Military Review

Physics and Bomb: Soviet Atomic Project

7
Physics and Bomb: Soviet Atomic Project



The most common solution to common technical problems is to find the most effective combination of already known elements. The creation of a thermonuclear bomb was based on the study of completely hitherto unknown processes.

One of the direct participants in the project was a member of the FIAN, RAS Corresponding Member Vladimir Ivanovich Ritus — in the journal Uspekhi Fizicheskikh Nauk published his review of the tasks in which he had to participate. We offer you some excerpts from this review.

In 1948, the Institute was headed by I.E. Tamm a group of theorists, which was entrusted by a special government decree to engage in the study of thermonuclear detonation of tritium plasma. The group I.E. Tamm entered A.D. Sakharov, V.L. Ginzburg, S.Z. Belenky and Yu.A. Romanov. IN AND. Ritus appeared in this group in May 1951 after graduating from the Physics Department of Moscow State University and from unexpected posting from the graduate school. IN AND. Ritus writes that this was a very sharp turn in fate.

The creation of a hydrogen bomb involves, above all, the use of the nuclear energy of a heavy isotope of hydrogen — deuterium. When heating deuterium nuclear bomb to a very high temperature of the order of keV 10 (1 eV = 1,16 104 × degrees Kelvin, multiplied by a constant k = Boltzmann × 1.38 10-16 erg deg-1) between the deuterium nuclei - deuterons - thermonuclear reactions occur

d + d → p + t + 4MeV (1)
d + d → n + He3 + 3,3 MeV (2)

with the release of energy (4 MeV and 3,3 MeV) in the form of the kinetic energy of the reaction products. As a result, the energy released during the combustion of 1 kg of deuterium is equal to the energy released during the combustion of 1,3 kg of plutonium or U235. The tritium nuclei formed in these reactions - tritons t and helium nuclei He3 enter into thermonuclear reactions

t + d → n + He4 + 17,6 MeV (3)
He3 + d → p + He4 + 18,34 MeV (4)

reaching with a markedly higher energy release. This is due to the very strong nucleon coupling (2p + 2n) in the nucleus of He4 - the main isotope of helium. Accounting for secondary reactions leads to the fact that the total energy release during the combustion of 1kg deuterium increases in 4 times.

Theoretically, the reactions (3), (4) are very interesting because the effective cross section of the first one at an energy of colliding particles of the order of 100 keV has a resonant behavior that is bound to excite the level of the compound core He5 with energy exceeding the mass n + He4 by 17,7 MeV, and the cross section The second reaction behaves similarly at an energy of colliding particles of the order of 260 keV due to the excitation of the level of the compound nucleus Li5 with energy exceeding the mass p + He4 on 18,6 MeV. Due to the large width of the resonance levels of the He5 and Li5 nuclei, the cross sections for the reactions (3) and (4) also increase significantly in the low-energy region (~ 10 keV) of colliding particles. As a result, the cross section of the dt reaction exceeds the cross section of the dd reaction by more than 100 times. The cross section of the He3d reaction increases slightly due to the stronger Coulomb repulsion of the deuteron from the doubly charged He3.

For a significant increase in the rate of thermonuclear reaction, A.D. Sakharov proposed to surround the deuterium layer in the above-described construction with a shell of ordinary natural uranium, which was supposed to slow the expansion and, most importantly, significantly increase the deuterium concentration. The power of the thermonuclear process in deuterium could be significantly increased if, from the very beginning, a part of deuterium was replaced by tritium. But tritium is very expensive, and in addition also radioactive. Therefore, V.L. Ginzburg proposed to use Li6 instead, which generates tritium under the action of neutrons. Indeed, the thermonuclear charge with lithium deuteride-6 (Li6D) led to a radical increase in the power of the thermonuclear process and the release of energy from the uranium shell due to fission, several times greater than the thermonuclear energy release.

Such are the “first” and “second” physical ideas (in the terminology of A.D. Sakharov) incorporated in the first version of the Soviet thermonuclear weapons.

The main occupation of V.I. Ritus and his colleagues Yu.A. Romanov, there was a detailed study of the “second idea” - the idea of ​​using Li6D. They wondered how the energy release would increase if a certain amount of deuterium was replaced by tritium, since the cross section of the dt reaction is 100 times the cross section of the dd reaction. Or what happens if natural Li, containing 7,3% Li6, is not completely purified from the main, seventh isotope, so that the concentration of Li6D becomes comparable to the concentration of Li7D. They were engaged in the corresponding calculations of energy release.

Vladimir Ivanovich recalls his participation in a meeting on this topic:
“Around the end of 1951. in the office of Yu.B. Khariton there was a meeting with the participation of I.V. Kurchatov, dedicated to the problem Li6D. Among the invited chiefs of laboratories and departments of KB-11, Yura and I were the youngest people. It was here that I first saw I.V. Kurchatov, who came with his retinue. Immediately began to spread his nickname Beard. True, his beard did not make a proper impression on me - it was very thin. However, his beautiful, intelligent face, tall stature and lack of intonation of the big boss remained in his memory.

Of course, Andrei Dmitrievich sent us to this meeting, since Romanov and I were closely involved in the Li6D problem, but all our results were A.D. he reported. The hall was full, everyone was sitting, forming a semicircle, but the space in the center and behind the chairs remained free. Kurchatov walked alone through this free space. At first Khariton reported to him, then Sakharov. And, in particular, there was such a scene. Kurchatov stopped behind my chair and, leaning against his back, began to talk about something too. His beard began to touch my then-available hair. It seemed to me that everyone was looking at me, and I did not know where to go. "

At the beginning of 1953. in KB-11, preparations began for the test of RDS-6. At a very representative meeting of theoretical physicists and experimenters A.D. Sakharov told about the main tasks that had to be solved during the test.

First of all, it was necessary to establish the magnitude of the explosion energy, the reliability and progress of the thermonuclear reaction. For this purpose it was intended to measure:
- time from the moment of initiation to the beginning of the reaction in the product;
- γ-ray and 14-MeV-neutron fluxes, the record of which allows to judge the course of the reaction in the product for one hundred millionth of a second;
- pressure and velocity of the shock wave;
- flow of γ-quanta from a radioactive cloud.

Vladimir Ivanovich was instructed to associate the total energy release with the total flux of 14-MeV neutrons detected by fluorine detectors using the reaction F19 + n → 2n + F18 with the 11 threshold MeV. Several detectors at different distances from the center of the explosion were supposed to register the β + radioactivity of fluorine-18 with a decay half-period of 112 minutes.

Measurements 12 August 1953g. have shown that 6,3 × 1024 neutrons produced with energies above 11 MeV came out of the explosion. This number was in good agreement with the expected total number of fast neutrons produced in the thermonuclear reaction of a multilayer charge with a power of 300 - 400 kilotons of TNT.

The energy release of the “puff” tested by 12 in August of 1953 was so large - 400 kilotons - due to a larger, than calculated, real cross section of the dt reaction and the use of tritium not only in the first, but also in the second light layer . It was the brilliant success of the Tamm group. I.E. Tamm and A.D. Sakharov became the Heroes of Socialist Labor, received very large Stalin awards, cottages and cars.
Originator:
http://www.km.ru/science-tech/2014/12/12/issledovaniya-rossiiskikh-i-zarubezhnykh-uchenykh/752237-fizika-i-bomba-sove
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. volodimer
    volodimer 18 January 2016 15: 27
    +3
    Well done guys, it was necessary - they solved the problem. Obviously, my head didn’t hurt for all sorts of prnd, hirsch indexes, grants and other crap, which science officials are imposing on us.
  2. Black
    Black 18 January 2016 15: 53
    +2
    Always, when you "return" to those years, the strength of mind, ideas and "growth rate" of wonderful Soviet personnel - scientists, engineers, technologists - are striking ...

    And in our time ...- What is import substitution?
    - ... well, ... I don’t know until the current word was invented!
  3. ImPerts
    ImPerts 18 January 2016 16: 05
    +3
    Yes, there was a Cult, but there was also a Person!

    And I remembered:
    "- Yes, there were people in our time,
    Not that the present tribe:
    Heroes - not you!
    They got a bad share:
    Few returned from the field ... "
  4. evge-malyshev
    evge-malyshev 18 January 2016 17: 46
    0
    One cannot do without the "Physics Department of Moscow State University".
    1. cap
      cap 18 January 2016 20: 50
      0
      Quote: evge-malyshev
      One cannot do without the "Physics Department of Moscow State University".


      Yeah! the "cook's children" have done things. The whole world still goes by itself.
      d + d → p + t + 4MeV (1)
      d + d → n + He3 + 3,3 MeV (2)
      t + d → n + He4 + 17,6 MeV (3)
      He3 + d → p + He4 + 18,34 MeV (4)
      I didn’t understand anything. I had to study at the seminary. laughing
      1. 1rl141
        1rl141 18 January 2016 22: 46
        0
        What is there to understand? Pour He3 and d in equal proportions into a three-liter jar, pull the pimp and while it is there you sneeze-puff your copper, you hide in a ditch. And then you run for half a liter, because it did not kill.
  5. skeptic31
    skeptic31 19 January 2016 00: 32
    0
    I did not understand this article about the physics of a thermonuclear explosion or about the history of the appearance of a thermonuclear bomb in the Soviet Union. It is just the same in appearance. In fact, at a certain stage in the creation of a thermonuclear bomb, a cross was put on it. And not only in the Union, but also in America. In America, they even dissolved the group that was involved in this project, considering this direction to be absolutely hopeless. However, there was a certain discovery that allowed to change everything. Moreover, all the scientists listed in the article, including Sakharov, had nothing to do with this, except for the fact that they leaked this information to the Americans, fearing that we would be the only owners of the thermonuclear bomb. That is why it was we, not the Americans, who had significantly more opportunities than ours, who were the first to detonate a thermonuclear bomb. Not to be confused with the thermonuclear charge that the Americans first exploded. And here are all the formulas, formulas, and a description of how the author sat among the greats.

Физика и бомба: советский атомный проект

Физика и бомба: советский атомный проект


Чаще всего решение обычных технических задач состоит в поиске наиболее эффективной комбинации уже известных элементов. Создание термоядерной бомбы опиралось на исследование совершенно дотоле неизведанных процессов.

Одним из непосредственных участников проекта был сотрудник ФИАН член-корреспондент РАН Владимир Иванович Ритус – в журнале «Успехи физических наук» вышел его обзор тех задач, в решении которых ему пришлось участвовать. Предлагаем вам некоторые выдержки из этого обзора.


В 1948 г. в Физическом институте АН СССР была создана возглавляемая И.Е. Таммом группа теоретиков, которой специальным постановлением правительства было поручено включиться в исследование термоядерной детонации дейтерий-тритиевой плазмы. В группу И.Е. Тамма вошли А.Д. Сахаров, В.Л. Гинзбург, С.З. Беленький и Ю.А. Романов. В.И. Ритус появился в этой группе в мае 1951 г. после окончания физфака МГУ и неожиданного «откомандирования» из аспирантуры. В.И. Ритус пишет, что это был весьма крутой поворот в судьбе.

Создание водородной бомбы предполагает, прежде всего, использование ядерной энергии тяжёлого изотопа водорода — дейтерия. При разогреве дейтерия взрывом атомной бомбы до очень высокой температуры порядка 10 кэВ (1 эВ = 1,16 × 104 градусов Кельвина, умноженным на постоянную Больцмана k = 1.38 × 10-16 эрг·град-1) между ядрами дейтерия - дейтонами - происходят термоядерные реакции

d + d → p + t + 4МэВ (1)
d + d→ n + Не3+ 3,3 МэВ (2)

с выделением энергии (4 МэВ и 3,3 МэВ) в виде кинетической энергии продуктов реакции. В результате, энергия, выделяемая при сгорании 1 кг дейтерия, оказывается равной энергии, выделяемой при сгорании 1,3 кг плутония или U235. Образующиеся в этих реакциях ядра трития — тритоны t и ядра гелия Не3 вступают в термоядерные реакции

t + d → n + Не4 +17,6 МэВ (3)
Не3 +d → р + Не4 +18,34 МэВ (4)

идущие с заметно бóльшим энерговыделением. Это объясняется очень сильной связью нуклонов (2р+2n) в ядре Не4 — основного изотопа гелия. Учёт вторичных реакций приводит к тому, что общее энерговыделение при сгорании 1кг дейтерия увеличивается в 4 раза.

Теоретически реакции (3), (4) очень интересны тем, что эффективное сечение первой из них при энергии сталкивающихся частиц порядка 100 кэВ обладает резонансным поведением, обязанным возбуждению уровня составного ядра Не5 с энергией, превышающей массу n+Не4 на 17,7 МэВ, а сечение второй реакции аналогично ведет себя при энергии сталкивающихся частиц порядка 260 кэВ благодаря возбуждению уровня составного ядра Li5 с энергией, превышающей массу р + Не4 на 18,6 МэВ. Благодаря большой ширине резонансных уровней ядер Не5 и Li5 сечения реакций (3), (4) существенно увеличиваются и в области малых энергий (~ 10 кэВ) сталкивающихся частиц. В результате сечение dt-реакции превосходит сечение dd-реакции более чем в 100 раз. Сечение Не3d-реакции увеличивается слабее из-за более сильного кулоновского отталкивания дейтона от двукратно заряженного Не3.

Для существенного увеличения скорости термоядерной реакции А.Д. Сахаров предложил окружить слой дейтерия в описанной выше конструкции оболочкой из обычного природного урана, который должен был замедлить разлет и, главное, существенно повысить концентрацию дейтерия. Мощность термоядерного процесса в дейтерии можно было бы значительно повысить, если с самого начала часть дейтерия заменить тритием. Но тритий очень дорог, а вдобавок ещё и радиоактивен. Поэтому В.Л. Гинзбург предложил использовать вместо него Li6, который под действием нейтронов генерирует тритий. Действительно, термоядерный заряд с дейтеридом лития-6 (Li6D) привёл к радикальному увеличению мощности термоядерного процесса и выделению энергии из урановой оболочки за счёт деления, в несколько раз превосходящему термоядерное энерговыделение.

Таковы «первая» и «вторая» физические идеи (по терминологии А.Д. Сахарова), заложенные в первый вариант советского термоядерного оружия.

Основным занятием В.И. Ритуса и его коллеги Ю.А. Романова, было детальное исследование «второй идеи» — идеи использования Li6D. Они задались вопросом, как повысится энерговыделение, если некоторое количество дейтерия заменить тритием, поскольку сечение dt-реакции в 100 раз больше сечения dd-реакции. Или что произойдёт, если естественный Li, содержащий 7,3% Li6, не будет полностью очищен от основного, седьмого изотопа, так что концентрация Li6D станет сравнима с концентрацией Li7D. Они занимались соответствующими расчетами энерговыделения.

Владимир Ивановичвспоминает о своем участии в совещании на эту тему:
«Примерно в конце 1951г. в кабинете у Ю.Б. Харитона произошло совещание с участием И.В. Курчатова, посвящённое проблеме Li6D. Среди приглашённых начальников лабораторий и отделов КБ-11 мы с Юрой оказались самыми молодыми людьми. Именно здесь я впервые увидел И.В. Курчатова, который приехал со своей свитой. Тут же потихоньку стало распространяться его прозвище Борода. Правда, его борода не произвела на меня должного впечатления – она была очень жиденькой. Однако в памяти остались его красивое, интеллигентное лицо, высокий рост и отсутствие интонаций большого начальника.

Конечно, на это совещание нас послал Андрей Дмитриевич, поскольку мы с Романовым вплотную занимались проблемой Li6D, однако все наши результаты А.Д. сам докладывал. Зал был полон, все сидели, образуя полукруг, но пространство в центре и за креслами оставалось свободным. Курчатов один ходил по этому свободному пространству. Сначала ему докладывал Харитон, потом Сахаров. И, в частности, произошла такая сцена. Курчатов остановился за моим стулом и, облокотившись на его спинку, стал тоже о чем-то говорить. Его борода стала касаться моей тогда ещё имевшейся шевелюры. Мне казалось, что все смотрят на меня, и я не знал, куда деваться.»

В начале 1953г. в КБ-11 началась подготовка к испытанию РДС-6с. На весьма представительном совещания физиков-теоретиков и экспериментаторов А.Д. Сахаров рассказал об основных задачах, которые предстояло решить при проведении испытания.

Прежде всего нужно было установить величину энергии взрыва, надёжность и ход термоядерной реакции. Для этой цели предполагалось измерить:
– время от момента инициирования до начала реакции в изделии;
– потоки γ-лучей и 14-МэВ-ных нейтронов, запись которых позволяет судить о ходе реакции в изделии за стомиллионные доли секунды;
– давление и скорость ударной волны;
- поток γ-квантов от радиоактивного облака.

Владимиру Ивановичу было поручено связать полное энерговыделение с полным потоком 14-МэВ-ных нейтронов, регистрируемых фторными детекторами, использующими реакцию F19 + n → 2n + F18 с порогом 11 МэВ. Несколько детекторов на разных расстояниях от центра взрыва должны были регистрировать β+-радиоактивность фтора-18 с полупериодом распада 112 минут.

Измерения 12 августа 1953г. показали, что при взрыве вышло наружу 6,3×1024 нейтронов, образующихся с энергией выше 11 МэВ. Это число оказалось в хорошем согласии с ожидавшимся полным числом быстрых нейтронов, образующихся в термоядерной реакции многослойного заряда мощностью 300 – 400 килотонн тротила.

Энерговыделение «слойки», испытанной 12 августа 1953 г., оказалось столь большим — 400 килотонн — за счет большего, чем в расчёте, реального сечения dt-реакции и использования трития не только в первом, как в расчете, но и во втором легком слое. Это был блестящий успех группы Тамма. И.Е. Тамм и А.Д. Сахаров стали Героями соцтруда, получили очень большие Сталинские премии, дачи и машины.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. volodimer 18 января 2016 15:27
    Молодцы мужики, надо было - решили задачу. Явно голова не болела за всякие прнд, индексы хирша, получение грантов и прочую лабудень, которую нам чиновники от науки навязывают.
  2. Чёный 18 января 2016 15:53
    Всегда, когда "возвращаешься" в те годы поражает сила духа, идеи и "скорость роста" замечательных советских кадров,- ученых, инженеров, технологов....

    И в наше время...- Что такое импортозамещение?
    - ...ну,... не знаю, пока тока слово придумали!
  3. ИмПерц 18 января 2016 16:05
    Да, был Культ, но была и Личность!

    И ещё вспомнилось:
    "— Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Плохая им досталась доля:
    Немногие вернулись с поля..."
  4. evge-malyshev 18 января 2016 17:46
    Без "физфака МГУ" тут не обойтись.
    1. кеп 18 января 2016 20:50
      Цитата: evge-malyshev
      Без "физфака МГУ" тут не обойтись.


      Даа! натворили дел "кухаркины дети".Весь мир до сих пор под себя ходит.
      d + d → p + t + 4МэВ (1)
      d + d→ n + Не3+ 3,3 МэВ (2)
      t + d → n + Не4 +17,6 МэВ (3)
      Не3 +d → р + Не4 +18,34 МэВ (4)
      Ничего не понял.Надо было в семинарии учится. laughing
      1. 1рл141 18 января 2016 22:46
        Да чего тут понимать? Насыпаешь Не3 и d в равных пропорциях в трехлитровую банку,дергаешь за пимпочку и пока она там чих-пых-ёрш твою медь, прячешься в канаве. А потом бежишь за пол-литрой, потому что не убило.
  5. скептик31 19 января 2016 00:32
    Не понял эта статья о физике термоядерного взрыва или об истории появления в Советском Союзе термоядерной бомбы. Это только с виду одно и тоже. На самом деле, на определенном этапе создания термоядерной бомбы на ней был поставлен крест. Причем не только в Союзе, но и в Америке. В Америке даже распустили группу, которая занималась этим проектом, посчитав это направление абсолютно бесперспективным. Однако произошло некое открытие, которое позволило все изменить. Причем все перечисленные в статье ученые, в том числе и Сахаров, никакого отношения к этому не имели, если не считать, что они слили эту информацию американцам, побоявшись, что мы будем единственными обладателями термоядерной бомбы. Именно поэтому именно мы, а не американцы, у которых возможностей было значительно больше, чем у нас, первыми взорвали термоядерную бомбу. Не путать с термоядерным зарядом, который первыми взорвали американцы. А здесь все формулы, формулы, да описание как автор сидел среди великих.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня