Путь к Триумфу

Путь к Триумфу


Зенитная ракетная система дальнего действия, способная вести борьбу с современными средствами воздушного нападения на дальности около 400 км.

История создания


Необходимость создания средства ПВО с дальностью поражения около 400 км была обусловлена расширением боевых возможностей и области применения самолетов типа «Авакс», постановщиков помех и носителей управляемого бортового оружия, способных решать свои задачи, не заходя в зоны поражения существующих зенитных ракетных комплексов. Модернизация ЗРС дальнего действия С-200 эту задачу не решила.
Проект создания ЗРС С-400 "Триумф" с дальней границей зоны поражения около 400 км был рассмотрен в 1988 г. Разработка системы, способной решать задачи ПВО и нестратегической ПРО, была поручена ЦКБ "Алмаз" под руководством генерального конструктора А.А. Леманского. В качестве прототипа была использована ЗРС С-300П. По своим характеристикам и боевым возможностям новая зенитная система относится к средствам ПВО поколения "четыре плюс".

Путь к Триумфу


ПВО поколения "четыре плюс".

ЗРС "Триумф" может использовать как существующие ракеты к С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2, так и вновь созданные. Первый пуск модифицированной ракеты 48Н6Е в замкнутом контуре управления состоялся 12 января 1999 года на полигоне Капустин Яр. Основной объем государственных испытаний системы, кроме новой ракеты большой дальности, был завершен в 2001 году. В конце 2006 года состоялось успешное испытание ракеты, предназначенной для поражения баллистических целей путем физического разрушения их головных частей.


Смотреть фильм: Ударная сила: Путь к Триумфу



С комплексом С-300П, была не менее захватывающая история. В конце 90-х два комплекса С-300П оказались проданы в США через подставные фирмы однодневки и через третьи страны и уже в США разобраны буквально по винтикам. Это было сделано с целью изучения уникальной системы российской ПВО. Но американцев, образно говоря «кинули» - некоторые ключевые компоненты этой системы не были установлены на полученных комплексах.
История создания лучшей в мире системы ПВО, которая началась в 1950 году по личному указанию Иосифа Сталина. Драматические судьбы знаменитых конструкторов А.Расплетина и Б.Бункина, война разведок и шпионские скандалы, какой ценой был сбит 1 мая 1960 года американский лётчик-разведчик Пауэрс, и кто отправлял его на верную смерть? Эксклюзивное интервью Генерального конструктора НПО «Алмаз» Александра Леманского – человека всю жизнь проработавшего под «грифом «Секретно», именно этот человек придумал «теорию обнаружения черных тел» почти 40 лет назад и подписал приговор «технологии «Стелс».



Назначение ЗРС


ЗРС С-400 "Триумф" предназначена для поражения аэродинамических воздушных целей (самолетов тактической и стратегической авиации, постановщиков помех, типа «Авакс», КР), в том числе выполненных с применением технологии "Стелт" на дальности около 400 км, а также баллистических ракет с дальностью пуска до 3500 км, гиперзвуковых целей и других современных и перспективных средств воздушного нападения.

Путь к Триумфу


Состав ЗРС

Состав базового варианта ЗРС "Триумф" аналогичен составу ЗРС типа С-300 и включает: РЛС обнаружения целей типа 64Н6, РЛС секторного обзора типа 76Н6 и новую РЛС с дальностью обнаружения целей около 600 км; многофункциональную РЛС управления типа 30Н6; командный пункт ЗРС с вычислительным комплексом серии "Эльбрус"; пусковые установки; зенитные ракеты 48Н6Е и 48Н6Е2, а также новые ракеты 9М96Е, 9М96Е2 и ракету сверхбольшой дальности.

Трехкоординатная помехозащищенная РЛС с фазированной антенной решеткой, входящая в состав КП ЗРС, в режиме кругового обзора обеспечивает обнаружение, трассовое сопровождение и определение государственной принадлежности всех типов целей в зоне действия системы "Триумф".
По данным РЛС командный пункт С-400 распределяет цели между управляемыми ЗРК и обеспечивает их необходимыми данными в условиях массированных действий СВН противника в сложной воздушной и помеховой обстановке. КП ЗРС может получать также дополнительную информацию о целях от вышестоящих командных пунктов, непосредственно от дежурных наземных РЛС и бортовых РЛС авиационных комплексов.

Путь к Триумфу


Ракеты нового поколения (ЗУР с дальностью действия до 400 км, 9М96Е и 9М96Е2 средней дальности) отличаются друг от друга двигательными установками, максимальной дальностью полета, досягаемостью по высоте и массогабаритными характеристиками. За счет реализации в них новых идей и применения двигательной установки поперечной коррекции они по ряду показателей превосходят французскую ЗУР «Астер».

ЗУР с дальностью действия до 400 км предназначена для поражения воздушных целей за пределами зоны видимости наземных станций наведения. Большая дальность действия обеспечивается установленной на ракете принципиально новой головки самонаведения (разработана ЦКБ "Алмаз"), работающей в полуактивном и активном режимах. В последнем случае ракета после набора высоты по команде с земли переводится в режим поиска и, обнаружив цель, наводится на нее самостоятельно. На одной пусковой установке ЗРС С-400 может быть размещено до четырех таких ракет.

Ракета 9М96Е2 оптимизирована для борьбы с ВТО, КР и БР, оснащена БЧ массой 24 кг и малогабаритной аппаратурой, в 4 раза легче ЗУР 48Н6 и по своим основным характеристикам практически не уступает последней. Вместо стандартного ТПК с одной ракетой 48Н6 на пусковой установке может размещаться пакет из 4 ТПК с ЗУР 9М96Е2. Впервые это было продемонстрировано на авиасалоне в подмосковном г. Жуковский в 1999 году. Эти ракеты, наряду с уже существующими, могут использоваться комплексами С-ЗООП, что расширяет их боевые возможности и увеличивает боевой запас ЗУР без увеличения числа пусковых установок.
При массе 420 кг ЗУР 9М96Е2 обеспечивает поражение цели на дальности 120-150 км при высоте ее полета от 5 м до 30 км. Время подготовки ракеты к пуску при нахождении ее на ПУ не превышает 8 секунд. Гарантийный эксплуатационный срок ракеты составляет 15 лет, который может быть продлен после проведения технического освидетельствования в местах ее эксплуатации.

ЗУР 9М96Е при массе 333 кг и меньшей мощности двигателя обеспечивает поражение цели на дальности и высоте до 40 км и 20 км соответственно.

Путь к Триумфу


Наведение этих типов ракет на цель на начальном и среднем участках траектории полета осуществляется инерциальной системой управления с радиокоррекцией и активной радиолокационной ГСН на конечном участке полета. Комбинированная система управления обеспечивает высокую точность наведения, уменьшает зависимость полета ЗУР от внешних факторов и способствует увеличению каналов ЗРС по цели и ракете. Использование активных ГСН не требует от РЛС сопровождения и подсветки цели на участке самонаведения и расширяет возможности локатора по числу сопровождаемых целей. Предусмотрена возможность применения перспективных активно-полуактивных ГСН, способных самостоятельно осуществлять поиск цели по угловым координатам.

На указанных типах ракет может устанавливаться управляемое боевое снаряжение, значительно повышающее вероятность поражения различных типов целей, в т.ч. в 1,5-2 раза боевых частей беспилотных СВН, за счет увеличения плотности и скорости разлета осколков. Это выражается в "останавливающем" (разрушение конструкции) действии при перехвате пилотируемых и поражении (нейтрализации) боевой нагрузки беспилотных целей.



Особенности

Основные преимущества системы «Триумф», по сравнению с ЗРС С-300ПМ: возможность поражения всех существующих СВН, в том числе и БР со скоростями полета до 5 000 м/сек; увеличенная в 1,5-2 раза по дальности и высоте зона поражения самолетов-постановщиков помех, типа АВАКС, а также современных разведывательно-ударных комплексов; повышенная в 4-5 раз по суммарной плотности помех прикрытия помехозащищенность; увеличенная в 2,5 и более раз огневая производительность; в 2-2,5 раза повышенная боевая эффективность системы при одновременном сокращении в 2 раза обслуживающего ее личного состава; возможность обстрела целей соседними ЗРК; возможность интеграции в ВВС и другие виды Вооруженных Сил.

В ЗРС "Триумф" используется "холодный" старт ракет, при котором работа маршевого двигателя начинается на высоте более 30 метров после выброса ЗУР из пускового контейнера пороховой катапультой и склонения ее газодинамической системой в сторону цели. Это увеличивает досягаемость по дальности и уменьшает ближнюю границу зоны поражения. Технология высокоманевренного управления ракетами была отработана в МКБ «Факел» в период 1988-1993 гг. на экспериментальной зенитной ракете малой дальности.

Универсальность этих ракет позволяет применять их в корабельных и сухопутных зенитных ракетных комплексах. Предполагается, что они могут стать основным оружием дальнего действия класса «воздух-воздух» и боевых самолетов ВВС России.



Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня