Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор

Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор


Сегодня никого не удивляет высокое развитие инженерной мысли в Японии, которое началось после Второй мировой войны. Но мало кто знает, что и перед войной военно – инженерные идеи Японии так же были на уровне мировых стандартов. Об этом свидетельствует развитие боевых инженерных машин страны Восходящего солнца в период 1929 - 45 гг.

Принято считать, что "первопроходцами" в деле освоения производства и использования дистанционно управляемых подрывных машин были немцы. Наибольшей известностью пользуются "подвижные мины" типа Sd.Kfz.301 "Goliath", широкое применение которых состоялось во время Курского сражения. Однако немногим известно, что ещё в 1937 г. японскими инженерами была изготовлена аналогичная машина.


Началось все еще в конце 20-х гг. 20 ст. Японцы одними из первых занялись разработкой телеуправляемых танкеток для разведки и преодоления минных полей и доставки подрывных зарядов к фортификационным сооружениям: в 1929 г. проходил испытания «телетанк-подрывник», созданный майором Нагаяма на гусеничном шасси малого коммерческого трактора «Фордзон» и известный под обозначением К-2. При массе (с установленным зарядом) до 13 т эта машина имела длину 5,75 м, ширину 2,18 и высоту 2,56 м, защищалась броней толщиной 12-10 мм. Управление «телетанкеткой» — ручное, с передачей команд по радиоканалу. На базе малого танка Тип 97 «Те-ке» была даже построена радиофицированная машина для управления этими танкетками на поле боя.
Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор

Трактор Фордзон

Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор

Телетанк - подрывник К-2


В 1930-е гг. работа над телеуправляемыми танкетками была продолжена под руководством генерал-майора Тада. Речь шла о малогабаритных танкетках-носителях подрывного заряда с электродвигателем (танкетка «И-го»). Однако, в отличие от Германии или СССР, до серийных образцов и практического применения в Японии дело не довели.
Готовясь к нападению на Монголию и южные районы Сибири японское командование предполагало, что войска могут столкнуться с сильной обороной, в состав которой входили бетонные ДОТы и бронированные огневые точки, переделанные из закопанных в землю танков. Эти сооружения начали возводиться ещё во время конфликта на КВЖД и представляли немалую опасность не только для пехоты, но и для танков. Чтобы избежать ненужных жертв и была разработана "инженерная машина Тип 98", известная также под названием "Я-И-Го". Она поставляло небольших размеров гусеничное шасси, на которое устанавливался заряд взрывчатки - управление машиной и подрыв осуществлялись по проводам.
В течении 1937-1938 гг. было разработано две модификации (Ко и Оцу), причем последняя несла более мощный заряд взрывчатки и имела увеличенные геометрические размеры и более сильный двигатель. Несколько "инженерных машин" перед нападением на Монголию передали в распоряжение 27-го независимого инженерного полка, дислоцированного в Манчжурии. Испытать "Я-И-Го" в боевых условиях так и не пришлось, а в 1940-е годы все работы по этому проекту были прекращены. Возможными причинами послужили чрезмерно маленькая скорость машин, которая не превышала 4 км\ч, и их большая уязвимость от огня стрелкового оружия.
Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор


На вооружении японской армии в ограниченном количестве состояли гусеничные бронированные универсальные инженерные машины, получившие обозначение «SS» («SS II»). Некоторые из них оснащались подъемными ножевыми колейными тралами и при этом могли нести еще два-три огнемета и оборудование для постановки дымовой завесы, что превращало эти машины в средство штурма укрепленных позиций противника, прикрытых минными полями. Те же машины несли на крыше оборудование для перевозки раскладного колейного моста, который сбрасывался с помощью роликового устройства. Машина была разработана на базе танка Тип 89, но с несколько увеличенным объемом корпуса. С 1931 по 1943 гг. было выпущено 98 таких машин.
Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор


Отдали дань японцы и бойковым тралам. Несколько средних танков Тип 97 «Чи-ха» были переделаны в танки-тральщики: в носовой части корпуса на длинной раме крепился бойковый трал с цепями, ротор которого проводился во вращение от ведущих колес танка через специальный редуктор — явное влияние американских танков-тральщиков Т4 с бойковыми тралами («Крэб» II). Подъем и опускание рамы производились гидроприводом. Основное вооружение танка при этом сохранялось. В литературе эти танки-тральщики известны как «Танк G».
Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор


Разрабатывали японцы и другие машины.

"Хо-к" – бронированная инженерная машина разграждения (лесоповалочная машина), разработанная на базе танка «Чи – хе». Вместо башни была установлена бронированная рубка на 5 человек. К носовой части корпуса крепился специальный таран для проделывания прохода в заграждениях. В 1942 – 43 гг. построено 2 экземпляра. Машины строились для применения в Сибири, но в конечном итоге они нашли применение в джунглях Новой Гвинеи.
Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор


"Чи-ю" – модификация бронированного минного трала на базе танка «Чи – ха». Башня и вооружение не демонтировались, но к передней части корпуса крепилась рама, в передней части которой устанавливался бойковый минный трал. Количество собранных образцов неизвестно.
Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор


"Се-ри" – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо стандартной башни танка «Чи – ха» устанавливалась небольшая коническая башенка с 7,7-мм пулеметом Тип 97, а в кормовой части устанавливалась стрела крана грузоподъёмностью в 5 тонн. Установленный на БРЭМ форсированный двигатель Mitsubishi Type 100 развивал мощность 240 л.с., что в сочетании с лебёдкой позволяло осуществлять в полевых условиях ремонт и эвакуацию средних танков. Серийной эта машина так и не стала – выпуск ограничился 2 или 3 экземплярами.
Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор


"Т-Г" – достаточно оригинальная модификация бронированного мостоукладчика. В целях сокращения времени укладки была разработана уникальная конструкция сброса моста с применением двух ракет. Фактически, мост вылетал на несколько метров вперед, в результате чего весь процесс занимал несколько секунд. Ещё одной положительной стороной, как это ни странно, была его небольшая грузоподъёмность. Мост мог спокойно выдержать любой японский лёгкий танк, но не американский. Тем не менее, серийное производство мостоукладчиков "Т-Г" налажено не было.
Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор

Момент вылета мостовой конструкции с укладчика

Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор

Через секунду мост ляжет на препятствие


Источники:
Федосеев С. Японская бронетехника в 1939 – 45 гг.
Федосеев С."Средний танк Чи-ха" (Бронеколлекция МК 1998-05)
Японские инженерные машины на базе танка Тип 97 «Чи-ха» в 1937 г. http://ww2history.ru/japan
Steven Zaloga, Tony Bryan "Japanese Tanks 1939-45"
Трактор Fordson, мировая классика 20-х годов - http://www.leanok.ru/2015/01/fordson.html
БРЭМы Японии и не и только - http://mikro-mir.at.ua/forum/4-124-1
Автор: Фещук Михаил


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. GRAY 7 января 2016 08:18
    "Хо-к" – бронированная инженерная машина разграждения (лесоповалочная машина), разработанная на базе танка «Чи – хе». Вместо башни была установлена бронированная рубка на 5 человек.

    Интересно, чего они там делали впятером - педали крутили что ли? lol
    1. cth;fyn 7 января 2016 15:38
      Десант, ваш Кэп.
    2. NIKNN 7 января 2016 16:05
      Цитата: GRAY
      "Хо-к" – бронированная инженерная машина разграждения (лесоповалочная машина), разработанная на базе танка «Чи – хе». Вместо башни была установлена бронированная рубка на 5 человек.

      Интересно, чего они там делали впятером - педали крутили что ли? lol


      Наверное не все деревья поддавались. Рубить блин некоторые надо было(шутка). wink
  2. a.s.zzz888 7 января 2016 08:30
    Лучше бы у них мозги крутились, как жить в мире.
  3. амурец 7 января 2016 08:46
    Интересно!Познавательно!Но не более.Не автор статьи тут виноват,а сам уровень разработок и производства бронетехники в Японии.Не умоляя роли инженеров-конструкторов сухопутной техники,всё-таки лучшие инженерные кадры Японии были брошены на развитие ВМФ и ВВС.Сухопутное направление развития армии Японии считалось второстепенным.Поэтому и интересные инженерные машины выпускались или одиночными экземплярами или малыми сериями.
    Автору статьи плюс,потому что сумел нарыть этот интересный материал.
  4. птс-м 7 января 2016 09:09
    Без инженерных частей любая армия не дееспособна. Автору статьи плюс за интересный материал.
  5. Вожик 7 января 2016 15:21
    Но мало кто знает, что и перед войной военно – инженерные идеи Японии так же были на уровне мировых стандартов. Об этом свидетельствует развитие боевых инженерных машин страны Восходящего солнца в период 1929 - 45 гг.

    Да ладно... Идеи были, и даже фантастические (как и у других стран) - но довести до ума технологий не хватило.
    Автобронетанковая техника Японии была технически отсталой и морально устаревшей.
  6. ибирус 7 января 2016 19:20
    За такие технические решения японских инженеров можно уважать.
  7. perepilka 7 января 2016 23:25
    созданный майором Нагаяма на гусеничном шасси малого коммерческого трактора «Фордзон» и известный под обозначением К-2.
    Этого, наверное

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня