Поход парусного рейдера «Зееадлер», или Как граф стал корсаром

Поход парусного рейдера «Зееадлер», или Как граф стал корсаром


Балагур и весельчак, капитан норвежского парусника «Геро» располагал к себе. Жевал табак, травил пустяковые байки, смешно коверкая английские слова и в нужные моменты ввинчивая в разговор соленые ругательства. Офицер досмотровой партии британского вспомогательного крейсера «Авенджер», сам призванный из резерва, с пониманием кивал, слушая коллегу. В недавнем шторме «Геро» крепко досталось – вода попала в капитанскую каюту, подмочив документы и бортжурнал. Об этом свидетельствовал и некоторый хаос, царящий на паруснике. Угрюмые бородачи, изредка переругивающиеся между собой на этом режущем слух скандинавском языке, неторопливо возились на палубе. Капитан-норвежец был столь любезен, что угостил своего английского гостя рюмкой отличного рома, ароматом которого, впрочем, крепко пахло и от него самого. Англичанин был не менее любезен и предупредил капитана «Геро» о возможном появлении немецких вспомогательных крейсеров в Атлантике. Пожелав друг другу счастливого Рождества и удачного плавания, офицер «Авенджера» и его матросы отвалили от борта «Геро». Когда шлюпка отошла на достаточное расстояние, капитан крепко выругался. По-немецки. Им повезло – двери в Атлантику были распахнуты. Заканчивался 1916 год. Декабрь, Рождество.

Новое – хорошо забытое старое


Первые походы немецких вспомогательных крейсеров, особенно успешный рейд «Меве», показали эффективность и, главное, экономичность кораблей, переоборудованных из коммерческих судов. Правда, ахиллесовой пятой любого рейдера являлось его снабжение топливом: какими бы объемными ни были угольные бункеры, они имели свойство истощаться. Оставалось надеяться на богатые топливом трофеи, но и это было еще не все. Уголь не мог перелетать по воздуху, для его перегрузки необходим был ряд условий: укромное место, спокойное море. И главное – время. Высокоавтономные вспомогательные крейсеры, конечно, были хороши, но необходимо было кардинальное решение: с одной стороны, еще больше увеличить дальность плавания рейдеров, с другой – снизить до минимума их зависимость от запасов топлива. Конечно, взгляд специалистов в первую очередь падал на недавно изобретенный (1897 год) двигатель Рудольфа Дизеля, называемый еще «нефтяным мотором». Но достаточно мощного судового дизеля, способного передвигать крупное океанское судно, в наличии не было – даже создавая судовую энергетическую установку для «карманных линкоров» типа «Дойчланд», немцы столкнулись с рядом технических трудностей.

Угольные рейдеры были слишком зависимы от количества и качества угля, дизельных еще не было – вот тогда и возникла мысль тряхнуть стариной и отправить в поход не нуждающийся в топливе парусный корабль. Главным локомотивом этой концепции был отставной лейтенант флота Альфред Клинг. Будучи известным путешественником, исследователем Арктики, он тщательно и последовательно отстаивал идею использовать в качестве рейдера парусник. Поначалу эта затея вызывала определенный скепсис: в век пара, стали, электричества парусные суда смотрелись пусть красивым, романтическим, но анахронизмом. Однако количество все новых и новых положительных моментов постепенно начало перевешивать наставительный глас скептиков. Парусник не нуждался в топливе, следовательно, имел дальность плавания, ограниченную только запасами провизии. Такой корабль легче замаскировать. Для передвижения в штиль хватило бы и относительно небольшого вспомогательного дизеля, например, предназначенного для подводной лодки. Конечно, перспектива возвращения в Германию выглядела весьма сомнительной, но попробовать стоило – после Ютландского сражения количество инструментов для эффективной войны на море у немцев сузилось до подводных лодок и нечастых набеговых операций. Проблема, конечно, заключалась в том, что в германском флоте было относительно немного людей, имеющих большой опыт ходить под парусами, и необходим был человек – знающий, умелый, отважный и дерзкий. Способный возглавить подобное очень рискованное предприятие. И такой человек нашелся – его звали граф Феликс фон Люкнер, корветтен-капитан флота Его Императорского Величества.

Граф-сорвиголова

Поход парусного рейдера «Зееадлер», или Как граф стал корсаром

Феликс фон Люкнер был личностью настолько колоритной, что заслуживает отдельного опуса. Выходец из старинного дворянского рода, правнук маршала Франции немца Николя Люкнера. В 13 лет Феликс удрал из отчего дома. Поскольку в те времена мальчики не сидели «Вконтакте» и мечтали о чем-то более интересном и опасном, нежели кресло менеджера по продажам, беглый граф под чужим именем завербовался за еду и койку юнгой на русский парусник «Ниобе», идущий в Австралию. По прибытии сбежал с корабля и отправился путешествовать. Продавал книги Армии спасения, работал в цирке, профессионально боксировал. Еще Люкнеру довелось работать смотрителем маяка, служить солдатом в мексиканской армии президента Диаса, побывать трактирщиком и рыбаком.

В двадцать лет он поступил в немецкую навигационную школу, сдал экзамен и в 1908 году получил диплом штурмана и место на пароходе компании «Гамбург – Южная Америка». После девяти месяцев службы в компании он завербовался на год в Императорский флот, чтобы получить офицерское звание. Спустя год он возвращается в ту же компанию, однако наверху решили, что такие ценные кадры должны быть в строю, и в 1912 году Люкнер попадает на канонерскую лодку «Пантера», где и встречает войну. Фон Люкнер участвует в нескольких морских сражениях – Гельголандская бухта, набеги на английское побережье. В Ютландском бою граф командует башней главного калибра на линкоре «Кронпринц». В офицерской среде его считают грубым мужланом и выскочкой. Своим происхождением и биографией Люкнер обеспечил себе знакомство с самим кайзером Вильгельмом. Бывал он и на императорской яхте. Когда Адмиралштаб решился на снаряжение парусника в качестве вспомогательного рейдера, лучшей кандидатуры, чем Люкнер, найти было трудно. Коллеги по службе ворчали, что какому-то корветтен-капитану доверяют целый корабль, однако мыть кости графу-сорвиголове в уютной и большой кают-компании какого-нибудь дредноута – одно, а брать рифы в океане – другое.

Орлан готовится к полету

Командир был найден, дело осталось за малым – подыскать подходящий корабль. И не какую-нибудь прибрежную посудину для ловли макрели. Нужен был относительно крупный, океанский парусник. В поле зрения организаторов похода попал трехмачтовый парусный корабль «Пакс оф Балмаха», построенный в Англии в 1888 году и проданный в США. В июне 1915 года он был захвачен германской подводной лодкой U-36 и в качестве трофея приведен в Куксхафен призовой партией в составе одного(!) фенриха, то есть курсанта. Сначала «Пакс оф Балмаха», переименованный в «Вальтер», пристроили в качестве учебного корабля. 16 июля 1916 года было принято решение переоборудовать его в рейдер.

Корабль подвергся большой переделке – на нем установили два 105-мм орудия, спрятанные в планшире у среза полубака. Оборудованы погреба боезапаса. Будущий рейдер получил мощную рацию, в его трюме были устроены помещения для содержания примерно 400 человек из состава экипажей захваченных судов. Весьма экзотическим дополнением, сделанным по настоянию Люкнера, был гидравлический лифт в кормовом салоне. По нажатию специальной кнопки пол салона опускался на одну палубу вниз. По мнению бывалого графа, это могло в случае форс-мажорных обстоятельств задержать непрошеных визитеров. В качестве вспомогательного движителя на парусник был установлен дизельный двигатель и винт. По расчетам, он мог обеспечить ход до девяти узлов. Были предусмотрены помещения для дополнительных запасов провизии и запасного рангоута. Корабль получил название «Зееадлер» (Орлан). Кроме материально-технической подготовки к походу уделялось много времени маскировке рейдера, чему придавалось большое значение. Английская морская блокада все более усиливалась, и проскользнуть даже паруснику через вражеские дозоры было достаточно сложно. Практически невозможно. Поэтому «Зееадлер» должен был надеть маску. Вначале рассматривался похожий на него норвежец «Малета», с которого во время стояния в Копенгагене удалось выкрасть бортжурнал. Рейдер не только перекрасили – маскировке подверглись его внутренние помещения. В каютах моряков были развешены фотографии, сделанные в норвежских фотоателье, комплект навигационных приборов, книги и пластинки в кают-компании и каютах офицеров, часть провизии также была норвежского производства. Из числа экипажа были отобраны человек двадцать, владевших языком, которые должны были изображать палубную команду.

Когда все приготовления были окончены, Люкнер получил приказ дождаться возвращения совершающей коммерческий рейс германской подводной лодки «Дойчланд» из США. Британцы удвоили патрули, стремясь перехватить транспортную субмарину. Вероятность угодить в сети противника возрастала. Пришлось ждать двадцать дней, но за это время настоящая «Малета» вышла из Копенгагена в море. Вся легенда рассыпалась, как карточный домик. Перерыв весь справочник Ллойда, Люкнер обнаружил еще одно судно, похожее на «Зееадлер», – парусник «Кармоэ». Пока вносили соответствующие изменения в камуфляж и легенду, выяснилось, что подлинный «Кармоэ» досмотрен англичанами. Все рухнуло во второй раз. Плюнув на неудачу, отчаянный граф переименовывает свой корабль в вымышленный «Геро», надеясь, что англичане не столь тщательны в изучении справочников Ллойда. Грамотно подмоченный украденный бортжурнал «Малеты» и такие же подпорченные водой судовые документы были рассчитаны на то, чтобы досмотровая партия прочитала все, что нужно, но и не сильно придиралась. Во многом это была чистой воды авантюра, но Люкнеру рисковать было не впервой. 21 декабря 1916 года, приняв все запасы, «Зееадлер» покинул устье реки Везер. На борту 4500-тонного парусника находилось семь офицеров и 57 матросов.

«В флибустьерском дальнем синем море» новый рейдер поднимает паруса

Люкнер планировал идти вдоль норвежских берегов, далее обогнуть с севера Шотландию и выйти в Атлантику обычным судовым маршрутом. 23 декабря «Зееадлер» попал в жестокий шторм, который его командир отметил как добрый знак. Теперь не нужно было придумывать причину для англичан, почему судовые документы и журнал подмочены. В Рождество в 180 милях от Исландии рейдер был остановлен английским вспомогательным крейсером «Авенджер», вооруженным восемью 152-мм орудиями. С такой батареей пусть и не новых орудий англичанин мог за минуты настругать из германского парусника щепки. Поэтому весь расчет был на тщательно подготовленное и отрепетированное театральное представление. На палубе громоздился бутафорский груз леса, который якобы перевозил псевдонорвежец. Англичане не были лопухами и досматривали «Зееадлер» довольно тщательно. Но немцы хорошо играли свои роли: Люкнер подвыпившего норвежского шкипера, а один из его офицеров, лейтенант Лейдерман (служивший, кстати, до войны у знаменитого владельца винджаммеров «Летающие П» Фердинанда Лаеша), – гостеприимного старпома. Осмотрев «норвежца», англичане пожелали счастливого плавания и предупредили о возможной угрозе со стороны германских подводных лодок и вспомогательных крейсеров. Последнее было выслушано с подчеркнутым вниманием. «Авенджер» продолжил свою сторожевую службу, а «Зееадлер» начал свой океанский полет.

Углубившись в океан, маскировку сбросили – за борт полетел декоративный груз леса, а с орудий были сняты парусиновые накидки. На марсы были отправлены наблюдатели с мощными биноклями. 9 января 1917 года в 120 милях южнее Азорских островов с рейдера заметили однотрубный пароход, шедший без флага. С «Зееадлера» сигналом запросили показания хронометра – обычная процедура для парусников того времени, длительное время не видевших берега. Пароход снизил скорость, и в это время на безобидном «норвежском» барке поднялся немецкий военный флаг, опустился фальшборт и прогремел выстрел. Пароход не только не остановился, но и попытался идти зигзагом, но следующий снаряд разорвался у него перед форштевнем, третий пролетел над палубой. Судно застопорило машины и подняло флаг английского торгового флота. Капитан «Глэдис Ройл», идущей из Буэнос-Айреса с грузом угля, прибыв на «Зееадлер», удивленно сообщил, что заметил немецкий флаг, только когда прозвучал третий выстрел. До этого англичане думали, что «норвежца» атакует подводная лодка, и даже начали выполнять противолодочный зигзаг. Втайне обрадованный таким подтверждением тщательности маскировки Люкнер отправил абордажную партию, которая установила подрывные заряды, и «Глэдис Ройл» отправилась на дно. Счет был открыт.

На следующий день, 19 января, наблюдатели обнаружили еще один пароход. На все сигналы какого-то парусника судно надменно не отвечало, и тогда Люкнер приказал резать курс незнакомца, надеясь, что в соответствии с правилами тот уступит дорогу парусному судну и снизит скорость. Однако пароход пер вперед, даже и не думая останавливаться. Разъяренный таким откровенным хамством, Люкнер приказал поднять германский флаг и открыть огонь. «Ланди Айленд» (так назывался наглый торговец) попытался удрать, но немцы открыли беглый огонь – после четырех попаданий тот остановился и начал спускать шлюпки. Люкнер потребовал от капитана прибыть на борт с бумагами, но и это не было выполнено. Немцам пришлось спускать свою шлюпку. Когда капитана судна силком доставили на «Зееадлер», выяснилось следующее. Пароход шел с грузом сахара с Мадагаскара, и его хозяин хотел неплохо на этом заработать. Когда снаряды начали попадать в судно, экипаж из туземцев, бросив все, ринулся к шлюпкам. И тогда капитан Джордж Баннистер сам встал у руля. Но одно из попаданий перебило штуртрос, корабль лишился управления – матросы сбежали, бросив своего капитана. Узнав подробности и оценив храбрость англичанина, Люкнер успокоился, а «Ланди Айленд» был добит орудиями.

«Зееадлер» продолжал двигаться на юг. 21 января он захватил и потопил французский барк «Шарль Гуно», а 24 января – небольшую английскую шхуну «Персей». 3 февраля в неспокойную погоду с рейдера был замечен большой четырехмачтовый барк «Антонин». Ради спортивного интереса немцы решили устроить небольшую регату – в экипаже было много сорвиголов, служивших до войны на винджаммерах и знавших толк в подобных потехах. Ветер крепчал, француз начал убирать паруса, опасаясь за их целостность. Люкнер не убрал ни лоскутка – «Зееадлер» подошел к борту французского барка, с которого удивленно разглядывали «чокнутого норвежца». Внезапно был поднят германский флаг, и пулеметная очередь превратила в лохмотья столь оберегаемые капитаном «Антонина» паруса. После досмотра проигравший гонку барк был отправлен на дно. 9 февраля рейдер захватил и потопил итальянский парусник «Буэнос-Айрес» с грузом селитры.

Поход парусного рейдера «Зееадлер», или Как граф стал корсаром

Команда «Зееадлера» с четвероногим пленником


Утром 19 февраля на горизонте появился изящный большой четырехмачтовый барк. «Зееадлер» погнался за ним, незнакомец принял вызов, прибавив парусов. Ходок он был хороший – рейдер стал отставать. Тогда немцы запустили в помощь вспомогательный дизель, и расстояние стало сокращаться. Каково же было удивление самого Люкнера, когда в незнакомце он опознал корабль своей юности – британский барк «Пинмор», на котором ему довелось обогнуть мыс Горн. Война безжалостна к чувствам людей и, очевидно, решила зло пошутить с командиром «Зееадлера». Как бы тяжело ни было, но старый знакомый был отправлен на дно – рейдеру он был бы только обузой. Утром 26 февраля в когти «Орлана» угодил барк «Бритиш Йомен», чье название не вызвало сомнений в его национальной принадлежности. «Йомен» перевозил разнообразную живность: цыплят и поросят. Поэтому кроме экипажа немцы взяли в плен достаточно много кудахчущих и хрюкающих пленных, после чего потопили свой приз. Вечером того же дня французский грузовой барк «Ларошфуко» пополнил коллекцию трофеев немецкого рейдера. 27 февраля названный в честь философа-моралиста корабль без лишнего философствования бесцеремонно потопили.

В следующий раз «Зееадлеру» повезло вечером 5 марта. В прекрасную погоду на фоне луны сигнальщики увидели силуэт четырехмачтового парусника. Подойдя на небольшое расстояние, немцы просигналили: «Остановиться. Немецкий крейсер». Вскоре на борт поднялся в весьма недобром настроении капитан французского барка «Дюпле» Шарнье. Он был просто уверен, что стал жертвой чьей-то глупой шутки или неуклюжего розыгрыша. Все шутки кончились, когда в каюте Люкнера француз увидел на стене портрет императора Вильгельма II. Шарнье был очень расстроен – по побережью Южной Америки уже полз слух, что в море что-то не так, в гаванях начали скапливаться торговые суда. Однако он не дождался инструкций судовладельцев, а решил рискнуть и покинул безопасный Вальпараисо. Граф проявил сочувствие и налил врагу-коллеге отличного трофейного французского коньяку. «Дюпле» повезло меньше – его подорвали.

11 марта на глаза «Зееадлеру» после череды парусников наконец попался большой пароход. Как и в самую первую свою охоту, немцы подняли сигнал с просьбой указать время по хронометру. Пароход не отреагировал. Тогда охочий на всевозможные выдумки и импровизации граф приказал запустить приготовленный загодя дымогенератор, изображая пожар. Одновременно были запущены сигнальные ракеты. Англичане прониклись столь драматической картиной и пошли на помощь. Когда пароход «Хорнгарт» подошел поближе, немцы заметили на его корме внушительного размера орудие, которое могло принести деревянному рейдеру крупные неприятности. Надо было действовать решительно, а главное, быстро. Расстояние между кораблями уменьшалось, «пожар» был внезапно взят под контроль. На палубе появился специально наряженный женщиной матрос, приветливо махавший приближавшемуся пароходу. Пока англичане хлопали глазами, фальшборт опустился, и на пароход нацелилось жерло 105-мм орудия, одновременно был поднят германский флаг. Капитан «Хорнгарта» тоже был не из робкого десятка и отказался капитулировать – прислуга побежала к орудию. Но Люкнеру и его плавучей театральной труппе противостоять было нелегко. На палубу «Зееадлера» выскочила абордажная команда с тесаками и винтовками. Для солидности тут же сноровисто установили пулемет. Пока с борта «Хорнгарта» смотрели, как на мрачном паруснике суетятся какие-то недоброго вида бородачи, подозрительно похожие на подельников капитана Флинта и Билли Бонса, с рейдера выстрелила специальная шумовая пушка, изготовленная из трубы и набитая порохом. Раздался ужасный грохот, одновременно немцы выстрели и из настоящего орудия – снаряд снес антенну радиостанции. Кульминацией спектакля стал одновременный рев трех человек в мегафоны: «Приготовить торпеды!» Такому напору, такой экспрессии было невозможно противостоять – суматоха на пароходе улеглась, и англичане замахали белыми тряпками. Забрав со строптивого парохода несколько музыкальных инструментов, в том числе пианино для кают-компании, немцы отправили его в рейс к Нептуну.

21 марта, захватив французский барк «Камбронн», «Зееадлер» пополнил с него запасы провизии. Пользуясь тем, что на французе ее было в избытке, Люкнер решил избавиться, наконец, от большого количества пленных, которых к этому времени уже насчитывалось более трехсот человек. Содержание такой толпы становилось накладным – корабельные запасы уничтожались с большой скоростью. Да и охранять заключенных было хлопотно. Отправить «Камбронн» с призовой партией не представлялось возможным – экипаж рейдера и так был малочислен. Просто предоставить парусник в руки пленников немцы тоже не могли – он быстро достигнет побережья и предупредит противника. Поступили хитро. На «Камбронне» просто срубили стеньги, уничтожили запасной рангоут и выбросили за борт паруса. Теперь барк мог достичь ближайшего порта Рио-де-Жанейро не ранее чем через десять дней. Восточнее острова Тринидад француз был отпущен с пожеланиями счастливого плавания.

Поход парусного рейдера «Зееадлер», или Как граф стал корсаром
Схема похода «Зееадлера»


Натворив дел в Атлантике, Люкнер решил изменить регион деятельности. «Зееадлер» двигался на юг и 18 апреля обогнул мыс Горн. Рейдер настолько углубился в эти негостеприимные широты, что даже встретил несколько айсбергов. Осторожно продвигаясь вдоль побережья Чили, немцам удалось благополучно разминуться со вспомогательным крейсером «Отранто», известным тем, что ему удалось уцелеть в крайне неудачном для англичан бое у мыса Коронель, в котором Максимилиан фон Шпее нанес поражение английской эскадре адмирала Крэдока. Чтобы усыпить бдительность противника, Люкнер прибегнул к очередной импровизации. За борт были выброшены шлюпки и спасательные жилеты, заранее снятые с потопленных кораблей. На них были сделаны надписи «Зееадлер». Одновременно радио рейдера передало несколько коротких, обрывающихся на полуслове сообщений с сигналом SOS. Посчитав западное побережье Южной Америки довольно опасным местом, Люкнер решил идти в более спокойные, свободные от вражеских патрулей воды. В начале июня рейдер находился в районе острова Рождества в Тихом океане, где его экипаж узнал о вступлении США в войну на стороне Антанты. Ассортимент возможной добычи увеличился. Уже 14 июня была захвачена и сожжена – экономили снаряды – четырехмачтовая американская шхуна «А.Б. Джонсон». Затем в руки Люкнера попались еще два американских парусника.

В конце июля командир рейдера решил дать своей команде отдых, а заодно провести некоторый ремонт самого «Зееадлера». На борту начал ощущаться недостаток питьевой воды и свежей провизии, что грозило цингой. Он бросил якорь у острова Мопелиа из архипелага Французской Полинезии. Тут было достаточно пустынно, можно было не только перебрать корабельный дизель, но и почистить днище корабля – за долгое плавание «Зееадлер» основательно оброс, что сказывалось на его скоростных характеристиках.

Приключения новых робинзонов

Поход парусного рейдера «Зееадлер», или Как граф стал корсаром

Остов «Зееадлера» на рифах


2 августа 1917 года неожиданное событие поставило точку на военной карьере вспомогательного крейсера. Сам фон Люкнер описывает это в своих живописных мемуарах как внезапное цунами. По его словам, утром 2 августа неожиданно налетевшая огромная волна внезапно выбросила «Зееадлер» на рифы. Все произошло настолько быстро, что немцы даже не смогли запустить свой дизель, чтобы вывести корабль из бухты. Пленные американцы позже ядовито рассказывали иную историю, будто утро 2 августа для графа и его команды было действительно нелегким по причине ожесточенного боестолкновения с зеленым змием, в котором тот одержал убедительную победу. Якоря оставленного без присмотра «Зееадлера» поползли, и рейдер вынесло на рифы кормой вперед. Никаких данных, подтверждающих цунами в этом районе, не сохранилось. Итог был невесел – Люкнер и его люди внезапно превратились в островных сидельцев. Но деятельной натуре бывалого графа претила маячившая перед ним и командой карьера Робинзона Крузо, хотя на Мопелиа была вода и много растительности, и большую часть провизии и снаряжения немцам удалось спасти. Казалось, сиди себе на бережку и жди, пока подберут, – ан нет. 23 августа Люкнер и пять человек матросов вышли в море на спасательной шлюпке, носящей гордое название «Кронпринцесса Сесилия» – так назывался один из германских лайнеров-трансатлантиков. Целью плаванья были острова Кука, а если позволят обстоятельства, то и Фиджи. Граф планировал захватить какой-нибудь парусник, вернуться за своими людьми и продолжить крейсерство.

26 августа шлюпка достигла одного из островов Кука. Немцы выдавали себя за путешествующих голландцев. Однако, передвигаясь от острова к острову, Люкнеру не удалось найти ни одного сколько-нибудь приемлемого плавсредства. Новозеландская администрация начала что-то подозревать по поводу подозрительных голландцев, поэтому «путешественники» сочли за благо отправиться далее. Переход к Фиджи был трудным – утлую скорлупку шлюпки мотало в тропических штормах, ее экипаж испепелял зной экваториального солнца, недостаток провизии и воды привел к цинге. Наконец чрезвычайно истрепанная «Кронпринцесса Сесилия» прибыла к острову Вакая, расположенному возле одного из наиболее крупных островов архипелага Вити-Леву. Едва придя в себя после опаснейшего и полного невзгод похода, немцы решили захватить небольшую шхуну с грузом одежды и провизии. Приготовления к штурму были в самом разгаре, когда на остров прибыл пароход с группой вооруженных полицейских. Администрации стало известно о прибытии оборванных личностей с недобрым огоньком в глазах, и она сообщила куда следует. Люкнер запретил своим людям оказывать сопротивление. На немцах не было военной формы, и, по законам военного времени, их могли просто повесить на ближайших пальмах как обычных бандитов. 21 сентября командир «Зееадлера» вместе со своими с людьми попал в плен.

В судьбе их товарищей, робинзонствующих на Мопелиа, тем временем произошел неожиданный поворот. 5 сентября к острову подошла французская шхуна «Лютеция». Оставленный за старшего офицер Клинг начал подавать сигналы бедствия, его люди разобрали оружие. Жадный француз увидел обломки «Зееадлера» и согласился помочь за треть страховой суммы. Немцы с радостью согласились, «Лютеция» бросила якорь, и к ней подошла шлюпка с вооруженными матросами… Французов попросили очистить корабль. Оставив на острове пленных американцев с захваченных еще «Зееадлером» шхун вместе с французами и их чрезмерно сребролюбивым капитаном, Клинг повел свой трофей на восток. Через три дня к атоллу подошел японский броненосный крейсер «Идзумо», привлеченный к поискам немецкого рейдера, который и снял пленников с берега. Выяснилось, что «Лютеция» ранее принадлежала немцам и называлась «Фортуной» – кораблю было возвращено его прежнее имя. Клинг планировал зайти на остров Пасхи и подготовить корабль к переходу вокруг мыса Горн – он все еще надеялся вернуться на родину. Однако 4 октября 1917 года «Фортуна» налетела на необозначенный на карте риф и потерпела крушение. Экипаж смог добраться до острова Пасхи, где и был интернирован чилийскими властями до конца войны.

Возвращение блудного графа

Неутомимый граф и в плену был лишен покоя, чем доставил немало хлопот. 13 декабря 1917 года он вместе со своими людьми бежал из Новой Зеландии на катере, принадлежавшем коменданту тюремного лагеря. Катер был вооружен умело сделанным макетом пулемета. Люкнер в очередной раз пошел на риск, обманывая и отчаянно блефуя. Немцам удалось захватить небольшую шхуну «Моа». Неукротимые корсары уже готовились продолжить свой поход, когда к борту «Моа» подошел патрульный корабль. Его командир отдал должное смелости и находчивости немцев, однако очень серьезно предложил перестать шалить. Люкнер вздохнул и согласился. Он опять попал в плен. До конца войны он пробыл в Новой Зеландии. Граф Феликс фон Люкнер вернулся в поверженную Версальским мирным договором Германию в 1919 году. К 1920 году весь экипаж «Зееадлера» уже был на родине.

За 244 дня похода последний немецкий вспомогательный крейсер уничтожил три парохода и одиннадцать парусников общим тоннажем более 30 тыс. тонн. Идея о замаскированном под безобидный парусник рейдере полностью оправдалась. Остов «Зееадлера» после войны был осмотрен бывшими судовладельцами, и его состояние было признано непригодным для дальнейшего восстановления. Феликс фон Люкнер прожил долгую и насыщенную жизнь. Умер в городе Мальмё в Швеции 13 апреля 1966 года в возрасте 84 лет. Рейд парусного вспомогательного крейсера в разгар эпохи железа и пара был уникальным экспериментом, так и оставшимся единственным. Как будто времена и герои Стивенсона и Сабатини на мгновение вернулись из прошлого, мелькнули неясными силуэтами и растаяли в океанской дымке, как эпоха Весёлого Роджера, пиастров и джентльменов удачи.
Автор: Денис Бриг


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 59
  1. Korsar4 7 января 2016 07:49
    Красивая история. Противник, заслуживающий уважения. Авантюристам везет.
    1. леший74 8 января 2016 17:43
      тут не только везение:)тут он себе руками и головой помогал:)
    2. KIND 10 января 2016 11:01
      да.....романтика))))
  2. рюрикович 7 января 2016 08:05
    Читал про похождения "Зееадлера" ранее,где официально фигурировала версия его гибели с цунами. Но борьба с зелёным змием кажется более правдоподобной. Лимит доверия у Фортуны был исчерпан и судьба сказала "хватит" играм в пиратов.
    Статье пять good hi
  3. kuz363 7 января 2016 09:13
    Удивительная история. Хоть роман можно писать любому писателю или фильм снять. Это действительно реальные моряки с приключениями. Россия хоть и причисляет себя к морской державе, но реальных победных современных морских сражений не имела. За исключением давних побед над турками или шведами при Петре 1 и позже. А так сплошные поражения - Крымская война 1854 г, Цусима в 1905, гибель Черноморской эскадры в 1918 г, поражения на Балтике и Черном море в ВОВ. Да, было сопровождение иностранных конвоев в Арктике, рейды подводных лодок или десант на Курильские острова. Но это мелочь по сравнению с грандиозными морскими сражениями громадных линкоров, крейсеров, авианосцев, авиации и подводных лодок Германии, Италии, Англии, США, Японии... Вот они и есть истинные морские державы, которые давно плавали по всем океанам и воевали.
    1. Mavrikiy 7 января 2016 12:57
      kuz363
      "Россия... реальных победных современных морских сражений не имела."
      Прошу по подобнее о победах Италии, в интере не нашел.
    2. Mavrikiy 8 января 2016 04:35
      Уважаемый kuz363!
      "Но это мелочь по сравнению с грандиозными морскими сражениями громадных линкоров, крейсеров, авианосцев, авиации и подводных лодок Германии, Италии, Англии, США, Японии..."

      Посмотрите в окно. "Асимметричный ответ" придумали вчера, но мы воплотили его в жизнь на море оооо когда. Одна Турецкая война 1877г. чего стоит. Турецкие новейшие чудо-броненосцы и пшик.Напрасно отмахиваетесь от Гангута, на галерах против эскадры красавцев ЛК. И Шведская морская держава, внушавшая уважение, другой морской державе, Англии, плакала от обиды и ярости. Спешу Вас обрадовать, мнение о Крымской войне уже не так однозначно. Не было грандиозных морских сражений? Что то логика Вам отказывает напрочь. Поражение в Крымской перед глазами, а грандиозная победа за год до войны "давних побед над турками".
      Морская держава это не ЛК и авианосцы, а нечто другое... Трафальгар это хорошо, но Цусима крепче учит. Остальные перлы то же можно рассмотреть, но зачем.
      Резюме. 1.Огорчу, Россия с Пети причисляла, причисляет и будет причислять себя к морским державам. Одна ненависть и внимание к нашему флоту наших врагов чего стоит. 2. Не важно, что читать, важно, что искать. 3. И будет Вам счастье, с Новым годом.
      1. Tjeck 8 января 2016 13:20
        Мне кажется вы немного не поняли про что писал kuz363. Хотя я тоже не совсем понял пункт про величие линкоров итд.. Но думается мне что он имел ввиду опыт и перечу морских традиций, в России полноценное моряходство началось намного позже чем в Голландии, Англии, Испании, Португалии и ряда других стран. Хоть уже при Екатерине у нас был построен довольно мощный флот, но для меня доктрина России или вернее сказать русских вплоть до окончания ВОВ была по большей части сухопутной.
        1. Mavrikiy 8 января 2016 15:44
          Tjeck
          "он имел ввиду опыт и перечу морских традиций" - не понятно, прошу уточнить.

          1. Что касается товарища, который нам совсем не товарищ, то он выразился четко и ясно.
          2. Вот честное слово я не покушался на приоритет океанских переходов племени Тумбу-юмбу. Я думаю они утрут нос и Голландии и Испании и иже с ними. Кстати походы Китайских эскадр вам известны?
          3. " уже при Екатерине " , что же Петин флот вас не вдохновляет? Обидно.
          4. Географические открытия, кругосветные плавания, паровой флот, поход эскадр Рожественского, беспрецедентный, кстати по количеству кораблей, можно выбросить в карзину. Что же, насильно мил не будешь. Первая мировая на Балтике, минные позиции - ску-ка-тень.
          5. Зачем Вы вообще занимаетесь вопросами построения и доктрин ВМФ, если в них мягко говоря ....
          1. Tjeck 8 января 2016 17:27
            Морские традиции это когда страна живет за счёт мореходства и судостроения веками. Такой подход дает свои плоды, например когда у нас были озабочены реформами Никона (креститься двумя или тремя пальцами) в англии научились вычеслять точное водоизмещение судов. По сути в этом ничего ужасного нет так как в те времена у каждого были свои тараканы, но это указывает нам на морские державы..

            Теперь по пунктам.. Что за товарищ? Не совсем понял первый, второй и четвертый пункт.

            Пётр безусловно является прародителем русского флота, но при Петре ещё небыло полноценного линейного флота. Шведов мы громили на довольно своиобразных судах. А вот уже при Екатерине у нас плавали эскадры линейных кораблей 1/2/3-го класса которые на равне могли противостоять например тем же англичанам.

            Скажите а где я говорил что я занимаюсь вопросами построения и доктрин ВМФ? В отличии от 90% пользователей форума я не профессор и даже не эксперт.. laughing Макеты кораблей в юности клеил - это да! Ну и историей увлекаюсь по сей день в свободное время, хотя по большей части морские баталии у меня не вызывают интерес.
            1. Mavrikiy 9 января 2016 07:55
              Tjeck
              Уважаемый, давайте по меньше Западноевропейского гнилья. Под ним я понимаю липкие, мягкие и сладкие формулировки. Говорить гладко и правильно, то бишь приятно нужно на Гейропских форумах, там вас поймут и оценят по достоинству грантом.
              1. "Морские традиции это когда страна живет за счёт мореходства и судостроения веками. Такой подход дает свои плоды". Самые сладкие плоды были получены пиратством и работорговлей. Очень четко подмечено - веками. Тут мне возразить нечего, преклоняюсь.
              Причем этим грешили все - борьба за колонии. А победил тот у кого был не только самый острый нож, но...и да, да у кого не дрожала рука, когда резал. Ну извените, пока они там занимались полезным делом, мы убогие, тут "мерили землю шагами", Сибирь знаете ли, да, как Вы изволили заметить, пальцы считали. Одновремено, благодарю "за понимание" и снисходительность. "По сути в этом ничего ужасного нет" - это так мило. Но за своих родных тараканов я тебя.... Эх медераторы... Надо быть законопослушным, а так не хочется, сил нет.
              Кстати, уважаемые "не эксперты" откуда у занюханой Англии взялась судостроительная культура и морские традиции, за 30 лет? И где просвещенные морские державы Испании и Португалии. Смотрю в окно и не вижу. Очки надо купить, но думаю "мелкоскоп" поможет больше. Кстати, любопытно, как они там поживают, мы то все как то, а они поди лопаются с жиру, эх нам бы так.
              " По сути в этом ничего ужасного нет так как в те времена у каждого были свои тараканы, но это указывает нам на морские державы.." Сам то понял что написал, сердешный? Если иностранец - прощу, если наш - отправлю в Советскую школу, да да, на второй год.
              Уважаемый, Tjeck! До пунктов не дошел, прошу извинения.
              Из предыдущего "доктрина России или вернее сказать русских вплоть до окончания ВОВ", ну что сказать, у меня нет слов. В этом споре я бессилен и даже аскорбинка мне уже не поможет.
              1. Tjeck 9 января 2016 18:28
                Мало того что вы пишите не по теме так ещё и хамите, мне вас жаль..
                1. Mavrikiy 10 января 2016 06:44
                  Уважаемый Tjeck!
                  Позвольте мне объяснить возникшую ситуацию.
                  Если Вы интересуетесь историей флота России, что примечательно на сайте России, то должны соблюдайте пару правил, поверьте, я их ввожу не персонально для Вас, а чтобы помочь Вам избежать подобных ситуаций.
                  1. Смените снисходительный тон, если не на уважительный, то на нейтральный, надеюсь это не трудно.
                  2. Разберитесь у себя там, чьим флотом Вы интересуетесь: "доктрина России или вернее сказать русских вплоть до окончания ВОВ была по большей части сухопутной.". Вот растолкуйте мне, тупому, различия. Кстати, тут и "доктрина" нарисовалась. А за одно уж поищите кто сказал и когда: "У России только два союзника, армия и флот", может временные рамки расширятся.

                  "В отличии от 90% пользователей форума я не профессор и даже не эксперт", по сравнению со мной Вы академик, я даже модельки не клеил.
                  1. Mavrikiy 10 января 2016 14:15
                    Tjeck
                    Сударь (как могуч русский язык, вместо: гражданин), вот как мне, гражданину России, спокойно с Вами обсуждать "доктрины России", если Россия воевала "на довольно своиобразных судах"?
                    Писать по теме, хотя по ней и писал, пожалуйста.
                    Предыдущий оппонент (kuz363) отказал России в праве называться морской державой на том основании, что у нее не было "реальных победных современных морских сражений". Я высказал свое не согласие с его критерием и могу еще очень долго развивать эту тему.
                    Вы сочли необходимым прийти ему на помощь и предложили следующее уточнение "он имел ввиду опыт и перечу морских традиций". Еще раз повторяю опыта и передачи морских традиций у папуасов племени Тумбу-юмбу на порядок больше чем у Англии и США вмести взятых. Я упорно считаю морской державой только ту страну, которая может решать и решает свои задачи на море-океане. Хотя мне очень не хочется считать таковой США, и наверно я ей в этом откажу.
                  2. Tjeck 10 января 2016 21:33
                    Сменить тон на нейтральный? Да я вам и не хамил.. Форум не русский а русско язычный, если следовать вашей логике то о боже - интернет то американский?! Только вот ваша логика губительна если вы делите россиян и русских, я например беларус но считаю себя русским и не собираюсь слушать вашу националистическую ересь. Что же до того что я посмел высказаться как я считаю вез излишней похвалы на мой взгляд правильно. Намерено не признавать удачный опыт других не является патриотизмом - это маразм.

                    Слоган про армию и флот конечно красивый, но главным сдерживающим фактором от начала атомной бомбардировки СССР в 1945м почемуто был не флот а сухопутные силы, в частности механизированные подразделения.
                    1. Mavrikiy 12 января 2016 04:25
                      Tjeck
                      "но главным сдерживающим фактором от начала атомной бомбардировки СССР в 1945м почемуто был не флот а сухопутные силы, в частности механизированные подразделения."

                      Честное слово, я опять не понял, что Вы написали. Но увидав "главным сдерживающим фактором" "СССР в 1945" "был не флот а сухопутные силы" осмелюсь предположить следующее. Вы считаете, что СССР, грубо до 1945г не был морской державой. Я с этим не согласен. Извените, коротко не выйдет.

                      1. Оппонент "курс" дал критерий для определения термина "морской державы" в виде громких побед - "Россия хоть и причисляет себя к морской державе, но реальных победных современных морских сражений не имела." Я с критерием не согласился.
                      2.Вы предложили следующее подмену определения "он имел ввиду опыт и перечу морских традиций" . Я с ним не согласен. Опыта мореходства у древних греков и арабов было никак не меньше, чем у англичан.
                      3. Разбираясь с историей мировых войн, а их было не две, а значительно больше, на Западе ввели "цивилизацию моря" и "цивилизацию суши" и что то для себя уяснили.
                      4. Действительно, после войны, для обеспечения собственной безопасности страны, мы стали строить океанский флот. Он нам был нужен не для мореходства и передачи морских традиций. А Ваш намек на послевоенное время, говорит, что тогда было только 2 морские державы: США и СССР, ВМФ которых бороздил все моря и океаны.
                      Спасибо, конечно, но не надо.
                      5. Я не осмелюсь говорить от лица "профессоров и экспертов России", но считаю термин "морская держава" применим к странам, корабли которых не только торгуют, но главное, которые могут отстоять свои интересы на морских театрах, вплоть до удаленных. Не Такой подход говорит, что морских держав, всегда было несколько и Россия с выходом в море Петра.
                      6. Нам не приемлемы примеры типа "кораблей 1/2/3-го класса которые на равне могли противостоять например тем же англичанам". Флот строится для решения задач ГОСУДАРСТВА на море. Противостояние у Вас это генеральный бой, а у нас на первом месте ЗАДАЧИ. И асимметричный ответ у нас был всегда. Англичане строили ЛК, а мы броненосные крейсера, они ЛК, а мы ПЛ, они в 19 веке эскадры ЛК к США, мы эскадры крейсеров. Турция броненосцы, мы минные катера. Отсюда и "довольно своиобразных судах" Петра 1.
                      7 Не надо продвигать Западные теории на наше поле, они здесь не приживутся. Мы сами определим, морская мы держава, или нет. Кстати, своей теорией я предлагаю Англию оставить в морских, а Вы похоже ее не любите и выкидываете.
                      8. Любимая тема западников: национализм, он мерещится везде и ввергает в ступор.
                      Упоминание о российском сайте мне потребовалось, чтобы призвать к большему уважению к предмету.
                      1. Mavrikiy 12 января 2016 05:49
                        Да, с 1905 по 1950 нас трудно назвать морской державой, но до этого периода - нет, брат шалишь!
        2. 97110 8 января 2016 21:48
          Цитата: Tjeck
          в России полноценное моряходство началось намного позже чем в Голландии,

          а Дежнёв, Хабаров и прочие поморы суть исковерканные прозвища нидерландских наркош, что под кайфом дёрнули от преследований полиции куда подале.
    3. Aleksander 8 января 2016 14:47
      Цитата: kuz363
      Россия хоть и причисляет себя к морской державе, но реальных победных современных морских сражений не имела. За исключением давних побед над турками или шведами при Петре 1 и позже. А так сплошные поражения - Крымская война 1854 г, Цусима в 1905, гибель Черноморской эскадры в 1918 г, поражения на Балтике и Черном море в ВОВ

      Столько апломба, а элементарные вещи о сражениях-не известны: Крымская война началась в 1853, а не в 1854 году и именно во время ее произошло знаменитое Синопское сражение (1853), когда был уничтожен турецкий флот под командованием Осман-паши, состоявший из 16 кораблей с 472 орудиями и прикрывавшийся 38 орудиями береговой обороны. После битвы, длившейся 4 с половиной часа, были уничтожены все турецкие корабли, кроме одного, спасшегося бегством. Турки потеряли более 3000 убитыми и ранеными, в плен были взяты командующий Осман-паша, два командира корабля и 200 матросов.
      Русские потеряли 38 убитыми и 235 человек ранеными. Если это не победа, то что это?
      Для сопоставления-в самом крупном сражении на море-Ютландском в 1916 году немецкие потери были такие же-3 000 убитых и раненых.
      1. 97110 8 января 2016 21:52
        Цитата: Aleksander
        Если это не победа, то что это?

        Это не считается, это всё Путин побеждает. Недемократично как то.
  4. Korsar4 7 января 2016 09:19
    Цитата: kuz363
    мелочь по сравнению с грандиозными морскими сражениями громадных линкоров, крейсеров, авианосцев, авиации и подводных лодок Германии, Италии, Англии, США, Японии... Вот они и есть истинные морские державы, которые давно плавали по всем океанам и воевали.


    Не был бы столь категоричен. У нас было, например, Синопское сражение. А у Штатов - операция "Коттедж".
    1. xan 7 января 2016 11:27
      Цитата: Korsar4
      Не был бы столь категоричен. У нас было, например, Синопское сражение. А у Штатов - операция "Коттедж".

      были бои на Балтике в ПМВ.
      xan
  5. parusnik 7 января 2016 09:32
    Однако 4 октября 1917 года «Фортуна» налетела на не обозначенный на карте риф и потерпела крушение....Фортуна в этот день отвернулась от "Фортуны"..Спасибо, Денис..весьма интересно...
  6. амурец 7 января 2016 09:33
    Не пойму почему автор пишет что в Германии было мало моряков, ходивших по парусами?Перед Первой мировой войной в Германии были компании которые на парусниках перевозили массовые грузы из Южной Америки.В частности компания Лайеша.Так что моряков можно было найти.Статье плюс за интересно поданный материал.Ну а тем кто хочет почитать о больших парусниках ещё вот ссылка.http://www.vodnyimir.ru/Sudba_parusnikov_gigantov_Pyatimachtovyi_korabl_P
    roissen.html
  7. птс-м 7 января 2016 09:35
    Интересная статья. Иной раз и не додумаешся до этого. Тем более в те времена,когда прогресс двигался вперед.
    1. 97110 8 января 2016 21:54
      Цитата: птс-м
      в те времена,когда прогресс двигался вперед.

      А когда назад?
  8. 89067359490 7 января 2016 09:44
    Вид идущего под всеми парусами "Зееадлера" так впечатлил капитана барка "Антонин", что тот приказал сделать фотографию немецкого рейдера - данная картина является репродукцией той самой фотографии.
  9. Горный стрелок 7 января 2016 10:04
    Только такие авантюристы могли идти на такие приключения. Удивительно, как деревянное судно выдерживало отдачу немалых орудий. Хорошо, что "зелёный змий" победил бравых немцев. Немало бед могли они натворить в Океании.
  10. Para bellum 7 января 2016 10:16
    Спасибо, очень интересно! Кто не рискует, тот не пьет шампанское! drinks
  11. Робертъ Невский 7 января 2016 10:32
    Господи, какие подлецы эти немцы!!!
    Немец означает подлый.
    1. амурец 7 января 2016 11:17
      Цитата: Робертъ Невский
      Господи, какие подлецы эти немцы!!!

      Причём здесь немцы?Почитайте Глеб Благовещенский"Всемирная история пиратства".Какие там имена и фамилии.Дрейк,Морган-это хорошо известные имена,а вы знаете что они состояли на службе английской короны?И не только они.Каперы,вот бич морей.Во время войн правительства воюющих государств выдавало своим торговым морякам патенты на ведение неограниченной войны против торгового флота противника,но пользуясь этими патентами каперы грабили не только корабли противника,но и нейтралов и даже свои корабли преврашаясь в пиратов.Наиболее широко этим правом пользовались английские,испанские и голландские моряки.О рейдерах Германии можно почитать И.Бунич."Корсары кайзера" и "Пираты фюрера".А также о рейдерских походах гитлеровских крейсеров и "Карманных линкоров".Вообще в электронных библиотеках можно найти много книг по истории пиратства.Есть там и рейдерство.
      1. Korsar4 7 января 2016 11:36
        А еще Дампьер и т. д. "Корсары кайзера" очень нравились в свое время.
    2. Mavrikiy 7 января 2016 13:16
      Уважаемый Робертъ Невский!
      Не совсем понятен Ваш отзыв "Господи, какие подлецы эти немцы!" На войне, как на войне. Ну не хватало у кайзера (с современной точки зрения, "большое видится на расстояние") понятий, что Англию можно разбить только блокадой и нужны ПЛ и крейсера-рейдеры а не ЛК. Отсюда и результаты. Или будем капать слезами по "мирным" парусникам, правам человека? Война, была не на уничтожение, как в 2мв, но тоже "мирным" досталось.
      Кстати, по русски "немец" может означать "немой" или "не мы", кому что нравится.
    3. igordok 7 января 2016 13:58
      Цитата: Робертъ Невский
      Господи, какие подлецы эти немцы!!!
      Немец означает подлый.

      В общем то, они пленных моряков не убивали, а после потопления приза, таскали с собой. И кормили из своего рациона, а по возможности сплавили (избавились) от пленных без жестокости.
      Вопрос. Что означает слово "немец" по болгарски? Или как в Болгарии именуются Германцы?
    4. ALEA IACTA EST 7 января 2016 17:25
      Наглость не порок, особенно на войне.
  12. lilian 7 января 2016 10:37
    Когда пароход «Хорнгарт» подошел поближе, немцы заметили на его корме внушительного размера орудие, которое могло принести деревянному рейдеру крупные неприятности.


    Парусник был стальным.
  13. xan 7 января 2016 11:36
    Живу в СПб, часто вижу различные суда. Но от парусников чувствую какую-то энергетику, аж голова кружится. Есть что-то в них, словами не передать.
    xan
    1. 97110 8 января 2016 21:58
      Цитата: xan
      вижу различные суда. Но от парусников

      Сторонник взгляда на несущее вооружение (пушечное или парусное) - корабль. Нет - судно.
  14. Plombirator 7 января 2016 12:35
    Цитата: kuz363
    Вот они и есть истинные морские державы, которые давно плавали по всем океанам и воевали.

    Видите ли, уважаемый коллега, Вы, конечно, правильно перечислили наши неудачи, но не забываем, что только поверхностно в актив русского флота можно занести за XIX век подвиг брига "Меркурий", Наварин, Синоп и весьма успешное применение минного оружия в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Ну, в силу обстоятельств политического характера - не схлестнулись русский орел и британский лев не в дипломатической, а в военной схватке, хотя оба к этому готовились. И были у нас пароходы компании РОПиТ, которые в случае войны должны были бы выполнять иные laughing функции. Но теперь это тема для моделирования альтернативной реальности). Что касается поражений, вот у считающей себя великой морской державой Франции их было превеликое множество - практически весь XVIII век, и Трафальгар как кульминация. И ничего - от флота ведь не оказались. Другое дело, что появились у нас "историки" - срыватели покровов - и "Варяг" - не "Варяг", и тот глуповат, а тот трусоват.
    1. parusnik 7 января 2016 12:53
      Денис, предлагаю Вам раскрыть тему о французском флоте...и особенно взять период с века 13- 16..3 столетия ,по сути Франция,гнобила будущую владычицу морей Англию...18 век шел с переменным успехом,до Трафальгара..У народа мнение в основном, что Англия веками владычествовала на морях..хотя это далеко не так..
      Спасибо,за поздравления..Взаимно! hi
      1. Plombirator 7 января 2016 13:11
        Спасибо,коллега!)Буду прорабатывать эту обширную и весьма интересную тему)
      2. Mavrikiy 9 января 2016 08:31
        А стоит ли. Черного кабеля, не отмоешь до бела.
    2. амурец 7 января 2016 14:56
      Цитата: Plombirator
      Другое дело, что появились у нас "историки" - срыватели покровов - и "Варяг" - не "Варяг", и тот глуповат, а тот трусоват.

      Я что хочу сказать!"Варяг-это "Варяг"и подвиг его бессмертен.И об этом нечего и говорить.Но то что подвиг вынужденный это другое дело.Почему "Варяг" оказался в Чемульпо?Почему существуют легендды о самом быстром корабле?Все тайны скрыты в тайне заказов "Варяга" и "Ретвизана" на фирме "Крамп и Сыновья".И приоткрыты эти тайны,но не раскрыты полностью в книгах Р.М.Мельникова "Цесаревич" и "Крейсер Варяг".Почему разрешили запрещённые в русском флоте котлы Никлоса?Почему только один раз "Варяг" смог развить контрактную скорость?Почему постоянно выходили из строя машины?Вот на эти вопросы нет ответа.Эти же неисправности преследовали "Варяг" и в японском флоте,где он состоял под названием"Сойя".И снова в русском флоте,когда потребовалось усиление "Флотилии Северного океана" в годы 1-й Мировой войны.И даже гибель его несёт много загадок.
    3. 97110 8 января 2016 22:01
      Цитата: Plombirator
      не схлестнулись русский орел и британский лев не в дипломатической, а в военной схватке

      А чё ж так ихний Пальмерстон переживал, что всей воды Тихого океана не хватит смыть позор... Или врут квасные патриоты, стыд ихним пальмерстонам глаз не ест.
  15. Plombirator 7 января 2016 13:05
    Цитата: Робертъ Невский
    Господи, какие подлецы эти немцы!!!

    Поверьте, уважаемый коллега, за XVII-XVIII века и период Наполеоновских войн от действий французских корсаров и каперов англичане так пострадали и, главное, поиздержались, что результаты рейдерства немцев что в Первую, что во Вторую мировую войны выглядят просто небольшим хулиганством. Я, конечно, не беру во внимание операции подводных лодок, а только надводных кораблей. Счет захваченных и потопленных призов после каждой европейской войны исчисляется сотнями и тысячами судов. Имена Жана Бара (в честь него назван первый французский дредноут), Рене Дюгей-Труэна и ставшего весьма уважаемым господином у себя на родине Робера Сюркуфа почитаемы во Франции не менее, чем их английские коллеги - Дрейк, Рейли и другие уважаемые джентльмены. laughing
  16. mitya1941 7 января 2016 13:12
    Интересно- самое крупное сражение 18-го века Сражение у островов Всех Святых состоявшееся с 9 по 12 апреля 1782 года между островами Доминика и Гваделупа между английским и французским флотами во время войны за независимость в Северной Америке 1775−83.36 линейных кораблей Британии,33 линейных корабля Франции.
  17. Алекс 7 января 2016 13:30
    Денис, отличная статья. Воистину, читал и наслаждался занимательным сюжетом и отличным слогом.

    Спасибо! "+" good
  18. Николай71 7 января 2016 13:37
    Спасибо автору! Узнал много нового.
  19. Бывалый22 7 января 2016 14:01
    Самое интересное что неподалеку находился рейдер «Вольф» под командованием капитана второго ранга Нергера.Но оба капитана не знали о том что находятся в одном районе.
  20. python2a 7 января 2016 14:15
    Как гласит русская поговорка: "Смелость города берёт".
    1. Комбриг 8 января 2016 11:28
      [quote=python2a]Как гласит русская поговорка: "Смелость города берёт"



      Смелость города берёт, наглость - улицы. (не менее народное продолжение поговорки..))))))
  21. Башибузук 7 января 2016 15:28
    Это прямо не немец, а безбашенный русский, честное слово.
    Видать, по молодости так и набрался, когда юнгой на наше судно попал.
    Граф Феликс фон Люкнер.
    Замечательная личность.
    И, борьба с зеленым змием...ну до того это "по пиратски". Красота.
    ИНтереснейшая статья.
    Заодно узнаем, что еще в 1917-1920 гг. парусники работали транспортниками вовсю. Да еще и не магистральных линиях.
  22. napalm 7 января 2016 15:56
    Очень интересно побольше бы таких статей.
  23. фа2998 8 января 2016 09:56
    Цитата: Mavrikiy
    Россия с Пети причисляла, причисляет и будет причислять себя к морским державам. Одна ненависть и внимание к нашему флоту наших врагов чего стоит.

    Но по моему и при"Пете"и при "Кате" Россия непрерывно строила ФЛОТ-есть флот-есть победы!А в данный момент-одни корветы и мал.ракетные катера.Когда Россия последний раз спускала на воду КРЕЙСЕР или на худой конец ЭСМИНЕЦ?? hi РС-пользуемся наследством СССР которого уже 25 лет нету(речь идет о надводных кораблях) yes hi
    1. Mavrikiy 8 января 2016 18:17
      фа2998
      "Когда Россия последний раз спускала на воду КРЕЙСЕР или на худой конец ЭСМИНЕЦ??"

      Уважаемый, я тоже за крейсера и броненосцы, честное слово, они такие могучие. Да, стапеля забиты Модернизацией и вспомогательным флотом. Сколько дали на нужды, так и на планировали.
      Меня смущает, как Вы вывели за скобки ПЛ. Они не являются флотом? А вот Tjeck озабочен передачей морских традиций океанского флота. Давайте плавать на том что есть и ждать что, когда построят.
      Вот любопытно, появись Новейший ракетный крейсер в строю и мы его в обход дозором границ США отправим, или в порту будем беречь, на случай атомной войны?
      На мой взгляд, далеко не специалиста, но с точки зрения здравого смысла, дозор лучше проведут ПЛ и "Белые лебеди". Прийти в Китай и показать вооот такой флаг союзникам, эффектно, уважать будут больше, слов нет. Но на нет и суда нет.

      Согласитесь в последние годы на ВМФ оживление, не только ремонтов, финансирования, но и да, да боевых действий. Война 08.08.08., разогнали маленькие казявочки, но им планировали удар спецы США. Я думаю это интересно и полезно. Операции в Сирии. Будь новейший КР, операция пошла бы по другому? Я думаю дрожали и тряслись над ним больше. Англия на Фолклендах потеряла новейший "Шеффилд" до сих пор в шоке.
      Вы знаете по логике, морская, или океанская держава та, которая решает задачи на море или океане. Мы там решаем. Все? Не знаю. Поставят задаче уничтожить группу эскортную, будут решать, а десять, пусть планирует Генштаб.
      Пока, вместо учебных решаем задачи боевые, когда у нас это было в последний раз, Карибы, Египет, Вьетнам?
      Предлагаю: голову пеплом не посыпать, а плавать и плавать.
      Вспомнился эксперт Кедми, "да кораблики на рейде, видел, показали флажки, но это не флот", хорошо плюнул. А после удара Калибрами, подобрался, серьезен и задумчив.
      Вот нашел ВМФ Италии есть современные авианосец, эсминцы, и тп. Я думаю морским его можно назвать с большой натяжкой. У него есть задачи только у своего побережья. Выпнуть кораблик Штаты могут в Черное море и тут же домой, или помочь Ливию раскатать. Ну вот тут все в прошлом. У нас все порушено, но мы восстанавливаемся, нет другого выхода.
      Хорошая аналогия с Цусимой. Достроили "Первозванного" и "Павла", а у нас недострой остался в Николаеве. Следующие линкоры долгонько пришлось ждать и к войне толком не поспели. Тогда кинулись строить минные корабли и не прогадали. Сейчас малые ракетные, на первое прикрытие.
  24. mitya1941 8 января 2016 11:20
    Был у Германии «Корморан» немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны.Он тоже неплохо пиратствовал.Вот бы о нем опубликовали бы статью.
    1. askold 8 января 2016 18:34
      Тоже хотел написать об этом.К удачному, в целом рейдерству "Корморана", 11торговых судов, следует прибавить, что его экипажу удалось потопить боевой корабль,-лёгкий крейсер "Сидней". Причём, выжившим морякам рейдера удалось добраться до берега, где они хотя и попали в плен, но остались живы(более 300человек). А вот, о судьбе крейсера мы узнали практически недавно. Дело в том что,объятый пламенем крейсер растворившись в ночи, унёс с собой тайну своей гибели,-спасшихся с него не было(экипаж более 600человек). И только по прошествии чуть ли не 70лет,в ходе поисковой экспедиции 2008года, остов крейсера был найден на расстоянии 150 км от побережья Австралии, на глубине 2,5км. Корпус его разломан на две части,-носовая оконечность лежит отдельно, разлом как раз в месте торпедного попадания. Вероятнее всего что в штормовом море повреждённые корабельные конструкции не выдержали и крейсер лишившись носовой части быстро затонул. В бортах корабля насчитали более 80!!!попаданий от 150мм немецких пушек.
      1. Комментарий был удален.
      2. askold 8 января 2016 18:40
        Хотел приложить фото экспедиции университета и музея Западной Австралии 2015года.Одно из орудий "Корморана",-"Линда", также виден череп со скрещёнными костями. Узрите люди настоящих пиратов ХХ-века...
        1. Mavrikiy 9 января 2016 08:43
          Ну зачем же так, пират. Давайте не будем повторять Британскую пропаганду. Вспомогательный крейсер, во время войны на коммуникациях противника. Пираты - это в большей части к Британии. А фотография Чудесная, никогда не видел.
  25. Кэптен45 8 января 2016 15:13
    Статье +++. Лихие моряки.Есть всё-таки в парусах,что-то притягательное.Скорее всего это человек,ветер и океан и только свои силы и знания против стихии.
  26. polkovnik manuch 9 января 2016 13:42
    Статья безусловно интересная и познавательная.Прочитал с удовольствием , спасибо !
  27. Поморянин 10 января 2016 00:41
    Роскошная статья. Автору однозначно плюс.
    Цитата: askold
    Тоже хотел написать об этом.К удачному, в целом рейдерству "Корморана", 11торговых судов, следует прибавить, что его экипажу удалось потопить боевой корабль,-лёгкий крейсер "Сидней".

    А вы отметили кривую усмешку Провидения?? "Кормораном" в Первую мировую войну немцы назвали первый захваченный ими русский парохорд "Рязань", превращённый во вспомогательный крейсер. А "Сидней" в тоже время утопил лучший рейдер кайзера Вильгельма "Эмден"..
  28. Santor 19 января 2016 19:41
    Цитата: Plombirator
    Имена Жана Бара (в честь него назван первый французский дредноут), Рене Дюгей-Труэна и ставшего весьма уважаемым господином у себя на родине Робера Сюркуфа почитаемы во Франции не менее, чем их английские коллеги - Дрейк, Рейли и другие уважаемые джентльмены

    Просто в СССР не сильно об этом рассказывали, да и в российской школе.
    Советую к просмотру старый французский фильм с Жераром Баррэ в главной роли (тот самый д.Артаньян) о Сюркуфе. Ищите есть на скачке, там два фильма красочных

    http://www.kinopoisk.ru/film/108147/

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня