Илья Муромец: монах-богатырь

Илья Муромец: монах-богатырь


Как один былинный герой защищал русскую землю несколько веков подряд
1 января Православная церковь отмечает день памяти преподобного Ильи Печерского, ставшего прообразом былинного героя Ильи Муромца. Как искали и где нашли следы силача-монаха, которого почитают как защитника русской земли, разбиралась «Русская планета».

По следам легендарного богатыря



Историки пытались отыскать следы легендарного богатыря в летописях, географических названиях, сказках других народов и сказаниях заморских путешественников. Память об Илье Муромце как о реальном историческом персонаже переросла его время и прошла через несколько веков, собрав воедино представления народа об идеальном защитнике русской земли.

В прототипы былинного героя исследователи записывали самых разных персонажей: начиная от летописного богатыря Рогдая, воина Олега Моравского и заканчивая самозванцем Ильей (Илейкой) Коровиным, который объявил себя Петром I и был впоследствии казнен. Долгое время было принято считать, что Илья из города Мурома — обобщенный образ, в основе которого нет конкретного исторического персонажа.

Первым местом поиска его следов стали летописи. Богатырь Илья Муромец в самых ранних исторических документах — Никоновской и Лаврентьевской летописях — не упоминается. При этом собратья Ильи Муромца по ратным подвигам — Алеша Попович и Добрыня Никитич — в летописных текстах есть. Возможно, это связано с тем, что оба богатыря были к тому моменту более известными, чем Илья Муромец. Добрыня сделал неплохую карьеру в княжеской дружине, а Алеша Попович, помимо прочего, был из семьи священника. Да и в самих былинах Добрыня Никитич и Алеша Попович поначалу называют Илью Муромца «мужиком» и «никому не известной деревенщиной».

Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты городка Орши Филона Чернобыльского. Он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине» как о защитнике русских земель и о других богатырях, которых так не хватает в это нелегкое время.

Истории об Илье Муромце встречаются не только на Руси, но и у европейских народов. В древнегерманском эпосе он фигурирует как Илья Русский, могучий и непобедимый воин. В скандинавских сагах Илья превратился в Илиаса. Заморские этнографы, приезжавшие на Русь, также собирали истории, известные каждому русскому мальчишке. Польский купец родом из Львова Мартин Грюневег после возвращения из Киева в 1584 году писал о том, что видел могилу легендарного богатыря. Эрих Лассота фон Штеблау, австрийский путешественник и дипломат, также упоминал в 1594 году об исполине Илье Моровлине и его могиле. Эти свидетельства указали историкам наиболее вероятное место захоронения богатыря.

Монах

Один из монахов лавры, Афанасий Кальнофойский, издал в 1638 году жития святых угодников обители. В их числе есть и Илья Муромец, или Илья Печерский, который, по свидетельству монаха, жил за 450 лет до того времени. Именно с этим реальным историческим персонажем, как считают многие исследователи, и связан образ легендарного богатыря. Не случайно во всех былинах Илья Муромец предстает защитником народа русского и православной веры. Например, деньги, отнятые у разбойников, он отдавал на строительство храмов.

Илья Муромец: монах-богатырь

Илия Печерский (Илья Муромец). Фото: vladimirobl.ru

Считается, что Илья принял монашество ближе к концу жизни, после воинских подвигов в дружине князя Владимира Красное Солнышко (также былинного персонажа, имевшего, правда, более определенный исторический прототип — Владимира Крестителя). Однако церковные предания переносят время жизни Ильи Муромца с XI века на XII. Житие Ильи никто из последующих церковных историков не составил — возможно, это произошло потому, что за время монашества Илья не успел совершить особенных подвигов веры, так как принял постриг незадолго до кончины. Впрочем, былины о народном герое, бережно передававшиеся из уст в уста, сумели сохранить куда больше подробностей о его жизни, чем многие письменные источники.

В советские годы Илью Муромца всеми силами старались «дехристианизировать». Так, например, в дореволюционных изданиях былин Илья встал на ноги после встречи с Христом и апостолами, позже превратившихся в безымянных старцев — калик. Однако именно в советское время была поставлена окончательная точка в поисках исторического прототипа Ильи Муромца. Исследования, проведенные в 1988 году специальной комиссией, подтверждают: монах из Киево-Печерской лавры и былинный персонаж — по всей видимости, один и тот же человек.

Ученые установили, что монах, чьи мощи находятся в Киево-Печерской лавре, жил в XI–XII веке, его возраст — 40-55 лет — вполне соответствует былинному описанию. Самый большой сюрприз ожидал ученых при исследовании скелетно-мышечной системы. Были обнаружены костные деформации, которые образуются в результате перенесенного в юности паралича конечностей. Тело монаха также несло на себе следы многочисленных битв, а умер он от обширной раны в сердце. Возможно, это произошло во время набега половцев на Киево-Печерскую лавру.

Один из героев


Крупный специалист по фольклору Владимир Пропп писал: «Былины об Илье Муромце являются отражением всех пройденных русским народом эпох: вытеснения язычества христианством, борьбы с татарами, несправедливости и жадности со стороны бояр и великого князя (царя) возникшего централизованного государства, Смутного времени и народных восстаний… Мы не сможем угадать всех исторических героев и антигероев, чьи деяния подтолкнули народ к созданию былин, всех, кто стал прототипом персонажей произведений об "эпическом времени" русского народа».

Но это значит, что преподобный Илья Печерский, Олег Моравский, Рогдай и даже Илейка Муромец — лишь некоторые из числа народных героев, которые воплощались в одном и том же образе из века в век. Стало быть, и на наше время богатырей хватит.
Автор: Елена Горбачева
Первоисточник: http://rusplt.ru/society/ilya-muromets-monahbogatyir-20609.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. кошак 17 января 2016 05:39
    "Стало быть, и на наше время богатырей хватит." soldier yes
    Спасибо за статью, ждём продолжения! good
  2. parusnik 17 января 2016 07:46
    В древнегерманском эпосе он фигурирует как Илья Русский, могучий и непобедимый воин. Легенда говорит о том, что в одном в жестоком сражении Илья чуть не погиб, но чудом остался жив и дал обет удалиться в монастырь, посвятить себя Богу и больше никогда не брать в руки меч. Илья пришел к стенам Лавры, снял с себя все воинские доспехи, но не смог бросить меч и взял его с собой. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах.Но однажды враги подступили к стенам монастыря, и Илья своими глазами увидел гибель настоятеля Лавры, сраженного смертельным ударом. И тогда Илья, несмотря на обет, снова взял в руки меч. Но почувствовал, что ноги снова отказываются ему служить. Он еще успел заслониться рукой от смертельного удара копьем, но силы уже покидали его…
  3. shasherin.pavel 17 января 2016 09:03
    1215 л. Неурожай в Новгороде. Ярослав перекрывает торговые пути в Новгород, где начинается лютый голод. Ростовский боярин Александр Попович - дружинник князя Константина стал прототипом богатыря Алёши Поповича.
    1188 л., «поднялся на ноги*» под городом Муромом в селе Карачарово, что на речке стоит Смородинке, 19 дек., по старому (1 января по новому стилю) Илья из гущи леса, впоследствии Гущин, прозванный в летописях Ильёй из Мурома.
    *Было написано «родился».
    Но погиб в 1203.
    Пятнадцать лет службы и 33 года юношеского паралича ног куда ни шло, но не 15 же лет жизни. Экспертиза мощей преподобного Ильи указала на возраст в 40-55 лет. Здесь получаем 48 лет жизни с учётом того что юношеская болезнь возродилась с возрастом.
    В начале 1203 лета Половцы разграбили Киев, как союзники Чернигова. Смоленским князем Рюриком Ростиславичем при штурме Киево-Печёрского монастыря убит преподобный Илья Печёрский, в миру Илья Иоаннович Гущин – Муромец (Чоботок) из села Карачарова. Канонизирован в 1643 г. Отец Иоанн Тимофеевич Гущин. Супруга Ильи Муромца Златыгорка (баба Горынинка) сын Сокольничек.
    Род Гущиных и по сей день отличается огромной силой в мужчинах.
    Автору следовало бы больше внимания уделить исторических фактам или летописям. Статья малограмотная для исторического повествования.
    Хотя настоящая история во многом не такая как нам подносят и вот факт для размышления.
    К 1380 л., положение Мамая ухудшилось. Законным приемником Золотой орды стал Тохтамыш – хан Синей Орды. Западная Сибирь, Северный Казахстан, Иртыша и Оби. В это время происходят бои с войском Мамая на р. Пьяне и на р. Воже. Дмитрий Донской порывает с Мамаем и провозглашает царём Тохтамыша. Победа над татарами на реке Воже. Напутствие Сергия Радонежского князю Дмитрию: «Почти дарами и воздай честь нечестивому Мамаю, да видя твоё смирение, Господь Бог вознесёт тебя, а его не укротимую ярость и гордость низложит». Слова боярина Брянского, из города Любутск на Оке, на земле Великого княжества Литовского и Русского Александра Пересвета: “Рекуча таково слово «Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых полонёнными», были сказаны в середине битвы, когда «иные уже лежат посечены у Дона Великого на берегу». Родион Ослябя постригся в монахи под старость и служил у митрополита Киприана. Заметьте, что Родион Ослябя не был в служении у Сергия Радонежского, как и воевода Александр Пересвет не мог быть в служении Сергию. Отношения Сергия Радонежского и Дмитрия Донского были мало сказать натянутыми, так как именно Сергий писал князю письма с просьбой примириться с Мамаем. Дмитрий объявил сбор всех полков в Москве и Коломне на 15 августа. На помощь ему привели свои полки удельные князья.
    И с чем же связано, что Сергий Радонежский обращается к Дмитрию с просьбой примирится с Мамаем?
    «В 1252 лето Александр Невский имея ярлык на Великое княжение… подавляет волнение русского населения, протестующего против дани татарам. Мирная политика Александра была оценена ладившей с ханом русской церковью: после смерти Александра она объявила его “святым”». Вот где следует задуматься: «ладившей с ханом русской церковью». И после каких же событий прошло благословение Дмитрия Донского от Сергия Радонежского на битву в 1382 лето? Подумаешь и ответишь: после победы Дмитрия Донского на поле Куликовом! Вернёмся к этому вопросу в 1382 лето…
    1. bober1982 18 января 2016 08:08
      Послушайте,уважаемый shasherin.pavel,весь ваш комментарий- это дешёвый пересказ такой же дешёвой и гадкой статьи,опубликованной на ВО под авторством господина П.Р.Прозорова от 30.01.2013г.И зачем всю эту гадость вы на свет Божий вытащили непонятно.
      Если вспомнить одного персонажа из фильма,то можно вам пожелать (словами этого киногероя)- "...... тебе бы романы начальник писать..... "
      1. shasherin.pavel 18 января 2016 18:53
        Уважаемый! Прежде чем писать надо подумать, это часть двухлетней работы которую я ещё даже не завершил ещё, единственно, где я уже ничего нового для себя и других внести не могу, то это двести лет до нашей эры. А это ещё в стадии черновика, да я использую самые различные источники, и даже приходится заново переводить некоторые летописи, так как опыт работы по переводу с древнеславянского и церковно-славянского накопил при переводе Церковно-славянского текста Библии, на которую ушло 15 лет. Здесь же выдержки из нескольких работ, где иногда приходится менять даты в летописях. Если вы заметили, пришлось пришлось поменять время рождение Ильи по Ипатьевской летописи на "встал на ноги", раньше почему-то этого никто не сделал. Я могу с вами посоревноваться, если вы сможете перечислить родословие Рюрика до его пра-па=ра-прадеда... ну ладно... хотя бы должность его деда при дворе императора Августа I Великого. Попробуйте развить эту тему если у вас есть пару месяцев свободных. Учите матчасть.
    2. Alexey-74 18 января 2016 14:57
      Что за бред? господин историк....опять пересказ альтернативной истории? для чего?
  4. Мрак 17 января 2016 10:12
    Странно,а во многих былинах, "защитник православной веры", предстаёт достаточно весёлым персонажем, разорявшим церкви и гонявший попов.
    Кому верить в столь тревожное время?
    1. Синекот 17 января 2016 13:24
      Цитата: Мрак
      Странно,а во многих былинах, "защитник православной веры", предстаёт достаточно весёлым персонажем, разорявшим церкви и гонявший попов.
      Кому верить в столь тревожное время?

      Где такие былины нашёл?
      1. РУСС 17 января 2016 16:11
        Цитата: Синекот
        Цитата: Мрак
        Странно,а во многих былинах, "защитник православной веры", предстаёт достаточно весёлым персонажем, разорявшим церкви и гонявший попов.
        Кому верить в столь тревожное время?

        Где такие былины нашёл?


        Ни где,так как нет таких, просто в лужу п...н laughing
        1. Мрак 17 января 2016 23:50
          Маковки церквей он в каких былинах сгибает своим луком?
      2. shasherin.pavel 18 января 2016 19:15
        А вы былины только по детским книжкам читали или по мультикам, если читать не художественные произведения а настоящие тексты, так Муромец в начале пути к Соловью разбойнику в плен попал, но развалил темницу... Так что летописный Соловей не свистел, а пленял мимо ходящих. Да и с Владимиром у него отношения были куда более худшие, чем к художественном фильме. А как он свою жену Горынянку полонил, так хоть в Плейбой публикуй, короче не для тех кому ещё в школу ходить.
    2. Alexey-74 18 января 2016 14:59
      Интересно где такие былины вы читали? На это способна была только ранняя советская пропаганда.....
    3. shasherin.pavel 18 января 2016 19:08
      И это не исключено: Время было такое, что Русь только крестилась, сначала крестился Аскольд в Византии, и получил имя при крещении Николай, тот самый Святитель Николай, которому установлен в память о нём "храм Святителя Николая", и сделал он то раньше Владимира Красно Солнышко, личность крайне противоречивая в начале и в конце жизни. Но крестился он как князь Киевский. Олег убил Аскольда-Николая и вернул Киев в язычество. Сын Игоря, внук Рюрика крестился уже в Крыму, где тогда действовало христианское направление осуждённое на Никейском соборе, как еретическое, отличное от Византийского. Так что можно предположить существование "истинной" Византийской церкви от Владимира, "еретической" от Аскольда-Николая, а так же и капищ языческих. Думать, что на Руси или России в христианстве была тишь и гладь, мягко выражаясь, не верно. А сжечь инородную еретическую церковь и Алексий Михайлович не гнушался, и Пётр I в начале своей юности не мало пожёг старообрядцев вместе с церквями. И только в более зрелом возрасте "сменил казни староверов на двойную подать". Двести лет на Руси полыхали костры из гуслей, жалеек, свирелей и волынок. Надо только подумать, что только в русском произношении "волынка" объясняет из чьей кожи изначально делались кожаные меха "ВОЛынок"
  5. сурож 17 января 2016 10:25
    Тема как раз для ВО, исторической академичности маловато. Но +.
    1. shasherin.pavel 18 января 2016 19:17
      Цитата: сурож
      исторической академичности маловато.

      А вам по академику Волкогонову? Партия сказала так писать, значит так история и происходила.
      1. bober1982 18 января 2016 19:45
        Д.А.Волкогонов был профессиональным политруком,разве можно на него ссылаться,да и партия здесь ни к чему.
        Насчёт вашего предложения по-соревноваться,то скажу так : мы с вами находимся не то,что на разных полюсах,а в разных мирах,очень далёких друг от друга.
        Должность деда Рюрика при дворе АвгустаIВеликого я не знаю,и знать не хочу.
        Желаю вам только всего доброго.
        1. shasherin.pavel 20 января 2016 09:04
          Слабак! А что ты вообще знать хочешь?
  6. Синекот 17 января 2016 13:27
    Вообще Илья Муромец известен скорее тем, что победил Соловья-Разбойника на реке Смородинке. Или тем, что сорок бандитов на дороге один победил. Или, что "тугар" побеждал. А про то, защитник он церкви или грабил попов, мало где слышишь.
    1. Мрак 17 января 2016 23:52
      Церковь он никогда не защищал. Народ он защищал, это потом уже попы все переврали в свою пользу.
  7. Pvi1206 17 января 2016 23:40
    Интересная вещь - историческая память: сначала всё забываем, затем пытаемся восстановить. Видимо современникам трудно оценить значимость того или иного события или персонажа. Большое ведется из далека...
    1. George 275 18 января 2016 01:46
      Хотелось бы конечно чтоб историки глубже копали и писали о Российский истории до крещения руси.А то некоторые личности утверждают что на этих землях проживали варворы и кочевники хотя в Англии в библиотеках хранятся карты о Великой Тартарии.Кому-то выгодно чтобы мы не знали о себе не чего, боиться запад что вспомним, на геном уровьне это сидит в словянских народах вот и делает все возможное охмуряет народы травит друг против друга,боится величия словян .Думаю когда-то должны проснуться прозрение наступит что было былью станет явным.
      1. shasherin.pavel 18 января 2016 19:35
        430 л. Из ПриЭльбрусья тогда двинулись к Днепру роды белогоров, белояров и новояров (те, что уцелели после войн с готами и гуннами). Князь Кий, согласно "Книге Велеса", вёл русичей к Днепру через Cap-град. В будущем крепость хазарского каганата - Саркел. Хазарское название – Шаркил. Традиционное наименование Саркел взято из греческого языка, где звука «ш» не существует, поэтому он передан через «с». В 965 Саркел разгромлен князем Святославом. После этого поселение перешло под власть Руси и стала называться по-русски Белая Вежа.
        Князь Кий был преемником Буса Белояра.
        Так в Приднепровье и по берегам Роси родилась Скуфь Киевская. Кий на месте древнего поселения построил град Киев-на-Днепре, основание которого Новгородская летопись из собрания Е.В. Барсова (копия XVII в.) относит к 430 г., что вполне совпадает с датировкой "Книги Велеса", в коей говорится о заложении Киева-на-Днепре во времена Аттилы.
        «И так мы получили зеленотравье и землю, и кормили свой скот, и возглашали славу Богам».
        Кий правил тридцать лет (430—460). Его смерть стала трагедией для народа:
        «И тут родичи начали делить — кому быть старшим. Кий отошел к отцам и праотцам умершим. Кий ушел от нас — и притекла беда. И тут великая свара одолела русов, которые принялись биться за разделение — и разделились.
        И мы ведали про два края — один ведов, а другой — готов. И тут готы пришли к нам, и готы эти усилились, а веды ослабели. А вокруг нас была чудь, а также была литва, и они назывались ильмами, а от нас они были наречены ильмерцами.
        В первые два десятилетия V в. гунны продвигались по степям Северного Причерноморья. Судя по всему, они не смогли преодолеть "Змиевы валы" и оставили в покое Русь Голуньскую.
        Вначале князь Кий пошёл с Дона на гуннов-болгар . Об этом же походе рассказывает
        Никоновская летопись. Согласно "Книге Велеса", после похода на Булгар, Кий зашёл в Воронежец, где присоединил к своему войску воинов-полян. Потом он обрёл поселение Голунь и взял Киев.
        После Кия (430-460 гг.) правил его сын Лебедян, коего также звали Славеном.
        Он, как говорит "Книга Велеса",
        "Сидел у града Киева близ горы, и был разумен, и правил от храма".
        Он властвовал двадцать лет (460-480 гг.). Он же был воеводой торчин (или торков, тиверцев-тавров, они же потом туровцы, тверяки).
    2. shasherin.pavel 18 января 2016 19:25
      А вы бы решились в царское время церковников в исторической правде выставлять, как Никон писал Алексею Михайловичу, "что не ча жалеть еретиков и жечь их вместе в церквами их погаными и иконами нечистыми". Напомнить вам положение: Всяк хулящий церковь православную на улице или площади, приговаривается к конфискации имущества и высылке в Сибирь со всей семьёй. Всяк хулящий церковь православную в доме прилюдно высылается из дома своего и ссылается в Сибирь в одиночестве. Там ещё восемь положений...
  8. amba balamut 77 18 января 2016 03:42
    Православные попы, столь же честные летописцы, как и ветераны вермахта. У нас о победе 70 лет назад г...на столько налили, сам черт ногу сломит в некоторых вопросах, а уж церковным писулькам верить что там 1000 лет назад было.... Кстати у них и Николаша второй - святоша.
    1. shasherin.pavel 18 января 2016 19:46
      Цитата: amba balamut 77
      Кстати у них и Николаша второй - святоша.

      Видимо готовят никак не меньше империю возродить? Видимо им Романовых мало было, ещё одну Ходынку, Японскую про-ть, половину Сахалина туда же, Кровавое воскресение устроить, и Проиграть по всем статьям всю империю. Они даже членам верховного штаба имперской армии не верят, которые его в поезде арестовали и заставили отречение подписать, они Временному правительству не верят, которое его разжаловало и всех званий лишило, и он стал "Гражданин Романов", и выслало из Петрограда в Сибирь. Они и Советской власти не верят... Видимо у них своя какая-то история страны, где не было голодомора в 1897-99, 1902-1904, где Николашка возвратил в армию телесные наказания в 1915 году. А уж зубы солдатам выбить - на это же никто и внимания не обращал.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня