Эрнест Суинтон — один из первых творцов танкового мира

Идея постройки подвижного и защищенного орудия, обладающего большой огневой мощью и предназначенного для прорыва укрепленных линий обороны неприятеля, является довольно старой. Еще в XV веке великий итальянский изобретатель Леонардо да Винчи хотел бы построить такую машину, из которой можно было бы вести огонь по войскам противнику без ущерба для себя. Конечно, замысел великого изобретателя было просто невозможно реализовать в условиях XV века, но именно творение Леонардо да Винчи считается прототипом всех современных танков. Если же говорить о более близких нам современных боевых машинах, то они были созданы лишь в XX веке в годы Первой мировой войны, а у истоков танкостроения стоял английский офицер — Эрнест Данлоп Суинтон.

Идеи итальянского гения оставались не реализованными вплоть до начала XX века. При этом над созданием нового типа боевых машин работали во многих странах мира, создав достаточное количество прототипов. Непосредственными предшественниками современного танка считают бронепоезд и бронеавтомобиль, но у них были значительные недостатки. К примеру, зона действия бронепоезда была серьезно ограничена, двигаться он мог лишь по железнодорожным путям. Бронеавтомобиль же из-за перегрузки базового автомобильного шасси не мог нести усиленное вооружение и броню, обладая невысокой проходимостью, что также значительно ограничивало его возможности и область применения. Машина серьезно зависела от типа и особенностей местности.

Техническая возможность построить первый настоящий танк в его современном понимании появилась лишь с созданием гусеничных тракторов, которые сочетали в себе высокую проходимость с возможностью нести на себе вооружение и тяжелую броню. Однако идеи создания такой боевой машины долгое время наталкивались на непонимание военных и их консервативные взгляды. Многие считали такой танк дорогостоящей безделушкой, которой не будет места на поле боя.


Эрнест Суинтон — один из первых творцов танкового мира
Эрнест Данлоп Суинтон


Все изменила Первая мировая воина, которая потребовала от Великобритании и других стран кардинального пересмотра военной доктрины. В частности английский полковник Эрнест Суинтон, который был послан на западный фронт для составления отчетов о ходе боевых действий, лично смог убедиться в бесперспективности наступательных действий английских войск. Все их атаки завершались одинаково: противник просто «выкашивал» тысячи человек из нескольких удачно расположенных на местности пулеметных гнезд. Из создавшегося «позиционного тупика» можно было вырваться, лишь подавив огневые точки врага. Но проводимые массированные артиллерийские обстрелы часто лишь улучшали позиции обороняющихся войск, углубляя траншеи и делая местность труднопроходимой для своих собственных войск. Обычные атаки пехоты с этой задачей также не могли справиться.

В этот момент на исторической сцене и возник сэр Эрнест Данлоп Суинтон (21 октября 1868 года — 15 января 1951 года), британский офицер, дослужившийся до звания генерал-майора. Именно он принял самое активное участие в создании и развитии танка, как боевой машины, в годы Первой мировой войны. Эрнест Данлоп Суинтон (Ernest Dunlop Swinton) родился в Индии в городе Бангалор в семье английского колониального чиновника. И внешне, и по своему внутреннему «содержанию» Суинтон был эталоном британского офицера киплинговских времен: эрудит, блестящий интеллектуал, военный инженер, командир, журналист и писатель. Он закончил Королевскую Военную академию, расположенную в Вулвиче. В звании капитана принимал участие во Второй Бурской войне (1899-1901 годов), которая проходила в Южной Африке. Написанное им лаконичное тактическое руководство по действиям малых подразделений под названием «Оборона течения Даффера» почти сразу стало классикой, а в мирное время Эрнест Сиунтон подался в писатели, выбрав себе псевдоним Оле-Лукойе, что свидетельствовало о наличии у него чувства юмора и самоиронии. Творческая стезя настолько увлекла его, что и Первую мировую он встретил не полевым британским офицером, а военным корреспондентом.

Как и многие другие представители британской аристократии, Эрнест Данлоп Суинтон связал свою жизнь с военной службой. Скорее всего, в его жилах бурлила горячая кровь предков, среди которых были такие известные личности, как шотландские короли Роберт I и Роберт II. Немалую роль в выборе профессии сыграло и место рождения Суинтона — индийский Бангалор, «к востоку от Суэца». В этих местах престиж армейской профессии в те годы был еще более высок, чем в самой метрополии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с блеском окончив Королевскую Военную академию, расположенную в Вулвиче и став военным инженером, сэр Эрнест Суинтон на протяжении практически 14 лет оказывался в наиболее «горячих» точках Британской Империи — на территории Индии и Южной Африки.

Считается, что именно во время англо-бурской войны, в которой меткие южноафриканские стрелки буквально выкашивали пехотные цепи англичан, ему в голову впервые пришла идея о создании подвижной огневой точки, защищенной броней. Тем более, что наглядный пример был перед его глазами. Для переброски войск и доставки припасов англичане уже в ту войну стали достаточно широко применять «блиндированные», то есть бронированные, паровозы и «локомобили» — своеобразные паровые тракторы, которые тянули за собой несколько вагонеток с различным грузом.

Эрнест Суинтон — один из первых творцов танкового мира
Предшественник всех первых танков — трактор "Холт — Катерпилар"


В следующий раз на передовой Эрнест Суинтон оказался уже в 1914 году во время Первой мировой войны, на войну он отправился военным корреспондентом. Вместе с обычными «томми» — так называли английских солдат — Суинтон сидел в окопах под артиллерийскими обстрелами, ходил с ними в атаки через так называемый «лунный ландшафт» и вжимался в землю под плотным немецким пулеметным огнем. По возвращении с фронта в Англию в октябре 1914 года Эрнест Суинтон обратился с предложением к военному министерству Великобритании о создании «крейсера с гусеничным движителем на базе трактора». Он уже тогда понял, что при таком уровне потерь Великобритания очень быстро может проиграть войну.

Существует мнение, что, находясь во Франции, Эрнест Суинтон стал свидетелем того, как американский гусеничный трактор изобретателя и промышленника Холта спокойно тянул через непролазную грязь артиллерийское орудие. Изобретение янки просто пленило сердце сэра Эрнеста — именно трактор он видел в качестве «шасси» для своего будущего детища. Именно в 1914 году идея создания танка наконец-то действительно пришлась ко двору. Ошеломленные очень тяжелыми потерями и крушением всех представлений о ведении войны английские генералы уже не считали очередного военного изобретателя сумасшедшим. Однако особого рвения к новому проекту военной техники в министерстве не проявляли, полагая, что на постройку танка потребуется несколько лет, а война к тому моменту и так закончится с каким-либо результатом.

Стоит отметить, что на трактор «Холт — Катерпилар» одновременно обратили внимание и в Великобритании, и во Франции, он приглянулся английскому полковнику Эрнесту Данлопу Суинтону и полковнику французской армии Жан-Батисту Эжен Этьену соответственно. Именно два этих персонажа навсегда вошли в историю танкостроения. Их даже можно смело назвать отцами-основателями танковых войск. Независимо друг от друга оба они занимались разработкой первых танков и продвижением своих идей среди высших военных кругов своих стран. Эрнест Суинтон стал творцом самой идеи танка, ее проводником в жизнь и воплощением. Именно Суинтон выбрал гусеничную базу для постройки новой боевой машины, а также предложил ввести в обиход само слово «танк» (резервуар). Только благодаря авторитету и докладам этого английского полковника в военном министерстве все-таки были начаты разработки в этом направлении, именно ему была доверена подготовка первых танковых экипажей, и, наконец, именно Суинтон создал первый кодекс-памятку танкиста.

При этом проект Суинтона мог так и остаться нереализованным даже в условиях развернувшейся в Европе кровопролитной войны, если бы на него не обратил свое внимание первый лорд Адмиралтейства сэр Уинстон Черчилль. Даже его аргументы в защиту новой боевой машины поначалу не смогли убедить консервативное военное руководство, однако он не был бы Черчиллем, если бы так легко отступил. Первый лорд Адмиралтейства, который поверил в идею и проект Суинтона и других изобретателей, решил действовать. В январе 1915 года он написал премьер-министру страны лорду Асквиту письмо, в котором обосновывал необходимость разработки «сухопутного броненосца», приложив к письму чертежи новой боевой машины, и уже в феврале 1915 года будущи английский премьер основал Комитет сухопутных кораблей.

Эрнест Суинтон — один из первых творцов танкового мира


В июне того же года в данный комитет был приглашен Эрнест Суинтон, который написал для него спецификацию для новой бронированной боевой машины. Среди основных требований к танку он перечислил: скорость движения до 6,4 км/ч, достаточную маневренность, чтобы успешно передвигаться по полю боя, возможность преодоления препятствий, к примеру, траншей шириной до 2,4 метр и земляных парапетов высотой до 1,5 м. Вооружение танка должно было быть представлено двумя пушками и двумя пулеметами. Стоит отметить, что предложенная Суинтоном концепция и набор характеристик были гораздо более реальны, чем рассмотренный Комитетом до этого проект майора Томаса Хетерингтона, который явно увлекался гигантизмом. Предложенный им вариант боевой машины, вооруженной 6 пушками и 14 пулеметами, при высоте около 14 метров и бронировании 80-мм точно бы не удалось реализовать в тех условиях. Даже если бы этого железного монстра удалось создать, он доказал бы свою полную несостоятельность уже на поле боя, став легкой целью для вражеской артиллерии.

Процесс разработки нового облегченного танка, отвечавшего концепции Суинтона, который теперь вместо «сухопутного броненосца» начали называть «сухопутным крейсером», поручили лейтенанту морской авиации Уолтеру Вильсону и директору компании «Уильям Фостер и К. Лимитед», специализирующейся на выпуске сельскохозяйственной техники, Уильяму Триттону. Автором конструкции танка, которая была создана на основе выдвинутых Суинтоном требований, стал главный инженер компании Уильям Ригби. Строительство первого прототипа танка началось 11 августа 1915 года, а всего через месяц боевая машина была представлена комиссии. Танк получил название Little Willie или «Малыш Вилли». Он стал первым в истории работоспособным прототипом танка. После войны машину было решено сохранить для следующих поколений, а в 1940 году его в очередной раз удалось спасти от утилизации на металлолом. Сегодня «Малыша Вилли» по-прежнему можно увидеть вживую, теперь танк является экспонатом танкового музея в Бовингтоне.

При этом уже во время испытаний первого прототипа танка обнаружился целый ряд его существенных недостатков. Первым из них стала низкая скорость: на пересеченной местности она могла падать до 1,2 км/ч, что делало боевую машину легкой мишенью для артиллерии противника. Второй проблемой стала низкая проходимость: прототип с трудом мог преодолевать препятствия в виде воронок от снарядов и окопов, которыми изобиловали поля сражений Первой мировой войны. Третьей проблемой стала сложность управления: в передней части машины сидели 2 механика-водителя, один из которых управлял рулем, сцеплением, главной трансмиссией и переключением скоростей, а другой тормозами. Еще 2 человека размещались возле двигателя, они приводили в действие вторичную трансмиссию. Для управления установленным на танке вооружением необходимы были еще как минимум 2 члена экипажа.

Эрнест Суинтон — один из первых творцов танкового мира


Но создание первого прототипа танка дало и положительные результаты. Во-первых, данный прототип доказал перспективность развития танков. Во-вторых, по результатам проведенных испытаний были сформулированы основные требования к дальнейшему развитию нового типа боевых машин, в частности необходимость увеличения длины танка для возможности преодоления окопов и т. д. В-третьих, в Великобритании образовалась пара конструкторов — Триттон и Вильсон, которые положительным образом повлияли на развитие танкостроения Великобритании. А уже 15 сентября 1916 года впервые в истории войн английские танки Mark I были использованы в кровопролитном сражении при Сомме.

Источники информации:
Алексеев Д. С. Танки мира: большая энциклопедия. М.: Эксмо, 2015. 256 с.
http://planeta.by/article/776
http://warspot.ru/1408-tvortsy-tankovogo-mira-ernest-suinton
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. gla172 13 января 2016 06:49
    Вот так они штурмовали......
  2. parusnik 13 января 2016 08:04
    Британцы показали, как не надо строить танки.
    1. voyaka uh 13 января 2016 11:58
      Англичане показали, что такое танк вообще.
      Да еще впервые сами (и успешно!) применили их массово,

      А Вы хотите, чтоб они еще и самую правильную компоновку
      изобрели... request
      1. gla172 13 января 2016 12:19
        """""А Вы хотите, чтоб они еще и самую правильную компоновку
        изобрели"""""""""

        Не... ,ну конечно самая лучшая компоновка это-мевкава...
        1. амурец 13 января 2016 14:31
          Цитата: gla172

          Не... ,ну конечно самая лучшая компоновка это-мевкава...

          А причем сдесь Меркава?Подобные компоновки были и ранее.В том что израильтяне использовали мировой опыт танкостроения,так в этом тоже нет ни чего криминального.Все страны используют чужие наработки по конструированию техники.Прежде чем писать комментарий,я просмотрел,правда по диагонали"книгу Михаила Барятинского"Израильские танки в бою".Сколько там типов танков разных стран-море.И разве нельзя выбрать лучшие решения?
        2. voyaka uh 13 января 2016 18:04
          "самая лучшая компоновка это-мевкава."////

          А чего? - (на фотке) крепко стоит на СВОЕМ laughing
    2. амурец 13 января 2016 14:57
      Цитата: parusnik
      Британцы показали, как не надо строить танки.

      Понимаете,сразу создать типовую схему.Немцы пошли путём двигатель сзади-трансмиссия впереди.Во Франции Луи Рено создал,как показало время,классическую компоновку.В СССР была и та и та компоновка.Были и промежуточные компоновки.А то что Британцы показали как не надо строить танки,так это было значительно позднее,в годы 2-й мировой войны.Когда в срочном порядке англичане создавали крейсерские танки.Особенно серию Крусейдер МК.Там много модификаций.
    3. Alexey RA 13 января 2016 15:13
      Цитата: parusnik
      Британцы показали, как не надо строить танки.

      Это, скорее, немцы сначала показали - как не надо строить танки. По сравнению с Sturmpanzerwagen A7V даже британские "ромбы" кажутся нормальными танками.
    4. veteran66 13 января 2016 20:51
      Цитата: parusnik
      Британцы показали, как не надо строить танки.

      и где ж вы, "эксперды" в 16-м годе были? Как же не подсказали?
  3. амурец 13 января 2016 08:29
    Сейчас можно критиковать эти разработки.Чья идея была лучше Этьена или Суинтона.Оказалось что лучше была компоновка Луи Рено.Главное,они были первыми кто сумел добиться постройки и испытания этих машин и молодцы англичане что сумели сохранить "Маленький Вилли."Не знаю как сейчас,но раньше на Дальнем Востоке,а конкретно в Амурской области,очень часто можно было увидеть пулемётные башни танков МС установленные как доты при охране ЖД-мостов.Танк МС-это модернизированный Рено FT-17.http://otvaga2004.ru/tanki/tanki-fotogalereya/tanki-pamyatniki-ms1-na-dv/
    Это ссылка где можно увидеть танк МС.Автору спасибо зато что собрал и опубликовал материалы о первых идеологах и конструкторах английского танкостроения.В СССР использовались и первые танки Мк и последующие разработки 6-ти тонный Виккерс производился как Т-26 образца 1931года с двумя башнями и танкетка Карден-Ллойд как танкетка Т-27.Да и в годы ВОВ СССР получал по ленд-лизу английские танки.Но это как говорится другая история.
    1. Alexey RA 13 января 2016 15:17
      Цитата: амурец
      Танк МС-это модернизированный Рено FT-17.

      Не совсем так. МС-1 делался на основе итальянского Фиат 3000, который как раз и был модернизированным Рено FT-17. Так что МС-1/Т-18 - это "вторая итерация" Рено.
      1. амурец 14 января 2016 00:32
        Цитата: Alexey RA
        Цитата: амурец
        Танк МС-это модернизированный Рено FT-17.

        Не совсем так. МС-1 делался на основе итальянского Фиат 3000, который как раз и был модернизированным Рено FT-17. Так что МС-1/Т-18 - это "вторая итерация" Рено.

        Я сильно не углублялся в историю Советского танкостроения для это комментария.Просто сбросил ссылку.По желанию в электронных библиотеках можно найти книги Свирина,Барятинского,Крис Шанта.Поэтому и посчитал не нужным углублятся в тему,тем более что в основном,башни отличаются только установками под вооружение.
  4. Isk1984 13 января 2016 13:30
    Нет что толку спорить, инженерная мысль англичанина оказалось правильной, и с учетом влиянии бронетанковых соединения на ход истории, то вообще одно из технических решений столетия, заслуга на лицо, спасибо за статью...
  5. Vladislav 73 13 января 2016 17:09
    Да,что толку сейчас спорить.Англичане создали новый вид вооружения,указали направление так сказать.А уж как надо или не надо было строить...кто тогда наперёд мог знать?Новое-оно потому и новое.Только опыт повседневной эксплуатации и боевого применения.
  6. aba 13 января 2016 18:40
    Цитата: Vladislav 73
    Англичане создали новый вид вооружения,указали направление так сказать.

    Совершенно верно. Начало у всех разное, но в последствии почти все пришли к классической компоновке.
    aba
  7. kumaxa 14 января 2016 05:54
    по версии телеканала Diskovery лутший танк всех времен это Т-34.они по своим критериям выставили 34 высшие баллы .

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня