О пользе чтения мануалов или "Туалетная тревога"

Осенью 1944 года Карл Адольф Шлитт получил приказ принять под свое командование подводную лодку U-1206, сформировать экипаж и перейти в Норвегию, в Берген, где дислоцировалась 11-я флотилия. Весной 1945 г. процесс обучения закончился, и U-1206 со своим капитаном собралась на войну в Северное море. Обрадованный капитан-лейтенант повел корабль к берегам Шотландии, мечтая, как средневековый рыцарь сложить головы своих врагов к ногам дамы сердца.

О пользе чтения мануалов или "Туалетная тревога"


13 апреля U-1206 занимала позицию на подходах к порту Питерхед в Шотландии, встречая конвой, который по всем расчетам должен был скоро появиться. К вечеру неожиданно забарахлил дизель, командиру пришлось уйти на 60 метровую глубину и дать возможность ремонтной команде спокойно делать свое дело. Незанятые в работе подводники смогли немного передохнуть.


Тут необходимо вспомнить о таком насущном моменте на подводной лодке, как «гальюн». Существовавшая до этого конструкция, допускала использование гальюна на глубинах не больше перископной, то есть у поверхности. Зато усовершенствованная модель на U-1206 позволяла делать все, что нужно на всех глубинах, доступных подводному кораблю. Правда, механизм простотой не отличался. Под унитазом помещался большой сборник, куда смывалось все лишнее с помощью вращения штурвальчиков. Сборник находился под небольшим давлением, чтобы “ароматные» газы не прорывались при пользовании внутрь лодки, где и так дышать было трудно. После переполнения сборника туда подавался сжатый воздух, выкачивающий все его содержимое за борт на любой глубине, по специальному трубопроводу, закрытому особым клапаном. Помимо всего прочего, эта система не допускала всплытие отходов на поверхность, а раньше подобные случаи бывали, что нарушало скрытность пребывания субмарины на позиции. Правда, образец отличался повышенной сложностью функционирования, и один из механиков лодки даже закончил специальные “туалетные курсы».

Пользуясь свободной минутой, Карл Адольф Шлитт решил посетить маленькую кабинку, дабы лично опробовать достижения прогресса. За долгое время пребывания в укромном уголке капитан-лейтенант, наверное, думал о том, что еще не прославил U-1206 боевыми подвигами. Когда процесс успешно завершился, Карл Адольф не глядя, крутанул штурвальчики, но ожидаемого журчания воды не послышалось. Командир не теряется в любой ситуации: так и Шлитт – глянул на официальную германскую инструкцию по пользованию гальюном, висевшую на двери и храбро повернул еще один штурвальчик – гальюн сохранял каменное спокойствие и не издавал ни единого звука.

В конце – концов, осознав, что его подводный опыт в данном вопросе не слишком велик, Шлитт вызвал к себе дипломированного туалетного специалиста. Тот был занят ремонтом дизеля, и на подмогу капитану прислал матроса-моториста. Тот, горя желанием помочь родному командиру и показать себя с лучшей стороны, не читая никаких инструкций, начал крутить штурвал откачки сборника за борт. В азарте оба не заметили, что клапан унитаза не был захлопнут. Эффект превзошел все ожидания. Жидкое и твердое содержимое сборника, подталкиваемое сжатым воздухом и забортной водой, со свистом вылетело вверх и желтым «душистым» фонтаном обрушилось на обоих обалдевших подводников, в довершении всего из унитаза начал бить столб забортной воды под давлением несколько атмосфер, толщиной с человеческую ногу.

Услышав шум воды, врывающейся внутрь корабля, инженер-механик бросился к гальюну, но столб воды бил с такой силой, что подойти к механизмам закрывания клапанов было невозможно.

Первый вахтенный офицер, находясь в центральном посту, почувствовал, что лодка сильно тяжелеет, не стал дожидаться командира, который что-то слишком долго «размышлял о вечном» в гальюне, и скомандовал всплытие на перископную глубину. Давление в трубе упало, опомнившийся моторист подскочил к штурвалам и замкнул все клапаны. Казалось все позади, но положение оказалось гораздо серьезнее – вода, попавшая внутрь прочного корпуса, успела достигнуть отсека, где находилась аккумуляторная батарея. Соленая вода попала на пластины аккумуляторов и произошла неизбежная реакция. Через несколько минут клубы тяжелого, едкого белого газа поплыли по лодке – хлор прибывал очень интенсивно. В эти минуты внутренность лодки очень напоминала подводную душегубку.

Сориентировавшийся, наконец, Шлитт приказал всплывать совсем. Лодка пробкой вылетела на поверхность, и командир, чье состояние в те минуты представить трудно, добрел до рубочного люка и с трудом его распахнул, жадно вдохнув соленый бриз. Вентиляторы резво начали выталкивать за борт клубы газа, впуская внутрь живительный морской воздух.

Именно в этот момент неподалеку пролетали два английских самолета из охраны конвоя, который и поджидала субмарина Шлитта. Летчики, наверное, сильно удивились, увидев всплывшую лодку, из которой валил белый дым, и сразу пошли в атаку. Пока плохо соображающие моряки бежали к палубному орудию, английские бомбы уже сыпались вниз. Прямого попадания удалось избежать, но очень близкие взрывы нанесли лодке такие повреждения, что снова уйти под воду она уже не могла. Первое же столкновение с противником оказалось для корабля последним, Шлитт вынужден был подать последнюю команду «Покинуть корабль». Вскоре подошедший миноносец поднял из воды немцев… В результате героического похода в туалет капитан-лейтенанта Шлитта субмарина погибла. В историю же она вошла под прозвищем – «Потопленная унитазом».

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. рюрикович 16 января 2016 07:02
    Всяк бывает laughing
    Судьба иногда так улыбается, что в первом походе может предоставить кораблю в зависимости от размеров либо свой айсберг, либо необкатанный в реальных "боевых" условиях нужник, страдающий детскими болезнями не доведённого до совершенства механизма.... winked feel
  2. кошак 16 января 2016 07:02
    Такое выдумать трудно, придется поверить.
    1. sub307 16 января 2016 09:55
      "Такое выдумать трудно, придется поверить".
      Наши отечественные подводне гальюны имеют схожую котструкцию...,"плавали знаем...". Ну дык вот... таких случаев(выброса "дерьма в харю") хватало..., особенно "весело" было наблюдать за замполитом в "шоколадной глазури" выходящего из галльюна. А запах, чтож... к нему быстро привыкаешь.... У нас правда(лично на моей ПЛ) к серъёзным затоплениям такие "казусы" не приводили..., чего надо быстренько откачивалось, "чего не надо" оттиралось и отмывалось. Через неделю автономки "все и всё" уже умели....
    2. Комментарий был удален.
  3. PlotnikoffDD 16 января 2016 07:26
    Поражает с каким упорством даже весной 45го немецкие подводники шли на задания, фактически на верную смерть, ведь превосходство союзников было подавляющим. Еще более поражает возможность немецкой промышленности клепать лодки непрерывно и в огромных количествах.
    1. andrewkor 16 января 2016 19:39
      более 1000 шт.,включая ,правда, и сверхмалые!
  4. parusnik 16 января 2016 08:40
    Раз в году и палка стреляет..а тут..посерьёзнее будет...
  5. Алекс 16 января 2016 09:33
    Какая-то странная аллюзия на поэта Баркова, утонувшего в сортире по пьянке. Он даже сам на себя незадолго до этого эпитафию написал:
    "Жил грешно
    И умер смешно"
  6. капрал 16 января 2016 10:27
    ...нас командир обматерил,
    от огорченья закурил
    окурок в шахту зашвырнул,
    тут арсенал и долбанул...
    wassat
    ===================================
    Сдается мне, что во всех армиях мира есть примеры казусных случаев laughing , приводящих к авариям и катастрофам.
  7. АлНиколаич 16 января 2016 10:49
    Вот так и завязывается цепочка досадных случайностей, приводящая к печальным последствиям... Командир не умел пользоваться гальюном... Специалист оказался занят, и в трудную минуту прислал персонажа-долбоящера, который то же не умеет, но за всё хватается... Этот кадр натворил, что натворил, и всё бы ничего, если бы не хлор... Пришлось всплывать и вентилироваться, что нормально... И вот кабы не два английских самолёта... Короче, не хрен в сортир ходить!
    А так, -всё хорошо, прекрасная маркиза!-(ц)!
  8. ВадимЖивов 16 января 2016 11:43
    Спасибо за статью!!!И интересно и прикольно.Жаль мало комментариев специалистов...Автору +++++ hi
    1. ava09 19 января 2016 04:43
      Случай типичный для гальюнов такой конструкции, кому приятно вспоминать? )
  9. Petrix 16 января 2016 12:22
    Ещё одно доказательство, что мелочей не бывает. От малых причин бывают большие последствия.
  10. ВохаАхов 16 января 2016 12:27
    Одна немецкая подводная лодка была потоплена паровозом. Паровоз перевозился на палубе. Подводная лодка в надводном положении торпедировала судно.Взрывной волной паровоз подбросило в воздух и он рухнул прямо на подводную лодку и утопил её.
    1. Альф 16 января 2016 22:57
      Цитата: ВохаАхов
      Одна немецкая подводная лодка была потоплена паровозом. Паровоз перевозился на палубе. Подводная лодка в надводном положении торпедировала судно.Взрывной волной паровоз подбросило в воздух и он рухнул прямо на подводную лодку и утопил её.

      Говорят, что снаряд дважды в одну воронку не попадает, но..
      Германский подводный флот-единственный подводный флот мира, в котором повторился один и тот же случай.
      Вы описываете случай из второй мировой войны, подобным образом была утоплена немецкая подлодка U-28 2 сентября 1917 года , но тогда транспорт вез грузовики.
  11. казак волгский 16 января 2016 15:02
    улыбательно)))) но всяк бываеть))))спасибо - знал но без подробностей.......
  12. NIKNN 16 января 2016 15:16
    laughing laughing laughingоднако автору +++ laughing laughing laughing drinks
  13. Робертъ Невский 16 января 2016 17:31
    Да, могу сказать только: "Яко!" yes
  14. Кэптен45 16 января 2016 18:39
    У Александра Покровского есть рассказ о похожей ситуации,только там ждали Командующего ВМФ и дневальный продул гальюн так,что всё содержимое полезло в лодку.По сравнению с немцами повезло,остались живы,но обложили командира и экипаж всем чем можно.
    1. tolancop 16 января 2016 19:18
      Рассказ есть ("Черный песец"). А похожесть ситуации только в том, что обе связаны с гальюном и неумехами.
  15. andrewkor 16 января 2016 19:44
    Новейший японский суперавианосец "Синано",переделаный из линкора типа "Ямато", в первом же рейсе по внутреннему морю от завода до базы нарвался на 4 торпеды от амеров.
    1. Assistant 16 января 2016 20:55
      в первом же рейсе по внутреннему морю от завода до базы нарвался на 4 торпеды от амеров


      Он был в такой ситуации, что не напороться на янки он просто не мог. По пути его следования дежурило несколько подводных лодок. На ВО несколько раз разбирали.
  16. Assistant 16 января 2016 21:09
    Понятно, байка задорная, весёлая, передрана с Пикабу, ну это хоть честно указали.
    Но мне всегда казалось, что формат "Военного обозрения" отличается от формата "Пикабу" и похожих на него развлекательных порталов. Поэтому вопрос: какие доказательства, подтверждающие, что причиной поступления воды в U-1206 был именно гальюн, а не какая-нибудь другая неисправность?
    Например, на сайте http://olt-z-s.livejournal.com/51368.html и даже в обсуждении на том же Пикабу приведен отчёт самого Карла-Адольфа Шлитта:
    Wir setzten uns vom Geleit ab, legten uns in 80 Meter Tiefe auf den Nordseegrund und versuchten dort nun in Ruhe, der Störungsursache im Diesel auf den Grund zu gehen. Am späten Nachmittag des 13 April 1945 - ich beobachtete gerade im Achterschiff die Arbeiten am Diesel - kam es zu einem schweren Wassereinbruch im Vorschiff, dessen genau Ursache nicht mehr aufgeklärt werden konnte. Der in diesem Augenblick in der Zentrale befindliche LI erteilte sofort alle Anordnungen, die geeignet sein konnten, das Boot trotz der Wasserbelastung vom Boden der Nordsee an die Wasseroberfläche zu bringen. Nach bangen Sekunden kam Aufwärtsbewegung in das Boot und nach etwa zwei Minuten waren wir an der Wasseroberfläche. Aber U-1206 war in einem total kampf- und fahrunfähigen Zustand. Es hielt sich gerade noch treibend über Wasser. Im Boot breiteten sich giftige Gase aus. Da wir in diesem Zustand jederzeit von englischen Einheiten entdeckt und angegriffen werden konnten, entschloss ich mich, U-1206 zu versenken und zu versuchen, in unseren Schlauchbooten die etwa 20 Seemeilen entfernte schottische Küste zu erreichen.

    В переводе Игоря Борисенко:
    Мы оторвались от конвоя, легли на глубине 80 м на дно Северного моря и попытались там в тишине найти причину неполадок дизеля. Ближе к вечеру 13 апреля 1945 - я наблюдал в корме за работой над дизелем - началось сильное поступление воды в носовой части, точную причину которого выяснить не удалось. В этот момент находившийся в центральном отсеке лейтенант-инженер немедленно отдал все распоряжения, которые могли вывести лодку со дна Северного моря на поверхность воды наперекор водяному балласту. Через несколько тревожных минут лодка начала подниматься и примерно через две минуты мы были на поверхности. Однако, U-1206 была в полностью небоеготовом и непригодном к движению состоянии. Теперь она просто дрейфовала по воде. Лодку наполняли ядовитые газы. Так как мы в таком состоянии в любое время могли быть обнаружены и атакованы англичанами, я решил затопить U-1206 и попытаться на надувных лодках достичь шотландского побережья, которое находилось от нас на расстоянии примерно 20 миль

    Так что смертельный гальюн - это конечно, хорошая байка, как и то, что командир советской АПЛ торпедировал "Нимитц" фекалиями, как и многие другие истории, но для баек без пруфов есть специальный раздел на форуме "ВО".
  17. Yarik 16 января 2016 21:46
    М-да...матчасть учить надо.А если серьезно-вот он,случай, причина многих "случаев". what
  18. Поморянин 17 января 2016 12:57
    Правильно говорят, что инструкции по большей части написаны кровью. Надо было матчасть-то изучить досконально, и не стал бы посмешищем подводник "туалеттен-капитан" Шлитт..
  19. птс-м 17 января 2016 15:35
    Самонадеяность в „тонких“ делах оборачивается катастрофой.это относится к любому департаменту жизни.
  20. Exsubmariner 17 января 2016 15:38
    Ежели педалька не нажимается, не стоит на неё нажимать сильнее.
  21. wandlitz 17 января 2016 15:58
    Есть в русском народе пара пословиц к этой теме:
    "Жил смешно да помер грешно".
    "И смех и грех".
  22. Yarik 10 октября 2016 18:36
    Флотские рассказы. (автора, к сожалению, не помню) О клапанах

    Вы еще не устали о дерьме читать? Ну, если не устали, то теперь самое время поговорить о клапанах: о клапанах на трубопроводе выброса за борт содержимого баллона гальюна. Обещаю, что будет интересно: тема сама по себе интересная. Конечно, интересная, особенно если дуешь гальюн, то есть - -я хотел сказать: сжатым воздухом дуешь баллон гальюна, а клапана открыть забыл, я имею в виду забортные клапана. Очень интересная ситуация. А переживаний в связи с этим сколько будет... Но по порядку. Сначала заметим: клапана - это ответственный момент. И открывают их ответственные люди - трюмные. А где у нас родина всех ответственных трюмных?

    Родина всех трюмных - Средняя Азия и Закавказье. Именно там ежегодно рождаются новые трюмные. И если в отсеке один гальюн, то они с ним справляются, но, если в отсеке два гальюна, то на каждый гальюн нужно по одному трюмному.

    В пятом отсеке у нас два гальюна: отсечный гальюн на верхней палубе и докторский - гальюн изолятора - на средней.

    Оба они сидят на одной забортной трубе и продувают их по очереди. Происходит это так: наверху находится Алиев Мамед, прослуживший два года, родина - Закавказье; внизу, на забортных клапанах, сидит Ходжимуратов Ходжи, прослуживший один год, родина - - Средняя Азия. Ходжи должен открыть забортные клапана и отсечь докторский гальюн. Для этого он и посажен в трюм. Мамед ему сверху кричит:

    - Ходжи! Ходжи! Ходжи! Ходжи его не слышит.

    - Ходжи!!!

    - Ха-а... - Ходжи услышал.

    - Ход-жи! Чурка нерусский! Ты клапана открыла?

    - Да-а! - кричит Ходжи. - Открыла!

    - А ты доктур закрыла?

    - Да-а...

    - Сма-атри - ха-а...

    Все это происходит в 7 часов утра при всплытии на сеанс связи и определение места. Орут они так, что не могут не разбудить доктора. Они его будят. Доктор садится на койке и спросонья говорит только одно слово. Он говорит:

    - Су-ки...

    В это время дуется верхний гальюн, и так как Ходжи отсек докторский гальюн совсем не там, где он отсекается, и забортные клапана открыл тоже не те, то все содержимое баллона верхнего гальюна передавливается не за борт, а. подхватив с собой содержимое гальюна изолятора, начинает поступать в изолятор: сначала появляется коричневый туман, а потом - потоки. Доктор - через какое-то время - начинает проявлять интерес к происходящему: он нюхает воздух, как спаниель, а потом он спускает ноги с койки и скользит в чем-то мерзостном и с криком: "Ах, ты... (наверное, жизнь моя молодецкая) ", - выпадает и погружается. А потом доктор в таком виде приходит в центральный и требует, чтоб ему нацедили крови трюмных - целое ведро...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня