Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Последнее па Tango November

Последнее па Tango November


«18 июля 1981 года самолет неустановленной принадлежности со стороны Ирана вошел в воздушное пространство Советского Союза в районе города Еревана.

На все запросы советских наземных средств контроля за полетами самолетов и попытки оказания ему помощи экипаж самолета не отвечал, продолжал полет над советской территорией, совершая при этом опасные маневрирования.


Через некоторое время этот самолет столкнулся с советским самолетом, разрушился и сгорел». (Сообщение ТАСС от 23 июля 1981 года).

Сегодня уже многие знают, что за строкой официальной информации подразумевался второй в мире таран на реактивном самолете, который был совершен советским пилотом капитаном Валентином Алексеевичем Куляпиным, заместителем командира передовой эскадрильи по политической части 166-го гвардейского истребительного авиаполка 34-й Воздушной армии. И надо было видеть, как гордились мы, воины соседнего гарнизона, что служим рядом с таким асом. Гордились и недоумевали, почему в отличие от автора первого тарана – погибшего в 1973 году капитана Геннадия Елисеева – он так и не был награжден Золотой Звездой по представлению Военного совета Закавказского военного округа от 31 июля 1981 года. Публикация через месяц Указа Президиума Верховного Совета СССР о его награждении орденом Красного Знамени только усилила пересуды на сей счет.

О последнем обстоятельстве вспомнилось в 1991 году, когда в ряд высоких инстанций обратилась группа слушателей Военно-политической академии им. Ленина.

Они требовали восстановить справедливость и присвоить за события десятилетней давности звание Героя теперь уже Российской Федерации своему наставнику – начальнику курса педагогического факультета полковнику Валентину Куляпину. Как раз в те годы, если помните, с легкой руки Михаила Горбачева, а потом и Бориса Ельцина в целях возрождения патриотических начал в воспитании молодежи раскручивалась кампания присвоения этого звания по прошествии многих лет даже участникам Великой Отечественной войны, воинам-афганцам.

Так я во второй раз встретился с кумиром своей офицерской юности, решив посодействовать его подчиненным. Правда, насторожило признание активистов в том, что инициатива хождения по кабинетам исходит от самого кандидата в герои. Но, с другой стороны, ведь никто не лишал бывшего пилота права требовать должной оценки своего ратного труда, согласитесь.

О том, почему Валентин не поднял этот вопрос по горячим следам, как-то не задумывался поначалу. Как выяснилось вскоре, напрасно. Ведь помнил же железное правило фронтовых корреспондентов: расследовать, прежде чем делать окончательные выводы, даже подвиг!

Председатель и члены государственной комиссии, которым было поручено разобраться в причинах того чрезвычайного происшествия, до сих пор считают, что долгие годы и сам Куляпин, и другие участники тех событий молчали не случайно.

Спешно собранные в то памятное воскресенье на военном аэродроме Чкаловский генералы ВВС и капитан особого отдела КГБ изначально были предупреждены о том, что речь идет в данном случае о довольно щекотливой ситуации, когда ради спасения престижа государства, возможно, потребуется поступиться истиной. Потому-то все последующие дни после перелета флагманским бортом к месту катастрофы были заняты у них подготовкой не только секретного отчета в Политбюро ЦК КПСС, но и приемлемых вариантов сообщения ТАСС.

Не привыкшие к словоблудию профессионалы, прошедшие в отличие от некоторых нынешних руководителей все ступени карьерного роста по специальности и имевшие моральное право высказывать личное мнение относительно летного происшествия, так и не сумели своими проектами пресс-релиза удовлетворить политическую элиту. Лишь на пятый день после неоднократных запросов аргентинской и турецкой сторон о пропавшем на территории СССР самолете человечество узнало о рождении нового «героя», прервавшего полет южноамериканских стервятников.

Уже первые результаты журналистского расследования показали, сколь веские причины заставили руководство страны наложить табу на всякие разговоры вокруг гибели экипажа авиалайнера с позывным «ТN», который сентиментальные диспетчеры, дабы избежать фонетических ошибок в эфире, расшифровывали не иначе как Tango November (Танго ноября).

На мои первые запросы в отдел административных органов ЦК КПСС, Генеральный штаб и архив Министерства обороны СССР почему-то ответил почти 10 лет спустя заместитель главнокомандующего ВВС страны по боевой подготовке генерал-полковник авиации Борсук. Анатолий Федорович категорично отверг необходимость будоражить общественное мнение и анализировать действия авиаторов «в интересах боевой подготовки летного состава истребительных полков». Позже при личной встрече Борсук объяснит обтекаемость фраз тем, что в 1981 году он еще летал заместителем командующего минской воздушной армией, а потому не знал всех обстоятельств дела, посетует на издержки распада Советского Союза, но в конце концов признает нонсенс и обложит матом и пилота, и расчеты командных пунктов. Но это будет три года спустя. Тогда же, в начале 90-х, автору пришлось искать единомышленников среди независимых экспертов в лице зарубежных коллег и военных атташе заинтересованных государств, бывших военачальников, расследовавших катастрофу в небе Армении. И расчет на простое человеческое участие оправдал себя полностью.

КТО ЗАКАЗЫВАЛ МУЗЫКУ


Чтобы сполна оценить серьезность исследуемого вопроса, надо, видимо, вспомнить некоторые аспекты международной жизни начала 80-х. Тогда эмбарго США на поставки оружия режиму аятоллы Хомейни заставило последнего через третьи страны заключить ряд закулисных сделок, дабы восполнить дефицит вооружения. Иногда посредниками выступали даже физические лица.

Репортерам из лондонской «Санди Таймс» хватило двух дней, чтобы выйти на Стюарта Мак-Кафферти. 38-летний шотландец был нанят для доставки оружия американского производства из Тель-Авива в Тегеран, не зная, что тем самым уже обречен стать одной из жертв аферы сильных мира сего. Да, именно он разделил скорбную участь экипажа в небе Закавказья. Его связи вывели вскоре на его партнера-земляка, пожелавшего остаться неизвестным для читателей. Уже зная о скорбной участи Стюарта, он тем не менее полностью оправдал данную ему в определенных кругах кличку Ковбой, отвечая в двадцатых числах памятного июля на вопросы корреспондента: «Мы полностью осознавали риск, на который шли. И я жду своих людей из Тель-Авива, чтобы решить, как мы будем действовать дальше, ибо менять своих планов не намерен никто».

Вопреки очевидному, МИД Израиля отверг тогда причастность к делам своего официально заклятого врага – Ирана. Тот, в свою очередь, тоже открестился от всего, объясняя поднятую шумиху как попытку дискредитировать «великую революцию». Тем не менее сведения, полученные через военный атташат одной из причастных к случившемуся инциденту стран, подтверждают, что да, действительно, указанная сделка имела место и предполагала переброску оружия на 15 млн фунтов стерлингов посредством 12 полетов именно из Тель-Авива в Тегеран с промежуточной посадкой в Ларнаке (Кипр). И три партии груза, открыто поименованные как запчасти к танкам, были на момент трагедии в небе Армении доставлены по назначению.

Шла ли речь о комплектующих деталях и агрегатах к танкам советского производства – этот вопрос автора в Главное разведывательное управление Генштаба ВС СССР завис в воздухе и позволил поначалу выдвинуть версию о причастности Куляпина к неумышленному срыву выгоднейшего для СССР контракта. Однако бывший сослуживец, который в период службы в Афганистане выезжал в Иран для вызволения экипажа Ан-26, совершившего вынужденную посадку на иранском аэродроме «Заболь» вместо афганского «Зарандж», убедил меня в том, что далее исследовать этот вопрос нерационально. Он воочию убедился, что доля не только советской бронетехники, но и стрелкового вооружения в арсенале иранской армии до обидного мала. О том же свидетельствовали и наши офицеры, утрясавшие конфликт, связанный с ошибочным ракетно-бомбовым ударом, который нанесли наши вертолеты с территории ДРА по иракской погранзаставе.

В поисках подходящего средства доставки в конце июня 1981 года Мак-Кафферти оказался в Буэнос-Айресе на аэродроме Эсейса, в офисе небольшой фирмы по прокату самолетов Transporte Aereo Rioplatense, которая была известна далеко за пределами Аргентины как «не задающая много вопросов». Он зафрахтовал здесь видавший виды самолет CL-44 (аналог нашего Ил-18), якобы для перевозки фармацевтических товаров. Расплачивался клиент, как вспомнил администратор фирмы, наличными, чем сразу расположил к себе экипаж.

Интересно, что командира воздушного судна – бывшего морского летчика в звании капитана 1 ранга Эктора Кордеро Хаурегиберри – лично знал комодоро (генерал) Армандо Элиос Буира, до недавней поры военно-воздушный и военно-морской атташе посольства Аргентины в России. По роковому стечению обстоятельств именно он нес службу оперативным дежурным в штабе ВВС Аргентины в ночь с 18 на 19 июля 1981 года. Когда пришло известие о гибели друга, после увольнения в запас ставшего в короткий срок состоятельным владельцем обширного ранчо и летавшего исключительно ради острых ощущений, будущий дипломат долго не мог прийти в себя. Узнав о версии Куляпина, господин Буира был категоричен: нет, не могли его соотечественники проигнорировать требование летчика-перехватчика о посадке. И армейская привычка Эктора строго следовать приказам тому гарантом, и его национальная педантичность...

Однако не будем забегать вперед. Увы, предыстория воздушного тарана в Закавказье хотя и небезынтересна, но тогда никак не пролила свет на причины, предопределившие трагедию. Ясно стало лишь одно: советской стороной был сбит транспортный самолет, далеко не случайно оказавшийся в воздушном пространстве СССР. Почему «не случайно»? Да потому, что авиадиспетчеры в Анкаре, когда уже примелькавшийся им борт с позывным «TN» возвращался в очередной раз из Тегерана и пролетал над северной Турцией, вдруг с изумлением увидели, как контролируемая ими на экране радара отметка резко изменила курс и в режиме полного радиомолчания пошла к границе Советского Союза.

Такой маневр не объяснишь ошибкой в пилотировании или штурманских расчетах. Подобным образом опытные летчики идут на вынужденную посадку к ближайшему аэродрому. Не иначе. И тут, я думаю, пришла пора послушать самого Куляпина, благо он во здравии, живет в столице и пусть не часто, но бывает в Центральном музее Вооруженных сил, где один из стендов занимает его портрет с Указом Президиума Верховного Совета СССР о награждении.

Вот его рассказ, адресованный слушателям военной академии по прошествии 10 лет после случившегося, то есть более 20 лет назад. Следует заметить, что приведенный ниже монолог во многом дублирует первичный отчет пилота в адрес госкомиссии, расследовавшей обстоятельства инцидента.

«Истребитель Су-15ТМ мне жаль до сих пор!..»

– 18 июля 1981 года я нес боевое дежурство в составе пары усиления. Вылет по тревоге командира звена и его ведомого поначалу воспринял как учебную вводную. Однако вскоре по переговорам в эфире понял, что в воздухе мои сослуживцы ведут перехват реальной цели. Поэтому, когда подошел мой черед, очень волновался.

Поначалу, после взлета с аэродрома под грузинским селением Марнеули, был уверен, что меня в любом случае подстрахуют другие истребители или расчеты зенитно-ракетных комплексов. Но с набором высоты понял: близость государственной границы и явная нерешительность офицеров боевого управления не дают мне права на ошибку.

Повод для волнений был серьезный. Первая пара истребителей, на форсаже исчерпав лимит времени полета по топливу, сорвала выполнение задания и возвращалась обратно ни с чем. Вот почему сразу после старта я вопреки правилам решил без команды включить радиоэлектронный прицел и вывести двигатели на экономичный режим. Моя предусмотрительность, как выяснилось вскоре, была не напрасной.

Последнее па Tango November

Авиалайнер CL-44 аргентинской компании Transporte Aereo Rioplatense. Фото Эдуарда Мармета

Транспортный самолет я обнаружил визуально в самый последний момент, когда он едва не оказался внизу и сзади. На скорости, близкой к скорости сваливания (минимально допустимой для моей машины), я занял позицию в задней полусфере нарушителя. И вновь вынужден был нарушить инструкции, выполняя приказ земли о принуждении к посадке. Так, на свой страх и риск я проигнорировал рекомендации командного пункта о подаче эволюциями крыльев обязательных в таких случаях сигналов о возможных опасных последствиях их противоправных действий и неподчинения в воздушном пространстве Советского Союза. Ведь для этого следовало занять эшелон впереди противника и самому стать доступной мишенью.

Обидно, но в горячке боя я не сумел определить по требованию КП государственную принадлежность самолета-нарушителя, хотя символика на хвостовом оперении была яркой и четкой.

Впрочем, даже на размышления времени не оставалось. Мои доклады о попытке нарушителя прорваться к границе вынудили КП решиться на приказ об уничтожении цели. Только тараном я мог выполнить поставленную боевую задачу, так как времени на увеличение дистанции до расстояния безопасного пуска ракет дальнего боя Р-98М (класса «воздух–воздух») не оставалось. Вот когда пригодились расчеты, теоретические занятия по разбору первого воздушного тарана на реактивном самолете, завершившегося, напомню, гибелью исполнителя.

Первый удар – фюзеляжем по крылу – сорвался. Зато вторично я шел на сближение уверенно. Удар своим фюзеляжем по стабилизатору нарушителя снизу не мог не прервать преступный полет. В тот же миг, как и замышлял, я катапультировался. Теперь жалею: истребителя, наверное, можно было спасти.

Да, вот еще что. При раскрытии парашюта из-за динамического удара потерял левый ботинок – забыл зашнуровать перед взлетом. Так и приземлился – босым на одну ногу! Только погасил шелковый купол, автоматически глянул на часы: 15.20, время московское.

ПАТРИОТ АРМЕНИИ


Куляпин еще не разложил вещи в палате окружного госпиталя, куда был доставлен для обязательного в таких случаях углубленного медицинского освидетельствования, когда к нему за разъяснением некоторых обстоятельств полета обратились следователи военной прокуратуры и оперуполномоченные особого отдела КГБ СССР. По предварительным выводам контрразведчиков выходило, что не на госпитальной койке, а на нарах самое время отбывать срок Валентину. И вот почему.

Оперативным дежурным тбилисского КП, контролировавшего воздушное пространство всего Закавказья в течение суток, когда разворачивались описываемые здесь события, был подполковник Багдасарян.

– Стоило только мне убедиться, что цель держит курс на родной Ереван, где живет моя мама, как всякие сомнения были отброшены, – скажет седовласый офицер корреспонденту при встрече.

Но это будет много позже, когда уголовное дело в отношении него будет прекращено в угоду престижа Отечества. В первые же минуты после тарана он вел себя иначе. Испугавшись ответственности за свой приказ на уничтожение самолета-нарушителя, Багдасарян малодушно стер на командном пункте магнитофонную запись своих переговоров с летчиком. Более того, сумел упросить Куляпина подтвердить свои показания. По всему выходило теперь, что Куляпин самовольно «завалил» цель, не сумев грамотно применить вверенное вооружение и потеряв его носитель – современнейший авиационный комплекс.

К счастью для последнего, радиообмен зафиксировали тогда и средства объективного контроля на пункте наведения ПВО страны «Нахичевань», и это спасло пилота от военного трибунала. Магнитофон беспристрастно зафиксировал приказ Багдасаряна пункту наведения на уничтожение цели. Его истошные крики с требованиями отсекать нарушителя от границы накладывались на радиообмен офицера боевого управления с пилотом, мешали сосредоточиться. Подобное «двоевластие» при организации перехвата уже само по себе недопустимо в системе ПВО, но если бы только в этом заключались наши промахи!..

Очевидные ошибки в организации ПВО были отмечены не в одном отчете проверяющих. Жаль только, что констатацией фактов ограничились даже те, кто делал выводы по роковым результатам взаимодействия специалистов наземных служб и летчика и в этот раз. Реформирование системы ПВО страны, осуществляемое в те годы, оказалось столь бездарным, что даже дилетантам становилась понятной необходимость воссоздания былых структур.

Раз за разом ляпы международного масштаба били по престижу государства. Как выяснилось, и автора первого тарана в небе Закавказья Геннадия Елисеева в 1979 году начальник командного пункта принудил к тарану легкомоторного спортивного самолетика тоже ошибочно. После доклада пилота о промахе ракетой он растерялся и упустил из виду, что на борту перехватчика имеется... скорострельная авиационная пушка калибра 23 мм! А за миг до столкновения ведущий пары Елисеев ко всему едва не был сбит ракетами своего ведомого, решившего исправить промах командира.

Члены государственной комиссии по Куляпину не могли с годами не прийти к выводу о том, что, может, разберись тогда должностные лица по совести, не выдай свои устремления к личному покою за заботу о мнимой чести флага, и не было бы этой истории с аргентинским экипажем. И пассажиры южнокорейского «Боинга» остались бы живы, и чудо-юдо Руст не приземлился на Красной площади...

Если б снова начать...

Надо отдать должное специалистам госкомиссии, которую возглавили первый заместитель начальника главного штаба ВВС генерал-лейтенант авиации Абрамов и главный штурман ВВС генерал-майор авиации Шабунин, известные среди коллег не только высоким профессионализмом, но и гражданским мужеством. Имея распоряжение докладывать о результатах расследования непосредственно в ЦК КПСС, минуя Минобороны, они впервые получили право не только защищать ведомственные интересы, но и дать правдивый ответ на вопрос: можно ли было избежать крайней меры в пресечении полета нарушителя?

Действительно, получалось несерьезно: в космический век, при наличии самых совершенных видов вооружения и боевой техники, имея высококвалифицированные кадры, лишь мы раз за разом тешим мир таранами, даже не пытаясь найти эффективные меры, которые вынудили бы залетных гостей подчиниться и приземлиться по воле хозяев на своей территории.

Первые же расчеты показали, что при рациональном распределении имеющихся в Закавказском военном округе сил и средств ПВО рисковать ни жизнью летчика, ни дорогостоящим авиационным комплексом не пришлось бы даже в более сложной ситуации.

Судите сами. Что бы ни говорил Куляпин, запас полетного времени его истребителя по топливу составлял почти два часа и никак не требовал ни спешки, ни экономных режимов. С момента обнаружения до совершения тарана Куляпин сопровождал цель около 13 минут, находясь при этом в зоне действенных пусков ЗРК. Более того, в решающий момент на рубеж атаки вышли истребители с аэродрома гарнизона Кюрдамир (Азербайджан), ведомые командиром звена Асфаром Чухо. Лишь в интересах безопасности им был дан «отбой», хотя сделай Валентин, к примеру, энергичный переворот, он мог в считаные секунды освободить зону для боевого применения сил наращивания.

Следующее открытие просто ошеломило и столичный генералитет, и местное начальство. Оказалось, еще по пути в Тегеран, вечером 17 июля, огибая с севера фланг ирано-иракского фронта и вершину горы Большой Арарат, аргентинский CL-44 уже нарушал границу СССР в результате вольного самолетовождения. Однако замкомандующего ВВС Закавказского военного округа полковник Гречко, ответственный от руководства Воздушной армии с 17 на 18 июля, не только не принял никаких мер, но и рекомендовал оперативному дежурному вообще не фиксировать вторжение. И тогда становится понятным поведение Ашота Багдасаряна, вспылившего по причине нерешительности старшего начальника, когда вторично за его дежурство столь бесцеремонно чужой самолет вошел не просто в зону его ответственности, а в небо родной для него Армении. Гречко, находившийся на момент отдачи приказа на уничтожение цели на КП, попросту струсил и спешно покинул помещение со словами: «Меня здесь не было, я ничего не знаю».

Итак, Багдасарян поднимает дежурную пару истребителей. Куляпин был не совсем, мягко говоря, точен, повествуя о якобы холостых вылетах сослуживцев. Они сумели грамотно вытеснить нарушителя из воздушного пространства СССР. Тот же поступает вопреки всякой логике: строит над границей идеальный маневр для захода на посадку (так называемую коробочку) и вновь берет курс на ереванский аэродром.

Как в данном случае воспринимать лживые доклады Куляпина о стремлении аргентинского экипажа сбежать за границу, если они опровергаются и данными объективного контроля ПВО, и авиадиспетчерами сопредельных государств, и местными жителями, наблюдавшими бой с земли, и, наконец, здравым смыслом? Вопрос далеко не праздный, если учесть, что именно на основе этих докладов аса-политрука оперативный дежурный принимал решение на уничтожение цели.

Я очень хотел бы занять сторону Куляпина, если бы не одно «но». Это сегодня о своих нарушениях летных законов и правил он говорит с бравадой. А ведь на боевом дежурстве любое из них, включая непредупреждение нарушителя о возможном применении к нему крайних мер, является воинским преступлением, не иначе. И потом, будь нарушитель действительно боевым самолетом, столь явное пренебрежение нормами международного права и инструкциями привело бы в реальном бою к поражению.

В июле же 1981 года Валентин неделю опротестовывал показания черного ящика, объективно фиксирующего не то что маневры, но даже дрожание руки пилота. А сознался в сознательном нарушении летных законов и дезинформации КП с целью обрести право на таран лишь тогда, когда Владимир Абрамов пообещал снисхождение. Шабунин тут же, положив по-отечески руку на плечо Куляпина, напрямую спросил: героем, мол, хотел стать? «Ага», – только и кивнул в ответ Валентин и горько заплакал. Те слезы тоже отражены в отчете госкомиссии.

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ НЕБА


Правда оказалась такой, что заставила наших вождей, дабы сохранить имидж на международной арене, спешно слагать миф о подвиге горе-замполита. Попутно были даны недвусмысленные рекомендации безвозвратно отлучить от летной работы вместе с несостоявшимся героем всех его непосредственных начальников по причине полной профнепригодности. На этом фоне становится резонным упорное нежелание высшего руководства России пересмотреть наградной лист Куляпина даже по истечении многих лет, когда дефицит подвигов особо ощутим и национальными героями порой становятся просто по совокупности добрых дел, выполняемых по долгу службы, либо в угоду политике.

…Побывавшие на месте катастрофы специалисты вместе с послом Аргентины и работниками МИД СССР убедились в полном отсутствии на борту CL-44 какого-либо вооружения и разведоборудования. Сотрудники милиции Аршаков и Есаян, не только опросившие накануне местных жителей, но и сами наблюдавшие за развитием событий в небе, рассказали о финале неравной схватки: обреченный пилотом истребитель свечкой вошел в болото у подножия горы, а транспортный самолет после беспорядочного падения разбился на склоне хребта.

Интересный момент: при падении иностранная машина не взорвалась, что было бы характерно для подобных случаев. К сожалению, запрос о ее заправке топливом в Тегеране остался без ответа. Не удалось получить данные и о том, имели ли фрагменты транспортного самолета пулевые или осколочные пробоины.

В средствах массовой информации Ирака в те дни не раз упоминалось об обстрелах над районами боевых действий с Ираном нескольких самолетов, включая пассажирские. Не попал ли 18 июля 1981 года в переплет и экипаж седовласого Эктора? Впрочем, и без того, учитывая устаревшую конструкцию CL-44, ограниченные возможности обнищавшей фирмы, постоянные неполадки в системах связи и навигации, отсутствие в составе экипажа штурмана, легко понять нелогичность действий нарушителей, явно искавших подходящий аэродром для экстренной посадки.

Тогда, в 1981 году, страны третьего мира еще жили иллюзиями о Советском Союзе как о счастливой стране добра и справедливости. И я сам, дважды горевший в подбитом вертолете, сначала на афганской, затем на чеченской войне, представляю, что испытал экипаж в последние минуты жизни. Самым чудовищным образом его лишили последней надежды если не на русское гостеприимство, то хотя бы на элементарное человеческое участие.

ПОЧЕМУ ОТМЕНИЛИ ДУЭЛИ


... И последнее. В ходе работы над этим материалом все эти годы многие советовали мне изменить фамилии героев очерка. Доводы приводились разные. Мол, за давностью лет конкретные имена все равно никому не интересны, а у мужиков семьи, дети. И что содержание моих фонотек, официальные ответы на редакционные запросы никто и без того не пытается подвергать сомнению. В конце концов, напоминал мне чекист-пенсионер, следует учитывать то обстоятельство, что правопреемницей Советского Союза является великая Россия.

Признаться, был соблазн согласиться с теми доброхотами. Тогда было бы оправданно подписать эти заметки псевдонимом. Бороться за правду нашему брату-журналисту все чаще себе дороже.

Но я был на службе. И помнил, что расследовать историю несостоявшегося подвига мне поручил мой первый редактор Валерий Гусев, так и не успевший подписать в свет этот материал – сказались командировки в горячие точки, руководство операцией в мятежной Гяндже, когда только две гранаты с вырванными чеками в руках офицера-десантника позволили вывезти уже, казалось бы, обреченных армян из обезумевшей толпы азербайджанцев. Как тут поступиться гражданским долгом, боевыми традициями офицерского братства, наказом его однокашников продолжить добрые дела, полученным на открытии мемориальной доски в его родном детдоме под Харьковом!?.

Потом, в 2002 году, вдруг узнал, что в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации вновь рассматривалось ходатайство о присвоении Валентину Куляпину звания героя по его же запросу. Ряду СМИ бывший горе-пилот дал бравурные интервью, лукаво обвиняя в своих неудачах бюрократов в погонах и диктаторский режим СССР. Что-то с памятью человека сталось?

Да, все проходит. Но ведь не все забывается, правда? Не забывается, даже если прошли десятилетия, канули в историю целые государства, и мы сами посвятили служению Отечества уже даже не лучшие годы, а почти всю жизнь. Осталось чуть-чуть…

А тут еще подоспело письмо от сына одного из членов погибшего экипажа. Может, и не стоило на фоне масштабных геополитических коллизий последних лет вспоминать здесь о нем... Все же расскажу, коли начал.

В весточке из-за океана не спрашивали об обстоятельствах полета, месте гибели близкого человека. Вопрос был куда строже и человечнее: сын хотел знать, не посрамил ли его отец чести семьи в последнем полете, не стыдно ли будет ему, продолжателю рода, носить фамилию человека, погибшего при весьма странных обстоятельствах, на чужой земле?

И я с легким сердцем ответствовал парню с окраинной улицы Авельянада, далеко не богатого городка аргентинской провинции Флорида, что нет, не посрамил. Второй пилот Эрмете Матео Сантьяго Боассо до конца боролся со злым роком, пытаясь вывести машину из штопора. В последние минуты жизни он не оставил своего командира и пассажира наедине с бедой, пренебрег во имя летного и просто человеческого братства парашютом. Да, он погиб. Но оставил своим детям доброе имя. Где-то в наших архивах желтеет экспертное фото: распластавшееся на базальте среди искореженных обломков самолета тело чернокожего атлета, даже после смерти не выпустившего из рук штурвал…

Если в далекой Аргентине, которая ассоциируется у нас разве что с ламбадой и Марадоной, молодежь столь свято чтит традиции и стремится из поколения в поколение следовать принципам, которые близки и понятны каждому из нас, то, по всему выходит, надо вести речь об общечеловеческих ценностях, завершая этот разговор. Самоочищение начинается с признания ошибок, не иначе.

Трудное время переживает Отечество. И для большинства из нас доброе имя – последнее, что мы можем оставить в наследство потомкам.
Автор: Марат Сыртланов
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/realty/2015-12-25/1_tango.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 77
  1. кил 31 26 декабря 2015 17:06
    У меня тоже всегда мысль была. Почему орден "красного знамени", а не герой СССР
    1. андрей юрьевич 26 декабря 2015 19:06
      пилот с честью выполнил свой долг,остальное -бла-бла-бла,можно не читать...
      1. NIKNN 26 декабря 2015 19:57
        Вот и я про то же !
        но в конце концов признает нонсенс и обложит матом и пилота, и расчеты командных пунктов.

        Пилота обкладывать не стоит он приказ выполнил и достоин только уважения и благодарности, парень наш.
        Транспортный самолет я обнаружил визуально в самый последний момент, когда он едва не оказался внизу и сзади.
        Еще раз подтверждает ошибку ОБУ.
        возможных опасных последствиях их противоправных действий и неподчинения в воздушном пространстве Советского Союза. Ведь для этого следовало занять эшелон впереди противника и самому стать доступной мишенью.
        Ну тут герой куда деваться мир спасал.
        Обидно, но в горячке боя я не сумел определить по требованию КП государственную принадлежность самолета-нарушителя, хотя символика на хвостовом оперении была яркой и четкой.

        Одни знаки, слов нет(даже визуально не определил принадлежность(ну надо журить рэошников раз прицел не видел и опознавание "свой-чужой" не сработало. Да и действительно БОЙ с транспортником). Чувствуется пишет не летчик, замполит и по стилю и по амбициям(одного замполита боевого знал, летчика от Бога, здесь видать другое)
        Только тараном я мог выполнить поставленную боевую задачу, так как времени на увеличение дистанции до расстояния безопасного пуска ракет дальнего боя Р-98М (класса «воздух–воздух») не оставалось. Вот когда пригодились расчеты, теоретические занятия по разбору первого воздушного тарана на реактивном самолете, завершившегося, напомню, гибелью исполнителя.

        обращаю внимание на второй заход(да и на первый тоже):
        Тактико-техническая характеристика Р-98 (Р-98М):
        Разработчик - НПО "Молния";
        Год принятия на вооружение - 1965 (1975);
        Аэродинамическая схема - "утка" с элеронами;
        Масса - 292 (301) кг;
        Масса БЧ - 40 (39) кг;
        Тип БС - осколочно-фугасная;
        Диаметр корпуса - 0,275 м;
        Длина - 4,17 (4,22) м;
        Размах оперения - 1,22 м;
        Энерговооруженность - 66 кг.с/кг;
        Тип топлива - баллиститное РНДСИ-5К (РАМ-10К);
        Целеуказание головке:
        - РГС - φ цу = ± 60;
        - ТГС - φ цу = ± 30;
        Тип системы наведения - самонаведение с захватом ПАРГС на подвесе, ИГС с охлаждением азотом;
        Метод наведения - пропорциональное наведение;
        Максимальная скорость цели - 2500 км/ч;
        Диапазон высот поражения цели - 0,5-23 (0,5-24) км;
        Максимальная дальность пуска, ППС/ЗПС - 18/14 (24/14) км;
        Минимальная дальность пуска, ЗПС - 1,8 км;
        Перегрузка перехватываемой цели - 2 ед.

        Дальше даже читать не хочу хоть заминусуйте.. request
        1. Тра-та-та 26 декабря 2015 20:38
          Первый удар – фюзеляжем по крылу – сорвался.
          В тот же миг, как и замышлял, я катапультировался. Теперь жалею: истребитель, наверное, можно было спасти.

          ..Сплошные проколы..,и туфельку ещё потерял..
          Удивительно,что хоть орден дали..
      2. Цеппелин-мл. 27 декабря 2015 08:40
        Цитата: андрей юрьевич
        пилот с честью выполнил свой долг,остальное -бла-бла-бла,можно не читать...

        Не прав, Юрич, имхо. Это в наградных листах и некрологах - "с честью выполнил", а журналистика - и есть "-бла-бла-бла".
  2. sever.56 26 декабря 2015 17:07
    Кто это - Марат Сыртланов? Откуда у него источники информации? Кто ему дал право судить о действиях пилотов, о некомпетентности всего и вся, что только можно?
    Еще бы к покаянию призвал, и чтобы вся Россия встала на колени за зверски сбитый пьяным русским летчиком самолет... Попахивает временами "пятнистого" и вечно-пьяного ЕБН, когда Россия и русские должны каяться и посыпать голову пеплом только за то, что они русские, и до сих пор живы.
    Автор - голимый провокатор, скучающий по тем временам, когда СССР и Россию во времена выше упомянутых мной чертей, ставили на один уровень с Зимбабве и Суданом.
    Сто минусов провокатору...
    1. Kassik 26 декабря 2015 18:02
      Об авторе: Марат Фаридович Сыртланов – военный журналист, полковник запаса.
      http://nvo.ng.ru/authors/48697/
      1. Дрюня2 26 декабря 2015 21:33
        Цитата: Kassik
        полковник запаса

        от 2004 года
        http://www.ug.ru/archive/2979
        в 1981-1983 гг. выполнял воинский долг в Афганистане, награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», 8 раз побывал в командировках «на войну» в ходе чеченских кампаний, удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Ныне полковник милиции Марат Сыртланов возглавляет пресс-службу Главного организационно-инспекторского управления МВД России
        ======
        от 2007 года
        https://75.mvd.ru/news/item/606388
        За ходом учений наблюдал московский аналитик, заместитель начальника отдела Центра по борьбе с терроризмом МВД России, полковник милиции Марат Сыртланов
        =====
        полковник (запаса) МВД о действиях лётчика - ну не знаю request
        =====
        http://nvo.ng.ru/realty/2015-10-02/7_ochag.html
        Об авторе: Марат Фаридович Сыртланов – полковник запаса, писатель.
        ======
        ну и сама статья от 2006 года - почему сейчас её друг вытащили - не знаю request
        http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=2561
    2. veksha50 26 декабря 2015 18:14
      Цитата: sever.56
      Сто минусов провокатору...



      Я бы сказал несколько иначе...

      Даже допуская, что все - что рассказал автор статьи - правда - задаю вопрос: А нужна ли, особенно сейчас, такая озвученная правда ???

      А если нужна - то прежде всего - кому ???

      Висит стенд в Музее Вооруженных Сил о героическом поступке пилота - пусть бы и продолжал висеть и воспитывать... Примеры всегда нужны подрастающему поколению - реальные они или несколько надуманные...

      Ведь Мальчиш-Кибальчиш и Мальчиш-Плохиш - вроде бы надуманные лица, однако воспитыли тысячи и миллионы пацанов в готовности к защите своей Родины...

      Вот такие данные подлежат глубокому, но - внутреннему разбору, разбору не для широкой публики... Кто в чем виновен - должен понести наказание (от пилота до командующего ПВО... МО Соколова ведь за Руста сняли ?)... Но размазывать в таком духе, практически в открытой печати, по прошествии стольких лет - нет, не нужно...
      1. Inok10 27 декабря 2015 00:14
        Цитата: veksha50
        от такие данные подлежат глубокому, но - внутреннему разбору, разбору не для широкой публики... Кто в чем виновен - должен понести наказание (от пилота до командующего ПВО... МО Соколова ведь за Руста сняли ?)... Но размазывать в таком духе, практически в открытой печати, по прошествии стольких лет - нет, не нужно...

        .. полностью согласен .. hi .. уже начинает настораживать обилие публикаций на ВО с явно "двойным" смыслом .. их объединяет как бы нейтральный тон, с претензией на объективность .. но увы .. объективность там отсутствует, предвзятость подачи материала откровенна .. вроде бы и выборы еще далеко, а какое пристальное внимание .. hi
      2. aerspb 27 декабря 2015 02:02
        Так автор же пишет, что пилот в очередной раз требует себе звезду героя. Вот и написал статью, чтоб несправедливость не восторжествовала. Целиком согласен с писателем. Как то так.
      3. poquello 27 декабря 2015 03:32
        Цитата: veksha50
        ...
        Ведь Мальчиш-Кибальчиш и Мальчиш-Плохиш - вроде бы надуманные лица, однако воспитыли тысячи и миллионы пацанов в готовности к защите своей Родины...
        ...

        хрен и рукомойник вещи несколько разные при некотором сходстве
        Давайте останемся стоять, шторки задернем, а сами будем вагон раскачивать, и песни веселые петь, про то, как мы быстро мчимся!!
      4. Aleksander 27 декабря 2015 05:49
        Цитата: veksha50
        Висит стенд в Музее Вооруженных Сил о героическом поступке пилота - пусть бы и продолжал висеть и воспитывать... Примеры всегда нужны подрастающему поколению - реальные они или несколько надуманные...

        Стенд о выдуманном подвиге должен быть в другом музее-литературном. Ложь не воспитывает, а разоблаченная ложь-разочаровывает даже и в действительных подвигах, имхо.
        1. veksha50 27 декабря 2015 10:57
          Цитата: Aleksander
          Стенд о выдуманном подвиге должен быть в другом музее-литературном. Ложь не воспитывает, а разоблаченная ложь-разочаровывает даже и в действительных подвигах, имхо.



          Хм... Вспомните, сколько негатива вызвала информация о том, что один из воспетых 28 панфиловцев, имена которых высечены на стеле-памятнике, оказывается, до сих пор жив и проживает в Казахстане...

          Я так и остаюсь при своем мнении - не нужно было это раскручивать... Ну, где-то произошла в штабах ошибка при составлении списков... Но по прошествии стольких лет не нужно было раскручивать это на территории всего СНГ, то есть бывшего Союза...

          Тогда что, считать ложью и подвиг Александра Матросова, штрафника ? И того же Николая Гастелло, и Зои Космодемьянской (никого она и никому не могла выдать, равно как и рядовой Смирнов, которого немцы пытали и гвоздями распяли - а он просто не знал, о чем его допрашивали !!!)...

          Всегда были, есть и будут надуманные герои... И в германской армии таких хватало во время ВОВ, да везде... Работники идеологического фронта в любой армии, в любой стране работают в этом направлении...
          1. Aleksander 27 декабря 2015 20:59
            Цитата: veksha50
            Хм... Вспомните, сколько негатива вызвала информация о том, что один из воспетых 28 панфиловцев, имена которых высечены на стеле-памятнике, оказывается, до сих пор жив и проживает в Казахстане


            Ни у кого из нормальных людей негатива это не вызвало-они прекрасно понимают, что в той смертельной круговерти-ошибки НЕИЗБЕЖНЫ. Главное осталось и остаётся -ПОДВИГ всех панфиловцев, разбивших гитлеровцев на подступах к Москве. Они понимают, что вместо ошибочной фамилии есть ТЫСЯЧИ фамилий действительно погибших и реальных героев. Или, например, миллионы пропавших без вести -уже и не герои, если их имен нет на обелисках и в книгах?
            Летчик же из статьи-сам по себе и сам за себя-его подвиг или есть или его-нет. Мое сугубо лично мнение-подвига нет и его стенд в музее-кощунство.
            1. veksha50 28 декабря 2015 10:00
              Цитата: Aleksander
              Мое сугубо лично мнение-подвига нет и его стенд в музее-кощунство.



              Хоть и запоздало, но выскажу свое мнение...

              Я не говорю о том, что подвиг есть-нет, и если нет - то стенд в Музее - кощунство...
              На некотором отрезке времени государственный аппарат определил это как подвиг...

              Говорю о том, что сейчас, по прошествии стольких лет, не стоило раздувать это дело... А то молодежь вообще перестанет верить всем описанным подвигам и учиться на них...

              P.S. По крайней мере, если бы было проведено расследование и сделаны некие выводы, этот стенд можно было спокойно, без шумихи, заменить каким-то другим... И заметил бы это только сам Куляпин, а больше - никто...
          2. Комментарий был удален.
    3. Zero73 26 декабря 2015 18:18
      Марат Сыртланов,полковник запаса военный журналист, окончил Львовское ВВПУ, ВПА им. Ленина, был корреспондентом отделе ВВС газеты Закавказского военного округа, журнала ВВС «Авиация и космонавтика», руководителем оперативных подразделений центрального аппарата МВД России. согласно http://haifainfo.com/?p=68489
    4. Удав КАА 26 декабря 2015 20:27
      Цитата: sever.56
      Автор - голимый провокатор...Сто минусов провокатору...
      Тем не менее он сумел возбудить у большинства посетителей отрицательное отношение к капитану В.Куляпину. Сразу чувствуется рука настоящего профессионала-журнашлюшки, привыкшего писать заказные статейки. Биография тому подтверждение: Львовское политучилище, журфаккк ВПА, коридоры власти..МВД опять же...
      Что статья заказная и на потребу дня (сбитого турками СУ-24М), я даже не сомневаюсь...
      Я сомневаюсь в другом:
      - знает ли сей литератор, что в авиации замполитами становились профессиональные ЛЕТЧИКИ!!!имевшие подготовку не ниже 2 класса. И они были обязаны ЛЕТАТЬ, а не статейки строчить, личным примером ведя за собой остальных?
      - знает ли афффтор, что поднятый на перехват нарушителя границы летчик после доклада "Цель вижу" (хоть визуально, хоть по локатору -- не важно) обязан ее ПЕРЕХВАТИТЬ! (то бишь -- уничтожить, либо принудить к посадке);
      - знает ли этот политработник-журналист, что по ВТА и гражданским самолетам м-н конвенцией запрещено применять оружие? А нарушителя, легшего в вираж и далее по коробочке -- остановить нужно! Садиться-то он не собирается, а собирается свалить наш перехватчик в штопор, а самому уйти из воздушного пространства СССР;
      - знает ли полковник МВД, что в воздухе неважно, какая ливрея на нарушителе (под бараньей шкурой может оказаться матерый волчара с тоннами развед аппаратуры на борту!), а важно, что он прямиком лезет на рожен, переводя тем самым систему ПВО Закавказья и 4 ВА ПВО в БОЕВОЙ режим работы! Или он ничего не читал о 1 сентября 1983 года и рейсе 007 Ю.Корейской авиакомпании?
      Все это он наверняка знал. Более того, он оказался прекрасно осведомлен о всех перипетиях дела, ознакомился с закрытыми материалами дела, даже с аргентинскими отпрысками пилотов-нарушителей по письмам познакомился...
      И все ради чего? Ради того, чтобы нагадить на голову пилоту, выполнившему БОЕВОЙ ПРИКАЗ. А потом с удовольствием размазать содержимое, напомнив, что в Музее ВС РФ есть стенд с описанием этого тарана и фото Куляпина.
      Тем, кто поставил минус моему коллеге sever.56. (да и мне наверняка поставит тоже):
      -- Не забывайте, в какое время мы тогда служили. Уж если командир СКРа "Беззаветный" (кап2р Богдашин) 13.02.1988г пошел на таран американского КР "Йорктаун", выполняя приказ "о вытеснении" нарушителя из тервод СССР, то таран Куляпина -- неписанное правило летчиков истребительной авиации ПВО.
      Нарушитель должен быть остановлен, даже ценой собственной жизни!

      Честь имею!
      1. serezhasoldatow 26 декабря 2015 21:31
        -знает ли сей литератор, что в авиации замполитами становились профессиональные ЛЕТЧИКИ!!!имевшие подготовку не ниже 2 класса. И они были обязаны ЛЕТАТЬ, а не статейки строчить, личным примером ведя за собой остальных?
        А Вы знаете, как праваков, которые не могли стать леваками, посылали учиться в академию им. Ленина? Потом они приходили назад и гнобили свих бывших командиров. Не знаете или не хотите знать? Давно это было, в СССР, поэтому фамилий не помню. Так что и такие были. Это в гражданскую комиссары первыми пулю поучали, а замполиты квартиры и награды.
        1. дудинец 26 декабря 2015 22:41
          истребителей праваков не бывает. или я ошибаюсь, тогда поправьте. и на перехват, я думаю, идиота не посылали. чисто логически.
        2. Удав КАА 26 декабря 2015 22:58
          Цитата: serezhasoldatow
          праваков, которые не могли стать леваками, посылали учиться в академию им. Ленина? Потом они приходили назад и гнобили свих бывших командиров.

          Уважаемый! Я ни капли не виноват, что вас обидел какой-то замполит. Но к делу:
          Когда вы мне на СУ-15 покажите "правока", тогда я приму ваши упреки. Кстати насчет правоков. На тех же СУ-24/34 на правом кресле сидит штурман...Без него борт наверное более эффективно применял бы свое оружие.
          И потом, мы штурманы (Морские и авиационные) всегда занимались свои делом и не лезли с просьбами "дяденька, дай порулить!" Это удел бомберов, а "наше дело правое -- не мешать левому!"(тост штурманов) drinks
          1. люся 27 декабря 2015 00:44
            Удав КАА (3)

            В ИА говорили так, - "ахтунг ахтунг в небе замполит!".
            Некоторые клоуны умудрялись на выравнивании катапультироваться,а Миг-21бис садился, без замполита иап!
            В ВВС СА СССР делать замполито летающими, - это дурь! drinks
      2. свой1970 26 декабря 2015 22:37
        вопрос остается открытым-ПОЧЕМУ не дали ГСС(если выполнил боевую задачу)?

        З.Ы. знал одного замполита про которого говорили что в Союзе МИ-8 не хватит-чтоб научить его летать...
      3. Inok10 27 декабря 2015 00:22
        Цитата: Удав КАА
        -- Не забывайте, в какое время мы тогда служили. Уж если командир СКРа "Беззаветный" (кап2р Богдашин) 13.02.1988г пошел на таран американского КР "Йорктаун", выполняя приказ "о вытеснении" нарушителя из тервод СССР, то таран Куляпина -- неписанное правило летчиков истребительной авиации ПВО.
        Нарушитель должен быть остановлен, даже ценой собственной жизни!

        .. в армии приказы, не обсуждают, а выполняют .. hi .. как обычно в бой идут одни старики .. прошло более 70 лет, но ни чего не изменилось, иллюстрация прилагается .. soldier ..
  3. zennon 26 декабря 2015 17:37
    Чего то у меня не получается вставить в пост видео.Ну короче погуглите КУЛЯПИН,затем видео и посмотрите фильм с ним и о нём.Я видел не раз.
  4. driving 26 декабря 2015 17:41
    Согласен с предыдущим автором.
  5. Sterlya 26 декабря 2015 17:43
    Ну что скажешь? Молодец. Задание выполнил ни смотря ни на что. Так и должен поступать настоящий Воин. (плохо ботинок потерял laughing )
    1. V.ic 26 декабря 2015 18:11
      Цитата: Sterlya
      (плохо ботинок потерял)

      Как в песенке исполняемой Эдит Утёсовой "..собачка ваша умерла, а в остальном прекрасная маркиза..."
  6. Пеший 26 декабря 2015 17:44
    Новые либеральные слухи.
  7. sssla 26 декабря 2015 17:49
    Вывод один по прочтению!
    Статья оправдывает действия Турции со сбитым нашим СУ !
    Типа вы сами сбивали пачками просто так !!!
    Без коментариев !!!
    1. Ст.пропорщик 26 декабря 2015 19:10
      А не надо , я думаю, на себя всех собак вешать, тем более происшествия ну совершенно неравнозначные по сути своей.По вашей логике мы теперь должны вспомнить геноцид армянского народа, так что ли ? Себя родненьких мы знаем очень хорошо, так что не все пропало. Забейте, на каждый чих не наздравствуешся...
      1. sssla 26 декабря 2015 20:58
        Цитата: Ст.пропорщик
        .По вашей логике мы теперь должны вспомнить геноцид армянского народа,

        Моей логики ??? Немного не понял!
  8. starchina пв 26 декабря 2015 18:19
    сто минусов маратке!!!! опорочил летчиков страны советов!!!
    1. WSW1WSW 26 декабря 2015 21:51
      Больше, чем незабвенный Беленко ни кто не сделает.
  9. полетун 26 декабря 2015 18:29
    Бездарнейшая статья, поносящая всех и вся, кроме автора, "якобы" где-то горевшем... Только лишь перевод позывного TN как танго ноября говорит о полнейшей некомпетентности автора в вопросах, связанных с авиацией. Было просто противно читать. Вы знаете. о том, что Куляпин выпрашивал героя? честь имею!
    1. Приватир 26 декабря 2015 20:24
      с позывным «ТN», который сентиментальные диспетчеры, дабы избежать фонетических ошибок в эфире, расшифровывали не иначе как Tango November (Танго ноября)

      Причём здесь "сентиментальность"? Автор не знает стандартного международного кода радиообмена? Вообще-то им должны владеть все, имеющие хоть какое-то отношение к полётом.
    2. WSW1WSW 26 декабря 2015 21:48
      "ЧЕСТЬ ИМЕЮ!" Для "полетуна" это расхожая фраза. В статье о переводе (!) и слова нет. Там же совсем другое. И к танго и к ноябрю НИ КАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕТ!!! Просто чтобы было понятно. hi
      Как в этом случае. "Кто это сделал?" Ответ: "А ХЗ. Хто знает."
      Какой-то мусорно-базарный комментарий человека далёкого от авиации.
    3. WSW1WSW 27 декабря 2015 17:45
      Прошу прощения за свои резкие слова в тексте с "котелком".
      Однако и по прошествии времени, обмена личными посланиями всё равно как-то тяжело читать это комментарий "полетуна".
      soldier
  10. Безразличный 26 декабря 2015 18:31
    Я понимаю патриотов и бойцов за правое дело. Но вот как можно считать боем безоружный самолет похожий на Ил-18 и вооруженный до "акульих зубов" истребитель?
    Раз летчик вошел с ним в визуальный контакт, было же видно, что ракет под крыльями нет, бомб тоже. Вращающихся турелей с пушками тоже не видно. Чем нарушитель мог ответить? Если только самому пойти на таран?
    Почему летчик истребителя испугался выйти вперед самолета? По фото видно, что это пассажирский самолет? О каком бое речь?
    Всё, что от истребителя требовалось, это зайти со стороны границы, чтобы самолет не ушел за рубеж и сопровождать до посадки, если курс у него был на Ереван.
    Еще и вопрос о грамотности пилота и его руководства, что они не смогли идентифицировать принадлежность самолета к Аргентине. Ведь достаточно было пилоту, если сам не разобрался, рассказать дежурному что изображено на хвосте и крыльях. А таблицы опознавания висели во времена СССР во всех военных клозетах, не говоря о штабах и прочих заведениях.
    Я не против подвигов наших героев. Я за справедливость. Заслужил - получи. Не заслужил молчи и все!
    Кто против справедливости, ставьте мне минусы!
    1. vladimir_krm 26 декабря 2015 21:04
      Да, и странное в статье не только это. Лётчик "забыл" про пушку?? Нонсенс. Не зашнуровал ботинок? Лётные ботинки шнуруются один раз, по ноге при получении, дальше пользуются молнией. И т.д. Мутная какая-то статья, не стОит ей верить.

      Кстати, вот похожий случай, перехват иранских вертолётов, судите сами:
      http://kramtp.info/news/64/full/id=5414;
      Ш. - Он идет с курсом к границе.

      КП - Повтори!

      Ш. - К границе идет!

      КП - К границе идет, понял.

      56.26" КП - 058, опознать.

      Ш. - Понял, сейчас подойду.

      КП - Подойди, посмотри тип, высоту.

      Ш. - Высота его 1500м.

      КП - Опознавательные знаки есть, Шкиндер?

      Ш. - Сейчас я подойду. Я сейчас не подошел еще.

      57.02" КП - Оружие к бою!

      Ш. - Понял.

      КП - 058, наблюдаешь?

      Ш. - Наблюдаю, наблюдаю. Подхожу ближе.

      КП - Подойди ближе, вертолет боевой - уничтожить!

      Ш. - Понял, не наш вертолет, сейчас.

      КП - Уничтожить! Сбей вертолет!

      41"-53" КП- 058? 058? 058?

      Ш. - Ответил, сейчас уничтожу.

      КП - Включи "сброс АБ пуск", все включи.

      Ш. - Понял.
  11. iouris 26 декабря 2015 18:53
    Это дело подлежит независимому расследованию: можно сказать, "по материалам выступлений в печати".
    Отдельные намёки на то, что СССР - "империя зла", указывают на предвзятость автора. Можно предположить, что, по крайней мере, некоторые версии, выдаваемые автором за факты, вызывают большие сомнения.
    Если это очередная идеологическая диверсия, рассчитанная на молодёжь, то понятно, почему этот материал опубликован именно сейчас, а не в 2002 году. Мне кажется, что компетентным органами надо разобраться в этом деле и представить официальное мнение правопреемника СССР.
  12. parafoiler 26 декабря 2015 19:13
    В советское и современное российское время несение боевого дежурства были и остаются "священной коровой" в круге задач, решаемых Вооруженными силами. Нам ли решать спустя 31 год кто прав , а кто виноват?! Про лётчика Осиповича давайте муслякать начнем. Так и хочется спросить самых рьяных: а вы там были?! Как бы вы поступили?! Не мешайте Божий дар с яичницей. Не превращайте в абсурд вопросы связанные с безопасностью (!) страны. А статья написана в дурацком "пиндо.совском" стиле.
  13. cte-power 26 декабря 2015 19:23
    какая то с гнильцой статейка
  14. tanit 26 декабря 2015 19:25
    Полковник запаса статейку написал...Что ж. Бывает. Власов,- так он - так вообще генералом был.
  15. ДИМбор 26 декабря 2015 19:49
    При всем уважении к летчиким,но вспомнилась пословица:В каждом стаде поганая овца да найдется.
  16. NordUral 26 декабря 2015 19:53
    И пассажиры южнокорейского «Боинга» остались бы живы, и ...

    А вот с этим то что не так? Дать до Новосибирска долететь? Что-то крутите вы, полковник.
  17. Nikotin13 26 декабря 2015 20:05
    небольшая поправка:чернокожих лётчиков в ВВС Аргентины вряд ли встретишь сегодня ,а в те года тем более...Статья хорошая
  18. Roman 25 26 декабря 2015 20:06
    Темных страниц нашей истории много, но стоит ли их так выворачивать, тем более сейчас?
  19. starchina пв 26 декабря 2015 20:12
    походу маратка и еже с ним турецко-подданные,ишь как дружно минусуют!!!!!
  20. WSW1WSW 26 декабря 2015 20:23
    ПРОЧИТАЛ МАТЕРИАЛ. Можно всяко в этом усмотреть. И попытку опорочить СССР, правопреемницу Россию. И желание назвать вещи своими именами. Судить не могу. Для этого мне нужны, так сказать, фактические материалы, а не ИНТЕРНЕТ-ЗНАНИЯ. Но помню те годы и ходимые слухи в среде военных лётчиков по данным событиям. Они давали какие-то сомнения.
    Ответ ярким неприемникам данного материала. ЖИВЫ ОБА. Если Куляпин оклеветан и оболган, то долг его офицерской чести подать в суд на клеветника.
  21. WSW1WSW 26 декабря 2015 20:27
    И ещё. Мне непонятно поведение Куляпина в воздухе. "Лечу как хочу, самовольно включаю прицел на излучение."
  22. cherkas.oe 26 декабря 2015 20:33
    Прочел статью, вроде все правильно, но завоняло прессой конца восьмидесятых и всех девяностых, где обличали и разоблачали все советское и русское. И хари Сванидзе, Млечина и прочей шлаепени перед глазами выросли.
  23. polkovnik manuch 26 декабря 2015 20:40
    Статья нормальная , пилот поступил правильно .Нечего слюни распускать ,-сначала выполни приказ.Если будем приказы обсуждать, ничего хорошего не выйдет,пилот, извините, не Думский болтун и он прекрасно понимал ,что не выполнение приказа закончится для него трибуналом.
  24. Томпсон 26 декабря 2015 20:41
    На самом деле, как пишут выше, ощущение от статьи двоякое.
    И гнильцой точно попахивает.
    Видимо обиды за дважды сбитие и видимо ни одной награды.
    1. АВП 518 26 декабря 2015 20:55
      На самом деле статья написана в 2008году. Вот цитата с сайта 166 Гвардейский Краснознаменный иап :Хотелось ещё раз вернуться к статье о В.Куляпине. Очень много противоречий или умышленного искажения фактов. Чувствуется некомпетентность и ангажированность автора. Считаю, что публикация её на форуме нужна, т.к. должны прозвучать свидетельства и мнения людей, сопричастных к этому событию. Неоднозначно относился к племени политработников, хотя и среди них знаю немало порядочных и высокопрофессиональных офицеров. Я, Хвостиков Алексей Алексеевич, до августа 1981г. проходил службу в 166гв. иап в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки полка (сразу оговорюсь: в августе 1981 был зачислен в ВВА им. Ю.А.Гагарина, а не снят, как пишет автор статьи). В.Куляпина знал лично и относился к нему с уважением. Я уже говорил об этом событии в 1-ой части форума, поэтому пройдусь сразу по статье.
      1. Возникает вопрос: как и когда «зарубежные коллеги автора» расследовали это ЧП, если по его же утверждению расследованием занималось всего 3 человека, хотя этого не может быть в принципе. Мне, к сожалению, приходилось участвовать в расследовании лётных происшествий и знаю, что к ним привлекается широкий круг специалистов разных направлений. В данном случае на место падения CL-44 от полка привлекался мой сослуживец Альтимиров Р.С., медики (всего состава не знаю). Но, согласитесь, даже для того, чтобы оправдаться перед международной общественностью – нужна квалифицированная подготовка.
      2. Непонятно так же: как это опытный экипаж, не пролетев и полмаршрута, выработал всё топливо? Допустим, была техническая неполадка на борту, но тогда бы их «МЭЙ ДЭЙ» (Терплю Бедствие) услышали бы даже в родной Аргентине. А «тихой сапой», тем более с пересечением границы др. государства, на вынужденную не заходят. Ведь его здесь не ждут и для экстренного захода необходимо расчистить воздушное пространство, получить необходимый минимум информации для посадки. И почему-то автор умалчивает, что точно такой же маневр с пересечением госграницы и выходом на нашу территорию экипаж совершал и накануне, при следовании в Тегеран, причём без всякого намерения сесть в Ереване. Думаю, что расчёт как раз и был на то, что транспортный самолёт бить не посмеют. Ну, покувыркаются рядом, попугают и уйдут. Не на тех нарвался!
      3. Автор не знает, что порядок использования бортового оборудования (в т.ч. вооружения) определяет лётчик по обстановке, а режим полёта к цели задаёт пункт управления. Цель не скоростная – её надо либо сопровождать, либо вывести к аэродрому посадки – экономичный режим выбран правильно, в обоих случаях нужен запас топлива.
      4. Обвинять лётчика в непрофессионализме лишь по той причине, что не сумел определить принадлежность тоже нельзя. Да, - мы учили и знали опознавательные знаки самолётов иностранных государств, но военных и не всего мира. Я до сих пор, прилетая во Внуково или Шереметьево, ловлю себя на мысли, что не могу порой разобраться по мазне на килях и фюзеляжах – кто есть кто. А вы?
      5. Не подал сигналы нарушителю – это утверждение требует пояснения. В личной беседе Валентин говорил, что визуально экипаж его наблюдал, поскольку он вышел на траверз нарушителя с намерением посигналить ему. Но в этот момент CL-44 начал резко выполнять разворот с большим креном на истребитель. С какой целью?! Ведь ему ещё не было ничего просигнализировано. Скорость истребителя в этот момент была близка к эволютивной (у Су-15 – 450км/ч). Учитывая наличие максимальной внешней подвески – маневрировать на этом режиме было непросто.
      Что могло произойти в этой ситуации у малоопытного лётчика? Потеря скорости, выход на закритический режим полёта, сваливание – может на это нарушитель и рассчитывал? А теперь с другой стороны: если В.Куляпин добивался пересмотра решения о награде, какой смысл выставлять себя нарушителем со всех сторон? Ведь он мог бы и промолчать, поскольку уличить его в этом нарушении весьма проблематично.
      1. АВП 518 26 декабря 2015 20:56
        Есть и др. «плюхи» автора:
        -система регистрации параметров полёта Су-15 (САРПП-12В) не регистрирует отклонение ручки управления самолётом (отклонение стабилизатора - ДА, но с ошибкой 5%) – дрожание руки лётчика - фантазия автора;
        - и совсем позорно для политработника не знать, что Герой Советского Союза капитан Геннадий Елисеев, лётчик 982иап (аэр.Вазиани) в 1973 г. таранил не «спортивный самолётик», а учебно-боевой самолёт Иранских ВВС Т-38 (спарка истребителя F-5, внешне они очень похожи).
        Что касается «отлучённых профнепригодных начальников» 166 гв иап, - о дальнейшей судьбе многих можно прочитать на страницах нашего форума.
        Конечно, таран – далеко не самый эффективный приём в воздушном бою, но ситуация может потребовать и его применения. Совершить его- тоже надо иметь мужество. Лётчику была поставлена боевая задача, и он её выполнил – это главное!
        Возмущает так же то, что, представляя полёт CL-44, как полёт «мирной цели», автор закрывает глаза на то, что цель фрахта самолёта сфальсифицирована; что экипаж занимался запрещённой деятельностью – перевозкой оружия.
        Ещё мне любопытно: какой бы резонанс получило это событие, если бы вышеупомянутая «мирная беззащитная цель» была бы сбита на пути в Тегеран?! И что бы тогда ответил автор сыну 2-го пилота, «распластанного на нашем базальте со штурвалом в руках»? (по свидетельству Альтимирова Р.С., вылетавшего на место падения в составе комиссии, то, что осталось от экипажа, находилось в обгоревшем отсеке кабины самолёта).
        Мне не хочется обсуждать: насколько соизмерима награда совершённому поступку лётчика – пусть это останется на совести тех, кто определял эту меру. Но то, что эта статья – ГРЯЗЬ - видно и невооружённым глазом.
        Уточнения к полемике: посадочная скорость Су-15 - 280-300км/ч (максимум 345-ограничение по пневматикам); совместная подвеска пушек и ракет – допускалась, но при этом не более 2-ух ракет любого типа (ограничение по стойкам шасси).
      2. Дрюня2 26 декабря 2015 23:40
        Цитата: АВП 518
        На самом деле статья написана в 2008году

        28 июня, 2006 winked
        http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=2561
  25. tralmaster. 26 декабря 2015 20:52
    Как-то говнецом от статьи показывает. Опять так мягко обси.... прошлое. Достали уже эти лже прадолюбци,дерьмократы.
  26. Nikotin13 26 декабря 2015 21:02
    Кстати ,в Аргентине до сих пор к нам относятся с большим уважением...и не потому,что все самолёты,пересёкшие нашу границу, сбиваем на раз....Истина дороже.
  27. Садовник91 26 декабря 2015 21:05
    Нет конкретных выдержек,цитат из выводов гос комиссии.После таких расследований,тем более независимыми,беспристрастными ее членами в докладе политбюро обязательно указываются причины,обстоятельства,виновники происшествия.Комиссия составила доклад минуя МО,значит все должно быть объективно,а последствия-это уже выводы политбюро СССР.Я бы на все сто поверил,если бы опубликовали хотя бы выдержку из доклада,а лучше выводы,заключительную часть.А так само расследование пусть преподают будущим военным прокурорам,там есть много подводных камней.
  28. nemar7106 26 декабря 2015 21:49
    Прочитал, прослезился, таких "ПИСУНОВ" как Маратка, надо стрелять из рогатки в глубоком детстве, одно слово Львовское политическое... Но 70% статьи враньё!!! В это время служил на ПН Копитнари (Грузия), много об этом говорили между собой по этому случаю, и потом мне пришлось служить 4 года и дружить семьмми, с Александром Пойда , который наводил Куляпина на данный самолет с ПН Нахичивань. Я понимаю что есть художественный вымысел, но не до такой степени. Да я тогда был ст.л-том, и наверняка многое не знаю, но , но, но Багдасарян -"Оперативным дежурным тбилисского КП, контролировавшего воздушное пространство всего Закавказья в течение суток, когда разворачивались описываемые здесь события, был подполковник Багдасарян."он не был ОД КП Тбилисского КП, на КП помимо Гречко которые сбежал было ещё 6 человек которые могли дать команду на уничтожение данной цели. После "воссоединения" авиации ПВО и ВВС авиации ПВО осталось 3 полка Гудаута су15тм, Марнеули су 15 а не (су 15 тм) и Насосная миг25 и получился прогал в 600 ки неприкрытого участка границы поэтому в Курдамире стояла дежурная эскадрилья с Марнеули , а на самом Курдамире базировались 976-й бомбардировочный авиационный Инстербургский полк (Кюрдамир, Су-24, Су- 17) которые не предназначены для поражения воздушных целей. И таких неточностей на 70%, сопровождение и вытеснение это простите не машина и не танк где можно остановится подумать дать зданию скорость, этио самолет который летит только носом вперед даже если разворачивается... Есть мин. скорости на которых он может выполнять какие то эволюции 450 км/ч (если не ошибаюсь), а у того мин скорость км 280-250- и что можно сделать? вообщем создается впечатление что Маратик ни с кем не встречался и высосал все это не знаю от куда...
    1. люся 28 декабря 2015 06:40
      С сайта
      166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия,

      Сегодня у нас печальной памяти "юбилей", 15 лет как перестал существать 166-й гвардейский Краснознаменный полк! :(

      3 января 1993 года аэродром, боевая матчасть ([i]~ 40 бортов Су-15ТМ[/i]) и прочее имущество полка по фактическому наличию было передано гвардейцам Китовани как представителям как бы независимой Грузии.

      http://forums.airbase.ru/2007/12/t59161,2--166-gvardejskij-krasnoznamennyj-iap-v

      -ch-10227-aerodrom-marn.html
    2. люся 28 декабря 2015 07:53
      В 1970-м году полк получил новую технику – красавцы высотные перехватчики СУ-15

      В конце 1988-го года полк опять возвращают в ПВО и передают в 19-ю отдельную армию ПВО. Полк снова становится истребительным полком.
      В феврале 1989-го полк переходит на Су-15, но уже ТМ, которые, бывшие в употреблении, собирали с дальнего востока и со Средне-азиатского ВО, а боекомплект собирали со всего СССР.
  29. костя андреев 26 декабря 2015 23:36
    Зря Вы цепляетесь к автору,(ищете ошибки, нестыковки в статье) пукнул он как мог, как сумел.
    Лётчик выполнил приказ,уничтожил нарушителя. Критики лётчика и командования, сильны задним умом, это сейчас известно, что на борту не было оружия и веществ всяких, а тогда неизвестно было, что у него на борту.
    И вообще нам нужно учится, учится и ещё раз учится у наших партнёров, сбили гражданский самолёт, послали весь мир на три буквы и извинятся не стали.(только сдаётся мне не научимся)
  30. водяной 27 декабря 2015 00:21
    ЦИТАТА:" .. И пассажиры южнокорейского «Боинга» остались бы живы,..."!? Я не летчик. Но знаю наверняка, что пассажиры Южно-Корейского Боинга летевшего рейсом 007 живы бы не остались в любом случае. Хотя бы потому, что он был дистанционно подорван над Японским морем километрах в 5-стах южнее острова Монерон на 40 минут позже, чем был сбит самолет-разведчик ЦРУ США РС-35 у упомянутого острова. Однако, стараниями пишущей братии мировая, а так же российская общественность до сих пор вешает гибель пассажирского самолета на СССР не желая детально разобраться кого, кто и где на самом деле сбил .
    1. АВП 518 27 декабря 2015 00:38
      Цитата: водяной
      РС-35
      RC-135.
      Цитата: водяной
      Японским морем километрах в 5-стах южнее острова Монерон на 40 минут

      Это из исследований Мишеля Брюна,если не ошибаюсь?Именно Брюн не только настаивает на уничтожении Осиповичем РС-135, но и утверждает, что иностранных самолетов было несколько. Ознакомимся с некоторыми из его доводов. Утром 1 сентября в Вашингтоне и Токио заявили об уничтожении южнокорейского самолета. Однако обе стороны называли разное время трагедии. Японцы утверждали, что самолет был сбит в 3 часа 29 минут, американцы – в 3 часа 38 минут. По словам представителей Сил самообороны Японии, лайнер преследовал истребитель МиГ-23, Пентагон же называл Су-15. Токио утверждает, что подбитый самолет после поражения ракетами был на связи с японскими диспетчерами еще порядка 40 минут.
      1. водяной 27 декабря 2015 20:38
        Мишель Брюн писал на много после того как. Однако, писал объективно! Вместе с тем, в начале ноября 1983 года на обломки РС-135 вышел АС-19 со спасательного судна ТОФ "Георгий Козьмин". Через трое суток подъемом обломков занялись водолазы с бурового судна "Михаил Мирчик". Подняты тонны хлама имитирующего багаж пассажиров. Кроме того, сотни километров магнитной ленты, куски антенн и записывающей аппаратуры, кресла и фрагменты тел экипажа с элементами форменных комбинезонов летчиков ВВС США и двигатели от самолета Боинг-707 (они достаточно сильно отличаются от двигателей устанавливаемых на Боинг 747). А вот пассажирских кресел и тел пассажиров обнаружить так и не удалось. По этому поводу где-то в архивах ТОФ существует отчет специальной комиссии. Но, как видно, востребован он будет еще не скоро.
  31. люся 27 декабря 2015 01:25
    Гниловатая статейка, про якобы обоср******ся полковника, ОД какого то тбилисского КП уничтожившего кассету Sony С-90 с записями переговоров на нескольких дорожках, про не понимание как можно маневрировать на трубе между ног возле CL-44.

    Просмотрел комменты. А что скажут связюки, по поводу магнит. записей? Вроде бобины опечатывались, или деж. по связи .... тоже из Еревана !
  32. valiant71 27 декабря 2015 01:32
    Вижу во многом пишут профессионалы. Я тоже в теме,поэтому многое кажется чушью. НЕ НАДО идеализировать систему ПВО.То глаза закрывают, то Ж..у рвут. Во первых, если человек подает прошение на выдачу ему звания Героя (типа недооценили), то ничего хорошего это о человеке не говорит. Согласитесь. Когда Южнокорейский Боинг сбивали, то пилот выполнил все процедуры перед пуском ракеты.Хотя там свои заморочки были. Живет, не мучается с "Красной Звездой". И решение на сбитие принимал не дежурный с пункта наблюдения. Командующий Округом. Там доклады идут выше! Какой там Багдасарян?
    Для меня поведение летчика ужас непрофессионально. А чего мы тогда возмущаемся нашим сбитым СУ-24? Да каким бы не было кажущееся поведение самолета того, есть те самые процедуры- сигнал крыльями, опережение, стрельбы по курсу. Какая явная причина была его безатлагательно сбивать? Не мог ракету применить? А где пушка? Что за хрень? Извините.Чего испугался от лайнера гражданского? И на таран потом пошел. Замполит. Захотел тупо стать героем. Вот в это больше вериться!
    1. nemar7106 27 декабря 2015 18:46
      Ну для того что бы понять надо хоть немного быть знакомым с БПРАВС (боевое применение ракетно - артиллеристского вооружения самолета). Су - 15 не имеет пушки , после этого случая стали вешать контейнер с пушкой (ГП - 9), для того что бы пульнуть ракетой надо создать скорость сближения, а когда висишь рядом, то надо отстать , а потом создать скорость сближения... Куляпин получил орден Боевого красного знамени, а решение на поражение принял именно Богдасорян...
      1. люся 27 декабря 2015 19:59
        nemar7106

        Я так понял на 1981год в ДЗ на Су-15 Р-60 не вешали?

        ...для того что бы пульнуть ракетой надо создать скорость сближения, а когда висишь рядом, то надо отстать , а потом создать скорость сближения..
        1. nemar7106 27 декабря 2015 22:59
          Вооружение состояло из 2 ракет "воздух-воздух" средней дальности типа Р-98. Использовались ракеты Р-98Р с радиолокационной и Р-98Т с тепловой ГСН. Кроме того, на Су-15 могли применяться и более старые ракеты типа Р-8М или Р-8М-1, но только при перехвате цели в ЗПС. Пуск ракет мог осуществляться как одиночно, так и залпом, с интервалом 0,5 с. В состав системы вооружения входили: РЛС РП-15М ("Орел-Д58М"), коллиматорный визир К-10Т и балочные держатели БДЗ-59ФК.http://www.airwar.ru/enc/fighter/su15.html
          потом была доработка под УПК 23-250 и ракеты р 60
  33. Termit1309 27 декабря 2015 03:47
    Цитата: valiant71
    А где пушка? Что за хрень?

    Для эхспертов. На СУ-15ТМ Пушечные контейнеры: 2 × УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л. То есть пушки не встроеные. УПК-23-250 это такой ящичек с пушками который подвешивается на внешнюю подвеску самолётика.( для экспертов и блондинок)
    И подвешиваются они вместо ПТБ. Поэтому прежде чем поднимать волну , нужно хотя бы знать были ли подвешены пушечные контейнеры в этом вылете.
    1. nemar7106 27 декабря 2015 18:47
      Куляпин был на простом СУ 15 не ТМ, ТМ стояли в Гудауте, а в Марнеули были СУ 15
  34. Комментарий был удален.
  35. Платоныч 27 декабря 2015 06:28
    Точно так же обгадили Александра Матросова, споткнувшегося об ствол немецкого пулемета!
  36. Цеппелин-мл. 27 декабря 2015 08:46
    стиль изложения - правдинско-известинский, скучный. А вот эта фраза:

    Шла ли речь о комплектующих деталях и агрегатах к танкам советского производства – этот вопрос автора в Главное разведывательное управление Генштаба ВС СССР завис в воздухе и позволил поначалу выдвинуть версию о причастности Куляпина к неумышленному срыву выгоднейшего для СССР контракта.

    вообще порадовала. Вздох сожаления автора о "красивой", но не состоявшейся конспирологической версии. Поделился досадой, так сказать.
  37. Михаил Крапивин 27 декабря 2015 09:20
    Терпеть не могу "Камеди клаб", но неделю-две назад на глаза попалось выступление там юмориста, что называется, "в тему". А именно юморист выступал на тему - "нам, русским, неинтересно сесть в исправный танк, с полным боекомплектом, выехать вовремя и победить врага без проблем. Русский сядет не в тот танк, неисправный и без боеприпасов, поедет не в ту сторону и в итоге, чтобы спасти мир, передушит всех врагов своим носком." Читая статью об этом нелепом таране я почему то вспоминал это дурацкое выступление юмориста. И почему бы...
  38. rubin6286 27 декабря 2015 17:39
    Автору статьи кажется,что он поднялся. На самом деле, он просто всплыл.
    1. костя андреев 27 декабря 2015 18:22
      Автор не мог всплыть, потому как не тонет.
  39. nemar7106 27 декабря 2015 19:07
    посмотрите Куляпина может будите смотреть немного по другому[media=http://http://www.youtube.com/watch?v=HLC_3k1K-nA]
  40. veteran66 27 декабря 2015 20:15
    Цитата: veksha50
    А нужна ли, особенно сейчас, такая озвученная правда ???

    Правда нужна всегда, её как и шило, в мешке не утаишь. Помниться ещё в детстве отец (лётчик-истребитель ПВО) рассказывал о первом герое, таранившем на реактивном самолёте нарушителя границы. Так там выводы тоже неоднозначные были. Зачем же создавать себе таких кумиров? Мало чтоли истинных героев?
  41. Молот 28 декабря 2015 07:14
    Вы прям горой встали за этого пилотика. А кто вспомнит о экипаже погибшего транспортника, а? Из-за непрофессиональных действий пилотика и руководства, желаний бахвальства первого погиб этот самолет, и не важно, какие юридические границы, нарисованные на бумаги умными дядями, он нарушил. Там речь идет о жизнях людей! Виноват ли пилотик в том, что просто профессионально его не посадил? Виноват! А еще виноваты американцы, которые нарушали границы СССР порядка 5 тыс. раз, и довели до истерии руководство советского ПВО!
    1. aviapils 28 декабря 2015 14:15
      Конечно же надо "коммерсанта" помнить, что бабки на оружии "забивал".
      И пилотов надо помнить, что за бабки шли на риск.
      Все они знали на что шли, и получили то о чем знали.
  42. aviapils 28 декабря 2015 14:37
    Статья полный бред самого ярого представителя современных, так называемых"журналюг".
    Такие "расследователи" расплодились сейчас повсеместно.
    И что характерно, именно им дают "слово" в прессе.

    В тот день, утром, при первом нарушении границы, с нашего аэр. Кюрдамир подняли "ночника" - майора Зубкова Владимира Иннокентьевича. Он не успел перехватить. Поздно подняли, и нарушитель успел "нырнуть" за границу.
    Кстати после тарана Валентина Куляпина нарушения границы прекратились.
    А до этого нарушения чуть не каждый день.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня