Гармошка на войне

13
Свой рассказ о русской гармошке на дорогах Великой Отечественной войны начну с такого эпизода.

Я люблю приезжать в школу села Паниковец Задонского района: уж очень она тёплая, домашняя. Так вот, один выпускник этой школы, Никита Ганин, здорово играл (и играет) на баяне. В пору своей школьной жизни мальчишка не расставался с этим инструментом, выступал на всех школьных мероприятиях, играл даже на переменках, а после школы «озвучивал» футбольные дворовые матчи. Но вот объявили областной конкурс чтецов художественной литературы. Никита решил выучить знаменитые строки Твардовского о Василии Тёркине — там, где о гармони — и выйти на сцену с инструментом. И здесь — неувязка: Никита-то играл на баяне. Многим покажется это смешным: ну и что? Звук очень похожий, инструменты - «братья», в чём, собственно, дело? Но Никита рассудил иначе. Достал настоящую трёхрядку и сам выучился на ней играть. На конкурсе он занял призовое место, и с тех пор гармонь — верный его друг.

Мальчишка читал отрывок и мне. И как это было хорошо и здорово! «...для начала, для порядка, кинул пальцы сверху вниз...» - и правая рука Никиты побежала по кнопкам...

Помню, я спросила ученика: почему, мол, ты придал такое значение тому, какой именно инструмент будет у тебя в руках? И он сказал: «Да хотел понять, что же чувствовали русские солдаты-гармонисты»...

Конечно, на войне были и баяны, а не только гармошки. И балалайки были, и гитары. Но правильно мальчишка поступил, коль отнёсся к памяти нашей так уважительно и скрупулёзно.

А теперь, как говорят, к делу. Да, прошагала гармонь вместе с нашим солдатам по всем дорогам войны. «Кто сказал, что нету места песням на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» - помните эти знаменитые строки из фильма «В бой идут один старики»?

Гармошка на войне


Первое слово — ветерану войны. «...На фронте никаких музыкальных инструментов, кроме гармошки, я не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы, пляски, пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались — немцы тут же открывали огонь... После трёх дней боёв во время штурма Кёнигсберга и бессонных ночей солдат сморил сон. Расстелив шинели, солдаты спали во дворах, на тротуарах и даже мостовой. А после отдыха откуда-то взялись несколько гармоней. Все гармонисты были очень молоды. Бойцы пели и плясали. Все бурно выражали радость в связи со взятием сильнейшей в Европе крепости» - так писал Пётр Михайлович Шкиндер, полковник запаса, прошедший всю войну и дошедший до Берлина.
В директиве №220 Главного политуправления Красной Армии говорилось: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В каждой роте надо иметь запевал, гармонистов и гармонь».
Кстати, в первые месяцы войны трёхрядок явно было недостаточно — всего около семидесяти тысяч. Вот почему в Тулу и Шую шли письма с таким призывом: «Дайте солдатам гармонь! С песней воевать легче!». Существовал даже лозунг «В каждую роту — гармонь!».

Вообще, есть мнение, что гармонь — инструмент изначально не русский, его изобрёл немецкий мастер-настройщик Бушман. Да только он родился в начале девятнадцатого века, а гармонь появилась раньше.

Одними из первых стали изготавливать инструменты тульские мастера — братья Шкунаевы и оружейный мастер Сизов. Правда, правая часть первых гармошек была настроена только на мажорный звукоряд — отсюда и крепкая связь гармошки с частушками. Однако вернёмся к началу Великой Отечественной войны.
В это время Тульская и Шуйская фабрики, выпускающие для нужд фронта костыли и лыжи, начали перестраивать и расширять производство с целью выпуска гармошек для наших солдат.



Теперь трёхрядка звучала буквально везде: в госпитале и тылу, в партизанском отряде. Нередко с музыкальным инструментом была связана какая-то интересная история. К примеру, в Минске, в музее Великой Отечественной войны, хранится аккордеон «Hohner» - трофей Первой Белорусской партизанской бригады Витебской области. В мае 1942 года разведчики этого отряда заметили на Западной Двине, у деревни Островки, две моторные лодки и открыли по ним огонь. Первую подбили сразу, в ней и нашли аккордеон (вторую лодку тоже подбили, но у соседней деревни). Инструмент гитлеровцы использовали во время своих агитационных поездок по захваченным сёлам Витебской области. Партизаны передали найденный аккордеон в Москву — с просьбой вручить его Белорусскому ансамблю песни и танца. Под клавишами прикрепили письмо: «Играйте на нём веселей, и пусть звуки его гремят похоронным маршем для Гитлера». Ансамблю действительно передали этот инструмент, который с тех пор исколесил с новыми хозяевами немало дорог. А в 1944 году, на партизанском параде в освобождённом от фашистов Минске, партизаны увидели свой давний трофей.

До 1954 года этот аккордеон выступал на концертах государственного ансамбля хоровой капеллы БССР имени Г.Р.Ширмы. А потом музыканты передали его в музей в Минск.

А вот воспоминания Александра Терентьевича Макушева, ветерана, кавалера ордена Великой Отечественной войны, автора книги «Расскажи, гармонь»: «Тёркины-гармонисты балагуры неизменно были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках. Многие гармонисты были отличными разведчиками. К сожалению, находясь на переднем крае борьбы, они погибали от вражеских пуль...»

Добрым словом поминал гармонь и Георгий Константинович Жуков в своей знаменитой книге «Воспоминания и размышления»: «При подготовке операции войск степного фронта мне пришлось познакомиться с командующим 53-й армией генералом И.М.Манагаровым. А когда была кончена работа и мы сели ужинать, он взял в руки баян и прекрасно сыграл ряд очень весёлых вещей. Усталость как рукой сняло. Я глядел на него и думал: таких командиров очень любят бойцы и идут за ним в огонь и в воду. Я поблагодарил Манагарова за отличную игру на баяне, чему, кстати, всегда завидовал...»



А теперь ещё одна история о гармони. Её я узнала, когда побывала в липецкой школе №28, точнее, в её музее Боевой Славы.

Когда началась война, москвичу Мише Степнову было 13 лет. В семье он сразу остался за старшего: отец отправился воевать, а вскоре на него пришла похоронка. Мать, получив такое страшное известие, тяжело заболела, а Мишу она отправила искать своего (Мишиного) дядю. Так и попал мальчишка в 637 полк и стал его сыном. Он помогал солдатам по хозяйству, а в свободные минуты играл для них на гармони. Смышлёного мальчишку полюбили и даже сшили ему свою специальную форму. Так, вместе с 637 полком, и добрался Миша Степнов до Берлина. А там в День нашей Победы солдаты буквально всюду на ходу организовывали импровизированные концерты. Решил выступить на таком концерте и Мишка. Взял в руки гармонь — и полилась знаменитая «Катюша». К мальчишке подскочили бойцы, стали подпевать, хлопать.

И вдруг посреди этого ликования из толпы выскочил офицер.

- Сынок! – крикнул он. – Сынок, Миша!..

Да, это действительно был Мишин отец, которого считали погибшим! Не по лицу узнал он сына, а по залихватской игре. И где встретились-то: в Берлине, за тысячи километров от родного дома... А ведь, кабы не голос гармошки, отец мог бы просто стоять к сыну спиной — и встреча не состоялась бы...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    31 декабря 2015 07:20
    Трогательная история.
  2. +7
    31 декабря 2015 07:58
    Гармонь нашла отца...Спасибо! С Наступающим..!
  3. +7
    31 декабря 2015 08:15
    Хороший инструмент!Песни Игоря Растеряева,тому доказательство.Вот одна из любимых мной песен.Правда она немного не "в тему",Весенняя,но хороша!
    1. +6
      31 декабря 2015 11:24
      В тему : И.Растеряев. Георгиевская ленточка
  4. +6
    31 декабря 2015 08:20
    Спасибо большое за рассказ!
  5. +6
    31 декабря 2015 11:19
    Под Киевом 1944г. С трофейным аккордеоном Елистратов А.С.
  6. +6
    31 декабря 2015 12:55
    Хорошие фотографии. Мужественные лица наших солдат наполнены силой. Музыка и песни во все времена являлись помощниками бойцам.
  7. +8
    31 декабря 2015 13:14
    РЛС Гармонь
  8. +5
    31 декабря 2015 19:48
    Гармонь...отец всю жизнь мечтал о "Тульской"...
  9. +1
    1 января 2016 14:00


    Эх, Россия!
  10. +4
    2 января 2016 16:16
    Может, младшее поколение не читали "Книгу про бойца"

    — Вот беда: во всей колонне
    Завалящей нет гармони,
    А мороз — ни стать, ни сесть…
    Снял перчатки, трет ладони,
    Слышит вдруг:
    — Гармонь-то есть.
    Уминая снег зернистый,
    Впеременку — пляс не пляс —
    Возле танка два танкиста
    Греют ноги про запас.
    — У кого гармонь, ребята?
    — Да она-то здесь, браток… —
    Оглянулся виновато
    На водителя стрелок.
    — Так сыграть бы на дорожку?
    — Да сыграть — оно не вред.
    — В чем же дело? Чья гармошка?
    — Чья была, того, брат, нет…
    И сказал уже водитель
    Вместо друга своего:
    — Командир наш был любитель…
    Схоронили мы его.
    — Так… — С неловкою улыбкой
    Поглядел боец вокруг,
    Словно он кого ошибкой,
    Нехотя обидел вдруг.
    Поясняет осторожно,
    Чтоб на том покончить речь:
    — Я считал, сыграть-то можно,
    Думал, что ж ее беречь.
    А стрелок:
    — Вот в этой башне
    Он сидел в бою вчерашнем…
    Трое — были мы друзья.
    — Да нельзя так уж нельзя.
    Я ведь сам понять умею,
    Я вторую, брат, войну…
    И ранение имею,
    И контузию одну.
    И опять же — посудите —
    Может, завтра — с места в бой…
    — Знаешь что,— сказал водитель,
    Ну, сыграй ты, шут с тобой.
  11. +1
    2 января 2016 16:17
    Только взял боец трехрядку,
    Сразу видно — гармонист.
    Для началу, для порядку
    Кинул пальцы сверху вниз.
    Позабытый деревенский
    Вдруг завел, глаза закрыв,
    Стороны родной смоленской
    Грустный памятный мотив,
    И от той гармошки старой,
    Что осталась сиротой,
    Как-то вдруг теплее стало
    На дороге фронтовой.
    От машин заиндевелых
    Шел народ, как на огонь.
    И кому какое дело,
    Кто играет, чья гармонь.
    Только двое тех танкистов,
    Тот водитель и стрелок,
    Все глядят на гармониста —
    Словно что-то невдомек.
    Что-то чудится ребятам,
    В снежной крутится пыли.
    Будто виделись когда-то,
    Словно где-то подвезли…
    И, сменивши пальцы быстро,
    Он, как будто на заказ,
    Здесь повел о трех танкистах,
    Трех товарищах рассказ.
    Не про них ли слово в слово,
    Не о том ли песня вся.
    И потупились сурово
    В шлемах кожаных друзья.
    А боец зовет куда-то,
    Далеко, легко ведет.
    — Ах, какой вы все, ребята,
    Молодой еще народ.
    Я не то еще сказал бы,—
    Про себя поберегу.
    Я не так еще сыграл бы,—
    Жаль, что лучше не могу.
    Я забылся на минутку,
    Заигрался на ходу,
    И давайте я на шутку
    Это все переведу.
  12. +1
    2 января 2016 16:18
    Обогреться, потолкаться
    К гармонисту все идут.
    Обступают.
    — Стойте, братцы,
    Дайте на руки подуть.
    — Отморозил парень пальцы,—
    Надо помощь скорую.
    — Знаешь, брось ты эти вальсы,
    Дай-ка ту, которую…
    И опять долой перчатку,
    Оглянулся молодцом
    И как будто ту трехрядку
    Повернул другим концом.
    И забыто — не забыто,
    Да не время вспоминать,
    Где и кто лежит убитый
    И кому еще лежать.
    И кому траву живому
    На земле топтать потом,
    До жены прийти, до дому,—
    Где жена и где тот дом?
    Плясуны на пару пара
    С места кинулися вдруг.
    Задышал морозным паром,
    Разогрелся тесный круг.
    — Веселей кружитесь, дамы!
    На носки не наступать!
    И бежит шофер тот самый,
    Опасаясь опоздать.
    Чей кормилец, чей поилец,
    Где пришелся ко двору?
    Крикнул так, что расступились:
    — Дайте мне, а то помру!..
    И пошел, пошел работать,
    Наступая и грозя,
    Да как выдумает что-то,
    Что и высказать нельзя.
  13. +2
    2 января 2016 16:19
    Словно в праздник на вечерке
    Половицы гнет в избе,
    Прибаутки, поговорки
    Сыплет под ноги себе.
    Подает за штукой штуку:
    — Эх, жаль, что нету стуку,
    Эх, друг,
    Кабы стук,
    Кабы вдруг —
    Мощеный круг!
    Кабы валенки отбросить,
    Подковаться на каблук,
    Припечатать так, чтоб сразу
    Каблуку тому — каюк!
    А гармонь зовет куда-то,
    Далеко, легко ведет…
    Нет, какой вы все, ребята,
    Удивительный народ.
    Хоть бы что ребятам этим,
    С места — в воду и в огонь.
    Все, что может быть на свете,
    Хоть бы что — гудит гармонь.
    Выговаривает чисто,
    До души доносит звук.
    И сказали два танкиста
    Гармонисту:
    — Знаешь, друг…
    Не знакомы ль мы с тобою?
    Не тебя ли это, брат,
    Что-то помнится, из боя
    Доставляли мы в санбат?
    Вся в крови была одежа,
    И просил ты пить да пить…
    Приглушил гармонь:
    — Ну что же,
    Очень даже может быть.
    — Нам теперь стоять в ремонте.
    У тебя маршрут иной.
    — Это точно…
    — А гармонь-то,
    Знаешь что,— бери с собой.
    Забирай, играй в охоту,
    В этом деле ты мастак,
    Весели свою пехоту.
    — Что вы, хлопцы, как же так?..
    — Ничего,— сказал водитель,—
    Так и будет. Ничего.
    Командир наш был любитель,
    Это — память про него…
    И с опушки отдаленной
    Из-за тысячи колес
    Из конца в конец колонны:
    «По машинам!» — донеслось.
    И опять увалы, взгорки,
    Снег да елки с двух сторон…
    Едет дальше Вася Теркин,—
    Это был, конечно, он.
  14. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»