Роль авианосцев и подводных лодок в войне на Тихом океане

Роль авианосцев и подводных лодок в войне на Тихом океане


Длительное время ведущая роль авианосцев в истории второй мировой войны на Тихом океане казалась самоочевидной и никем всерьез не оспаривалась. Однако с некоторым пор, в ставших уже традиционными для «ВО» спорах «кто сильнее, кит или слон… то бишь авианосец или подводная лодка?», сторонники подводного оружия стали приводить весьма интересный аргумент: статистика неопровержимо доказывает, что американские субмарины потопили куда больший тоннаж, нежели палубная авиация.

Действительно, изучив потери торгового флота Японии, мы увидим, что палубная авиация янки потопила 393 судна общим тоннажем 1 453 135 т, в то время как американские подводники записали на свой счет 1154,5 судна тоннажем в 4 870 317 т. (если в уничтожении судна принимали участие разнородные силы, например – авиация и подводные лодки, то их совместный трофей при подсчете делился пополам – отсюда и дроби в количестве судов). При этом американские подводные лодки нанесли сильнейший ущерб военному флоту Японии, ими были уничтожены 1 быстроходный линкор (в девичестве – линейный крейсер) «Конго», четыре больших авианосца и пять эскортных, семь гидроавиатранспортов, три тяжелых и десять легких крейсеров, тридцать шесть эсминцев, четырнадцать миноносцев… и это не считая многочисленных авиатранспортов, вспомогательных крейсеров, фрегатов, подлодок, а всего – порядка 250 боевых кораблей. Так может быть лавры победителя японского флота и главной морской силы той войны следует отдать подводной лодке? Попробуем разобраться.


Для начала посмотрим на довоенные планы сторон. Американские нас не слишком интересуют, потому что они все равно не сбылись, но вот японские… В сущности, план сынов Ямато заключался в следующем – серией ударов в южных морях оккупировать множество сильно удаленных друг от друга территорий и создать оборонительный укрепрайон с периметром по линии Курильские и Маршалловы острова, Тимор, Ява, Суматра, Малайя, Бирма. Все это нужно было японцам для того, чтобы обеспечить метрополию достаточным количеством дефицитного сырья и в первую очередь – нефти, без которой воевать было попросту невозможно. Оккупация такой территории неминуемо приводила Японию к войне с Англией, Голландией и США. Первых двух Япония не опасалась – британцы увязли в европейской войне с Германией, их флот разрывался между обороной метрополии, защитой атлантических коммуникаций и Средиземным морем, а Голландия же не имела сколько-нибудь значительных военно-морских сил. Но США… Америка – это было серьезно.

Японцы имели некоторое представление об американских военных планах («Оранж», «Рэйнбоу-5»), согласно которым в случае войны американский флот должен был выдвигаться вперед, занимая последовательно Маршалловы, Каролинские и Марианские острова. После этого эскадры США должны были нанести окончательное поражение императорскому флоту в водах, непосредственно примыкающих к японской метрополии. Вопрос был лишь в том, насколько стремительным станет продвижение США.

Роль авианосцев и подводных лодок в войне на Тихом океане


Японцы считали, что они не в состоянии победить в затяжной войне с США, так что если бы американцы выбрали неспешное и осторожное движение вперед, то их промышленная мощь, безусловно, обеспечивала победу – и именно это понимание и определило военный план Японии. В сущности, у японского императорского флота был выбор между двумя стратегиями. Первая – собрав все силы в кулак, ждать американский флот в водах метрополии, и там, надеясь на индивидуальное превосходство в качестве кораблей и лучшую подготовку экипажей, разгромить ВМС США в генеральном сражении. Вторая – нанести упреждающий, превентивный удар такой мощи, чтобы сразу разбить американский тихоокеанский флот, а если и не разбить, то ослабить настолько, чтобы исключить его вмешательство на этапе формирования «оборонительного периметра».

Почему японцы выбрали стратегию превентивного удара? Ответ очень прост. Японии следовало захватить далеко отстоящие друг от друга территории и сделать это максимально быстро - чтобы освоить находящиеся там ресурсы и не дать противостоящим силам времени на подготовку к отражению вторжения. Для этого захват следовало производить в форме ряда операций, проводимых в одно и то же время. Но японский флот не имел ни малейшей возможности прикрывать операции в Малайе, Яве, Филиппинах одновременно. Появление американских эскадр в любом регионе, где не были бы сосредоточены главные силы японского флота автоматически приводило к разгрому действующих там императорских сил, чего японцы не могли себе позволить. Поэтому Япония никак не могла отдать инициативу противнику и ждать, когда же американцы соизволят выдвинуться вперед, тем более, что время работало на США. Весь японский план войны строился на быстром овладении ресурсами, для этого следовало быстро захватить множество удаленных территорий, а для этого необходимо было разгромить Тихоокеанский флот США. Это стало ключевой задачей японского флота на начальном этапе войны.

Вот так японцы решились на превентивный удар. Наносить его должны были авианосцы… и, как это ни удивительно, подводные лодки.

С учетом того, что мы знаем сегодня, участие подводных лодок в подобной операции выглядит, по меньшей мере, странно. Но это сегодня, а тогда японские адмиралы ожидали от подводных лодок очень многого. Слово С. Фукутомэ, начальнику штаба Соединенного флота японского императорского флота:

В период 18-20 ноября 1941 года отобранные в Соединенном флоте 27 подводных лодок новейших типов под командованием вице-адмирала Симидзу вышли из Куре и Йокосука. Пополнив запасы горючего и продовольствия на Маршалловых о-вах, они направились вперед в качестве авангарда ударного соединения адмирала Нагумо. Подводным лодкам надлежало топить корабли противника, которым удалось бы избежать ударов нашей авиации, а также не допускать подвоза подкреплений и предметов снабжения из США и таким путем способствовать завершению операций у Гавайских о-вов. Штаб в Токио ожидал, что длительные действия подводных лодок дадут более значительные результаты, чем единовременный удар авиации. В действительности же результаты оказались совершенно иными. За всю операцию лишь одной подводной лодке из 27 удалось выйти в атаку на вражеское судно. Морисон в своем труде пишет по этому вопросу следующее: «Активное патрулирование и глубинное бомбометание, проводимое эскадренными миноносцами и другими кораблями, свели к нулю попытки больших японских лодок водоизмещением по 1900 т атаковать наши корабли. Им не удалось торпедировать ни одного из многочисленных кораблей и судов, которые приходили в Пирл-Харбор и Гонолулу и уходили обратно. Большинство из 20 подводных лодок типа «I», которые находились к югу от о. Оаху, через несколько дней направилось обратно в Японию. Около 5 лодок было направлено к западному побережью США. Одна из них, «I-170», была потоплена на переходе самолетом с авианосца «Энтерпрайз», остальным у побережья штатов Калифорния и Орегон удалось потопить несколько наших судов. Итак, авангардное экспедиционное соединение потерпело полную неудачу. Ему не удалось потопить ни одного корабля, само же оно потеряло 1 большую и 5 сверхмалых подводных лодок… Как императорский штаб, так и штаб Соединенного флота Японии были сильно поражены и горько разочарованы ничтожными результатами операций подводных лодок у Гавайских о-вов, вследствие чего вера в свои подводные лодки была поколеблена».


Итак, на подводные лодки возлагались надежды даже большие, чем на палубную авиацию, но они совершенно не оправдались. Более того, японский подводный флот едва не сорвал всю операцию. Дело в том, что японские ПЛ, развернутые около Гавайев, неоднократно замечались с американских кораблей и более того – за час с небольшим до начала воздушной атаки американский эсминец «Уорд» вступил в бой с подводными лодками, пытавшимися пробраться в Перл-Харбор. Если бы американский командующий более серьезно отнесся к рапорту командира эсминца, то флот США, авиация и зенитные орудия Оаху могли бы встретить самолеты с красными кругами на крыльях в полной боевой готовности… кто знает, как тогда повернулось бы дело?

Однако случилось именно то, что случилось – японская палубная авиация нанесла страшный удар, американский надводный флот понес тяжелейшие потери и перестал быть силой, способной пресечь японские планы захвата южных территорий. Что до флота подводного, то янки никогда не считали его способным решать задачи такого масштаба, да и численность его отнюдь не поражала воображения. Всего подводный флот США насчитывал 111 подводных лодок, из которых 73 находились на Тихом океане. Но 21 ПЛ (из которых боеспособными было лишь 11) базировались в Перл-Харборе – слишком далеко, чтобы внести весомый вклад в борьбу за южные моря, еще 22 ПЛ располагались и вовсе на тихоокеанском побережье США. И только 29 ПЛ располагались на Кавите (о.Лусон, Филиппины). Тем не менее, логично было предположить, что имеющиеся силы смогут хотя бы затруднить японские морские операции.

Увы, ничего подобного не произошло. В боях за Гуам и Уэйк американские подводные лодки не принимали участия, вероятно потому что указанные острова располагались слишком далеко от мест базирования ПЛ, и были захвачены слишком быстро (хотя Т.Роско пишет о патрулировании ПЛ у Уэйка). Но и когда дело дошло до Филиппин, подводники США ничего не смогли противопоставить японским десантам.

Адмиралы Соединенного флота разделили операцию на два этапа – сперва три отряда кораблей высадили войска для захвата ключевых аэродромов, чтобы основной десант проводить под прикрытием своей авиации. Силы, высаживающиеся в Апарри, включали в себя старый легкий крейсер, 6 эсминцев, 3 тральщика, 9 противолодочных кораблей и 6 транспортов. В Виган пошли 1 легкий крейсер, 6 эсминцев, 9 тральщиков, 9 противолодочных кораблей и 6 транспортов. И, наконец, третье соединение, атаковавшее Легаспи, насчитывало 1 легкий крейсер, 6 эсминцев, 2 базы гидроавиатранспортов, 2 тральщика, 2 патрульных судна и 7 транспортов. Все три десанта увенчались полным успехом, и японцы приступили к главному – высадке в бухте Лингаен. Семьдесят три транспорта, сведенные в три группы, перевозили 48-ю пехотную дивизию. Не все у японцев получалось как надо: к рассвету 22 декабря, в день высадки, японские военные корабли и транспорты потеряли строй и оказались разбросанными на 20 миль (37 км).

Роль авианосцев и подводных лодок в войне на Тихом океане


Что удалось американским подводным лодкам? Один эсминец и два небольших транспорта были потоплены. Справедливости ради стоит отметить атаку «Сивулф» на японский гидроавианосец «Санье Мару» - из четырех выпущенных американцами торпед одна все же попала в цель. Если бы эта торпеда взорвалась, то список японских потерь, вероятно, оказался бы больше на один гидроавианосец. Но торпеда не взорвалась.

Какие выводы можно сделать из всего вышеописанного? Японцы провели четыре десантных операции относительно небольшим составом сил в непосредственной близости от американской базы ПЛ и 29 американских подводных лодок ничего не смогли этому противопоставить. То же самое произошло при обороне Явы. Для защиты Голландской Ост-Индии союзники сосредоточили значительные силы, хотя источники не сходятся в их количестве. Например, С. Далл пишет о 46 подводных лодках – 16 голландских, 28 американских и 2 британских. Т.Роско указывает, что «подводные силы состояли из двадцати восьми американских, трех британских и девяти голландских подводных лодок.» Как бы то ни было, общее количество ПЛ достигало или даже превысило четыре десятка кораблей. Японцы, с января по начало марта 1942 г последовательно захватывали Бангка Роудз (на Целебесе), Кему, Менадо, Кендари, остров Амбон, Макассар, Бали-Ломбок, Голландский и Португальский Тимор, Борнео… и наконец – собственно Яву. Подводные лодки союзников не смогли ни остановить, ни задержать, ни даже сколько-нибудь серьезно поцарапать силы вторжения японцев. С.Далл указывает следующие потери десантных караванов и их охранения от американских подводных лодок – один эсминец потоплен («Нацусио»), еще один – торпедирован, но не затонул («Судзукадзэ»), и еще один транспорт («Цуруга Мару») убит голландскими подводниками. Т.Роско более лоялен к американским ПЛ, он сообщает о потоплении «Меэкен Мару», «Акито Мару», «Харбин Мару», «Тамагава Мару» и - бывшей канонерской лодки «Канко Мару», а также о повреждении нескольких военных кораблей (что крайне сомнительно). Но даже если и так – достигнутый результат все равно совершенно неудовлетворителен!

Всего американские подводники в январе-феврале 1942 потопили 12 торговых судов тоннажем в 44 326 тонн, но дело в том, что часть этих кораблей была уничтожена совершенно в иных местах. Американцы отправляли свои подлодки на японские коммуникации и даже – к берегам Японии (в указанном периоде там действовали 3 ПЛ). Но ни в коем случае нельзя считать, что все подводные лодки не имели приказа отражать японское вторжение, а вместо этого направлялись в дальние районы. Командующий флотом АBDA адмирал Харт считал приоритетным использование подводных лодок для противодесантной обороны и старался размещать их маршруты патрулирования на «десантоопасных» направлениях. Невзирая на это, японцы быстро и методично захватывали один остров за другим.

В короткие сроки Соединенный флот нанес ряд сильнейших ударов и захватил множество территорий. Многие заступали им дорогу: базовая авиация на Филиппинах, британские линкоры у Сингапура, крейсера командования ABDA у Явы, подводные лодки – все они пытались, но не преуспел никто. И лишь в одном случае японцам не удалось добиться успеха. «Операция МО», в ходе которой японцы планировали овладеть Порт-Морсби, была спланирована ничуть не хуже предыдущих, но на этот раз американцы противопоставили силам Соединенного флота свои авианосцы.

Первая в истории морская битва, в котором противники не обменялись ни единым выстрелом – сражение в Коралловом море, американцы проиграли «по очкам», разменяв свой тяжелый авианосец «Лексингтон» на легкий японский «Сехо». Да и второй авианосец США, «Йорктаун», можно сказать, чудом избежал гибели. Тем не менее, потери авиации японцев были тяжелы, а один их тяжелый авианосец получил такие повреждения, которые не позволяли ему принять дальнейшее участие в операции – и японцы повернули назад. Захват Порт-Морсби не состоялся.

Роль авианосцев и подводных лодок в войне на Тихом океане


Следующие две операции японского флота – Мидуэй и захват островов Атту и Кыска – также очень показательны в части возможностей подводных лодок и авианосцев противостоять десантным операциям неприятеля. Американские подводные лодки использовались и там, и там, авианосцы – только при Мидуэе. В этом сражении четверка авианосцев Нагумо сокрушила авиацию американцев, базировавшуюся на сухопутные аэродромы, но потерпела поражение и была уничтожена палубными пикировщиками США. Безусловно, «сухопутные» самолеты сыграли огромную роль, «раздергав» японские истребители, так что к моменту атаки палубной авиации те просто не успели им помешать, да и вообще в том бою авианосцам США очень повезло. Но из песни слов не выкинешь – именно авианосцы сокрушили цвет японского 1-го воздушного флота – 1-ю и 2-ю дивизии авианосцев, что стало переломным моментом в войне на Тихом океане.

А что же подводные лодки? Двадцать пять подводных лодок получили приказ поджидать японскую эскадру у Мидуэя, но по факту удалось развернуть только девятнадцать, из которых двенадцать были расположены со стороны подхода японских авианосцев. Тем не менее, в том сражении американские ПЛ не потопили ни единого корабля противника. Правда, следует упомянуть о частичном успехе ПЛ «Наутилус» - ей удалось атаковать японский авианосец «Кага», и если бы не дефектные торпеды, то вполне возможно, что эта атака увенчалась гибелью японского корабля. Но, во-первых, атака состоялась через два часа после того, как «Кага» был поражен авиабомбами американских пикировщиков, а если бы этого не случилось, авианосец был бы совсем не там, где фактически оказался в момент атаки «Наутилуса» и вероятно эти корабли просто не встретились. Во-вторых, даже если курсы «Кага» и «Наутилуса» пересеклись, далеко не факт, что подводная лодка американцев смогла бы выйти в атаку – находясь в подводном положении почти невозможно сблизиться с двигающимся по меньшей мере 20-узловым ходом боевым кораблем (разве что тот случайно подставится под удар, пройдя близко к ПЛ). В-третьих, поразить уже подбитый и смертельно раненный корабль не в пример проще, чем неповрежденный (та же скорость), так что нельзя утверждать, что торпедная атака «Наутилуса» по неповрежденному «Кага» оказалась столь же результативной (незадолго до атаки на «Кага» «Наутилус» пытался атаковать японский линкор. Безуспешно.) И, наконец, даже если бы все сложилось хорошо и «Кага» был потоплен, гибель одного из четырех авианосцев не могла спасти Мидуэй от вторжения.

Но нельзя сказать, что участие ПЛ США в обороне Мидуэя оказалось совсем бессмысленным. Четверка японских тяжелых крейсеров, отправленная к Мидуэю для его бомбардировки, внезапно обнаружила американскую подводную лодку и вынуждена была резко отвернуть, в результате чего замыкающий «Могами» таранил «Микуму». Оба тяжело поврежденных крейсера медленно тащились домой, но через день «Микуму» потопили самолеты «Энтерпрайза» и «Хорнета».

Японские подводники также не блистали в этом сражении – завеса из 13 подводных лодок, которые должны были обнаружить (а при удаче – и атаковать) американские авианосцы, идущие из Перл-Харбора к Мидуэю, развернулась слишком поздно – к тому времени американские авианосцы уже расположились у Мидуэя. Естественно, японские ПЛ никого не обнаружили, что внушило некоторым японским командирам уверенность в легкой победе… Единственный успех японских подводников – потопление «Йорктауна» - можно отнести к итогам сражения за Мидуэй только с очень большими оговорками. Фактически японцы проиграли эту битву 4 июня, когда все четыре японских авианосца получили смертельные повреждения от палубной авиации США. В ответ японская палубная авиация сильно повредила «Йорктаун», но все же его еще можно было дотащить до верфей. Американцы так и поступили, буксируя поврежденный корабль, но 6 июня, уже после того, как битва при Мидуэе завершилась, «Йорктаун» попал под торпеды японской подлодки. Это уже никак не могло повлиять на результат битвы, да и вообще «Йорктаун» угодил под удар только потому, что был сильно поврежден японскими палубниками, но факт остается фактом – именно благодаря подводной лодке Америка недосчиталась тяжелого авианосца в тот самый момент, когда ее флот крайне нуждался в кораблях этого класса. Запомним это.

И еще один небезынтересный факт. Обе подводные лодки, атаковавшие вражеские авианосцы («Наутилус» и японская «I-168»), были выведены на цель авиацией – разведывательные самолеты обнаруживали местоположение противника, а затем координаты/курсы/скорости вражеских соединений сообщались командирам ПЛ.

Итак, американские авианосцы выиграли сражение, а подводные лодки США опять не добились ничего. Но американцы знали о стремлении японцев, одновременно с атакой Мидуэя захватить несколько Алеутских островов. Послать туда авианосцы янки не могли – все они нужны были у Мидуэя, поэтому оборону Алеут доверили подводным лодкам. Туда (в Датч-Харбор) были переброшены 10 старых подводных лодок типа «S». В результате японцы нанесли несколько ударов палубной авиацией по Датч-Харбору и захватили острова Атту и Кыска без каких-либо помех – не то, чтобы помешать, но даже обнаружить противника для десяти подводных лодок США оказалось непосильной задачей.

В боях за Гуадалканал и перед американцами, и перед японцами стояли одни и те же задачи – обеспечить проводку собственных транспортов, везущих подкрепления и снабжение на остров, не дать противнику сделать то же самое и, при возможности, разбить неприятельских флот. Авианосцы США сыграли здесь определенную роль, отразив атаку Соединенного флота, прикрывающего крупный конвой (вторая битва у Соломоновых островов) и повторно (хотя и безуспешно) сражались с японцами в битве у островов Санта-Крус. Тем не менее, их усилия не прервали японские коммуникации – американцы сохранили способность перебрасывать подкрепления днем, а японцы организовали ночные рейсы быстроходных кораблей, которым авианосная авиация не могла воспрепятствовать. Окончательно японский флот был остановлен в третьей битве у Соломоновых островов, когда линкоры, крейсера и эсминцы США нанесли поражение японским эскадрам, а сухопутная и палубная авиация (использовавшая аэродром Гендерсон в качестве аэродрома подскока) успешно добивала поврежденные в ночных боях японские корабли и атаковывала транспорты. В целом же американские авианосцы сыграли если и не ключевую, то весьма важную роль – они, совместно с авиацией Гендерсон-филд, обеспечили воздушное господство в светлое время суток, в условиях которого японский флот, пусть даже превосходно обученный ночным морским боям, все же не смог одержать победы. В то же время, если бы американские авианосцы были уничтожены, а японцы сохранили достаточное количество авианосцев и подготовленных пилотов – судьба Гуадалканала была бы решена, причем, отнюдь не в пользу США. Обеспечив авиаприкрытие своим транспортам, японцы смогли бы быстро перебросить достаточные подкрепления на остров. Американские подводные лодки… традиционно ничего не достигли. Даже такой певец американской подводной мощи, как Т.Роско констатирует:

Однако, по ряду причин конечные успехи лодок были незначительными


Японским подводникам удалось больше – они уничтожили один из трех оставшихся у американцев тяжелых авианосцев – «Уосп». В сущности, именно действия японских ПЛ обеспечили период беспримерной слабости американской палубной авиации – когда японские пилоты превратили в пылающую руину «Хорнет», добитый позднее японскими эсминцами, Тихоокеанский флот США остался всего лишь с одним действующим авианосцем! Если бы японские ПЛ не потопили «Йорктаун» у Мидуэя и «Уосп», то в сражении у Санта Крус американцы располагали аж четырьмя тяжелыми авианосцами вместо двух и очень вероятно, что японский флот у Санта Крус потерпел бы серьезнейшее поражение… Иными словами, действия японских подводников причинили серьезные потери и весьма ослабили американский флот, однако это не принесло японцам победы – несмотря на очевидную удачу, японские ПЛ не смогли стать решающим фактором в битве при Гуадалканале (эту битву японцы все же проиграли), хотя безусловно продемонстрировали свою полезность.

То же самое мы можем сказать об американских ПЛ в битве при Марианских островах. Ведь что там произошло? Американцы решили высадиться на Сайпане – стратегически важном острове, захват которого не только разрезал японскую оборону надвое, пресекал воздушный мост в Рабаул, давал американским подводникам отличную базу, но и позволял новейшим стратегическим бомбардировщикам В-29 атаковать Японию. Японцы отлично понимали значение Марианских островов вообще и Сайпана в частности и готовы были вступить в решающее сражение за обладание этими островами. Поэтому на самих островах было размещено 500-600 самолетов базовой авиации и в любой момент их готовы были поддержать примерно 450 палубных самолетов Мобильного флота Одзавы.

Разумеется, никакие подводные лодки в таких условиях не смогли бы обеспечить проводку десантных конвоев и высадку морской пехоты на Сайпан. Иное дело – авианосцы. Американская палубная авиация нанесла мощнейшие удары по аэродромам Сайпана, Тиниана и Гуама, превратив их в руины и уничтожив примерно треть базовой авиации японцев. Затем две авианосные группы американцев пошли на север, нанеся удары по аэродромам островов Иводзима и Титидзима, сровняв их с землей и уничтожив до сотни самолетов на аэродромах и порядка 40 истребителей в воздухе. После этого базовая авиация Марианских островов была не просто разгромлена, но она еще и лишилась надежды получить подкрепления… кроме палубной авиации Мобильного флота. Но японцы не могли подойти так быстро, так что высадка американцев на Сайпан была поддержана ударами сотен авианосных самолетов, что в известной мере предопределило ее успех.

Близилась битва между флотами, и подводные лодки американцев проявили себя с лучшей стороны. Именно они обнаружили выход кораблей Одзавы к Марианским островам и тем самым предупредили американского командующего о том, что сражение с японским флотом неминуемо. Именно подводные лодки обнаружили точное местоположение японского флота, развернувшего свои порядки для атаки (самолеты Спрюэнса этого сделать смогли много позднее) и первыми атаковали вражеские авианосцы, утопив «Секаку» и «Тайхо».

Но не это решило исход битвы. 19 июня японцы подняли в воздух 4 ударные волны, в совокупности 308 самолетов – и подавляющее большинство из них было уничтожено. Из 69 самолетов первой волны уцелели 27, из 110 машин второй – 31, но и выжившие самолеты, пытавшиеся приземлиться на Гуам впоследствии были уничтожены американской авиацией. Американские ПЛ потопили «Тайхо» через 10 минут после поднятия второй волны, а «Секаку» погиб и вовсе после подъема четвертой, так что их гибель мало сказалась на силе ударов Одзавы – вряд ли эти корабли унесли с собой на дно больше 40-50 самолетов. При этом даже после гибели «Секаку» Одзава еще не считал сражение проигранным, хотя у него осталось всего 102 самолета (по другим данным – 150). Он готовился возобновить сражение на следующий день, но 20 июня американцы нашли японцев раньше – и нанесли свой первый (и последний) удар по японским кораблям. 80 поднятых в воздух японских самолетов ничего не смогли сделать и после американского удара (в ходе которого был потоплен авианосец «Хие») в распоряжении Одзавы осталось всего 47 самолетов.

Битва при Марианских островах была проиграна японцами в силу двух причин – они не смогли противостоять высадке США на Сайпан, а в генеральном сражении флотов японская палубная авиация была окончательно уничтожена. И то и другое – достижения палубной авиации США. В итоге японский флот к битве в заливе Лейте формально располагал внушительными силами в составе пяти тяжелых и четырех легких авианосцев (не считая эскортных), но в бой отправились только один тяжелый и три легких – потому что на все многочисленные японские авианосцы имелась всего лишь сотня кое-как обученных пилотов. Что здесь могло решить наличие «Тайхо» и «Секаку», если бы американские ПЛ не отправили бы их на дно у Марианских островов? Ничего.

В войне на Тихом океане подводные лодки показали свою полную неспособность добиваться господства на море, а также самостоятельно решать наступательные либо оборонительные задачи – ни в одном случае попытки их самостоятельного использования против военных кораблей противника не приводили к успеху операции в целом. Однако подводные лодки показали себя важным компонентом сбалансированного флота – их грамотное использование совместно с авианосцами и иными надводными кораблями позволяло причинять неприятелю чувствительные (хотя и не решающие) потери. Кроме того, подводные лодки показали себя совершенно незаменимым средством борьбы на коммуникациях противника – наибольшие их успехи достигнуты в борьбе против неприятельских грузоперевозок, при этом использование подводных лодок на коммуникациях вынуждало неприятеля либо тратить значительные ресурсы для охраны собственных торговых судов, отрывая их от боевых операций, либо мириться с тяжелейшими, невосполнимыми потерями в тоннаже (по факту японцам пришлось делать и то и другое). И надо признать, что ни один вид вооруженных сил не справился с уничтожением вражеского торгового тоннажа настолько хорошо, насколько удалось это подводным лодкам.

В то же время авианосцы стали основным средством завоевания господства на море и обеспечения как десантных, так и противодесантных операций. Именно авианосцы сыграли основную роль в разгроме императорского флота Японии и в крушении созданного ею оборонительного периметра. Однако авианосцы вовсе не были универсальными кораблями, способными решать абсолютно все задачи войны на море. Свою полезность и способность делать недоступную для палубной авиации работу продемонстрировали и торпедно-артиллерийские надводные корабли (ночные бои у Гуадалканала, да и у Лейте тоже) и подводные лодки (борьба на коммуникациях).

В целом же можно констатировать, что победы в войне добивается не отдельный класс кораблей, но сбалансированный флот, что, в сущности, и было продемонстрировано американцами, сплавившими линкоры, авианосцы, крейсера, эсминцы и подводные лодки в непобедимую боевую машину. Однако если все же искать «первого среди равных», то «Сокрушителем военно-морской мощи Японии» следует титуловать «Его величество авианосец».

Роль авианосцев и подводных лодок в войне на Тихом океане


1. С.Далл Боевой путь императорского японского флота
2. Т.Роско Боевые действия подводных лодок США во Второй мировой войне
3. Ф.Шерман Война на Тихом океане. Авианосцы в бою.
4. М.Хасимото Потопленные
5. Ч.Локвуд Топи их всех!
6. У.Уинслоу Забытый богами флот
7. Л.Кащеев Американские подводные лодки от начала ХХ века до Второй мировой войны
8. В.Дашьян Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии
Автор: Андрей из Челябинска


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 46
  1. TIT 11 января 2016 07:14
    Однако подводные лодки показали себя важным компонентом сбалансированного флота – их грамотное использование совместно с авианосцами и иными надводными кораблями позволяло причинять неприятелю чувствительные (хотя и не решающие) потери

    в конце войны на СФ как раз удар по конвоям немцев разнородными силами флота приносил самые лучшие результаты . но даже там была проблема связи и согласования
    TIT
    1. Scraptor 11 января 2016 07:54
      А сразу выше в числе прочих была еще эта дезинформация:
      В войне на Тихом океане подводные лодки показали свою полную неспособность добиваться господства на море, а также самостоятельно решать наступательные либо оборонительные задачи – ни в одном случае попытки их самостоятельного использования против военных кораблей противника не приводили к успеху операции в целом.

      Потому что из-за того что японцы пренебрегали системой конвоев американцы своими ПЛ выбили все японские танкера и оставили японские ВМС и ВВС без горючего лишив его подвижности. Один большой надводный корабль очень много потребляет. Тем и выиграли войну на море. Но подойти и высадится в Японию из-за действия береговой авиации им было все равно невозможно, поэтому они не нашли ничего лучше как с оказавшихся в радиусе действия Б-29 захваченных островков с февраля 1945 начать уничтожать японские города ковровыми бомбежками (у японских истребителей просто не было возможности по недостатку горючего подниматься на перехват большинства бомбардировщиков, они его берегли для противокорабельных камикадзе). Сжигали в неделю-две примерно по одной Хиросиме японцев. В конце войны потом СССР наоборот ни одной японской авианесущей ПЛ не досталось потому что ему и так досталось все японское бактериологическое ОМП в "Отряде 731", которое японцы еле не успели применить с них по США. А что до войны а не уничтожения гражданских - именно с береговых баз рейдами Б-17 и Б-29 были уничтожено большинство японских крупных боевых кораблей, авианосцы тут почти не при чем. Поэтому АВ в той морской войне стоят на третьем месте после ПЛ и стратегической авиации. Не окажись японцы еще большими дураками чем американцы возможно она происходила по другому. Б-17 до WW2 разрабатывался как бомбардировщик Береговой Обороны.
      1. Андрей из Челябинска 11 января 2016 22:22
        Цитата: Scraptor
        Потому что из-за того что японцы пренебрегали системой конвоев американцы своими ПЛ выбили все японские танкера и оставили японские ВМС и ВВС без горючего лишив его подвижности.

        Ну да. Из за отсутствия топлива самолеты Нагумо осыпались лепестками сакуры прямо на палубы его авианосцев, протыкая их насквозь своими полированными катанами с которыми не могли расстаться пилоты-самураи. Можно сказать, что японские авианосцы сделали себе сэппуку из презрения к ничтожному противнику... А потом неподвижный японский флот вошел в состояние "сатори" и одной только силой мысли и самурайского духа не подпускал американцев к Гуадалканалу. Все испортил нехороший адимрал Микава - подговорив несколько косяков тихоокеанской трески, он заставил их толкать свои крейсера к Саво и устроил там союзникам веселую вечеринку.
        Армия воспряла духом, японские десантники верхом на морских коньках шли к Гуадалканалу, а охраняли их специально обученные японские морские свинки-камикадзе, прогрызшие днища американских крейсеров у Тассафаронга... С горя янки послали линкоры, но внезапно всплывший по воле Аматерасу Годзилла, вопия дурноматом, отжевал корму "Саут-Дакоте".
        В общем, если бы не срочно выписанный из Африки Кинг-Конг, американцы не взяли бы Гуадалканал.
        А так - японскому флоту сломали хребет при Мидуэе, а последние шансы разбить американский флот (хотя это уже ничего бы не изменило - с учетом строящихся в США кораблей) были потеряны при Гуадалканале. Удивительно, но факт - максимум импорта нефте в Японию сыны Ямато добились в первом квартале 1943 года - т.е. именно тогда, когда Соединенный флот проиграл свою войну.
        Цитата: Scraptor
        Но подойти и высадится в Японию из-за действия береговой авиации им было все равно невозможно

        Потому что анператор Хирохито волшебное слово знал. А вот японцы на тех же Марианских островах и проч Волшебного Слова не знали, поэтому авианосцы США выносили там береговую авиацию вперед пропеллерами. Но к Японии - ни-ни laughing
        Цитата: Scraptor
        именно с береговых баз рейдами Б-17 и Б-29 были уничтожено большинство японских крупных боевых кораблей

        Да, Б-29 тайно, по дну Марианской впадины подкрадывались к японским кораблям, засовывали их в бомболюки, потом взлетали и сбрасывали японские линкоры в районе Северного Полюса. От этого образовалась огромная дыра до самой Новой Гвнеи, в которую нефть от японцев утекала на Аляску... Проклятый Ротшильд!
        1. Scraptor 12 января 2016 05:20


          Цитата: Андрей из Миннесоты
          японскому флоту сломали хребет в Мидуэе


          После беспечной потери всех танкеров а не части авианосцев у Мидуэя японский флот сидел себе за "периметром островков" и берег остатки топлива.
          Лезть в Гуадалканал эта потеря авианосцев ему никак не помешала.

          В 1943г нефть уже пытались возить даже самолетами? Решающее сражение в заливе Лейте было в каком году? Разве не в 1944?
          Японский океанский флот как и их ПВО тихо помер с нефтного голода, потом ему уже в состоянии голодного зомби были похороны в индонезийских и филиппинских проливах (а не в океанской зоне) с фейерверками.
          В авианосцы в то время до наступления эры сверхзвуковой авиации легко переделывались гражданские суда (как и потом с появлением СКВВП). Это в линкор гражданское судно не переделать.
          Поэтому для "мудрых" японцев имели значение только их полированые катаны и раздутые имперской пропагандой суперлинкоры (также не выстрелившие ни разу) так как компенсировали недостаток размера в другом месте.
          Сейчас то же самое у многих других с "Нимицами"...
          А летать лучше с удочками и с ружьем а не с катаной. Зачем она? Большие дырки делать в надувной лодке или по старинной японской забаве "сражаться" с дельфинами?

          С островками группой авианосцев воевать можно, потому что до высадки десанта надо подавить всего один-два аэродрома.
          На малонаселенную часть филиппин высадка и то чуть не сорвалась, а лезть в густозаселенную Японию с большим количеством аэродромов это не комильфо. С берега камикадзе даже без вот таких самолетов (которые уже могли потреблять синтетический керосин из маньчжурского угля) будут уничтожены все авианосцы и тем более войсковые транспорты (УДК) до того как пехота перейдет в десантные баржи.
          Высадиться и захватить Японию мог только СССР с Сахалина на малых десантных средствах, поэтому пакостные японцы (так не доставайся же ты Иванам) только что потерявшие к тому же в маньчжурии свое ОМП под американцев легли, впустив тех к себе в Иокогаму почти за неделю до официальной капитуляции.
          Но тебя конечно всему этому карнеги в Роквеллеровском центре не учили... Они учат таких поднимать флаг в Иво-Джиме вшестером а свой первый спутник (который весил гораздо меньше советского) втроем.

          Кинг-Конг был несколько раньше у японцев а не у американцев. Использовался масонами для поднятия японского духа на фоне подмоченного "по совету англичан" русского пороха в Цусиме.
          1. Scraptor 12 января 2016 06:00
            Этот поступок околомасонской японской позорной аристократии был конечно вполне в "духе Бусидо" - взять и сдаться тем кто только что унитожал их гражданское население, а не тем кто их действительно победил, да еще нанеся такой во всех смыслах обезоруживающий удар. Чтобы народ смог вмкесто сеппуку продолжить фапать на таких "годзилл" и на цусиму, скалиться на "северные территори", и тутже начать учить его детей по школам что ЯО по ним применил СССР, что было ими решено еще когда Император по заготовленной речи не сказал что бомб было две а не одна и кто ее сбросил. Тем более что на фоне еще 67 городов уничтоженных обычными зажигалками это было почти незаметно, но заметно что только что СССР вступил в войну.
            На "капитуляции японии" пока на Курилах еще шли бои присутствовал единственный обычный советский офицер по связи при американском штабе, которому под это присвоили очередное звание. И никакая советская делегация (в лице Жукова как было в Берлине или командующего там Василевского) в японию на это замечательное "мероприятие" не летала.
          2. Андрей из Челябинска 12 января 2016 07:09
            Цитата: Scraptor
            Решающее сражение в заливе Лейте было в каком году?

            Ни в каком, так как сражение в заливе Лейте уже ничего не решало. Ты лучше скажи, что последний выход Ямато был решающим сражением:)
            1. Scraptor 12 января 2016 15:22
              Генеральное морское сражение уже ничего не решает?

              Это ты пишешь.
            2. Scraptor 12 января 2016 16:53
              Лучше распишись в своей алогичности что Мидуэй чего то решил, после чего Японцы лезли на Гуадалканал и самое большое сражение произошло через два года (можно переоборудовать судно в авианосец за два года? можно даже суперлинкор и потом как и все продобать его), а не американцы их пошли авианосцами добивать сразу. Самолеты у японцев были, летчики были, аэродромов построить в джунглях филиппин и индонезии можно, только вот заправить самолеты к 1944г стало нечем. Поэтому даже авианосцы в Лейте был не с полным авиакрылом.
              А все потому что они позванивания катанами качали нефть и отвозили ее неприкрытыми танкерами на переработку в японию, а потом бензин для самолетов и мазут для кораблей везли обратно к месту боев, вместо того чтобы разелять ее фракции сразу по месту добычи. Это было вообще все ... laughing

              А заодно напиши что американцы раскололи коды а не просто им из японской гримерной свой педик про них стуканул, как это обычно бывает. laughing

              И еще сразу же напиши как с теми самолетами (что на фотографии а не на видео) американские винтовые палубники решающе боролись бы. В Европе они их ловили иногда на взлете посадке (как и потом МиГи в Корее), но сами базировались на сухопутные базы, которым бомба с такого в палубу не страшна.

              Окинава - символ Японии, если бы Ямато не принял участия в сражении, народ бы просто не понял. На Окинаве началась японская государственность. И потом если бы его не отвели в Итуруп то его просто раздолбили Б-29 в базе. У него тоже до Окинавы топлива было в один конец.
              1. Андрей из Челябинска 12 января 2016 17:43
                Цитата: Scraptor
                Генеральное морское сражение уже ничего не решает?

                (тяжелый вздох)Скраптор, иди уже историю учи:)) Какова была цель японского флота в заливе Лейте? УНИЧТОЖИТЬ АМЕРИКАНСКИЙ ДЕСАНТ. Ради этой цели они составили план, который сводился к следующему (грубо) - половина флота японцев гибнет, отвлекая американцев на себя, а вторая половина в это время уничтожает транспорты с десантом, после чего тоже гибнет, потому что ее все равно перехватят на отходе.
                Ну, допустим, все получилось. Дальше-то что? Флота больше у японцев нет, а повторный десант американцы способны высадить через несколько месяцев.
                Тоеда совершенно верно сказал о том, почему была предпринята эта операция. Просто не было никакого смысла спасать флот ценою Филиппин.
                У японцев был "богатый" выбор - сдать Филиппины и проиграть войну на 3-4 месяца раньше, или угробить флот и проиграть войну на 3-4 месяца позже. Вот и все, что решала битва в заливе Лейте.
                Да, кстати... Скраптор, раз уж ты решил, что битва в заливе Лейте - Самая ГлавноРешающая битва той войны, а японский флот был потоплен "крепостями", то расскажи во всех леденящих душу подробностях - сколько японских кораблей в том сражении было потоплено Б-17? А Б-29?:))
                1. Scraptor 12 января 2016 19:39
                  Учи ее сам - что произошло в результате? Крупнейшее за войну военно-морское сржение. А что у тебя с планом - не знаю, похоже это в Госнаркоконтроль.
                  Посмотри в интернете, поспрашивай у американцев. Почитай в википедии вообще для чего создавался Б-17.

                  Цитата: Андрей из Миннесоты
                  У японцев был "богатый" выбор - сдать Филиппины и проиграть войну на 3-4 месяца раньше, или угробить флот и проиграть войну на 3-4 месяца позже. Вот и все,

                  И как именно япония проиграла бы войну (без вступления в нее СССР на чем так настаивали США) что раньше что позже на 3-4 месяца?
                  1. Андрей из Челябинска 12 января 2016 20:37
                    Цитата: Scraptor
                    Учи ее сам

                    Да я-то в отличие от тебя учу:)
                    Цитата: Scraptor
                    Крупнейшее за войну военно-морское сржение

                    Ты до сих пор не научился различать значения слов "крупнейшее" и "важнейшее"? Сочувствую.
                    Цитата: Scraptor
                    Почитай в википедии вообще для чего создавался Б-17.

                    Да я-то знаю, поэтому и подобного бреда
                    Цитата: Scraptor
                    именно с береговых баз рейдами Б-17 и Б-29 были уничтожено большинство японских крупных боевых кораблей, авианосцы тут почти не при чем

                    в моих комментах не содержится. Разве что когда тебя цитирую laughing
                    Цитата: Scraptor
                    И как именно япония проиграла бы войну

                    А ты почитай ту ссылку, которуюя тебе скинул Про возможности высадки на Хоккайдо:)) Может, что и дойдет, хотя вряд ли
                    1. Scraptor 13 января 2016 10:17
                      Учи, потом когда ее выучишь - пиши статьи, цитируй и комментируй.

                      Оно и было важнейшим, потому что потом япония потеряла то за что начала войну с США - нефтяные "филиппинские поля". Хотя все ее приобретения за это время на континенте остались
                      Решающим было сражение в Манчжурии лишившее Японию ОМП, и потом уже только сражение на Сахалине, открывшем путь в нее.
                      Тебе на твои поганенькие ссылки уже ответили. Высадку на Хоккайдо в состоянии сбора и посадки на десантные средства отменили (это есть в военно-исторических документах) и пошли срочно и незапланированно заниматься более стратегически важными Курилами, потому что США нарушив договоренности о разделе Японии, собирались после того как япония сепаратно сдалась им высаживаться и туда.
                      До этого планировадось высадится на Хоккайдо и японцев на Курилах этим отрезать.
                      Цитата: Андрей из Миннесоты

                      А ты почитай ...

                      А давай ты всетаки перестанешь юлить из своего Рокфеллеровского центра и здесь напишешь как США собирались бы побеждать японию в свете той черно-белой фотографии выше и того как от ее берега после рейда Дуллитла Хорнет драпал, а также того каких "упехов" еще в японскую поршневую эру добилось американское 38-е соединение. laughing
                      Потеря филиппинской нефти этим самолетам была не страшна, их моторы работали на синтетическом керосине из манчжурского угля.

                      Может быть америка продолжила бы просто бомбить японию (в том числе ядерным которого у нее не осталось)? Так она в ответ с недели на неделю за свое полугодичное изуверство и так уже получила бы бактериологическим ОМП с японских подводных лодок, включая авианесущие, включая I-400. Или они были нужны японцам конечно же только для организации в калифорнии падежа сусликов от лесных пожаров?
                      1. Андрей из Челябинска 13 января 2016 11:32
                        Цитата: Scraptor
                        Учи, потом когда ее выучишь - пиши статьи, цитируй и комментируй

                        Скраптор, ты сам напиши хоть что-то, кроме сумасшедших комментариев:)) Потом будешь других учить.
                        Цитата: Scraptor
                        Оно и было важнейшим, потому что потом япония потеряла то за что начала войну с США - нефтяные "филиппинские поля".

                        Вне зависимости от того, удалась ли японцам операция Се-1 или нет, Филиппины удержать они не могли. В случае удачи они удерживались бы там еще месяца 4 от силы
                        Цитата: Scraptor
                        Тебе на твои поганенькие ссылки уже ответили. Высадку на Хоккайдо в состоянии сбора и посадки на десантные средства отменили

                        Т.е. ты ничего не читал. Почему я не удивлен?
                        Цитата: Scraptor
                        А давай ты всетаки перестанешь юлить из своего Рокфеллеровского центра и здесь напишешь как США собирались бы побеждать японию

                        А давай ты малость поизучаешь историю и поймешь, что Япония капитулировала после того, как стало ясно что СССР не будет посредником между Японией и США в деле установления сколько-нибудь приемлемого для японцев мира:)
                      2. Scraptor 17 января 2016 06:09
                        Это они у тебя как и статьи умом не блещут.

                        Победить Японию твоя Америка никак не могла - крупные океанские корабли против береговой авиации очень уязвимы (да еще уже частично реактивной), поэтому она после полугода геноцида ковровых бомбардировок тюкнула по ней напоследок двумя боеголовками из двух имеющихся и стала смотреть как СССР отбирает у нее бактериологическое ОМП, а потом японцы к ним сами пришли просить их оккупировать чтобы их ударом с Сахалина на мелких десантных средствах (каждому из которых как войсковому транспорту или авианосцу камикадзе не выделишь) не оккупировал Советский Союз.
      2. goose 12 января 2016 10:07
        Цитата: Scraptor
        конце войны потом СССР наоборот ни одной японской авианесущей ПЛ не досталось потому что ему и так досталось все японское бактериологическое ОМП в "Отряде 731", которое японцы еле не успели применить с них по США.

        А что им мешало применить данное оружие в 1943-м году? Все было в наличии.
        1. Scraptor 12 января 2016 19:42
          Недостаточно наработанное количество порошка и блошек, а также то что америка пока не начала уничтожать их гражданских. И могла сама ответить как химическим так и радиологическим ОМП.
        2. Scraptor 12 января 2016 19:58
          1,5 миллиона интернированных американских граждан японского происхождения в США по лагерям в заложниках

          по международным законам тех у кого было еще и японское должны были выслать через третьи страны на родину
    2. Комментарий был удален.
    3. Александр72 11 января 2016 11:42
      Вся суть этой безусловно интересной статьи укладывается в одном ее абзаце:
      В войне на Тихом океане подводные лодки показали свою полную неспособность добиваться господства на море, а также самостоятельно решать наступательные либо оборонительные задачи – ни в одном случае попытки их самостоятельного использования против военных кораблей противника не приводили к успеху операции в целом. Однако подводные лодки показали себя важным компонентом сбалансированного флота – их грамотное использование совместно с авианосцами и иными надводными кораблями позволяло причинять неприятелю чувствительные (хотя и не решающие) потери. Кроме того, подводные лодки показали себя совершенно незаменимым средством борьбы на коммуникациях противника – наибольшие их успехи достигнуты в борьбе против неприятельских грузоперевозок, при этом использование подводных лодок на коммуникациях вынуждало неприятеля либо тратить значительные ресурсы для охраны собственных торговых судов, отрывая их от боевых операций, либо мириться с тяжелейшими, невосполнимыми потерями в тоннаже (по факту японцам пришлось делать и то и другое). И надо признать, что ни один вид вооруженных сил не справился с уничтожением вражеского торгового тоннажа настолько хорошо, насколько удалось это подводным лодкам.

      Ошибки японцев в борьбе с американскими ПЛ давно известны и обсосаны со всех сторон, это и общая недооценка ПЛО как одной из боевых задач флота, не введение системы конвоев, отсутствие к началу войны отработанного и удачного проекта эскортного корабля (на которого возлагается решение задач ПЛО) - все имеющиеся проекты всевозможных "кайбоканов тип А,В, С" и т.д. это паллиатив военного времени, скороспелые, сырые и неудачные, а времени на разработку и главное внедрение в большую серию удачного проекта уже не было - шла война, в ходе которой потребовалось резко увеличить выпуск как боевых кораблей, так и транспортов (особенно танкеров) чтобы хоть как-то восполнить потери, на массовое строительство сторожевиков-эскортников уже не хватало мощностей судостроения, да и материалов тоже.
      В тоже время успехи американских ПЛ объясняются не только слабостью японской ПЛО, но и стратегией использования американских ПЛ - преимущественно направленных на уничтожение торгового флота Японии и знаменитым "топи их всех" - когда капитаны ПЛ флота США пускали торпеды по любому "купцу" или боевому кораблю, попавшему в их перископ, зачастую даже не удостоверившись в том, что это неприятель, а не нейтрал или союзник (в этом плане "мальчикам Деница" остается только завидовать капитанам субмарин США, не связанных ограничениями в подводной войне). Не очень успешная деятельность американских ПЛ в начальный период войны в т.ч. объясняется никудышными магнитными взрывателями их торпед (те же проблемы с надежностью взрывателей торпед в начале войны преследовали и немцев). Эту проблему успешно решили только в 1943 году, да и то две американские ПЛ на Тихом океане в 1944 году стали жертвами своих же торпед, в ходе атаки на вражеский корабль описавших циркуляцию и потопив свою же ПЛ.
      Японцы же изначально свои не шибко удачные субмарины ориентировали на уничтожение боевых кораблей противника, чтобы сократить отставание японского военного флота в численности от флотов противников. Но не слишком успешно, к тому же эта тактика предопределила большие потери японских ПЛ.
      Честь имею.
      1. Alexey RA 11 января 2016 15:16
        Цитата: Александр72
        Ошибки японцев в борьбе с американскими ПЛ давно известны и обсосаны со всех сторон, это и общая недооценка ПЛО как одной из боевых задач флота, не введение системы конвоев, отсутствие к началу войны отработанного и удачного проекта эскортного корабля (на которого возлагается решение задач ПЛО)

        Короче говоря, главная ошибка Японии - это война с США. smile
        Потому как всё перечисленное Вами могло быть сделано только ценой отказа от чего-либо сделанного в реале. Потому как свободных денег у флота и рабочих рук у судопрома Японии не было.

        Это только США могли параллельно вести две кардинально различные войны на море: Битву за Атлантику с упором на эскортные корабли (АВЭ, ЭМЭ, ФР) и массовое строительство транспортов, и Битву за ТО с таким же массовым строительством ударных сил флота - АВ, ЛК, КР, ЭМ.
        1. Scraptor 12 января 2016 07:29
          Главная ошибка Японии это начало войны в Китае с 1931 по 1937.

          Нет ничего проще чем проводить конвои защищая их только от ПЛ в своем по факту ставшем внутреннем море за Тихоокеанским Рубежом, который тогда они контролировали.
          В Атлантике и Арктике англичанам надо было иметь ввиду еще немецкие НК и авиацию. Американцы обычно шли только до Исландии.
  2. Mera Joota 11 января 2016 07:33
    Абсолютно верная статья. Авиация главней, это необходимо понимать. Именно авиация повышает осведомленность и позволяет эффективно использовать те же ПЛ, и не только. Палубная авиация позволяет же это делать в любой части мира независимо от наличия авиабаз.
    1. Андрей из Челябинска 11 января 2016 22:27
      Спасибо на добром слове! drinks
  3. Per se. 11 января 2016 07:44
    В целом же можно констатировать, что победы в войне добивается не отдельный класс кораблей, но сбалансированный флот
    Трудно с этим не согласиться. Но, Штатам была нужна война и они её получили, нужна ли она была Японии, в частности против США, уже другой вопрос, но именно США так или иначе спровоцировали Японию к нападению. Вряд ли у японцев были шансы победить, крах Японии в войне был закономерен, слишком несоизмеримы потенциалы США и Японии. Тем не менее, японцы не закрепили свой успех в Перл-Харбор, будь за ударом десантная операция, все Гавайские острова могли достаться японцам. Распыление сил японцами по бесчисленным островам на просторах Тихого океана, так же было бесперспективно, никакой "периметр" не спас бы Японию. Гораздо интереснее, сделай японцы главным ударом не атаку на Мидуэй, а на Алеутские острова, с последующим захватом Аляски и Канады, как сложилась бы история войны на Тихом океане, вопрос, особенно, будь захвачен Перл-Харбор. Квантунская армия прозябала без дела, практически миллион солдат, окажись такая сила в Северной Америке, наверное, храбрые ковбои были бы сильно озадачены перед вторжением противника в сами Штаты, особенно, ещё и при их бомбардировках с новых плацдармов японцев. Здесь стоит добавить, что победа в войне достигается ни только сбалансированным флотом, но и в целом сбалансированными вооружёными силами, взаимодействием родов войск, плюс талантом полководцев и политиков. Спасибо, Андрей, за интересную статью.
    1. Mera Joota 11 января 2016 08:12
      Цитата: Per se.
      Гораздо интереснее, сделай японцы главным ударом не атаку на Мидуэй, а на Алеутские острова, с последующим захватом Аляски и Канады, как сложилась бы история войны на Тихом океане

      Да точно так же. Но что делать японцам на Аляске и в Канаде? На тот момент это на 90% безлюдные края без каких либо коммуникаций с тяжелыми погодными условиями...
      Цитата: Per se.
      Квантунская армия прозябала без дела, практически миллион солдат

      Хрена себе,без дела... Контролировать такие территории с многомиллионным населением и миллиона мало, а учитывая то что там же не разбиты две группировки КПК и Чан Кайши (бои с которыми велись вплоть до капитуляции Японии) тем более.
      1. Per se. 11 января 2016 09:05
        Цитата: Mera Joota
        Хрена себе,без дела...
        Мощная групировка японской армии была нужна не для полицейских функций, и не в качестве оккупационных гарнизонов, вплоть до удара по Перл-Харбор Япония допускала войну против Советского Союза, которая после нападения на США, ушла на задний план. Ко всему, немалые ресурсы распылялись по островам Тихого океана. Америку японцы если и могли победить, то, именно, при атаках подобным в Перл-Харбор, непосредственно по объектам территории Штатов, и используя то превосходство, что удалось захватить, после превентивного удара по флоту США. Время было потеряно, инициатива упущена, погром Японии при её тактике был неизбежным.
    2. Alexey RA 11 января 2016 10:42
      Цитата: Per se.
      Тем не менее, японцы не закрепили свой успех в Перл-Харбор, будь за ударом десантная операция, все Гавайские острова могли достаться японцам.

      Если Вы найдёте у Армии 3 дивизии, у Флота - тоннаж, необходимый для их перевозки через половину Тихого Океана и высадки на огрызающийся огнём берег (порядка 100 транспортов и 20 танкеров), и сможете скрытно провести эту армаду до Перл-Харбора... то возникает вопрос - какой из основных операций для этого придётся пожертвовать? smile

      Ибо удар по Пёрл-Харбору, при всей его зрелищности, был всего лишь вспомогательной операцией японского флота, задачей которой было обеспечить тихоокеанский фланг основной операции в ЮВА от удара со стороны ТОФ США.
      Цитата: Per se.
      Гораздо интереснее, сделай японцы главным ударом не атаку на Мидуэй, а на Алеутские острова, с последующим захватом Аляски и Канады

      Кхм... Вы серьёзно предлагаете японцам посоревноваться на суше со всей мощью армии США, причём на её территории? Да ещё и с учётом наличия в тылу у янки цепочки авиабаз, неуязвимых для удара с моря.
      Это ж не Мидуэй, где силы янки были ограничены размерами атолла.

      Ах да, традиционный вопрос - где Вы найдёте тоннаж для этой операции (как для десанта, так и для снабжения группировки)? Напомню, что после мобилизации гражданских судов в 1941 у Японии в гражданском флоте осталось всего 2,5 млн. т. - при минимальной необходимости в 10 млн. т. При этом все планы демобилизации 1942 года провалились с треском - наоборот, армия и флот запрашивали дополнительный тоннаж для обеспечения собственных операций.
      1. saturn.mmm 11 января 2016 12:20
        Цитата: Alexey RA
        Ибо удар по Пёрл-Харбору, при всей его зрелищности, был всего лишь вспомогательной операцией японского флота,

        Персей предлагает рассмотреть ситуацию.
        Когда японцы захватывают Пёрл-Харбор, главную ВМБ США в Тихом океане со стратегическим запасом ГСМ, создают плацдарм в Канаде и перебрасывают Квантунскую армию на этот пдацдарм, допустите что это им удалось в 1941 году, как бы могли развиваться события в этих условиях, США мощная промышленная страна но опыта боевых действий у них не было в то время.
        Спасибо автору за статью, но
        Однако если все же искать «первого среди равных», то «Сокрушителем военно-морской мощи Японии» следует титуловать «Его величество авианосец».

        наверное все-же решающую роль сыграл мощный производственно-экономический потенциал США.
        1. Alexey RA 11 января 2016 16:53
          Цитата: saturn.mmm
          Когда японцы захватывают Пёрл-Харбор, главную ВМБ США в Тихом океане со стратегическим запасом ГСМ, создают плацдарм в Канаде и перебрасывают Квантунскую армию на этот пдацдарм, допустите что это им удалось в 1941 году, как бы могли развиваться события в этих условиях, США мощная промышленная страна но опыта боевых действий у них не было в то время.

          И при этом полностью отказываются от войны в ЮВА, оставаясь с пустыми нефтебаками. smile

          Поймите, я не против альтернатив. Но любая альтернатива должна опираться на реальное состояние экономики, промышленности, инфраструктуры и вооружённых сил страны на её начало. А не на гипотетическую Японию с флотом как у США, людскими ресурсами как у Китая и месторождениями Персидского залива прямо на Островах. smile

          По факту мы имеем бедную страну, экономика которой в мирное время работает в режиме близком к военному времени, а 40% перевозок на море идёт на "чужих" судах (по большей части из Британии, Голландии и США). Причём по танкерам процент "чужих флагов" достигал 70-80%. С началом войны, естественно, эти "чужие" суда из баланса тоннажа исчезли, а 60% своих судов забрили в армию и флот.

          А теперь мы со всем этим попробуем провести 3 стратегические десантные операции рядом с базами флота Союзников. Ах да, не стоит забывать, что в реале для захвата ЮВА были задействованы в том числе и силы, вернувшиеся из-под Пёрл-Харбора.
          1. saturn.mmm 11 января 2016 23:51
            Цитата: Alexey RA
            А не на гипотетическую Японию с флотом как у США, людскими ресурсами как у Китая и месторождениями Персидского залива прямо на Островах.

            Вообще то в Перл-Харборе были стратегические запасы ГСМ, японцам на первое время хватило бы, тем более что американским авианосцам без пополнения топлива пришлось бы уходить в США, и при наличии такой базы японцем проще было бы решать вопросы с ЮВА, японцы остаются в Перл-Харборе теперь это их база.
            При других раскладах у японцев нет шансов, им нужен был Напалеон, стремительный и непредсказуемый полководец, но не оказалось такого.
            1. Assistant 12 января 2016 00:16
              Вообще то в Перл-Харборе были стратегические запасы ГСМ, японцам на первое время хватило бы


              Даже если представить, что захватили бы ПХ - думаете, янки перед отступлением не нашли бы способа пожечь свои ГСМ?
              И тогда кавайные остались бы сидеть на чемодане без ручки.
              1. saturn.mmm 12 января 2016 10:03
                Цитата: Assistant
                Даже если представить, что захватили бы ПХ - думаете, янки перед отступлением не нашли бы способа пожечь свои ГСМ?

                Предположим что ГСМ не подожгли, сработал элемент неожиданности, уходили быстро, все бросили. База японская, ГСМ на месте, восстанавливают наиболее уцелевшие американские корабли в ремонтных мастерских. Разведчики обследуют американский берег ищут слабые места и объекты для диверсий(аэродромы, электростанции, центральные узлы связи) , подводные лодки минируют американские базы ВМФ и основные порты, миллионная армия готовится к высадке, американцы зализывают раны и объявляют войну Японии.
                1. Assistant 12 января 2016 12:00
                  Предположим что ГСМ не подожгли, сработал элемент неожиданности, уходили быстро, все бросили.


                  Тогда немного другое дело. Но вероятность такого события... ИМХО, крайне мала. По отзывам, американскую пехоту, расположенную на Гавайских островах, перед нападением на ПХ гоняли в хвост и в гриву.
                  1. Alexey RA 12 января 2016 15:19
                    Цитата: Assistant
                    По отзывам, американскую пехоту, расположенную на Гавайских островах, перед нападением на ПХ гоняли в хвост и в гриву.

                    Не просто гоняли. Некоторые восприняли войну как облегчение - наконец-то закончатся эти чёртовы учения.

                    Собственно, японцев на Оаху армейцы ждали. Дело дошло до того, что было начато усиление противодесантной обороны полевыми укреплениями (что делается только перед войной), а патрулирующим остров армейцам стали выдавать пулемёты с полным БК (в мирное время!). Более того, в пунктах постоянной дислокации пулемёты и их боезапас хранились не на складах и в арсеналах, а непосредственно в казармах. Именно эти пулемёты, немедленно растащенные расчётами по всей территории Schofield Barracks, включая крыши зданий, и составили основу ПВО пехоты в первые часы "Дня Позора".
                2. Alexey RA 12 января 2016 15:10
                  Цитата: saturn.mmm

                  Предположим что ГСМ не подожгли, сработал элемент неожиданности, уходили быстро, все бросили.

                  Камрад, высадка трёх дивизий, предварённая авианалётом по базе и аэродромам исключает всякий элемент неожиданности.

                  Уходили быстро откуда? Резервуары стоят на базе, собственно в Жемчужной Гавани. И эту базу флот и армия будут держать до последнего. Потому как там сосредоточены флотские запасы боеприпасов и расположена главная артиллерийская мощь обороняющихся - сидящие на дне корабли и форты с дальнобойными орудиями, перекрывающими весь остров.

                  А десант в гавань готовой к бою базы - это мясорубка. Почему готовой к бою? А потому что десантный флот может появиться только во второй половине дня. Иначе облако дыма из труб сотни транспортов поднимет на уши всю базу ещё утром, до налёта. smile

                  Кроме того, с юга к Оаху вообще подходить опасно - есть большой шанс наткнуться ещё на переходе на "Big E" или "Лекса", или налететь у самой базы на КРТ "Миннеаполис"
                  В 25 милях южнее о. Оаху в зоне боевой подготовки находился КРТ СА-36 "Minneapolis" и 4 ЭМ-ТЩ (DMS-2, DMS-3, DMS-9 и DMS-11). Еще 1 ЭМ и 1 ПЛ (DD-336 и SS-200) проводили противолодочные учения в 60 милях к юго-западу от о. Оаху.
                  Группа TF-8, состоящая из АВ CV-6 "Enterprise", KPT CA-25 "Salt Lake City", CA-26 "Northampton" и СА-27 "Chester" и 9 ЭМ (DD-363, DD-380, DD-382, DD-384, DD-385, DD-397, DD-398, DD-400 и DD-401), возвраща­лась из похода к атоллу Уэйк. Корабли находились в 200 милях к западу от Гавайских островов (21-11N, 161-00W).
                  Группа TF-12, состоящая из АВ CV-2 "Lexington", KPT CA-29 "Chicago", СА-33 "Portland" и СА-34 "Astoria" и 5 ЭМ (DD-356, DD-364, DD-366, DD-367 и DD-368), следовала к атоллу Мидуэй и находились в 460 милях от не­го (23-30N, 170-30W).
            2. Alexey RA 12 января 2016 15:00
              Цитата: saturn.mmm
              Вообще то в Перл-Харборе были стратегические запасы ГСМ, японцам на первое время хватило бы

              Порядка 500 000 тонн. В наземных резервуарах, которые не пережили бы боёв.
              Тем более, что располагались они в аккурат между авиабазой Хикэм ("гнездо" армейских бомберов), стоянками кораблей и базой ПЛ.
      2. Per se. 12 января 2016 07:42
        Цитата: Alexey RA
        и сможете скрытно провести эту армаду до Перл-Харбора... то возникает вопрос - какой из основных операций для этого придётся пожертвовать?
        Ну, во-первых, "армада" ухитрилась дойти до Перл-Харбор и нанести неожиданный для сил американского флота и гарнизона базы удар. Жертвовать японцам там ничем бы не приходилось, нападение на главную тихоокеанскую базу ВМС США было основным действием, а не второстепенным на тот момент, только после нейтрализации тихоокеанского флота США обеспечивалась свобода действий японской армии и флота как в юго-восточной Азии, так и на Тихом океане вообще. Вторым этапом могла быть десантная операция, сперва по захвату стратегически важных точек Перл-Харбор, как плацдармов, далее, уже подходящими транспортами. Немцы провели захват Норвегии в более для себя сложных условиях, используя как транспортные суда, так и боевые корабли флота. Японцы вполне могли подготовить кроме первого удара с авианосцев по флоту США, и десантную операцию, которую поддержала бы артиллерия боевых кораблей. Вполне могли японцы использовать и свои подводные лодки, для высадки диверсантов и малых штурмовых групп. Если бы такая задача ставилась, решение можно было найти по захвату базы и нейтрализации демарализованного после удара авиации гарнизона. Японцы могли получить ни только плацдарм для террора Америки, но и богатые трофеи от американского флота, включая повреждённые и блокированные корабли, огромные запасы нефти в хранилищах, взлётные полосы, ремонтные мастерские и доки. Всё это уничтожить американцы вряд ли бы успели. Что до "посоревноваться на суше со всей мощью армии США"... Как-то с русской армией они неплохо посоревновались в 1904-1905 годах, не думаю, что американские вояки тогда бы были "мощной армией", дойди японцы по побережью от Аляски до Сан-Франциско и Лос-Анжелеса, перед этим устроив террор авиацией и набегами-обстрелами линкоров и крейсеров от Гавайских островов с захваченного Перл-Харбор. Конечно, иронизировать проще, японцы проиграли войну, предполагаемый сюжет сейчас фантастика, но он мог стать явью, будь такой план. Во всяком случае, только такой блицкриг по-японски мог давать шанс на победу в войне, вынуждая Америку если ни капитулировать, то подписать с японцами выгодный Японии мирный договор. В противном случае, не стоило японцам и всю кашу заваривать, без вторжения в Штаты, с расчётом на восточный блицкриг, шансов победить у Японии не было. Об этом и хотелось поразмыслить после статьи Андрея.
        1. Alexey RA 12 января 2016 15:41
          Цитата: Per se.
          Ну, во-первых, "армада" ухитрилась дойти до Перл-Харбор и нанести неожиданный для сил американского флота и гарнизона базы удар.

          Вы вообще видите разницу между флотским соединением и конвоем из мобилизованных "купцов"? wink
          Нагумо на переходе постоянно приходилось искать и собирать свои танкеры, для чего он дёргал ЭМ прикрытия. А теперь представьте, что у нас не 8 мобилизованных танкеров, а 100-120. И не дай бог, какая-нибудь штатская зараза вылезет в эфир...
          Цитата: Per se.
          Жертвовать японцам там ничем бы не приходилось, нападение на главную тихоокеанскую базу ВМС США было основным действием, а не второстепенным на тот момент, только после нейтрализации тихоокеанского флота США обеспечивалась свобода действий японской армии и флота как в юго-восточной Азии, так и на Тихом океане вообще.

          Операция была вспомогательной. Основной удар наносился в ЮВА.
          Даже если бы не удалось потопить ЛК в Перл-Харборе - их в ЮВА встретили бы базовая авиация и оставшиеся АВ.
          Цитата: Per se.
          Как-то с русской армией они неплохо посоревновались в 1904-1905 годах, не думаю, что американские вояки тогда бы были "мощной армией", дойди японцы по побережью от Аляски до Сан-Франциско и Лос-Анжелеса, перед этим устроив террор авиацией и набегами-обстрелами линкоров и крейсеров от Гавайских островов с захваченного Перл-Харбор.

          Вот только американская армия обр.1941 находилась на уровне нашей времён Халхин-Гола. Плюс к тому, у янки не было проблем типа "единственная на ТВД магистральная ж/д на 6-8 воинских эшелонов в сутки" или "ближайшая станция ж/д в 500-600 км от линии фронта".

          А "террор и набеги" КУГ лечатся дальней авиаразведкой. Для чего у флота были "каталины", а у армии - B-17 и LB-30.
          1. Per se. 13 января 2016 08:06
            Цитата: Alexey RA
            Вы вообще видите разницу между флотским соединением и конвоем из мобилизованных "купцов"?
            Да, Алексей, разницу вижу. Разница, однако, есть и между "мобилизованными "купцами"" и войсковыми транспортами с военными экипажами. Если японцы планировали атаку на Перл-Харбор, они могли проработать её с учётом возможного успеха внезапного удара. Пусть не было бы полного захвата базы, но, согласитесь, японцы оставили после удара нетронутыми очень важные для дальнейшего хода войны цели, - 11 подводных лодок, огромные запасы нефти в хранилищах, склады, ремонтные мастерские и доки. Всё это если и не захватить, так нужно было уничтожить, палубной авиацией, артиллерией кораблей прикрытия, специально подготовленными и тайно или явно десантированными к началу атаки диверсионными и десантно-штурмовыми группами. Взорви всё американцы сами с перепугу от штурма, это тоже был бы неплохой вариант. Конечно, японцам вообще могло не повезти с атакой на Перл-Харбор, но прорабатывать они были обязаны оба варианта. Получилась недоработка, это как мудрый адмирал Того, в своё время, при атаке нашей эскадры в Порт-Артуре послал в первую атаку лишь часть миноносцев, вместо всех. Только эта часть и добилась успеха при факторе внезапности, пошли он все свои миноносцы, русский флот понёс бы намного большие потери в 1904 году, а, может, и фатальные для войны на тот период. Что до Вашего сравнения японской армии и американской, так на уровне Халхин-Гола, скорее, находилась именно более опытная японская армия, с высоким боевым духом, а необстрелянная американская армия была даже не на уровне опыта русско-японской войны. Наваляли бы им тогда самураи, выйди они к тихоокеанскому побережью США, побежали бы трусоватые американские солдаты, как и "крутые" обыватели-ковбои, в восточные районы с Дикого Запада.
    3. Андрей из Челябинска 11 января 2016 22:30
      Цитата: Per se.
      нужна ли она была Японии, в частности против США, уже другой вопрос, но именно США так или иначе спровоцировали Японию к нападению.

      Очень непростой вопрос. Неплохой обзор дал Яковлев - в сущности, Япония и сама искала решения назревших вопросов силой оружия. Хотя было очень хорошее понимание, что война с США может закончиться очень плохо для японцев.
      Цитата: Per se.
      Спасибо, Андрей, за интересную статью.

      Всегда пожалуйста!
  4. Alex_59 11 января 2016 08:12
    Статье плюс, познавательно, грамотно.
    Выводы верные, но применительно для США или Японии. России этот опыт не очень полезен.
    1. Андрей из Челябинска 11 января 2016 22:31
      Цитата: Alex_59
      Выводы верные, но применительно для США или Японии. России этот опыт не очень полезен.

      Сложный вопрос. Но Вы правы в том смысле, что в этой статье я рассматривал исключительно японо-американское противостояние, не делая далеко идущих выводов
  5. Ингвар 72 11 января 2016 10:08
    Андрей, спасибо за статью, но есть вопрос.
    американские подводники записали на свой счет 1154,5 судна
    Что за интересная цифра? belay
    1. Андрей из Челябинска 11 января 2016 22:36
      Так я же написал об этом:))
      если в уничтожении судна принимали участие разнородные силы, например – авиация и подводные лодки, то их совместный трофей при подсчете делился пополам – отсюда и дроби в количестве судов
  6. Alexey RA 11 января 2016 10:14
    Для начала посмотрим на довоенные планы сторон. Американские нас не слишком интересуют, потому что они все равно не сбылись, но вот японские…

    Хе-хе-хе... как раз американские довоенные планы сбылись, пожалуй, в наибольшей степени. Ибо янки планировали сначала отсидеться в обороне, тревожа Периметр рейдами АВ и КР (Филиппины при этом флот фактически бросал - "никаких подкрепления Азиатскому флоту планом не предусматривается"). Параллельно подводный флот разворачивал неограниченную подводную войну. И лишь после сосредоточения сил и достижения превосходства над противником планировалось начать медленное и планомерное движение "лягушачьими прыжками" от атолла к атоллу, приближаясь к японской Метрополии и выманивая японский флот на генеральное сражение.
    Всё это было проделано в реальности. Разве что генеральное сражение "размазалось" на несколько операций, от Мидуэя до "Марианской охоты на индюшек".
    1. ватник 11 января 2016 12:01
      Авианосцы несомненно тогда были "королями океанов" и единственными действительно эффективными средствами борьбы с ними были ПЛ и ...... камикадзе smile
  7. mitya1941 11 января 2016 12:02
    Флот США потерял на Тихом океане 7 тяжелых крейсеров,и 3 легких,из них только Индианаполис и Джуно потоплены подлодками,а Чикаго налетами самолетов.Остальные артиллерией и торпедами кораблей.
  8. Оператор 11 января 2016 12:39
    Андрей из Челябинска призывает российский ВМФ готовиться ко ВМВ (по прошедствию 70-ти лет) laughing
    На самом деле в следующей МВ на море будет рулить ракетно-ядерное оружие и ударные АПЛ как его носители.
    1. saturn.mmm 11 января 2016 13:55
      Цитата: Оператор
      Андрей из Челябинска призывает российский ВМФ готовиться ко ВМВ

      Под ВМВ что Вы имеете ввиду?
      Андрей из Челябинска в этой статье рассмотрел период войны США и Японии 1941-1945 года на море, где там про российский ВМФ с ядерным оружием и АПЛ?
      1. Оператор 11 января 2016 21:35
        Генералы/адмиралы, как известно, всегда готовятся к прошедшей войне.
    2. Dart2027 11 января 2016 21:57
      Цитата: Оператор
      будет рулить ракетно-ядерное оружие

      Прорулит примерно полчаса, а потом баллистические ракеты накроют все что можно и начнется СТАЛКЕР.
    3. Serg65 12 января 2016 06:56
      Цитата: Оператор
      Андрей из Челябинска призывает российский ВМФ готовиться ко ВМВ (по прошедствию 70-ти лет)

      Дню будущему, всегда предшествует день грядущий!
      Цитата: Оператор
      На самом деле в следующей МВ на море будет рулить ракетно-ядерное оружие и ударные АПЛ как его носители.

      Андрей, а Настрадамус не ваш предок случайно? вы так уверенно говорите про будущую войну, как будто уже знаете какие сражения будут, как будут протекать военные действия. Андрей, успокойте мою душу. скажите...а кто победит в будущей войне?
      1. Оператор 13 января 2016 02:39
        Победит как всегда сильнейший.
  9. 27091965i 11 января 2016 23:41
    Как императорский штаб, так и штаб Соединенного флота Японии были сильно поражены и горько разочарованы ничтожными результатами операций подводных лодок у Гавайских островов, вследствие чего вера в свои подводные лодки была поколеблена»


    Задачи у подводных лодок были не много другие.

    "Подводные лодки получили следующие приказания:
    1) установить дозор в гавайских водах не позже вечера 6 декабря (гавайское время). По приходе в точку дозора спустить карликовые подводные лодки;
    2) разведать район Гавайских островов перед атакой; карликовым подводным лодкам войти в Пёрл-Харбор и атаковать американский флот после воздушного налета;
    3) атака до начала удара оперативного соединения категорически запрещена.
    Использование карликовых подводных лодок являлось экспериментом. Однако считали, что они окажут некоторое содействие оперативному соединению."

    В книге М.Хасимото "Потопленные" указывается причина почему подводные лодки ушли от Гавайских островов.

    Обзор очень интересный, спасибо.
  10. Nehist 12 января 2016 01:12
    Интересная статья а коментарии ещё интереснее! По поводу нехватки эскортных кораблей у Японии: Им просто не нужны конвои для внутренних перевозок а создать эскортные корабли они могли из тех же рыболовецких шхун что с успехам проделовали британцы и СССР.По поводу перевозки войск на боевых короблях: не однократно проводились такие операции и весьма успешно, как правильно подметкли выше проблемы в последующим обеспечением.
  11. EvilLion 12 января 2016 04:42
    Ты пошто Капцова обидел?!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня