Рейд американских авианосцев на Японию

Рейд американских авианосцев на Японию


Однажды бравые Капитаны Небес нарвались на таких же безбашенных Спасителей Галактик. Сюжет, достойный лучших самурайских легенд! Сами небесные капитаны предпочитают не вспоминать о событиях того дня. Подумать только, супер-АУГ из 9 авианосцев получила такую неиллюзорную взбучку, что была вынуждена спасаться бегством!


Эта история повествует о событиях 19 марта 1945 года, обещавших стать концом Императорского флота, но в результате окончившихся ничем.



Вперед, на врага, двинулись “Хорнет”, “Йорктаун”, “Уосп”, “Беннингтон”, “Франклин”, “Банкер Хилл”, “Сан Хасинто”, “Белло Вуд” и “Батаан” в плотном кольце охранения из крейсеров, линкоров и пятидесяти эсминцев. Суперэскадра “Соединение 58” стала самым многочисленным соединением боевых кораблей в истории, чей ударный потенциал превосходил все флоты мира вместе взятые. Цель похода — японская военно-морская база Куре.

На рассвете 19 числа первые звенья палубной авиации пошли на взлет. И понеслась...

Янки поняли, что дело неладно, когда “Корсары” из эскадрильи VBF-10 столкнулись с неизвестным противником. Пилоты не сразу поняли, с кем имеют дело. Неизвестные самолеты нового типа с красными кругами на крыльях и коротким, лаконичным “343” на хвосте. Причём ничуть не уступавшие по своим характеристикам американским истребителям.

Могучие “Корсары” отбились, но были вынуждены вернуться на свой “Банкер Хилл”. В своих докладах летчики отмечали, “высокую дисциплину, отличную тактику и лётное мастерство противника”. В это время поступило сообщение, что те же самолеты “343” рвут эскадрилью VBF-17. Несмотря на то, что VBF-17 состояла из асов морской авиации, летавших на истребителях “Хэллкэт”, считавшихся одними из сильнейших в своем классе. Результат — неизвестные японские асы уничтожили 8 “Хэллкэтов”, ценой потери шести своих истребителей. Размен более чем справедливый. А для авиации ВМС США образца 1945 г. просто оскорбительный. К тому времени янки уже два года считали небеса своими законными владениями.



Следующей под раздачу попала VFM-123. Получасовая дуэль закончилась разгромом эскадрильи, три “Корсара” сбиты, пять повреждены, капитаны небес обращены в бегство. Трое из вернувшихся ввиду своих повреждений представляли угрозу для других самолетов, стоявших на палубе авианосца. Янки немедленно столкнули их за борт.

А между тем, в штаб эскадры на “Миссури” поступило радиограмма: “Мы потеряли “Франклин”.

В то утро “Франклин” находился в 50 милях от побережья Японии, бодро выпуская ударные группы, когда из-за облаков вывалился японский бомбардировщик и “поздравил” американцев половиной тонны утренней свежести.

Конечно, такого случиться не могло. Ведь всем известно, как выглядит эшелонированная оборона авианосной группы. Плотная завеса воздушных патрулей, за которой стоят ощетинившиеся радарами и зенитками корабли ПВО. Однако, исторический факт. Неизвестный японский летчик прорвал оборону и сбросил две 250 кг бомбы. И безнаказанно улетел за облака. Точный тип бомбардировщика не установлен до сих пор.



В тот момент на палубе “Франклина” стояло 30 полностью заправленных и приготовленных к вылету самолетов, а в ангаре, в скученном состоянии, находилось еще 22 единицы авиатехники, часть из которых также имела подвешенное вооружение. В результате, на авианосце сгорело все, что только могло сгореть, в т.ч. 700 моряков (по др. данным 807). Жестокая статистика. В результате вышедшего из под контроля пожара “Франклин” получил опасный 13° крен на ПБ, лишился хода, всего авиакрыла и третьей части своего экипажа. Прекрасно видя его состояние, выжившие собрались на полетной палубе и приготовились к эвакуации. В это время на “Миссури” решался вопрос: отдавать эсминцам приказ добить “Франклин” торпедами или попытаться его спасти. Оценив ситуацию, командование пришло к выводу, что вероятность повторной атаки невелика, корабли “Соединения 58” в достаточной мере контролируют ситуацию на море и в воздухе. Тяжелый крейсер “Питтсбург” напрягся и потащил “подранка” через океан.



На этом его злоключения не закончились. По возвращению в Перл-Харбор, командир разобьет и без того поврежденный авианосец о ворота дока. А затем выяснится, что все верфи на западном побережье США заполнены кораблями, получившими повреждения от камикадзе. И придется “Франклину” идти через Панамский канал в Нью-Йорк. Его ремонт завершится после уже войны, но он уже никогда не выйдет в море.


Прибытие в Нью-Йорк

Вместе с “Франклином” во время той операции получил повреждения однотипный “Уосп”. Возникшие пожары удалось взять под контроль, но авианосец был вынужден немедленно вернуться на ремонт в США. Суперэскадра лишилось за сутки двух авианесущих кораблей!

А в вечернем небе показались силуэты носителей самолетов-снарядов “Ока”. В бой пошли камикадзе...

Не смея более искушать судьбу, янки отошли на юг с целью бомбардировки объектов на южной оконечности о. Кюсю (по факту, бежали, так и не выполнив свою главную миссию, разгром ВМБ Куре). Спустя две недели, “Соединение 58” будет в том же составе топить “Ямато”. А все потому, что потопить его на стоянке в Куре не получилось.

У янки в тот день вообще мало что получилось. Из воздушной волны из 300 самолетов, прорваться к цели удалось единицам. Которые сразу же попали под ураганный огонь ПВО.

В результате косметические повреждения получил линейный крейсер “Харуна” (одно попадание). Еще по две бомбы попали в “Хьюгу” и “Исе” (которые еще задолго до налета был выведены в резерв). Сильно поврежден легкий крейсер “Оёдо” (тем не менее, приведен в боеспособное состояние за 12 суток). Также был поврежден бомбой кормовой подъемник авианосца “Амаги”. Все.

Фактически цели операции достигнуты не были. Ни одна из целей не затонула. Большинство японских кораблей вообще не получили никаких повреждений (как, находившийся в гавани “Ямато”). Ответный “Перл-Харбор” вылился в пустую трату времени. При условии тех затрат на снаряжение эскадры, и расхода топлива на трансокеанский переход эскадры из сотни кораблей.

С учетом потери “Франклина” и его авиакрыла можно смело говорить о тактической победе японцев. Сорванный удар по Куре имел и свои стратегические последствия, отсрочив поражение Японии в войне.

Все это стало возможным благодаря воздушному заслону, вставшему на пути авиакрыльев девяти американских авианосцев. Элитное подразделение “343-й кокутай” под командованием опытного морского летчика Минору Гэнда (непосредственного организатора налета на Перл-Харбор). Где были собраны лучшие асы Японии, летавшие на перехватчиках Каваниси N1K “Сиден-Кай” (“фиолетовая молния”). Звездная эскадрилья базировалась на авиабазе Мацуяма, прикрывая от налетов ВМБ Куре.



Гэнда-сан был противником тактики “камикадзе”, полагая, что группа хорошо обученных пилотов эффективнее в обороне, чем толпа одноразовых самоубийц. Впрочем, данный вывод не очевиден: камикадзе также добились впечатляющих результатов. Нанося удары по наступающим эскадрам, человекоуправляемые “ПКР” перебили 90% Тихоокеанского флота США.

Истребитель “Сиден-Кай” считался одним из лучших перехватчиков Второй мировой. Оснащенный мощнейшим пушечным вооружением и двигателем взлетной мощностью 2000 л.с., он мог сражаться на равных с любым “Корсаром” и “Мустангом”. Известен случай, когда один из пилотов “343-й истребительной группы морской авиации”, Канэёси Муто, летая на “Сидэне” сбил в одном бою четыре американских истребителя. Другой ас, одноглазый Сабуро Сакаи, ушел от 15-ти “Хэллкетов”, сохранив самолет и свою жизнь. Единственной проблемой оставался штурм высоты. До конца войны японцы так и не сумели запустить производство двигателей с турбонаддувом. В результате, плывущие на большой высоте “Суперкрепости” оставались по прежнему неуязвимыми для “Сиденов”.

Военно-морская база Куре будет разгромлена 24 июля 1945 года. К тому времени у Японии уже не останется топлива. На перехват поднимутся единицы, среди них — Канэёси Муто. Атакованный десятками “Хэллкэтов”, его истребитель исчезнет среди всплесков морских волн.

Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

39 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти