E-25: несостоявшийся истребитель танков

Немецкие танки E-серии (от Entwicklung — разработка, развитие) представляли собой программу времен Второй мировой войны, которая предполагала создание опытных танков. В перспективе новые боевые машины должны были полностью заменить уже существующие и стоящие на вооружении. Предполагалось создать проекты от легких до сверхтяжелых танков. Дальше всех продвинулись работы по созданию E-25 (было готово несколько бронекорпусов) и Е-100, корпус которого без башни был захвачен союзниками в конце войны. И, хотя в жизни ни одна из боевых машины Е-серии не была полностью построена, они стали достаточно известны — главным образом благодаря компьютерным играм, к примеру, очень популярной на постсоветском пространстве ММО-игре World of Tanks.

К середине 1942 года Вермахт столкнулся с серьезной проблемой — чрезмерным разнообразием имеющейся бронетанковой техники. Очень большая номенклатура танков, противотанковых самоходок и САУ, особенно в условиях глобальной войны, как немецкого производства, так и трофейной техники, захваченной в Европе, и машин, созданных на базе их шасси, создавала огромные проблемы в области снабжения частей и подразделений запасными частями. Также такое большое разнообразие техники осложняло жизнь ремонтникам. Существовала и другая проблема, которая заключалась в существенном отличии конструкций разных танков, что приводило в случае освоения новой продукции тем или иным предприятием к перестройке производства и наладке станков.


Другой проблемой стало то, что в боях на Восточном фронте немцы впервые столкнулись с танками противника, которые превосходили их собственные по ряду тактико-технических характеристик и технологичности. С целью выправить складывающуюся ситуацию немецкий конструктор Генрих Эрнст Книпкамп предложил собственный вариант решения проблемы. В мае 1942 года главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Эрнст Книпкамп сформировал специальную исследовательскую группу, возглавив ее. Данная группа начала работу над проектами танков, в которых планировалось учесть весь накопившийся к тому моменту опыт в области разработки бронетехники. Так как работа над Е-серией являлась личной инициативой Книпкампа, она шла достаточно медленно. Все основные силы отдела испытаний танкового вооружения по понятным причинам были сосредоточены на обеспечении бесперебойного серийного выпуска танков и созданию новых образцов бронетанковой техники по поступающим от армии заказам. Только к апрелю 1943 года группе удалось полностью сформулировать весь перечень основных требований к новой серии танков.



Стоит отметить, что Эрнст Книпкамп не только пережил свою народившуюся танковую серию, но и Вторую мировую войну. Генрих Эрнст Книпкамп родился в 1895 году в провинции Вестфалия. Он был участником Первой мировой войны. С 1923 года до момента завершения Второй мировой войны занимал различные инженерные и конструкторские должности, являясь при этом одним из самых известных конструкторов в нацистской Германии. Вошел в историю как разработчик танковой подвески с шахматным расположением катков, названной его именем. Подвеска Книпкампа использовалась на среднем танке «Пантера» и практически на всех тяжелых танках Рейха. После завершения войны он открыл в городе Хальбронне небольшую инженерную фирму, которая занималась усовершенствованиями колесно-гусеничной техники, на которой проработал до 1973 года, после чего ушел на пенсию. Скончался 30 июля 1977 года.

Несмотря на тот факт, что положение дел на фронтах, а главное, острый дефицит различного сырья, который испытывала Германия в конце войны, делали выпуск нового поколения немецких танков нереальным, конструкторские работы и интенсивные исследования в этой области все равно велись, равно, как и строились опытные образцы. Приоритетом программы стали изыскательные работы по новым схемам, узлам и механизмам, а не массовое производство танков Е-серии, поэтому вести такие проекты доверили компаниям, ранее не занимавшимся выпуском танков для фронта, чтобы не отвлекать специализированные фирмы. Несмотря на это, созданная Генрихом Книпкампом программа была достаточно амбициозной. Она подразумевала создание новейших боевых машин с учетом военного опыта, сформированного в течение первых 3-х лет Второй мировой войны.

При создании танков Е-серии конструкторы постарались придать им следующие базовые принципы: максимальным образом усилить защиту лба корпуса, усилить установленное вооружение и увеличить возимый боекомплект; разработать единый блок для трансмиссии и обеспечить его простую установку и демонтаж в корпусе, чтобы упростить ремонт и обслуживание техники; для того чтобы увеличить внутренний объем корпуса и снизить высоту танков решено было разместить двигатель с трансмиссией в корме, также использовалась подвеска с размещением упругих элементов снаружи корпуса; подвеска должна была дать возможность натяжения гусеницы при сорванном ленивце или части катков, чтобы танк всегда можно было отвести в тыл; при создании танков планировалось использовать максимально возможное число одинаковых агрегатов и узлов, чтобы облегчить процесс выпуска, ремонта и обслуживания.

E-25: несостоявшийся истребитель танков


Всего в рамках Е-серии должно было появиться 5 танков, которые должны были закрыть всю совокупность возлагаемых на них боевых задач — от проведения разведки (легкий танк), до прорыва сильно укрепленных линий обороны (тяжелые и сверхтяжелые танки):

Е-10 — легкий, он же малый, разведывательный танк, или истребитель танков, который должен был весить до 15 тонн. Планировалось, что данная машина получит 75-мм орудие Pak 40 L/48.
Е-25 — танк/истребитель танков массой около 25-30 тонн, машину планировалось вооружить 75-мм орудием L/70.
Е-50 — средний танк массой примерно 50 тонн, замена танкам «Пантера».
Е-75 — тяжелый танк массой 75-80 тонн, замена всем танкам «Тигр».
Е-100 — сверхтяжелый танк массой до 130-140 тонн, который должен был стать альтернативой сверхтяжелому танку «Маус».

Все машины Е-серии различались по массе, бронированию, вооружению, мощностям двигателей и, конечно же, стоимости. При этом в тех условиях, в которых на завершающем этапе войны находилась Германия, реально до серийного производства могли дойти лишь машины Е-25, которые, по сути, являлись противотанковыми САУ. По всей видимости, зимой 1945 года были полностью готовы несколько корпусов для Е-25, которые были потеряны немцами во время наступления Красной Армии.

Е-25 был вторым в списке предложенных к рассмотрению танков Е-серии. Это была боевая машина массой в 25-30 тонн, вооруженная длинноствольной пушкой 7,5cm KwK 42 с длиной ствола 70 калибров. Индекс Е-25 был присвоен по нижнему весовому пределу разрабатываемой машины. Планировалось, что в войсках Е-25 смогут заменить все модели танков PzKpfw III, PzKpfw IV, а также ПТ-САУ, созданные на их базе, к примеру (StuG III/40).


Танковая пушка 7,5cm KwK 42 L70


Работы в рамках создания Е-25 стартовали несколько раньше остальных машин — в конце 1943 года. Что также способствовало большему продвижению в рамках реализации проекта. К разработке самоходки нового типа была подключена компания Adler из Франкфурта-на-Майне, которой необходимо было спроектировать очень подвижный истребитель танков, обладающий низким силуэтом и достаточно мощным уровнем бронирования. Одной из главных «изюминок» проектируемой ПТ-САУ должна была стать ее пушка. Стоит отметить, что конструкторское бюро компании Adlerwerke, которое возглавлял Герман Кляу, до войны не занималось разработкой бронетехники. Компания Adler выпускала автомобили, а также велосипеды и пишущие машинки, а во время Второй мировой войны начала выпускать бронетранспортеры.


Помимо компании Adler к работе над проектом Е-25 были привлечены компании Porsсhe из Штутгарта и Argus из Карлсруэ. Компания Porsсhe параллельно осуществляла собственные конструкторские изыскания согласно ТТХ для Е-25, которые были установлены исследовательской группой Книпкампа. После скандального конкурса, который состоялся при выборе серийного шасси для нового тяжелого танка PzKpfw VI «Тигр», Фердинанд Порше никак не мог простить отделу испытаний танкового вооружения Книпкампа проигрыша, стараясь конкурировать с его конструкторами и конструкторами поддерживаемых ими КБ.

Разработчики новой противотанковой самоходки учли имеющийся положительный опыт, который они извлекли из участия в боевых действиях ПТ-САУ StuG III на начальном этапе Второй мировой войны. Благодаря низкому силуэту их тяжело было поразить артиллеристам и танкистам противника, поэтому конструкторы изначально решили создавать из Е-25 не танк, а ПТ-САУ. На начальном этапе проектирования планировалось установить на Е-25 двигатель водяного охлаждения фирмы Maybach, развивавший мощность 400 л.с. на 4000 об/мин. Однако данный силовой агрегат так и не был запущен в серийное производство, поэтому разработчики начали рассматривать вариант установки авиационный двигатель компании Argus с воздушным охлаждением и прямым впрыском топлива, развивавший мощность 350 л.с.

Двигатель Maybach HL 230 P30


Но воздушное охлаждение для бронированных машин, в которые было затруднено поступление чистого незапыленного воздуха, стало проблемой. Поэтому конструкторы остановить на уже проверенном двигателе водяного охлаждения. Речь идет о серийном 12-цилиндровом карбюраторном двигателе Maybach HL 230 P30 объемом 23 литра. Этот двигатель широко использовался на танках «Пантера», «Тигр», а также ставился на ПТ-САУ «Ягдпантера» и не вызывал у немецких танкистов особых нареканий. Мощности двигателя — 700 л.с. при 3000 об/мин — за глаза хватало такой легкой машине, как Е-25, которая могла бы развивать с такой силовой установкой максимальную скорость — до 65 км/ч.

При проектировании ходовой части Е-25 конструкторы учли фактор скорости и технологичности ее производства. Торсионная подвеска, несмотря на все ее преимущества, являлась достаточно тяжелой и трудоемкой. Поэтому вместо торсионов была предложена иная система подвески наружного типа, которая состояла из рычага, включающего в себя амортизатор и пружину. Этот рычаг имел ход на валу, который устанавливался на внешней стороне корпуса самоходки. При этом пружины необходимо было располагать внутри корпуса блока подвески, они имели центральный гидравлический амортизатор. Каждый такой блок подвески устанавливался на нижнюю боковую часть корпуса с помощью болтов, так что, если в бою или при аварии блок был бы поврежден, его демонтаж не создал бы серьезных проблем, при этом ремонтникам не понадобилось бы для этого использовать специальное оборудование. На каждый борт приходилось по 5 блоков подвески, на каждый из которых устанавливалось по одному сдвоенному опорному катку, имеющему диаметр 1000 мм.

Система подвески Е-25, а также шахматное расположение катков на этой ПТ-САУ были творением Книпкампа. Более того, шахматное расположение катков было характерно для всех проектируемых танков Е-серии. Катки ставились по шахматной схеме, справа и слева от однорядных зубьев гусеничной цепи, они были оснащены резиновыми бандажами. Каждая гусеничная цепь включала в себя стальные мелкозвенчатые траки шириной 660 мм (по другой информации — 700 мм). Конструктивно такая гусеничная цепь была аналогична той, что разрабатывалась для среднего танка «Panther II», однако в данном конкретном случае был предусмотрен только один ряд зубьев, которые проходили между перекрывающимися катками. При этом длина опорной поверхности равнялась 2,96 метра при ширине колеи 2,74 метра. Для противотанковой самоходки Е-25 минимальный радиус поворота оценивался в 1,08 метра.



По мере того как двигались работы по созданию самоходки, требования к мощности ее вооружения только росли. На фронте начало появляться все больше новых советских танков, уровень бронезащиты которых увеличивался. Поэтому было принято решение поставить на ПТ-САУ более мощную 75-мм пушку 7,5cm KwK 44, разработка которой велась совместно корпорациями Krupp и Skoda. Это было танковое орудие с концентрическим расположением накатника и гидрооткатника, к которому в Чехии создавался автозарядник. В перспективе считалось, что скорострельность из такого орудия могла составить 40 выстр/мин. По сути, если бы орудие действительно было установлено на какой-либо танк, скорострельность из него ограничивалась бы лишь практическими навыками членов его экипажа. Но до конца Второй мировой войны данную пушку так и не успели запустить в серийное производство, поэтому также был рассмотрен вариант вооружения Е-25 легендарным 88-мм орудием 8,8cm KwK 43 или же 105-мм гаубицей 10,5cm StuH 42. Ранее подобная 105-мм гаубица уже ставилась на штурмовое орудие StuH 42, созданное на шасси танка Pz.Kpfw.III.

Танковая пушка 8,8cm Pak 43 была создана в Германии на основе очень хорошего зенитного орудия Flak 41, которое немцы, начиная с 1941 года, часто использовали для борьбы с танками. Зенитка позволяла бороться с советскими танками КВ-1 и КВ-2, которые оказывались неуязвимы для других немецких пушек. С апреля 1943 года орудие 8,8cm Pak 43 начали устанавливать на ПТ-САУ «Фердинанд» под индексом KwK 43. С октября того же года оно прописалось и на другой ПТ-САУ «Ягдпантера», а начиная с марта 1944 года появилось на танке Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» (или Королевский тигр). Вооруженная столь мощным орудием самоходка Е-25, обладавшая высокой скоростью передвижения и очень низким силуэтом, превращалась бы в серьезного противника для любой вражеской бронетехники. При этом 88-мм пушкой конструкторы ограничиваться не хотели. Они планировали установить на крыше корпуса самоходки башенку с 20-мм автоматической пушкой, которая была предназначена для борьбы с вражеской пехотой и небронированной и легкобронированной техникой.

Бронирование новой противотанковой самоходки не отличалось особой мощью: толщина верхней лобовой детали корпуса — 60 мм, нижней лобовой детали — 30 мм, крыши и днища — 20 мм. Столь скромное бронирование было выбрано по той причине, что ставка была сделана на ее малозаметность и высокую скорость, позволяющую быстро сменить позицию. При этом все бронелисты имели рациональные углы наклона. Лобовой и кормовой листы располагались под углом 45°, что существенно повышало толщину приведенной брони. Орудие планировалось защитить стандартной немецкой бронированной маской, получившей название «свиное рыло».



По своей компоновке ПТ-САУ Е-25 напоминала самую массовую ПТ-САУ Вермахта — StuG III/40. Отделение управления и боевое отделение в ней были совмещены. С левой стороны от орудия, находившегося в передней части самоходки, располагался механик-водитель. С правой стороны сидел наводчик. Командир машины сидел с левой стороны сзади, заряжающий соответственно с правой стороны. В кормовой части Е-25 располагался двигатель, который должен был быть установлен поперечно.

Противотанковая самоходка Е-25 и сверхтяжелый танк Е-100 стали единственными машинными из всей Е-серии, по которым были закончены проектные работы и заводы приступили к сборке прототипов машин. Всего было заказано три прототипа Е-25. Бронированные корпуса для них были запущены в производство во второй половине 1944 года. Их планировалось выпустить на металлургических предприятиях, находящихся в городе Каттовиц (сегодня Катовице, Польша). По состоянию на 23 января 1945 года несколько корпусов было уже готово к перевозке для конечной сборки во Франкфурте-на-Майне, но 27 января в город вошли передовые части Красной Армии. Что стало с этими корпусами после захвата города, не известно. До наших дней они не сохранились.



Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/e-25.htm
http://warspot.ru/1126-seriya-e-nerodivshiysya-ubiytsa-tankov
http://www.tehnikapobedy.ru/e25.htm
http://www.vn-parabellum.com/ger/e-25.html
Материалы из открытых источников
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти