«Шарнхорст». Создание, бои, походы и гибель немецкого линкора

44
«Шарнхорст». Создание, бои, походы и гибель немецкого линкора

«Шарнхорст» на базе


Лучи прожекторов щупали сердитое декабрьское море. Пятна разлившейся нефти, обломки, куски льдин и еще обломки. Редкие головы барахтающихся в ледяной воде людей. Разрывы осветительных снарядов помогали свету прожекторов, освещая поверхность мертвенно бледным сиянием. Эсминцы Его королевского величества «Скорпион» и «Мэтчлесс», подрабатывая машинами, пробирались по недавнему месту битвы – азарт боя, в отличие от моря, утих. Их грозный противник уже упокоился на дне в 70 милях к северо-востоку от мыса Нордкап. Теперь можно было подобрать выживших – впрочем, их было немного. Долгая, настойчивая и уже порядком надоевшая мигрень под названием «Шарнхорст», мучавшая лордов адмиралтейства, наконец-то прошла.

Нелегкое рождение

Вовремя не сказанное «нет» зачастую означает молчаливое «да». Именно этим руководствовались в Германии 30-х годов, осторожно, маленькими неторопливыми шажками, восстанавливая свой военно-морской флот. Первенцами его возрождающегося ядра были броненосцы типа «Дойчланд», корабли во многом уникальные и оригинальные для своего времени. На берегах Темзы пока молчали. Соседи-французы, проявив озабоченность, ответили закладкой «Дюнкерка», стремительного сторожевого пса с 330-мм орудиями, способного догнать и расправиться с любым из немецких «карманных линкоров». Концепция высокоавтономного дизельного рейдера все более начала приобретать уязвимость. Третий броненосец серии «Адмирал граф Шпее» был немного видоизменен с целью увеличения и упрочнения его бронирования, однако это было полумерой. Немецким адмиралам нужен уже был корабль следующего поколения для работы в Атлантике – он должен был сохранить свои скоростные и автономные качества и одновременно не бояться встречи с французскими охотниками. Командующий флотом адмирал Редер внес предложение о дальнейшем изменении проекта «дойчландов», два из которых (броненосцы «D» и «Е») готовились к закладке. Идея заключалась в установке дополнительной, третьей, башни главного калибра при увеличении водоизмещения до 15–18 тыс. тонн. В начале 1933 года концепции проекта выдвинули условия: новые корабли должны быть способны противостоять французскому «Дюнкерку». Началось рассмотрение вариантов – от водоизмещения 18 тыс. тонн и девяти 283-мм орудий до 26 тыс. тонн с шестью перспективными 330-мм орудиями. Более перспективным казался последний, и именно его взяли за основу для дальнейшей проработки.

Приход Гитлера к власти неожиданно внес коррективы в развитие крупнотоннажного военного кораблестроения. Новоиспеченный фюрер не хотел в начале своей уже официальной карьеры лишний раз пугать англичан строительством аж 26000-тонных кораблей, размер которых и так уже был откровенной издевкой для Версальского договора. Гитлер призвал адмиралов унять пыл и аппетиты и строить броненосцы «D» и «E» по типу «Адмирала графа Шпее» с еще более развитым бронированием (220 мм – пояс, 70–80 мм – главная бронепалуба). Корабли «растолстели» до 19 тыс. тонн, но в Берлине думали, что запретные 19 все-таки более скромны и незаметны, нежели находящиеся вообще за гранью 26. 25 января верфи в Вильгельмсхафене и Киле получили заказы на постройку двух броненосцев, закладка которых произошла 14 февраля того же года. В 1934 году Франция, продолжая выражать озабоченность, заявила о закладке второго корабля типа «Дюнкерк» – линейного крейсера «Страсбург». Военно-морская верхушка начала упрашивать Гитлера не размножать заведомо уступающие потенциальному противнику корабли, а дать добро на переработку проекта.

Учитывая безмолвие, царившее на острове, фюрер дал разрешение увеличить новым кораблям водоизмещение и добавить третью башню. 5 июля работы над броненосцами «D» и «Е» были приостановлены, и началось их перепроектирование. Вначале башни главного калибра решили установить весьма интересно: одна в носу, две в корме, тем самым, по замыслу проектировщиков, достигалась большая концентрация огня назад в случае возможной погони. Тогда же было впервые высказано мнение о закладке в проект возможности перевооружения на орудия более крупного калибра – 330 или 380 мм. Вскоре от оборонительного расположения башен главного калибра отказались в пользу традиционного: две на носу, одна на корме. Серьезным изменениям подверглась энергетическая установка корабля. Поскольку дизельные двигатели с соответствующей мощностью, способные разгонять корабль водоизмещением 26 тыс. тонн, существовали лишь на бумаге, решено было использовать паротурбинную ЭУ с котлами высокого давления системы Вагнера. Только такие установки могли обеспечить новым кораблям ход в 30 узлов. В марте 1935 года, когда чертежи и прочая документация были готовы, вновь встал вопрос об увеличении калибра орудий и размещения или девяти 305 или 330-мм орудий, или шести спаренных 350 или 380 мм. Командование флота настаивало на максимальных размерах, но тут, все еще не уверенный в реакции «миролюбивых островитян», Гитлер приказал ограничиться пока что первоначальными девятью 283-мм пушками. Утешением, конечно, было то, что это были новые крупповские орудия, более мощные и дальнобойные, чем те, которые устанавливались на «дойчландах».

Стремясь успокоить англичан и придать своим действиям хоть какие-то юридические и правовые рамки, Гитлер пошел на подписание военно-морского соглашения с Британией, подчеркивая, что основным противником и обидчиком считает Францию. Немцы посулили англичанам гарантированное тройное превосходство британского линейного флота над германским: 477 тыс. тонн водоизмещения против 166 тыс. у Германии. Англичане подумали и согласились. Версальские ограничения окончательно рухнули – немцы получили возможность строить свой флот вполне легально.

Весной-летом 1935 года новые корабли, получившие значимые для германского флота названия «Шарнхорст» и «Гнейзенау», были официально перезаложены: 3 мая – «Гнейзенау», 16 июня – «Шарнхорст».

Новые линкоры (от архаичного термина «броненосец» было решено отказаться) не являлись потомками отлично спроектированных и построенных немецких линейных крейсеров Первой мировой войны. Они мало походили на дальнейшую эволюцию кораблей типа «Макензен» или «Эрзац Йорк». «Шарнхорсты» были, по сути, увеличенными в размерах «дойчландами», на которых ощущались последствия различных ограничений и компромиссов. Уже в процессе постройки выяснилось, что в рамках отведенного 26000-тонного водоизмещения удержаться не получится, и оно будет значительно превышено. Это вызывало серьезные опасения насчет мореходности, остойчивости и живучести новых кораблей. Например, броневая палуба оказалась ниже ватерлинии, недостаточной была и высота надводного борта. Корабли уже стояли на стапелях, и что-то радикально менять в них не было никакой возможности. Проблема остойчивости могла быть оптимизирована путем установки дополнительных булей, однако это решение неизбежно снизило бы скорость, что посчитали неприемлемым. Были приняты меры, направленные на экономию веса: установлена жесткая весовая дисциплина, кроме того, в строительстве широко применялась сварка – корпуса обоих линкоров, или, скорее, линейных крейсеров, были сварными. Данные усилия решили проблему перегруженности лишь отчасти – оба корабля были достаточно «мокрыми», уступая по мореходности многим одноклассникам.


Спуск линкора


3 октября 1936 года «Шарнхорст» в торжественной обстановке спускают на воду, «Гнейзенау» последует за ним лишь 8 декабря 1938 года. Несмотря на излишний вес, немцы большое внимание уделили вопросам непотопляемости кораблей – любой водонепроницаемый отсек, за исключением самых узких в оконечностях, делился, в свою очередь, на дополнительные водонепроницаемые пространства. Всего имелся 21 главный водонепроницаемый отсек, затопление двух из которых вне зависимости от расположения гарантированно сохраняло боеспособность корабля. Главный броневой пояс имел толщину в 350 мм, утончаясь к нижней кромке до 170 мм, и предназначался в первую очередь для защиты от потенциального врага – 330-мм орудий «дюнкерков». Бронирование башен главного калибра достигало максимальной толщины в 360 мм. Развитым по количеству был вспомогательный калибр линкоров: 8 спаренных 150-мм орудий, располагающихся в защищенных 140 мм броней башнях, и 4 одноорудийных установки, прикрытые лишь 25 мм щитами. Последнее было явным пережитком наследия «дойчландов», к тому же перегрузка уже не позволяла разместить все орудия в башнях. Противоторпедная защита была рассчитана на противодействие торпеды с боевой частью не менее 250 кг. После подписания англо-германского морского соглашения Гитлер уже не возражал против перевооружения «шарнхорстов» на новые 380-мм орудия, даже были выданы заказы на производство самих стволов – перевооружение должно было по плану произойти зимой 1940–1941, но с началом Второй мировой войны оно было отложено на неопределенный срок.

7 января 1939 года «Шарнхорст» вступил в строй, первым его командиром стал капитан цур зее Отто Цилиакс.

В Норвегии. Операция «Везербюнг»

Новые корабли, которые относились к линейным крейсерам, требовали многочисленной доводки. Особенно была капризной энергетическая установка. Учебно-тренировочные выходы на Балтике показали недостаточную мореходность и высоту надводного борта. У обоих линкоров переделывают носовую конечность, устанавливая более подходящие для плавания в Атлантике клиперские носы. Обстановка в Европе все более накалялась, новым кораблям было не до походов с целью демонстрации флага в отличие от своих предшественников, «дойчландов». Прилагались усилия по скорейшему доведению «Шарнхорста» до полноценного боевого состояния. В октябре командование решило, что новый линкор уже вполне способен к выходу в море. Дело в том, что к этому моменту англичане бросили значительные силы на поиск и уничтожение в Южной Атлантике «карманного линкора» «Адмирала графа Шпее», кольцо загонщиков вокруг которого уже сжималось. Для того чтобы снизить давление на рейдер, было решено санкционировать выход пары линкоров «Шарнхорста» и «Гнейзенау» в Атлантику с целью отвлечь англичан от их настойчивых охотничьих мероприятий. По иронии судьбы именно в задачи «карманного линкора» входило нарушение коммуникаций и отвлечение на себя части крейсерских сил противника. Теперь приходилось привлекать собственные тяжелые корабли, чтобы укусить за хвост англичан.

21 ноября 1939 года «Шарнхорст» и его систершип вышли из Вильгельмсхафена в Северную Атлантику. 23 ноября немецкие корабли столкнулись с английским вспомогательным крейсером «Равалпинди», бывшим пассажирским лайнером с восемью устаревшими 152-мм орудиями. Несмотря на просто подавляющую разницу в вооружении, командир британского крейсера Э. Кеннеди мужественно принял бой. Спустя полчаса «Равалпинди» превратился в пылающий остов, его командир был убит, команда спустила шлюпки. При потоплении старого лайнера немецкие линкоры израсходовали почти 120 снарядов главного калибра и более 200 – вспомогательного. Появление на горизонте крейсера «Ньюкасл» заставило вице-адмирала Маршаля, командующего операцией, отдать приказ на отход, поставив дымовую завесу, так как он опасался наличия более крупных кораблей. Командование подвергло Маршаля критике за огромный расход боеприпасов и нерешительность, но пропаганда представила потопление «Равалпинди» как большую победу.

Зиму 1939–1940 годов оба линкора провели в базе и учебных стрельбах на Балтике. Тогда же управлением пропаганды был снят специальный документальный фильм под названием «Линкор в боевом походе», где «Шарнхорст» снялся в роли главного героя. Зрителям показали картинку о том, что флот якобы оперирует чуть ли не у острова Гельголанд, ведя боевые стрельбы по вражеским самолетам и кораблям. На самом же деле съемки происходили в тыловой Балтике.

Следующей значимой вехой в карьере линкора было участие в операции «Везербюнг-Норд» – вторжения в Норвегию. «Везербюнг» проходил на грани критического риска и состоял из комбинации морских и воздушных десантов. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» вместе с тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» и эсминцами осуществлял прикрытие нарвикской десантной группы, осуществлявшей захват важного норвежского порта Нарвик. На подходе немецкая эскадра была обнаружена и атакована британскими бомбардировщиками, успеха, впрочем, не добившимися. Однако встревоженное Адмиралтейство, не владеющее всей картиной происходящего, решило, что немцы готовят крупную рейдерскую операцию в Северной Атлантике, и вечером 7 апреля 1940 года Флот Метрополии вышел в море. Пока эсминцы высаживали егерей на пирсы Нарвика, оба линкора крейсировали к западу. В 4 часа 30 минут 9 апреля 1940 года радар «Гнейзенау» обнаружил крупную цель в 25 км по корме, и на обоих кораблях сыграли боевую тревогу. Дождь и облачность сильно ограничивали видимость и не позволяли в полном объеме использовать отличную оптику. В 5 утра штурман «Шарнхорста» в зеркале секстана обнаружил вспышку крупнокалиберных орудий – размеры фонтанов от разрывов подтвердили серьезность намерений гостя. Спустя 5 минут сигнальщики обнаружили силуэт крупного корабля – это был линейный крейсер «Ринаун» вместе с сопровождавшими его восемью эсминцами. Вначале вице-адмирал Гюнтер Лютьенс приказал повернуть на неприятеля – вскоре стороны обменялись попаданиями: «Гнейзенау» и «Ринаун» получили по два снаряда. Немцы, зафиксировав, что «Ринаун» не один, опасались торпедных атак со стороны британских эсминцев, поэтому Лютьенс приказал увеличить скорость и оторваться от противника. В конце концов это удалось, и 12 апреля вместе с «Адмиралом Хиппером» линкоры вернулись в Вильгельмсхафен. Во время похода вскрылись многие конструктивные недостатки кораблей. Они страдали от частых ударов волн в носовую часть, из-за этого возникали частые проникновения воды в башню главного калибра «А», вызывая повреждения электроцепей. Ненадежной была и энергетическая установка. Тем не менее сразу же по прибытии в базу оба линкора стали готовить к новому походу – боеспособные единицы среди немецких тяжелых кораблей были наперечет. Проведя скоротечный ремонт, линкоры должны были вновь выйти к берегам Норвегии, однако подрыв 5 мая «Гнейзенау» на мине и последующий за этим ремонт отложили активные действия группы практически на месяц.

4 июня под флагом вице-адмирала Маршаля «Шарнхорст» и «Гнейзенау» вместе с тем же «Адмиралом Хиппером» и группой эсминцев вышли в море в рамках операции «Джуно», целью которой было препятствовать британскому судоходству у берегов Норвегии. После того как «Хиппер» уничтожил несколько британских судов, Маршаль отправил его вместе с эсминцами на дозаправку в Тронхейм, а сам отправился попытать счастья у берегов Харстада. В 16 ч. 48 мин. наблюдатель с фок-марса «Шарнхорста» заметил дым, а чуть позже сигнальщики опознали большой авианосец. Это был британский «Глориес», который в сопровождении эсминцев «Ардент» и «Акаста» эвакуировал из Норвегии две эскадрильи сухопутных истребителей – «Гладиаторы» и «Харрикейны». По какой-то причине ни один из торпедоносцев «Суордфиш», единственное эффективное оружие против немецких линкоров, к вылету готов не был. Все козыри были на руках у Маршаля. Немцы сблизились со своей жертвой и открыли огонь сначала главным, а потом вспомогательным калибром. Они быстро пристрелялись, и авианосец стал получать попадания за попаданием. Эсминцы эскорта проявили настоящий героизм, пытаясь защитить своего подопечного в практически безнадежной ситуации. Вскоре «Глориес» превратился в огромный костер, а «Ардент» и «Акаста» поставили дымовую завесу. Под ее прикрытием первый вышел в отчаянную торпедную атаку, выпустив 4 торпеды, – немцы их вовремя заметили и увернулись. На «Ардент» обрушился шквал снарядов, и он вскоре затонул. «Акаста» длительное время маневрировал, сбивая врагу прицел и избегая попаданий. В 19 ч. объятый пламенем «Глориес» пошел на дно, мужественный «Акаста» пережил его ненамного. Пойдя в атаку, он дал залп из четырех торпед – «Гнейзенау» от них уклонился, а вот «Шарнхорст» не избежал удара возмездия – одна торпеда попала ему в район башни «С». Линкор получил серьезные повреждения, крен на левый борт и принял 2500 тонн воды. «Акаста», ушедший на дно со всем экипажем, дорого продал свою жизнь. Поскольку на протяжении всего боя радиостанция «Глориеса» гнала одну депешу за одной, Маршаль после окончания боя решил срочно возвращаться. К тому же, состояние «Шарнхорста» вызывало некоторую тревогу. Линкор не мог дать скорость более 20 узлов, и поэтому немцы пошли в ближайший Тронхейм, где при помощи плавучей ремонтной мастерской удалось произвести временный ремонт. Лишь в конце июня «Шарнхорст» добрался до Киля и встал на капитальный ремонт, продолжавшийся до конца 1940 года.

Рейд в Атлантику



В конце 1940 года немецкое командование решилось на крупную операцию в Атлантике. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» должны были осуществить глубокий рейд по коммуникациям противника, атакуя по возможности одиночные суда и конвои. Командующему операцией Гюнтеру Лютьенсу было категорически запрещено вступать в бой с крупными кораблями. Операция получила многозначительное название «Берлин». 28 декабря 1940 года корабли вышли в море, но попали в жестокий шторм, в котором получили повреждения корпуса – огромные массы воды, ударявшие в места старых ран, оказались очень опасными. Пришлось вернуться, чтобы повторить попытку 22 января 1941 года. Уже 3 февраля линкорам удалось выскользнуть в Атлантику, где они и начали свою деятельность. Этот в целом удачный поход продолжался до 22 марта 1941 года – немецкие линкоры вдоволь порезвились на английских судоходных путях. Дважды у них состоялся контакт с линкорами противника: 7 марта с охраняющей конвой «Малайей», а 16 марта – с «Роднеем». Оба раза, благодаря превосходству в скорости, рейдерам удалось без труда уйти. За время похода «Гнейзенау» уничтожил 14, а «Шарнхорст» – 8 судов противника общим водоизмещением 115 тыс. тонн, вызвав переполох в Адмиралтействе.

22 марта оба линкора прибыли в оккупированный Германией французский порт Брест, где встали на ремонт. Присутствие рядом с Ла-Маншем шайки бандитов с большой дороги – вскоре к линкорам присоединился вернувшийся из Атлантики тяжелый крейсер «Принц Ойген» – сильно нервировало англичан. Стремясь уничтожить или хотя бы вывести из строя немецкие корабли, британское командование постоянно организовывало авианалеты на места стоянки брестской группы. Немцы стянули к городу большие силы ПВО, тщательно маскировали корабли, придавая им вид суши. Палубы линкоров и крейсера были плотно завешаны маскировочными сетями, для большей достоверности на надстройках и башнях были смонтированы настоящие деревья и кустарники. Но английская разведка, используя агентуру французского Сопротивления, всякий раз узнавала точные места стоянки. Переведенный в Ла-Паллис «Шарнхорст» 24 июля 1941 года подвергся очередному налету британских «веллингтонов» и получил пять прямых попаданий бомб от 227 до 454 кг. Корабль принял 3000 тонн воды, серьезно пострадало электрооборудование. К концу года после череды ремонтов разной степени сложности оба линкора довели до боеспособного состояния. В этот период центр усилий немецкого флота сместился на Север, через который союзники проводили караваны судов в Советский Союз. Гитлер называл этот регион зоной судьбы, и теперь главной задачей немецких надводных кораблей должно было стать нарушение коммуникаций союзников на Севере. К тому же, после гибели «Бисмарка» Атлантика перестала быть привлекательной как место охоты для крупных надводных кораблей, число которых у Германии было весьма ограниченно. Брестскую эскадру было решено перебросить вначале в Германию, потом дальше на север, в Норвегию.

Прыжок «Цербера»


Немецкие корабли в Ла-Манше. Впереди «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Фото с борта «Принца Ойгена»


К началу 1942 года немецкие корабли в целом были готовы к выходу. Налеты англичан становились все более интенсивными. На совещании у Гитлера в присутствии высших руководителей флота и авиации было принято окончательное решение о прорыве из Бреста самой опасной, но зато самой кратчайшей дорогой – непосредственно через Ла-Манш. Командующий операцией вице-адмирал Отто Цилиакс получил детально разработанный план прорыва под названием «Операция Церберус». 11 февраля 1942 года «Шарнхорст» (под флагом Цилиакса), «Гнейзенау» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» в сопровождении 6 эсминцев и 11 миноносцев покинули Брест. Во время прорыва немцам удалось добиться очень тесного взаимодействия с люфтваффе – на каждом из трех крупных кораблей находился офицер связи. Над прорывающимся отрядом был развернут мощный зонт из истребителей. Начало движения соединения англичане откровенно проспали и, спохватившись от такой наглости, бросили все, что оказалось под рукой, чтобы помешать противнику. Немецкая эскадра последовательно подверглась атакам торпедоносцев, торпедных катеров и эсминцев, всякий раз успешно отбиваясь. Главным врагом оказались все-таки невытраленные донные мины, щедро усыпавшие дно Ла-Манша. 12 февраля, на второй день перехода, у голландского побережья «Шарнхорст» последовательно подорвался на двух донных минах. Линкор принял почти 1500 тонн воды, имелись повреждения в машинном отделении, и корабль лишился хода. Но вскоре аварийным партиям удалось нейтрализовать последствия повреждений, и 13 февраля «Шарнхорст» вслед за главными силами пришел в Вильгельмсхафен. Операция «Церберус», смелая и дерзкая, блестяще удалась.

Снова на север


Боковая схема «Шарнхорста» в разные годы


По прибытии «Шарнхорст» перевели в Киль на ремонт. Там же находился и «Гнейзенау», получивший свою роковую бомбу в ночь на 27 февраля. Удачное попадание вызвало воспламенение зарядов в погребе башни главного калибра с последующим их взрывом и сильным пожаром. Детонации снарядов удалось избежать затоплением погребов, однако линкор полностью вышел из строя. «Шарнхорст» утратил своего старого напарника. Более тщательный осмотр его специалистами привел к выводу о необходимости более тщательного, а следовательно, и продолжительного ремонта – в первую очередь котлов и турбин. Лето и осень 1942 года прошли в учениях и ремонтах – проблемы с машинами и котлами постоянно преследовали корабль. К концу года «Шарнхорст», наконец, начал подготовку к переброске в Норвегию. Это решение не отменили даже в свете истерического приказа фюрера 1 января 1943 года о списании всех тяжелых кораблей на слом после неудачного Новогоднего боя у берегов Норвегии.

После нескольких неудачных попыток «Шарнхорст» в рамках операции «Падерборн» 14 марта 1943 года достиг Нарвика, а 22 марта бросил якорь в главной оперативной базе германского флота на севере Норвегии – Альтен-фиорде, где уже давно находился крупнейший немецкий линкор «Тирпиц» и тяжелый крейсер (бывший броненосец) «Лютцов». Апрель 1943 года ознаменовался совместным походом двух линкоров вместе с эсминцами к острову Медвежий. Остальное время немецкая эскадра проводила в бездействии с редкими учебными выходами недалеко от базы, повыгонять корабельных крыс из стволов орудий. На флоте стал сказываться недостаток топлива. Летом 1943 года норвежцами была захвачена немецкая радиостанция на острове Шпицберген, и командование Кригсмарине начало готовить ответную операцию с рейдом к этому арктическому острову. Заодно необходимо было доказать фюреру, что надводные корабли флота не зря пожирают столь дефицитное топливо целыми железнодорожными составами. 8 сентября «Тирпиц» и «Шарнхорст» вместе с 10 эсминцами, подойдя к Шпицбергену, обстреляли угольные выработки и шахтерский поселок. На берег высадилась тысяча десантников. Батарея из двух старых 76-мм орудий была уничтожена огнем корабельной артиллерии. «Шарнхорст» показал настолько отвратительные результаты по стрельбе, что сразу же по возвращении на базу был отправлен на учения. Ответ противной стороны был более конструктивным и болезненным: 22 сентября 1943 года стоявший в Каа-фиорде «Тирпиц» был атакован британскими карликовыми подводными лодками, серьезно повредившими его, – по немецким оценкам, до весны 1944 года линкор был выведен из строя. «Шарнхорст» избежал такой незавидной участи лишь из-за того, что находился на зенитных учениях. После ушедшего ранее на капитальный ремонт «Лютцова» «Шарнхорст» остался единственным боеспособным немецким кораблем в Арктике.

Последний бой линкора «Шарнхорст»


Контр-адмирал Эрих Бей, командующий немецкой эскадрой


К концу 1943 года обстановка на главном для Германии Восточном фронте становилась все более угрожающей. Союзники, воспользовавшись ослаблением немецких сил в Арктике, возобновили проводку караванов. Гитлер постоянно упрекал руководство флота в бездеятельности и бесполезности надводных кораблей, которые, по его словам, никак не могли влиять на ситуацию. На совещании у фюрера 19–20 декабря Карл Дёниц заверил его, что в самое ближайшее время «Шарнхорст» и наиболее боеспособные 4 эсминца выйдут на перехват обнаруженного конвоя. Временный командир ударного соединения контр-адмирал Эрих Бей (вместо отсутствующего Кюметца) 22 декабря получил приказ перейти на трехчасовую готовность. «Шарнхорст» в последний раз принял топливо и провизию. Для командира линкора Фрица Хинце это был первый выход в море в новой должности. В зоне относительной досягаемости находились два британских конвоя. JW-55B из 19 танкеров и транспортов в охранении 10 эсминцев и 7 эскортных кораблей вышел из Лох-Ю 20 декабря. Навстречу ему двигался другой конвой, RA-55 с силами охранения. В Баренцевом море оба конвоя прикрывались британским Соединением 1 адмирала Р. Бернета, в которое входили легкие крейсеры «Белфаст», «Шеффилд» и тяжелый «Норфолк», и Соединением 2 – линкор «Дьюк оф Йорк» (флаг командующего Флотом Метрополии адмирала Брюса Фрейзера), крейсер «Ямайка» и 4 эсминца. Британский конвой JW-55В был сначала обнаружен авиацией, а потом и подводной лодкой. Дёниц отдал приказ о начале операции. В 19 ч. 25 декабря 1943 года в рождественский снегопад германская эскадра вышла из базы. Началась операция «Остфронт». Бей постоянно держал радиоконтакт со штабом командования немецких сил в Норвегии. На руках он имел весьма противоречивый приказ: с одной стороны, ему предписывалось атаковать конвой при малейшей возможности и действовать энергично, с другой, – требовалось немедленно прекратить бой при появлении сильнейшего противника. Декабрьское море волновалось, «Шарнхорст» шел во главе эскадры, в стороне сквозь волны пробивались эсминцы. Вскоре их скорость пришлось уменьшить до 10 узлов. Бей не догадывался, что все его переговоры с берегом читались британской службой «Ультра» – англичане знали, что старый враг покинул свое логово и находится в море.

Утром в 8 часов радар «Белфаста» обнаружил немецкий линкор в 32 км от конвоя, в 9.20 он был уже визуально опознан с «Шеффилда». «Шарнхорст» не включал свои радары, чтобы соблюсти скрытность. В 9.23 британские крейсеры открыли огонь сначала осветительными, затем и бронебойными снарядами – «Шарнхорст» немедленно ответил. В течение 20 минут противники обменивались залпами – в немецкий корабль попало несколько снарядов, не причинивших сильных повреждений кроме одного, уничтожившего носовую антенну радара. «Шарнхорст» ослеп с носовых углов примерно на 69–80 градусов. Бей решил выйти из боя: главной целью все-таки был конвой. И ему удалось сбросить с хвоста англичан. «Шарнхорст» совершает обходной маневр и пытается подойти к конвою с другой стороны, с северо-востока. Английские крейсеры вновь обнаруживают противника. В произошедшей перестрелке «Норфолк» и «Белфаст» получают повреждения, и немецкий линкор вновь выходит из боя. Эсминцы в сражении не участвуют, так как находятся слишком далеко. У них подходит к концу топливо, и Бей отпускает свой эскорт на базу.

В начале второго дня немецкий адмирал решил закончить операцию – к конвою пробиться не удалось, англичане знают о его присутствии. И больше всего Бей опасался наличия поблизости британского линкора. Идущие по следу рейдера крейсеры наводили на его перехват Соединение 2 адмирала Фрейзера – на «Дьюк оф Йорке» уже давно сыграли боевую тревогу. «Шарнхорст» шел прямо в ловушку. Носовой радар был уничтожен, кормовой отключен. В 16.32 радар английского линкора обнаружил цель, через несколько минут рейдер был обстрелян осветительными снарядами – его башни располагались по носу и по корме – немцев застали врасплох. Тем не менее немецкий корабль увеличил скорость и начал отвечать. Его 283-мм снаряды не могли пробить мощную броню «Дьюк оф Йорка». В 16.55 первый 356-мм английский снаряд достиг цели. Немецкий рейдер превосходил своих противников в скорости и начал увеличивать дистанцию. На счастье англичан, стрельба флагмана Фрейзера была в тот день точной – тяжелые английские снаряды выводили из строя жизненно важные узлы «Шарнхорста». В 18 часов произошло попадание в машинное отделение: скорость упала до 10 узлов. Но уже через 20 минут машинное отделение отрапортовало, что способно дать 22 узла. Все уцелевшие члены экипажа линкора свидетельствуют о высоком боевом духе команды «Шарнхорста» в его последнем бою – пожары тушились быстро, аварийные партии заделывали пробоины. Британский линкор постоянно накрывали немецкие залпы, но прямых попаданий было немного, и они не были эффективными. Около 19 часов, когда артиллерия «Шарнхорста» уже перестала отвечать, Фрейзер отдал приказ эсминцам торпедировать противника. Вспомогательный калибр уже не действовал, и попадания торпед пошли одно за другим. Англичане утверждают, что всего было 10 или 11 торпедных попаданий. Линкор осел в воде, палуба была охвачена пожаром – положение стало безнадежным, и Бей отдал приказ оставить корабль, сам он решил разделить его участь. В 19.45 «Шарнхорст» затонул со все еще работающими машинами. Британские эсминцы приступили к спасательной операции, но из ледяной воды удалось спасти только 36 человек. Англичане отдали должное храбро сражавшемуся противнику: на обратном пути из Мурманска в Скапа-Флоу, проходя над местом гибели «Шарнхорста», Фрейзер приказал бросить в воду венок в память о выполнивших долг германских моряках.

3 октября 2000 года экспедиция норвежских ВМС обнаружила немецкий линкор на глубине 300 метров в 130 километрах к северо-востоку от Нордкапа. «Шарнхорст» лежит вверх килем, словно укрывает собой нашедший последнее пристанище экипаж.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +52
    30 декабря 2015 07:29
    Блин..Шарнхорст и Гнейзенау мои любимцы,просто потрясающие и красивейшие корабли!Хоть и заклятые враги нам фашисты были,но строить корабли умели..А ещё Фрейзер сказал своему экипажу..Я хочу что бы мой корабль всегда сражался так,как сражался сегодня Шарнхорст.. Думаю щас бездумные товарисчи налепят минусов..))),но я восхищаюсь мужеством германских моряков сражавшихся на линкоре..пусть они нам были и враги..
    1. +21
      30 декабря 2015 08:21
      "Бездумные" ещё не проснулись.... Всё верно: противника, особенно сильного, недооценивать, как минимум - преступно. Эмоциональная оценка - восхищаться, уважать, или напротив ненавидеть к профессиональной оценке рассматриваемого объекта отношения не имеет.
    2. +11
      30 декабря 2015 08:33
      Немцы всегда умели достойно воевать, и их моряки достойное тому подтверждение.
    3. Комментарий был удален.
    4. +9
      30 декабря 2015 09:30
      Цитата: игорка357
      но я восхищаюсь мужеством германских моряков сражавшихся на линкоре..пусть они нам были и враги..

      Не только немцы, конечно, можно вспомнить и японцев, а также и их камикадзе. Англичане, американцы, конечно и наши тоже.
      А у немцев еще впечатлил прорыв Бисмарка и сражение немцев в безвыходной ситуации. Но еще больше поразил подводный флот кригсмарине - погибли 32 тысячи подводников из 39, а немцы шли служить туда еще и добровольно.
      1. +10
        30 декабря 2015 16:08
        Цитата: sevtrash
        А у немцев еще впечатлил прорыв Бисмарка и сражение немцев в безвыходной ситуации.

        Если убрать эмоции, то в операции Rheinübung немцы разменяли один из двух новейших линкоров-поствашингтонцев на модернизированный постютландский линейный крейсер.
        При этом Лютьенс умудрился отступить, имея в противниках недостроенный ЛК с отчаянно глючащими башнями ГК.
        На Цусиме в шутку даже поднимали вопрос о нарушении англичанами правил ведения войны: ибо в бою с "Бисмарком" напрямую участвовали гражданские - рабочие и инженеры "Виккерс-Армстронг", оставшиеся на борту для доводки до ума БШГК и СУАО "Принца". В ходе боя эти спецы вместе с командой работали с приборами СУАО и помогали ремонтировать вышедшие из строя орудия и башни.
        Впрочем, если вспомнить, что "Принц" вступил в строй лишь 31 марта 1941 г. - ничего удивительного. Штатная команда на нём была абсолютно зелёной.

        Ну а финальный бой - это чистое добивание. Слабоуправляемый немецкий ЛК встретился с самым подготовленным из поствашингтонцев RN, да ещё и с 16" вашингтонцем с неплохо обученной командой и доведённой до ума матчастью.
        "Роднея", кстати, вылизывали почти 15 лет, до 1939 года, устраняя заводские и конструктивные недоработки - например, деформацию роликов БШГК и их погонов вследствие перемещения башен в горизонтальной плоскости (конструкторы не предусмотрели вертикальные ролики, предохраняющие башни от горизонтального смещения на волнении - и их пришлось устанавливать уже после сдачи кораблей флоту).
        1. +1
          31 декабря 2015 06:48
          А ни чего что помимо Принца и Худа к месту боя неслись почти все корабли британского флота? Так что Лютьенсу только отступать и остовалась
    5. +3
      30 декабря 2015 21:51
      Какие минусы ? Отнюдь ! Германская корабельная архитектура всегда была на высоте,замечу что в построенных после войны наших кораблях 2-го и 1-го ранга все равно угадываются германские черты.
    6. 0
      13 февраля 2016 20:17
      Да, это были настоящие моряки. И когда называют Россию морской державой, это вызывает просто недоумение. Да, когда-то давно она вела победные сражения со шведами, турками А потом? Провальная Крымская война 1854 г, Цусима 1905 г, затопление Черноморского флота в 1918 г, мелкие сражения в 1 и 2 мировой войнах. Флоты на Черном море и Балтике были заперты минами на своих базах и участвовали в береговой обороне. Реально что-то делал только Северный флот. Ну, сопровождение транспортов и конвоев союзников. И все! Настоящие морские державы, участвовавшим в грандиозных сражениях - Германия, Англия, США, Япония. Франция и Италия - середняки, хотя в среднем они тоже воевали лучше ВМФ СССР.
  2. +9
    30 декабря 2015 07:40
    В Технике-Молодёжи,в Анталогии таинственных случае"было описание "Операции Цербер".Об этой операции пишут как о провале "Гранд Флита".Но похоже англичане специально пропустили Шангорс,Гнейзенау и принц Ойген под наблюдением.И ещё,зная Черчилля и его отношение к Северным Конвоям,можно предположить что пропуском кораблей на Север,Черчилль надеялся толкнуть немецкий флот на захват Советского Заполяья.Ведь после неудачного выхода в море Тирпица и разгрома каравана PQ-17 поставки в северные порты Советского Заполярья фактически прекратились.Вве поставки по Ленд-Лизу пошли через Тихоокеанские порты СССР или Иран.Хоть это только моё личное мнение,ссылок на эту гипотезу можно привести много.
    1. +3
      30 декабря 2015 14:15
      Цитата: амурец
      В Технике-Молодёжи,в Анталогии таинственных случае"было описание "Операции Цербер"

      "Т - М" за 1986, №1. Основная статья Б.Рыбников. "Неблагоприятное стечение обстоятельств" (с.42);обсуждение - И.Боечин. "Цербер" против "Фуллера" (с.45) и Ф.Надеждин. Тот же почерк (с.47). И я тоже полностью согласен с мнением авторов: этот "прорыв" немецкой эскадры оказался как две капли воды похож на "прорыв" "Гебена" и "Бреслау" в 1914-м. Впрочем, ещё одно "интересное совпадение": Главным Морским лордом в то время был как раз премьер-министр в описываемое. Ну, а его любовь к СССР была общеизвестна.
      1. 0
        30 декабря 2015 18:33
        Цитата: Алекс
        как две капли воды похож на "прорыв" "Гебена" и "Бреслау" в 1914-м

        На мой взгляд это просто стечение обстоятельств.Кроме того, что мешало англичанам вообще не преследовать Ш и Г?Ну ушли и ушли...
        Что касается Гебена то там тоже были определенные причины
        1. +3
          30 декабря 2015 19:27
          Цитата: Pilat2009
          На мой взгляд это просто стечение обстоятельств
          Что-то у англов очень часто обстоятельства стекают. То три мощных корабля под носом прошли, то с конвоя охранение сняли, то линейный крейсер не догнали (ну ушёл, так ушёл, пусть теперь у русских на Чёрном море голова болит). Как мне кажется, не могли англы не знать, что "Гебен" станет серьёзным провокатором начала войны Турции с Россией (там не все рвались в очередной раз с Россией воевать, время уже было не то, самим бы выжить).
      2. 0
        30 декабря 2015 22:11
        За май 40- го по моему была статья про прорыв адмирала Шпее в Тихий океан. В Первую мировую.
        Что интересно анализ материалов ТМ за 40- начало 41 го годы показывает что немецкая тактика не была чем то неизвестным для нас. Журналисты делают из действий немецкой армии вполне правильные выводы. Или наши генералы журналы не читали...
        1. +3
          31 декабря 2015 14:01
          Цитата: Cap.Morgan
          За май 40- го по моему была статья про прорыв адмирала Шпее в Тихий океан.

          Ну, называть это "прорывом" я бы не стал. Шпее весьма спокойно покинул Циндао, без особых приключений достиг о.Пасхи, где заправился и пополнил припасы, после чего дал перцу у Коронеля. Колониальных сил Англии вполне хватало для его нейтрализации или даже уничтожения, но правительство Его величества было больше озабочено тем, чтобы поскорее прибрать к рукам ставшее бесхозным имущество кайзера в Тихом океане, чем гоняться за пятью немецкими кораблями. Колониальная администрация на местах тоже больше щеки раздувала: чего стоит требование Австралии предоставить им ни много, ни мало - линейный крейсер для защиты от эскадры Шпее. При том, что он даже не собирался идти в том направлении (самоубийцей он не был).

          В общем, всё в английском стиле: корабли уходят, обстоятельства складываются, политики напускают туману, а к рукам липнут новые земли и богатства.
    2. +3
      30 декабря 2015 22:02
      Не знаю что вы имеете в виду , упоминая Черчилля. Соединённые Штаты оказывали помощь СССР по программе Ленд Лиза. Но основная часть помощи пошла после 43 го года. В 41-42 годах, то есть в период самого тяжёлого положения на фронтах поставки срывались, были недостаточны. С другой стороны поставки нашего британского союзника выполнялись аккуратно и в срок. Черчилли и Валентайны свою роль сыграли в частности в битве под Москвой их было до 20% от общего количества машин - в тот момент в основном Т-60. Падение СССР в 41-42 годах для Британии означало конец Империи или по крайней мере серьёзнейшее осложнение всей ситуации. Уинстон Черчилль это понимал.
  3. +3
    30 декабря 2015 08:15
    Спасибо Денис! С Наступающим..!Дальнейших творческих успехов в Новом году!...Эта статья тоже успех..
    1. +3
      30 декабря 2015 10:16
      Цитата: parusnik
      Спасибо Денис! С Наступающим..!Дальнейших творческих успехов в Новом году!...Эта статья тоже успех

      Спасибо,уважаемый коллега -буду стараться)
      1. +12
        30 декабря 2015 11:01
        Хорошо и добротно сделано. Спасибо.

        Хотел только добавить один аспект.

        "Это был британский «Глориес», который в сопровождении эсминцев «Ардент» и «Акаста» эвакуировал из Норвегии две эскадрильи сухопутных истребителей – «Гладиаторы» и «Харрикейны». По какой-то причине ни один из торпедоносцев «Суордфиш», единственное эффективное оружие против немецких линкоров, к вылету готов не был"

        Именно по этой причине. Сухопутные истребители не имели складных крыльев и поэтому в ангары просто не помещались. И были размещены на палубе. Англичане не предполагали такого "подарка" от немцев, за что и поплатились.

        Плюс немцы очень качественно использовали еще одно оружие - ветер. Четкое маневрирование не дало "Глориесу" развернуться против ветра, чтобы выпустить самолеты. Палубу кое-как расчистили, "Суордфиши" подготовили, но уже было поздно.
        1. 0
          30 декабря 2015 12:22
          Цитата: Banshee
          Именно по этой причине. Сухопутные истребители не имели складных крыльев и поэтому в ангары просто не помещались.

          «Глориес» имел большие элеваторы, на которых мог по­меститься «Харрикейн» с его не складывающимися крылья­ми, однако его полетная палуба была на 200 футов короче палубы «Арк Роняла». Но элеваторы «Арк Ройяла» были слиш­ком малы и не позволяли убрать «Харрикейны» в ангар, с забитой полетной палубой авианосец терял возможность использовать собственные самолеты. Нужно было постарать­ся посадить истребители на «Глориес», потому что, посадив их на «Арк Ройял», пришлось бы отрезать «Харрикейнам» консоли крыльев, чтобы спустить их в ангар.
          (с) Н.Полмар.
        2. 0
          30 декабря 2015 22:12
          Англичане вообще не предполагали что немцы могут быть поблизости. Вначале они приняли немцев за своих.
  4. +3
    30 декабря 2015 08:34
    Серьёзный,мощный,умный враг и наши деды его победили,статья очень интересная,автору спасибо и плюс!
  5. +13
    30 декабря 2015 08:46
    Гёдде продолжал плыть, медленно и неустанно, повернув голову к тонущему «Шарнхорсту». Вдруг большая волна подняла его на свой гребень, и перед глазами старшины предстала очень печальная картина, выхваченная из темноты белыми как мел лучами прожекторов и огнем осветительных снарядов. Сквозь завывание бушующей метели он видел ярко освещенный силуэт своего корабля, сейчас уже лежащего почти на боку. Это зрелище казалось нереальным, невозможным. В голове Гёдде мелькнула мысль, что под таким углом раньше можно было видеть корабль только с пикирующего истребителя. Все казалось как будто нарисованным вопреки закону притяжения. Было заметно только несколько человек, плывущих у правого борта корабля, поскольку большая часть матросов следовали совету капитана и покидали линкор, перелезая через поручни левого борта. Позднее, когда его уже спасли, Гёдде благодарил Провидение за то, что он покинул корабль именно с правого борта, поскольку почти все спасшиеся были подобраны именно с этой стороны.
    Близко от себя он увидел поблескивающий свет аварийного плота. Этот неустанно мелькавший в метели свет мигал как-то жутко, неестественно, подобно сигналу бедствия корабля. Гёдде поплыл на него и увидел, как внезапно на плоту поднялся офицер. Сквозь рев бури Гёдде услышал, как офицер кричит:
    – Да здравствует «Шарнхорст»!
    Мичман и все, кто плыли рядом с ним в волнах, присоединились к этому возгласу.
    Гёдде подплыл к плоту, который был довольно близко к линкору, и начал узнавать освещенные неровным светом лица. Теперь поднял руку молодой матрос:
    – Да здравствуют наши семьи, наша Родина!
    И снова со всех сторон послышались приветствия. Это были трогающие душу мгновения, которые Гёдде никогда не забудет. Кто-то, как позднее вспоминал Штрётер, запел. Над водой разнеслись, наполовину заглушённые ветром, слова:
    На могиле моряка… розы не цветут…
    После двух строк песня умолкла.
    Внезапно Гёдде услышал крики нескольких матросов, которые плыли ближе к кораблю:
    – Это капитан! Он около корабля. Не может держаться на воде — у него нет спасательного жилета.
    Гёдде понял, что с «Шарнхорста» ушел последний моряк — капитан. Последний моряк из тех, кто был способен добраться до верхней палубы. Гёдде знал, что многие не смогли выбраться из корабля. Среди них был персонал снарядного погреба 4-й башни, а также матросы из машинного отделения и из помещений, расположенных ниже бронепалубы. И снова раздался возглас, ясно слышимый сквозь завывание метели, продолжавшие кружить снежные хлопья в желто-белом свете осветительных снарядов:
    – Спасите первого помощника! Он плывет близко к кораблю и не может держаться на поверхности.
    Плывущий рядом с Гёдде матрос подплыл к нему ближе и что-то ему крикнул. Ему пришлось повторить это один или два раза, прежде чем Гёдде разобрал его слова:
    – Они оба отдали свои спасательные жилеты матросам, у которых их не было!


    Фриц-Отто Буш Трагедия линкора «Шарнхорст».(История битвы при Нордкапе, рассказанная выжившим с «Шарнхорста»)
  6. avt
    +1
    30 декабря 2015 10:16
    Нормально ,вот только
    . Это был британский «Глориес», который в сопровождении эсминцев «Ардент» и «Акаста» эвакуировал из Норвегии две эскадрильи сухопутных истребителей – «Гладиаторы» и «Харрикейны». По какой-то причине ни один из торпедоносцев «Суордфиш», единственное эффективное оружие против немецких линкоров, к вылету готов не был.
    А действительно - Почему ? wassat Может потому что по факту был авиатендером перевозившим сухопутные самолеты?
    1. +4
      30 декабря 2015 10:30
      Цитата: avt
      Почему ?

      Может ещё и потому,что из за интенсивного северо-западного ветра для подъема и посадки самолетов "Глориесу" пришлось бы ложиться на обратный курс.
      1. avt
        0
        30 декабря 2015 10:34
        Цитата: Plombirator
        Может ещё и потому,что из за интенсивного северо-западного ветра для подъема и посадки самолетов "Глориесу" пришлось бы ложиться на обратный курс.

        request Хег его знает...Я не в кугсе ребята . Даже не знаю были ли в том последнем для авианосца походе ,,авоськи" у него . Может просто тупо не было и шел как транспорт.
      2. +1
        30 декабря 2015 12:15
        Цитата: Plombirator
        Может ещё и потому,что из за интенсивного северо-западного ветра для подъема и посадки самолетов "Глориесу" пришлось бы ложиться на обратный курс.

        Там ещё, ЕМНИП, и личностный фактор вмешался: командир авианосца Ойли-Хьюз полностью разо... рассорился с командиром собственной авиагруппы Хотом. Причём дело дошло до военного суда, заседание которого должно было быть организовано в Скапа-Флоу после прибытия туда АВ. Посему ни о какой организованной работе палубников "Глориеса" на переходе от берегов Норвегии в базу можно было даже не думать.

        А ведь не поссорься Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - были бы у "глориеса" и авиаразведка, и ударная группа в готовности.

        Полмар, кстати, пишет, что "хури" сели на "Глориес" именно потому, что его самолётоподъёмники были больше, чем у "Арк Ройала", и на них "харрикейн" помещался полностью.
  7. +3
    30 декабря 2015 10:39
    Цитата: avt
    Даже не знаю были ли в том последнем для авианосца походе ,,авоськи" у нег

    В одних источниках говорится про 5 ,в других- 6 "Суордфишей".
    1. +4
      30 декабря 2015 10:49
      Денис хорошая статья.Было бы еще очень замечательно описать рейды немецкого флота в южной Атлантике.Благо северную вы уже начали.
  8. 0
    30 декабря 2015 11:20
    Вообще-то Гитлер был профанов в кораблях абсолютным, а потому никому и никогда не давал советов добавить башню кораблю еще что-то из этой оперы. Это все басни. Если кто не знает, то операция «Рейнские учения» была разработанная и начата без согласия Гитлера и его даже не поставили в известность о ее начале. А это операция привела к гибели Бисмарка. Это показатель того как Гитлер вмешивался в дела Флота. Фактически никак пока ситуация для стала катастрофическая. А к чему привело вмешательство "знатока" мы все знаем.
  9. -2
    30 декабря 2015 12:19
    Честь и хвала мужественным немецким морякам, стойко сражавшимися с превосходящими англо-американскими силами противника!
    1. +4
      30 декабря 2015 12:25
      Цитата: Рой
      Честь и хвала мужественным немецким морякам, стойко сражавшимися с превосходящими англо-американскими силами противника!
      Sehr gut, Рой, sehr gut...

      Особенно хорошо Ваше заявление звучит на фоне того, что в последний раз "Шарль" вышел в море для перехвата конвоя, груз которого был предназначен для воюющего СССР. И от конвоя его отогнала группа в составе всего 1 КРТ и 2 КРЛ.
      1. +2
        30 декабря 2015 12:33
        Это не умаляет факта мужественного поведения немецких моряков.
        1. +2
          30 декабря 2015 14:10
          Цитата: Георг Шеп
          Это не умаляет факта мужественного поведения немецких моряков.

          Да где там мужественное поведение?
          От "Шарля" до конвоя было 32 мили. Между "Шарлем" и конвоем было только ближнее прикрытие: 1 КРТ-"вашингтонец" и 2 КРЛ. Немецкий ЛК дважды выходил на эту троицу - и дважды отворачивал от неё, выходя из боя. В результате "Шарль" дождался таки появления "Герцога", и мужественно драпал от него.

          3 крейсера не допустили к конвою линкор - подобное было, ЕМНИП, только в Новогоднюю ночь (когда 5 ЭМ сдержали броненосец, КРТ и 5 ЭМ) и на Средиземке в заливе Сирт, когда 2 КР из Мальтийского конвоя отбились от итальянского ЛК с эскортом.


          В результате "Шарль" дождался подхода "Герцога" - и от него сбежать уже не смог.
        2. +3
          30 декабря 2015 22:16
          Моряки во всём мире умели воевать.
          Наверно только французы проспали всю войну.

          И наши прекрасно воевали, и японцы , и американцы...
          Вероятно это объясняется тем что на флот берут лучших.
  10. +6
    30 декабря 2015 13:23
    Малое дополнение. Историческая справка по потопленным кораблям и судам.
    Линкоры «Шарнгхорст» и «Гнейзенау» на двоих потопили:
    1. Всп. крейсер «Равалпинди» (Англия, 1925) 23.11.39 (16600 брт., 167х21х8,99 м., 17 уз., 8х1- 152 мм, 2х1- 76 мм(погибло 238 чел.(из них- 28 оф.), 37 – взято в плен)
    2. Эсминец «Глоуорм» (Англия, 1936) 8.04.40 (1888 т., 98,5х10,1х3,8 м., 34000 л.с., 35,5 уз., 4х1- 120 мм, 2х4- 12,7 мм, 2х5- 533 мм ТА)
    3. Дизельный танкер «Ойл Пайонир» (Англия, 1928) 7.06.40 (погибло 20 чел., взято в плен- 25)
    4. Авианосец «Глориес» (Англия) 8.06.40 (22000 т., 30,5 уз., 48 самолетов)(погибло 1160 чел. + 43 чел. летного состава + 1203 чел., по др. данным- 1222 чел.)
    5. Эсминец «Ардент» (Англия, 1930) 8.06.40 (1821 т., 98,5х9,8х3,7 м., 34000 л.с., 35,25 уз., 4х1- 120 мм, 2х1- 40 мм, 2х4- 533 мм ТА(погибло 157 чел., по др. данным- 153)
    6. Эсминец «Акаста» (Англия, 1930) 8.06.40 (1821 т., 98,5х9,8х3,7 м., 34000 л.с., 35,25 уз., 4х1- 120 мм, 2х1- 40 мм, 2х4- 533 мм ТА(погибло 154 чел., по др. данным- 160 чел.)
    7. Транспорт «Трелони» (Англия) 22.02.41 (4689 брт.(погиб 1 чел.(потоплен «Гнейзенау»)
    8. Транспорт «Кантара» (Англия) 22.02.41 (3327 брт.(потоплен «Гнейзенау»)
    9. Транспорт «Э.Д. Хуфф» 22.02.41 (Канада) 22.02.41(6219 брт)(погибло 2 чел.(потоплен «Гнейзенау»)
    10. Транспорт «Харлсден» (Англия) 22.02.41 (5483 брт(погибло 7 чел.)(потоплен «Гнейзенау»)
    11. Танкер «Ластрес» (Англия) 22.02.41 (6156 брт)(в баласте)(потоплен «Шарнгхорстом»)
    12. Пароход «Марафон» (Греция) 9.03.41 (потоплен «Шарнгхорстом»)
    13. Дизельный танкер «Симния» (Англия) 15.03.41 (6197 брт)(погибло 3 чел.)(потоплен «Гнейзенау»)
    14. Танкер «Бианка» (Норвегия) 15.03.41 (5684 брт)(захвачен «Гнейзенау»)
    15. Танкер «Поликарб» (Норвегия) 15.03.41 (6405 брт)(захвачен «Гнейзенау»)
    16. Дизельный танкер «Сан Казимиро» (Норвегия) 15.03.41 (8046 брт)(захвачен, позже- 20.03.41 потоплен)
    17. Дизельный танкер «Бритиш Стренгс» (Англия) 15.03.41 (7139 брт)(погибло 2 чел.)(потоплен «Шарнгхорстом»)
    18. Дизельный танкер «Ателфоум» (Англия, 1931) 15.03.41 (6554 брт)(погибло 2 чел.)(потоплен «Шарнгхорстом»)
    19. Пароход «Эмпайр Индастри» (Англия, 1916) 16.03.41 (3648 брт)(потоплен «Гнейзенау»)
    20. Транспорт «Гранли» (Норвегия) 16.03.41 (1577 брт) (потоплен «Гнейзенау»)
    21. Грузо-пассажирский пароход «Ройал Кроун» (Англия, 1927) 16.03.41 (4364 брт)(взято в плен- 39 чел.)(потоплен «Гнейзенау»)
    22. Грузо-пассажирский пароход «Майсон» (Англия)16.03.41 (4564 брт)(потоплен «Гнейзенау»)
    23. Грузо-пассажирский пароход «Рио Дорадо» (Англия, 1924) 16.03.41 (4507 брт)(погибло 39 чел.)(потоплен «Гнейзенау»)
    24. Транспорт- фруктовоз «Чилиан Рифер» (Дания, 1936) 16.03.41 (1739 брт)(погибло 8 чел.)(потоплен «Гнейзенау»)
    25. Транспорт «Мантхай» 16.03.41 (8290 брт)(потоплен «Шарнгхорстом»)
    26. Пароход «Сильвефир» (Англия) 16.03.41 (4347 брт)(погиб 1 чел.)(потоплен «Шарнгхорстом»)
    27. Грузо-пассажирский пароход «Сардиан Принц» (Англия) 16.03.41 (3200 брт)(потоплен «Шарнгхорстом»)
    28. Пароход «Деметертон» (Англия) 16.03.41 (5251 брт)(потоплен «Шарнгхорстом»)
    1. +1
      30 декабря 2015 22:18
      И это при абсолютном преимуществе англичан на море!
      При наличии у Британии авианосцев и разветвлённой сети аэродромов.
  11. 0
    30 декабря 2015 16:51
    Да хорошие морские ходоки были у немцев!И в двойне приятно что финиш их был дном морским!
  12. 0
    30 декабря 2015 19:46
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Рой
    Честь и хвала мужественным немецким морякам, стойко сражавшимися с превосходящими англо-американскими силами противника!
    Sehr gut, Рой, sehr gut...

    Особенно хорошо Ваше заявление звучит на фоне того, что в последний раз "Шарль" вышел в море для перехвата конвоя, груз которого был предназначен для воюющего СССР. И от конвоя его отогнала группа в составе всего 1 КРТ и 2 КРЛ.

    Уважаемый, уж позвольте, как бывшему моряку, сказать Вам пару ласковых слов.
    Человеческое мужество не меряется флагами, идеями, лозунгами и т.п. хренью "от лукавого". Человеческое мужество - это одна из категорий самого человеческого бытия. Немецкие моряки погибли как ГЕРОИ, верные своему человеческому, патриотическому, моральному долгу и военной присяге!!! Выполнили свой долг до конца!!! Точно также, как ГЕРОЙСКИ гибли наши русские и советские моряки в многочисленных морских баталиях. И в данной связи ГЛАВНОЕ - ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОДВИГ, а не то, какой там конвой они вышли громить или кому предназначался тот груз. Трусы поступили бы по другому - или ушлибы, сделав вид что не заметили "конвоя", или приняли бы бой "для вида" и потом драпанули бы (так всегда "воевали" французы, итальянцы, да и англичане тоже далеко не такие герои, как сами себя рисовали). Немцы не были трусами в целом и немецкие моряки с "Шарнхорста" в частности. Пусть немецкие моряки-герои покоятся с миром на морском дне, также как покоятся русские моряки-герои на дне в Цусимском проливе!!!
    1. +1
      2 января 2016 12:16
      Ну да, мужественные парни, чего уж там... С этим не поспоришь.
      Надеюсь на том свете этим храбрым ребятам достались сковородки погорячее.
      1. -1
        16 февраля 2016 23:12
        Как и нашим врагам-англичанам, которые на потяжении столетий, еще со времен Ивана Грозного, пакостили Руси тайно и явно. Англичане - в десять раз хуже немцев. Немцы - всегда были нашим явном врагом, а англичане - тайным и от этого многократно более коварным. Да и чего уж там говорить - в Первую мировую они Россию втянули силой, сначала "затащив" в Антанту. Потом, после жыдобольшевитского переворота 1917 года, ими же, англичанами и организованного, вместе с США ограбили Россию. Потом спонсировали Гитлера, привели его к власти и снова натравили на Россию в 1941 году. Потом "тупица Черчилль" придумал план "Немыслимое" по нанесению ядерных ударов по СССР. Скорей бы растаяли ледники и этот остров ко дну пошел, меньше было бы покастников на Земле. Вот уже и их коронованная "бабушка" что-то в Австралию зачастила. Говорят, себе жилье строит на случай потопа... smile
  13. -1
    30 декабря 2015 20:03
    «Scharnhorst»
    Auf Deck, Kameraden, all' auf Deck!
    Heraus zur letzten Parade!
    Der stolze «Scharnhorst» ergibt sich nicht,
    Wir brauchen keine Gnade!

    An den Masten die bunten Wimpel empor,
    Die klirrenden Anker gelichtet,
    In stürmischer Eil' zum Gefechte klar
    Die blanken Geschütze gerichtet!

    Aus dem sichern Hafen hinaus in die See,
    Fürs Vaterland zu sterben
    Dort lauern die gelben Teufel auf uns
    Und speien Tod und Verderben!

    Es dröhnt und kracht und donnert und zischt,
    Da trifft es uns zur Stelle;
    Es ward der «Scharnhorst», das treue Schiff,
    Zu einer brennenden Hölle!

    Rings zuckende Leiber und grauser Tod,
    Ein Ächzen, Röcheln und Stöhnen —
    Die Flammen um unser Schiff
    Wie feuriger Rosse Mähnen!

    Lebt wohl, Kameraden, lebt wohl, hurra!
    Hinab in die gurgelnde Tiefe!
    Wer hätte es gestern noch gedacht,
    Dass er heut' schon da drunten schliefe!

    Kein Zeichen, kein Kreuz wird, wo wir ruh'n
    Fern von der Heimat, melden —
    Doch das Meer das rauschet auf ewig von uns,
    Von «Scharnhorst» und seinen Helden!

    Rudolf Greinz

    История одного подвига русских моряков повторилась через 39 лет другим подвигом немецких моряков.
    1. 0
      16 февраля 2016 23:20
      "Шарнхорст"

      Наверх, вы товарищи, все по местам!
      Последний парад наступает!
      Врагу не сдается наш гордый «Шарнхорст»,
      Пощады никто не желает!

      Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
      Наверх якоря поднимая.
      Готовые к бою орудия в ряд,
      На солнце зловеще сверкают.

      От пристани верной мы в битву идем,
      Навстречу грозящей нам смерти,
      За Родину в море открытом умрем,
      Где ждут бледнолицые черти!

      Свистит, и гремит, и грохочет кругом
      Гром пушек, шипенье снарядов,
      И стал наш бесстрашный и гордый "Шарнхорст"
      Подобен кромешному аду!

      В предсмертных мученьях трепещут тела,
      Гром пушек, и дым, и стенанья,
      И судно охвачено морем огня, -
      Настала минута прощанья.

      Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
      Кипящее море под нами!
      Не думали, братцы, мы в вами вчера,
      Что нынче умрем под волнами!

      Не скажут ни камень, ни крест, где легли
      Во славу немецкого флага,
      Лишь волны морские прославят в веках
      Геройскую гибель «Шарнхорста»!

      Немецко-австриец Рудольф Грейнц
      (Как-то так в смысловом контексте) smile smile smile

      Человеческое мужество не делится политикой, идеологией, культурой и прочей хренью. Мужество - общечеловеческая категория.
  14. +1
    30 декабря 2015 22:09
    Очень интересная статья и комментарии коллег.Считаю ,что в атаке на "Шарнхорст" лорды адмиралтейства были заинтересованы еще и потому , что очень хотелось" отработать" де-факто разгромленный конвой ПК-17. Атаковать Советское Заполярье в это время Германия была уже не в силах ,тем более ,что Красная Армия уже накапливала силы для наступления на Севере,немцы к началу 1944 года на Севере только оборонялись.
  15. +3
    3 января 2016 18:06
    Однако! И ПМВ и ВМВ немцы воевали весьма качественно.Что ИМХО вызывает уважение.
    Вместе с тем особое уважение лично у меня к экипажам и командирам ЭМ "Ардент" и
    "Акаста" по настоящему до конца выполнившим свой долг...
    И тут напрашивается сравнение последнего боя ЛКР "Новик" с ЛКР "Цусима" в заливе
    Анива.Где командир не проявил настойчивости в нанесении максимально ущерба противнику и преждевременно вышел из боя. А потом - "самоутопился".В безвыходном
    положении нужно было биться до конца. Вдруг последний выстрел оказался бы таким же удачным/счастливым как торпедное попадание ЭМ "Акаста". И пусть враг не уничтожен, но ты сам погибая выведешь из строя и врага. Тем самым поможешь товарищам...Это имхо ровно относится и к экипажу КР "Варяг".
  16. 0
    12 января 2016 19:32
    Цитата: Nehist
    к месту боя неслись почти все корабли британского флота

    во первых далеко не все, а во вторых и что с того?
  17. 0
    20 января 2016 12:50
    Если кому то интересна тема.найдите книгу Тайны английской разведки.Автор-Дональд Маклахлан.там целая глава посвящена охоте на Бисмарка.очень интересно.
  18. 0
    20 января 2016 12:52
    Не понял.а почему у меня флаг на штатовский поменялся?
  19. 0
    20 января 2016 12:55
    Комент пропал.еще раз пишу.есть книга.авторДональд Маклахлан."Тайны английской разведки".там целая глава про охоту на Бисмарка.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»