Боевая анкета-11: Самоз (РБ Динамо)

4
Имя Виктора Афанасьевича Спиридонова знакомо всем любителям истории отечественного РБ. Наряду с другими основоположниками - известными и не очень - Спиридонов развивал науку нападения и защиты. Ему принадлежит авторство сокращения "Самоз", которое потом трансформировалось в другие аббревиатуры. Также именно в книгах Спиридонова впервые встречается подход работы "по принципам". Существует мнение, что разработки В.Спиридонова вошли в т.н. "боевой раздел самбо" (в советское время так назывались техники для сотрудников правоохранительных органов и ДНД; в основном заломные техники для задержания и конвоирования). Во время ВОВ Спиридонов тренировал бойцов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) НКВД (фактически это был диверсионный спецназ). В сентябре 1941 года он лично обучал членов отряда "Особые". Считается, что после смерти Спиридонова в 1944 г. его система прекратила свое существование. Но остались ученики, которые передали в свою очередь свои знания своим ученикам. В чистом виде направление Спиридонова не сохранилось - происходил взаимообмен техниками, велась работа, что-то привносилось, что-то убиралось. Но система не ушла в небытие. Один из бывших учеников, ныне тренер - Александр М. - решил рассказать о направлении РБ Динамо, основой которого является спиридоновский "Самоз".

В.А. Спиридонов

Общие вопросы:

1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении
- Стиль, предназначенный для выполнения любых боевых задач и умению выступать по любым правилам спортивных поединков.

2. Девиз стиля (школы, направления)

- Затрудняюсь, если сформулировать самому, пожалуй: «добро должно побеждать зло!»

3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал)

- Спиридонов В.А. Примерно в 20-х годах 20 века.

4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести

- Победа в любом бою

5. Методика обучения

- Кратчайшие и эффективные сроки обучения. Сначала объясняется суть приема на сопернике в анатомической стойке, затем даются особенности практического применения, исходя из задач применения.

Пример методики с акцентом на действия в партере (если у человека есть недостатки в этом плане):
1 Основы передвижения на коленях
2 Работа руками (швунги) при выведении из равновесия на коленях
3 удержание сбоку, замок база внутрь; защелка к себе; «шарф», «галстук», «табуретка», уходы обороной и встречной техникой
4 удержание поперек, база от себя, защелка от себя вверх, уходы обороной и встречной техникой
5 удержание со стороны головы, база к себе; защелка от себя; уходы
6 удержание со стороны ног; база от себя вверх; защелка за спину; уходы;
7 удержание верхом; база к себе защелка от себя; уходы
8 удержание сзади; база внутрь; защелка к себе; уходы
9 переходы на другие виды удержаний
10 входы на удержание (атака и опережение)
11 защита от входов на удержание (оборона и встречный бой)
12 выходы с удержания сбоку на болевые приемы на руку и на удушающие приемы
13 выходы с удержания поперек на болевые приёмы на руку и на ногу
14 выходы с удержания со стороны головы на болевые приемы на руку и на удушающие приемы
15 выходы с удержания со стороны ног на болевые приемы на ногу
16 Выходы с удержания верхом на удушающие приемы, болевые приемы на ногу и на руку
17 уходы от удушающих приемов
18 уходы от болевых приемов на руку
19 уходы от болевых приемов на ногу
20 удары руками в партере
21 удары ногами в партере
22 защита в партере от ударов
23 встречный бой в партере
24 выведение из равновесия с ударами руками в партере
25 защита в партере от нападения из стойки
26 защита от группового нападения в положении сидя и лёжа
27 защита от удара палкой наотмашь
28 защита от бокового удара палкой
29 защита от ударов сверху палкой
30 защита от ударов сзади палкой
31 защита от удара ножом наотмашь
32 защита от бокового удара ножом
33 защита от ударов сверху ножом
34 защита от ударов сзади ножом
35 защита от угрозы пистолетом справа
36 защита от угрозы пистолетом слева
37 защита от угрозы пистолетом сверху
38 защита от угрозы пистолетом сзади
39 защита от угрозы ружьем справа
40 защита от угрозы ружьем слева
41 защита от угрозы ружьем сверху
42 защита от угрозы ружьем сзади
Боевая анкета-11: Самоз (РБ Динамо)


6. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т.д.)

- Все виды. За время существования школа боевого самбо динамовского направления принимала весь передовой опыт развития боевых искусств и брала на вооружение самое эффективное.

7. Тактика направления

- Конечной целью ставится способность задержания любого лица с любым уровнем подготовки без причинения существенного вреда.

8. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?

- Может проводиться по любым правилам. Версия РБД (рукопашный бой Динамо) наиболее рекомендовалась действующим сотрудникам силовых структур, так как исключались травмы, при этом не было ограничений по технике — были ограничения только по степени контакта. По сути - облегченная версия боевого спортивного самбо.

9. Физподготовка (общая и специальная) - в том числе работа с отягощениями, свободными весами, своим весом

- Все виды подготовки с научным подходом к методикам.

10. Работа против группы

- Имеется

11. Ситуативный тренинг

- Имеется, по двум версиям:
1) с разделением по счетам;
2) плавно без рывков и остановок.

Обе версии преподавались в институте им. Лесгафта, как методики подготовки инструкторов.

12. Работа против оружия/с оружием

- В силовых структурах давалась отдельной дисциплиной, как тактика спец. операций (ТСП); преподавание для гражданского населения вызывает некоторые сложности, так как нет опыта такого преподавания. Это связано в первую очередь с грифами на методики подготовки. Трудности на практике преподавания с мотивацией изучения: если силовики четко понимают необходимость изучения данной темы, то гражданское лицо с оружием уже часто находится вне закона.

Лично у меня был год опыта подготовки гражданских лиц по данной теме. Если продолжать практику, можно развить опыт такой подготовки, но пока нет предпосылок для такого развития. Пример: казаки носили кинжалы и шашки - был мотив для развития работы с оружием; пока нет разрешения на ношения оружия гражданским лицам, нет законодательных предпосылок для развития оружейной техники. Напротив именно изменения в законах по ношению оружия, явились предпосылками для развития навыков боя без оружия.

13. Работа на земле (в партере)

- Общие принципы боя в плотном контакте, созданные Спиридоновым, и упомянутые в книге Ознобишина, получили свое развитие в годы ВОВ при подготовке военных разведчиков. Далее в ГРУ эта методика была доведена до высочайшего совершенства и позволяла вести бой в любых условиях в том числе подводный бой. Из-за грифов секретности мы получили возврат в виде популярности бразильского джиу джитсу и грепплинга версии ACDC. Но ни одна из упомянутых школ не имеет под собой академической основы(возможности подготовки от простого к сложному на основании научных принципов). По крайней мере, я не встречал человека, который бы мне смог объяснить методики подготовки БДД и ADСC последовательно от простого к сложному . Я могу объяснить работу в партере любому человеку по любому подходу: после броска (как это обычно делалось в самбо) и со стороны навыков по движению (как это делается в восточных стилях).

14. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.)

- Непосредственно подготовку по ведению боя в воде я в полной мере не проходил, знаю только общие принципы, которые имеют технически связь с методикой гребков (швунгов) которые являются и основой ведения боя в плотном контакте Спиридонова.
По бою в темноте, в ограниченном пространстве, в нестандартных условиях, от нестандартных противников, есть рекомендации общего плана. Законченных методик нет и быть не может, потому они и не стандартные.

15. Психологическая подготовка

- По необходимости.

16. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.)

- Полное владение своим телом.

17. Уникальные особенности направления (стиля, школы)


- Последовательность навыков от простого к сложному.

18. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя в помощью данного направления).

- Очень много примеров, в том числе личный опыт.

Доп. вопросы:

19. Как вы пришли к этому направлению?

- Впервые я попал в зал бокса ДСО «Трудовые резервы» ещё ребенком. 2 года упорных занятий позволили мне добиться определенных успехов. У меня были хорошие удары руками, я научился вести бой на ринге. Но меня мучил вопрос о способности человека вести бой всегда и везде. Я попытался найти недостающие мне навыки в зале, где преподавали самбо. Я обратил внимание, что сотрудники милиции, подготовленные по своей простой программе, успешно выполняли свои задачи. Это вызвало интерес. На моё счастье, мне в пару в зале самбо распределили сотрудника милиции, подходящего мне по весу и комплекции. От него я впервые получил ряд навыков подготовки, о которых сейчас пишу. Далее я учился везде, где только мог, встречая интересных и замечательных людей.

20. Сохранилась ли система Спиридонова в чистом виде?

- В чистом виде стиля Спиридонова нет, но в системе Динамо сохранялся его подход к ускоренной подготовке сотрудников. Многое было доработано и создано после Спиридонова. Узкие прикладные разделы разрабатывались по его подходу. Когда не было интернета, приходилось на личном общении обмениваться информацией, по частям собирать от разных инструкторов технические наработки по боевому самбо направления Динамо. Когда появилось РБ Динамо, более-менее собрали всё в одну кучу, обозначили общие подходы.
С классическим направлением самбо постоянно происходил обмен. Гражданские тренера приходили в Динамо, в учебные центры для сотрудников.


21. Что движет вами как тренером?


- После 16 лет занятий, в 1995 году мне предложили заняться подготовкой группы мальчишек, оставшейся без тренера, по программе РБ Динамо. Я ознакомился с программой, и она мне понравилась. В программе были все общие требования к подготовке, которые я себе представлял, минимум технических ограничений, при этом исключены серьёзные травмы. Через полгода я попал на службу в правоохранительные органы, прошел необходимую подготовку у хороших инструкторов. Занялся сам подготовкой сотрудников. 90-е годы требовали создания подразделений по захвату вооруженных преступников и освобождению заложников. Я прошёл подготовку в этом направлении, создал своё подразделение, мы успешно проводили боевые и учебные операции. При этом, я продолжал работать с подростками.

Когда я стал ненужным своему государству, работа с подготовкой подростков, желание вырвать их с улиц и дурных компаний, моё воспитание в духе воинской повинности (я потомок кубанских казаков) стали мотивами продолжения моей тренерской деятельности. У меня не было, и нет амбиций в плане, чтобы прославиться или заработать деньги. В обстановке падения нравов, утери духовных ценностей, для меня стало важным дать ориентир молодым людям на владение своим телом, на любовь к здоровому образу жизни, на выполнение своей сущности, как мужчины и воина.

Несколько лет назад я столкнулся с развитием грепплинга и смешанных единоборств. Прекрасные направления. Однако, среди адептов этих направлений, немало незаслуженной критики в сторону самбо, симпатий к зарубежным методикам. Стало обидно за своих учителей, наставников, инструкторов и единомышленников, за тех, кто стоял у истоков развития самбо.

Я учу детей, сохраняю подход в подготовке именно динамовский (спиридоновский), но связь с Федерацией РБ Динамо потерял.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    29 декабря 2015 10:56
    Спиридонов офицер императорской армии, штаб-капитан. Участник русско-японской и Первой мировой войн. Японскую систему дзю-дзюцу изучал, по одним данным, под руководством пленного японского офицера. А так же по самоучителям, издававшимся тогда в Европе. Уровень знаний пленного японца не известен, как и точность тогдашних наставлений по новомодной японской борьбе. Однако, имея за спиной хорошую военно-спортивную подготовку, Спиридонов мог вполне сносно освоить дзю-дзюцу.
    О достоинствах сам-самоз спорить не стану, хотя некоторые вещи спецу видны сразу. Но все же методику Спиридонов создал.
    Для сравнения, Ощепков много лет занимался в школе Кодакан в Японии под руководством основателя дзюдо Дзигаро (Дзигоро) Кано. То есть получил фундаментальное образование по четко отлаженной и проверенной методике. Результатом его обучения стал первый дан, а через несколько лет и второй. Из пяти возможных на то время.
    В тридцатые годы в Союзе шла подковерная борьба Спиридонова с Ощепковым. Сохранились документы, в том числе и письма Спиридонова, где он сильно "наезжает" на Ощепкова.
    Но если отставить в сторону побочные игры и говорить только о методиках, то можно сделать вывод. Методика Спиридонова нашла свое место в структуре военной подготовки НКВД, а так же оказала значительное влияние на все методики послевоенного времени. Хотя назвать ее универсальной все же нельзя.
    К слову, до войны были три основные системы подготовки. Спиридонова, Ознобишина и Ощепкова. А сколько сейчас?
  2. 0
    29 декабря 2015 17:52
    Как я понял, Спиридонов использовался во многом как некий "бренд", хотя такого понятия тогда и не было. Для разных задач под именем его "системы" прикручивались разработки ученых, практиков, и ворованное откуда можно, для подготовки разного рода штучных специалистов и небольших элитных подразделений. Сейчас большинство этих разработок попросту погибло, вместе с единичными их носителями.
    Что то убито подпиской. Даже нельзя узнать что оно было, хотя умерли не все носители методик, они попросту не расскажут и не покажут никому, что умеют. Что то уничтожено в 90тые, когда американцы внаглую отстреливали инструкторов и офицеров, о которых им становилось известно. Что то вообще делали под конкретную задачу, ушла задача, забросили и разработку.
    В общем осталось одно название и несколько энтузиастов, нацеплявших случайных кусков. Жалко...
  3. 0
    30 декабря 2015 07:55
    Спецы есть, но не на виду. Это все не для масс. А то что придумывали для масс, для подготовки солдата-срочника, напоминало тайский бокс, достаточно просто и эффективно. В большинстве случаев, в армии, не было инструктора именно рукопашника, были с боксерской или борцовской подготовкой.
  4. Комментарий был удален.