Military Review

The ruin of the reserve "Mikhalovskoe" during the years of occupation

6
The topic of museums that suffered during the Great Patriotic War, unfortunately, is very extensive: the Nazis have done great damage to our cultural and historical heritage.


Today we will speak about the State Memorial Historical-Literary and Natural Landscape Museum-Reserve of Alexander Sergeyevich Pushkin "Mikhailovskoye", which is on the Pskov land. Here, on the mother’s family estate, Pushkin not only lived while in exile. He often came here, if not for very long. Here he wrote about a hundred of his works, including "Arap Peter the Great" and "I remember a wonderful moment." Here our national genius is buried.

In general, Mikhailovskoye passed into state ownership (it was bought out from Pushkin's relatives) in the centenary year of the poet - 1899. Twelve years later, a museum of memory of Alexander Sergeevich appeared in Mikhaloyvkom. The manor became a nature reserve in the year 1922.

The fate of this corner of the Pskov region during the Great Patriotic War is sad: exactly three years - from July 12, 1941 to July 12, July 1944 - it was dominated by the invaders. The Germans looted and burned the Pushkin house-museum, destroyed the house of Arina Rodionovna’s nanny, almost completely cut down the old park. The territory of Mikhailovsky itself turned into a military object: trenches, barbed wire, mined areas appeared.

When it became known about the approach of the Germans, the museum staff tried to evacuate the most valuable things, but this, unfortunately, failed. Then they buried part of the exhibits in the park. However, this also did not save the values: most of the Nazis found.

In the first days of the occupation, the invaders staged a drunken playing game in the house-museum. They took the plaster sculptures of Pushkin and Gorky and made them targets. Here are the memories of the wives of the forester DF Filippov: “The German headquarters settled in our house-museum. The Germans set the couch, collapsed on old chairs, began to carry valuable things: candlesticks, paintings. What they did not like was thrown away. I saw in one of the halls a portrait of Pushkin - a wonderful copy of the famous work of the artist Kiprensky. The portrait lay on the floor. The canvas was pressed through with a boot. In my eyes, a German soldier was melting a furnace with books ... ”

The ruin of the reserve "Mikhalovskoe" during the years of occupation


At the station Trigorskaya, which is next to Mikhailovsky, there was a station built specially for the centenary of the poet. Now here was a stable. Here the Germans drove the peasants to work and beat them with batons.

Apparently, at that time, the invaders were so sure of their own invincibility that, intoxicated by this, every moment they tried to assert their barbaric superiority over the Russians. However, 1942 came the year - and the mood of the "invincible" began to change. They realized that with one fear the authorities would not hold, and decided to behave differently. In 1942, the museum was opened to the public. The Nazis "kindly invited" the occupied population of the Pskov land to visit the reserve: "By the grace of Adolf Hitler, the Pushkin Museum opens wide for the liberated workers, where everything connected with the name of the great poet and so dear to the Russian people is opened." Wow, the Russian people were given our own Pushkin, and even by great mercy ...

People came to Mikhailovskoye, not because they submitted to “donors” or believed false words, but to see with their own eyes what was left of the museum. Or maybe they just scooped up power in a place that is dear to them?

In the spring of 1942, the Germans announced that “distinguished guests” would arrive from Berlin soon. The invaders decided to put the manor in order, but in their own way: for example, a table appeared in the lobby, and on it — newspapers, magazines, brochures published by the fascists in Russian. Postcards with the image of Hitler, German calendars. Especially for the arrival of "guests of honor" issued special flyers. On one side - Pushkin's verses, on the other - prayers or proverbs: “A German has an instrument for everything”, “science is not beer, you can't take it in your mouth”, “I could not resist a mane, you cannot hold a tail”. Or another example: on the back of the leaflet with the poem “The Village” there was a note “A bank is a friend of a peasant” (an advertisement of a savings book).

"Distinguished guests" did come, and not only from Berlin. The Nazis obliged the excursions to conduct Afanasyev, the wife of the new director appointed by the Germans (by the way, in the mentions of the museum staff I did not find a single positive response about this man. But I read a lot of statements that he only cared about the interests of the Germans and never even tried to defend reserve). After the excursions, Afanasyev usually asked to leave reviews in the guest book. And reviews appeared. Here is one: “We, soldiers of great Germany, visited the museum and saw how they lived here with the king.” About Pushkin during this time the Germans did not write a word. But the Russian guests (who, of course, the Germans did not meet, but simply missed), wrote: “Pushkin's genius is alive. And she will live now and forever! ”

On the territory of the reserve has always lived a lot of songbirds. The Nazis quickly noticed it. They ordered local foresters to appear and, on pain of death, ordered rare birds to be caught in order to be sent to Germany. Not only was this occupation deeply repugnant to foresters, but they are people of respectable age, and catching birds is not an easy task.



The invaders noticed that there was a hollow in the old linden trees where bees settled. Armed with spraying devices and spoons with long handles (stolen from a nanny’s house), they scraped away honey from pity.

Or another order - to select and cut down fifty thousand of the Mikhailovsky pines for military purposes. Director Afanasyev executed this order, and soon a mountain of logs grew on a toe between Lake Malenets and the River Sorotiu. As conceived by the fascists, the logs were to go downstream the river Sorot to the city of Ostrov, where at that time the German sawmill was located. However, the partisans prevented this: they managed to burn down the felled forest.

June 1942 of the year was approaching - one hundred forty-third anniversary of the birth of Pushkin. The Germans announced that on this day celebrations would take place in Mikhailovsky and even “graciously” returned to the museum some of the items stolen by them. In the newspapers, the occupants published an article entitled “German soldiers saved the mask of Pushkin”: “The Pushkin Corner was not injured from the war. In the village of Mikhailovsky there is a museum, the exhibits of which occupy eight large halls. A few days ago, the German commandant's office transferred the mask of Pushkin to the museum, which was removed by German soldiers from the burning Tsarskoye Selo palace. The noble deed of the German soldiers evokes deep admiration and gratitude in the heart of every truly Russian person. ” The newspaper was forbidden for the museum staff to shoot on pain of death.

Yes, on the poet's birthday, the invaders really staged a rally. But 22 June - "the day of the liberation of Pskov from Bolshevism," they said much more magnificent and solemn.

Pushkino Mountaineers looked at everything that was happening with bitterness and hatred. Many became partisans and underground. Here are the memoirs of A. D. Malinovsky, one of the participants in the underground struggle against the Nazis: “On Pushkin’s birthday, he stood under lindens tank machine gun, on the alley smoked the kitchen on automobile wheels. The cook put firewood in the firebox, foul smelling of bean soup. Automatons hung on a young linden tree - like black unprecedented fruits ... Under the centuries-old spruce, the invaders made a toilet: dug a hole, pulled a string, so as not to stumble ... Bathing was noisy on Soroti, the riverbank was littered with uniforms. The officers were diving, floundering in the water, screaming in bad, drunken voices. Mikhailovsky’s reserve was gone, instead of a quiet corner - an officer’s casino ... "



Playing the role of "Pushkin's overseas friends", the Hitlerites, however, were not going to leave the valuable exhibits of the museum in Russia. And at the beginning of 1943, they demanded from Afanasyev to make an inventory of the museum property. He executed the order, and now this inventory is the only document that gives the most complete picture of what the museum of our national genius was before the war. True, the inventory does not include archival documents, books, part of the painting objects - but this proves once again that the Germans did not need the museum itself as an object of memory. It required only its material values ​​and the mandatory destruction of the cultural shrines of the Russian people. After the defeat at Stalingrad, the invaders became increasingly aware that they had to hurry. And here on ten carts, under the protection of armed Germans, sofas, antique chairs, candlesticks were leaving the reserve ...



In February, 1944, the front line approached Pushkin places. And on July 12, the Pushkin Mountains were completely liberated from the invaders. Fleeing, the Germans took off the mask of "friends of the poet." They burned the house-museum, built on the foundation of the house where Alexander Sergeevich lived. On the territory of the reserve there were two other houses - one also burned down, and the second one was heavily destroyed. At the entrance to the Mikhailovsky Park hung a large portrait of the poet. He was shot three times, and the park itself was shelled with artillery fire. On the Pushkin avenue staged tank debris, cutting down the largest fir trees. The Assumption Cathedral, built in the sixteenth century at the behest of Ivan the Terrible, was blown up. Destroyed and the cathedral, near which is the grave of Pushkin. The aggression of the invaders was so great that they were not even too lazy to tear sheets from the liturgical church books and documents describing history Svyatogorsky monastery, and scattered them.

This is the terrible picture that appeared before our soldiers-liberators. And the next day, July 13, work has already begun on the restoration of the Mikhailovsky Reserve. It was almost completely restored in the 1949 year, to the poet's 150 anniversary.

Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Good cat
    Good cat 15 January 2016 06: 23
    +8
    Wild barbarians, translate the article and publish on German sites, let them often remember about their ancestors and do not teach others to live!
  2. gla172
    gla172 15 January 2016 06: 51
    +4
    That summer, my son went there on an excursion.
  3. parusnik
    parusnik 15 January 2016 07: 45
    +4
    They ordered local foresters to appear and, on pain of death, ordered to catch rare birds in order to send them to Germany.... "Europeans" have always been greedy for the good of others ... Greed is one of the European values ​​... If you walk through European museums ... just for stolen goods ... both from each other and from other nations ... European the union is called now ..
    Thanks, great story ...
  4. igordok
    igordok 15 January 2016 07: 54
    +2
    The Panther line was first broken through in the Pushkinskie Gory region in 1944. True, not for long. They could not gain a foothold on the left bank of the Velikaya River.
    1. gla172
      gla172 16 January 2016 13: 52
      +1
      I was digging, I was there on this "line" ..... there almost every year on mines, etc. they break ... and ammunition in boxes ...
  5. Asperr43
    Asperr43 15 January 2016 08: 26
    +2
    Read about the grave of Pushkin! During its repair, it turned out that the poet’s body was not there! And the local people also have a rumor that, they say, the grave is not real.
  6. mikhail342
    mikhail342 15 January 2016 11: 25
    +3
    Yes, they are creatures ... that's all. Like the Bendera now and the Nazis then - it was necessary not to accept surrender, but to completely destroy them with giblets and with Bendera as well ...
    1. castle
      castle 15 January 2016 13: 01
      +2
      Well then, during the war, everything is clear. What now? Borodino for cottages or Arkhangelsk oligarchs to give, and so on? Are these all non-Nazi Germans or the Russian leaders for whom you voted for?
  7. gamer
    gamer 15 January 2016 19: 48
    0
    There was nothing sacred for these creatures !!! fuck us theirs Hoffmann, Kant-Our Pushkin !!!!! Like the Crimea !!! drinks

Разорение заповедника "Михаловское" в годы оккупации

Тема, касающаяся музеев, пострадавших в годы Великой Отечественной войны, к сожалению, очень обширна: фашисты нанесли огромный урон нашему культурному и историческому наследию.

Сегодня речь пойдёт о Государственном мемориальном историко-литературном и природно—ландшафтном музее-заповеднике Александра Сергеевича Пушкина «Михайловское», что на Псковской земле. Здесь, в родовом имении матери, Пушкин не только жил, находясь в ссылке. Сюда он часто приезжал, пусть и не очень надолго. Здесь он написал около ста своих произведений, в том числе «Арап Петра Великого» и «Я помню чудное мгновенье». Здесь наш национальный гений и похоронен.

Вообще, в государственную собственность Михайловское перешло (было выкуплено у родственников Пушкина) в год столетия поэта — 1899-й. Двенадцать лет спустя в Михалойвком появился музей памяти Александра Сергеевича. Заповедной же усадьба стала в 1922-м году.


Судьба этого уголка Псковщины во время Великой Отечественной войны печальна: ровно три года — с 12 июля 1941 года до 12 июля 1944 года — он находился во власти оккупантов. Немцы разграбили и спалили дом-музей Пушкина, разрушили домик няни Арины Родионовны, практически полностью вырубили старинный парк. Сама территория Михайловского превратилась в военный объект: появились траншеи, колючая проволока, заминированные участки.

Когда стало известно о приближении немцев, сотрудники музея попытались эвакуировать самые ценные вещи, но это, к сожалению, не удалось. Тогда они закопали часть экспонатов в парке. Однако это тоже не спасло ценности: большую часть фашисты нашли.

В первые же дни оккупации захватчики устроили в доме-музее пьяную картёжную игру. Они забрали гипсовые скульптуры Пушкина, Горького и устроили из них мишени. Вот воспоминания жены лесника заповедника Д.Ф.Филиппова: «В нашем доме-музее поселился немецкий штаб. Немцы поставили топчаны, развалились на старинных стульях, стали тащить ценные вещи: подсвечники, картины. Что им не нравилось, выбрасывали. Я увидела в одном из залов портрет Пушкина — замечательную копию известной работы художника Кипренского. Портрет валялся на полу. Полотно было продавлено сапогом. На моих глазах немецкий солдат растапливал печь книгами...»

Разорение заповедника "Михаловское" в годы оккупации


На станции Тригорская, что рядом с Михайловским, располагался вокзал, построенный специально к столетию поэта. Теперь здесь оказалась конюшня. Сюда же немцы сгоняли крестьян для работ и избивали их дубинками.

Видимо, в то время захватчики были так уверены в собственной непобедимости, что, опьянённые этим, каждый миг старались утвердить своё варварское превосходство над русскими. Однако наступил 1942 год — и настроение «непобедимых» стало меняться. Они поняли, что одним страхом власть не удержат, и решили вести себя иначе. В 1942-м году музей открыли для посещения. Гитлеровцы «любезно пригласили» оккупированное население Псковской земли к посещению заповедника: «По милости Адольфа Гитлера широко открывает двери музей А.С.Пушкина для освобождённых трудящихся, где бережно восстановлено всё, что связано с именем великого поэта и так дорого русскому народу». Надо же, русским людям дарили нашего же Пушкина, да ещё по великой милости...

Люди приходили в Михайловское, но не потому, что покорились «дарителям» или поверили лживым словам, а чтобы своими глазами посмотреть, что осталось от музея. А может быть, просто черпали силу в дорогом для них месте?

Весной 1942-го года немцы объявили, что вскорости прибудут «высокие гости» из Берлина. Усадьбу захватчики решили привести в порядок, но по-своему: к примеру, в вестибюле появился стол, а на нём — газеты, журналы, брошюры, изданные фашистами на русском языке. Открытки с изображением Гитлера, немецкие календари. Специально к приезду «почётных гостей» выпустили специальные листовки. На одной стороне — стихи Пушкина, на другой — молитвы или пословицы: «У немца на всё инструмент есть», «наука не пиво, в рот не возьмёшь», «За гриву не удержался, за хвост не удержишься». Или другой пример: на обороте листовки со стихотворением «Деревня» была заметка «Банк — друг крестьянина» (реклама сберегательной книжки).

«Высокие гости» действительно приезжали, и не только из Берлина. Экскурсии фашисты обязали проводить Афанасьеву — жену назначенного немцами нового директора (кстати, в упоминаниях сотрудников музея я не нашла ни одного положительного отзыва об этом человеке. Зато читала много высказываний о том, что он радел лишь об интересах немцев и никогда даже не пытался отстаивать интересы заповедника). После экскурсий Афанасьева обычно просила оставить отзывы в книге гостей. И отзывы появлялись. Вот один: «Мы, солдаты великой Германии, побывали в музее и увидели, как жили здесь при царе». О Пушкине за это время немцами не было написано ни слова. Зато русские гости (которых, конечно, немцы не встречали, а просто пропускали), писали: «Жив пушкинский гений. И будет жить ныне и вечно!»

На территории заповедника всегда жило много певчих птиц. Гитлеровцы быстро заметили это. Приказали явиться местным лесникам и под страхом смерти велели выловить редких птах, чтобы отослать в Германию. Мало того, что это занятие было глубоко противно лесникам, но они — люди почтенного возраста, а отлов птиц лёгким занятием не назвать.

Разорение заповедника "Михаловское" в годы оккупации


Заметили захватчики и то, что в старых липах есть дупла, в которых поселились пчёлы. Вооружившись приспособлениями для опрыскивания и ложками с длинными ручками (украденными из домика няни), они без жалости выскребали липовый мёд.

Или другой приказ — отобрать и вырубить для военных целей пятьдесят тысяч сосен Михайловского. Директор Афанасьев этот приказ выполнил, и вскоре на мыске между озером Маленец и рекой Соротью выросла гора брёвен. По замыслу фашистов брёвна должны были отправиться вниз по течению реки Сороть в город Остров, где в то время находился немецкий лесопильный завод. Однако этому помешали партизаны: они успели сжечь срубленный лес.

Приближался июнь 1942-го года — сто сорок третья годовщина со дня рождения Пушкина. Немцы объявили, что в этот день в Михайловском состоятся торжества и даже «милостиво» вернули в музей часть разворованных ими же экспонатов. В газетах оккупанты напечатали статью «Немецкие солдаты спасли маску Пушкина»: «Пушкинский уголок от войны не пострадал. В селе Михайловском находится музей, экспонаты которого занимают восемь больших залов. На днях германской комендатурой передана в музей маска Пушкина, вынесенная германскими солдатами из горящего Царскосельского дворца. Благородный поступок немецких воинов вызывает глубокое восхищение и благодарность в сердце каждого истинно русского человека». Газету работникам музея запрещено было снимать под страхом смерти.

Да, в день рождения поэта захватчики действительно устроили митинг. Но 22 июня - «день освобождения Псковщины от большевизма» они отметили гораздо пышнее и торжественнее.

Пушкиногорцы смотрели на всё происходящее с горечью и ненавистью. Многие стали партизанами и подпольщиками. Вот воспоминания А.Д.Малиновского, одного из участников подпольной борьбы с фашистами: «В день рождения Пушкина под липами стоял танковый пулемёт, на алле дымила кухня на автомобильных колёсах. Повар подкладывал в топку дрова, одуряюще пахло фасолевым супом. На молодой липе висели автоматы — словно чёрные невиданные плоды... Под вековой елью оккупанты устроили туалет: вырыли яму, натянули шпагат, чтобы не оступиться... На Сороти шумело купанье, берег реки был завален мундирами. Офицеры ныряли, барахтались в воде, орали дурными пьяными голосами. Заповедного Михайловского не стало, вместо тихого уголка — офицерское казино...»

Разорение заповедника "Михаловское" в годы оккупации


Играя роль «заморских друзей Пушкина», гитлеровцы, тем не менее, не собирались оставлять ценные экспонаты музея в России. И в начале 1943 года потребовали от Афанасьева составить опись музейного имущества. Он выполнил приказ, и сейчас эта опись — единственный документ, который даёт самое полное представление о том, каким был музей нашего национального гения до войны. Правда, опись не включает архивные документы, книги, часть предметов живописи — но это ещё раз доказывает, что немцам не нужен был сам музей как объект памяти. Требовались только его материальные ценности и обязательное уничтожение культурной святыни русского народа. После поражения под Сталинградом захватчики всё яснее понимали, что надо спешить. И вот на десяти подводах под охраной вооружённых немцев из заповедника уезжали диваны, старинные кресла, подсвечники...

Разорение заповедника "Михаловское" в годы оккупации


В феврале 1944 года к пушкинским местам приблизилась линия фронта. А 12 июля пушкинские Горы были полностью освобождены от захватчиков. Убегая, немцы сняли с себя маску «друзей поэта». Они сожгли дом-музей, выстроенный на фундаменте дома, где жил Александр Сергеевич. На территории заповедника были и два других дома — один тоже сожгли, а второй сильно разрушили. У входа в Михайловский парк висел большой портрет поэта. Его трижды прострелили, а сам парк обстреляли артиллерийским огнём. На пушкинской аллее устроили танковые завалы, срубив самые большие ели. Взорвали Успенский собор, построенный в шестнадцатом веке по велению Ивана Грозного. Разрушили и собор, около которого находится могила Пушкина. Злость захватчиков оказалась настолько велика, что они не поленились даже вырвать листы из богослужебных церковных книг и документов, описывающих историю Святогорского монастыря, и разбросали их.

Вот какая ужасающая картина предстала перед нашими солдатами-освободителями. А на следующий день, 13 июля, уже начались работы по восстановлению Михайловского заповедника. Практически полностью он был восстановлен в 1949 году, к 150-летию поэта.

Разорение заповедника "Михаловское" в годы оккупации
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Добрый кот 15 января 2016 06:23
    Дикие варвары,переводите статью и на немецких сайтах публикуйте,пусть почаще вспоминают про своих предков и других жить не учат!
  2. gla172 15 января 2016 06:51
    Тем летом сын туда на экскурсию ездил.
  3. parusnik 15 января 2016 07:45
    Приказали явиться местным лесникам и под страхом смерти велели выловить редких птах, чтобы отослать в Германию...."Европейцы" всегда были до чужого добра жадные...Жадность-одна из европейских ценностей...По европейским музеям ежели пройтись..сплошь на ворованное..как друг у друга, так и у других народов...Европейский союз называется теперь..
    Спасибо,замечательное повествование...
  4. igordok 15 января 2016 07:54
    Линия "Пантера" впервые была прорвана в районе Пушкинских Гор в 1944г. Правда не надолго. Закрепиться на левом берегу реки Великой так и не смогли.
    1. gla172 16 января 2016 13:52
      Копал,я там на этой "линии".....там чуть ли не каждый год на минах и т.д.рвутся...а боеприпасы ящиками....
  5. Asperr43 15 января 2016 08:26
    Почитайте про могилу Пушкина! При ее ремонте выяснилось, что тела поэта там не оказалось! И в местном народе тоже слух есть, что, мол, могила не настоящая.
  6. mikhail342 15 января 2016 11:25
    Да, твари они... вот и всё. Как бендеровцы сейчас так и фашисты тогда - надо было не принимать капитуляцию, а полностью их уничтожать с потрохами и с бендеровцами также...
    1. Hrad 15 января 2016 13:01
      Ну тогда, во время войны, всё понятно. А что сейчас? Бородино под коттеджи или Архангельское олигархам отдать и так далее? Это всё нелюди немцофашисты или те Российские руководители, за которых Вы свой голос отдали?
  7. игорек 15 января 2016 19:48
    Для этих тварей не было ничего святого!!! нахрена нам ихний Гофман,Кант-Наш Пушкин !!!!! Как и Крым!!! drinks

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня