Сейсинкан - айкидо в контексте русских традиций

Сейсинкан - айкидо в контексте русских традиций


Эта статья появилась после ряда событий в моей жизни и благодаря некоторым статьям, посвящённых "русскому" рукопашному бою, опубликованным на сайте "Военное обозрение". Я уж извиняюсь за кавычки при слове "русский", просто на этот счёт у меня есть своё личное мнение на основе любви к истории нашего государства, а также на основе своего как преподавательского, так и спортивного (и не только) опыта. Если данную статью не опубликуют, так как выглядит она как реклама, я не обижусь.

Я часто слышу такой вопрос, точнее мне его передают, видать задать его лично у людей смелости не хватает: «Почему Сейсинкан айкидо - это российское айкидо?» Назвать вопрошающих идиотами мне не позволяет традиционно русское воспитание, поэтому назову их весьма недалёкими личностями. Начнём как евреи с вопроса на вопрос. А я похож на японца? Видать средний рост, узкие плечи, голубые глаза и светлые волосы во мне явно выдают представителя потомка тунгуса-манджуров, а уж фамилия Казаков выдает во мне истинного амурского самурая. Ну а текущая во мне кровь первопоселенцев-старообрядцев на Дальнем Востоке России явно указывает, что я настоящий японец и поэтому айкидо у меня японское.


Напомню великим знатокам айкидо, что Морихей Уесиба говорил, что айкидо у каждого своё, а значит у японцев – японское, бразильцев – бразильское, у русских – русское и т.д. А раз я занимаюсь не один и нас достаточно много и все мы граждане России, то моё додзё и моя школа является российской. Конечно, шизанутому на почве федераций и официальных бумажек функционеру слово «российское» ассоциируется только в контексте «Всероссийская», но я его разочарую – это слово иногда обозначает местонахождение. Было бы странно, что я, живя во Владивостоке, написал бы, что это канадская школа.

Мы знаем бразильское джиу-джитсу (дзю-дзюцу), окинавское или французское карате, вьетнамское ушу и кубинскую школу бокса, вот только айкидо у нас почему-то бывает только японским. Хотя и этому есть объяснение. Ну и теперь я от лица всех тех, кто разделяет мои взгляды, обосную позицию: Любой инструктор, тренер, сенсей и т.д. – это, прежде всего, педагог и его главная задача не столько учить «приёмчикам», сколько, прежде всего, воспитывать учеников. Боевые искусства – это оружие, что подразумевает под собой ответственность. Нельзя человеку, который морально не готов, давать его в руки. Эта одна сторона вопроса.

Вторая сторона заключается в том, что мы являемся гражданами Российской Федерации и задача педагога воспитывать будущего гражданина нашей страны. Воспитание будущего гражданина в рамках чуждой культуры и менталитета, приводит лишь к тому, что, став взрослым, человек не воспринимает свою страну как Родину. Для него она такая же, как и все. Какая разница: Россия, США, Япония, Китай, Германия? Какой долг перед Родиной? Да идите Вы! Мне Япония ближе! Аниме, компьютеры, кендо, нинтендо и т.д. Туда уеду.

Но это полбеды! Меня поражает слепое подражание чужой культуре. Именно подражание! Потому как данные «педагоги» понятия не имеют о той культуре, которую пытаются насадить своим подопечным. За очень редким исключением, они понятия не имеют ни об истории, например, Японии, ни о религии, ни о менталитете, ни об истории взаимоотношений её с другими государствами. Нет, он, конечно, читал «Книгу самурая» или «Книгу пяти колец», но на этом все его познания и заканчиваются. Когда подобные люди пытаются через призму своих стереотипов и комплексов привить ученикам понимание какой-то культуры, кроме как преступлением это назвать нельзя.

Мне, как инструктору, гораздо важнее, чтобы ребёнок был дисциплинирован, собран, сконцентрирован, чтобы у него было развито чувство товарищества, чтобы он думал не только о себе, проявлял уважение ко всем. В этом контексте умение говорить: «Благодарим за тренировку, Алексей Игоревич», гораздо важнее, чем умение говорить: «Домо аригато гозаимасита». Айкидо лишь средство воспитания. Это одно из средств воспитания японца в соответствующем духе. Задайтесь вопросом, а зачем воспитывать русского ребёнка в японском духе? Вы кого готовите? Вы же когда садитесь в японскую машину, не изучаете правила, религию японцев, японский язык и т.д. Вы просто берёте и едите по российским правилам.

В додзё Сейсинкан (Сейсинкан рю Ёсинкан айкидо, Сейсинкан айкидо) мы делаем то, что положено делать педагогу, мы используем айкидо как средство или если хотите инструмент воспитания учеников согласно русской культуре. Ребёнок, который вопреки современной тенденции вместо «ты» научится говорить «вы», а вместо «привет» скажет «добрый день», гораздо дороже очередного чёрного пояса или очередного дипломчика, полученного на очередной всероссийской ярмарке тщеславия.

По моему мнению, в свете того, что сейчас происходит в системе образования, это становится всё более актуальным. К сожалению, сейчас на первый план выходит поколение молодых инструкторов, воспитанных уже в современном мире и имеющих ценности далёкие от традиционно русских. Современные «педагоги» воспринимают традицию как балласт, который мешает им «развиваться» и «двигаться вперёд» и отказываются от неё, забывая о том, что традиции – это, прежде всего, основа нашего менталитета, культуры и национального характера. Отказавшись от этого, они инстинктивно ищут опору и находят её в других культурах. И как итог посмотрите на поведение тех, кто обожает всё, например, американское, ну или японское. Я могу сказать, что стремление молодёжи и ваххабизм имеет туже причину.

И напоследок, японцы не лучше и не хуже, чем русские - это другой народ со своей историей, культурой, менталитетом и национальным характером. Я занимаюсь айкидо только потому, что на Востоке в отличие от Запада сложились условия для создание чётких систем подготовки воинов, которые мы называем школами (стилями и пр.) Меня лично привлекает именно система подготовки, а не японские традиции. Да и не японцам учить русской культуре.

(На фотографии со мной истинная "не русская" - белоруска по происхождению... украинцам намёк)
Автор: Ирбис (Казаков Алексей)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29
  1. Waltasar 30 декабря 2015 06:47
    Воспитать своего ребёнка это прежде всего задача родителей. Если влияние педагога выше, то тут стоит задуматься.
    Само айкидо и подобные искусства воспринимаю скорее как дополнение к физкультуре. Если ребёнок не хочет идти в секцию бокса или лёгкой атлетики, но с удовольствием идёт в модные восточные единоборства, то ничего плохого в этом не вижу.
    1. red_october 30 декабря 2015 10:02
      А если мать-одиночка воспитывает пацана?

      Не будет разумным ли с ее стороны найти преподавателя бокса/айкидо/хоккея - главное
      нормального мужика, с который будет видеть перед глазами пример.
      Женщина примера поведения для подростка дать не может.
      Наоборот засюсюкает, будет оберегать, не дерись, всегда слушайся, в общем воспитает примерную девочку. Потому что сама, будучи женщиной, не понимает как может быть по-другому.
      Или отец-алкаш... или он просто недалекий ... В общем вариантов достаточно, когда влияние хорошего тренера на ребенка более чем желательно
      1. red_october 30 декабря 2015 10:38
        А то будет как в анекдоте:

        — Сегодня тебя люблю, завтра другую, послезавтра одинокий волк, а в пятницу снова тебя. Я загадка, шарада, паззл. Мое сердечко еще завоевать нужно.
        — Не пойми меня неправильно, но мне мужик попроще нужен.
        1. red_october 30 декабря 2015 10:51
          Настроение хорошее, новогоднее, еще, с вашего позволения, выложу анекдот про подход в воспитании мальчиков и девочек))))

          В детском саду на утреннике.
          Воспитательница: А скажи-ка нам, Виталик, что такое: без окон, без дверей, полна горница людей?
          Виталик: Нет.
          Воспитательница: Что нет?
          Виталик: Не полна, Марьиванна. Пространство всегда есть. Его не заполнить ничем. Ваша позиция понимания пространства безнадежно устарела и принадлежит механистической парадигме. На субатомном уровне нет ничего, кроме пространства. Вселенная увеличивается по экспоненте и объекты постоянно удаляются друг от друга и пространства между ними становится только больше, неправда ли, это печальная метафора и человеческих взаимоотношений? Мы постоянно отдаляемся, даже сейчас, Марьиванна, стоя на одном месте.
          Воспитательница: Вот и ты удаляйся, Виталик. Ну правда, уходи. А скажи-ка нам, Юленька, что-такое: Висит груша, нельзя скушать?
          Юленька: ЛАМПОЧКА!
          Воспитательница: Правильно, Юленька! Держи конфетку.
          (Виталик неподвижно удаляется к выходу и исчезает в перспективе).
        2. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  2. sogdianec 30 декабря 2015 07:35
    Так что же теперь, Морихей Уэсиба, уже не авторитет? Может все термины японские и сами названия единоборств переименовать на славянский лад? Да и кимоно - не русская одежда.

    Надо иметь уважение к создателям и учителям. А не выставлять своё Эго.
    1. Riv 30 декабря 2015 08:14
      На людях на стартовом фото не кимоно.
      Riv
      1. alexander1 31 декабря 2015 01:53
        А в кимоно айкидо и не занимаются, занимаются в "доги" - дословно одежда для одоления пути!))) На фото дзюдоги - форма для занятия дзюдо, но часто используется и для айкидо!
        А на фото проводится бросок уде гарами - это айкидо.
        1. shasherin.pavel 4 января 2016 10:12
          Цитата: alexander1
          А в кимоно айкидо и не занимаются, занимаются в "доги"

          И человек, который апеллирует подобными терминами во время урока считает, что он русский? Садится такой за стол и :"До! хико! хайки!", а дети ему "И тебя спаси Бог, тятенька!"
          1. Ирбис 4 января 2016 12:29
            Логика железная))))))

            Я использую термин Шомен учи котегаеси по причине, что термин "Защита от удара сверху при помощи рычага кисти наружу" короче. Я предлагаю вам развить тему и исключить из бокса такие термины как хук, аперкот, кросс, нокаут, грег и т.д.

            Любую мысль можно довести до маразма, у вас это получилось.
  3. Riv 30 декабря 2015 08:13
    Вообще-то Уэшиба не имел в виду нации, когда говорил, что айкидо у каждого свое. Речь шла о людях. Один человек высокий и полный, другой маленький и легкий, у третьего нож, у четвертого меч - конечно их техника будет отличаться. По-моему автор пытается выразить словами то, что словами описать нельзя, да еще и политику за уши притянуть.

    И, если уж на то пошло, на стартовой фотке вообще непонятно чем люди заняты. Кто из них укэ? Кто тори? Айкидо вобще очень ритуально. Любой снимок должен правильно отображать его принципы и технику, а здесь - просто два человека в доги. Посмотреть бы на них Уэшибе... Отобрал бы пояса сразу.
    Riv
    1. Славян 31 декабря 2015 02:01
      Ну вы же сами процитировали О-Сенсэя - Айкидо у каждого свое... Поэтому нестоит придираться к фотографии...
  4. Волжанин 30 декабря 2015 09:27
    Не планировал комментировать, но встряну, прочитав:
    Цитата: sogdianec
    Так что же теперь, Морихей Уэсиба, уже не авторитет? Может все термины японские и сами названия единоборств переименовать на славянский лад? Да и кимоно - не русская одежда.

    А почему бы и нет? По русски способнее как-то...
    Русская косоворотка и штаны действительно функциональнее, добротнее, удобнее и практичнее кимоно. Если бы единоборствами занимались в традиционно русских одеждах из льна - было бы во стократ разумнее и рациональнее.
    Более чем уверен, что "создатели и учителя" с лёгкостью стерпят трансформацию внешней атрибутики, если при этом не пострадает истинная суть учения.
    Ну и насчёт эго... Пример с японским авто приведён удачно и к месту. Инструмент не должен возводиться в фетиш. Автор сделал всё возможное, чтобы его правильно поняли, но, видать, не все ещё в России с русским языком в ладах.
    1. shasherin.pavel 4 января 2016 10:30
      Цитата: Волжанин
      По русски способнее как-то..

      Вспомнил, как в молодости расспрашивал ветерана Японской войны. Спрашиваю: "А как японцы в рукопашной? У них же там всякие "дзю до"..." "Бежит на тебя, орёт чего-то, а как ему в башку кулаком дашь... Меня вообще-то дед учил, а он "стенка на стенку ходил"." Вот и все ваши иностранные бренды.. А русские всегда не русских бивали, при этом заметьте, что всяк не русский пришедший жить и оставшийся жить на Руси и России, становился поистине русской душой: Багратион, Барклай де-Толи, Беллинсгаузен и др.
  5. regul10108 30 декабря 2015 10:18
    Я думаю, что лучше возрождать и развивать наши национальные стили борьбы и единоборств. Спас, славяно-горская (современное название), кулачный бой - это неполный перечень всех стилей борьбы русских воинов! Наши виды единоборств наиболее приспособлены к нашей антропометрии, нашему менталитету, нашим национальным боевым традициям! И наиболее действенны в воспитании настоящих русских бойцов.
    1. Waltasar 30 декабря 2015 10:49
      Как бы это не звучало, но тут уже вопрос в популяризации этих видов искусств.
      И даже частичном отбеливании. Поясню- многие считают (к сожалению иногда не безосновательно) что клубы эти ни что иное как скинхеды замаскированные.
    2. Riv 30 декабря 2015 13:17
      Практически в каждом городе есть секции самбо и бокса. Не устраивает название? Обязательно "кулачный бой" или "борьба нанайских мальчиков"?
      Riv
      1. shasherin.pavel 4 января 2016 10:34
        Цитата: Riv
        самбо
        чем вам не угодило, даже переводится, как "Самооборона без оружия". Даже "бокс" слово английское, но ... корень "Бок"= часть тела, где находятся рёбра. конец цитаты из словаря. Для боя, где нельзя бить ниже пояса, более чем русское.
    3. shasherin.pavel 4 января 2016 10:32
      Цитата: regul10108
      развивать наши национальные стили борьбы и единоборств.

      но и иностранные оставить, чтобы золото на олимпийских играх брать.
  6. Балу 30 декабря 2015 10:42
    Создатель Айкидо был резидентом японской разведки на нашем дальнем востоке и прилегающих регионах. Слова "у русских свое айкдо..." в точку. Любая физическая деятельность предъявляет определенные требования к опорно-двигательному аппарату. Взрослый человек, начинающий заниматься айкидо, должен помнить, что слабые суставы, отсутствие баланса между мышцами-прямой путь к травмам менее опасным чем в карате, но очень серьезным по своим последствиям. Например слабая кисть и запястье может привести к перелому ладьевидной кости(у основания кисти), который лечится даже оперативно в неотложном порядке не всегда удачно.
    Из всех единоборств Айкидо-самый интеллектуальный, я двумя руками за культивирование в школах. hi
  7. Mik13 30 декабря 2015 12:31
    Писать начал на больничном? laughing
    К нам собираешься? drinks
    1. Ирбис 30 декабря 2015 16:55
      Собираюсь! Мне тут уже второй год семинар обещают в местах к вам близких:-( Но полюбому к вам попаду ещё раз. Уж больно Донецк полюбился)))))
  8. Nikolaevich I 30 декабря 2015 12:45
    Люди!А чё тут происходит? Если это разговор-то о чём? Сколько водки надо выпить,чтобы в "пролитую" тему "врубиться"?
  9. APS 30 декабря 2015 13:43
    Айкидо это не просто боевое искусство - это образ жизни и образ мысли. Многим следовало бы прочитать историю Айкидо и сразу становится понятно что здорового ребёнка лучше отдать на самбо, оно ему добавит и здоровья и характер воспитает. А вот этот вот синтоизм в айкидо это не для всех, хотелось бы уметь не только отражать удары но и нападать, потому что хочешь выиграть должен уметь нападать, а в защите боя не выиграть...
    APS
  10. Ирбис 30 декабря 2015 17:15
    Всегда удивляла тяга "русских" к своеобразному фетишизму. То мы говорим по французки и подражаем французам, то по аглицки и подражаем англосаксам, то немечуру вспомним... Нонче кто куда, кто америкосам в рот смотрит, кто братьям нашим раскосым, то собственную историю фантазируют от великой монгольской империи или от гиперборейцев с аркадианцами.

    Не менее забавно выглядят фразы про крутость того же Уесибы. Не конечно в своё время он был крут, как и Фунакоси и прочие Ип Маны. Вы меня конечно извините, но если их последователи спустя 50 лет хуже чем те самые "крутые" мастера, то грош цена тому искусству. Долг каждого последующего поколения быть выше уровнем чем предыдущее, причём тут Эго? Это - долг или забудьте про искусство.

    Что за идолопоклонничество? Ну Уесиба и что? Я его уважаю как основателя, я его уважаю как мастера, но он был им вчера. Сегодня это уже не уровень. Не сотвори себе кумира - принцип в БИ не менее важный чем в христианстве. А уважением надо иметь ко всем! Даже к тем кого ненавидишь.
    1. Mik13 30 декабря 2015 21:40
      Цитата: Ирбис
      Вы меня конечно извините, но если их последователи спустя 50 лет хуже чем те самые "крутые" мастера, то грош цена тому искусству. Долг каждого последующего поколения быть выше уровнем чем предыдущее

      Как говориться, плох тот учитель фехтования, который дожил до старости с двумя глазами.
    2. derik1970 31 декабря 2015 08:22
      В основном согласен с вашим мнением. Однако по статье замечу следующее.. Считаю что, образ жизни человека, его среда обитания, уровень культуры накладывают отпечаток на его мышление, мироощущение, восприятие окружающей его действительности и это соответственно влияет на его восприимчивость к той или иной информации, оценки событий и так далее. И то, что русскому не понятно весьма ясно тому же японцу, например, применительно к боевым искусствам.
      Думается мне, что постичь айкидо невозможно в полной мере не изучив японскую культуру и ее традиции и не став хоть немного, но японцем где-то в глубине души.
      Традиции японской культуры и айкидо связаны тесным образом, это как бы продукт японского образа жизни и во многом его философия.
      Поэтому, при изучении тех или иных комплексов движений, приемов, изначально приходится перестраивать мышление, и необходимо может быть думать, где то как японец, тем более что, названия тех или иных приемов, движений руками, корпусом обозначаются на японском языке и в них заложен свой смысл, своя философия. В любой национальной культурной традиции существующая философия присущая только именно ей и имеет определяющее значение во всех областях жизни человека. Можно тупо учить приемы, броски, подхваты и прочее, но не получится постигнуть глубины айкидо без связи их с основами традиций, образа жизни и философией их породившей…
      hi
      1. Славян 31 декабря 2015 13:04
        Позвольте с вами не согласиться, сам имею скромный опыт практики Айкидо, и абсолютно не ощущаю тяги к синтоизму или каким то другим течениям религий и философий ) Историю происхождения, путь мастера - основателя знать нужно, ну хотя бы для расширения кругозора ) , но становиться немного японцем необходимости не вижу... Но это мое скромноемнение...)
      2. AID.S 1 января 2016 13:29
        Эдак ,по Вашему, и самбо иностранцам нельзя познать в совершенстве, не освоив балалайки с матрешкой,обращения с медведем, не научившись пить водку:-)..
  11. Ирбис 31 декабря 2015 11:32
    Цитата: derik1970
    Думается мне, что постичь айкидо невозможно в полной мере не изучив японскую культуру и ее традиции и не став хоть немного, но японцем где-то в глубине души.
    Традиции японской культуры и айкидо связаны тесным образом, это как бы продукт японского образа жизни и во многом его философия.

    Глупости. Есть церковь, а есть вера. Можно верить в бога и не ходить в церковь, а можно ходить на все службы и вести абсолютно безбожный образ жизни, прикрываясь маской целомудрия.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня