Military Review

Ten world achievements of Russian and Soviet medicine of the XIX – XX centuries

8
Domestic scientists have made a significant contribution to the development of world medicine. For this brief review, the authors have tried to select the ten most important discoveries and achievements that have become the heritage of all mankind.



Surgeon Nikolai Pirogov. Hood Ilya Repin. 1881 year

The success of the natural sciences in the XIX century gave a great impetus to the development of medicine. For the first time, healing began to rely on fundamental discoveries in the field of human nature, ceasing to be a system of empirical knowledge that was not systematically organized.

In the top ten outstanding discoveries and achievements, which will be discussed below, two rightly belong to the great surgeon and anatomist Nikolai Pirogov, who became famous at the same time as the creator of two scientific disciplines: topographic anatomy and military field surgery.
Such is the scale of this unique personality!

1

The emergence of topographic anatomy was the answer to the requests of practical surgeons. Unlike having a centuries-old history descriptive anatomy in topographic nerves and vessels are studied in the way they appear to be performed by the surgeon performing the operation.

Already in his first work “Surgical anatomy of arterial trunks and fascias” N.I. Pirogov first established the most important for the practice of the laws of the relationship of blood vessels, fascia and adjacent tissues.

The genius of the scientist's idea was to develop a method of cutting in various planes of a frozen corpse, thanks to which the organs, vessels and nerves retained their natural, undisturbed position. Soon this method became fundamental in studying the topography of the human body. And now the training of a doctor is simply unthinkable without studying the N.I. Pirogov topographic anatomy.

2

In 1855, Pirogov became the chief surgeon of besieged Sevastopol. It was here that he began for the first time in history to introduce a completely unknown previously method - sorting the wounded. Its essence was that, already at the dressing station, depending on the severity of the condition, the victims were divided into different groups.

Some were considered hopeless, and attempts to help them in the conditions of a shortage of doctors and time, without changing the inevitable death, led only to sharply increasing losses among those who could still be saved.

Indeed, in the process of waiting for help, their condition worsened, and while they were trying to save those who would not survive anyway, the medium-heavy ones died too. Thus, part of the wounded was recognized as hopeless, another - subject to immediate operation in the field, the rest, with a more stable state, were evacuated into the interior of the country for treatment in rear hospitals.

As a result of this sorting, the number of survivors increased, the outcomes improved. In the future, thanks to the activities of N.I. Pirogov formed a new scientific discipline - military field surgery. Now, in comparison with the XIX century, in it, as well as closely related disaster medicine, much has changed, but the sorting principles laid down by the great Russian surgeon have remained unchanged.

3

The great Russian physiologist and pathologist Ilya Mechnikov is considered the founder of the phagocytic theory of immunity. He proved the existence in the body of special cells that can absorb pathogens. The main provisions of the new theory I.I. Mechnikov formulated his work, Immunity in Infectious Diseases, published in 1901.


Ilya Mechnikov

The world scientific community appreciated the merits of the Russian researcher, awarding him the Nobel Prize in 1908. In a welcoming speech, it was said that I.I. Mechnikov "laid the foundation for modern research on ... immunology and had a profound influence on the whole course of its development."

Despite the fact that most of his active scientific life took place at the Pasteur Institute in Paris, in response to the official request of the Nobel Committee - whether the future winner is Russian or French - he proudly replied that "he has always been and continues to be Russian."

4

Somewhat earlier, I.I. Mechnikov, in the 1904 year, another great Russian scientist, Ivan Pavlov, was awarded the Nobel Prize in the field of medicine and physiology. And, although the official wording stated that the award was awarded “for work on the physiology of digestion,” the work done allowed I.P. Pavlov first formulated the principles of higher nervous activity - a set of unconditioned and conditioned reflexes, as well as higher mental functions that ensure adequate behavioral responses of animals and humans.


Ivan Pavlov

He devoted them to the study of the subsequent 35 years of his life. It is hardly possible to find another Russian scientist who has received such great fame abroad: the whole world knows “Pavlov's dogs”. English science fiction writer HG Wells argued that "this is the star that illuminates the world, shedding light on yet unknown ways."

5


Also at the beginning of the 20th century, in November 1905, a report by the physician Nikolai Korotkov, who was little known then to the general public, was presented at the Imperial Military Medical Academy, in which for the first time in world practice the essence of the auscultatory method of measuring blood pressure, which later became the “gold standard”, was presented. "In world medicine.


Nikolay Korotkov

And now, medical examination is inconceivable without listening to the "Korotkov tones" when measuring blood pressure. Despite the widespread use of various electronic blood pressure monitors, the auscultatory method of N.S. Korotkov, according to the recommendations of experts of the World Health Organization, continues to be a reference.

6

Russian doctors initiated a systematic study of acute coronary thrombosis. In 1904, St. Petersburg physician Vladimir Kernig described a picture of severe angina attacks caused by thrombosis of the coronary arteries.

In 1908, Vasiliy Obraztsov and Nikolai Strazhesko for the first time described in detail the clinical picture of acute myocardial infarction, highlighting anginal status, asthmatic status and pseudo-gastralgia. These ideas have not lost their relevance today.

Ten world achievements of Russian and Soviet medicine of the XIX – XX centuries

Vasily Obraztsov

It should be noted that the report of the Russian doctors initially did not arouse much interest of the medical community, since at that time the problem of a heart attack did not seem relevant. However, as the prevalence of this pathology increased, the number of references to this work began to grow, and V.P. Samples and N.D. Strazhesko by right began to be considered as founders of the modern clinical doctrine about a myocardial infarction.


Memorial Medal to the 100 anniversary of the birth of Academician Nikolai Strazhesko

7

Nikolai Anichkov, who formulated the theory of the pathogenesis of atherosclerosis, took over the cardiovascular pathology baton. For the first time in the world, he proved that the basis is the penetration of cholesterol and its derivatives into the vessel wall. For the first time, atherosclerosis appeared to be a systemic disease caused by various risk factors, often combined with each other. The discovery of the Russian scientist was brilliantly confirmed in practice during the MRFIT study conducted in the 60-s of the 20th century.


Nikolay Anichkov

We examined 3,5 million people and found that increasing the level of cholesterol in the blood does increase the mortality from cardiovascular diseases by several times. A little later, it was proved that lowering cholesterol levels in patients with atherosclerosis reduces the risk of death by almost a third. Let us again turn to foreign assessments and, as an illustration, we will quote the words of a major American biochemist Daniel Steinberg:
“If the true value of his findings were timely estimated, we would save more than 30 years of efforts to resolve the debate about cholesterol, and Anichkov himself could be awarded the Nobel Prize.”

8

The transplantation of various organs in modern man seems in many ways already a routine operation. However, we should not forget that the originator of transplantology was the genius of the Russian experimental scientist Vladimir Demikhov.

In the 1937 year, while still a third-year student, he designed and implanted an artificial heart into a dog. After surgery, the animal could live for two hours. In 1946, the second heart was successfully transplanted to the dog, somewhat later the heart-lung complex, which became a worldwide sensation.


Vladimir Demikhov

A few years later, for the first time, he replaced the dog’s own heart with a donor heart and proved the fundamental possibility of performing a similar operation in humans. And the sensation took place!

In 1967, the South African surgeon Christian Barnard was the first in the world to perform a human heart transplant. He considered himself a student of V.P. Demikhova and, before deciding on an operation, twice came to the teacher for advice.

9


The Russian ophthalmologist Svyatoslav Fyodorov is also known around the world.

In 1962, he, in collaboration with Valery Zakharov, created one of the best rigid artificial lenses in the world - the Fedorov-Zakharov lens.
In 1973 year S.N. For the first time Fedorov developed and carried out an operation to treat glaucoma in the early stages.


Svyatoslav Fedorov. Photo by Igor Zotin - TASS

Soon his method was applied around the world, and in 1994, at the International Congress of Ophthalmologists in Canada, he was officially recognized as "an outstanding ophthalmologist of the 20th century."

10


The creation of space medicine should be attributed to the collective achievement of domestic scientists. The first works in this area began as early as the walls of the RKKA Scientific Research Sanitary Institute under the leadership of Vladimir Streltsov.

Thanks to his efforts, he managed to create a life support system for the stratostats “USSR-1” and “Osoaviahim-1”. In 1949, at the initiative of the USSR Minister of Defense Alexander Vasilevsky and designer Sergei Korolyov, the Scientific Research Testing Institute aviation medicine, in which in 1951 began research work on the topic "Physiological and hygienic substantiation of flight capabilities in special conditions."

3 November 1957 launched the second artificial satellite of the Earth with a passenger on board - dog Laika. During the experiment, an electrocardiogram, blood pressure, respiration rate, and motor activity were recorded.
The obtained data confirmed the fundamental possibility of a long-term finding of a living organism in earth orbit and opened the way to human flight. The first cosmonaut in the world was Boris Egorov, who flew 12 on October 1964, on the Voskhod-1 spacecraft.


Boris Yegorov

Nowadays, space medicine focuses on the problems of ensuring security and optimal conditions for human existence during long space flights. We are waiting for new discoveries!
Author:
Originator:
http://историк.рф/special_posts/десять-мировых-достижений-русской-и-с/
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Koshak
    Koshak 27 December 2015 06: 39
    +5
    Lev Alexandrovich Zilber
    Researcher and discoverer of tick-borne encephalitis disease. One of the creators of the theory of the viral nature of cancer

    Nikolai Mikhailovich Amosov
    Surgeon, medical scientist, cybernetics, writer. The author of innovative techniques in cardiology and thoracic surgery.

    There are a lot of doctors on the site, they can supplement. good
  2. parusnik
    parusnik 27 December 2015 07: 45
    +3
    Agree with Koshak..list is much longer .. thanks ..
  3. starochkin77
    starochkin77 27 December 2015 09: 11
    +5
    Elizarov-device Elizarov, traumatology. hi
    Quote: parusnik
    Agree with Koshak..list is much longer .. thanks ..
  4. Koshak
    Koshak 27 December 2015 10: 06
    +5
    “Pharmaceutical Bulletin” December, 2009 No. 39
    Information about cases of polio disease has come down to us since the days of Ancient Egypt and Ancient Greece. In the XIX century. polio was found in the form of small outbreaks, but at the beginning of the XX century. the disease began to take on the character of epidemics. In the Scandinavian countries, in North America, tens of thousands of people fell ill. All attempts to create a vaccine were in vain. And only in 1958 did Soviet scientists A.A. Smorodintsev and M.P. Chumakov offered the world an effective and safe vaccine.

    Vladimir Mikhailovich Bekhterev (January 20 (February 1), 1857, Sarali (now Bekhterevo, Yelabuzhsky District) - December 24, 1927, Moscow) - an outstanding Russian psychiatrist, neuropathologist, physiologist, psychologist, founder of reflexology and pathopsychological direction in Russia, academician.

    In 1907 he founded the Psychoneurological Institute in St. Petersburg - the world's first scientific center for the comprehensive study of man and the scientific development of psychology, psychiatry, neurology and other "humanities" disciplines, organized as a research and higher educational institution, now bearing the name of V. M. Bekhterev .

    Ivan Ivanovich Sechenov (August 1 (13), 1829 - November 2 (15), 1905) - Russian physiologist and educator, publicist, rationalist thinker, creator of the physiological school, encyclopedist scientist, evolutionary biologist, psychologist, anthropologist, anatomist, histologist, pathologist, psychophysiologist, physicist-chemist, endocrinologist, ophthalmologist, hematologist, narcologist, hygienist, culturologist, instrument builder, military engineer.

    ... and thousands of inconspicuous heroes hi
  5. Reptiloid
    Reptiloid 27 December 2015 12: 03
    +2
    I liked the article, I didn’t know some names, but I thought about Bekhterev and Amosov while reading.
    RUSSIA is a huge and talented country, there are many people who have spoken their word in science.
    Quote: Koshak


    ... and thousands of inconspicuous heroes hi

    These heroes --- nannies, orderlies, laboratory assistants, sister

    and those who wash dishes, wash seriously ill patients, keep everything clean and tidy, they do the procedures. For a small salary. Also young doctors. The most surprising thing is that apart from their duties they still find time to talk with the sick "for life", to support them. this time they could do their own things, have a rest in the time freed from duties.
    I moved away from the topic, I apologize, I remembered from the personal.
  6. Reptiloid
    Reptiloid 27 December 2015 13: 01
    0
    After the article, I thought that yes, with Space Research, Medicine will reach a new level.
  7. Aleksander
    Aleksander 27 December 2015 15: 34
    +3
    Daniil Kirillovich Zabolotny (1866) Russian bacteriologist, scientist from the famous Plague Fort- tested the effectiveness of antidiphtheria serum on to yourself after experimental infection with diphtheria.
    The article is a wonderful, only comment, before the 1917 of the year in Russia there were no scientists, no science, no discoveries, and indeed no education! wink yes
  8. Warrior2015
    Warrior2015 28 December 2015 00: 24
    +2
    What are however people! Not people, but the head! just LIGHTED genuine science world! and how much REAL USE brought to everyone! I bow my head to these talents!

Десять мировых достижений русской и советской медицины XIX–XX веков

Отечественные учёные внесли немалый вклад в развитие мировой медицины. Для настоящего краткого обзора авторы постарались отобрать десять наиболее важных открытий и достижений, ставших достоянием всего человечества.

Десять мировых достижений русской и советской медицины XIX–XX веков

Хирург Николай Пирогов. Худ. Илья Репин. 1881 год

Успехи естественных наук в XIX веке придали большой импульс развитию медицины. Впервые врачевание начало опираться на фундаментальные открытия в области природы человека, перестав быть малосистематизированным набором эмпирических знаний.


В десятке выдающихся открытий и достижений, о которых ниже пойдёт речь, два по праву принадлежат великому хирургу и анатому Николаю Пирогову, который прославился одновременно как создатель двух научных дисциплин: топографической анатомии и военно-полевой хирургии.
Таков масштаб этой уникальной личности!

1

Появление топографической анатомии стало ответом на запросы практических хирургов. В отличие от имеющей многовековую историю описательной анатомии в топографической нервы и сосуды изучаются таким образом, как они представляются выполняющему операцию хирургу.

Уже в своём первом труде «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» Н.И. Пирогов впервые установил важнейшие для практики законы взаимоотношения кровеносных сосудов, фасций и прилежащих тканей.

Гениальность идеи учёного состояла в разработке методики распила в различных плоскостях замороженного трупа, благодаря чему органы, сосуды и нервы сохраняли своё естественное, ненарушенное положение. Вскоре этот метод стал основным в изучении топографии человеческого тела. А в настоящее время подготовка врача просто немыслима без изучения сформировавшейся благодаря стараниям Н.И. Пирогова топографической анатомии.

2

В 1855 году Пирогов стал главным хирургом осаждённого Севастополя. Именно здесь он начал впервые в истории внедрять совершенно неизвестный ранее метод — сортировку раненых. Суть его заключалась в том, что уже на перевязочном пункте производилось, в зависимости от тяжести состояния, разделение пострадавших на различные группы.

Одни признавались безнадёжными, и попытки оказать им помощь в условиях дефицита медиков и времени, не изменяя неминуемого летального исхода, приводили только к резко возрастающим потерям среди тех, кого ещё можно было бы спасти.

Ведь в процессе ожидания помощи их состояние ухудшалось, и, пока пытались спасать тех, кто всё равно не выживет, среднетяжёлые погибали тоже. Таким образом, часть раненых признавалась безнадёжными, другая — подлежащими немедленной операции в полевых условиях, остальные, с более стабильным состоянием, эвакуировались в глубь страны для лечения в тыловых госпиталях.

В результате этой сортировки количество выживших повышалось, исходы улучшались. В дальнейшем благодаря деятельности Н.И. Пирогова сформировалась новая научная дисциплина — военно-полевая хирургия. Сейчас в сравнении с XIX веком в ней, а также тесно примыкающей медицине катастроф многое стало другим, но неизменными остались заложенные великим русским хирургом принципы сортировки.

3

Великий русский физиолог и патолог Илья Мечников считается основателем фагоцитарной теории иммунитета. Он доказал существование в организме особых клеток, способных поглощать патогенные микроорганизмы. Основные положения новой теории И.И. Мечников сформулировал в своей опубликованной в 1901 году работе «Невосприимчивость в инфекционных болезнях».

Десять мировых достижений русской и советской медицины XIX–XX веков

Илья Мечников

Мировое научное сообщество по достоинству оценило заслуги русского исследователя, присудив ему в 1908 году Нобелевскую премию. В приветственной речи говорилось, что И.И. Мечников «положил начало современным исследованиям по… иммунологии и оказал глубокое влияние на весь ход ее развития».

Несмотря на то что большая часть его активной научной жизни проходила в стенах Пастеровского института в Париже, в ответ на официальный запрос Нобелевского комитета — является ли будущий лауреат русскими или французом — он с гордостью ответил, что «всегда был и продолжает быть русским».

4

Несколько раньше И.И. Мечникова, в 1904 году, Нобелевской премии в области медицины и физиологии удостоился другой великий русский учёный — Иван Павлов. И, хотя официальная формулировка гласила, что награда присуждена «за работу по физиологии пищеварения», проделанная работа позволила И.П. Павлову впервые сформулировать принципы высшей нервной деятельности — совокупности безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, обеспечивающих адекватные поведенческие реакции животных и человека.

Десять мировых достижений русской и советской медицины XIX–XX веков

Иван Павлов

Их изучению он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Вряд ли можно найти другого русского учёного, получившего столь большую известность за рубежом: весь мир знает «павловских собачек». Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс утверждал, что «это звезда, которая освещает мир, проливая свет на еще не изведанные пути».

5


Также в начале XX века, в ноябре 1905 года, в стенах Императорской военно-медицинской академии прозвучал доклад мало известного тогда широкой медицинской публике врача Николая Короткова, в котором впервые в мировой практике излагалась сущность аускультативного метода измерения артериального давления, ставшего в дальнейшем «золотым стандартом» в мировой медицине.

Десять мировых достижений русской и советской медицины XIX–XX веков

Николай Коротков

И в настоящее время врачебный осмотр немыслим без выслушивания «тонов Короткова» при измерении артериального давления. Несмотря на широкое распространение различных электронных тонометров, аускультативный метод Н.С. Короткова, согласно рекомендациям экспертов Всемирной организации здравоохранения, продолжает оставаться эталонным.

6

Российские врачи положили начало и системному изучению острого коронарного тромбоза. В 1904 году петербургский терапевт Владимир Керниг описал картину тяжёлых приступов стенокардии, обусловленных тромбозом коронарных артерий.

В 1908 году Василий Образцов и Николай Стражеско впервые детально описали клиническую картину острого инфаркта миокарда, выделив ангинозный статус, астматический статус и псевдогастралгию. Эти представления и сегодня не потеряли своей актуальности.

Десять мировых достижений русской и советской медицины XIX–XX веков

Василий Образцов

Следует отметить, что доклад русских врачей первоначально не вызвал большого интереса медицинского сообщества, так как в то время проблема инфаркта не представлялась актуальной. Однако по мере увеличения распространённости данной патологии начало расти и число ссылок на эту работу, а В.П. Образцов и Н.Д. Стражеско по праву стали рассматриваться как основоположники современного клинического учения об инфаркте миокарда.

Десять мировых достижений русской и советской медицины XIX–XX веков

Памятная медаль к 100-летию со дня рождения академика Николая Стражеско

7

Эстафету исследования сердечно-сосудистой патологии принял Николай Аничков, сформулировавший теорию патогенеза атеросклероза. Он впервые в мире доказал, что в основе лежит проникновение холестерина и его производных в стенку сосуда. Впервые атеросклероз предстал системным заболеванием, обусловленным различными, нередко сочетающимися между собой факторами риска. Открытие русского учёного блестяще подтвердилось на практике в ходе проведённого в 60-х годах XX века исследования MRFIT.

Десять мировых достижений русской и советской медицины XIX–XX веков

Николай Аничков

Обследовали 3,5 млн человек и установили, что повышение уровня холестерина в крови действительно в несколько раз увеличивает смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Немного позже доказали, что снижение уровня холестерина у больных атеросклерозом уменьшает риск смерти почти на треть. Вновь обратимся к зарубежным оценкам и в качестве иллюстрации приведём слова крупного американского биохимика Дениэла Стейнберга:
«Если бы истинное значение его находок было своевременно оценено, мы сэкономили бы более 30 лет усилий по улаживанию полемики о холестерине, а сам Аничков мог бы быть удостоен Нобелевской премии».

8

Современному человеку пересадка различных органов представляется во многом уже рутинной операцией. Однако нам не следует забывать, что у истоков трансплантологии стоял гений русского учёного-экспериментатора Владимира Демихова.

В 1937 году, ещё будучи студентом третьего курса, он сконструировал и вживил собаке искусственное сердце. После операции животное смогло прожить два часа. В 1946 году успешно пересадил собаке второе сердце, несколько позднее уже комплекс «сердце-лёгкие», что стало мировой сенсацией.

Десять мировых достижений русской и советской медицины XIX–XX веков

Владимир Демихов

Ещё через несколько лет он впервые заменил собаке собственное сердце на донорское и доказал принципиальную возможность проведения аналогичной операции у человека. И сенсация состоялась!

В 1967 году южноафриканский хирург Кристиан Барнард первым в мире осуществил пересадку сердца человеку. Он считал себя учеником В.П. Демихова и, прежде чем решиться на операцию, дважды приезжал к учителю за консультациями.

9


Также всему миру известен российский офтальмолог Святослав Фёдоров.

В 1962 году он в соавторстве с Валерием Захаровым создал один из лучших жёстких искусственных хрусталиков в мире — линзу Фёдорова-Захарова.
В 1973 году С.Н. Фёдоров впервые разработал и осуществил операцию по лечению глаукомы на ранних стадиях.

Десять мировых достижений русской и советской медицины XIX–XX веков

Святослав Фёдоров. Фото Игоря Зотина — ТАСС

Вскоре его метод стал применяться во всём мире, а в 1994 году на Международном конгрессе офтальмологов в Канаде его официально признали «выдающимся офтальмологом XX века».

10


Создание космической медицины следует относить к коллективному достижению отечественных учёных. Первые работы в этой области начались ещё в стенах научно-исследовательского санитарного института РККА под руководством Владимира Стрельцова.

Благодаря его стараниям удалось создать систему жизнеобеспечения для стратостатов «СССР-1» и «Осоавиахим-1». В 1949 году по инициативе министра обороны СССР Александра Василевского и конструктора Сергея Королёва появился Научно-исследовательский испытательный институт авиационной медицины, в котором в 1951 году началась исследовательская работа по теме «Физиолого-гигиеническое обоснование возможностей полета в особых условиях».

3 ноября 1957 года запустили второй искусственный спутник Земли с пассажиром на борту — собакой Лайкой. В ходе эксперимента производилась регистрация электрокардиограммы, артериального давления, частоты дыхания и двигательной активности.
Полученные данные подтвердили принципиальную возможность длительного нахождения живого организма на околоземной орбите и открыли путь к полёту человека. Первым в мире врачом-космонавтом стал Борис Егоров, совершивший 12 октября 1964 года полёт на космическом корабле «Восход-1».

Десять мировых достижений русской и советской медицины XIX–XX веков

Борис Егоров

В наше время в фокусе внимания космической медицины находятся проблемы обеспечения безопасности и оптимальных условий существования человека во время длительных космических полётов. Нас ждут новые открытия!
Автор: Андрей ЧАПЛЫГИН, Ирина МЕТЕЛЕВА
Первоисточник: http://историк.рф/special_posts/десять-мировых-достижений-русской-и-с/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. кошак 27 декабря 2015 06:39
    Лев Александрович Зильбер
    Исследователь и открыватель заболевания клещевой энцефалит. Один из создателей теории вирусной природы рака

    Николай Михайлович Амосов
    Хирург, учёный-медик, кибернетик, литератор. Автор новаторских методик в кардиологии и торакальной хирургии.

    На сайте немало врачей, они могут дополнить. good
  2. parusnik 27 декабря 2015 07:45
    Согласен, с кошак..список гораздо длиннее..Спасибо..
  3. starochkin77 27 декабря 2015 09:11
    Елизаров-апарат Елизарова,травматогия. hi
    Цитата: parusnik
    Согласен, с кошак..список гораздо длиннее..Спасибо..
  4. кошак 27 декабря 2015 10:06
    «Фармацевтический вестник» Декабрь, 2009 №39
    Сведения о случаях заболевания полиомиелитом дошли до нас еще со времен Древнего Египта и Древней Греции. В XIX в. полиомиелит встречался в виде небольших вспышек, но уже в начале XX в. болезнь стала принимать характер эпидемий. В Скандинавских странах, в Северной Америке заболевали десятки тысяч человек. Все попытки создания вакцины оказывались тщетными. И только в 1958 г. советские ученые А.А. Смородинцев и М.П. Чумаков предложили миру эффективную и безопасную вакцину.

    Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января (1 февраля) 1857, Сарали (ныне Бехтерево, Елабужский район) — 24 декабря 1927, Москва) — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

    В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.

    Ива́н Миха́йлович Се́ченов (1 (13) августа 1829 — 2 (15) ноября 1905) — русский физиолог и просветитель, публицист, мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы, учёный-энциклопедист, биолог-эволюционист, психолог, антрополог, анатом, гистолог, патолог, психофизиолог, физико-химик, эндокринолог, офтальмолог, гематолог, нарколог, гигиенист, культуролог, приборостроитель, военный инженер.

    ...и тысячи незаметных героев hi
  5. Reptiloid 27 декабря 2015 12:03
    Статья понравилась,некоторых имён не знал, но подумал про Бехтерева и Амосова пока читал.
    РОССИЯ страна огромная и талантливых, людей,сказавших своё слово в науке--- много.
    Цитата: кошак


    ...и тысячи незаметных героев hi

    Эти герои---нянечки,санитары,лаборанты,сестричк

    и,которые моют посуду,моют тяжело больных,содержат всё в чистоте и порядке,процедуры делают.За небольшую зарплату.Также молодые врачи.Самое удивительное,что кроме обязанностей ещё время находят поговорить с больными "за жизнь",поддержать.А ведь в это время они могли свои дела личные делать,отдыхать в освободившееся от обязанностей время.
    Отошёл от темы,извиняюсь,вспомнилось из личного.
  6. Reptiloid 27 декабря 2015 13:01
    После статьи подумал,что да,с Космическими исследованиями Медицина выйдет на новый уровень.
  7. Aleksander 27 декабря 2015 15:34
    Дании́л Кири́ллович Заболо́тный (1866г) российский бактериолог, ученый из знаменитого Чумного форта-провел испытание эффективности противодифтерийной сыворотки на самом себе после экспериментального заражения дифтерией.
    Статья-замечательнейшая, единственное замечание-до 1917 года в России ни ученых, ни науки, ни открытий, да и вообще образования-не было! wink yes
  8. Ратник2015 28 декабря 2015 00:24
    Какие однако люди ! Не люди, а ГЛЫБЫ ! просто СВЕТИЛА подлинные научного мира ! и сколько РЕАЛЬНОЙ ПОЛЬЗЫ принесли всем ! Склоняю голову перед этими талантами !

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня