Military Review

"Napoleon of the West". Antonio Lopez de Santa Anna

7
History knows many rulers, losers, who by the end of the reign led their countries to a complete collapse, ranging from such famous as Nicholas II, ending as odious as Francisco Nguema. At the same time, the Mexican dictator Antonio Lopez de Santa Anna is rarely mentioned both in Europe and in Russia, although his personality is significant for all of world history, and to a much greater degree than the personalities of many European rulers, whose names and deeds we know well . Given that Mexico could never boast of political stability, Santa Anna managed to plunge it into complete chaos, almost putting an end to the history of the country.


"Napoleon of the West". Antonio Lopez de Santa Anna


Santa Anna came to power on April 1 on the wave of military-patriotic hysteria and popularity, which he earned a few years earlier, when he managed to inflict a decisive defeat on the Spaniards, who had made the last attempt to return the rebellious territory to their power. It must be said that by this time the Spaniards had weakened so much that it was a simple affair to overturn them on the battlefield, and the entire nineteenth century was the century of shedding the Spanish colonial empire.

Once at the very top, Santa Anna quickly discovered his penchant for conservatism and dictatorship. Freedom of thought and federalism were replaced by Catholic obscurantism and extreme centralism. In addition, Santa Anna adored flattery and loud nicknames: “Napoleon of the West”, “Savior of the Fatherland”, etc., and his entire rule was marked by two destructive extremes — surprising foreign policy adventurism (the ruler’s hot love also speaks about this line). to gambling and love affair) and a penchant for "tightening the screws" within the country. The tyrant surrounded himself with luxury and women, and also loved when he was flattered compared to Napoleon Bonaparte, the similarities with which he tried to emphasize in every way.

At the same time, he didn’t succeed in running the country. Dictatorial manners led to riots throughout the vast country. Worst of all, events unfolded in Texas, where the uprising of numerous American settlers resulted in virtually ill-concealed intervention by the United States, which by then entered the era of active continental expansionism and passionarity.

The history of the Texas Revolution is a separate and fascinating question, but in this case it is only important that the punitive expedition against the insurgent Texans, which had just begun, ended in complete collapse: a detachment of government troops was defeated by American settlers, and Napoleon West himself was captured. Already in captivity, 14 May 1836, Santa Anna signed the Velasque Agreement, under which he, as the governor of Mexico, recognized the full independence of Texas, after which the general was sent to the United States. However, the government in Mexico City immediately refused to recognize the agreement, since they were already signed by a captive and powerless ruler.

The following year, Santa Anna returned to Mexico, and a year later began the French intervention in this country. Mindful of Santa's former military achievements in the fight against the Spaniards, the current Mexican government again invited the commander to command the army, instructing to "save the nation." The order could not be fulfilled and following the results of the military defeat, the government of President Bustamante nevertheless agreed to pay 600 000 pesos to France, but for Santa Anna herself the defeat unexpectedly turned into a political victory - he was wounded and lost his leg, but the glory of the Fatherland Defender was with him again, which allowed him to return to power.

The second term of the reign of Santa Anna was marked by even more excesses than the first. Dictatorship, personality cult, populism, persecution of any dissent and corruption flourished. In a country with a ruined economy, this could not have ended in anything good. Soon, riots began to break out, Yucatan proclaimed independence, and Texas was one step away from becoming part of the United States. Santa Anna again lost political authority, and then power, after which he was forced to leave Mexico.

A chance to return, however, presented himself pretty soon. With the start of the 1846 year of war with the United States in May, the Mexican authorities again allowed the “Savior of the Fatherland” to return to the promises that Santa Anna would deal only with military issues, without claiming to be in power. The power-loving general himself had a different opinion on this matter and, having received command of the army, he immediately used it not to repel American aggression, but to usurp the presidency again. By the way, on the eve of his return to Mexico, he secretly promised the Americans to give them the territories that they want, but later refused his words. Obviously, he planned to remain in power even after the inevitable defeat in the war and to rule the "stub" of Mexico, which the US Army would leave him, but fate decreed otherwise. The fiasco on the battlefield again led to the loss of power and a new exile.

A new opportunity to climb to the top turned up for the 1853 year, when after the next coup there was no other compromise figure, and the hero was once again called upon to stand at the head of the country. However, the Mexicans quickly realized that the old horse had finally ruined the furrow.

The tyranny, excessive vanity and self-praise (despite the fact that Santa Anna lost most of the wars with a crash), blatant incompetence and dictatorship soon rebelled even to those who recently called the general to power. Special indignation caused outright capitulation to the United States by an aging dictator, who, despite this, continued to call himself more and more loud titles.

Finally, the gallant general’s political career was crossed out by the Gadsden Deal - the sale to the United States of another piece of territory, according to various estimates, from 77 to 110 thousand square meters. kilometers For example, this is the area of ​​a country like Bulgaria. Santa Anna was also going to “in the spirit of the times” (in the words of James Gadsden himself) to sell even larger lands: Lower California, Sonora, and wastelands south of the Rio Grande, as a result of which the border would have moved another 700-1200 km south of the current boundaries , but this idea already failed at the initiative of the United States. However, the Gadsden Deal was enough to fill the patience of Mexican society. Treachery has become too obvious.



The authority of Santa Anna collapsed to zero and in the course of the next uprising he was again overthrown by Mexican liberals - this time for good. He no longer had a chance to return to power, and he died in poverty and oblivion.

Santa Anna is a unique example of political survival and return to top office amid the monstrous results of the government. This was due not only to a rare coincidence, but also to the influence of conservative circles.

Nevertheless, the results of the rule of a narcissistic dictator are unambiguous: a reduction of the territory from almost 5 million square kilometers to 1,9 million (this is only what was directly annexed by the United States, and yet the zone of American occupation and devastation stretched much further south and included almost the entire country), poverty and devastation, corruption, instability. The country was thrown back in its development hundreds of years ago. The catastrophe, long and painfully, had to be corrected by new generations.
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 28 December 2015 07: 40 New
    +4
    There is a legend that Santa Anna before the battle of San Jacinto did not pay attention to preparing to repel an enemy attack, because at that time he had fun with the mulatto. Thanks to this version, the song "Texas Yellow Rose" appeared. There is no substantial evidence to support this legend.
    1. The comment was deleted.
  2. 416D
    416D 28 December 2015 09: 10 New
    +4
    The results of his reign reminded me of the consequences of humpbacked perestroika to me alone ???? )))
  3. Robert Nevsky
    Robert Nevsky 28 December 2015 11: 16 New
    +1
    I read something about him in the novels of Main Read ... An interesting article and very informative!
  4. populist
    populist 28 December 2015 23: 14 New
    0
    Nevertheless, the results of the rule of a narcissistic dictator are unequivocal: the reduction of the territory from almost 5 million square kilometers to 1,9 million ...

    The phenomenal result of government.
    And an interesting article. Unfortunately, we were not taught in schools and universities on the examples of the collapse of Bonapartist regimes. In order not to cast a shadow on the wattle fence.
  5. ovod84
    ovod84 29 December 2015 12: 22 New
    0
    Yes, what Napoleon he was, he climbed as the king of Darius to the Greeks and received.
  6. Warrior2015
    Warrior2015 31 December 2015 16: 55 New
    0
    The funny thing about the Texas Revolution was that the Masons were on both sides — Santa Anna was a member of the Mexican Lodge, an offshoot of the Great East, and Texas American revolutionaries (part of them) were members of the Scottish Rite lodges ... The classic scheme is provoking armed conflict and "boiling" on military supplies + in both cases WHO WOULD NEVER WIN - “it will be OUR” ... As they say, study, comrades ...
  7. Allax
    Allax 5 January 2016 18: 47 New
    0
    Phenomenal story. 4 times Mexicans imprisoned him and then overthrew him. Do not even find the words to characterize eu stupidity

«Наполеон Запада». Антонио Лопес де Санта-Анна

История знает много правителей-неудачников, которые к концу правления привели свои страны к полному краху, начиная от таких известных, как Николай II, заканчивая столь одиозными, как Франсиско Нгема. При этом мексиканский диктатор Антонио Лопес де Санта-Анна редко упоминается как в Европе, так и в России, хотя его личность является знаковой для всей мировой истории, и в гораздо большей степени, чем личности многих европейских правителей, имена и дела которых мы знаем хорошо. При том, что Мексика никогда не могла похвастаться политической стабильностью, Санта-Анна умудрился погрузить её в полный хаос, едва не поставивший точку в истории страны.

«Наполеон Запада». Антонио Лопес де Санта-Анна


Санта-Анна пришёл к власти 1 апреля 1833 года на волне военно-патриотической истерии и популярности, которую он заработал несколькими годами ранее, когда ему удалось нанести решительное поражение испанцам, предпринявшим последнюю попытку вернуть мятежную территорию под свою власть. Надо сказать, что испанцы к тому времени ослабели настолько, что опрокинуть их на поле боя было делом нехитрым, а весь девятнадцатый век стал веком осыпания испанской колониальной империи.


Оказавшись на самой вершине, Санта-Анна довольно быстро обнаружил свою склонность к консерватизму и диктатуре. Свобода мысли и федерализм были заменены католическим мракобесием и крайним централизмом. Кроме того, Санта-Анна обожал лесть и громкие прозвища: «Наполеон Запада», «Спаситель Отечества» и т. д., а всё его правление было отмечено двумя губительными крайностями — удивительным внешнеполитическим авантюризмом (отчасти об этой черте говорит и горячая любовь правителя к азартным играм и любовным интрижкам) и склонностью к «закручиванию гаек» внутри страны. Тиран окружил себя роскошью и женщинами, а также любил, когда его льстиво сравнивали с Наполеоном Бонапартом, сходство с которым он старался всячески подчёркивать.

При этом с управлением страной у него изначально не заладилось. Диктаторские замашки привели к бунтам на всей территории огромной страны. Хуже всего события развивались в Техасе, где восстание многочисленных американских поселенцев вылилось фактически в плохо прикрытую интервенцию со стороны Соединённых Штатов, к тому времени вошедших в эпоху активного континентального экспансионизма и пассионарности.

История Техасской революции — вопрос отдельный и увлекательный, но в данном случае важно лишь то, что лихо начавшаяся карательная экспедиция против восставших техасцев закончилась полным крахом: отряд правительственных войск был разгромлен американскими поселенцами, а сам «Наполеон Запада» угодил в плен. Уже находясь в плену, 14 мая 1836 года Санта-Анна подписал Веласкские соглашения, по которым он, как правитель Мексики, признавал полную независимость Техаса, после чего генерал был отправлен в США. Впрочем, правительство в Мехико тут же отказалось признавать соглашения, поскольку их подписывал уже пленённый и лишённый власти правитель.

В следующем году Санта-Анна вернулся в Мексику, а ещё через год началась французская интервенция в эту страну. Помня о былых военных заслугах Санта-Анны в борьбе с испанцами, действующее мексиканское правительство вновь пригласило военачальника покомандовать армией, с наказом «спасти нацию». Выполнить наказ не удалось и по итогам военного поражения правительство президента Бустаманте всё-таки согласилось выплатить Франции 600 000 песо, но для самого Санта-Анны поражение неожиданно обернулось политической победой — он был ранен и лишился ноги, но слава защитника отечества вновь была с ним, что позволило ему вернуться во власть.

Второй срок правления Санта-Анны был отмечен ещё большими перегибами, чем первый. Диктатура, культ личности, популизм, гонения любого инакомыслия и коррупция расцвели пышным цветом. В стране с разорённой экономикой это ничем хорошим, естественно, закончиться не могло. Вскоре начали вспыхивать бунты, Юкатан провозгласил независимость, а Техас находился в одном шаге от принятия в состав США. Санта-Анна вновь потерял политический авторитет, а затем и власть, после чего вынужден был покинуть Мексику.

Шанс вернуться, впрочем, представился довольно скоро. С началом в мае 1846 года войны с США мексиканские власти вновь позволили «Спасителю Отечества» вернуться под обещания того, что Санта-Анна будет заниматься лишь военными вопросами, не претендуя на власть. Сам властолюбивый генерал имел на этот счёт иное мнение и, получив в свои руки командование армией, тут же воспользовался этим не для отражения американской агрессии, а для того, чтобы вновь узурпировать президентское кресло. К слову, накануне своего возвращения в Мексику он тайно обещал американцам передать им те территории, что они хотят, но позже отказался от своих слов. Очевидно, он планировал остаться у власти даже после уже неизбежного поражения в войне и править «огрызком» Мексики, который ему оставит армия США, но судьба распорядилась иначе. Фиаско на полях сражений вновь привело к потере власти и новому изгнанию.

Новая возможность взойти на вершину подвернулась к 1853 году, когда после очередного переворота не нашлось другой компромиссной фигуры, и герой вновь был призван встать во главе страны. Впрочем, мексиканцы быстро поняли, что старый конь окончательно испортил борозду.

Самодурство, непомерное тщеславие и самовосхваление (при том, что большую часть войн Санта-Анна как раз с треском проиграл), вопиющая некомпетентность и диктатура скоро опротивели даже тем, кто недавно звал генерала во власть. Особенное негодование вызывало откровенное капитулянтство перед Соединёнными Штатами со стороны стареющего диктатора, который, несмотря на это, продолжал именовать себя всё более громкими титулами.

Окончательно политическую карьеру бравого генерала перечеркнула Сделка Гадсдена — продажа Соединённым Штатам ещё одного куска территории, площадью по разным оценкам от 77 до 110 тыс. кв. километров. Для примера, это площадь такой страны, как Болгария. Санта-Анна также собирался «в духе времени» (по выражению самого Джеймса Гадсдена) продать и ещё большие земли: Нижнюю Калифорнию, Сонору, и пустоши южнее Рио-Гранде, в результате чего граница бы сдвинулась ещё на 700-1200 км южнее нынешних рубежей, но уже эта затея сорвалась по инициативе самих США. Однако и Сделки Гадсдена хватило, чтобы переполнить чашу терпения мексиканского общества. Предательство стало слишком очевидным.

«Наполеон Запада». Антонио Лопес де Санта-Анна


Авторитет Санта-Анны рухнул до нуля и в ходе очередного восстания он был вновь свергнут мексиканскими либералами — на этот раз окончательно. Шансов вернуться во власть ему больше не представлялось, и он ушёл из жизни в нищете и забвении.

Санта-Анна представляет собой уникальный пример политического выживания и возвращения на высший пост на фоне просто чудовищных результатов правления. Это объяснялось не только редким стечением обстоятельств, но и влиянием консервативных кругов.

Тем не менее, итоги правления самовлюблённого диктатора однозначны: сокращение территории с почти 5 миллионов квадратных километров до 1,9 миллиона (это только то, что было непосредственно аннексировано Соединёнными Штатами, а ведь зона американской оккупации и опустошения протянулась гораздо южнее и включала почти всю страну), нищета и разруха, коррупция, нестабильность. Страна оказалась отброшена в своём развитии на сотни лет назад. Исправлять катастрофу, долго и мучительно, пришлось уже новым поколениям.
Автор: Игорь Кабардин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. parusnik 28 декабря 2015 07:40
    Существует легенда, что Санта-Анна перед битвой при Сан-Хасинто не обратил внимания на подготовку к отражению вражеского нападения, поскольку развлекался в это время с мулаткой. Благодаря этой версии появилась песня "Жёлтая роза Техаса". Нет весомых доказательств, подтверждающих эту легенду.
    1. Комментарий был удален.
  2. 416D 28 декабря 2015 09:10
    Мне одному результаты его правления напомнили последствия горбаческой перестройки ???? ))
  3. Робертъ Невский 28 декабря 2015 11:16
    Что-то читал о нем в романах Маина Рида ... Интересная статья и очень познавательная!
  4. народник 28 декабря 2015 23:14
    Тем не менее, итоги правления самовлюблённого диктатора однозначны: сокращение территории с почти 5 миллионов квадратных километров до 1,9 миллиона...

    Феноменальный результат правления.
    И интересная статья. К сожалению в школах и вузах нас не учили на примерах краха бонапартистских режимов. Чтобы не наводить тень на плетень.
  5. ovod84 29 декабря 2015 12:22
    Да какой он Наполеон , полез как царь Дарии на греков и получил .
  6. Ратник2015 31 декабря 2015 16:55
    Самое забавное в Техасской революции было то, что масоны выступали с обоих сторон - Санта-Анна был членом мексиканской ложи, ответвления Великого Востока, а техасские американские революционеры (часть их) были членами лож шотландского обряда... Классическая схема - провоцирование вооружённого конфликта и "наваривание" на военных поставках + в обоих случаях КТО БЫ НИ ПОБЕДИЛ - "он будет НАШ"... Как говориться, учитесь, товарищи...
  7. Allax 5 января 2016 18:47
    Феноменальная история. 4 раза мексиканцы сажали его себе в правители а потом свергали. Даже не подобрать слов, чтобы охарактеризовать эу глупость

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня