Андрей Первозванный

Андрей Первозванный


Первый председатель РТО Андрей Дельвиг вошел в историю как пионер технического образования для рабочих

К середине XIX века во многих странах Европы существовали профессиональные объединения ученых и техников, и необходимость появления подобной организации в России ощущалась весьма остро. В 1866 году такое общество было создано в Петербурге по инициативе прогрессивных ученых и инженеров и с одобрения кабинета министров и царя. Первым председателем Российского технического общества (РТО) был избран генерал-майор, барон Андрей Иванович Дельвиг, занимавший тогда должность главного инспектора частных железных дорог и корпуса инженеров путей сообщения.


Выходец из аристократической семьи, в 1832 году Дельвиг окончил Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения. Андрей Иванович посвятил жизнь практической работе: он долго занимался вопросами железнодорожного строительства, трудясь под началом главноуправляющего путями сообщений Петра Клейнмихеля, однако имел познания и опыт и в других областях строительства. Так, в 1832-1836 годах он занимал должность производителя работ по устройству московского водопровода, в 1836 году стал одним из руководителей в проведении гидротехнических работ по устройству плотины при реконструкции Тульского оружейного завода, а годом позже производил гидротехнические исследования на реке Упе в Туле с целью улучшения ее судоходства.

Только что появившееся РТО состояло из 4 отделов: I отдел — химического производства и металлургии (сюда же были включены и такие специальности, как освещение, гальванопластика и фотография), II отдел — механической технологии, механики и машиностроения, приборостроения, телеграфа и полиграфии; III отдел — строительного и горного искусства, архитектуры, путей сообщения, и, наконец, IV отдел — судостроения, морской техники, артиллерии и оружейного производства. Несмотря на столь четкое деление по специальностям, особенностью кадровой политики Дельвига было привлечение максимально широкой аудитории технических специалистов. Объясняя такую политику, один из учредителей РТО пояснял: «именно в этом и видели мы залог успеха — РТО должно по вопросам техники занять в России такое же место, как Академия наук в "чистой науке"».

Но дело было не только в этом. Основная причина состояла в том, что в период образования РТО в России еще не было научно-технических обществ по отдельным специальностям, которые появились позднее, а получив разрешение на открытие общества, руководители стремились вовлечь в него как можно больше инженеров. Среди членов РТО преобладали инженеры и техники разных специальностей (около 60%), сравнительно меньшее число составляли служащие государственного аппарата и аппарата управления хозяйством (10%), крупные военные (9%) и гражданские (4,5%) чиновники, промышленники (8,1%). При этом ведущее положение в РТО занимали профессора и наиболее талантливые инженеры — этим и определялся прогрессивный характер деятельности общества.

Андрей Первозванный

Открытие движения. 1862 г. Фото: wikipedia.org

При Дельвиге Общество занялось распространением научно-технических знаний и налаживанием системы технического образования для инженеров и рабочих. 15 мая 1868 года при РТО была создана Постоянная комиссия по техническому образованию — первое в России учреждение, занимавшееся общетеоретической и конкретной учебно-методической разработкой проблемы подготовки квалифицированных рабочих для промышленности. Основными направлениями в деятельности Постоянной комиссии стали научно-методическая и учебно-просветительская работа. По инициативе Комиссии РТО ходатайствовало перед царским правительством о принятии мер по развитию профессионально-технического образования, настойчиво поднимало вопрос о необходимости начального общего и технического образования работах на съездах промышленников.

Разрабатывая вопросы содержания, методов и организации общеобразовательной и профессионально-технической подготовки рабочих, их теоретического и производственного обучения, Комиссия собирала и анализировала все сведения, касающиеся опыта развития профессионально-технического образования в России и за границей. Основной формой научно-методической работы являлась подготовка и обсуждение докладов и сообщений. Результатами этой деятельности становились конкретные проекты профессионально-технических учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих: положения, учебные планы и программы, правила и инструкции. Передовые ученые и инженеры Русского технического общества — энтузиасты технического просвещения рабочих — стремились закрепить существование Комиссии как постоянного учреждения, придать официальный статус ее просветительской деятельности в рабочей среде.


Интересно, что Дельвиг создавал многие из училищ (технические железнодорожные) на средства, добровольно отчисленные частными железными дорогами. Одно из таких учебных заведений — Дельвиговское железнодорожное училище — было учреждено в 1870 году в Москве. Сам Андрей Иванович пожертвовал училищу один из своих домов и устроил при нем общежитие, обеспечив его капиталом. А в 1869 году РТО приступило к устройству школ и курсов для рабочих, которые являлись своеобразной педагогической лабораторией Комиссии. Первоначально частные учебные заведения, школы и курсы РТО возникали как частные учреждения. Уже после того, как Дельвиг оставил пост председателя РТО (к 1888 году), в таких школах обучалось более 2 тыс. детей и взрослых рабочих Петербурга. Программы и учебные планы, составленные в Постоянной комиссии по техническому образованию с привлечением многих видных педагогов и методистов того времени, включали такие предметы, как арифметика, геометрия, черчение, физика, химия, элементарная механика и технология. Школы РТО для рабочих столицы Петербурга были передовыми, образцовыми для своего времени учебными заведениями: они сыграли важную роль в формировании квалифицированных кадров столицы. Помимо создания школ для рабочих, Общество наладило постоянную практику поездок специалистов на заводы и чтения там популярных лекций.

Благодаря содействию «Русского технического общества» и «Общества для содействия русской промышленности и торговле», в мае-июне 1870 года в Петербурге был проведен первый «Всероссийский съезд фабрикантов, заводчиков и лиц, интересующихся отечественной промышленностью». Первый в России торгово-промышленный съезд преследовал своей целью наладить взаимодействие между промышленниками, занятыми в разных сферах производства. За время работы съезда состоялось 2 общих заседания, а 6 отделений съезда провели 17 заседаний. Специалисты РТО под председательством Дельвига обсуждали темы увеличения выпуска промышленной продукции, передовых методов европейской индустрии. Съезд был приурочен к Мануфактурной выставке, для проведения которой был переоборудован Литейный Соляной городок на Фонтанке. На выставке были представлены продукция и изделия металлургической, металлообрабатывающей, химической, текстильной промышленности, машиностроения и кустарных промыслов. Успех выставки был огромен — за три месяца ее посетили 322 тысячи человек.

В 1870 году — отчасти из-за служебной необходимости, отчасти по состоянию здоровья — Дельвиг был вынужден оставить пост председателя общества, но был избран в почетные его члены. Коллеги высоко оценили его вклад в развитие Общества. «Благодаря ему, — свидетельствовал П.А. Кочубей, — скромное предприятие некоторых лиц, бескорыстно преданных науке и технике, получило в России права гражданства и авторитет в глазах частных и правительственных лиц и учреждений». По словам профессора Е.Н. Андреева, Дельвиг «был не кабинетный, но практический инженер с весьма серьезной научной подготовкой и никогда не покидавший научной стороны дела; не был также это административный инженер, привыкший распоряжаться и писать предписания издали, — это был практический производитель работ и строитель, хорошо знающий, как разнообразны бывают затруднения на практике. Если к этому вы прибавите спокойный, веселый, радушный и привлекательный характер, ум, живой и много наблюдавший, избегавший крайностей, искреннюю любовь к делу и при этом многостороннюю образованность и любовь к просвещению, то получите, я думаю, верную характеристику барона...».
Автор: Илья Носырев
Первоисточник: http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/andrey-pervozvannyiy-20420.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. parusnik 27 декабря 2015 07:26
    Спасибо, интересный рассказ о замечательном человеке из рода Дельвигов..
  2. V.ic 27 декабря 2015 08:39
    Железные дороги в 19 веке были передним краем прогресса. Через четыре года после его смерти Российская Империя приступила к строительству Транссибирской железнодорожной магистрали.
  3. moskowit 28 декабря 2015 10:49
    Кроме всех своих трудов на славу Отечества, Андрей Иванович оставил воспоминания, "Полвека русской жизни. Мои воспоминания"...
  4. Андрей77 6 января 2016 21:26
    В Санкт-Петербургском Государственном Университете Путей Сообщения (бывший ЛИИЖТ), моя альма-матер, его портрет на видном месте. Но студенты, да и сам чего греха таить, не обращают внимание. Генерал какой-то...
  5. птс-м 8 января 2016 12:49
    Интересная статья.и где бы еще можно было прочитать такие сведения о людях радеющих за Россию.!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня