Бой у мыса Нордкап 25-26 декабря 1943 г.

Сразу же после нападения Германии на СССР, 22 июня 1941 г., британское правительство предложило советскому политическому руководству «содействие во всем, в чем оно может помочь» в борьбе против общего врага. Уже 12 июля Москве было подписано «Соглашение о совместных действиях Правительства Союза ССР и Правительства Его Величества в Соединенном Королевстве в войне против Германии». В соответствии с ним в Баренцевом море создавалась временная оперативная группировка военно-морских сил Великобритании для борьбы с флотом противника и нарушения его морских коммуникаций в Арктике. Однако сложившаяся летом 1941 г. обстановка заставила пересмотреть приоритеты, и основной задачей союзных сил стала защита коммуникации между Великобританией и Исландией с советскими портами.

Первый союзный конвой, состоявший из шести транспортов, прибыл в Архангельск 1 сентября. У главного командования вермахта этот факт особой тревоги не вызвал, так как оно полагало, что поставки вооружения, военной техники и материалов в СССР уже никоим образом не смогут повлиять на общий ход войны. До конца 1941 г. союзники провели в обоих направлениях тринадцать конвоев. При этом в Архангельск и Мурманск было доставлено около 750 танков, 800 самолетов, 1400 автомобилей и более 100 000 т боеприпасов, промышленного оборудования, стратегического сырья, продовольствия и других грузов.

По мере того как провал плана «молниеносной войны» становился все более очевидным, военно-политическое руководство Германии вынуждено было изменить свое отношение к союзным конвоям. В середине ноября 1941 г., А.Гитлер принял решение о перебазировании в Арктику сильнейших боевых кораблей кригсмарине (ВМФ). Создание военно-морской группировки «Норд» завершилось к весне 1942 г. В нее вошли линкор «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Адмирал Хиппер», «Принц Ойген», легкий крейсер «Кельн», две флотилии эскадренных миноносцев, до 20 подводных лодок. Задача по нарушению арктической коммуникации между Британскими островами и СССР была поставлена и перед командованием 5-го флота люфтваффе, самолеты которого базировались на аэродромах Северной Норвегии.


Наиболее сильные удары по союзному судоходству на Севере германские вооруженные силы нанесли летом 1942 г., разгромив конвой РQ-17 и нанеся тяжелый урон конвою РQ-18. Из-за этого (а по версии британского военного кабинета и в связи с подготовкой к высадке англо-американских войск в Северной Африке) конвойные операции были приостановлены, а советский Северный флот вынужден был противостоять мощной арктической военно-морской группировке врага без помощи союзников. К тому времени в нем имелось всего девять эскадренных миноносцев. По совокупной огневой мощи (25 – 130-мм, 12 – 102-мм, 8 – 76,2-мм, 3 – 45-мм орудия) они, к примеру, уступали одному немецкому тяжелому крейсеру «Лютцов» (6 – 280-мм, 8 – 150-мм, 6 – 103-мм орудий).

Стремясь в максимальной степени использовать выгодную для себя обстановку, командование кригсмарине провело в августе 1942 г. операцию «Вундерланд». В ее ходе тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» потопил ледокольный пароход и обстрелял порт Диксон, повредив сторожевой корабль и транспорт. Однако полностью прервать союзное судоходство на Севере противнику не удалось. С наступлением полярной ночи движение конвоев возобновилось.

Бой у мыса Нордкап 25-26 декабря 1943 г.

«Шарнхорст» (нем. Scharnhorst), линкор ВМС Германии во Второй мировой войне.

Весной 1943 г. на замену двум крейсерам, переведенным на Балтику, немецкое командование направило в Северную Норвегию линейный корабль «Шарнхорст». Однако до осени остававшиеся в строю линкоры фактически бездействовали, так как британское Адмиралтейство вновь приостановило движение конвоев. Единственный совместный выход «Тирпица» и «Шарнхорста» состоялся в первой половине сентября, но результат огня их артиллерии по береговым сооружениям на архипелаге Шпицберген был ничтожным. 22 сентября 1943 г. британские сверхмалые подводные лодки тяжело повредили «Тирпиц». На другой день в Германию на ремонт ушел тяжелый крейсер «Лютцов». Столь серьезное ослабление группировки германского ВМФ в Арктике и проблемы с обеспечением остававшихся в строю кораблей топливом поставили под вопрос целесообразность ее дальнейшего существования. В связи с этим командование кригсмарине было вынуждено искать случай, чтобы доказать обратное.

Между тем в ноябре 1943 г. движение союзных арктических конвоев возобновилось. До конца года в обоих направлениях было проведено четыре конвоя. Так, в декабре осуществлялась одновременная проводка двух конвоев, которые следовали навстречу друг другу: RA-54B – из СССР на Запад и JW-55A – в обратном направлении. Их ближнее оперативное прикрытие осуществлялось соединением контр-адмирала Р. Барнетта, состоявшим из двух однотипных легких крейсеров «Белфаст» и «Шеффилд» и тяжелого крейсера «Норфолк» (так называемого «вашингтонского типа»), дальнее оперативное прикрытие – соединением, включавшим линейный корабль «Дьюк-оф-Йорк» (под флагом командующего флотом Метрополии адмирала Б. Фрэзера), легкий крейсер «Ямайка» и четыре эскадренных миноносца.

Авиация противника обнаружила конвой RA-54B 23 декабря 1943 г. в районе Фарерских островов. Но, выполнив по нему всего лишь одну безуспешную воздушную атаку, летчики его потеряли. Через два дня этот же конвой был обнаружен немецкой подводной лодкой «U-601». Однако последовательные попытки вначале этой лодки, а затем и «U-716» атаковать транспорты были пресечены кораблями охранения. Тогда адмирал К. Дёниц решил нанести удар по конвою надводными кораблями. На его перехват вышли линкор «Шарнхорст» (флаг контр-адмирала Э. Бея) и пять эскадренных миноносцев («Z-29», «Z-30», «Z-33», «Z-34», «Z-38»).

Бой у мыса Нордкап 25-26 декабря 1943 г.

Британский линкор «Дьюк оф Йорк» (англ. Duke of York – «Герцог Йоркский»). Современный рисунок.

Утром 26 декабря германское соединение рассредоточилось в районе между островом Медвежий и мысом Нордкап, чтобы увеличить полосу поиска. В тот момент контр-адмирал Э. Бей не знал, что британская радиоразведка перехватила и расшифровала его переговоры по радиосредствам. Между тем английские корабли уже начали охоту за «Шарнхорстом». Линкор «Дьюк оф Йорк» с крейсером и четырьмя эскадренными миноносцами следовал в этот район с запада, а с востока к нему приближались крейсеры Р. Барнетта. Именно они первыми обнаружили вражеский линкор, установив с ним радиолокационный контакт на дистанции 17,5 миль (33 км). Радары же «Шарнхорста» были выключены: таким образом Э. Бей рассчитывал добиться внезапности при атаке конвоя.

Бой между «Шарнхорстом» и британскими крейсерами завязался в 9 часов 25 минут. Первый залп осветительными снарядами произвел легкий крейсер «Белфаст». Минутой позже открыли огонь 203-мм орудия тяжелого крейсера «Норфолк». Один из снарядов уничтожил антенну носовой радиолокационной станции германского корабля. После этого управление огнем двух башен его главного калибра могло осуществляться только по данным, полученным с помощью оптических дальномеров, что в условиях полярной ночи было почти равнозначно стрельбе вслепую. Но волнение моря не позволило британским крейсерам развить самый полный ход, и «Шарнхорсту» удалось от них оторваться.

Бой у мыса Нордкап 25-26 декабря 1943 г.

«Норфолк», тяжёлый крейсер Королевского военно-морского флота Великобритании времён Второй мировой войны.

Немецкий линкор снова лег на курс, который вел в район, где согласно расчетам мог находиться союзный конвой. Однако около полудня «Шарнхорст» был вновь запеленгован радиолокатором «Белфаста». Примерно через 20 минут бой возобновился. На этот раз германский корабль, артиллерия которого была сильнее артиллерийского вооружения всего соединения Р. Барнетта, добился нескольких попаданий в «Норфолк». Одна из четырех башен главного калибра британского крейсера была выведена из строя. Несмотря на достигнутый успех, немецкий флагман, по-прежнему преследуя цель по разгрому конвоя, уклонился от дальнейшего огневого контакта и, приказав своим эскадренным миноносцам возобновить поиски союзного каравана, направил «Шарнхорст» на юго-восток. При этом он не знал, что избранный курс ведет навстречу соединению под командованием адмирала Б. Фрезера.

Около 13 часов 15 минут ввиду неясности обстановки Э. Бей все же отменил свое решение и приказал возвращаться в базу. Оставшуюся в строю кормовую радиолокационную станцию «Шарнхорста» снова выключили, чтобы затруднить его обнаружение кораблями противника. Через два часа с германского линкора на берег была отправлена радиограмма, в которой Э. Бей назвал расчетное время своего возвращения. Он не догадывался, что крейсеры Р. Барнетта «вели» его флагманский корабль, поддерживая с ним непрерывный радиолокационный контакт, и наводили на него силы дальнего оперативного прикрытия RA-55B.

Бой возобновился в 16 часов 47 минут. Первыми открыли огонь осветительными снарядами британские легкий крейсер «Белфаст» и линейный корабль «Дьюк-оф-Йорк». «Шарнхорст» ответил главным калибром, однако его 283-мм снаряды не пробивали брони, прикрывавшей жизненно важные части линкора противника. Вскоре на самом немецком линкоре была выведена из строя одна и получила повреждения другая носовая башня. Кроме того 356-мм снаряд пробил борт в районе кормовой башни главного калибра. Но для этого корабля, имевшего развитую систему защиты, все это не являлось фатальным.

Пользуясь преимуществом в скорости, Э. Бей стремился увеличить дистанцию боя, и до тех пор, пока это ему удавалось, британские эсминцы не могли выполнить приказ своего флагмана об атаке торпедами. К 17 часам 42 минутам расстояние между «Шарнхорстом» и английскими кораблями увеличилось настолько, что по нему мог вести огонь лишь «Дьюк-оф-Йорк» и только главным калибром.

Несмотря на значительное удаление цели, стрельба британского линкора, управляемая по данным, полученным с помощью радиолокаторов, была точной. Около 18 часов 20 минут 356-мм снаряд взорвался под первым котельным отделением германского корабля, и его скорость упала до 8 узлов. Меры для устранения повреждений были приняты быстро, после чего «Шарнхорст» даже смог увеличить ход до 22 узлов, однако к тому времени он уже лишился большей части своей артиллерии. В 18 часов 24 минуты с него была отправлена последняя радиограмма: «Мы будем сражаться до последнего снаряда».

Четверть часа спустя орудия «Дьюк-оф-Йорка» временно прекратили огонь, и адмирал Б. Фрезер повторно приказал эскадренным миноносцам произвести торпедную атаку. На этот раз им удалось сблизиться с «Шарнхорстом» на дистанцию залпа. После попадания четырех торпед скорость хода последнего не превышала 12 узлов. Сократив дистанцию до 9,1 км, «Дьюк-оф-Йорк» вновь открыл по нему огонь из 356-мм орудий. Когда скорость хода вражеского корабля упала до 5 узлов, и он почти перестал слушаться руля, Б. Фрезер приказал завершить его уничтожение торпедами. В продолжение 20 минут по «Шарнхорсту» было выпущено 27 торпед, из которых семь достигли цели. В 19 часов 45 минут после мощного внутреннего взрыва охваченный пламенем германский линкор ушел под воду. Из 1968 человек, находившихся на его борту, английские моряки спасли только 36.

Получив известие о бое у мыса Нордкап, И.В. Сталин направил послание с поздравлениями премьер-министру Великобритании У. Черчиллю, командующему флотом Метрополии адмиралу Б. Фрезеру и «доблестным морякам» линкора «Дьюк-оф-Йорк». Пожалуй, это был единственный за всю Вторую мировую войну случай, когда тактический, с формальной точки зрения, успех союзников получил столь высокую оценку из уст первого лица советского государства.

После гибели «Шарнхорста» британский военный кабинет перестал рассматривать арктическую группировку кригсмарине как фатальную угрозу для северных конвоев. Их движение уже не прерывалось. Отпала необходимость привлекать к ведению конвойных операций главные силы флота, благодаря чему британское Адмиралтейство смогло вывести из его состава и направить в Тихий океан авианосец, два линейных корабля и линейный крейсер. В этом заключалось военно-политическое и военно-стратегическое значение победы, одержанной союзными военно-морскими силами 26 декабря 1943 г.

Бой в Баренцевом море показал, что организация проводки конвоев в форме операции, к участию в которой привлекались все рода сил союзных флотов, была наиболее целесообразным решением. С другой стороны, не обеспеченная ни разведкой, ни мерами оперативной маскировки попытка нанести удар по союзному конвою провалилась совершенно закономерно. Ставка на высокие маневренные характеристики кораблей того типа, к которому принадлежал «Шарнхорст» (как и линейных крейсеров в целом), оказалась несостоятельной. В вооруженной борьбе на море решающее значение приобрели дальнобойность, точность и могущество средств поражения, а корабельная радиолокация, первоначально предназначавшаяся в основном для освещения обстановки, превратилась в главное средство управления артиллерийским огнем.
Автор: Михаил Монаков
Первоисточник: http://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12072969@cmsArticle


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. Denis Obukhov 12 января 2016 18:34
    Поединок между Йорком и Шарнхорстом пожалуй можно назвать последним артиллерийским сражением линкоров в истории войн. Непонятно для чего немцы пытались соревноваться с британцами по надводным силам? Зря только огромные средства потратили. У них подводный флот со всеми задачами на морях и так прекрасно справлялся один. Главное ПЛ стоили гораздо дешевле, а эффект их применения был огромным.................
    1. KBR109 12 января 2016 19:13
      А Тихий Океан ! Гибель "Ямаширо" 25.10.1944.
    2. Mavrikiy 13 января 2016 05:25
      Удивительны не огромные затраты на ЛК. У немцев был прекрасный опыт применения ПЛ в 1мв, вот в чем загадка. Возможно теоретики-англичане мозги всем задурили. Кстати, денежки пригодились бы и нам, однако серию ЛК "Советский союз" строили.
      1. Per se. 13 января 2016 09:59
        Цитата: Mavrikiy
        У немцев был прекрасный опыт применения ПЛ в 1мв, вот в чем загадка. Возможно теоретики-англичане мозги всем задурили.
        Флот не может решать все задачи на море одним классом кораблей. Идеи "москитного флота", когда "дёшево и сердито", бурно обсуждались в 20-е и 30-е годы прошлого века, но ни одними тучами торпедных катеров или одними подводными лодками, войну на море не выйграть, не решить весь спектр возникающих проблем и задач. Немцы проиграли битву за Атлантику, крест на их очень даже хороших лодках, оставшихся без прикрытия надводного флота, поставили базовые и палубные противолодочные самолёты, разнообразные противолодочные корабли. Если говорить о начале строительства линкоров в Германии, то надо знать про план "Z", в который входило создание мощного флота Рейха, способного к концу 40-х годов полностью доминировать в Атлантике. Собственно, если говорить о проекте "Шарнхорст", это скорее линейный крейсер, чем собственно линкор. Настоящими линкорами стали "Бисмарк" и "Тирпиц", а линкоры следующей серии с 406 мм пушками, можно было уже относить к классу суперлинкоров, дойди до них дело. После боя с "Бисмарк" у британцев надолго остался трепет, после само существование второго линкора, "Тирпиц", приковывало немалые силы королевского флота к его нейтрализации и попыткам уничтожения. Погром конвоя PQ-17 состоялся от оставления военными кораблями транспортов от одного известия, что "Тирпиц" вышел на перехват. Флот, как шахматные фигуры на доске, глупо пытаться играть одними пешками, линкор или авианосец для полноценного флота так же необходимы, как ферзь или ладьи в шахматной партии.
        1. Alexey RA 13 января 2016 10:32
          Цитата: Per se.
          Собственно, если говорить о проекте "Шарнхорст", это скорее линейный крейсер, чем собственно линкор.

          Ну... в окончательном варианте (с 3х2-38 см) "Гнейзенау" был всё же ближе к ЛК.
          Цитата: Per se.
          После боя с "Бисмарк" у британцев надолго остался трепет, после само существование второго линкора, "Тирпиц", приковывало немалые силы королевского флота к его нейтрализации и попыткам уничтожения.

          Если посмотреть историю службы "Королей" и "Илластриесов", то в Скапа обычно дежурили 1-2 боеготовых поствашингтонских ЛК и 1 АВ. Остальные либо проходили курс боевой подготовки, либо ремонтировались, либо были на других ТВД. Причём целью линейных сил Home Fleet был не только "тирпиц", но и "шарнхорст".
    3. Alexey RA 13 января 2016 10:24
      Цитата: Denis Obukhov
      Поединок между Йорком и Шарнхорстом пожалуй можно назвать последним артиллерийским сражением линкоров в истории войн.

      А как же бой в проливе Суригао? Янки там даже линию ЛК выстроили. smile
      Цитата: Denis Obukhov
      Главное ПЛ стоили гораздо дешевле, а эффект их применения был огромным.................

      Если немцы не строят линейный флот - лайми урезают свои программы "больших горшков" в пользу эскортников. А совокупные возможности Метрополии, Доминионов и примкнувших к ним США (которые в 1941, будучи ещё нейтральными, строили для Британии эскортные корабли всех классов, вплоть до авианосцев) всё равно намного больше, чем у рейха.

      А насчёт дешевизны и эффекта... ув. Exeter приводил данные, что стоимость самой массовой немецкой ПЛ - "семёрки" - была примерно равна стоимости трёх противолодочных корветов спецпостройки. А ведь кроме них у лайми была туча "бесплатных" мобилизованных траулеров, на которые втыкали ГАС, пару пушек и запас ГБ - и получали эскортник ПЛО.
      Эффект же действий ПЛ был не столь значительным. как об этом любят писать в мемуарах. Реально тоннаж грузового флота Британии снизился на несколько процентов лишь в одном из кварталов 1943 года. А в 1943 в роли дичи оказались уже сами ПЛ - на коммуникации вышли КПУГ и АПУГ ПЛО с эскортными авианосцами. В 1944 наступила полная пятая точка - у Союзников появились авиационные РГБ и самонаводящиеся противолодочные торпеды для самолётов.
  2. Denis Obukhov 12 января 2016 18:38
    Пленные германские моряки на борту Дюка. Из экипажа почти в 2 тыс.чел. спаслось только 38 матросов.
  3. serezhafili 12 января 2016 18:59
    Этот бой в Истории известен как "Новогодний бой"...
    1. тлауикол 13 января 2016 06:32
      нет, это другой бой
    2. Alexey RA 13 января 2016 10:45
      Цитата: serezhafili
      Этот бой в Истории известен как "Новогодний бой"...

      Новогодний бой был годом раньше - когда 6 британских ЭМ (часть из которых имела только 102-мм орудия) и 2 КРЛ умудрились отогнать от охраняемого ими КОН немецкую эскадру из 1 панцершиффе, 1 КРТ и 6 ЭМ. Причём первые часы боя 5 британских ЭМ сражались в одиночку с немецкой группой из 1 КРТ и 3 ЭМ.
  4. Foxbed 12 января 2016 19:14
    Неплохо.Но интереснее если бы автор написал как «Шарнхорст» и "Гнейзенау" оказались в Норвежских фьордах проскочив через (!!!) Ла-Манш под носом у "Королевского флота"...Операция "Цербер" против "Фулера".
  5. Шарнхорст 12 января 2016 19:17
    Флот Рейха перед ВМВ не стремился к прямому противостоянию с Англией и Францией. Все капитальные корабли задумывались прежде всего как рейдеры, действующие одиночно либо парой. Потери в начале войны "карманного линкора", "Бисмарка" а затем и "Гнейзенау" разбалансировали молодой флот. Геринг забрал морскую авиацию. Упор на использование ПЛ стал вынужденной мерой -- менее затратной в условиях войны, но не самой эффективной.
    1. Комментарий был удален.
    2. Mavrikiy 13 января 2016 05:38
      Нигде не нашел о более эффективных мерах борьбы на море с Англией, чем ПЛ. Просветите меня, пожалуйста, ну что Вам стоит.
    3. Per se. 13 января 2016 10:32
      Цитата: Шарнхорст
      Флот Рейха перед ВМВ не стремился к прямому противостоянию с Англией и Францией.
      Как раз изначально и задумывалось это самое противостояние, и в первую очередь с Англией и США (план "Z"). "Карманные линкоры" создавались в рамках ограничений Версаля, ещё до прихода Гитлера к власти, и это было очень эффективное, если ни гениальное решение по созданию корабля в рамках лимита, способного отрываться по скорости от линкоров противника, и превосходить артиллерией любой вражеский корабль способный его догнать. Хоть сами немцы лукаво назвали свои корабли "броненосцами", а англичане "карманными линкорами", на деле это были тяжёлые крейсера с мощной артиллерией и огромной дальностью хода благодаря своим дизелям (до сих пор эти корабли самые крупные в мире военные дизельные корабли). Рейдерство немецких крупных кораблей, скорее, вынужденная мера, даже ошибка, чем рациональное решение. Посылать "Бисмарк" и "Принц Ойген" в Атлантику для рейдерства было сомнительным действием, видимо, мало было потери "Адмирала фон Шпее" у Южной Америки. Уже в Балтике шведы настучали англичанам о выходе, а в Датском проливе, где немцы надеялись скрытно в снеговых зарядах проскочить, их отслеживал английский крейсер своим локатором. Лишь по счастливому стечению обстоятельств для немцев, радиодонесения крейсера не принимались адмиралтейством британцев. В противном случае, даже геройского боя "Бисмарка" с целой английской эскадрой могло не состояться, подтяни британцы раньше силы. Вообще, англосаксы Гитлеру позволили к власти прийти не для того, чтобы он бросал вызов на море хозяевам капитализма, а для войны против их главного врага, Советского Союза, с его неподконтрольным мировому капиталу социализмом. В том смысле, антигитлеровская коалиция стала закономерным явлением, как и неминуемое фиаско нацисткой Германии, у которой не было реальных шансов победить ни в войне на море, ни на суше. Впрочем, Гитлер лишь для того и был нужен, чтобы если не победить, то ослабить СССР, дать нажиться США и Англии на новой войне.
      1. MooH 14 января 2016 12:18
        это было очень эффективное, если ни гениальное решение по созданию корабля в рамках лимита, способного отрываться по скорости от линкоров противника, и превосходить артиллерией любой вражеский корабль способный его догнать.


        Вы ошибаетесь. "Броненосцы" уступали линейным крейсерам и по скорости и по вооружению.
  6. polkovnik manuch 12 января 2016 19:36
    Как -бы мы не "пыжились ", а помощь союзников была и весомой и своевременной . Цифры даются разные ,но обьемы полученной техники и вооружений в совокупности составляли в разное время от 12 до 20 % общих потребностей фронтов ,не говоря об автотранспорте и ж.д. локомотивах. Были конечно казусы ,но союзники на Севере (да и на Юге и Востоке !)внесли свой достойный вклад в общее дело разгрома фашистов.Плохо то ,что сначала мы замалчивали о размерах помощи , а сейчас они забывают уроки прошлого и пытаются переоценить вклад СССР в победу над фашизмом.
    1. bulvas 12 января 2016 19:57
      Цитата: polkovnik manuch


      Хороший комментарий к хорошей статье, спасибо


    2. Комментарий был удален.
    3. Сергей С. 13 января 2016 01:13
      Цитата: polkovnik manuch
      Как -бы мы не "пыжились ", а помощь союзников была и весомой и своевременной

      Категоричеси не согласен.
      Мало того, в советское время роль союзников поддерживали в приличных рамках вопреки мнению фронтовиков.

      Мой тесть дважды инвалид войны, ВОЕВАВШИЙ В ЛЕНИНГРАДЕ, говорил так: "Вторым фронтом мы называли американскую тушенку"... И говорил с гневом в голосе. Ибо он знал цену помощи во время страшной войны.
      А по 1945 году так вообще был убежден, что зря Жуков остановился, надо было гнать фашистов до Ла-Манша...
      Но это эмоции.

      А по делу.
      Помощь нам была нужна...
      И.В. Сталин на эту тему столько писем послал...
      Но что делал Черчилль? Тормозил...
      И в самое страшное для нас время - лето 1942 года вообще затормозил Полярные конвои... А еще предал PQ-17 специально, чтобы обосновать свою "трусость".

      И аме.ры хороши.
      То есть самолеты были приличные...
      Но если посчитать, когда, сколько и чего передали американцы нам по ленд-лизу, то получается странная картина.
      Большая часть американских корабликов и катеров пришла в СССР слишком поздно, чтобы воевать с фашистами... и на Тихоокеанский флот... и только, чтобы СССР вступил в войну с Японией.

      А сразу после окончания войны, амер.ы потребовали корабли обратно.
      Наши корабли приводили в прорядок, комплектовали по описи приема, даже инструмент вкладывали...
      А амер.ы получали и ... демонстративно топили...

      Итог.
      Мы очень хотели иметь союзников.
      А еще мы очень хотели иметь друзей, братьев по оружию.
      Но за всю историю России таковыми стали только сербы, кубинцы и вьетнамцы.
      1. rubin6286 14 января 2016 23:57
        Ваш тесть -фронтовик правильно написал про американскую тушенку. Все-таки надо быть честными: вся наша армия сидела на студебеккерах, доджах и виллисах,были в небольших количествах танки и бронетранспортеры,амфибии. Флот получал английские и американские подводные лодки,торпедные катера,тральщики. Авиаполки получали английские и американские истребители,бомбардировщики,
        торпедоносцы,транспортники,летающие лодки.Качество и техническое состояние их было различным.Об этом можно спорить.приводить различные доводы, но на войне воюют тем,что есть, а если ничего нет? Мы забыли про стрелковое оружие - пулеметы,винтовки, радиостанции,алюминий, марганец,медь, кобальт,свинец и порох, хлопок,обмундирование,сапоги, ботинки,белье,комбинезоны и куртки, шлемофоны,авиационный бензин,масла и смазки и многое другое. Кроме тушенки был еще "лярд" (Вы,наверное, и не знаете,что это такое, ), мука, концентраты,
        спирт,сухое молоко,медикаменты и проч. Помощь союзников была неоценима,особенно в 1941-43 годах. Советский народ, в конечном итоге, конечно одолел бы фашизм, но борьба длилась бы дольше и жертв было бы больше.
    4. Scraptor 13 января 2016 05:05
      а еще хуже что ты замалчиваешь помощь союзников нацистской германии через нейтральные страны стратегическими материалами без которой война закончилась бы с концом блицкрига или в сталинграде, за год до этого "новогоднего боя"
      в поставленной боевой технике, которая составляла 9%-12% от общего числа погибали русские солдаты а не английские и американские, которые на Восточный фронт не приехали вместе с ней, хотябы и через теплый иран.
      и вообще они высадкой в Дании (а не в Марокко) могли быстро захватить Берлин пока вермахт без горючего увяз далеко в России
      Это если бы они воевали в серьез, а не спустили в 1938 с поводка гитлера стравили континентальные державы и сидели потом смотрели из-за Канавы, прореживая оттуда немецкое мирное население воздушным террором после того как люфты были разбиты ВВС СССР в Воздушном Сражении над Кубанью.
      а потом пришли в Европу за своей сферой влияния, и немецкими трофеями
      1. Mavrikiy 13 января 2016 05:52
        Ну посуди сам. Разгромили бы по быстрому Германию и ... Каковы результаты?
        1.Сильный СССР
        2. Где честно заработанное бабло.
        3. Англия не надорвалась.
        4. Свой ВПК не раскручен.
        Рано было войну заканчивать. Не за тем ее начинали и Гитлера вскармливали.
        А что с ВПК СССР так получилось, и пол Европы под него ушло, ну кто же знал? Так получилось, издержки производства.
        1. Scraptor 13 января 2016 06:27
          Просто не убили бы немецкими руками достаточное количество русских.

          Как и в азии они убивали китайцев японскими руками

          Бабло просто печатается на станке а даже русские бабы потом столько не нарожают.

          все шло по плану, и никто даже из этого не делал секрета, тем более что факт поставок в таких обьемах скрыть было невозможно ...
          Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, ... Гарри Трумэн ("New York Times", 24.06.1941)

          Ну как то так ...
          1. Scraptor 13 января 2016 06:30
            можно еще так...
            http://www.texemarrs.com/images/truman_masonic_regalia.jpg
            1. Scraptor 13 января 2016 06:37
              оно же в детстве ... и они в общем почти все такие
  7. voyaka uh 13 января 2016 11:46
    Вот фотка Дюка:
  8. Scraptor 17 января 2016 09:31
    Цитата: voyaka uh
    Вот фотка Дюка:

    а чего так мало? laughing

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня