Кулачный бой донских казаков

13
Многие современные "казачьи" стили рукопашного боя (в современном, любительском понимании РБ) заставляют задаться вопросом - а было ли вообще такое явление? Ведь казаки были воинами, и, не обремененные законами, могли использовать любое оружие в бою - кинжал, шашку, пику, дротик, лук (а позднее и огнестрельное оружие). Это современный, со всех сторон ограниченный человек должен следовать законам, касающимся самообороны, и поэтому изучает, как правило, бой голыми руками.

Чтобы отделить зерна от плевел мы обратились к эксперту - Андрею Викторовичу Яровому: Президенту Донской федерации казачьих воинских искусств Шермиций, доктору философских наук, историку, доценту.

Ответы получились неожиданными.

Кулачный бой донских казаков


1. Был ли у донских казаков рукопашный бой в современном понимании этого слова?
- Специальной дисциплины, такой как сегодня рукопашный бой, не существовало ни в традиции донских казаков, ни в армейской подготовке. Поскольку в нем не было необходимости.

2. Была ли сама техника боя голыми руками? Не кулачный бой, а именно рукопашный (например, удары в кадык).
- Это и есть кулачный бой. Смесь кулачек и борьбы - это драка.
Удар в кадык - это удар под горлянку, в той традиции, что известна мне. Удар использовался как излюбленный, использовался как в кулачках - на любителя, на кругу (поединок один на один, перед началом боя), так и в обычной драке.

Традиция не знает такого явление как рукопашный бой сам по себе, есть навыки боя на кулаках (очень широко понимаемая - бьют и кулаками, и ладонью, и разными частями кулаками), есть навык борьбы - оба используются в традиционных состязаниях, праздниках. Просто здесь важна соразмерность использования навыка. "Сам бьешь - Бога помни, тебя бьют - молчи". Драка - это как бой в забытьи, то есть в неконтролированности и злобе, есть за что биться и что делить.. Поэтому драку от кулачек отличало наличие вил, кистеня или палки в руках. Что же касается ударов, которые кажутся запрещенными сегодня, то их использование диктовалось практикой отсутствия весовых категорий. Как способ одолеть противника сильнее тебя.

3. То есть, в отличие от традиции кулачного боя средней полосы у донцов в кулачных боях дозволялся удар в кадык. Это было повсеместное правило? Или какая-то локальная традиция?
- В станице Верхне-Кундрюченской бились исключительно кулаками, в слободах где жили русские крестьяне - палка в руке - знак драки... А вот в станице Мечетинской и палки шли в ход и камни вместо снежков бросали, знаю, что в некоторых кубанских станицах наблюдалась подобное явление.

4. Можешь ли ты разделить боевой аспект традиции донских казаков на части? Например: борьба, кулачки, ближний бой. И рассказать что где и когда применялось.
- Это, видимо, будет выглядеть несколько искусственно - разделить боевой аспект. Но, следуя известным схемам, можно выделить следующие: бой начинается с перепалки огненным боем, то есть стрельба из ружей, затем бросались в дротики, далее дистанция шашки, можно в плотном бою использовать нагайку, и мы выходим на дистанцию рукопашного боя – удары ногами (для сбоя дыхания, под ребра, по ногам, в пах, в живот), дистанция кулаков (ладоней), удары локтями (взять на локоток), захваты руками за пояс, ноги с целью опрокидывания противника, сваливания его или метания через голову. Броски вне традиции травмоопасны – головой в землю. Лежачего врага могли добить ногами (смертным боем). Вот и вся боевая традиция. Как видим, включает в себя традиционное владение оружием, кулачный бой, борьбу на ломка.

5. Как наносились удары ногами? Какой частью ноги? По какой траектории?
- Часто с размаху как по футбольному мячу, носком под ребра, в низ живота, подъемом ноги по колену, стопой выбивали стопу (подсечка), стопой по голени, стопой в живот. Траектория - восходящая, затаптывающая...

6. Что означает "броски вне традиции травмоопасны"?

- Броски вне традиции - неконтролируемые - противник просто бросается через себя и летит "голова-ноги" куда-то за спину... В традиции, я полагаю, без специального причинения вреда можно попридержать пояс (а можно отпустить).

7. То есть, боролись по правилам? Со своими?
- Правила оговаривались буквально перед боем. С калмыками, например, боролись по особому уговору... в станице могли быть свои правила. Для борьбы: нельзя кусаться, царапаться, драться. Для кулачков: двое бьются, третий не лезь; лежачего не бьют; на ком кровь, не бьют.

8. Обычно какие правила были?
- Так кулачки это жесткая игра. Задача - выбить противника за черту или на берег противоположный, по ходу боя лежачего не били (понятно, уже не встанет), на ком кровь не били, пока не утрется... силачей в бой старались не пускать, чтоб кого не пришибли. Если бились с чужаками - с калмыками, татарами, мастеровыми и прочее, то и бились тогда жестоко, главная цель игры - победа.

Просто иногда перед боем устраивали бои заревайл или атаманов (предводителей стенок); молодежь могла с наскока выскакивать из стенки - нанес удар и спрятался в стенку, вызывающий на бой хлопал в ладони, и вообще много и часто хлопали и свистели. Там еще и приз же был - бочка водки.

9. Давай поговорим о борьбе.
- Борцовские поединки на Дону встречаются в различных видах: на поясах, в обхват, на вольную. Под борьбой обычно понимают такой тип рукопашных состязаний, при котором «противники только стараются побороть друг друга, свалить с ног наземь без оружия и без побоев и драки». Как вспоминали старики, боролись детьми всегда и довольно часто. Взрослые боролись по праздникам, на «сабантуи» по окончанию уборочной страды. В места, где собирались детские ватаги, приходили ребята постарше: объясняли правила, «стравливали» в поединке, боролись сами. Таким образом проходила передача опыта, знакомство с традицией, а дальше мастерство развивалось в практике боев и просмотрах других поединков.

10. Кстати, что такое борьба "на ломка"?
- Поясная борьба на Дону называлась ломок, в «ламке берут за пояс и через себя бросают. Зимой выходят на Дон и борются на ламка. Берутся за пояс друг друга и валют кто кого».
Борьба на поясах происходила по праздникам. Боролись в кругу. Борьба велась до падения одного из противников на землю. Тот, кто коснулся после броска земли первым, считался проигравшим, даже если проводивший бросок борец падал следом. Нельзя было разрывать и менять захват, оговаривалось использование подножек. Близка ламку и борьба в схватку, когда вместо пояса борцы охватывают друг друга руками. «Боролись, раздевшись в степи, клали вещи помягче, были судьи из старших ребят, следили, чтоб не задрались». Нельзя было кусаться, драться, делать подножки, разрывать захват.

Описание этой борьбы у донских казаков представлено польским путешественником, историком и писателем Яном Потоцким, который в 1797 году проезжал через землю донских казаков в Астрахань. Он наблюдал, как его спутники, донцы, боролись. «…Искусство состоит в том, чтобы схватить противника за пояс, потом броситься изо всей силы задом наземь, так чтобы борец полетел через голову; подумаешь, что он переломает себе руки и ноги, но казак не так нежен: при мне они оба встали здоровы и невредимы, как будто просто упали. Эта игра тем более примечательна, что казаки приписывают ей свое происхождение. Когда Владимир завоевал Херсон, сын его Мстислав переехал Воспор и пришел на остров, на котором стоит Тамань, бывший тогда главным городом княжества Тмутараканского. Князь яссов или косогов на нем защищался, решились окончить войну поединком без оружия. Мстислав остался победителем…».

Интересное описание борьбы есть у Шолохова в Поднятой целине.

11. Кстати, можно ли считать Тихий Дон достоверным источником по кулачному бою донцов? Прокомментируй известный отрывок из разговора Степана Астахова с Григорием Мелеховым:

Жалкую я об одном, парень... дюже жалкую... Помнишь, в позапрошлом годе на маслену дрались мы в стенках?
- Это когда?
- Да в энтот раз, как постовала убили. Холостые с женатыми дрались, помнишь? Помнишь, как я за тобой гнал? Жидковат ты был, куга зеленая супротив меня. Я пожалел тебя, а ежели б вдарил на бегу - надвое пересек бы! Ты бег шибко, напружинился весь: ежели б вдарить с потягом по боку - не жил бы ты на свете!
- Не горюй, ишо как-нибудь цокнемся.
(Михаил Шолохов. Тихий Дон, Часть 1, Часть 25, XIX, Молодая гвардия, 1980)


- Это он его палкой грозился ударить. С потягом.
Использование произведений Шолохова в качестве источника по традиционной культуре донских казаков приемлемо. Некоторые вещи требуют оговорки, как и любой художественный источник. Наиболее интересно кулачка описана в произведениях Крюкова, например «Зыбь», и в других, есть описания у Скрипова, Петрова (Бирюка).


12. Получается можно было использовать палку в кулачном бою?

- Да в Вешках, как и в Мечетке бились, этакой палочно-кулачный бой.


13. Какие были правила?

- Здесь главное цель достичь. Правила обычные: кто сел на колени, того не бьют; у кого нос разбит и кровь течет, он, утершись, снова встает на бой. Этакая смесь фехтования и кулачных игр.
Вообще отношение к кулачкам было сродни отношению к игре, хотя, били в лицо, садили в бока, в грудь, под ребра, но после боя садились вместе, обсуждали поединок, выпивали. Бойным местом чаще всего была река, как в станице Мечетинской, в станице Кундрюченской таким местом был Цыганский луг – место нечистое, о котором ходили всевозможные слухи, где видели оборотней, мертвецов. В хуторе Висильный Семикаракорского района кулачки проходили на высоком кургане, напоминая о древнейших славянских тризнах. Бились обычно толпу на толпу, или двумя лавами. Стеночные бои заканчивались по-разному. В одном случае достаточно было вытеснить противника за линию поля, в другом случае бой терял свою структуру, в сумерках превращался в «сцеплялку-свалку» и заканчивался с наступлением темноты.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    14 января 2016 07:28
    Спасибо. Многое мне дядя (муж тети родной по моей маме она русская), хохол по национальности рассказывал, что ему его дед говорил. Даниловка (хохлы и он от туд), на той стороне Медведицы Березовская казаки, рядом хутора Плотников 1, 2 и т.д. там русские. Зимой выходили драться стенку на стенку. Казаки с хохлами, русские с казаками и т.д.. Хитрые хохлы мокрую веревку на морозе наматывали под полушубок, для корсета. Таких били и лежачими, только так делали только хохлы.

    Я конечно не так много дрался, но ни как не мог понять почему мне всегда тянет вдарить по кадыку аш до тормоза, хоть щелбан отвесить. Сдерживался, голову в драке не теряю, понимаю что так убью. Ядро толкал по 1 разряду, десятиборье и теннис настольной отлично играю, что левой, что правой рукой мне безразлично.

    Родился в Михайловке, на Дону есть хутор моей фамилией (чисто казачья), предки станица Слащевская.

    Хвост собачий.
    1. +2
      14 января 2016 09:21
      Цитата: bya965
      Хвост собачий.

      хвост это если ты корни свои забыл.Я тоже захватил краешек 70-80 годы дрались район на район сейчас такого уже не встретишь в компе бьются.
      1. +3
        14 января 2016 11:21
        Я тоже захватил краешек 70-80 годы дрались район на район сейчас такого уже не встретишь в компе бьются.


        Это да, у нас в 80-е часто дрались районами, кварталами.
        Я жил в одном квартале, а учился в соседнем через дорогу. И когда туда от нас ходили, или оттуда к нам - не ходил, так как друзья и там и там были. )) А уж когда район на район, или в посёлок к фабричным или к общагам, это мы завсегда. )))))
        Менты правда часто гоняли.
        Причём никаких ОМОНов и СОБРов то не было ещё, менты они и без оружия ходили почти всегда но, хватало одно вида формы что бы все ломились кто куда. )))
    2. +1
      14 января 2016 21:33
      Цитата: bya965
      Хвост собачий.

      Рад за тех кто не как я.

      Я знаю примерно 12 версий происхождения казачества. Я пытаюсь восстановить казачью одежду до Петра I (кто знает понимает разницу), я дочку воспитал в казачьей традиции.
      Я, я .... Я не ряженный, и разрыв казачьей традиции есть.

      И мне нас рать на ряженных, кто к моему роду не имеет никакого отношения. Главное не предать своих. Поэтому мне русские братья, калмыки и вообще мне нас рать на их Веру, национальность, главное плечо на которое можно оперется и своЁ Я не опущу.

      Я знаю, что последней фразой нарушил правила topwar, но я есть такой, какой есть. А гордыня это правильно.

      Быть Добру!
    3. 0
      16 января 2016 00:26
      верно говоришь, бывал я в тех краях, хотя хутора в тех краях потихоньку вымирают
  2. +2
    14 января 2016 09:32
    так по всей России еще в конце 70 начале 80 были кулачные бои, Орловская область, Воронежская! только ближе к концу 80 это стало походить на побоища, биты, цепи, кастеты!
    а до этого раз два в год деревня на деревню бились!!!
  3. +3
    14 января 2016 09:41
    "стенка на стенку" - обычное развлечение в деревне! такое было ещё в 90 годы (в основном по праздникам) когда ходили в соседнюю деревню драться...
    без всякой злобы - подрались и сели "мировуху" пить...
    1. +1
      14 января 2016 10:48
      Цитата: Свин
      стенка на стенку" - обычное развлечение в деревне! такое было ещё в 90 годы (в основном по праздникам) когда ходили в соседнюю деревню драться...

      Было дело!
  4. +3
    14 января 2016 15:01
    На Руси кулачные бои стенка на стенку с древних времен являлись составной частью мужского воспитания. При этом развивались прежде всего именно умение сражаться группой воинов в бою, умение за счет слаженности и взаимовыручки одолевать противника который мог быть и физически сильнее и численно больше.
  5. Riv
    -9
    14 января 2016 17:29
    Согласно легендам, самые суровые казаки годами не стригли ногти, отчего их руки и ноги превращались в страшное оружие. Единственной проблемой таких бойцов было безопасное подтирание задницы. Секрет, как правильно это делать, передавался от отца к сыну.
    :)))
    1. 0
      12 февраля 2016 16:13
      Тля, написал бы, кто ты есть, да предупреждений дюже много у меня.
  6. 0
    14 января 2016 21:20
    Цитата: bya965
    ...

    Родился в Михайловке, на Дону есть хутор моей фамилией (чисто казачья), предки станица Слащевская.

    Хвост собачий.

    Ба! Никак - земляк! Я тоже михайловский, около ДК цемзавода жил.
  7. +1
    15 января 2016 06:20
    М-д-а-а!То была "в разгаре"-пропаганда "русских стилей";то-период критики оных.Весьма много стало утверждений,что "русских"стилей не существует,что ,так называемые,"русские стили"-это "новоделы" "каратистов-неудачников".А может истина-где-то "по-середине"?Можно утверждать,что на Руси не было "школ" аналогичных восточным "канам" и "рю"(спорить не буду); но как можно утверждать,что у русских воинов не было никакой техники рукопашного боя ("стилей"),если всеми врагами признавалось: рукопашный бой-это сильная сторона русской армии,её "конёк";если России приходилось почти постоянно воевать ?! А "кулачные"(в т.ч.и "стеношные")бои-одно из главных "развлечений" русских мужиков? Неужто крестьянин,на протяжении десятилетий(с "детского" возраста-до "стариковского") принимающий "участие" в кулачных боях не мог "выработать" свой "стиль"?Закрепить за собой наработанные "хитрости"(то бишь "приёмы")? Если взять российские воинские формирования-то можно,например,"остановиться" на пластунах (пешие казачьи формирования из терцев,кубанцев). "Исследователи" того времени,"изучавшие"пластунов отмечают,что оные владели и "техниками" рукопашного боя без оружия.К этому принуждала "специфика" боевой деятельности пластунов:разведка,засады,бесшумное взятие "языков",внезапные "скоротечные" нападения-т.е.пластунские отряды-это ДРГ того времени.Нет "доказательств",что у пластунов была "стройная" система рукопашного боя типа "восточных единоборств"; есть утверждения,что это был "набор наработанных техник".Ну и что? И сейчас есть "секции",где тренеры обучают ,фактически,"наборам"!(Сам посещал такую "секцию").А в книге Шолохова "Тихий Дон" есть эпизод,когда Григорий Мелехов ,спасаясь от красноармейцев,применил "калмыцкий" приём.Неудивительно,что донские казаки,много времени "общаясь" с татарами,ногайцами,калмыками,башкирами на "сабантуях" и прочих "дружеских встречах" усваивали "кое-какие привычки" перечисленных "товарищей".