Пополнения военно-морского флота России в 2015 году
По имеющимся данным, в течение 2015 года российская судостроительная промышленность достроила, испытала и передала заказчикам, в том числе зарубежным, 4 подводные лодки, 2 боевых надводных корабля, 4 единицы кораблей и судов вспомогательного назначения, 2 десантных катера на воздушной каверне, а также 8 катеров иных типов. Кроме того, флот получил достаточно большое количество буксиров, судов обслуживания, плавучих кранов и т.д.
Несмотря на все успехи, далеко не все планы на 2015 год были реализованы в установленные сроки. Так, из-за проблем производственного характера в прошлом году не удалось завершить испытания двух фрегатов проекта 11356 «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». Согласно существовавшим до недавнего времени планам, эти корабли должны были войти в состав ВМФ до конца 2015 года. Теперь сдача фрегатов перенесена на 2016 год. Имеющиеся сведения позволяют предполагать, что обновленные планы не потребуют новых изменений и будут успешно выполнены.
Петербургский судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» в прошлом году передал заказчикам четыре дизель-электрические подлодки семейства «Варшавянка». 3 июля состоялась церемония поднятия флага на подлодке Б-262 «Старый Оскол» (проект 636.3), вошедшей в состав Черноморского флота. 25 апреля на воду спустили лодку того же проекта Б-265 «Краснодар». Испытания продолжались несколько месяцев, и по их результатам 5 ноября субмарина пополнила подводные силы Черноморского флота.
Также необходимо отметить, что в прошлом году «Адмиралтейские верфи» передали военно-морским силам Вьетнама две подлодки проекта 636.1, спущенные на воду в 2014-м. Лодки HQ-185 Khánh Hòa и HQ-186 Đà Nẵng были переданы заказчику до конца прошлого года.
12 декабря на Черноморском флоте состоялась церемония поднятия флага на двух новых малых ракетных кораблях проекта 21631 «Буян-М». Теперь в составе этого объединения несут службу корабли «Зеленый Дол» и «Серпухов», основным ударным вооружением которых является ракетный комплекс «Калибр».
4 июля Балтийский флот получил второй и третий десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» – «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов», построенные Ярославским судостроительным заводом. Конструкция этих катеров позволяет перевозить до 3 танков или 90 десантников и двигаться со скоростью до 35 узлов.
В 2015 году промышленность завершила выполнение нескольких крупных заказов на строительство специальных кораблей и судов, призванных решать специфические задачи. Новая техника уже вошла в состав флота и успела приступить к полноценной работе. Более того, некоторые новые суда даже успели стать поводом для беспокойства среди зарубежных специалистов.
23 мая в состав Северного флота было включено океанографическое исследовательское судно «Янтарь» (проект 22010). Это судно несет комплекс научного оборудования, которое позволяет проводить различные исследования во всех районах Мирового океана. Через несколько месяцев после начала службы судно «Янтарь» отправилось в первый длительный поход, после которого в зарубежной прессе появилась масса специфических публикаций. Утверждалось, что экипаж «Янтаря» выполнял поиск стратегически важных кабелей связи и поэтому угрожает безопасности некоторых зарубежных стран.
26 июля 2015 года Андреевский флаг был поднят на среднем разведывательном корабле проекта 18280 «Юрий Иванов», вошедшем в состав Северного флота. По имеющимся данным, этот корабль получил комплекс радиоэлектронных средств, позволяющих выполнять различные разведывательные задачи. Точный сведения на этот счет пока не оглашались. Сообщается, что в обозримом будущем аналогичные корабли будут построены для Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов.
11 декабря в состав военно-морского флота был принят плавучий док «Свияга» (проект 22570). Этот док предназначается для выполнения различных работ по обслуживанию кораблей или субмарин, а также может использоваться для их транспортировки, в том числе по внутренним водным путям страны.
18 декабря Северный флот получил морской транспорт вооружений проекта 20180ТВ «Академик Ковалев», построенный предприятием «Звездочка». Судно имеет грузовую площадку в кормовой части, а также оснащается подъемным краном грузоподъемностью 120 т. Предусматривается площадка для посадки вертолета.
25 декабря состав Тихоокеанского флота пополнился спасательным судном «Игорь Белоусов», построенным по проекту 21300С. При помощи комплекса специального оборудования это судно сможет оказывать помощь надводным кораблям, а также спасать экипажи подводных лодок. Для выполнения последней задачи судно несет глубоководный аппарат «Бестер-1» и телеуправляемые системы, а также оснащается барокамерой и необходимым медицинским оборудованием.
В течение 2015 года судостроительный завод «Пелла» достроил и передал военно-морскому флоту несколько патрульных катеров проекта 03160 «Раптор». Четыре таких катера пополнили состав Черноморского флота, еще три переданы Балтийскому.
В 2015 году промышленность успешно занималась строительством и испытаниями различных судов вспомогательного назначения. Так, в январе и марте Балтийский и Черноморский флоты соответственно получили по одному многофункциональному судну портового обслуживания проекта 03180. В июне моряки-черноморцы получили спасательное буксирное судно «Профессор Николай Муру» (проект 22870). Тихоокеанскому и Балтийскому флотам переданы большие гидрографические катера проекта 19920. Тихоокеанский флот осваивает два плавучих крана проекта 02690.
Спасательный флот ВМФ России пополнился большим количеством катеров двух типов. Балтийский флот получил шесть аварийно-спасательных катеров проекта 23040, также поставлены семь многофункциональных спасательных катеров проекта 23370 (3 для Каспийской флотилии и по два для Балтийского и Черноморского флотов).
В 2015 году завершились строительство и испытания нескольких буксиров проектов 90600, 76609 и ПЕ-65. Эти суда переданы Балтийскому и Северному флотам. Строительство буксиров этих проектов продолжается.
По данным министерства обороны, в прошлом году военно-морской флот получил две многоцелевые подводные лодки и восемь надводных кораблей (без учета вспомогательных судов). Эти поставки позволили поднять долю новой техники флота до 39%. Реализация новых заказов и поставки новых кораблей, подлодок и т.д. позволят увеличить этот параметр. В соответствии с поставленными задачами, к концу десятилетия доля новой техники в вооруженных силах должна достигнуть трех четвертей.
Для выполнения поставленных задач в настоящее время продолжается строительство большого количества кораблей, судов, катеров и подлодок. Кроме того, в прошлом году начались работы по нескольким новым заказам. Интенсивность работ предприятий судостроительной промышленности позволяет предполагать, что к концу десятилетия военно-морской флот действительно получит требуемую технику. Строительство новых кораблей сталкивается с определенными трудностями, однако есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом.
По материалам сайтов:
http://flotprom.ru/
http://russianships.info/
http://flot.com/
http://portnews.ru/
http://mil.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
Информация