Основной боевой танк M60T Sabra (Израиль/Турция)

Сухопутные войска Турции располагают достаточно специфическим парком танков, в котором можно найти как современные, так и давно устаревшие образцы. Наряду с относительно новыми танками Leopard 2 немецкой постройки эксплуатируются старые американские M48. При этом, однако, командование предпринимает попытки обновить парк бронетехники, в том числе и путем модернизации существующих образцов. Результатом такого подхода стало появление проекта M60T Sabra, благодаря которому войска получили 170 глубоко модернизированных танков.

Проект Sabra стартовал начале двухтысячных годов и предназначался для проведения глубокой модернизации имеющейся в наличии техники. Не имея возможности строить собственные современные танки или закупать зарубежные образцы, турецкое командование было вынуждено обратиться за помощью к зарубежным специалистам. Разработка проекта модернизации существующей техники в 2002 году была заказана израильской компании Israel Military Industries (IMI), имевшей большой опыт создания и обновления бронемашин. От подрядчика требовалось разработать проект глубокой модернизации имеющихся танков M60A3 Patton американской постройки, позволяющий значительно повысить их характеристики. Проект получил обозначение Sabra.


Ввиду большого возраста и соответствующего технического облика имеющихся танков M60A3, техническое задание к проекту Sabra подразумевало переработку всех основных особенностей техники. Требовалось повысить характеристики силовой установки, усилить защиту и установить новое вооружение увеличенной мощности. Таким образом, специалистам IMI пришлось фактически создавать новый танк на базе существующих агрегатов. При этом, однако, следовало широко использовать имеющиеся узлы, поскольку строительство танков с нуля не планировалось. К счастью, компания IMI уже имела опыт модернизации бронемашин семейства M60. Ранее ей приходилось разрабатывать подобные проекты в интересах армии Израиля.


Строевой танк M60T Sabra. Фото Militaryedge.org


Изначально турецким военным был предложен существующий вариант модернизации, создававшийся для израильской армии. В таком случае вооруженные силы Турции могли получить незначительно доработанный танк серии «Магах» версии 7C. Израильская промышленность уже имела опыт модернизации американских танков, и именно такой вариант обновления техники изначально был предложен заказчику. Впоследствии вариант проекта Sabra на базе «Магах 7C» получил дополнительное обозначение Mk 1.

Ознакомившись с проектом Sabra Mk 1, турецкая сторона потребовала внести в него некоторые изменения, связанные с конструкцией силовой установки, башни и т.д. Все эти пожелания были учтены в обновленном проекте Sabra Mk 2, который сохранил основные черты базового Mk 1, но имел массу сравнительно небольших отличий, влияющих на характеристики.

Модернизируемый танк M60 должен был сохранить основные агрегаты, такие как корпус, башня и ходовая часть, которые не следовало дорабатывать для упрощения и удешевления процесса обновления. Тем не менее, для повышения тех или иных характеристик на базовые детали предлагалось устанавливать различное дополнительное оборудование. Таким образом, общая архитектура и компоновка танка в ходе модернизации осталась прежней. В передней части корпуса сохранилось отделение управления, в центре осталось боевое отделение, а корма по-прежнему отдавалась под двигатель и трансмиссию.

Характерной чертой танков семейства M60, в том числе M60A3, являются корпус и башня, изготовленные из гомогенной брони, что не соответствует современным требованиям и не позволяет обеспечить приемлемый уровень защиты от существующих в настоящее время противотанковых средств. По этой причине проект Sabra предусматривал усиление бронезащиты базового танка за счет установки дополнительных элементов. В проекте версии Mk 1 предлагалось использовать дополнительные навесные модули бронирования, устанавливаемые поверх собственной брони танка. Модули планировалось крепить на верхней лобовой детали и на бортовых экранах корпуса. Кроме того, предлагались лобовые и бортовые модули для башни, а на ее корме размещалась открытая корзина.


Выставочный образец. Фото Wikimedia Commons


В дальнейшем развитие систем дополнительной защиты продолжилось путем установки нового оборудования. Проектом Mk 2 предусматривалось усиление навесной брони динамической защитой. Кроме того, для повышения живучести в боевых условиях танки Sabra всех модификаций должны оснащаться автоматической системой пожаротушения и дымовыми гранатометами.

Для упрощения сборки модернизированных танков базовый M60A3 в ходе ремонта и обновления сохраняет имеющиеся корпус и башню. Дополнительная защита монтируется прямо на их поверхности. За счет этого, в частности, танк Sabra сохраняет внешнее сходство с базовым образцом.

Проектом Sabra Mk 1 на базе «Магаха» подразумевалось использование дизельного двигателя Continental AVDS-1790-5A мощностью 908 л.с. Такая силовая установка не устроила заказчика, из-за чего в проекте Mk 2 был предложен двигатель MTU MT 881 KA-501 мощностью 1000 л.с. Одним из основных преимуществ, сказавшихся на выборе заказчика, стала возможность лицензионного производства двигателей MTU на турецких предприятиях. Также заменили трансмиссию. Вместо изделия Allison CD850-6BX (Mk.I) танк оснастили системой Renk 304S.

Ходовая часть базового танка не претерпела значительных изменений. В ее составе сохранилось по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту, по три поддерживающих ролика и дополнительные амортизаторы. Направляющие колеса остались в передней части корпуса, ведущие – в корме.


Основной боевой танк M60T Sabra (Израиль/Турция)
Схема установки дополнительного бронирования на базовые корпус и башню. Рисунок Alternathistory.com


Одно из основных требований к проекту Sabra касалось усиления вооружения. Танки M60 всех основных модификаций оснащались нарезным орудием M68 калибра 105 мм, параметры которого уже не позволяют эффективно поражать современную бронетехнику с высоким уровнем защиты. По этой причине специалистам компании IMI пришлось разрабатывать новый комплекс вооружения с более мощным основным орудием. При создании обновленного боевого отделения использовались имеющиеся наработки и готовые агрегаты, заимствованные у израильских танков. Примечательно, что в ходе создания модернизированной башни не пришлось значительно дорабатывать существующие агрегаты.

Основным оружием танков Sabra всех модификаций стало гладкоствольное орудие MG253 калибра 120 мм, разработанное для танка «Меркава» Mk 3. Ствол пушки оснащается эжектором и теплозащитным кожухом. В укладках боевого отделения размещаются 42 унитарных выстрела. Утверждается, что применение гладкоствольного орудия большего калибра позволило значительно повысить огневую мощь танка, а также увеличить дальность эффективного огня и могущество боеприпасов. Таким образом, танки Sabra с точки зрения основного вооружения имеют большое преимущество перед базовыми M60 всех основных модификаций.

Башня модернизированного танка Sabra Mk 1 оснащается электрическими приводами поворота и гидравлической системой подъема орудийной установки. Это оборудование позволяет наводить вооружение в любом направлении с возвышением от -9° до +20°. В проекте Sabra Mk 2 было предложено использовать только электрические системы наведения.

В качестве дополнительного вооружения танки Sabra должны были получать пулеметы и дымовые гранатометы. В одной установке с пушкой предлагалось монтировать пулемет винтовочного калибра, такой как M240 или MG3. На командирской башенке предусмотрели установку для зенитного пулемета. По желанию заказчика, на ней расположили крупнокалиберный пулемет M85. На скулах башни монтируются два блока 60-мм дымовых гранатометов.


Парадный строй танков. Фото Militaryedge.org


Модернизированный танк оснащается цифровой системой управления огнем Knight, в состав которой входит различное оборудование от компаний El-Op Industries Ltd и Elbit Systems. СУО интегрирована с другой аппаратурой, используемой для управления танком и связи. Применены дневные и ночные приборы, позволяющие вести наблюдение и атаковать цели в любых метеоусловиях и в любое время суток. Так, рабочее место наводчика оснащено комбинированным прицелом с увеличением до х8 в дневном режиме и до х5,3 в ночном. Имеющийся лазерный дальномер позволяет определять расстояние до цели в пределах 200-9995 м с точностью до 5 м.

В ходе модернизации до состояния Sabra Mk 1/2 танк M60A3 сохраняет экипаж, состоящий из четырех человек. В передней части корпуса располагается механик-водитель, трое других танкистов (командир, наводчик и заряжающий) находятся в боевом отделении.

После установки нового оборудования и дополнительного бронирования габариты танка остаются на прежнем уровне. Длина машины составляет 6,95 м, ширина 3,63 м, высота – 3,27 м. Боевая масса танка Sabra зависит от модификации. В первой версии этот параметр равнялся 55 т, в варианте Mk 2 – 59 т. На увеличении массы сказались усиление брони, новая силовая установка и некоторые другие факторы.

Танк Sabra Mk 1, оснащенный двигателем Continental AVDS-1790-5A, должен был иметь удельную мощность на уровне 16,5 л.с. на тонну. В модификации Sabra Mk 2 этот параметр вырос до 16,95 л.с. на тонну. С такими характеристиками первый вариант бронемашины мог развивать максимальную скорость до 48 км/ч, второй – до 55 км/ч. Запас хода на одной заправке топлива у всех модификаций задан на уровне 450 км. Танки всех модификаций способны подниматься на склон крутизной 60%, двигаться с креном 30%, забираться на стенку высотой 91 см и пересекать траншею шириной 2,6 м. Без подготовки возможно преодоление брода глубиной до 1,4 м, с подготовкой – до 2,4 м.


Танк Sabra на параде. Фото Militaryedge.org


Контракт на разработку проекта модернизации строевых танков семейства M60 был подписан в 2002 года. После этого в течение нескольких лет компания IMI работала над созданием проекта и выполнением требований заказчика. В 2005 году началось строительство опытного танка Sabra, который был представлен в конце осени. В дальнейшем компания-разработчик и вооруженные силы Турции провели весь комплекс необходимых испытаний, по результатам которых были выполнены определенные доработки и принято решение о дальнейшей судьбе новой техники.

Турецкие военные одобрили проект Sabra Mk 2 и приняли решение начать серийное производство новых танков. В 2007 году был подписан контракт на проведение ремонта имеющихся в армии танков M60A3 с модернизацией по новому проекту. На вооружение новые машины были приняты под обозначением M60T Sabra. В соответствии с договором от 2007 года, израильская сторона передала турецкой промышленности ряд необходимых технологий и лицензии на производство некоторого оборудования. При этом, однако, дополнительные модули бронирования производились только в Израиле и поставлялись в Турцию в готовом виде. Необходимые комплектующие производились различными предприятиями и поставлялись 2-му главному центру технического обслуживания, где производились ремонт техники и установка нового оборудования.

Выполнение контракта на поставку танков M60T Sabra продолжалось до весны 2009 года. За это время турецкие и израильские предприятия изготовили 170 комплектов модернизации и установили их на строевые танки M60A3. К концу прошлого десятилетия все эти машины вернулись в строй, став одними из самых новых и совершенных танков в турецкой армии.

По имеющимся данным, в настоящее время сухопутные войска Турции располагают примерно 930 танками M60 нескольких модификаций, включая M60T Sabra. Таким образом, более семи с половиной сотен бронемашин относятся к устаревшим модификациям и серьезно уступают модернизированной технике по ряду характеристик. Как следует из опубликованных сведений, модернизация оставшихся танков семейства M60 не планируется. Реализация подобного проекта связана с крупными тратами, которые не вписываются в турецкий военный бюджет. Кроме того, на протяжении нескольких последних лет турецкая армия строит планы по переходу на новейший танк Altay с отказом от устаревшей техники.


Разгрузка танков M60T вблизи турецко-сирийской границы, конец 2015 г. Фото Alternalhistory.com


Завершив выполнение контракта на поставку оборудования для модернизации танков, израильская компания IMI продолжила развитие проекта Sabra. Результатом дальнейших работ стало появление варианта Sabra Mk 3, отличающегося от предшественников рядом характерных черт. В этом проекте предлагается использовать дополнительные модули бронирования, созданные на основе наработок по проекту «Меркава» Mk 4, а также системы предупреждения о лазерном или радиолокационном облучении. На командирской башенке вместо турели предлагается устанавливать дистанционно управляемый боевой модуль с крупнокалиберным пулеметом. Кроме того, ходовая часть получает гусеницу, заимствованную у танков израильской разработки.

Насколько известно, проект Sabra Mk 3 пока не заинтересовал потенциальных заказчиков, прежде всего Турцию. Предлагаемый вариант модернизации имеет заметные преимущества перед предыдущими, однако отличается большей стоимостью. Кроме того, на его перспективах сказываются планы турецкого командования, касающиеся развития бронетанковой техники. Таким образом, можно предполагать, что проект Sabra Mk 3 никогда не выйдет из стадии предварительной разработки и продвижения на рынке. Тем не менее, нельзя исключать, что этот проект может заинтересовать третьи страны, на вооружении которых до сих пор состоят старые танки американского производства. Заказ комплектов модернизации позволит обновить технику с заметным повышением ее характеристик до приемлемого уровня, но при этом сэкономить в сравнении с закупкой новой современной техники.

Проект модернизации танков M60A3 под названием Sabra представляет определенный интерес с технической точки зрения. Путем использования готовых комплектующих и разработки некоторых новых изделий израильским специалистам удалось создать оригинальной проект обновления устаревшей бронетехники со значительным повышением ее характеристик. Главными плюсами новых проектов можно считать использование 120-мм орудия и современной цифровой системы управления огнем. Такие нововведения позволили избавиться от устаревших 105-мм пушек и поднять огневую мощь танков на достаточно высокий уровень, сравнимый с ведущими зарубежными разработками.

Тем не менее, присутствуют и некоторые специфические минусы, прежде всего, связанные с модернизационным характером проекта. Танки M60 оснащались гомогенной броней, что наложило серьезные ограничения на повышение уровня защиты. Даже после установки дополнительного бронирования, в том числе с динамической защитой (Sabra Mk 2) уровень защиты танка может быть недостаточен для противодействия современным бронебойным снарядам или противотанковым ракетам.


Общий вид танка Sabra Mk 3. Рисунок Alternalhistory.com


Другой минус танка Sabra – сравнительно низкая подвижность. Даже после установки мощного 1000-сильного двигателя машина M60T имеет удельную мощность менее 17 л.с. на тонну, что ограничивает максимальную скорость, проходимость и другие параметры подвижности. Как следствие, по ряду параметров Sabra уступает современным и некоторым устаревшим танкам. При этом дальнейшее повышение мощности двигателя может быть невозможным из-за неприемлемого увеличения нагрузки на ходовую часть.

Проект Sabra разрабатывался в соответствии с заказом 2002 года, а модернизация танков проводилась в 2007-2009 годах. В результате этого сухопутные войска Турции получили 170 глубоко модернизированных бронемашин с повышенными характеристиками. Это позволило в определенной мере обновить материальную часть танковых подразделений, однако доля модернизированных танков M60T не слишком велика. Для сравнения, за последние годы Турция приобрела порядка 350 танков Leopard 2. Тем не менее, проект Sabra считается успешным, поскольку позволил без значительных затрат обновить часть устаревшей техники и повысить ее характеристики.


По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://army-technology.com/
http://militaryfactory.com/
http://militaryedge.org/
http://alternathistory.com/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти