Суровая судьба дизель-электрических подлодок

Суровая судьба дизель-электрических подлодок


Не секрет, что не существует вещей, которые были бы только положительными или только отрицательными. В некотором роде не являются исключением из этого правила и подводные лодки. При всех плюсах атомных подлодок, как то автономность, ограниченная только «человеческим фактором» или превосходные боевые характеристики, они обходятся дорого. Причем не только в плане строительства – для их эксплуатации требуется создание специфической инфраструктуры для обслуживания атомных силовых установок. Но не все страны могут себе позволить такие расходы, а подводный флот им требуется. В этой ситуации устаревшие на первый взгляд дизель-электрические лодки (ДЭПЛ или ДПЛ) еще долго будут оставаться единственной дешевой и удобной альтернативой атомным. Для справки напомним, что только две страны, имеющие или строящие подводные лодки, отказались от дизель-электрических: США и Великобритания. Россия, Китай и Франция (к ним до конца года должна присоединиться Индия, получающая российскую атомную лодку К-152 «Нерпа») имеют смешанный подводный флот, состоящий и из атомных, и из дизельных лодок. Все прочие страны, эксплуатирующие подлодки, имеют только ДЭПЛ.

Подлодки на распутье


Дизель-электрическая схема на сегодняшний день по факту ничуть не устарела. Вернее, получает развитие и остается современной. Проблемы ДЭПЛ времен Второй Мировой войны остались в прошлом. За счет развития «по всем фронтам» - дизеля, аккумуляторы, электромоторы и другое оборудование – удалось избавиться от низкой подводной скорости и малого времени в подводном положении. В итоге «классическая» схема, сочетающая дизели и электромоторы в качестве непосредственного привода винтов, уже несколько десятков лет не используется в новых проектах. Сейчас развитие силовых установок ДЭПЛ идет по трем путям:

- полное электродвижение. В таком случае подлодка не имеет механических связей между дизелями и винтами – последние всегда вращаются электромоторами. На большинстве лодок с полным электродвижением применяются два двигателя: главный и экономического хода; хотя в самых последних проектах их роль играет один мотор с двумя режимами работы.

- топливные элементы. Дальнейшее развитие предыдущей системы. Топливные элементы на основе различных химических соединений позволили увеличить емкость аккумуляторов и снизить шум. Эта система пока что не получила большого распространения, но ей прочат большое будущее.

- ДЭПЛ с двигателями Стирлинга. Применение этого двигателя значительно повышает время пребывания лодки в подводном положении без серьезных потерь в других показателях. Интересная и заслуживающая внимания система, но таких лодок было построено чуть более десятка – это шведский проект «Готланд», французский «Сага», а также японские «Сорю».

Суровая судьба дизель-электрических подлодок

Шведский проект «Готланд»


Суровая судьба дизель-электрических подлодок

Японские «Сорю»


В России

Основным типом отечественных ДЭПЛ на данный момент являются лодки проекта 877 «Палтус» конца 70-х. Общее количество этих лодок, включая экспортные, превышает четыре десятка. В середине 90-х было начато строительство экспортных ДЭПЛ проекта 636 «Варшавянка», созданного на основе «Палтуса». Примерно в это же время проект 877 был значительно переработан в 677 «Лада». Недавно появились нерадостные новости о судьбе последних.

Суровая судьба дизель-электрических подлодок

Проект 877 «Палтус»


Суровая судьба дизель-электрических подлодок

"Варшавянка" ВМС Индии


Будем надеяться, ЦКБ «Рубин» справится с доработкой проекта и к 2013 году начнется полноценное строительство «Лад». Главными отличиями проектов 877 и 677 является конструкция (у последней – однокорпусная) и силовая установка. На «Палтусах» и «Варшавянках» имеется два электродвигателя, главный и экономического хода. На «Ладах» функции обоих выполняет один двигатель. Также было серьезно обновлено оборудование, улучшена эргономика центрального поста и создана интегрированная система управления всеми вооружениями. Вооружение лодок проекта 677 состоит из шести торпедных аппаратов (533 мм) с боезапасом в 18 или 16 торпед УСЭТ-80К, мин (до 44 штук) и десяти пусковых установок для ПКР. Также на борту имеется ПЗРК «Игла-1М» и шесть ракет для нее. Отдельно специалисты из ЦКБ «Рубин» отмечают экологичность лодки – за счет систем переработки отходов за борт сливается только чистая вода, а все остальные «компоненты» лодка отвозит на базу, где они и утилизируются. При всех выявленных на испытаниях недостатках проект 677 является весьма и весьма перспективным, требуется только некоторая «работа над ошибками», точный объем и состав которой, похоже, засекречен.

U-Boot

Среди зарубежных стран лидером в строительстве ДЭПЛ считается Германия. Так, к примеру, немецкие подлодки проекта 209 с 1971 года поставлялись в 13 стран, всего их было построено более шести десятков. Таким образом, «209» стали самыми коммерчески успешными подлодками в истории. В конце 90-х Израиль получил три лодки проекта 800 Dolphin, являющегося доработкой 21-го проекта под его требования. Более новыми немецкими ДЭПЛ являются лодки проекта 212. Главное, на что обращают внимание немцы, продвигая свои новые лодки – электрическая часть силовой установки. Состоит она из девяти протон-обменных топливных элементов производства Siemens и 144 серебряно-цинковых аккумуляторов. Вооружение проекта 212 состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра (боезапас – 12 торпед различных типов) и ПКР. Вместо торпед лодка может нести мины.

Суровая судьба дизель-электрических подлодок


Четыре лодки проекта 212 уже вошли в строй Бундесмарине, еще две строятся. По заказу Италии была создана модификация 212А: две такие лодки уже переданы заказчику, еще две будут сданы после 2013 года. С экспортной версией 212-го проекта – проектом 214 – вышла неприятная история: в начале этого года, как подводная лодка, всплыли коррупционные истории десятилетней давности. Тогда ряду греческих чиновников от обороны бюргеры-подрядчики сделали «презенты» на полсотни миллионов евро. Взятки, похоже, не помогли и несколько лет производитель лодок, фирма HDW, имела проблемы со сдачей головной греческой лодки. В 2008 году появилась новость о намерении Пакистана купить для своего флота лодки проекта 214, но с тех пор более новой информации не появлялось.

Sous-marin

Самым новым французским проектом ДЭПЛ являются лодки Scorpene. Работы над проектом велись компанией DCN с начала 90-х, причем Scorpene изначально делались как экспортные лодки. К концу десятилетия к Франции присоединились испанцы из Izar. В результате работ было создано три модификации лодки. Покупатель может выбрать из:

- Scorpene Basic. Обычная дизель-электрическая лодка, вооруженная шестью торпедными аппаратами (запас 18 торпед) с возможностью стрельбы противокорабельными ракетами. На лодке могут применяться ПКР SM-39 Exocet или Sub-Garpoon.
- Scorpene Basic-AIP. Та же «Скорпен-Бейсик», но с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) MESMA. Эта паротурбинная установка, сжигая в камере сгорания топливо (скорее всего, этанол, хотя иногда упоминают дизельное топливо) в кислородной атмосфере, испаряет воду. Пар подается на генераторную установку мощностью до 200 кВт. После турбины генератора пар поступает в конденсатор, где охлаждается забортной водой. Охлажденная вода снова поступает в парогенератор и т.д. Таким образом, паротурбинная установка работает по замкнутому циклу. Необходимый кислород в жидком виде заливается в специальную цистерну на базе.
- Scorpene Compact. Как видно из названия, компактная версия лодки. Может комплектоваться ВНЭУ и предназначена для работы недалеко от береговой линии.

Суровая судьба дизель-электрических подлодок


В итоге заказчик может выбрать не только тип силовой установки, но и наиболее подходящий ему вариант рубки (отличаются разным составом выдвижного оборудования) и количество и тип дизель-генераторов.

На данный момент построено четыре лодки Scorpene: две для Чили и две для Малайзии. Также некоторое время назад Франция продавала лодки проекта Agosta. Из 13 построенных сейчас во флотах Испании и Пакистана находятся девять таких лодок.

Бочка меда и…

В начале 20-х чисел ноября 2011 года появились неутешительные сообщения о судьбе российских подлодок проекта 677. Тогда «Известия» со ссылкой на некий безымянный источник в Минобороны написали, что лодки «Лада» не устраивают военное ведомство, ведь головной корабль серии «Санкт-Петербург» на испытаниях не показал расчетных данных по силовой установке, а боевая аппаратура, такая как система управления вооружением «Литий», еще слишком сыра для принятия на вооружение. В той же статье говорилось о том, что «Санкт-Петербург» до конца своих дней останется опытным экземпляром, а другие уже заложенные лодки проекта, скорее всего, достроят и продадут. Конечно, анонимность источника в Министерстве придает новости, как минимум, спорный характер, но осадочек, как говорится, остался.

Суровая судьба дизель-электрических подлодок

Проект 677 «Лада» - дизель-электрическая подводная лодка типа «Санкт-Петербург»


Не избежали проблем и немцы. Помимо коррупционных скандалов, у них есть и чисто технические беды. Например, лодки проекта 214 получились шумнее, чем надо. В ряде источников упоминается, что при испытаниях головной лодки для Южной Кореи было зафиксировано значительное превышение шума относительно заявленного производителем. После этого корейцам пришлось ставить винт собственной разработки: это уменьшило шум, но ненамного. Другая проблема немецких лодок связана с аккумуляторами. У серийных серебряно-цинковых батарей оказалась неприятная особенность: если разрядить их до уровня в 30-40% от максимального заряда, то при ряде условий у них может появиться т.н. эффект памяти. Конечно, батарею можно использовать и с ним, но тогда серьезно падает автономность лодки. Ходят слухи, что Южная Корея даже собирается снять со своих 214-х лодок новые «перспективные» батареи немецкого производства и купить для их замены российские.

Суровая судьба дизель-электрических подлодок

Проект 214

Французские лодки, как и все прочие, также не безгрешны. Так, к примеру, из трех версий Scorpene реально строится только базовая. ВНЭУ еще не готова к массовому производству, да и не особо выгодна. Индия уже затребовала, чтобы на «Скорпенах» для их флота была воздухонезависимая энергетическая установка. Франция согласилась, но увеличила сроки и цену чуть ли не в два раза. Иногда также встречаются претензии к оборудованию Scorpene, но на фоне ценовых проблем их даже не замечаешь.

Еще один момент, где во всей красе всплывает экономика – вооружение. К примеру, американская торпеда Mk-48 последней седьмой модификации (2008 г.) стоит 3,8 млн. долларов. Предыдущая версия, шестая, кроме американского флота закупалась только Бразилией, да и та вряд ли стала покупать много торпед по такой цене. Прочие страны, а именно Канада, Австралия и Нидерланды, преспокойно пользуются 4-й версией торпеды (около 2-2,5 млн. долларов за штуку). Для сравнения, российская торпеда УСЭТ-80 в поздних модификациях стоит около одного миллиона долларов, при этом она не сильно уступает в характеристиках американской конкурентке. Таким образом, может быть просто невыгодно топить торпедой за 3,5 миллионов какой-нибудь ракетный катер, стоящий не сильно дороже. А если принять во внимание возможность непопадания торпеды в цель…

Что же до ракет, то тут наблюдается какой-никакой паритет. Вышеупомянутые лодки различных стран используют три основных типа ракет: Exocet, Sub-Harpoon и «Калибр». В плане дальности с отрывом лидируют российская и американская ракеты: максимальная дальность пуска у них составляет 300 и 280 км соответственно. Максимальная дальность «Экзосета» – всего 180 км, и то, только у последней модификации (block 3). По скоростным, массогабаритным и ценовым параметрам ракеты в целом схожи.

Суровая судьба дизель-электрических подлодок

Американская торпеда Mk-48


Как видим, абсолютно хороших и абсолютно плохих дизель-электрических подлодок на этой планете пока нет. Одни выигрывают в оборудовании, другие в автономности, но все подвержены одним и тем же проблемам. У всех современных ДЭПЛ есть ограничения по продолжительности использования дизельных установок во избежание их перегрева. У всех стран, делающих ДЭПЛ, есть одни и те же проблемы с аккумуляторами, обусловленные их физико-химической стороной. Наконец, внедрять новые технологии – дело небыстрое и нелегкое.

Тем не менее, ДЭПЛ продолжают строиться и покупаться. При всех недостатках, присущих этому классу боевой техники, они сравнительно дешевы и выгодны в эксплуатации. К тому же не все страны имеют собственные ядерные технологии, а передача всей документации, связанной с ними, стране без собственной атомной программы… Вряд ли кто будет продавать вместе с подлодками подобные вещи. Так что геополитическая обстановка только способствует экспортным перспективам дизель-электрических лодок.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. Гражданский 29 ноября 2011 09:09
    анаэробный движитель пока мечта, для всех стран, а в целом России наверно стоит больше уделить внимание малогабаритным ЯЭУ. Тем более есть технологии.
    1. PN 29 ноября 2011 18:09
      Есть на Северном флоте такие лодки. ЯЭУ, титановый корпус, длинна чуть больше 30м. Только ох как они засекречены. Но одну из них мельком пару раз я видел.
      PN
    2. Vadivak 29 ноября 2011 20:22
      Лада отличный проект, но с детскими болезнями которые можно излечить

      Сначала Плюсы

      Шумность «Санкт-Петербурга» должна приблизиться к фоновым значениям моря. А по скрытности – превзойти все субмарины, построенные ранее у нас, в том числе и дизельные лодки проекта 877, которые называют на Западе «Черная дыра» – столь малый шум они производят, когда идут под водой. Для лодок четвертого поколения созданы особые шумопоглощающие – вплоть до низких частот – резиновые покрытия толщиной всего 40 мм. Они в два раза тоньше тех, которые применялись у нас ранее. Новое покрытие состоит из 7–8 слоев различной перфорации и профиля резины. Идея простая: чем больше воздушных полостей, тем оно более эффективно поглощает шум различных частот и на различной глубине.Увеличена мощность ракетоторпедного комплекса. Этим занимались известные конструкторские бюро, научно-производственные объединения и научно-исследовательские институты, в том числе ЦКБ МТ «Рубин», НПО «Аврора», ФГУП ЦНИИ «Электроприбор», ОКБ «Новатор» и НПО «Агат». В результате их совместного труда появился противокорабельный КЛАБ-С. Это интегрированная ракетная система, представляющая собой уникальную разработку, фактически не имеющую аналогов в мире.
      Российские ученые, конструкторы, строители по сути осуществили прорыв в технико-экономических характеристиках и технологии создания проекта «Лада». В ходе опытно-конструкторских работ были предложены десятки новых решений. Все вооружение, лодочные системы и материалы – это последнее слово науки и техники. Так что заявление, сделанное первым заместителем гендиректора госкорпорации «Ростехнологии» Алексеем Алешиным о том, что «Лада» – это наиболее яркий перспективный проект, в котором использовано более 120 инновационных технологий, в основе своей верно.

      Теперь минусы
      «Лада» побила многие мировые рекорды, в частности по сроку строительства – беспрецедентному для подводной лодки водоизмещением 1765 тонн.
      Пока «Адмиралтейские верфи» строили один «Санкт-Петербург», бундесмарине получили от Howaldtswerke Deutsche Werft AG четыре субмарины: U-31, U-32, U-33 и U-34.
      У нашей предельная глубина погружения – 300 м, у немецкой – 400. У нашей экипаж насчитывает 35 человек, у немецкой – 27, то есть несовершенство техники мы компенсировали увеличением числа людей на борту субмарины на 8 человек. У российской ДЭПЛ – шесть торпедных аппаратов, у германских – по восемь. В качестве пропульсивной системы на немецкой субмарине использованы топливные элементы, именуемые в просторечии «водородными батарейками». Это независимая от воздуха силовая установка компании Siemens. Энергия выделяется из одиннадцати водородно-кислородных топливных ячеек мощностью 120 КВт каждая и через протонно-обменные мембраны передается на основной двигатель. «Водородные батарейки» позволили увеличить автономность плавания ПЛ в несколько раз по сравнению с традиционными аккумуляторами дизель-электрических подводных лодок.
      Предполагалось, что анаэробную энергоустановку на основе ЭХГ получит «Лада». Однако на подводной лодке «Санкт-Петербург» ее нет.

      Планируется построить серию из восьми субмарин проекта 677. Сейчас на стапелях в различной степени готовности находятся две подлодки – «Кронштадт» и «Севастополь». Теперь, когда производственная кооперация создана и технология строительства отработана, можно рассчитывать, что флот начнет получать ежегодно хотя бы по две боевые «единички».
      1. профессор 30 ноября 2011 10:12
        Немецкие лодки типа U-212 на Западе уже не называют дизельными, их вывели в отдельный тип "не атомные ПЛ".
        1. Vadivak 30 ноября 2011 18:52
          Цитата: профессор
          Немецкие лодки типа U-212


          А что ж наш пр.20120 так и не остался в стадии эксперимента?
          1. FoMaS 30 ноября 2011 19:28
            По официальной информации пр.20120 - обычная дизель-электрическая подводная лодка, но...
            Дополнительная энергетическая установка «Кристалл-27» разработки ОАО СКБК на базе топливных элементов, позволяющая увеличить срок автономного подводного плавания до 60-90 суток. Установка отличается интерметаллидным и криогенным хранением водорода и кислорода, а также низкотемпературным электрохимическим генератором со щелочным матричным электролитом. Возможно установлена за ограждением рубки в секции ПЛ с надстройкой

            на ПЛ испытывается или будет испытываться вспомогательная ядерная силовая установка на базе реактора разработки ОКБМ им. И.Африкантова (изготовлен в 2006 г., данные СМИ). Так же в СМИ упоминается опытная паропроизводящая установка КТП-7И "Феникс"


            bully
            1. Vadivak 30 ноября 2011 19:42
              Цитата: FoMaS
              По официальной информации пр.20120 - обычная дизель-электрическая подводная лодка, но..


              Спасибо, я в курсе меня интересует что с ней сейчас
              1. FoMaS 1 декабря 2011 01:57
                что с ней сейчас...

                Место постоянной дислокации - СРЗ "Звёздочка" (г.Северодвинск).
                Продолжаются работы по отработке новых технологий и типов вооружения (лодка регулярно выходит в море).
                используется для испытаний изделий в рамках темы НИР "Скиф" ГРЦ "КБ им. Макеева" (бывш СКБ-385, г.Миасс). "Скиф" - разработка и создание ракетной или торпедной системы лодочного базирования с использованием снарядов, оснащенных ракетными двигателями. Первоначальные работы по теме НИР "Спилит" удачно проведены отделом №118 ГРЦ совместно с ленинградскими КБ подводного судостроения начиная с 1988 г. После проведения конкурса в начале 1990-х годов ГРЦ начинает полномасштабную разработку НИР "Скиф" по заказу МО России. В конце 1990-х годов ГРЦ по предложению ЦКБ МТ "Рубин" должен был стать головной организацией по созданию и изделия и комплекса "Скиф" (не утвердили). Производство опытных образцов по теме "Скиф" начато в первом квартале 2005 г.
                Первые успешные испытания по теме НИР "Скиф" проведены стартом изделия в октябре 2008 г. Испытания изделий обеспечивает специальное надводное судно "Звездочка", оснащенное оборудованием для подъема с морского дна крупногабаритных предметов


                Подводные лодки Б-90 "Саров" пр.20120 и "Владикавказ" пр.877 у стенки СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, 23.05.2011 г. На "Сарове" поднят флаг начальника главного штаба ВМФ России. bully
    3. Almor 30 ноября 2011 16:47
      ...это уже сделано... и к Вашему сведению очень эффективно... Российскийскому Флоту БЫТЬ!!!
      Almor
  2. Sergh 29 ноября 2011 09:52
    Внутренние моря требуют от России расходов, в этом причина разработка дизелей. Амерам и англам с этим явно повезло, хотя не факт ещё, кому больше!
    А "Ладу" сделаем, не боги горшки обжигают!
    Sergh
  3. bubla5 29 ноября 2011 10:56
    Технологии не стоят на месте,глядишь вместо дизелей придумают что-то существенней,а аккумуляторам найдут замену,а пока есть нефть,то ДЭПЛ еще послужат ВМФ всех стран.
  4. Boos24 29 ноября 2011 11:19
    Они прекрасно справятся с охраной прибрежных вод России и на севере можно ставить в противовес Натовским Про на кораблях, не рискнут подобраться зная о таких рыбках
    Boos24
  5. MURANO 29 ноября 2011 11:34
    Для сравнения, российская торпеда УСЭТ-80 в поздних модификациях стоит около одного миллиона долларов, при этом она не сильно уступает в характеристиках американской конкурентке.
    Не соответствует действительности.По дальности хода,скорости и возможности ССН уступает значительно.Да и вооружение 877-53-65К и ТЭСТ-71М(а то и СЭТ-65).Завал полный.Плюс плохая акустика и первобытный БИУС.
    MURANO
    1. patriot464 29 ноября 2011 17:52
      С конца 90х был в минном варианте, Курилы перегородить.
      2шт 53-65К
      4шт ТЭСТ-71М
      2шт МГ - 74
      10шт ПМР или МТПК

      Простой, надежный и недорогой корабль. Крайне неохотно тонет и горит. Служат матросы без образования. Лучшая обитаемость для ДПЛ в мире. На упражнениях двух "Варшавянок" стучали кувалдами по корпусу, иначе не слышно друг друга, срыв упражнения.
      patriot464
    2. FoMaS 29 ноября 2011 20:22
      МПО ЦНИИ "Гидроприбор" - против, Максим Климов, а может он прав...
  6. Krilion 29 ноября 2011 11:57
    цена торпед доставляет....
  7. J_Silver 29 ноября 2011 14:25
    Да уж, строили мы, строили, и ничего не построили - все, анус и с подлодками... Уря, товарищи, все купим у дяди заморского...
    J_Silver
  8. Artemka 29 ноября 2011 14:26
    Ог почти 4 млн. долларов, я конечно понимаю что там сложная электроника и вообще, но 4 млн. за торпеду!!! Разориться можно.
    Artemka
  9. MURANO 29 ноября 2011 21:54
    Цитата: Vadivak
    У нашей экипаж насчитывает 35 человек, у немецкой – 27, то есть несовершенство техники мы компенсировали увеличением числа людей на борту субмарины на 8 человек.

    Ну,это не показатель...Есть и противоположные примеры.И не известно,как лучше.На американских ПЛА экипажи больше,чем у нас.Больше ручных операций.У них техника хуже?Нет.Подход другой.
    MURANO
    1. Shotoff 30 ноября 2011 18:26
      Согласен с Вами, недавно читал о проблемах Австралийского подводного флота, в частности, о проблемах психологического состояния экипажей во время дальних походов ввиду малого количества персонала.
      Shotoff
    2. Vadivak 30 ноября 2011 19:53
      Цитата: MURANO
      Подход другой.


      Не поспоришь, у них и в танках заряжающий имеется
  10. killganoff 30 ноября 2011 00:35
    печальная судьба не только у новейших дизельных кораблей отечественного судпрома. на севмаше тоже новорожденные с рядом дефектов, хотя по телевизору об этом никогда не скажут.
  11. КардамоН 30 ноября 2011 16:15
    Пока ничего страшного, господа! Так чаще всего случается: все абсолютно новое нуждается в доработке и обкатке в реальных условиях. Хотя в целом можно сказать, что все недоработки в последнее время (в том числе и в космических техноологиях) это последствие многолетнего недофинансирования. Сейчас прибавьте к этому оголтелое воровство,откаты и тд , и тп.
    КардамоН
  12. Волхов 30 ноября 2011 18:03
    На Чёрном море нет исправных подлодок - впервые с 1902 г, на Балтике 2, Тихоокеанский - 8 диз. 11АПЛ, Северный - 4 диз. 11АПЛ.
    В чём смысл этой коллекции?
    Волхов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня