Эрнест Суинтон — один из первых творцов танкового мира
Идеи итальянского гения оставались не реализованными вплоть до начала XX века. При этом над созданием нового типа боевых машин работали во многих странах мира, создав достаточное количество прототипов. Непосредственными предшественниками современного танка считают бронепоезд и бронеавтомобиль, но у них были значительные недостатки. К примеру, зона действия бронепоезда была серьезно ограничена, двигаться он мог лишь по железнодорожным путям. Бронеавтомобиль же из-за перегрузки базового автомобильного шасси не мог нести усиленное вооружение и броню, обладая невысокой проходимостью, что также значительно ограничивало его возможности и область применения. Машина серьезно зависела от типа и особенностей местности.
Техническая возможность построить первый настоящий танк в его современном понимании появилась лишь с созданием гусеничных тракторов, которые сочетали в себе высокую проходимость с возможностью нести на себе вооружение и тяжелую броню. Однако идеи создания такой боевой машины долгое время наталкивались на непонимание военных и их консервативные взгляды. Многие считали такой танк дорогостоящей безделушкой, которой не будет места на поле боя.
Все изменила Первая мировая воина, которая потребовала от Великобритании и других стран кардинального пересмотра военной доктрины. В частности английский полковник Эрнест Суинтон, который был послан на западный фронт для составления отчетов о ходе боевых действий, лично смог убедиться в бесперспективности наступательных действий английских войск. Все их атаки завершались одинаково: противник просто «выкашивал» тысячи человек из нескольких удачно расположенных на местности пулеметных гнезд. Из создавшегося «позиционного тупика» можно было вырваться, лишь подавив огневые точки врага. Но проводимые массированные артиллерийские обстрелы часто лишь улучшали позиции обороняющихся войск, углубляя траншеи и делая местность труднопроходимой для своих собственных войск. Обычные атаки пехоты с этой задачей также не могли справиться.
В этот момент на исторической сцене и возник сэр Эрнест Данлоп Суинтон (21 октября 1868 года — 15 января 1951 года), британский офицер, дослужившийся до звания генерал-майора. Именно он принял самое активное участие в создании и развитии танка, как боевой машины, в годы Первой мировой войны. Эрнест Данлоп Суинтон (Ernest Dunlop Swinton) родился в Индии в городе Бангалор в семье английского колониального чиновника. И внешне, и по своему внутреннему «содержанию» Суинтон был эталоном британского офицера киплинговских времен: эрудит, блестящий интеллектуал, военный инженер, командир, журналист и писатель. Он закончил Королевскую Военную академию, расположенную в Вулвиче. В звании капитана принимал участие во Второй Бурской войне (1899-1901 годов), которая проходила в Южной Африке. Написанное им лаконичное тактическое руководство по действиям малых подразделений под названием «Оборона течения Даффера» почти сразу стало классикой, а в мирное время Эрнест Сиунтон подался в писатели, выбрав себе псевдоним Оле-Лукойе, что свидетельствовало о наличии у него чувства юмора и самоиронии. Творческая стезя настолько увлекла его, что и Первую мировую он встретил не полевым британским офицером, а военным корреспондентом.
Как и многие другие представители британской аристократии, Эрнест Данлоп Суинтон связал свою жизнь с военной службой. Скорее всего, в его жилах бурлила горячая кровь предков, среди которых были такие известные личности, как шотландские короли Роберт I и Роберт II. Немалую роль в выборе профессии сыграло и место рождения Суинтона — индийский Бангалор, «к востоку от Суэца». В этих местах престиж армейской профессии в те годы был еще более высок, чем в самой метрополии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с блеском окончив Королевскую Военную академию, расположенную в Вулвиче и став военным инженером, сэр Эрнест Суинтон на протяжении практически 14 лет оказывался в наиболее «горячих» точках Британской Империи — на территории Индии и Южной Африки.
Считается, что именно во время англо-бурской войны, в которой меткие южноафриканские стрелки буквально выкашивали пехотные цепи англичан, ему в голову впервые пришла идея о создании подвижной огневой точки, защищенной броней. Тем более, что наглядный пример был перед его глазами. Для переброски войск и доставки припасов англичане уже в ту войну стали достаточно широко применять «блиндированные», то есть бронированные, паровозы и «локомобили» — своеобразные паровые тракторы, которые тянули за собой несколько вагонеток с различным грузом.
В следующий раз на передовой Эрнест Суинтон оказался уже в 1914 году во время Первой мировой войны, на войну он отправился военным корреспондентом. Вместе с обычными «томми» — так называли английских солдат — Суинтон сидел в окопах под артиллерийскими обстрелами, ходил с ними в атаки через так называемый «лунный ландшафт» и вжимался в землю под плотным немецким пулеметным огнем. По возвращении с фронта в Англию в октябре 1914 года Эрнест Суинтон обратился с предложением к военному министерству Великобритании о создании «крейсера с гусеничным движителем на базе трактора». Он уже тогда понял, что при таком уровне потерь Великобритания очень быстро может проиграть войну.
Существует мнение, что, находясь во Франции, Эрнест Суинтон стал свидетелем того, как американский гусеничный трактор изобретателя и промышленника Холта спокойно тянул через непролазную грязь артиллерийское орудие. Изобретение янки просто пленило сердце сэра Эрнеста — именно трактор он видел в качестве «шасси» для своего будущего детища. Именно в 1914 году идея создания танка наконец-то действительно пришлась ко двору. Ошеломленные очень тяжелыми потерями и крушением всех представлений о ведении войны английские генералы уже не считали очередного военного изобретателя сумасшедшим. Однако особого рвения к новому проекту военной техники в министерстве не проявляли, полагая, что на постройку танка потребуется несколько лет, а война к тому моменту и так закончится с каким-либо результатом.
Стоит отметить, что на трактор «Холт — Катерпилар» одновременно обратили внимание и в Великобритании, и во Франции, он приглянулся английскому полковнику Эрнесту Данлопу Суинтону и полковнику французской армии Жан-Батисту Эжен Этьену соответственно. Именно два этих персонажа навсегда вошли в историю танкостроения. Их даже можно смело назвать отцами-основателями танковых войск. Независимо друг от друга оба они занимались разработкой первых танков и продвижением своих идей среди высших военных кругов своих стран. Эрнест Суинтон стал творцом самой идеи танка, ее проводником в жизнь и воплощением. Именно Суинтон выбрал гусеничную базу для постройки новой боевой машины, а также предложил ввести в обиход само слово «танк» (резервуар). Только благодаря авторитету и докладам этого английского полковника в военном министерстве все-таки были начаты разработки в этом направлении, именно ему была доверена подготовка первых танковых экипажей, и, наконец, именно Суинтон создал первый кодекс-памятку танкиста.
При этом проект Суинтона мог так и остаться нереализованным даже в условиях развернувшейся в Европе кровопролитной войны, если бы на него не обратил свое внимание первый лорд Адмиралтейства сэр Уинстон Черчилль. Даже его аргументы в защиту новой боевой машины поначалу не смогли убедить консервативное военное руководство, однако он не был бы Черчиллем, если бы так легко отступил. Первый лорд Адмиралтейства, который поверил в идею и проект Суинтона и других изобретателей, решил действовать. В январе 1915 года он написал премьер-министру страны лорду Асквиту письмо, в котором обосновывал необходимость разработки «сухопутного броненосца», приложив к письму чертежи новой боевой машины, и уже в феврале 1915 года будущи английский премьер основал Комитет сухопутных кораблей.
В июне того же года в данный комитет был приглашен Эрнест Суинтон, который написал для него спецификацию для новой бронированной боевой машины. Среди основных требований к танку он перечислил: скорость движения до 6,4 км/ч, достаточную маневренность, чтобы успешно передвигаться по полю боя, возможность преодоления препятствий, к примеру, траншей шириной до 2,4 метр и земляных парапетов высотой до 1,5 м. Вооружение танка должно было быть представлено двумя пушками и двумя пулеметами. Стоит отметить, что предложенная Суинтоном концепция и набор характеристик были гораздо более реальны, чем рассмотренный Комитетом до этого проект майора Томаса Хетерингтона, который явно увлекался гигантизмом. Предложенный им вариант боевой машины, вооруженной 6 пушками и 14 пулеметами, при высоте около 14 метров и бронировании 80-мм точно бы не удалось реализовать в тех условиях. Даже если бы этого железного монстра удалось создать, он доказал бы свою полную несостоятельность уже на поле боя, став легкой целью для вражеской артиллерии.
Процесс разработки нового облегченного танка, отвечавшего концепции Суинтона, который теперь вместо «сухопутного броненосца» начали называть «сухопутным крейсером», поручили лейтенанту морской авиации Уолтеру Вильсону и директору компании «Уильям Фостер и К. Лимитед», специализирующейся на выпуске сельскохозяйственной техники, Уильяму Триттону. Автором конструкции танка, которая была создана на основе выдвинутых Суинтоном требований, стал главный инженер компании Уильям Ригби. Строительство первого прототипа танка началось 11 августа 1915 года, а всего через месяц боевая машина была представлена комиссии. Танк получил название Little Willie или «Малыш Вилли». Он стал первым в истории работоспособным прототипом танка. После войны машину было решено сохранить для следующих поколений, а в 1940 году его в очередной раз удалось спасти от утилизации на металлолом. Сегодня «Малыша Вилли» по-прежнему можно увидеть вживую, теперь танк является экспонатом танкового музея в Бовингтоне.
При этом уже во время испытаний первого прототипа танка обнаружился целый ряд его существенных недостатков. Первым из них стала низкая скорость: на пересеченной местности она могла падать до 1,2 км/ч, что делало боевую машину легкой мишенью для артиллерии противника. Второй проблемой стала низкая проходимость: прототип с трудом мог преодолевать препятствия в виде воронок от снарядов и окопов, которыми изобиловали поля сражений Первой мировой войны. Третьей проблемой стала сложность управления: в передней части машины сидели 2 механика-водителя, один из которых управлял рулем, сцеплением, главной трансмиссией и переключением скоростей, а другой тормозами. Еще 2 человека размещались возле двигателя, они приводили в действие вторичную трансмиссию. Для управления установленным на танке вооружением необходимы были еще как минимум 2 члена экипажа.
Но создание первого прототипа танка дало и положительные результаты. Во-первых, данный прототип доказал перспективность развития танков. Во-вторых, по результатам проведенных испытаний были сформулированы основные требования к дальнейшему развитию нового типа боевых машин, в частности необходимость увеличения длины танка для возможности преодоления окопов и т. д. В-третьих, в Великобритании образовалась пара конструкторов — Триттон и Вильсон, которые положительным образом повлияли на развитие танкостроения Великобритании. А уже 15 сентября 1916 года впервые в истории войн английские танки Mark I были использованы в кровопролитном сражении при Сомме.
Источники информации:
Алексеев Д. С. Танки мира: большая энциклопедия. М.: Эксмо, 2015. 256 с.
http://planeta.by/article/776
http://warspot.ru/1408-tvortsy-tankovogo-mira-ernest-suinton
Информация