Новогодний бой. Конец германского Большого флота

Новогодний бой. Конец германского Большого флота

«Адмирал Хиппер» в Норвегии


Гитлер в ярости кружил по кабинету, как цеппелин над Лондоном в прошлую войну. Поток уничижительных эпитетов, язвительных комментариев, излагаемых в подчеркнуто раздраженном тоне, не прекращался. Доставалось не только Кригсмарине – кайзеровскому Флоту открытого моря припомнили и бездеятельность, и революцию. Фюрер подчеркивал вклад, который внесли в борьбу на море подводные лодки в обеих войнах. Уже более спокойным тоном он добавил, что считает необходимым разоружить все немецкие тяжелые корабли. Их артиллерию следует использовать для усиления береговых батарей в Норвегии и Франции, команды распределить по оставшимся малым кораблям и подводным лодкам. Такова была плата за «позор Новогоднего боя». Слушавший эти потоки упреков и рассуждений гросс-адмирал Редер попросил разрешения переговорить наедине. Когда фельдмаршал Кейтель и стенографистки вышли, он попросил об отставке. Был январь 1943 года.

«Русский маршрут»


Новогодний бой. Конец германского Большого флота

Один из полярных конвоев


Немецкому командованию хватило совсем немного времени, чтобы оценить всю значимость конвоев союзников, приходивших в северные порты СССР. Судьба войны решалась на советско-германском фронте, и прибытие каждого каравана, по мнению военного руководства рейха, увеличивало способность Красной армии к сопротивлению. Гитлер считал саму возможность морского сообщения западных союзников и Советского Союза через арктические воды недопустимой и требовал принять комплекс соответствующих мер для нарушения или полного прекращения вражеского судоходства на Севере. Германские силы в Скандинавии постепенно увеличивались. Вначале туда были отправлены подводные лодки и части люфтваффе, а потом, в дополнение, надводные корабли. Группировка сухопутных войск в Норвегии была также увеличена, поскольку длительное время Гитлер быть убежден в опасности британского десанта. Разгром каравана PQ-17, не в последнюю очередь из-за несостоятельности британского военно-морского командования, и серьезные потери следующего – PQ-18, дали повод западным союзникам СССР ввести мораторий на проводку новых конвоев. Адмиралтейство оправдывалось тем, что летом и в начале осени в Арктике длится полярный день, облегчающий разведку и обнаружение судов конвоев. В качестве последнего и очень солидно выглядевшего аргумента у лордов имелось пугающее своим мистическим ужасом заклятие под названием «Тирпиц».

Лишь в конце осени – начале зимы 1942 года, когда в Арктике начинается полярная ночь, можно было говорить что-то определенное о возобновлении отправок конвоев в СССР. Над морем стоит непроглядная тьма, видимость ограничена всего несколькими милями. И без того не отличающееся спокойствием море начинает штормить – судам тяжело держать строй, они страдают от волн и оледенения надстроек. Однако эти же факторы мешают противнику обнаружить и атаковать пробирающийся в советский порт караван. Обстановка на советско-германском фронте была нелегкой, и союзники операцию по отправке конвоя все-таки решились назначить на декабрь. Высадка в Алжире и Марокко в рамках осуществления плана «Торч» была успешно осуществлена, и у англичан появилась возможность высвободить некоторое количество боевых кораблей и транспортов для других целей.

Командующий флотом Метрополии адмирал сэр Джон Тови высказывал некоторый скепсис по поводу возможности отправки одного большого каравана. По его мнению, большое корабельное соединение будет трудно управляемой и громоздкой структурой в условиях постоянной непогоды и полярной ночи. Возникала серьезная угроза рассеивания судов и как ожидаемое следствие – легкое уничтожение их немецкими подводными лодками. Тови предлагал формировать компактные конвои из десяти судов максимум, в охранении которых были бы эсминцы. Но против таких микрогрупп выступило уже Адмиралтейство, опасаясь их чрезмерной уязвимости. Итогом дебатов по техническому решению вопроса был компромисс: в море отправляются два конвоя, не таких огромных, как тот же PQ-17, но и не таких мелких, как предлагал адмирал Тови. Первый из них в составе 16 транспортов под охраной 2 эсминцев и двух крейсеров отряда контр- адмирала Барнетта («Шеффилд» и «Ямайка») вышел из Лох-Ю (Исландия) и через десять дней благополучно прибыл в Кольский залив. Второй конвой, JW-51B, был меньше первого – в нем было 14 транспортов, на которые было загружено 202 танка, более 2 тыс. автомобилей различного назначения, 87 бомбардировщиков, 33 истребителя и 54 тыс. тонн грузов. Полагая, что есть угроза каких-либо действий со стороны проспавших первый конвой немцев, эскорт JW-51B был более крупным. Он состоял из 17-й флотилии эсминцев под командованием командира 1 ранга Роберта Сен-Винсента Шербрука (6 эсминцев), 2 корветов, 1 тральщика и 2 вооруженных траулеров. На самом опасном участке перехода, в районе острова Медвежий, конвой должны были встретить крейсера Барнетта, которые выйдут навстречу из Кольского залива 27 декабря. На случай форс-мажорных обстоятельств (например, появления кошмарного «Тирпица») к операции привлекались корабли Флота Метрополии под командованием адмирала Фрезера – новейший линкор «Энсон», тяжелый крейсер «Камберленд» и два эсминца.

22 декабря 1942 года конвой JW-51B покинул Лох-Ю и направился в Россию.

С той стороны

В тот же день за тысячи километров от Исландии в бетонном бункере ставки фюрера в «Вольфсшанце» проходило очередное совещание верхушки рейха. Кроме самого Гитлера и завсегдатая Кейтеля присутствовал командующий флотом гросс-адмирал Редер. Зная повышенное внимание Гитлера к Норвегии, которое он называл «полем судьбы», Редер, выступая с докладом, охарактеризовал состояние корабельной группировки на севере Скандинавии и указал на готовность перейти к немедленным действиям. Гросс-адмирал подчеркнул, что, несмотря на все более ухудшающуюся ситуацию с топливом, флот будет стараться выполнить поставленные задачи. Так, например, было заявлено, что «карманный линкор» «Лютцов» готовится выйти в Атлантику для атак на одиночные суда и конвои союзников. Гитлер ответил пространной тирадой о нарастающей угрозе высадки в Норвегии – он был одержим идеей о необходимости более активного использования тяжелых кораблей. Фюрер добавил, что о ситуации с топливом знает, и необходимые ресурсы для ударной эскадры будут выделены.

Новогодний бой. Конец германского Большого флота

«Лютцов» на базе в Альтен-фиорде


Командование флотом сделало надлежащие выводы из этого совещания, на котором Редер в последний раз присутствовал как командующий флотом. Необходимо было что-то предпринять, тем более что агентурная разведка сообщала о формировании в Исландии нового конвоя. Командование военно-морской группы «Север» в ускоренном темпе разработало план операции «Регенбоден»(Радуга). К удару по конвою союзников привлекался тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и несколько эсминцев. Присоединение к ударной группе готовящегося к рейдерству «Лютцова» раскалило телефонные линии между штабом руководства войной на море (контр-адмирал Фрике), штабом группы «Север» (адмирал Карльс) и непосредственно командующим эскадрой вице-адмиралом Оскаром Кюметцом, находящимся в Альтен-фиорде. С одной стороны командование флотом «не возражало» против участия «Лютцова», с другой, – подчеркивалось, что это возможно только лишь при «допустимом» риске. И где проходила грань между риском «допустимым» и «недопустимым», не понимали, очевидно, даже в Берлине.

Пока адмиралы перекрикивали друг друга сквозь помехи и километры расстояния, утром 30 декабря 1942 года с борта находящейся на патрулировании в Баренцевом море подводной лодки U-85 поступила срочная радиограмма об обнаружении ею примерно 10 кораблей противника при незначительном эскорте. Позже эту новость продублировала U-354. Слова «при незначительном эскорте» весьма успокаивающе подействовали на скептиков и тревожных личностей, и находящейся в трехчасовой готовности немецкой эскадре дали добро на выход. Экипажи немецких кораблей в Альтен-фиорде изнывали от безделья: выходы на учения были редко и еще более редко – боевые операции, после которых тянулись недели и месяцы стояния на якоре. В отличие от своих британских коллег, для которых море было надоевшим домом, где они чувствовали себя хозяевами, немцы были всего лишь нечастыми гостями океанских просторов. Падала дисциплина, снижались профессиональные качества, не подкрепленные практикой. Панацей от этого был лишь поход, но командование почти всегда было настроено «не рисковать».

Восход радуги

Новогодний бой. Конец германского Большого флота
Место сражения


В 17 часов 45 минут, 30 декабря 1942 года,рассекая студеную норвежскую воду острыми форштевнями, корабли Кюметца вышли из Альтен-фиорда. В состав эскадры входили флагманский тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», тяжелый крейсер «Лютцов» и 6 эсминцев. По плану операции «Хиппер» и 3 эсминца наносили первый удар по конвою, отвлекая на себя силы эскорта. В это время «Лютцов» и остальные эсминцы должны были атаковать оставшиеся без защиты транспорты. На бумаге все было достаточно логично и правильно. За исключением одного нюанса: немцы понятия не имели о крейсерах адмирала Барнетта – «Шеффилде» и «Ямайке», которые шли навстречу конвою. Немцам удалось выйти незамеченными – ни одна из британских подводных лодок, околачивающихся возле входа в Альтен-фиорд, их не обнаружила – штормовая погода вкупе со снежными зарядами плохо сказывалась на видимости. Ночью корабли Кюметца перестроились в походный ордер, держа ход 18 узлов. Построение, выбранное немецким командующим, было оригинальным – это был длинный строй фронта, на флангах которого находились тяжелые крейсеры. Между ними на большом расстоянии друг от друга шли эсминцы. Общая ширина такого «невода» достигала 15 миль и должна была обеспечить, по мнению Кюметца, наибольшую неожиданность при встрече с конвоем. Ощутимым минусом было то, что «Хиппер» и « Лютцов» находились далеко друг от друга, что затрудняло взаимодействие. Кроме того, эсминцам в условиях плохой видимости было нелегко сразу же распознать в неясном размытом силуэте, чей крейсер находится рядом – свой или вражеский. Возможно, если бы у немцев было достаточно самолетов-разведчиков, способных обнаружить и сопровождать конвой, одновременно наводя на него эскадру, Кюметц бы воздержался от подобных экспериментов. Но полярные аэродромы стояли почти пустыми – Восточный фронт пожирал все ресурсы люфтваффе.

Долгожданный контакт состоялся в 7 часов 20 минут утра 31 декабря – на расстоянии 6 миль с «Хиппера» были обнаружены две неясные цели. Кюметц приказал увеличить ход до 24 узлов, одновременно разворачиваясь носом к противнику, чтобы затруднить опознавание. Появились новые цели, и немецкий адмирал немедленно радировал на все корабли эскадры о начале операции. В результате с «Хиппером» остались «Фридрих Экольдт», «Рихард Байтцен» и Z-29. Остальные эсминцы начали отворачивать к «Лютцову». Охранение конвоя заметило присутствие посторонних позже: примерно в 8 часов 20 минут один из кораблей охранения заметил пару эсминцев, но принял их за советские (в условиях плохой видимости, очевидно, «Фридрих Экольдт» был классифицирован, как корабль проекта «7-У») и никаких действий не предпринял. Еще через 10 минут с английского эсминца «Обдьюрейт» неизвестные корабли были замечены вторично – командир корабля доложил об этом Роберту Шербруку и, по его приказу, пошел навстречу. В 9 часов 15 минут «Обдьюрейт» запросил принадлежность и опознавательный сигнал, все еще считая, что перед ним русские. Но в ответ прогремели выстрелы – вместе с оседающими фонтанами воды рассеялись последние сомнения: на конвой осуществила нападение немецкая эскадра. И вряд ли ее эсминцы действовали в одиночку. На английских эсминцах была сыграна боевая тревога, они начали развертывание по заранее составленному плану. 4 корабля во главе с флагманским «Онслоу» собрались в группу и начали идти навстречу противнику, эсминец «Экейтес» начал постановку дымовой завесы между конвоем и нападавшими. С «Адмирала Хиппера» английские эсминцы зафиксировали в 9 часов 10 минут, но пока точно не смогли определить их численность – командир крейсера капитан 1 ранга Ганс Хартманн исходил из донесения подводных лодок о «незначительности» охранения. В 9.23 справа по борту был обнаружен ставящий дымовую завесу «Экейтес». «Хиппер» немедленно открыл огонь главным калибром, к которому вскоре присоединились 105-мм зенитки. За последующие 10 минут крейсер произвел пять залпов, не добившись, впрочем, ни одного попадания. С крейсера заметили еще два эсминца по курсу тоже с правого борта – это был флагман Шербрука «Онслоу» и «Оруэлл». Наконец, командир 17 флотилии эсминцев и командующий эскортом конвоя воочию увидел своего главного противника. Большой неизвестный корабль шел курсом прямо на него, спустя некоторое время он совершил маневр, позволяя разглядеть его силуэт. Англичане увидели четыре башни главного калибра и массивную дымовую трубу – отличительные черты немецкого тяжелого крейсера. Хранить радиомолчание уже не имело смысла, и в 9.39 крейсерам адмирала Барнетта, Соединению R, полетела радиограмма о том, что конвой подвергся нападению.

Тем временем «Хиппер» перенес огонь на британские эсминцы, справедливо полагая, что они более опасная цель, чем занятый постановкой дымов «Экейтес». Флагман Шербрука вместе с напарником скрылись в дыму. Для немцев условия стрельбы были весьма тяжелыми – главный радар «Хиппера» вышел из строя от сотрясения после первого же залпа. Артиллерийскому офицеру приходилось полагаться только на оптику, наводя орудия на небольшие и быстро маневрирующие цели. Мокрый снег в сочетании с сильными порывами ветра оказались весьма вредными для дальномеров и визиров – после каждого порыва линзы приборов покрывались тонким слоем льда. Приходилось прекращать наблюдение и целеуказание и протирать их. Затем несколько минут вести стрельбу, после чего весь процесс повторялся заново. Это не могло не сказаться на точности и быстроте артиллерийского огня «Адмирала Хиппера». Видимость была очень плохой, и это означало, что немецкий крейсер не может оставаться на большой дистанции от конвоя и безнаказанно расстреливать транспорты – ему необходимо было сократить дистанцию, одновременно увеличивая для себя угрозу быть торпедированным с эсминцев. Несколько раз «Хипперу» приходилось отворачивать, когда англичане, вынырнув из дыма, появлялись в удобной для торпедной атаки позиции. К 10 часам утра крейсер израсходовал почти 90 фугасных снарядов, добившись всего одного попадания в «Экейтес», нанесшего эсминцу некоторые повреждения.

После 10 утра смертельная коррида британских эсминцев против немецкого тяжелого крейсера продолжилась. В 10.06 «Хиппер» за дымом вновь разглядел своих противников и возобновил редкую стрельбу. Капитан 1 ранга Шербрук отослал два свои слабейших корабля, «Обидиент» и «Обдьюрейт», вооруженных 102-мм орудиями, обратно к конвою, который на всех парах уходил на юго-восток к поджидающему его «Лютцову». Сам Шербрук старался как можно дольше задержать врага и дать конвою время для отхода. «Хиппер» тем временем маневрировал и ввел в действие свой кормовой радар, результат чего вскоре сказался. В 10 часов 20 минут 203-мм фугасный снаряд с крейсера задел дымовую трубу «Онслоу». Взрыв снес антенну радара, осколки изрешетили мостик, находящийся там Шербрук был ранен. Через несколько минут в английский эсминец попали еще два снаряда – были выведены из строя оба носовых орудия, начался пожар в машинном отделении. Всего от немецкого огня погибли и были ранены 47 человек. Раненый Шербрук передал командование лейтенант-коммандеру (капитану 2 ранга) Кинлоку, командиру «Оруэлла». Эсминцы скрылись в поставленной дымовой завесе. Состояние «Онслоу» было тяжелым: через пробоину в корпусе поступала вода, появился крен. На палубе продолжался пожар – ход пришлось снизить до 15 узлов. Немногим позже «Оруэлл» получил радиограмму с бывшего флагмана о том, что носовые погреба затоплены, имеется пожар в машинном отделении, и что «Онслоу» отходит к конвою.

Теперь, казалось, немецкий план начал срабатывать – силы эскорта были потрепаны, сам конвой отходил прямо в лапы к «Лютцову», о присутствии которого англичане даже не подозревали. «Хиппер» продолжал следовать на восток, когда в 10 часов 36 минут заметил все с того же правого борта корабль, похожий на эсминец. Впрочем, находящимся в постоянном напряжении немцам эсминцы мерещились повсюду как источник смертельной опасности в виде их торпедных аппаратов. На самом же деле с крейсера был обнаружен океанский тральщик «Брэмбл», небольшой (875 тонн, одно 102-мм орудие) корабль, оказавшийся на пути тяжелого крейсера. С дистанции всего 3 мили «Хиппер» открыл беглый огонь по своей жертве, приняв его за очередной эсминец. Спустя 6 минут Кюметц приказал «Экольдту» и «Байтцену» добить скрывшегося в дымовой завесе врага. Уничтожение «Брэмбла» заняло много времени, и лишь в 11 часов 20 минут Хартманн повернул свой крейсер на юг, где, по мнению немцев, находился конвой.

Волк и сторож

Примерно за 20 минут до того, как флагман Шербрука получил повреждения, шедший в непосредственном охранении конвоя корвет «Рододендрон» доложил, что видит дым на расстоянии 7 миль. Через некоторое время он же сообщил, что обнаружил неизвестный корабль, который шел курсом на северо-восток. Вступивший в командование силами охранения лейтенант-коммандер Кинлок вначале посчитал эти данные ошибочными. Но вскоре и второй корвет заметил незнакомца, сопровождаемого двумя эсминцами. Две башни главного калибра, одна дымовая труба – это был «Лютцов». Его командир, капитан 1 ранга Шланге, начал сближение с обнаруженным конвоем, не подозревая, что единственным препятствием на пути к нему является крошечный корвет. Имея просто подавляющее огневое превосходство плюс три эсминца с полными торпедными аппаратами, Шланге не смог опознать цель, как он впоследствии доложил в своем отчете, сделанном после боя, из-за плохой видимости, дыма и снежного шквала. С корвета, якобы, видели вспышки выстрелов. Помня о приказе Кюметца, который на самом деле исходил из Берлина, «соблюдать осторожность», Шланге слишком тщательно и скрупулезно ее соблюдал. Он лег на параллельный курс конвоя и вскоре потерял его из виду из-за снежного шквала. В 11.27 было послано радио на «Хиппер» о том, что конвой потерян в дыму и метели. «Лютцов» увеличил скорость, чтобы обогнуть зону плохой погоды. Свою возможность нанести удар по беззащитным транспортам он упустил.

Тем временем увеличивший до 31 узла скорость «Хиппер» возобновил контакт с противником – им оказался поврежденный ранее эсминец «Экейтес». В этот раз немцы быстро пристрелялись: уже четвертый залп достиг цели – был разрушен мостик, появилась большая пробоина в машинном отделении. Более 40 человек были убиты. Видя, в каком положении очутился «Экейтес», Кинлок бросился с тремя своими эсминцами на выручку, имитируя торпедную атаку. В 11 часов 30 минут немецкий крейсер, резко отвернув, дал залп по противнику – один снаряд угодил в «Обидиент». Поврежденный «Экейтес» начал тонуть, в 12.54 его крен достиг критических 60 градусов, в 13.15 эсминец затонул – оставшиеся 80 человек экипажа были сняты траулером. Наступил решающий момент боя. Силы эскорта были уже значительно ослаблены, у английских эсминцев почти не осталось торпед. В 11 часов 36 минут Кюметц радировал на «Лютцов»: «Веду бой с силами эскорта. Крейсеров противника нет». Спустя три минуты вокруг «Хиппера» встали несколько столбов от разрывов. Их размеры показывали, что это отнюдь не мелкие орудия эсминцев эскорта – калибр был достаточно крупным. В сражение вступила новая сила – крейсеры Барнетта были на подходе.

«Кавалерия» из-за холмов

Новогодний бой. Конец германского Большого флота

Крейсер «Шеффилд»


Получившие недавно радиограмму Шербрука об атаке конвоя, «Шеффилд» и «Ямайка» полным ходом шли к месту сражения. Придя в Мурманск с предыдущим конвоем, они некоторое время стояли в советском порту. По словам английского очевидца, это была «ужасная дыра с полным отсутствием развлечений». Возможно, гордого сына туманного Альбиона опечалило, что прифронтовой Мурманск так не похож на какой-нибудь веселый порт в колониях, где можно найти «женщин и вино».

Английские крейсеры к описываемым событиям уже имели совершенную радиолокационную аппаратуру, превосходившую по характеристикам немецкую. Операторы фиксировали множество засветов на радаре, но Барнетт решил все-таки сблизиться для прояснения обстановки. По мере сокращения дистанции среди мелких отметин на экране стала вырисовываться одна крупная. Это был «Адмирал Хиппер». Первым с дистанции 60 кабельтовых своего противника обнаружил «Шеффилд». В 11.31 англичане открыли беглый огонь (по немецким данным, это произошло в 11.39). Частокол всплесков по обоим бортам «Хиппера» стал полной неожиданностью для Кюметца и Хартманна. Видимость в том районе, где находился тяжелый крейсер, была настолько плохой, что вначале противник даже не был замечен, – башни корабля были повернуты на юг против английских эсминцев. Хартманн приказал сделать резкий поворот, чтобы оставить новых врагов по корме. Выполняя маневр, «Хиппер» накренился, и в этот момент 6-дюймовый снаряд угодил в правый борт ниже кромки поднявшегося из воды броневого пояса – он взорвался в топливной цистерне напротив котельного отделения № 3, повредив внутреннюю переборку. Котельные отделения – сначала № 3, а потом и № 2 – начали постепенно заполняться водой. Из строя вышли 8 котлов, скорость «Хиппера» упала до 15 узлов. Он принял около 1000 тонн воды. В 11.34, по записям англичан, немцы открыли ответный огонь – он был очень неточным. Дело в том, что теперь корабль шел против ветра, и оптика носовых КДП быстро покрылась льдом. Спустя несколько минут еще два английских снаряда угодили в «Хиппер»: первый угодил в левый борт, разрушив несколько помещений, другой разорвался в ангаре – поджег находившийся там самолет, изрешетив катапульту и стоявший на ней другой «Арадо». Дым от пожаров закрыл оптику кормовых КДП – огонь пришлось прекратить. Тем временем, пока «Хиппер» отбивался от внезапно насевших на него английских крейсеров, все еще слоняющийся без дела «Лютцов» перехватил уходивший на всех парах на юго-восток караван. Причем головное судно было от немецкого корабля на расстоянии не более 3 миль, а последнее – около 7 миль. Дистанция, в принципе, кинжальная. «Лютцов» открыл частый огонь, но, по словам английских моряков, в дело вмешался обитающий неподалеку Санта-Клаус (до Нового года оставалось 12 часов) – «карманный линкор» выпустил 87 283-мм и 75 150-мм снарядов и не добился ни одного попадания, лишь осколками было повреждено одно торговое судно. Очевидно, дело было вовсе не в Санта-Клаусе, у которого забот и так хватало, – просто от длительного стояния в фиордах немецкие артиллеристы разучились стрелять даже на короткие расстояния.

Пока «Лютцов» опустошал свои погреба, паля в молоко, в рубке «Хиппера» приняли весьма несвоевременную радиограмму из Альтен-фиорда, приказывающую «действовать без особого риска». Но дело в том, что риска, с точки зрения редко совершающих походы немцев, было в этот момент более чем достаточно. Формально корабли Кюметца имели преимущество в огневой мощи над англичанами: шесть 283-мм, восемь 203-мм и еще шесть 150-мм орудий против 24 британских 152-мм. Но это только, если бы немцы вели бой на дальних дистанциях, безнаказанно поражая противника вне досягаемости его орудий. В условиях плохой видимости, когда расстояние между обеими эскадрами сократилось, преимущество переходило к более скорострельным английским орудиям. Сюда надо добавить бесспорное превосходство англичан в оснащении своих кораблей более совершенными радиолокаторами и неудачный с тактической точки зрения замысел Кюметца разделить свои силы. Взвесив все за и против, немецкий командующий принял решение об отходе. В 11.37 все корабли группы получают радио прекратить операцию и выйти из боя. Не повезло немецким эсминцам «Фридриху Экольдту» и «Рихарду Байтцену», которые вместе завершали расправу над тральщиком «Брэмбл». Внезапно из темноты появились два неясных силуэта, и, пока «Экольдт» выяснял у «Хиппера», не его ли он видит, «Шеффилд» и «Ямайка» (а это были они) в 11.43 открыли быстрый и точный огонь по головному «Экольдту», за несколько минут превратив его в пылающую развалину. Вскоре немецкий корабль затонул от полученных повреждений. «Байтцен» отвернул влево и, поставив дымовую завесу, скрылся. «Хиппер», соединившись с «карманным линкором», начал отход на юго-запад, неторопливо отстреливаясь от преследующих его английских крейсеров. Британцы добились накрытия «Лютцова», но Барнетт не настаивал на продолжении сражения – свою задачу он выполнил: конвой защитил и заставил отступить более сильного о противника. К тому же 283-мм орудия «Лютцова» были гораздо более опасными для его кораблей. Примерно в 14 часов контакт был потерян. Бой завершился.

«Хиппер» испытывал все большие трудности из-за весьма болезненного для него первого попадания – затопление котельного отделения № 3 привело к остановке левой турбины. Вода попала в магистрали подачи топлива к дизель-генераторам, и три из них пришлось остановить. Вскоре погасли топки в котельном отделении № 2. Еще неизвестно, чем бы это все закончилось, если бы «Шеффилд» и «Ямайка» продолжили преследование. Встретив новый 1943 год в море, «Хиппер» доковылял да Каа-фиорда утром 1 января. Во время боя на нем погибло и умерло шесть человек. Вместе с «Экольдтом» погибло и утонуло 340 человек. Потери англичан достигали 250 офицеров и матросов – из экипажей потопленных «Экейтеса» и «Брэмбла». Главное было то, что конвой не понес никаких потерь и благополучно добрался до цели.

Шторм в «Вольфсшанце»

Новогодний бой имел большие последствия для немецких надводных кораблей, и последствия весьма неприятные. Пока донесение собственно от руководства флота запаздывало, Гитлер прослушал новостное сообщение информационного агентства «Рейтер» о неудачной попытке атаки полярного конвоя и об успешных действиях английских кораблей. Фюрер пришел в ярость. В самый неподходящий момент, когда кривая негативных эмоций резко пошла вверх, на стол положили весьма бравое сообщение от штаба руководства на море – оно базировалось на обрывочном сообщении субмарины U-85: «Продолжаю видеть красный…» Адмиралы, очевидно, подумали, что лодка видит красное зарево горящих транспортов, и тут же по всем инстанциям пошло сообщение о победе. Эта депеша вызвала просто шторм бешенства у фюрера, который осыпал надводные корабли целым шквалом издевательских прозвищ вроде «бесполезных куч металлолома». Фюрер приказал отправить все надводные корабли на слом и прекратить строительство новых. Командующий флотом Редер подал в отставку. Его сменил «подводный адмирал» Карл Дёниц. Впрочем, когда волны гнева улеглись, Дёницу удалось уговорить фюрера оставить немногие уцелевшие линкоры и крейсеры в строю – большинство из них использовалось до 1944 года на Балтике в качестве учебных, пока не пришлось привлечь их в качестве плавучих батарей для попытки остановить неудержимое наступление Красной армии. А вскоре вместе с Третьим рейхом канули в Лету и все амбиции Большого флота.
Автор: Денис Бриг


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. parusnik 5 января 2016 08:42
    Спасибо Денис! Своими статьями, Вы порой не даете места комментариям..
    1. KakoVedi 5 января 2016 09:57
      Чего так?! Можно, например, поговорить за погоду... Прокомментировать недостаточно отутюженные брюки товарища Редера...
      1. bulvas 5 января 2016 11:52
        Большое спасибо автору.

        Как раз попались книги Царегородцева, очень кстати почитать как было в действительности


      2. Комментарий был удален.
      3. Александр72 5 января 2016 13:37
        Впрочем, еще японо-американские разборки на Тихом океане в 1942-1943 гг вокруг Гвадалканала и Соломоновых островов, где бои как правило происходили в ночное время и на коротких дистанциях, убедительно доказали превосходство более скорострельной (и более многочисленной) 6-ти дюймовой артиллерии ГК на американских легких крейсерах над формально более мощной, но менее скорострельной (к тому же уступающей в числе) 8-ми дюймовой артиллерией тяжелых крейсеров японского флота. Что касается эсминцев Кригсмарине, то во Второй мировой войне они показали практически полную бесполезность при действиях в открытом море в условиях северных широт, особенно в свежую (я не говорю уже о штормовой погоде) - сказалась их низкая мореходность. Немногочисленные их успехи типа потопления "Эдинбурга" - то самое исключение, что подтверждает правило. Одной из причин гибели "Шарнхорста" в бою с британским флотом явилось то, что германские эсминцы ввиду штормовой погоды не смогли сопровождать линкор в его последнем походе. Британским же эсминцам штормовая погода препятствием не являлась. Отвратительная подготовка комендоров больших кораблей Кригсмарине в годы Второй мировой также стала еще одной никуда не годной традицией - дошло до того, что "Тирпиц" пробежался к Шпицбергену, чтобы главным калибром раздолбать шахтерские поселки - самая что ни на есть цель для 380-мм ГК линкора. Это уже стариной Фрейдом попахивает. Причина одна - немецкие корабли после 1941 (и особенно после 1942) редко выходили из родной гавани в море - отсутствие морской практики сказывается на всей подготовке в целом.
        А погода на Северах на море, да и суше тоже, редко бывает хорошей. Но хорошо известно, что мешает плохому танцору, так и немецким морякам в той войне...
        Честь имею.
        1. Андрей из Челябинска 5 января 2016 23:55
          Цитата: Александр72
          Впрочем, еще японо-американские разборки на Тихом океане в 1942-1943 гг вокруг Гвадалканала и Соломоновых островов, где бои как правило происходили в ночное время и на коротких дистанциях, убедительно доказали превосходство более скорострельной (и более многочисленной) 6-ти дюймовой артиллерии ГК на американских легких крейсерах над формально более мощной, но менее скорострельной (к тому же уступающей в числе) 8-ми дюймовой артиллерией тяжелых крейсеров японского флота

          ??? А разгром крейсерского соединения Доормана, он как - тоже подтвердил приоритет 6 дм над 8 дм? Или американские легкие крейсера смогли продемонстрировать нечто аналогичное избиению крейсеров союзников у Саво? Бой у Командорских островов (или у островов Атту), когда Солт Лейк Сити в одиночку четыре часа хлестался с тяжелыми японскими крейсерам с дистанции в 20 км - он как?
          На самом деле 8-дм оказались явно предпочтительнее 6 -дм, поскольку могли работать на большие дистанции, при этом в ночных боях ничуть не уступали граду 6-дм из за большего могущества снаряда.
          Цитата: Александр72
          Отвратительная подготовка комендоров больших кораблей Кригсмарине в годы Второй мировой

          Тяжелый крейсер "Эксетер" и линейный крейсер "Худ" с Вами категорически не согласны.
          На самом деле отвратительной эта подготовка стала у кораблей, которые фюрер согнал в Норвегию - проводить им там курс полной боевой подготовки не получалось от слова "никак" - а самые тренированные команды в отсутствие постоянных упражнений быстро теряют навык.
    2. alexej123 5 января 2016 22:57
      Точный и ёмкий комментарий - как выстрел. Статья "зеер гут". Читаешь не просто "сводку боевых действий" - читаешь как рассказ баталиста, бывшего в гуще событий.
    3. Комментарий был удален.
  2. Rash 5 января 2016 09:22
    Очень интересная, познавательная и художественная статья! Оказывается, немцы тоже имели поражения при нападениях на конвои англичан.
  3. Серый 43 5 января 2016 09:55
    Автору спасибо-статью прочёл на одном дыхании. В книге А. Маклина "Крейсер "Улисс"" был описан похожий бой,творческий вымысел я учитываю,но кое что сходится
  4. D-Master 5 января 2016 10:15
    Отличнейшая статья. Автору огромное спасибо и просьба продолжать писать.
  5. KrSk 5 января 2016 11:40
    присоединяюсь очень хорошая статья спасибо Денис
  6. NIKNN 5 января 2016 12:04
    Статья впечатлила, спасибо! good
  7. Aitvaras 5 января 2016 13:41
    Очень хорошая статья . Одновременно информативная и интересная .Литературный уровень также высок ,как и у произведения Пикуля " Реквием по каравану PQ-17".
    1. Сергей С. 5 января 2016 14:12
      Цитата: Aitvaras
      Очень хорошая статья . Одновременно информативная и интересная .Литературный уровень также высок ,как и у произведения Пикуля " Реквием по каравану PQ-17".

      1. Статья, действительно. хорошая.
      2. И написана хорошо.
      3. Но причем здесь сравнение с книгой В.С. Пикуля "Реквием каравану PQ-17"? тем более, что Вы даже название книги указали не точно. И, как понимаю, содержание книги не очень хорошо знаете. А главное, суть книги В.С. Пикуля, о том, что лорды британского Адмиралтейства сделали ошибку, равную предательству, и о том, как в ужасающей ситуации вопреки всем смертям и лордам сохраняли достоинство и побеждали советские моряки.
      4. Этот самый "новогодний" бой показал, что западники в очередной раз постреляв друг в друга, разошлись без больших претензий... Это не восточный фронт, где не было пощады врагу...
      5. "Тирпиц" на бой не явился. И ни слова о нашем герое-подводнике Н.А. Лунине и "К-21"... Изложена западная версия военно-морского эпизода без контекста Великой Отечественной войны.
      1. voyaka uh 5 января 2016 15:02
        "Изложена западная версия военно-морского эпизода без контекста Великой Отечественной войны."////

        Контекст, по-моему, понятный: это была последняя попытка немецкого надводного флота
        помешать прохождению морских конвоев с военной помощью для Красной армии.
        Победа более опытного аглийского флота над немецким.
      2. Plombirator 5 января 2016 15:03
        Цитата: Сергей С.
        "Тирпиц" на бой не явился.

        Прошу прощения, уважаемый коллега, но "Тирпиц" изначально не предусматривался к участию в операции "Регенбоден". А действия Лунина и К-21 - это июль 1942 года, за полгода до описываемых событий. Что касается англичан - они свою задачу выполнили: конвой сохранили, немцев (превосходивших их в силах, кстати) отогнали. То, что Кюметц пассивно использовал свои 6 эсминцев, опасаясь "трудности их распознавания", - так это проблема его и недостаточно натренированных сигнальщиков.
        1. Сергей С. 5 января 2016 16:30
          Цитата: Plombirator
          Прошу прощения,уважаемый коллега но "Тирпиц" изначально не предусматривался к участию в операции "Регенбоден". А действия Лунина и К-21-это июль 1942 года,за пол года до описываемых событий.

          И я об этом же.
          Если бы Н.А. Лунин промазал...
          Разве таковыми были бы дальнейшие события.

          ... Но английская история по этому поводу:
          1. Официально опровергает результативность атаки "К-21". Корабельный журнал "Тирпица" с явными пробелами приводит в качестве аргумента... Спелись в этом вопросе с фашистами.
          2. Дальнейшие действия планирует так, как будто знает, что "Тирпиц" в море не выйдет...
          3. При явном превосходстве в морских силах проводит операцию без реального результата на оперативном уровне.
          4. Не буду вносить диссонанс в прозападную оценку этой операции, но прошу учесть, что реального урона немецкий флот не понес. В результате английские эскадры продолжали жечь мазут в Северных морях, а северные конвои продолжали испытывать опасность нападения фашистов... И слава Богу, что в дальнейшем из-за маниакальной боязни Гитлера потерять корабли обошлось без больших потерь...
          1. voyaka uh 5 января 2016 18:27
            Вы красиво написали:
            "а северные конвои продолжали испытывать опасность нападения фашистов"

            Есть большая разница - "подвергаться нападениям" (до 31/12/42)
            и - "испытывать боязнь нападений" (после 31/12/42) laughing
            1. Сергей С. 5 января 2016 23:37
              Цитата: voyaka uh
              Вы красиво написали:
              "а северные конвои продолжали испытывать опасность нападения фашистов"

              Это не красивые слова. а четкие термины.
              Цитата: voyaka uh

              Есть большая разница - "подвергаться нападениям" (до 31/12/42)
              и - "испытывать боязнь нападений" (после 31/12/42) laughing

              Разница есть - эмоциональная, но не оперативно-стратегическая.

              Действия нескольких фашитских рейдеров держали в напряжении многократно большие силы британского флота.
              И тем не менее конвои продолжали нести потери...
              У меня нет никакого желания обвинять англичан в трусости и глупости, как раз наоборот, они проявили ум, выдержку и дальновидность.
              Только вот все эти качества были сконцентрированы ради того, чтобы после войны сохранить военно-морское превосходство...
              Очень долго англичане больше немцев боялись потерять крупные корабли...
              После "Худа", "Принца Уэльского", "Рипалза"...
              Кроме того, они и немцев уничтожать не хотели - мечтали вывести их из строя парой торпед. или апереть в шхерах...
              Мечтали, что после войны эти корабли им достанутся по репарациям...
              И только жесткая позиция И.В. Сталина по разделу итальянского флота и жесткая позиция Ф.Д.Рузвельта по необходимости уничтожения трофейных кораблей, ввели англичан в подобие воюющей стороны.
              А если бы англичане верховодили, война закончилась бы сдачей всей немецкой техники в их руки...
              Жаль уже у гесса об этом не спросишь, и архивы английские по этому поводу закрыты еще до 2045 года.
              1. Андрей из Челябинска 6 января 2016 00:01
                Цитата: Сергей С.
                Кроме того, они и немцев уничтожать не хотели

                И потому бросили на Тирпиц ланкастеры с шеститонными бомбами...
                1. Сергей С. 6 января 2016 19:56
                  Цитата: Андрей из Челябинска

                  И потому бросили на Тирпиц ланкастеры с шеститонными бомбами...

                  Так это было уже в ноябре 1944 года...
                  А Типрпиц пришел в Норвегию в январе 1942 года.

                  Два с половиной года англичане не могли потопить один обездвиженный корабль...
                  Что-то не верится...
                  А потопили по причине непонимания, кто будет оккупировать Норвегию.
                  Была вероятность, что в Северной Норвегии будут стоять русские.
                  Что собственно и случилось.

                  Но до Тремсе наши не дошли, но были рядом.
                  1. Андрей из Челябинска 6 января 2016 22:00
                    Цитата: Сергей С.
                    Так это было уже в ноябре 1944 года...

                    Бомбы, которыми был уничтожен Тирпиц были приняты на вооружение в июне 1944 года:)))
                    Цитата: Сергей С.
                    Два с половиной года англичане не могли потопить один обездвиженный корабль...
                    Что-то не верится...

                    Ну, почитайте сколько операций британцы предприняли для уничтожени Тирпица и какие силы задействовали. ТОже бутафория?:)
                    Цитата: Сергей С.
                    А потопили по причине непонимания, кто будет оккупировать Норвегию.

                    Знаете, есть такое правило - бритва Оккама называется. "Не умножай сущностей сверх необходимого".
              2. Андрей из Челябинска 6 января 2016 00:53
                Цитата: Сергей С.
                Только вот все эти качества были сконцентрированы ради того, чтобы после войны сохранить военно-морское превосходство...

                Над кем, интересно? Германия, Япония и Италия после войны по любому лишились бы флота, у СССР флота можно сказать, что не было, а США англичанам было все равно не догнать, они и не мечтали.
                Цитата: Сергей С.
                Очень долго англичане больше немцев боялись потерять крупные корабли..

                И поэтому то Черчилль требовал от АБС чтобы тот блокировал Триполи путем затопления линкора, то сам АВС со своим знаменитым: "Держаться! Мы можем и должны их превозмочь. Для того, чтобы флоту построить новый корабль нужно три года, для того, чтобы создать новую традицию нужно 300 лет!" бросал свои линкоры под сотни самолетов люфтваффе... Другой адмирал (не помню, кто, гадство) гонялся на Ринауне за линкором типа "Литторио"...
                1. Сергей С. 6 января 2016 20:08
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Над кем, интересно? Германия, Япония и Италия после войны по любому лишились бы флота, у СССР флота можно сказать, что не было, а США англичанам было все равно не догнать, они и не мечтали.

                  А что было после Первой мировой?
                  Ситуация была похожая, но британцы пытались присвоить немецкий флот...

                  То то Лондонский и Вашингтонские договоры ограничили на какой-то период гонку вооружений.
                  А ведь тогда, в 1918 году, англичанам, или англоманам, тоже могло казаться, что все попытки укрепления флота бессмысленны.
                  1. Андрей из Челябинска 6 января 2016 22:03
                    Цитата: Сергей С.
                    Ситуация была похожая, но британцы пытались присвоить немецкий флот...

                    НЕ пытались. Наоборот, ломали голову над тем, как его делить.
                    Цитата: Сергей С.

                    То то Лондонский и Вашингтонские договоры ограничили на какой-то период гонку вооружений.

                    Ага. И англичане ДОБРОВОЛЬНО согласились на отказ от двудержавного стандарта и паритет с США. И отправили на слом кучу дредноутов, куда более грозных нежели попавшие к ним немецкие
                2. Сергей С. 6 января 2016 20:49
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  И поэтому то Черчилль требовал от АБС чтобы тот блокировал Триполи путем затопления линкора, то сам АВС со своим знаменитым: "Держаться! Мы можем и должны их превозмочь. Для того, чтобы флоту построить новый корабль нужно три года, для того, чтобы создать новую традицию нужно 300 лет!" бросал свои линкоры под сотни самолетов люфтваффе... Другой адмирал (не помню, кто, гадство) гонялся на Ринауне за линкором типа "Литторио"...

                  Можно, конечно, восторженно повторять подобные заклинания вслед за англичанами ...
                  Линкоры под сотни немецких самолетов, это когда и где???
                  Это не «Глостер», «Фиджи» и «Калькутта»?

                  Так что красивые слова пусть остаются словами...
                  1. Андрей из Челябинска 6 января 2016 21:24
                    Цитата: Сергей С.
                    Можно, конечно, восторженно повторять подобные заклинания вслед за англичанами ...

                    А это не заклинания. Это слова, с которыми АВС отправлял свои корабли продолжать эвакуацию с Крита.
                    Цитата: Сергей С.
                    Линкоры под сотни немецких самолетов, это когда и где???

                    Ну, Вы даже этого не знаете. Почему я не удивлен?:) Разумеется, это критская операция, когда АВС отправил 3 линкора под 430 бомбардировщиков 8 авиакорпуса
                    Цитата: Сергей С.
                    Это не «Глостер», «Фиджи» и «Калькутта»

                    Их потопили в той операции
                    Цитата: Сергей С.
                    Так что красивые слова пусть остаются словами...

                    Можно поинтересоваться, это Вы к чему сказали? АВС рисковал всей средиземноморской эскадрой, его линкоры и многие другие корабли получили тяжелые повреждения, многие погибли. Тем не менее ни один морской десант на Крит не высадился, пока шла битва, и флот эвакуировал с КРита почти всех - причем вопреки прямому указанию их Лордств, которые предпочитали бросить своих солдат на Крите, но не рисковать кораблями.
                    И да, Вы так любите сравнивать английское с советским... сравним Крым и Крит? Конкретно - действия советского и британского флотов?
                    1. Сергей С. 7 января 2016 08:04
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      И да, Вы так любите сравнивать английское с советским... сравним Крым и Крит? Конкретно - действия советского и британского флотов?

                      По меркам англичан у нас на Черном море вообще был не флот, а флотилия..
                      Это с горечью...

                      Если Вы об июне 1942 года, то там ситуация была безвыходная...
                      Да и посылать было уже практически некого...

                      Вопрос стоял только о том, имело ли право руководство эвакуироваться без армии.
                      Но это вопрос этический и риторический....
                      Граф Орлов и адмирал Спиридов тоже покинули горящий "Святой Евстафий", не дожидаясь взрыва...
                      Это по Уставу.
                      Однако, ветераны Севастополя Октябрьскому в лицо высказались... Они там были и имели на это право.
                      1. Андрей из Челябинска 7 января 2016 19:56
                        Цитата: Сергей С.
                        По меркам англичан у нас на Черном море вообще был не флот, а флотилия..
                        Это с горечью...

                        Англичане отправили свои корабли к Криту, невзирая на наличие весьма мощного итальянского флота, сопоставимого по силе с английской эскадрой, которой они там располагали. Советский флот имел на море абсолютное господство, потому что никакого противостоящего ему вражеского флота попросту не существовало. Да, люфтваффе выделило весьма значительные силы, но в отличие от британцев мы могли бы прикрывать эвакуацию собственными истребителями - расстояния там были невелики и господство вражеской авиации - не абсолютно (часть начсостава вывозили на самолетах)
                        Цитата: Сергей С.
                        Если Вы об июне 1942 года, то там ситуация была безвыходная...
                        Да и посылать было уже практически некого...

                        А куда делся черноморский флот?
                        Безвыходной ситуация отнюдь не была. Организовать эвакуацию было можно - но ее даже НЕ ПЛАНИРОВАЛИ.
                    2. Сергей С. 7 января 2016 08:37
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Разумеется, это критская операция, когда АВС отправил 3 линкора под 430 бомбардировщиков 8 авиакорпуса

                      Этим фактом Вы подтверждаете, что кроме торпед Н.А. Лунина не было причины "Тирпицу" возвращаться...
                      При его охранении...

                      И еще. При эвакуации с Крита было вское, и брошенные корабли тоже, и большое число пленных...
                      1. Андрей из Челябинска 7 января 2016 20:12
                        Цитата: Сергей С.
                        Этим фактом Вы подтверждаете, что кроме торпед Н.А. Лунина не было причины "Тирпицу" возвращаться...

                        У "Тирпица" ,было 2 причины для возвращения
                        1) Приказ германской эскадре содержал такие указания
                        Немедленно донесите, если корабли будут обнаружены авиацией противника. Если обстановка сомнительна — без колебаний прекращайте операцию. Ни в коем случае не допускайте успеха противника в действиях против наших кораблей.

                        После атаки Лунин дала радиограмму и скорее всего она была принята на германских кораблях. После его атаки немецкую эскадру обнаружили наши разведчики и британская подводная лодка, которые также радировали об обнаружении немецкой эскадры. Поскольку служба радиоперехвата была у немцев нормально развита, они по интенсивности радиограмм понимали, что их корабли обнаружены, что обязывало их прервать операцию.
                        2) Из сообщений немецких ПЛ и самолетов стало ясно, что конвой рассеялся. Соответственно, выход германских тяжелых кораблей утрачивал всякий смысл - гоняться на линкоре за отдельными транспортами есть верх военно-морской глупости, одиночные суда будут легко уничтожены авиацией и ПЛ - что и произошло в действительности.
                        Цитата: Сергей С.
                        И еще. При эвакуации с Крита было вское, и брошенные корабли тоже, и большое число пленных...

                        Было то, что флот понес тяжелейшие потери - потоплен­ными 3 крейсера и 6 эсминцев. 2 линкора, 1 авианосец, 2 крейсера и 2 эсминца были тяжело повреждены, причем отремон­тировать их в Александрии было невозможно. Еще 3 крей­сера и 6 эсминцев получили небольшие повреждения.
                        Черноморский флот не занимался эвакуацией.
                      2. Комментарий был удален.
          2. Андрей из Челябинска 6 января 2016 00:00
            Цитата: Сергей С.
            Если бы Н.А. Лунин промазал...

            Так он и промазал.
            Цитата: Сергей С.
            .. Но английская история по этому поводу:
            1. Официально опровергает результативность атаки "К-21". Корабельный журнал "Тирпица" с явными пробелами приводит в качестве аргумента... Спелись в этом вопросе с фашистами.

            Угу. "Явные пробелы" наличествуют не в боевом журнале "Тирпица", а в Ваших познаниях. Допустим, кто-то взял да и потер журнал (ерунда, но допустим). А с остальными документами как быть? Или, по Вашему, немцы старательно вымарывали все документы о ремонте линкора после торпедного попадания?:)) А зачем, позвольте спросить? Вот про повреждения от английских ПЛ и саомлетов - все пожалуйста, а от советских кораблей - строго секретно?:))
            1. Сергей С. 6 января 2016 21:02
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Цитата: Сергей С.
              Если бы Н.А. Лунин промазал...

              Так он и промазал.

              Вы глубоко заблуждаетесь...

              Взрывы двух торпед были услышаны.
              Немцы развернулись домой.
              Скорость Тирпица при отходе была значительно ниже обычного эскадренного хода.

              После это Тирпиц долго ремонтировался, и в боевых действиях больше не участвовал.
              Н.А. Лунин ВЫШИБ Тирпиц из войны ... НАВСЕГДА!

              Да если бы он не попал, разве немцы позволилии себе такую пассивность.
              Тем более, что "Шарнхорст", "Адмирал Шеер" и "Лютцов" после торпедирования "Тирпица" еще пытались совершать набеги.
              1. Андрей из Челябинска 6 января 2016 21:54
                Цитата: Сергей С.
                Вы глубоко заблуждаетесь...

                Я глубоко прав
                Цитата: Сергей С.
                Взрывы двух торпед были услышаны.

                из чего совершенно не следует, что:
                1) Торпеды действительно рвались
                2) Торпеды рвались в результате попадания в Тирпиц
                И да, после взрыва
                Цитата: Сергей С.
                Немцы развернулись домой.

                Через 3 часа после атаки Лунина.
                Сами немцы атаки не заметили. Впоследствии факт движения немецких кораблей вперед подтвердила английская ПЛ, наблюдавшая немецкую эскадру после атаки Лунина.
                Цитата: Сергей С.
                Скорость Тирпица при отходе была значительно ниже обычного эскадренного хода

                И откуда же эта информация?:)))
                Цитата: Сергей С.
                После это Тирпиц долго ремонтировался

                Что не было зафиксировано ни немецкими донесениями либо какими-то документами, ни английскими самолетами-разведчиками, регулярно наблюдавшими за линкором
                Цитата: Сергей С.
                и в боевых действиях больше не участвовал

                Ага. А операцию Sizilien осуществляла спешно построенная копия линкора "Тирпиц", обстрелявшая Шпицберген муляжами 380-м снарядов
                Цитата: Сергей С.
                Н.А. Лунин ВЫШИБ Тирпиц из войны ... НАВСЕГДА!

                А вот адмирал Кузнецов с Вами не согласен. Он писал
                «Фашистские корабли обнаружила подводная лодка «К-21» под командованием Героя Советского Союза Н.А.Лунина. Лунин вышел в атаку, выпустив по «Тирпицу» четыре торпеды. Гитлеровское командование, обеспокоенное тем, что соединение их кораблей обнаружено английским самолётом и подводной лодкой через несколько часов приказало своим кораблям повернуть на обратный курс».( Н.Г.Кузнецов. «Курсом к
                Победе», Москва, 1987 г.стр.207 )

                Впрочем, что Вам какой-то советский адмирал? laughing
                1. Сергей С. 7 января 2016 07:51
                  Мало того, добавлю.
                  Сам Николай Александрович никогда не говорил, что попал в Тирпиц.
                  И вообще обходил эту тему.
                  Это был больной вопрос.

                  Н.Г. Кузнецов, бесспорно, авторитет и специалист.

                  НО
                  Как рассказывали моряки, мнение о Победах и, особенно, ПОБЕДИТЕЛЯХ у него со временем дрейфовало...

                  Комфлота А.Г. Головко однозначно пишет - Н.А. Лунин попал! Тирпиц - отползал! И это донеска воздушная разведка.

                  И по поводу факта обнаружения Тирпица.
                  Уже пройдя завесы ПЛ, какой смысл было возвращаться?
                  Наоборот, в атаку.
                  Что же касается опасности авиации, то вдали от Британии немецкие корабли чувствовали себя вполне уверенно.
                  Рейд Адмирала Шеера тому пример.
                  А здесь полноценная эскадра...

                  Немцы трусости не проявляли...

                  Что же касается операции Sizilien, то она была более, чем через год после торпед Н.А. Лунина. Отремонтировались...
                  Да и операцией ее называть сложно.
                  Реальных военных результатов близко к нулю и влияния на ход войны она не оказала.
                  1. Андрей из Челябинска 7 января 2016 21:14
                    Цитата: Сергей С.
                    Мало того, добавлю.
                    Сам Николай Александрович никогда не говорил, что попал в Тирпиц.
                    И вообще обходил эту тему.
                    Это был больной вопрос.

                    Ну вот, для Николая Александровича - больной, а Вам все ясно.
                    Цитата: Сергей С.
                    Комфлота А.Г. Головко однозначно пишет - Н.А. Лунин попал! Тирпиц - отползал! И это донеска воздушная разведка.

                    Вы внимательно читали Головко? Он пишет
                    Сутки спустя самолеты нашей авиаразведки обнаружили «Тирпиц», «Шеер» и сопровождавшие их миноносцы неподалеку от норвежских берегов. Фашистская эскадра шла отнюдь не тем курсом, который мог привести ее к месту встречи с PQ-17; нет, она уходила на юг, причем шла не с обычной в таких случаях скоростью.

                    Сутки спустя. Операция отменена почти сутки назад. Куда торопиться-то?
                    Цитата: Сергей С.
                    И по поводу факта обнаружения Тирпица.
                    Уже пройдя завесы ПЛ, какой смысл было возвращаться?

                    Я Вам написал выше, но еще раз - во первых, это решение было принято не на линкоре, им приказали вернуться, потому что по данным радиоперехвата стало ясно, что линкор обнаружен а это считалось критичным для операции. И второе - и также стало известно что конвой рассеялся - цель атаки перестала существовать.
                    Цитата: Сергей С.
                    Что же касается опасности авиации, то вдали от Британии немецкие корабли чувствовали себя вполне уверенно.
                    Рейд Адмирала Шеера тому пример.

                    Безмерно удавлен такому заявлению. Рейд Шеера был когда? А Бисмарк англичане палубниками перехватили когда? И сколько рейдов курпных надводных кораблей в Атлантику немцы произвели после потопления Бисмарка?:))
                    Цитата: Сергей С.
                    Что же касается операции Sizilien, то она была более, чем через год после торпед Н.А. Лунина.

                    Но была же. Так что Вы как-то поисторичнее, пожалуйста, с Вашими заявлениями.
          3. veteran66 6 января 2016 16:54
            Цитата: Сергей С.
            из-за маниакальной боязни Гитлера потерять корабли обошлось без больших потерь...

            а откуда родилась маниакальная боязнь Гитлера? Не на пустом месте, именно такие успехи союзников привели к ошибочным решениям по применению кригсмарине.
      3. Aitvaras 6 января 2016 12:01
        Эту книгу Пикуля я читал примерно в 1995 г.Точное название,возможно и запямятовал , но сльное впечатление осталось и до сих пор.Недавно была в Литве передачя по ВВС НISTORY - про морские сражения Второй Мировой ,вот линкоры " Бисмарк " и "Тирпиц" именно союзники на дно отправили. В немецком подводном флоте, по родам войск ,были самые большие потерии.
        1. Сергей С. 6 января 2016 21:06
          Цитата: Aitvaras
          Эту книгу Пикуля я читал примерно в 1995 г.Точное название,возможно и запямятовал , но сльное впечатление осталось и до сих пор.Недавно была в Литве передачя по ВВС НISTORY - про морские сражения Второй Мировой ,вот линкоры " Бисмарк " и "Тирпиц" именно союзники на дно отправили. В немецком подводном флоте, по родам войск ,были самые большие потерии.

          А у союзников были самые большие потери транспортов...

          И еще.
          Совсем не удивительно, что в Литве показывают программы ВВС, и что в английских телепередачах побеждают имеено союзники.

          А Берлин и Кенигсберг в тех передачах кто захватил?
      4. Комментарий был удален.
    2. Bear52 6 января 2016 22:35
      ИМХО Пикулю в этой тме делать нечего. Художественно испортил перевод старой английской книжки о Сев.конвоях
  8. Улисс 5 января 2016 18:57
    На море немцы не вояки.
    Старенькая "Слава" в Моонзунде показала.

    Включая беспомощных "волчат" Деница.
    1. Андрей из Челябинска 6 января 2016 00:15
      Цитата: Улисс
      На море немцы не вояки.

      А англичане-то не знают:)))
      Цитата: Улисс
      Старенькая "Слава" в Моонзунде показала.

      Показала ЧТО? Как героически погибнуть в бою, ни разу не попав в неприятеля?
    2. Комментарий был удален.
  9. Сергей-8848 5 января 2016 21:33
    Надувание щёк во все стороны непобедимым рейхом привело к тому, что эти щёки с разных сторон стали лопаться. Будь-то военно-морская составляющая, будь-то "прогулка" в Африку, будь-то "Дранг нах Остен" имени Рыжего Фридриха. Так вот и отгребли со всех сторон. С нашей стороны и по нашей земле завоевателям дольше и кровавей всего отползать пришлось. Здесь 1000-летний Рейх на 12-ом году мы и закрыли.
    Ну а на море, через ту же мясорубку - тот же всем известный профиль. Чем нацист в море лучше гада в поле?
  10. Plombirator 6 января 2016 01:04
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Другой адмирал (не помню, кто, гадство) гонялся на Ринауне за линкором типа "Литторио".

    Очевидно,речь идет о адмирале сэре Э́ндрю Бра́уне Ка́ннингеме и его любимом флагмане "Уорспайте")
    1. Андрей из Челябинска 6 января 2016 01:16
      В том-то и дело, что нет:))) Может, Соммервил? Там был эпизод, когда конвой под прикрытием Роднея и Ринауна куда-то шел (на Мальту?) и вдруг объявились итальянские линкоры (ЕМНИП один типа Литторио и один "Чезаре"). Конечно, бравые итальянцы отступили... очень быстро:))) Поскольку старина Родней был явно не в состоянии их догнать британский адмирал отправился в погоню на Ринауне:))
      Лениво искать этот эпизод, но наверное придется:)
    2. Комментарий был удален.
  11. mitya1941 6 января 2016 13:53
    Может быть сражение у мыса Матапан 27—29 марта 1941 года.Итальянский линкор «Витторио Венето»поврежден атаками торпедоносцев.Три тяжелых крейсера Итальянцев а так же два эсминца потоплены огнем артиллерии бриттов.
  12. ignoto 6 января 2016 19:59
    Как считают специалисты, война не смогла дать однозначный ответ на вопрос, что предпочтительнее : 8*203мм или 12*152мм.
    При этом ,стоит помнить, что 1.) тяжелые крейсеры, за редким исключением, постройки 20х-начала 30х,а легкие с 12*152мм-конца 30х, что 2.) легкие с 6-9 *150-155мм по огневой производительности вряд - ли превосходили тяжелые ,даже не смотря на большую скорострельность.

    Доорман в своем последнем бою так и не решился сблизиться с японцами на дальность стрельбы легких крейсеров.
    По поводу того, что немцы в море не вояки. А Ютландское сражение? А действия немецкого подводного флота ?
    А действие нашего флота в войне? Начиная с Таллинского перехода-Балтийской Цусимы.
  13. Поморянин 11 января 2016 11:51
    Отличная, познавательная статья. Прочёл на одном дыхании. Такое подозрение, что большие надводные корабли с появлением авиации как-то стали не у дел.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня