Величайшая битва древности на поле Куру

Какая битва была в прошлом самой величайшей? Спросите об этом в Индии, и вам ответят: конечно же, битва на поле Куру или Курукшетре. Там об этом сражении и обо всем, связанном с этим событием, знают все, ведь изучение поэмы «Махабхарата» (Повесть о великой битве потомков Бхараты) входит в школьную программу, а есть люди, знающие ее в стихах!

Интересно, что первое упоминание эпоса о войне потомков Бхараты относится еще к IV в. до н.э., тогда как записана она была только в V – IV вв. н.э., т.е. формировалась «Махабхарата» в течение целого тысячелетия! Как эпический памятник это произведение не имеет себе равных. Однако из нее можно многое узнать также и о том, каким оружием сражались древние индоевропейцы, какое имели военное снаряжение и доспехи.

Величайшая битва древности на поле Куру

Арджуна и Кришна выезжают на бой. Вот так себе это представляли индийцы в прошлом.


Так из нее можно узнать, что существовал боевой строй под названием «шаката» (тележка), а вот чтобы противодействовать ему, войска надо было выстроить в порядок под названием «краунча» (журавль).

Судя по составу мифической войсковой единицы акшаухини, включавшей в себя 21870 колесниц, 21870 слонов, 65610 конных и 109350 пеших воинов, в сражениях того времени участвовали колесницы, слоны, всадники и пехотинцы. Показательно, однако, что колесницы в этом списке идут первыми, а большинство из героев поэмы сражаются не в качестве всадников или верхом на слонах, а стоя на колесницах и предводительствуя своими войсками.

Величайшая битва древности на поле Куру

Вот она какая чакра или чакрам.

Если отбросить всевозможные художественные преувеличения и описания применения всевозможных видов «божественного оружия», самого фантастического по своему действию, то для любого исследователя этой поэмы станет очевидно, что главнейшее место во всем ее арсенале занимают лук и стрелы. Удобство их использования для воинов, сражающихся на колеснице очевидно: один, стоя на ее площадке, стреляет, тогда как другой правит лошадьми. При этом колесница часто стоит неподвижно, а находящийся на ней герой-воин посылает во врага тучи стрел. В поэме описано, что воины не брезгуют убивать лошадей, запряженных в колесницы друг друга и возниц. Обездвиженная таким образом колесница становится бесполезной и тогда воин с нее сходит и устремляется на врага с мечом и щитом, либо с палицей, а, в крайнем случае, лишившись оружия, хватается даже за колесо колесницы и бросается с ним в бой!

Величайшая битва древности на поле Куру

Различные виды индийского холодного оружия.

Разумеется, оба этих воина должны обладать хорошей выучкой, поскольку управлять колесницей не так-то легко, особенно в бою. Интересно, что царевичи-пандавы в «Махабхарате», демонстрируя свою ловкость во владении оружием и верховой езде, поражают цели стрелами на полном скаку. То есть это говорит об их умении ездить верхом и стрелять из лука из этого положения – то есть о развитых навыках конных лучников. Затем они показывают умение управлять колесницами и ездить на слонах, после чего вновь следует стрельба из лука и лишь в самую последнюю очередь они показывают свое умение сражаться на мечах и на палицах.

Величайшая битва древности на поле Куру

Нет оружия – сгодится и колесо от колесницы! Главное для Абхиманьо – сына Арждуны – биться до последнего!

Интересно, что если луки героев западноевропейских эпосов всегда безымянны, зато имена имеют мечи и реже, у викингов – топоры, то луки главных героев «Махабхараты», как правило, имеют собственные имена. Лук Арджуны, например, называется Гандива, причем в дополнение к нему он имеет два никогда не иссякающих колчана, которые обычно находятся на его колеснице, а лук Кришны называется Шаранга. Имеют имена собственные и другие виды оружия и снаряжения: так метательный диск Кришны называется Сударшана, раковина Арджуны, заменявшая ему рог или трубу – Девадатта, а раковина Кришны – Панчаджанья. Интересно, что враг царевичей пандавов, сын возницы Карна владеет чудесным оружием – неотразимым дротиком, который никогда не промахивается, и у него тоже есть имя собственное – Амодха. Правда, метнуть его можно только один раз и Карна вынужден приберегать его для решающего поединка с Арджуной, в который, однако, так и не может вступить и тратит дротик на другого противника. Но это единственный пример, когда имя собственное имеет дротик. Мечи, которые используются пандавами и кауравами в схватке лишь только после того, как израсходованы стрелы и другие виды оружия, собственных имен не имеют. Еще раз подчеркнем, что не так было у средневековых рыцарей Европы, у которых имена собственные имели мечи, но уж никак не луки.

Величайшая битва древности на поле Куру

Боевая колесница Арджуны и Кришны. Но еще эффектнее они в индийском сериале из 267 серий.

Для защиты от неприятельского оружия воины «Махабхараты» обычно облачаются в панцири, имеют на голове шлемы, а в руках щиты. Помимо луков – своего наиглавнейшего оружия, ими используются копья, дротики, палицы, применяемые не только в качестве ударного оружия, но также и для метания, метательные диски – чакры и только уже в самую последнюю очередь – мечи.

Величайшая битва древности на поле Куру

Рога антилопы с металлическими наконечниками и щит.

Стреляя из луков, стоя на колеснице, воины пандавы и кауравы используют разные типы стрел, причем, весьма часто – стрелы с наконечниками в форме полумесяца, которыми они перерубают тетивы луков и сами луки, в руках у своих противников, рассекают на куски брошенные в них палицы и неприятельские доспехи, а также щиты и даже мечи! Поэма буквально наполнена сообщениями о целых потоках стрел, извергаемых чудо-стрелками, а также о том, как своими стрелами убивают они вражеских слонов, разбивают боевые колесницы и многократно пронзают ими друг друга. Причем показательно, что далеко не всякий пронзенный оказывается сразу убит, хотя кого-то, бывает, поражают тремя, кого-то пятью-семью, а кого-то и семью-десятью стрелами сразу.

И дело здесь отнюдь не только лишь в сказочности сюжета «Махабхараты». Просто в данном случае это всего лишь гиперболизированное отображение того, что многие стрелы, пробивая доспехи и даже, возможно, застревая в них своими наконечниками, серьезных ранений самому воину в данном случае нанести не могли. Воины продолжали бой даже будучи утыканы попавшими в них стрелами – ситуация довольно характерная и для средневековой эпохи. При этом целью для вражеских воинов, как уже отмечалось, являлся не только воин, сражающийся на колеснице, но также его кони и возница, который хотя и участвовал в битве, однако сам фактически не сражался. Нужно особо отметить, что многие из колесниц, действующих в поэме, украшают знамена, по которым и свои, и чужие распознают их издали. Например, колесница Арджуны имела знамя с изображением бога обезьян Ханумана, который в трудную минуту громко кричал на врагов, повергая их в ужас, тогда как на колеснице его наставника и противника Бхишмы развевалось знамя с золотой пальмой и тремя звездами.

Величайшая битва древности на поле Куру

«Махабхарата» наполнена поистине удивительными фантазиями. Например, некто Вриддхакшатра заклял своего сына Джаядратху, что если кто-то срубит ему голову на поле битвы и она упадет на землю, то голова срубившего ее тут же разорвется на сто кусков! Вот как такого убить? Но Арджуна находит выход: его стрела уносит голову убитого сына прямо на колени молящегося отца Джаядратху, и когда тот встает (естественно ничего вокруг не замечая!) и голова падает на землю, то… с ним происходит, то, что он же сам и придумал! Каково?!

Важно отметить, что герои «Махабхараты» сражаются не только бронзовым, но и железным оружием, в частности – используют «железные стрелы». Впрочем, последнее, равно как и все происходящее в поэме братоубийство объясняется тем, что к этому времени люди уже вступили в калиюгу, «железный век» и век греха и порока, начавшийся за три тысячи лет до н.э.

Величайшая битва древности на поле Куру

Индийский боевой слон в броне, XIX в. Стратфордский оружейный музей, Стратфорд-апон-Эйван, Англия.

В поэме постоянно одни поступки ее героев осуждаются как недостойные, другие – напротив, демонстрируются их благородство. «… Прежде, чем он соединился с Арджуной, на него напал Бхуришравас и осыпал его стрелами; и Сатьяки осыпал стрелами Бхуришраваса, и оба поразили друг друга многократно могучими ударами. Под стрелами Бхуришраваса пали кони Сатьяки, и Сатьяки сразил своими стрелами коней противника. Лишившись коней, оба героя сошли с колесниц и устремились друг на друга с мечами в руках, истекая кровью, подобные двум разъяренным тиграм. И долго рубились они, и ни один не мог одолеть другого, но, наконец, Сатьяки, изнемогший в борьбе, стал уступать. Заметив это, Кришна повернул туда свою колесницу и сказал Арджуне: «Смотри, Бхуришравас одолевает, он убьет Сатьяки, если ты не поможешь ему». И когда Бхуришравас поверг своего противника на землю и занес над ним меч для последнего удара, Арджуна быстрой стрелой отсек руку герою вместе с мечом. Пошатнулся Бхуришравас и опустился на землю, теряя силы. И, обратив на Арджуну взгляд, исполненный укоризны, он сказал: «О могучий, не приличествовало тебе вмешиваться в наше единоборство!» Сатьяки между тем вскочил на ноги и, подобрав свой меч, отсек им голову Бхуришравасу, сидевшему на земле, когда тот шептал молитвы. Но за это деяние, недостойное честного воина, осудили его и Арджуна, и Кришна, и другие ратники, наблюдавшие поединок с Бхуришравасом».

Величайшая битва древности на поле Куру

Калари пайату – древнейшее воинское искусство Индии сражаться на мечах.

Но еще более интересным в поэме является странный поворот, происходящий с ее героями, вступившими в войну. Так, положительными героями мирного времени, безусловно, являются благородные Пандавы, а Кауравы показаны людьми невысоких моральных качеств и вызывают всеобщее осуждение.

Величайшая битва древности на поле Куру

Карна убивает Гхатоткачу. Гхатоткача – ракшас-демон и не должен вмешиваться в битвы людей. Но он сын одного из Пандавов. И когда его просит о помощи отец, то отказаться не может, хотя это и против правил. «Праведник может пренебречь правилами, – говорит его отцу божественный Кришна, – если у него достойная цель!» То есть такова идея: если цель благородна – любое действие оправдано!

Однако когда начинается война, именно Кауравы сражаются достаточно честно и благородно, тогда как Пандавы пускаются на различные уловки и действуют самым коварным образом. Например, бог и возница Арджуны Кришна советует подорвать боевой дух их противника Дроны ложным сообщением о гибели его сына Ашваттхамана, чтобы потом было легче его убить. Причем делают это очень хитро. Убивают слона по имени Ашваттхаман. И самый честный из пандавов, сообщает Дроне, что он убит, но слово слон произносит невнятно. А тот, естественно, думает о сыне! Зачем такое в поэме? Что, древние авторы хотели показать таким образом, что война портит и развращает даже самых благородных? Но как же тогда быть с Кауравами, которые уже «плохие»?

Величайшая битва древности на поле Куру

Кришна и Арджуна трубят в раковины.

Или, как сказал один из ученых, «пандавы представлены правыми и в своих слабостях, а кауравы виновны и в своей доблести». Или же этим показывается, что главная цель на войне это победа, и ею искупается все? Тогда перед нами, наверное, древнейшее обоснование принципа «цель оправдывает средства», выраженная в эпической форме! В «Махабхарате» прямо говорится, что победитель всегда прав. Он даже может изменить карму, потому что в его силах изменить представление о ней!
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 36
  1. ИмПерц 15 января 2016 06:17
    Победитель всегда прав, историю пишут победители...
    Интересная страна, "весёлые" традиции.
    Когда англичане давили сипаев и расстреливали (казнили) из пушек, то одной из причин затухания были кастовые предрассудки. Как части тела благороднейших мужей могут лежать среди частей низкородных? Ведь подействовало.
    1. Свелес 15 января 2016 14:33
      кроме ,как реконструкции показать нечего,а если что то настоящее -рога антилопы со щитом ,то и то со звёздами и полумесяцем-символами Византии,Орды,Ислама или скажем Великих Моголов,которые были уже в средневековье...
      1. kalibr 15 января 2016 16:30
        От того времени мало что осталось, очень много лет прошло.
        1. AK64 15 января 2016 18:11
          Предположительно 9-й век до РХ. Примерно Троя, Микенская культура.
  2. андрей юрьевич 15 января 2016 07:26
    РЕН-ТВ в гости пожаловало! wassat
    1. Benzin 15 января 2016 13:43
      андрей юрьевич
      так (Если опустить оф. науку) то эти события происходили в 859 году 861 году и 867!

      то в наших (славянских) былинах и легендах всё намного интересней вплоть до места захоронения на других планетах... ну по крайней мере те кто погиб в рукаве лебедя сейчас на марсе покоятся, собственно ещё в конце 50 молодые ученые, геологи с местными дедами когда общались один из геологов затронул тему вещего олега, рюрика и один из дедов ткнул пальцем в небо (то место где светился марс) сказал коротко - "там найдёшь"! думаю, что наши предки не были бы против того, что их потомки когда нибудь в далеком будущем посетили бы их могилы, возложили цветы выращенные в нижнем новгороде и восстановили на марсе разрушенные памятники (похожие на кавказские дольмены) hi
  3. parusnik 15 января 2016 08:11
    В классе 8-ом, в районной библиотеке попалась "Махабхарата"...Произведение потрясло..Яркое и красочное..Жаль , что сейчас в основном уделяют и не оправдано, большое внимание всевозможным художественным преувеличениям и описаниям применения всевозможных видов "божественного оружия"..Почитаешь..такое.."Звездные войны"..Вступление.. Не иначе..Спасибо,Вячеслав..за статью..
    1. kalibr 15 января 2016 08:51
      Выгодно на этом спекулировать, вот и все! Труда мало - а деньги! "Ах, древние индусы знали атомную бомбу, ах, они летали на виманах,ах,Кришна был пришелец... - ну и так далее. Во времена перемен это все активируется в разы. Тоже самое было в России до 1914 года. Вы, кстати, если читали Махабхарату посмотрите 267 серийный сериал. Не весь, конечно, и на перемотке. Но где-то с 230 серии - очень интересно...
      1. parusnik 15 января 2016 08:57
        Не знал о таком..но поищу..интересно..Спасибо!
  4. Mad-dok 15 января 2016 09:25
    Так вот откуда корни индийского кино))
  5. Арчиках 15 января 2016 09:36
    Это опять нас уводят в сторону мифологии. Господин автор, принадлежит как понятно к избранной нации. Божий народ стремится запутать всё, что только возможно. Прежде чем читать Махабхарату, рекомендую послушать лекции Сидорова Г.А. на эту тему. Ключевая фраза в этой статье:"Если отбросить всевозможные художественные преувеличения и описания применения всевозможных видов «божественного оружия», самого фантастического по своему действию,". Так только анализ такого оружия и даёт истинный смысл эпоса и информация в нём становиться действительно ценной и полезной. А не просто развлекательным чтивом, для скучающего обывателя. bully
    1. kalibr 15 января 2016 10:17
      Какой Вы "странный" человек, ай-ай! Заглянули бы сначала в Википедию, поискали бы откуда пошла фамилия Шпаковский. Но самое интересное, что это не родная моя фамилия, я ее сам выбрал. А что касается "избранной нации", то Вы тоже правы - есть всего две "нации" по большому счету. Умных людей и не очень - вот и все. Умные, какого бы рода-племени ни были всегда между собой договорятся, а вот "не очень" и своего родноплеменника готовы в ложке воды утопить!
      1. AK64 15 января 2016 11:27
        Вы стыдитесь родной фамилии?
        1. kalibr 15 января 2016 12:50
          Просто она не принесла в жизни особого счастья, и при случае я взял фамилию матери в замужестве.
      2. Комментарий был удален.
  6. Riv 15 января 2016 09:44
    Ну сказка же... Пафос, понты и выпендреж. :) Лучше "Илью Муромца" посмотреть.

    Сама "Махабхарата" была написана аватарой Кришны (который по совместительству являлся богом и был в Великой Битве возницей Арджуны). Как еще он должен был изобразить Пандавов? Конечно героями. Ну и традиция тоже сказалась, однозначно. Пандавы - сыновья богов (Арджуна, к примеру, сын Индры). То есть происхождения даже не земного, а небесного. Ну сподлили немножко... Им - можно.

    С другой стороны сражавшийся на стороне Кауравов Карна - тоже сын бога Сурьи. Пандавам он приходился сводным братом, да еще и старшим. При рождении он получил в подарок от отца доспехи и серьги, которые вросли в его тело и внешне выглядели, как татуировка. В бою эти доспехи давали неуязвимость от земного и небесного оружия, а серьги защищали от проклятий. Индра, явившись Карне, рассказал ему о его настоящем происхождении и о свойствах покрывавшей тело Карны татуировки. Тогда Карна отказался от своего родства с Пандавами (Арджуну он попросту ненавидел), а так же и от отцовского дара. Доспех он сорвал с кожи и передал Индре. С тех пор его и стали звать Карной, что означает "Секач". Но таких подробностей в сериалах не показывают...
    Riv
    1. kalibr 15 января 2016 10:18
      Цитата: Riv
      Но таких подробностей в сериалах не показывают...
      Удивительно правда?
    2. AK64 15 января 2016 11:27
      Насколько я помню, Индра Карну банально обманул: прикинулся брахманом и попросил панцирь и серьги. Карна, образец чести и порядочности, даже зная что это не брахман а Индра, решил что нехорошо не выполнить просьбу брахмана, и срезал с себя панцирь и серьги.
      1. Riv 15 января 2016 15:37
        Обет "никогда не отказывать просящему" вообще то давал не Карна, а Бхишма...

        Однако мы всерьез обсуждаем божественное вмешательство? :))) Давайте все-таки считать "Махабхарату" литературно-историческим памятником, которым она и является. Думаю, если пропустить проделки богов, то все сведется к тому, что узнав о родстве с Пандавами, Карна заявил о своей верности правящей династии. Все остальное - поэтические преувеличения.
        Riv
  7. Isk1984 15 января 2016 10:35
    Да пару полков английской пехоты, и вся великая культура воителей и богов не помогла, как-то англичанам на кастовые предрасудки и проклятия было плевать, все-таки европейцы великие воины(были), а вот сочинять эпос и плясать тут индусов не перещеголять...
  8. AK64 15 января 2016 11:03
    Так, положительными героями мирного времени, безусловно, являются благородные Пандавы, а Кауравы показаны людьми невысоких моральных качеств и вызывают всеобщее осуждение.

    Они и в мирное время довольно-таки отвратительны.
    Пять братьев не долго думая делят одну жену (красавицу Драупади) на всех.
    Дважды (!!) проигрывают царство в кости Кауравам, а потом почему-то (почему??? Н играй!) планируют месть. Причём когда проиграли первый раз, ситуацию спасла всё та же Драупади, которая спросила "имел липраво Юдхиштхира ("мудрый" (!!) старший из пяти Пандавав) проиграть её если до этого он уже проиграл себя?" В результате отец "аморальных" Кауравов Дхритараштра отменил результаты игры (вопреки воле богов, как получается!!!) вернув Пандавам всё проигранное. Но Пандавам мало одного раза, и они лезут играть опять, и опять проигрывают всё! А потом долго лелеют месть --- и это высокомаральные люди?
    Причём больше всех старается Драупади: поджуживает муженьков на войну (в результате которой теряет всё, включая всех сыновей --- но не муженьков)

    Драупади это вообще нечто.... Чего стоит её и остальных братцев отношение к Карне. Карна по их меркам --- аналог Алилла как минимум. И при этом ещё и образец чести и совести. А по крови он ещё и брошенный во младенчестве братец этим Пандавам (о чём Карна не знал до битвы -- но ему сообщают, как же не сказать). Так вот отношение к Карне братцев-Пандавов и этой прасти господе "жены пяти мужей" просто гадко: не малейшей порядочности. И ЭТО герои?

    Правельно кто-то уже сказал: кто победил (любыми средствами) -- тот и написал историю. (Хотя эта именно история написана якобы дедом всех противников Вьясой)
    1. Horn 15 января 2016 12:41
      Ну, с точки зрения СЕГОДНЯШНЕГО человека и христианской морали, это плохо. Но! Мораль - изменчивая штука. Мораль всегда приспосабливается к тому, что выгодно.
      Многомужество, например, весьма распространено было в периоды нехватки природных ресурсов. Кстати, некоторые религии и буддизм (буддизм - не религия) официально разрешают многомужество. Тибетцы до сих пор его практикуют. А "изменение правил игры в ходе самой игры"... вам США-МВФ-Украина ничего не говорят?
      Так что, ничего отвратительного нет. Для нас отвратительно есть живое существо, а для вполне себе цивилизованного француза улитка - деликатес...
      1. kalibr 15 января 2016 12:57
        Кстати, сегодня в Индии один гуру изобрел новую религию и... мораль! Чтобы "спастись" надо выпивать две бутылки виски в день и иметь минимум двух разных женщин! Говорят адепты этой веры съезжаются к нему со всего мира!
        1. Riv 15 января 2016 15:46
          А виски на месте выдается, или надо с собой везти?
          Riv
          1. kalibr 15 января 2016 16:41
            Вот не знаю, но видел фото гуру с Джонни Уокер черная этикетка в объятиях двух красоток. Знать бы, что так точно спасешься, ей богу бы поехал. А другой гуру 16 лет назал поднял вверх левую руку и с тех пор не опускает. Уже и не может! Она у него засохла! Вид омерзительный! Но зато он реально святой!!! Есть секта поедателей собачьих какашек, только так, говорят, можно прервать Колесо превращений! Много там чего есть. У меня там подруга дочери работает... ох...
      2. AK64 15 января 2016 13:17
        Не-а, не так: не было такое ТОГДА ничуть обычным или хотя бы просто преемлимым. И полиандрию Драупади пришлось оправдывать! Приводится множество оправданий для этого многомужества, в том числе и для Драупада (отца Драупади -- Драупади это не имя собственное). А причина: "она нравится нам всем -- так давайте все и будем будем пользоваться её!" --- вот реальная причина.

        Да я не против, пожалуйста --- вот только зачем же тогда столько других оправданий для этого скотства?

        Далее, по некоторым оговоркам понятно что автор к примеру считает Карну действительно образцом чести и рыцарственности (в самом хорошем понимании этого слова). Но Карна -- против Пандавав, и Карна многожды оскорблён и предательски убит именно Пандавами.
        Понимаете, автор сторонник Пандавав, но в то же время он восхищается Карна.

        Или эта игра в кости: ну раз проиграл, ну вернули тебе всё по доброте душевной -- куда же ты опять играть садишься? И почему, проиграв, пытаешься мстить?

        Тем более что результат игры, по их представлениям, якобы отражал волю богов.

        Да там много чего доброго за теми Пандавами. Автор пытается демонизировать Кауравов и выставлять Пандавов "белыми и пушистыми", но как посмотришь на их поступки... и кажется совсем наборот: просто историю пишут победители.
        1. Riv 15 января 2016 15:45
          Тут опять же дело в другом. Махараджей не становятся просто так. Нужен обряд, а он включает в себя... игру в кости (по другим сведениям - в шахматы). Странно? Для нас - да. Вот Пандавы как раз и собирались этот обряд провести. Ставка в игре должна была, так сказать, соответствовать, вот старший Пандав и поставил на кон себя с братьями и женой до кучи.
          Не фартануло, проиграл.
          Riv
          1. AK64 15 января 2016 16:46
            Не-а.Вот текст из перевода

            Дурьодхана пошел к дяде своему Шакуни, царю Гандхары, и рассказал ему о своих муках. Шакуни выслушал его и сказал: "Не горюй, ты ведь не одинок, Дурьодхана. Есть у тебя родные, друзья и союзники. Не оставят они тебя в беде и помогут тебе. Но не надейся победить Пандавов силой оружия. Они завоевали весь мир. У них сильное войско, богатая казна, союзники их могучи, и оружие их непобедимо. Но утешься, мы хитростью одолеем их и завладеем сокровищами Пандавов. Я знаю, что Юдхиштхира любит игру в кости, а играет плохо. И когда он начинает игру, то уже не может остановиться. Надо зазвать его к нам в Хастинапур, пусть сыграет со мною в кости. В мире нет никого, кто сравнялся бы со мною в этой игре. Я обыграю его, заберу у него все, чем владеют Пандавы, и отдам тебе. И будешь ты счастлив. Нам только нужно согласие царя Дхритараштры".


            Вот ссыль
            http://www.centre.smr.ru/win/facts/india/mahabhar/mahabhar_10.htm

            Как видите, Юдхиштхира (старший из братиков) был банально игрок.

            А некоторое хамство в душе Дурьодхан затаил якобы потому что во дворце Юдхиштхира над ним смеялись ... слуги: он там в одном месте упал, в другом о дверь ударился: ну не смешно ли? Вообщде-то слуг, смеюшихся над гостем хозяина, царём и родственником следовало бы выпороть
        2. Комментарий был удален.
    2. kalibr 15 января 2016 12:55
      Да, только и могу на это воскликнуть - удивительно, не так ли? Разумному толкованию не поддается. Кроме разве что такого - "люди - люди!"
  9. bbss 15 января 2016 15:26
    Великая страна с нелепыми традициями! Взбунтовать сипаев оказалось просто. Команда "Скуси патрон!" вынуждала сипая прикасаться губами к бумажному патрону, который был обильно пропитан смесью животных жиров - свиного и говяжьего. А это было неприемлемо ни мусульманами, ни индуистами. Гениально и просто.
    1. AK64 15 января 2016 16:56
      Великая страна с нелепыми традициями!


      ну отчего же сразу "нелепыми"? Там было много и хороших правильных традиций. Вот например хорошая была традиция хоронить жену вместе с умершим мужем, причём лучше живую: я думаю, если бы этот красивый обычай да перенять бы в Россиии, то средняя продолжительность жизни мужчин сразу бы и сильно возросла бы. Такой вот полезный для здравоохранения обычай; и совершенно без затрат со стороны государства, заметим...
  10. Ратник2015 15 января 2016 22:03
    Статья в целом средняя. Но особенно интересны комментарии. Складывается впечатление, что кроме Kalibr`a и Andont`ы никто особенно не в курсе реалий Индии. Что древней, что средневековой, что современной. Действительно касты там - обыденность и реальность. Я ЛИЧНО общался со многими индусами и знаю о чём говорю. И для для каштриев (есть несколько каст, включая даже непальцев-гуркхов, которых входят в эту варну, якобы не сохранившуюся)КРАСНЫЙ цвет - реально ЦВЕТ ИХ СУТИ, ЦВЕТ ВОИНА. И они чтут традиции - кшатрий никогда, слышите НИКОГДА не станет торговцем или банковским служащим, он лучше пойдёт просто охранником...

    Цитата: anodonta
    Для них англичане объеденители страны, создатели современного индийского государства. А сипаи - это что то вроде нашего Стеньки Разина, Емельки Пугачёва и батьки Махно...
    Именно так ! 200% правды ! Хотя конечно начиная с 1947 года, и особенно с момента смерти Махтамы Ганди, в Индии идёт пропаганда культа восставших сипаев. Но какие это воины - показала хотя бы Осада Резиденции - где менее 1200 человек, включая множество женщин и детей, сопротивлялись опираясь на мизерные валы и брутстверы, фактически в здании развалин дворца, армии, численность которой на пике достигла 20.000 (!!!!!!!!!) индусов, которые так и не смогли взять Резиденцию штурмом. Спартанцы отдыхают !

    Лозунг "Никогда не сдавайтесь азиатам !" выстрадан кровью христианских мучеников Великого Мятежа. Внутренности европейских женщин, размазанные по полу и стенам Кровавой Палаты навечно в памяти как англичан, шотландцев и ирландцев, так и индусов. Кто имеет разум - тот меня поймёт, особенно мои братья из тех кто прошёл Чечню...
    1. Riv 16 января 2016 08:31
      Со времен Ганди к кшатре в Индии отношение примерно как в Японии эпохи реставрации к самураям. Типа: круты, брутальны, дух нации и все такое, но... лучше от них держаться подальше. Это потому, что кшатрии, как и самураи, бывают разные. Есть и такие, которых не то, что в охраники - в штрафбат брать стремно.

      А про восстание сипаев в этой теме лучше не вспоминать. В нем как раз кшатра принимала минимальное участие, а султан вообще от руководства восстанием самоустранился (что его, впрочем, не спасло). Ну а без командования военные успехи ополчения из низших каст понятны.
      Riv
  11. Horn 18 января 2016 09:38
    Интересно: коммент с примером из библейской морали кто-то из модераторов посчитал неприемлемым для размещения наверное, чтобы христиан и иудаистов не оскорбить, а вот оскорбление индуистов считают вполне себе приемлемым! Тогда Библию читать запретите! Там столько ляпов и багов... а уж по пропаганде человеконенавистничества...
  12. Ратник2015 16 февраля 2016 01:20
    Цитата: Riv
    В нем как раз кшатра принимала минимальное участие, а султан вообще от руководства восстанием самоустранился (что его, впрочем, не спасло). Ну а без командования военные успехи ополчения из низших каст понятны.

    Простите, но Вы сильно неправы. Как раз Северная (Делийская) армия состояла на 80% из представителей высших каст и имела самую большую долю туземной регулярной и иррегулярной кавалерии (а вот армии Бомбейского и Мадрасского резидентств, в основном сохранили свою лояльность к британцам и преимущественно состояли именно из низших каст).

    И получилось в целом так что восставшую "элиту" (что мусульманскую, что индуисскую - но в Великом Мятеже произошло уникальное - мусульмане соединились с индуистами!!!!), лишившуюся во многом своих плюшек, как раз подавили англичане с помощью туземных полков из "низов".

    А среди выходцев из каст, относящихся к кшатрийской варне, - конечно есть совершенно различные люди.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня