Питер Конноли о кельтах-всадниках (часть 5)

В своей работе «Древняя Греция и Рим в войнах» Питер Конноли часто ссылается на древних авторов и, в частности, на Полибия. А тот в своем сообщении о событиях, которые предшествовали сражению при Теламоне, сообщает, что в армии у галлов было 20 000 конницы и еще множество колесниц. Кстати, это последнее упоминание о действиях боевых колесниц на территории континентальной Европы. Хотя потом они появляются вновь, но только уже в 55 г. до н.э. во время вторжения Цезаря на территорию Британии. Диодор сообщает, что в эти колесницы были запряжены две лошади, и они могли нести возницу и воина, то есть все аналогичное колесницам у древних египтян. В ходе битве воин сначала бросал с нее дротики (и, видимо, их там у него был большой запас, а не два и не три!), после чего сходил с нее на землю и сражался пешим. Примерно также выглядит и рассказ Цезаря о колесницах, которые он видел в Британии. Оба автора отмечают одну немаловажную деталь: и там, и в Европе колесницы применялись против конницы. Кроме того очевидно, что сражаться при помощи колесниц против пехоты можно только в том случае, если они использовались в роли застрельщиков вместо тех же велитов у римлян. Подъехали, дротиками во врага побросались и в тыл! Цезарь восхищается искусством галльских колесничих. Он рассказывает о воинах, которые пробегали по дышлу и вставали на ярмо, причем делали это во время движения!

Питер Конноли о кельтах-всадниках (часть 5)

Колесничие-реэнекторы из Франции. На что не пойдешь, чтобы хотя бы иногда, но почувствовать себя древним кельтом!


Что касается археологических памятников, то несколько погребений с колесницами найдено во Франции. К сожалению, большую их часть перед тем, как поместить в могилу, разобрали, однако, несмотря на это, в них сохранилось много металлических деталей. Среди них есть крепления для постромок. Их длина свидетельствует о том, что они крепились непосредственно к оси. В таком положении их и нашли в могилах. Кольца, располагавшиеся на уровне груди лошади, пристегивали, вероятно, к подпруге и использовали для направления этих постромок. Есть в этих погребениях другие детали, например, колесные чеки и кольца для вожжей, которые прикреплялись к ярму. В озере Ла-Тен нашли очень хорошо сохранившееся ярмо и одно колесо с железным ободом. То есть прочность колес колесниц кельтов была на уровне наших телег. Что, кстати, говорит о высоком уровне развития технологии. Ведь такой обод надо выковать, затем надеть на колесо так, чтобы он с него не свалился, соединить (и очень прочно!) оба его конца! Все это только кажется простым, а на самом деле требует отработанных навыков и умений! Нашли также конскую маску с рогами. Очень интересная находка, вот только применялась ли она только на лошадях, запряженных в колесницы, или ими пользовались также и всадники?


Конская кельтская маска с рогами. Музей Шотландии, Эдинбург.

Еще совсем недавно облик кельтской колесницы можно было восстановить только по изображениям на монетах. Причем показательно, что все они имеют боковые стенки, составленные из двух полукругов. Но потом, как об этом сообщает Конноли в Падуе, на севере Италии, нашли каменное надгробие с изображением колесницы, двух людей на ней и вдобавок щита, уложенного на бок. Обе полукруглые боковые стенки на этом рельефе изображены так, что видны спереди щита, и это может как раз означать только то, что находились они по бокам, и играли роль своеобразного ограждения! Хотя такая форма и кажется немного странной, находки археологов это подтверждают. Хотя, конечно, что им мешало сделать ограждение из прямоугольных брусьев? Расстояние между колесами в колесницах из французских захоронений немногим больше метра. Это значительно меньше, чем у кипрской колесницы (от 1,3 до 1,7 м), на которой возница и воин стояли бок о бок. А раз так, то получается, что кельтский воин стоял на колеснице позади возницы, как это хорошо видно и на монете Гостилия. Правда, это требует и большей длины колесницы и более длинного ограждения ее сторон. Возможно, что такая длина нужна была для того, чтобы можно было транспортировать в колеснице раненого воина, то есть использовать ее и как транспортное средство для эвакуации пострадавших и вывоза трофеев?! Интересно, что колеса кельтских колесниц имели и по семь, и по десять спиц, тогда как египетские обычно шесть!


Бреннус жжет Дельфы в 279 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда. Щит, явно, мал!

Интересно, что всадники у многих народов упоминаются вместе с колесницами. Но им в эпосе внимания практически совсем не уделяется! Вспомним «Илиаду» Гомера – и Одиссей, и многие другие ахейцы показаны в ней умелыми наездниками, но… сражаются там все на колесницах, то восходят на них, то сходят, то цепляют к ним павших и волокут по земле в целях глумления. Всадники так не поступают, ну так ведь про них ничего и не написано! Всадники упоминаются и в куда более объемной, по сравнению с «Илиадой» «Махабхарате» – их в ней насчитываются тысячи! Но… все главные герои сражаются исключительно на колесницах, ну и еще на слонах!


Кельт (слева) сражается с древним германцем (справа), ок. 100 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда.

Причина такого пиетета, видимо, в инерции человеческого сознания. Начиналось все с колесниц, и память о них пережила века, а вот всадники в то время, когда создавались эти произведения, были уже обыденностью и… никакого интереса у авторов не вызывали!


Кельтские удила. Музей Шотландии, Эдинбург.

Зато сразу после завоевания Галлии римлянами кельтские всадники стали играть важную роль в римской армии. Хотя есть мнение, что настоящей конницы, как такой, у кельтов как раз и не было, и что перед боем они сходили с коней и сражались как пехотинцы. Точно также, например, поступали кельты, испанцы и римляне в битве при Каннах (216 г. до н.э). Хотя с другой стороны у этого могла быть и такая причина, как банальная нехватка места, ведь всем известно, какая в этой битве была скученность. Замечание Ганнибала, записанное у Ливия, дает основание считать, что обычной практикой такое все-таки не предусматривалось: когда карфагенский полководец услышал, что Павл приказал своей коннице спешиться, то он сказал, что с таким же успехом ее воинов можно было бы вести в бой, надев на них цепи.


Кельты в бою. Рисунок Дж.Рава

Это его высказывание говорит о бесполезности применения спешенной конницы в бою и также о том, что люди того времени это понимали. И да, в самом деле: трудно себе представить столь большое количество спешившейся для сражения конницы. И куда при этом они дели своих коней? Отвели в укрытие, как это делали американские драгуны в схватках с индейцами, как это показывается нам в вестернах?! К тому же о кельтской коннице, относящейся ко времени ранней империи, все время говорится, что она воевала верхом. Так что следует сделать вывод, что настоящая конница у кельтов существовала, но вооружена была самым разным оружием и представляла собой, скорее всего, казачью лаву, а не тех же ездящих драгун эпохи Петра Первого.


Кельтская боевая колесница. Реконструкция.

Найдено немало кельтских удил, большая часть которых имеет трензельные кольца. Есть скульптурное изображения всадника с круглым щитом явно не римским и не греческим и, следовательно, это кельтский конный щит. Кельты пользовались таким же седлом, что и римляне в эпоху империи. Этот тип с раздвоенной передней и задней лукой, изображен на Гундеструпском котле и на монументе Юлия в Сен-Реми, который датируется концом I в. до н.э. На нем изображена битва между кельтами и римлянами. Одна из лошадей упала и сбросила всадника; это, должно быть, кельт, потому что на триумфальных римских памятниках римских солдат погибающими никогда не изображали. Следовательно, седло с раздвоенными луками принадлежит кельтам, а не римлянам. На Гундеструпском котле хорошо видны диски, которыми кельты украшали сбрую своих лошадей. Несколько таких дисков, сделанных из серебра, нашли в северной Италии; а римляне переняли у них затем и этот обычай!


Кельтские воины сговариваются напасть на этрусский город. Северная Италия, 375 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти