implement.

As already mentioned, a body to manage energy construction was proposed to create in January 1918 for the I All-Russian Conference of Electrical Industry Workers. Four months later Elektrostroy was created. At the same time, a successor and successor of the All-Russian Electrotechnical Congresses was formed - the Central Electrotechnical Council (CES), which included the largest Russian energy industry: IG Alexandrov, A.V. Winter, GO Graftio, R.E. Klasson , A. G. Kogan, T. R. Makarov, V. F. Mitkevich, N. K. Polivanov, M. A. Shatelen, and others.

Then, in April 1918, the concept of electrification of the country was made by Lenin himself in the article "Outline of the plan of scientific and technical work." In 1919, Krzhizhanovsky detailed this idea in his work “The Challenges of Electrifying Industry” and received an enthusiastic response to it. Less than a year later - in December 1920, the plan was developed.

After the decree on the creation of electrification work has gone at full speed. At the IX Congress of Soviets, the commission presented the results of its work - the 650-page plan, divided into the following chapters:

1. Electrification and state economy plan

2. Electrification and fuel supply

3. Electrification and water energy

4. Electrification and Agriculture

5. Electrification and transport

6. Electrification and industry

Thus, GOELRO was a plan for the development of not one energy, but the entire economy. The plan provided for the construction of industrial enterprises for the production of all the necessary electricity and scientific and technical base - 1921 was established the State Electrotechnical Institute (VEI) and the All-Russian Thermal Engineering Institute (VTI). And all this was tied to the development plans of the territories - the authors of the GOELRO plan proposed economic regionalization based on considerations of the proximity of sources of raw materials (including energy), established territorial division and specialization of labor, as well as convenient and well-organized transport.

As a result, seven major economic regions were identified: Northern, Central Industrial, Southern, Volga, Ural, Caucasus, as well as Western Siberia and Turkestan. The plan also began the development of the Kuznetsk coal basin, around which a new industrial area was established.

It was planned not only the restoration of specific industries, primarily heavy industry, but also the reconstruction, reorganization and development of the national economy. It provided for the construction of enterprises - future consumers of electricity. Among them - laid in 1927, the Stalingrad tractor, the basis of the domestic tank.

The GOELRO plan was the first step towards the industrialization of the country, and without it it would have been impossible. He did the main thing - he maximally raised the productivity of replacing the muscular efforts of people and animals with mechanical energy. Without electrification — especially in the long run — the development of industry, construction, transport, and agriculture was impossible. In addition, it provided for electrification of rail transport - a case that not all developed countries have coped with today, for example, the United States.

Designed for 10 — 15 years, the GOELRO plan provided for the construction of 30 district power stations (20 TPP and 10 HPP) with a total capacity of 1,75 mln kWh. At the same time, the electoral system of the country was carried out (electrification of old and construction of new railway lines, construction of the Volga-Don Canal). A separate emphasis was placed on hydropower engineering: the Shaturskaya and Kashirskaya TPPs and the Volkhovskaya HPP were first put into operation, and in 1932, Europe’s largest hydroelectric station, Dneproges, launched the first current.

By 1926, the program “A” of the GOELRO plan was implemented, which provided for the restoration of the destroyed energy economy of the country. By 1931, the plan was over-fulfilled - instead of the newly designed 1750 kW of new capacity, the 2560 kW was commissioned. By the end of the fifteen-year term stipulated by the plan - by 1935 - the Soviet power industry became the third in the world after the USA and Germany, and by the 1947 year, despite the terrible war, the USSR ranked first in Europe and second in the world in electricity production.

By 1934, the Soviet power industry completely abandoned imported equipment - its own power engineering industry was created, such large enterprises as Electrozavod (Moscow), Dynamo (Moscow), Krasny Kotelshchik (Taganrog), Turbogenerator C Plant M. Kirov (Kharkov).

The GOELRO commission itself was abolished as early as June 1921 of the year, on the basis of which the State General Planning Commission, Gosplan, was created. Thus, GOELRO became the first state plan and marked the beginning of the entire subsequent planning system in the USSR.

Few people believed in the implementation of such a large-scale construction project. Known история with English science fiction writer HG Wells, who visited Soviet Russia in 1920 year. He got acquainted with the GOELRO plan and, relatively speaking, twisted his finger at his temple: “the implementation of such projects in Russia can be imagined only with the help of super-fantasy.” Lenin, in response, invited Wells to come through 10 years and evaluate the results. The writer arrived, however, not in 10 years, but in 1934, and was amazed at the result.

The electrification plan provided for a complete redrawing of social reality: the three most powerful construction projects — energy, industry and transport — were a single node. “Ilyich’s lamp” didn’t just come to the village hut - it changed it and filled it with qualitatively different contents. Attempts to apply GOELRO in other countries are often mentioned - the corresponding plans were announced in 30-s in the USA, Germany, Poland, Great Britain, France, Japan and many others.

Relative success was achieved only in the United States, where Franklin Roosevelt’s harsh state methods organized the construction of large state infrastructure facilities that were supposed to produce a huge amount of cheap electricity: Tennessee Basin Resources Management (TVA), Bonneville Dam and Grand Coulee Dam in the Far West , the Hoover Dam in the Southwest and others. However, a unified system was not created, and the private owner continued to “jerk off” the electric power industry, which in 70's led to a series of “blackouts” due to the increase in energy consumption. Today they are actually everyday in the USA.

The same “effective owner” began to successfully break down the unified system that became the catalyst for the development of 95 years ago - the unified power grid. The reorganization of RAO "UES of Russia" and the transfer of power plants into the hands of private investors, mockingly unofficially called GOELRO-2, led to a rise in the cost of electricity, stopping generating capacities and electrical industry enterprises, to blackouts, and finally to the accident at the Sayano-Shushenskaya HPP, an explosion at the Leninskaya substation in Kazan and the Chesmenskaya substation in St. Petersburg. You can redraw the reality in both directions, the choice - progress or regress.
Author:
Originator:
http://regnum.ru/news/it/2041740.html
20 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Decathlon
    Decathlon 11 January 2016 11: 00
    +9
    "... to successfully break a single system ..."
    This is what you want to do with me, but behind all this, anyway, there is an impudent "red-haired nanomordakha"! recourse
    1. shooter18
      shooter18 11 January 2016 11: 22
      +5
      Electrification is the basis of the economy !!
    2. Proxima
      Proxima 11 January 2016 11: 33
      +6
      Energy (especially electrical energy) is the basis for the development of the state. Without available energy, there will be no mass competitive product. The communists, "trained" by political economist # 1 Karl Marx, understood this perfectly. And what does our current government understand in general? Maybe they should not hang their ears in front of "liberal economists", but study Marx?
      1. Scraptor
        Scraptor 12 January 2016 08: 23
        +2
        And what does this pretzel have to do with the electrification of the USA, Europe or the Russian Empire that has already been going on? Under the guise of this electrification, they built reservoirs that flooded a lot of Russian with a little electricity.
        They would put electric generators in windmills and water mills - there would be electrification of the whole country.
      2. Boris55
        Boris55 9 November 2016 12: 43
        +1
        Quote: Proxima
        Maybe they should not hang their ears in front of "liberal economists", but study Marx?

        JV Stalin in his work "Economic Problems of Socialism in the USSR" http://www.souz.info/library/stalin/ec_probl.htm criticized Marx and recognized his theory as not consistent.
        Moreover, I think that it is necessary to discard some other concepts taken from "Capital" by Marx, where Marx was engaged in the analysis of capitalism, and artificially glued to our socialist relations. I mean, among other things, such concepts as "necessary" and "surplus" labor, "necessary" and "surplus" product, "necessary" and "surplus" labor time.

    3. upadeishev
      upadeishev 11 January 2016 11: 56
      +3
      He does not glance, but arrogantly and, unfortunately, successfully does his scum destruction of everything that falls into his hands, stuffing his pockets with unaccounted-for remnants!
    4. Bersaglieri
      Bersaglieri 11 January 2016 15: 06
      +1
      He is. "The most" unsinkable "" effective manager ""
  2. venaya
    venaya 11 January 2016 11: 02
    +4
    domestic electrical school was considered one of the best in the world

    And besides, the first specialized institute in the world was founded in St. Petersburg and the first elected director was Alexander Stepanovich Popov, also a remarkable person.
  3. nimboris
    nimboris 11 January 2016 11: 06
    +7
    I have been working in the energy sector as a legal adviser for 10 years, but I’m dissatisfied with the results. Energy rises in price, non-payments increase, a lot of legal ways to drive into debt, but it’s of little use. There was a firm conviction that this was not to the advantage of the state or society, but in someone’s pocket. I work for an uncle (aunt, or carduelis) who are fattening, which frankly infuriates, but nowhere to go, family behind. The chain dog of capitalism, you know.
  4. V.ic
    V.ic 11 January 2016 11: 15
    +4
    Electricity was (20th century) is (21st century) and will be (22nd century) the backbone of modern civilization. Attempts to shiver, and others like them, to ruin the unified energy system of the Russian Federation by trying to kill the future of Russia.
  5. Ivan Ivanovich
    Ivan Ivanovich 11 January 2016 11: 29
    +4
    So that they would not say, but Lenin was a very smart man ...
    1. Belousov
      Belousov 11 January 2016 11: 54
      +1
      maybe smart, he only acted primarily in the interests of others, and only then cared about how to maintain power.
    2. Belousov
      Belousov 11 January 2016 11: 54
      0
      maybe smart, he only acted primarily in the interests of others, and only then cared about how to maintain power.
      1. dr. sem
        dr. sem 11 January 2016 13: 42
        0
        but what for to take power, then to give someone back?
  6. Mareman Vasilich
    Mareman Vasilich 11 January 2016 11: 58
    +3
    The author argues apolitically, does not keep pace with the current policy of the authorities. There is de-Stalinization and desovetization in the country, and he, you see, says about the great achievements of the Bolsheviks and the early USSR. The author had to write that the people himself did all this, the Bolsheviks had nothing to do with it, they only interfered.
    1. Proxima
      Proxima 11 January 2016 12: 22
      -1
      Quote: Mareman Vasilich
      The author argues apolitically, does not keep pace with the current policy of the authorities. There is de-Stalinization and desovetization in the country, and he, you see, says about the great achievements of the Bolsheviks and the early USSR. The author had to write that the people himself did all this, the Bolsheviks had nothing to do with it, they only interfered.

      With an understanding of sarcasm, minuscule people are a little taut.
    2. kit_bellew
      kit_bellew 11 January 2016 12: 29
      +1
      And where does this evil sarcasm come from already in you? hi

      A worthy historical reference. As for the current times, for example, I do not know what is happening now with our energy. It’s good that Chubais was kicked out of her (sort of).
      1. dr. sem
        dr. sem 11 January 2016 13: 46
        +1
        "As for the present times, I, for example, do not know what is happening now with our energy."
        And the country, in general, knows little about what is going on in the gas, oil, energy and so on. industries ... This is the style. Someone "honestly" steals, but the plebs are not supposed to know about this, otherwise a riot may happen ...
        1. Bersaglieri
          Bersaglieri 11 January 2016 15: 08
          +1
          In energy, then? As elsewhere: top management grows fat, communications "on the ground" - wither.
  7. Aleksander
    Aleksander 11 January 2016 12: 28
    0
    What did not have been enough before the revolution, if the implementation of GOELRO had to take the hungry, poor and cold power of the Soviets at the very beginning of the Civil War - in January 1918, the 1st All-Russian Conference of Electrical Industry Workers was held, which proposed the creation of a body to manage energy construction? But the main thing was missing - a centralized plan for the development of industry. Each owner, including a powerful “foreign lobby,” pulled the blanket over himself, and it was impossible to put the construction of industrial enterprises and energy facilities united in a single network into one framework.


    Yes, the poor USA and Europe are still, apparently (according to the author's logic) without light, because: "Each owner pulled the blanket over himself, and it was impossible to fit into one framework the construction of industrial enterprises and energy facilities, united into a single network. "
    Here they are, poor people. lol request
    "the power of the soviets" no one "forced to take up" goelro, (as well as the power to the soviets, no one gave it) -would have done without them before the revolution-would have done it and further all countries of the world managed without them. It continued what was begun and planned earlier and what would have been done in any case and under any authority, as in all countries.
    By the way, the same DneproGES was designed and submitted to the Sovereign in 1905, but the plan was not adopted, because huge territories were flooded (they didn’t look at it in the USSR), the project was redesigned into three small dams in a row (more environmentally friendly and powerful in total) , but did not have time to implement ....
  8. antivirus
    antivirus 9 November 2016 12: 54
    0
    Familiar with GOELRO in the city of Komsomolsk, Ivanovo region since 1973
    A different level of culture compared to peasant areas has always been noticeable. The last 15-20 years have declined - who knows why?

ГОЭЛРО — начало больших побед и Великой Победы

ГОЭЛРО — начало больших побед и Великой Победы


22 декабря 1921 IX Всероссийский съезд Советов, заседавший в Москве в Большом театре, утвердил декрет Совета народных комиссаров «Об электрификации Р.С.Ф.С.Р.» — план ГОЭЛРО. Сегодня, в 95-ю годовщину начала электрификации, а точнее — начала осуществления первого единого государственного плана развития народного хозяйства на основе электрификации страны, мы не можем не вспомнить его значение.

Аббревиатура ГОЭЛРО расшифровывается как «Государственная комиссия по электрификации России», декрет о создании которой 21 февраля 1920 года подписал Владимир Ленин. Возглавил комиссию Глеб Кржижановский — выпускник Петербургского технологического института и автор проекта подмосковной ТЭС «Электропередача» (сейчас — ГРЭС им. Классона), построенной в 1912 году.


Кржижановский, Леонид Красин, Роберт Классон и многие другие создатели плана работали еще в Обществе электрического освещения, созданном в 1886-м в Петербурге. Общество объединяло ученых и коммерсантов в деле «электрификации всей страны», большей частью его акционеров были иностранцы, в первую очередь — концерн «Сименс». Уже тогда разрабатывались первые проекты масштабного строительства электростанций и линий электропередачи.

Чего же не хватало до революции, если за осуществление ГОЭЛРО пришлось взяться голодной, бедной и холодной власти Советов в самом начале Гражданской войны — в январе 1918 года состоялась I Всероссийская конференция работников электропромышленности, предложившая создать орган для руководства энергетическим строительством? А не хватало главного — централизованного плана развития промышленности. Каждый собственник, включая мощное «иностранное лобби», тянул одеяло на себя, и невозможно было уложить в одни рамки строительство промышленных предприятий и энергетических объектов, объединенных в единую сеть.

Отрицать развитие энергетики до революции невозможно — оно шло и достаточно быстрыми темпами, а отечественная электротехническая школа считалась одной из лучших в мире. Так, к 1896 году количество электростанций выросло до 35, а КПД таких станций приближался к 25% (у современных парогазовых электростанций он достигает 60%). Однако, все они принадлежали частным владельцам, в том числе 12 — Обществу электрического освещения. По выработке электроэнергии, несмотря на более быстрый ее рост (20−25%), чем в других странах, Россия занимала восьмое место в мире, отставая не только от лидировавших США, но даже от крошечной Бельгии. По качественным характеристикам Россия не уступала ведущим странам, однако в том же 1913 году в России на душу населения вырабатывалось всего 14 кВт. ч, тогда как в США — 236 кВт.ч.

Проблем было много. Например, все строившиеся в России электростанции — в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Риге и т.д. имели ограниченное число потребителей и энергетически связаны между собой не были. Не было и единой системы при их разработке — значения величин их тока и частот (20, 40 или 50 Гц) имели колоссальный разброс. Были сети как однофазные, так и трехфазные…

На всероссийских электротехнических съездах, которых с 1900 по 1913 год состоялось целых семь, проблемы пытались решить, и уже в разгар Первой мировой войны (в 1915 году) на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа выступил с докладом директор станции «Электропередача» Кржижановский. В своем докладе они изложил основные принципы энергостроительства, ставшие основой плана ГОЭЛРО, и были обсуждения, и принимались резолюции. Но осуществить план было невозможно.

Как уже упоминалось, орган для руководства энергетическим строительством было предложено создать в январе 1918 года на I Всероссийская конференция работников электропромышленности. Через четыре месяца был создан Электрострой. Одновременно с ним был образован преемник и продолжатель всероссийских электротехнических съездов — Центральный электротехнический совет (ЦЭС), в состав которого вошли крупнейшие российские энергетики: И. Г. Александров, А. В. Винтер, Г. О. Графтио, Р. Э. Классон, А. Г. Коган, Т. Р. Макаров, В. Ф. Миткевич, Н. К. Поливанов, М. А. Шателен и другие.

Тогда же, в апреле 1918 года, концепцию электрификации страны составил сам Ленин в статье «Набросок плана научно-технических работ». В 1919 году Кржижановский детализировал эту идею в работе «Задачи электрификации промышленности» и получил на нее восторженный отклик. Меньше чем через год — в декабре 1920 года план был разработан.

После декрета о создании ГОЭЛРО работа пошла полным ходом. На IX съезде Советов комиссия представила результаты своей работы — 650-страничный план, разделенный на следующие главы:

1. Электрификация и план государственного хозяйства

2. Электрификация и топливоснабжение

3. Электрификация и водная энергия

4. Электрификация и сельское хозяйство

5. Электрификация и транспорт

6. Электрификация и промышленность

Таким образом, ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В плане было предусмотрено строительство промышленных предприятий для производства всего необходимого электроэнергетике и научно-технической базы — 1921 году были созданы Государственный электротехнический институт (ВЭИ) и Всероссийский теплотехнический институт (ВТИ). И все это привязывалось к планам развития территорий — авторы плана ГОЭЛРО предложили экономическое ее районирование исходя при этом из соображений близости источников сырья (в том числе энергетического), сложившегося территориального разделения и специализации труда, а также удобного и хорошо организованного транспорта.

В результате было выделено семь основных экономических районов: Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, а также Западной Сибири и Туркестана. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район.

Планировалось не только восстановление конкретных отраслей, прежде всего, тяжелой индустрии, но и реконструкция, реорганизация и развитие народного хозяйства страны. Он предусматривал возведение предприятий — будущих потребителей электроэнергии. Среди них — заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный, основа отечественного танкостроения.

План ГОЭЛРО был первым шагом на пути индустриализации страны, и без него она была бы невозможна. Он сделал главное — максимально поднял производительность труда замены мускульных усилий людей и животных механической энергией. Без электрификации — особенно в дальней перспективе — было невозможно развитие промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства. Кроме того, в нем была предусмотрена электрификация железнодорожного транспорта — дело, с которым не все развитые страны справились и сегодня, например, США.

Рассчитанный на 10—15 лет, план ГОЭЛРО, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. Параллельно ГОЭЛРО велось развитие транспортной системы страны (магистрализация старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала). Отдельный упор был сделан на гидроэнергетику: первыми были введены в строй Шатурская и Каширская ГРЭС и Волховская ГЭС, а в 1932 году дала первый ток крупнейшая в Европе гидроэлектростанция — Днепрогэс.

К 1926 году была выполнена программа «А» плана ГОЭЛРО, предусматривавшая восстановление разрушенного энергетического хозяйства страны. К 1931 году план был перевыполнен — вместо запроектированных 1750 кВт новых мощностей было введено в эксплуатацию 2560 кВт. К концу предусмотренного планом пятнадцатилетнего срока — к 1935 году — советская энергетика стала третьей в мире после США и Германии, а к 1947 году, несмотря на страшную войну, СССР занял первое место в Европе и второе в мире по производству электроэнергии.

К 1934 году советская энергетика полностью отказалась от импортного оборудования — было создано собственное энергомашиностроение, вошли в строй столь крупные предприятия, как «Электрозавод» (Москва), «Динамо» (Москва), «Красный котельщик» (Таганрог), Турбогенераторный завод имени С. М. Кирова (Харьков).

Сама комиссия ГОЭЛРО была упразднена еще в июне 1921 года, на ее основе была создана Государственная общеплановая комиссия — Госплан. Таким образом, ГОЭЛРО стал первым государственным планом и положил начало всей последующей системе планирования в СССР.

В осуществление такой масштабной «стройки» мало кто верил. Известна история с английским писателем-фантастом Гербертом Уэллсом, посетивший Советскую Россию в 1920 году. Он ознакомился с планом ГОЭЛРО и, условно говоря, покрутил пальцем у виска: «осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии». Ленин же в ответ пригласил Уэллса приехать через 10 лет и оценить результаты. Писатель приехал, правда, не через 10 лет, а в 1934 году, и был поражен результатом.

План электрификации предусматривал полное перекраивание социальной реальности: единым узлом шли три мощнейшие стройки — энергетика, промышленность и транспорт. «Лампочка Ильича» не просто пришла в сельскую избу — она ее изменила и наполнила качественно другим содержимым. Часто упоминаются попытки применить ГОЭЛРО в других странах — соответствующие планы были заявлены в 30-е годы в США, Германии, Польше, Великобритании, Франции, Японии и многих других.

Относительного успеха удалось добиться только в США, где суровыми госметодами Франклина Рузвельта было организовано строительство крупных государственных инфраструктурных объектов, которые должны были производить огромный объем дешевой электроэнергии: Управление ресурсами бассейна Теннесси (TVA), дамбы «Бонневилль» и «Гранд Кули» на Дальнем Западе, дамбу Гувера на Юго-Западе и других. Однако единой системы создано не было, и частный собственник продолжил «дербанить» электроэнергетику, что в 70-е годы в связи с увеличением энергопотребления привело к серии «блэкаутов». Они и сегодня являются фактически повседневностью в США.

Этот же «эффективный собственник» начал успешно ломать единую систему, ставшую катализатором развития 95 лет назад — единую энергосистему. Реорганизация РАО «ЕЭС России» и передача электростанций в руки частных инвесторов, издевательски неофициально названная ГОЭЛРО-2, привела к удорожанию электроэнергии, остановке генерирующих мощностей и предприятий электропромышленности, к блэкаутам, и, в конце концов — к аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыву на подстанции «Ленинская» в Казани и подстанции «Чесменская» в Санкт-Петербурге. Перекраивать реальность можно в обе стороны, на выбор — прогресс или регресс.
Автор: Анастасия Громова
Первоисточник: http://regnum.ru/news/it/2041740.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. Decathlon 11 января 2016 11:00
    "...успешно ломать единую систему..."
    Вот,что хотите со мной делайте,но за всем этим по-любому проглядывает наглая "рыжая наномордаха"! recourse
    1. shooter18 11 января 2016 11:22
      Электрофикация - основа экономики!!
    2. Проксима 11 января 2016 11:33
      Энергетика (особенно электроэнегетика) - это основа основ развития государства.Без доступной энергии не будет массового конкурентоспособного продукта. Коммунисты, "натасканные" политэкономистом №1 Карлом Марксом - это прекрасно понимали. А что вообще понимает наше теперешнее правительство? Может им не уши развешивать перед "либеральными экономистами", а проштудировать Маркса?
      1. Scraptor 12 января 2016 08:23
        А какое отношение этот крендель имеет к электрификации США, Европы или Российской Империи которое и так уже шло? Под видом этой электрификации понастроили водохранилищ которые затопили многое русское чего а электроэнергии дают чуть.
        Ставили бы в ветряные и водяные мельницы электрогенераторы - была бы электрификация всей страны.
      2. Boris55 9 ноября 2016 12:43
        Цитата: Проксима
        Может им не уши развешивать перед "либеральными экономистами", а проштудировать Маркса?

        И.В.Сталин в работе "Экономические проблемы социализма в СССР" http://www.souz.info/library/stalin/ec_probl.htm раскритиковал Маркса и признал его теорию не состоятельной.
        Более того, я думаю, что необходимо откинуть и некоторые другие понятия, взятые из "Капитала" Маркса, где Маркс занимался анализом капитализма, и искусственно приклеиваемые к нашим социалистическим отношениям. Я имею в виду, между прочим, такие понятия, как "необходимый" и "прибавочный" труд, "необходимый" и "прибавочный" продукт, "необходимое" и "прибавочное" рабочее время.

    3. upadeishev 11 января 2016 11:56
      Не проглядывает, а нагло и, к сожалению, успешно делает свое сволочное разрушение всего, что попадает ему в руки, набивая свои карманы неучтенными остатками!
    4. Bersaglieri 11 января 2016 15:06
      Он самый. "Самый "непотопляемый" "эффективный менеджер""
  2. venaya 11 января 2016 11:02
    отечественная электротехническая школа считалась одной из лучших в мире

    И к тому же первый специализированный институт в мире был основан в Санкт-Петербурге а первым выборным директором был Александр Степанович Попов, тоже примечательный человек.
  3. nimboris 11 января 2016 11:06
    Работаю в энергетике юрисконсультом 10 лет, но результатами недоволен. Энергия дорожает, неплатежи увеличиваются, куча законных способов загнать в долги, а толку мало. Сложилось стойкое убеждение, что это не на пользу государству или обществу, а в чей-то карман. Работаю на дядю (тетю, или щегла) которые жируют, что откровенно говоря бесит, но деваться некуда, позади семья. Цепной пес капитализма, понимаешь.
  4. V.ic 11 января 2016 11:15
    Электроэнергетика была (20 век) есть (21 век) и будет (22 век) становым хребтом современной цивилизации. Попытки чубыся, и иже с ними, развалить единую энергосистему РФ ото попытка убить будущее России.
  5. ИванИваныч 11 января 2016 11:29
    Чтоб не говорили, а Ленин был очень умный мужик...
    1. Belousov 11 января 2016 11:54
      может и умный, только действовал он прежде всего в чужих интересах, а только потом заботился о том, как удержать власть.
    2. Belousov 11 января 2016 11:54
      может и умный, только действовал он прежде всего в чужих интересах, а только потом заботился о том, как удержать власть.
      1. dr. sem 11 января 2016 13:42
        а, нафига брать власть, чтобы потом кому то отдавать?
  6. Мареман Василич 11 января 2016 11:58
    Автор аполитично рассуждает, не в ногу с нынешней политикой власти шагает. В стране десталинизация и десоветизация, а он, видите ли, про великие достижения большевиков и раннего СССР заявляет. Автор должен был написать что это всё народ сам сделал, большевики не при чём, они только мешали.
    1. Проксима 11 января 2016 12:22
      Цитата: Мареман Василич
      Автор аполитично рассуждает, не в ногу с нынешней политикой власти шагает. В стране десталинизация и десоветизация, а он, видите ли, про великие достижения большевиков и раннего СССР заявляет. Автор должен был написать что это всё народ сам сделал, большевики не при чём, они только мешали.

      С пониманием сарказма у минусовщиков туговато.
    2. kit_bellew 11 января 2016 12:29
      И откуда уже в вас этого злого сарказма? hi

      Достойная историческая справка. Что касается нынешних времен, то я, например, не в курсе, что происходит ныне с нашей энергетикой. Хорошо, что Чубайса из нее выкинули (вроде как).
      1. dr. sem 11 января 2016 13:46
        "Что касается нынешних времен, то я, например, не в курсе, что происходит ныне с нашей энергетикой."
        А страна , вообще, мало чего знает о том что твориться в газовой,нефтяной,энергетической и проч.проч. отраслях... Это стиль такой. Кто-то "честно" ворует, а про это плебсу знать не положено, а то бунт может случится...
        1. Bersaglieri 11 января 2016 15:08
          В энергетике то? Как везде: топ-менеджмент- жиреет, коммуникации "на местах"- хиреют.
  7. Aleksander 11 января 2016 12:28
    Чего же не хватало до революции, если за осуществление ГОЭЛРО пришлось взяться голодной, бедной и холодной власти Советов в самом начале Гражданской войны — в январе 1918 года состоялась I Всероссийская конференция работников электропромышленности, предложившая создать орган для руководства энергетическим строительством? А не хватало главного — централизованного плана развития промышленности. Каждый собственник, включая мощное «иностранное лобби», тянул одеяло на себя, и невозможно было уложить в одни рамки строительство промышленных предприятий и энергетических объектов, объединенных в единую сеть.


    Да-да Бедные США с европами до сих пор, видимо (по логике автора) сидят без света, ибо :"Каждый собственник тянул одеяло на себя, и невозможно было уложить в одни рамки строительство промышленных предприятий и энергетических объектов, объединенных в единую сеть."
    Вот страдают, бедняги. lol request
    "власть советов" никто не "вынуждал взяться " за гоэлро, (как и власть советам- никто не давал)-справлялись без них до революции-справились бы и далее-как справились все страны мира-без них. Было продолжено то, что было начато и намечено ранее и то, что было бы выполнено в любом случае и при любой власти-как во всех странах.
    Кстати, та же ДнепроГЭС была спроектирована и представлена Государю еще в 1905, но план не был принят, ибо затапливались огромные территории (в СССР на это уже не посмотрели), проект был переработан на три малые плотины подряд (более экологичные и мощные в сумме), но осуществить уже не успели....
  8. антивирус 9 ноября 2016 12:54
    Знаком с ГОЭЛРО по г Комсомольск Ивановской обл с 1973 г
    Другой уровень культуры по сравнению с крестьянскими районами был заметен всегда. Последние 15-20 лет снизился- кто знает почему?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня